Ludmila Tumanova

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду памятка для родителей


Памятка для родителей "Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду"

Адаптация ребенка к детскому саду. Памятка для родителей

После долгих раздумий вы все-таки решили отдавать ребенка в детский сад. Теперь перед Вами стоит вопрос: как подготовить ребенка к посещению детского сада? Как помочь ему легче адаптироваться?

Предлагаем Вам использовать несколько простых рекомендаций:

1. Начните готовить малыша к садику заранее.

2. Важно учить ребенка общаться. Водите его гулять на детские площадки, посещайте детские праздники, берите его с собой в гости и приглашайте друзей к себе в гости. Расширяйте круг общения ребенка. Поощряйте его за контакты со сверстниками.

3. Оставляйте ребенка с другими близкими и знакомыми, сначала не надолго, а затем увеличивайте время. Объясняйте, что у вас есть дела, работа, Вы помогаете папе зарабатывать денежки, чтобы покупать продукты, игрушки и др.

4. В ходе подготовки к садику приведите малыша гулять на участок, познакомьте с детьми и воспитателями, покажите группу, кроватку, рассказывайте ему как весело и интересно будет ему с другими детьми.

5. В период подготовки к детскому садику рассказывайте малышу больше о детском саде, придумывайте истории, сказки в которых любимый персонаж малыша пошел в садик и что он там делал.

6. Дома поиграйте в детский сад, роль ребенка можете выполнять Вы или любимая игрушка малыша. Покажите ребенку в игре, как он может познакомиться, вступить в игру. Соблюдайте в ходе игры режимные моменты.

7. Продолжайте играть с малышом в детский сад, когда он начнет ходить в садик. В игре ребенок покажет вам, с какими проблемами он сталкивается, а вы предложите пути их решения.

8. Не показывайте ребенку свое волнение относительно поступления в детский сад. Ребенок должен понять, что выбора у него нет — детский сад это неизбежность. Ваша уверенность, оптимизм передастся ребенку. Первое время водить ребенка в детский сад может папа.

9. Придумайте ритуал встречи и прощания, делайте ребенку сюрприз, который он найдет в шкафчике, когда придет в детский сад. Разрешите взять ему игрушку, украсить шкафчик по его усмотрению.

10. Необходимо обсуждать с воспитателем длительность пребывания малыша в детском саду, возможность вашего присутствия в садике в течении какого-то времени и домашний режим ребенка на период адаптации к детскому саду.

11. Обычно ребенок привыкает к новым условиям в течение 2-3 недель. В это время ребенок может стать капризным, плохо есть и спать, плакать, когда видит уходящих родителей. Не торопитесь немедленно забрать малыша на домашний режим. Пройдет немного времени и он привыкнет к новому общению.

12. Расскажите воспитателю заранее об индивидуальных особенностях вашего ребенка: что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается,, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

Что нужно обязательно сделать перед садом:

1. Режим дня дома должен быть похож на режим дня детского сада.

2. Желательно приучить ребенка к горшку (как минимум, чтобы ребенок спокойно на него садился).

Малыш должен уметь самостоятельно мыть руки с мылом и сморкаться в носовой платок.

3. Научить ребенка есть ложкой. Для годовалых детей — держать ложку, пытаться есть.

4. Отлучите ребенка от груди. Кормление грудью сильно привязывает малыша к маме, усложняет адаптацию. Но, если уж, так случилось, что до сада никак не удалось отучить, то во время самой адаптации этого делать не стоит, это слишком стрессирует малыша.

5. Кормите ребенка едой, совпадающей с меню детского сада.

6. Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.

7. Повысить роль закаливающих мероприятий.

8. Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.

9. Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

10. Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.

11. И последнее – очень важно, чтобы ребенок много общался с детьми и умел играть самостоятельно.

Что нужно делать, когда ребенок уже начал посещать детский сад:

1. Начните гулять на площадке детского сада.

2. Хорошо, если в детском саду вам разрешат самим показать ребенку группу. Таким образом, вы покажете ребенку свое одобрение всего, что там есть.

3. Вначале приводите ребенка на 1-2 часа в день, затем оставьте на обед, далее на сон. Когда ребенок уже будет оставаться на сон, забирайте его после полдника, не ждите окончания работы сада.

4. Во время адаптации у детей часто нарушатся аппетит и сон. Быстрее всего восстанавливается аппетит. Со сном часто бывают проблемы. Поэтому не отчаивайтесь, если ваш малыш ни с первой попытки сможет заснуть в группе.

5. Приводя ребенка в детский сад, не передавайте ему свое беспокойство: не стойте у дверей, не подсматривайте в окно, отдавайте ребенка воспитателю спокойно. Не обсуждайте при ребенке проблемы, касающиеся сада.

6. Старайтесь в выходные соблюдать такой же режим дня, что и в саду.

7. В период адаптации уменьшите просмотр телевизора, посещение гостей и любых новых событий. Новизны у ребенка и так хватает!

8. В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.

9. Два слова хочу сказать об игрушках. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою любимую

ВАЖНО ПОМНИТЬ:

Привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности.

Нужно быть очень внимательным к крохе в этот нелегкий для него период. Хвалить и благодарить, что помогает маме управиться с делами, восхищаться умением ладить со всеми в группе, дарить ему мелкие подарки, чаще целовать и обнимать!

Положительные эмоции вашего малыша от посещения детского садика — противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Они сравнимы только лишь с рассветом, который возвещает нам о том, что ночь уже давно пошла на убыль и будет светлый, много обещающий всем день. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто «опьянен» ориентировочной реакцией на «прелесть новизны». Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, — это верный знак того, что он освоился. Чем легче адаптируется ваш ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении у вашего ребенка адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, — главные «лекарства», вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.

В ДОБРЫЙ ВАМ ПУТЬ!

infourok.ru

Памятка для родителей. Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада

Елена Полякова Памятка для родителей. Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада

Азбука для родителей

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Адаптационный период– серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей.

Как подготовить ребенка к посещению детского сада? Как помочь ему легче адаптироваться?

1. Начните готовить малыша к садику заранее.

2. Важно учить ребенка общаться. Расширяйте круг общения ребенка. Поощряйте его за контакты со сверстниками.

3. Оставляйте ребенка с другими близкими и знакомыми, сначала не надолго, а затем увеличивайте время. Объясняйте, что у вас есть дела, работа, Вы помогаете папе зарабатывать денежки, чтобы покупать продукты, игрушки и др.

4. В ходе подготовки к садику приведите малыша гулять на участок, познакомьте с детьми и воспитателями, покажите группу, кроватку, рассказывайте ему как весело и интересно будет ему с другими детьми.

5. В период подготовки к детскому садику рассказывайте малышу больше о детском саде, придумывайте истории, сказки в которых любимый персонаж малыша пошел в садик и что он там делал.

8. Не показывайте ребенку свое волнение относительно поступления в детский сад. Ребенок должен понять, что выбора у него нет — детский сад это неизбежность. Ваша уверенность, оптимизм передастся ребенку. Первое время водить ребенка в детский сад может папа.

9. Придумайте ритуал встречи и прощания, делайте ребенку сюрприз, который он найдет в шкафчике, когда придет в детский сад. Разрешите взять ему игрушку, украсить шкафчик по его усмотрению.

10. Необходимо обсуждать с воспитателем длительность пребывания малыша в детском саду, возможность вашего присутствия в садике в течении какого-то времени и домашний режим ребенка на период адаптации к детскому саду.

11. Обычно ребенок привыкает к новым условиям в течение 2-3 недель. В это время ребенок может стать капризным, плохо есть и спать, плакать, когда видит уходящих родителей. Не торопитесь немедленно забрать малыша на домашний режим. Пройдет немного времени и он привыкнет к новому общению.

12. Расскажите воспитателю заранее об индивидуальных особенностях вашего ребенка: что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

Что нужно сделать перед поступлением в детский сад:

1. Режим дня дома должен быть похож на режим дня детского сада.

2. Желательно приучить ребенка к горшку (как минимум, чтобы ребенок спокойно на него садился).

3. Научить ребенка есть ложкой.

5. Кормите ребенка едой, совпадающей с меню детского сада.

9. Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

10. Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.

Единственный совет, который можно дать родителям в этот период – терпение и еще раз терпение. Помните, что маленькому человеку очень тяжело, пытайтесь помочь ему справится с эмоциями, не провоцируйте его лишний раз, старайтесь сохранять в доме спокойную обстановку.

Доверяйте опыту и

чутью воспитателей, прислушивайтесь к их рекомендациям.

В добрый путь!

www.maam.ru

Памятка для родителей по адаптации детей в детском саду

Ирина Арсенкина Памятка для родителей по адаптации детей в детском саду

Адаптация ребенка к детскому саду

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. Родителям важно уделить особое внимание новому этапу жизни ребенка.

Для того, чтобы она прошла успешно, предлагаем Вам ознакомиться с небольшой памяткой, как быть и что делать, чтобы адаптация малыша к детскому садику или яслям прошла для него менее болезненно. Надеемся, наши рекомендации помогут Вам, и Ваш малыш с радостью и удовольствием будет находится в новом детском коллективе.

Памятка для родителей

1. Настраивайте кроху как можно положительнее к его поступлению в детский сад.

2. Постарайтесь создать в семье спокойную дружескую атмосферу

3. Объясняйте и демонстрируйте, что мама и папа иногда уходят, но обязательно вернуться. Давайте понять, что разлука с Вами неизбежна, что очень хорошо, что он дорос до сада и стал таким большим.

4. Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

5. Дайте ребенку с собой в садик его любимую игрушку, вызывающую у него теплые чувства и ассоциирующуюся с домом. Пусть игрушка «ходит в садик» вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, не было ли ей грустно.

6. Создайте свой ритуал прощания. Договоритесь заранее с ребенком, например, о том, что вы ему помашете в окошко и пошлете воздушный поцелуй, так ему будет проще отпустить вас.

7. Не оставляйте малыша сразу на целый день, постепенно увеличивайте число часов пребывания в детском саду.

8. Никогда не уходите незаметно, не предупредив малыша об этом, вы рискуете подорвать доверие к себе.

9. В выходные дни придерживайтесь режима дня, принятого в ДОУ, повторяйте все виды деятельности

10. Все время объясняйте чаду, что он для вас, как раньше, очень дорог и любим.

11. Занимайтесь вечерами с малышом совместно творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте

12. Научите элементарным навыкам самообслуживания: одеваться, раздеваться, умываться, есть,

расчесываться, проситься и ходить в туалет.

13. Уделяйте внимание состоянию здоровья вашего ребенка.

14. В первое время целесообразно сохранить привычные для ребенка приемы ухода: покачать на ручках, поцеловать и т. д., можно принести любимые игрушки.

15. Не отзывайтесь отрицательно об учреждении, его специалистах.

16. Будьте терпимее к капризам.

17. Не наказывайте, «не пугайте» детским садом, забирайте вовремя.

18. Не обещайте забрать его до сна, и понимать что этого не будет- потеряете доверие в глазах ребенка.

19. Расскажите воспитателю заранее об индивидуальных особенностях вашего ребенка: что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

20. Имейте в виду, что проблемы адаптации ребенка в садике могут возобновиться после праздника, каникул, а также при серьезном изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо проявлять гибкость, в особо сложных случаях можно вновь сократить время пребывания ребенка в детском саду либо в течение какого-то времени по договоренности с воспитателем устраивать перерыв в середине недели.

ПОМНИТЕ, ВАЖНЫ ТЕРПЕНИЕ,

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ПОНИМАНИЕ!

www.maam.ru

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Адаптация ребёнка к детскому саду»

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Адаптация ребёнка к детскому саду»

Чем может помочь мама

Каких необходимо придерживаться правил для более быстрой адаптации ребенка:

1. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и садике. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Ребенку придется ходить в этот детский сад и эту группу, а значит, нужно сформировать у него позитивное отношение. Расскажите кому-нибудь в присутствии малыша, в какой хороший садик он теперь ходит и какие замечательные «тетя Валя» и «тетя Таня» там работают.

2. В выходные дни не меняйте режим дня. Можно дать поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться». Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, возможно, он слишком поздно ложится вечером.

3. Не отучайте малыша от «дурных» привычек (например, от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать его нервную систему. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.

4. Постарайтесь создать дома спокойную, бесконфликтную обстановку. Чаще обнимайте ребенка, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему сейчас так нужна ваша поддержка!

5. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите малыша, помогите ему успокоиться и переключите внимание на что-то интересное.

6. Дайте с собой в садик небольшую игрушку (лучше мягкую). У детей формируется восприятие игрушки как «заместителя» мамы. Когда он прижимает к себе что-то пушистое, что является частичкой дома, то чувствует себя спокойнее.

7. Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту историю вы можете инсценировать с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком. Ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не дойдете до этого момента. Собственно, цель в том и заключается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.

8. Облегчите режим. Если вы видите, что ребенку сложно, он стал еще более капризным, скорректируйте режим. Например, сделайте дополнительный «выходной день» в среду или пятницу. Забирайте по возможности пораньше, лучше сразу после полдника.

Спокойное утро

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен ребенок. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

1. И дома, и в садике разговаривайте с малышом доброжелательно, уверенно. Проявляйте дружелюбную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – при раздевании. Говорите не слишком громко, но уверенно, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которая идет с малышом в садик. Видя, что зайчик «так хочет в садик», малыш заразится его хорошим настроением.

2. Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему расстаться легче. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого (чаще всего маму) никак не может отпустить от себя, продолжая переживать и после ухода. А вот забирает лучше пусть тот, с кем эмоциональная связь сильнее!

3. Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

4. У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчетесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

Часто болеющие дети.

Если ребенок находится дома больше, чем ходит в садик, то ему сложно влиться в коллектив. Ребенка 2–3 лет сверстники из группы просто «забывают». Дети постарше формируют стойкие дружеские связи по интересам, принося игрушки и организуя игры. Часто болеющий ребенок не может в них вписаться. Он как бы остается «чужим» – тем, кто приходит ненадолго. Конечно, он чувствует себя не слишком комфортно!

Рекомендация: У таких детей обычно есть родные, которые не работают. Замечено, что чем больше заняты родители и чем быстрее им нужно выйти на работу, тем реже и менее продолжительно болеют дети. Не держите ребенка дома просто так, «чтобы окреп». Чаще эта мера не только не помогает, но и мешает. Ведь естественный иммунитет вырабатывается и поддерживается в «активной» среде. Если все же ваш ребенок часто пропускает садик, постарайтесь организовать неформальное общение. Приглашайте ребят из его группы в гости, гуляйте на площадках, где можно встретить друзей из садика. Так он не будет одинок и растерян, возвращаясь после болезни в свою группу.

Все, что касается еды, сна, прогулок, занятий, относится к Его Величеству Режиму, великому и ужасному. И родителям не под силу изменить его, сколько ни говори об индивидуальном подходе. Как говорится, подход подходом, «а их у меня больше двадцати».

Если садик вам необходим, помогите своему ребенку приспособиться. Ищите поддержки у воспитателей. Они любят, когда родители проявляют заинтересованность в том, чтобы улучшить ситуацию. Нежелание ходить в детский сад, связанное с едой, сном или другими элементами режима, в общем-то, преодолимо.

Очень важно, чтобы у ребенка были позитивные стимулы, которые помогут смириться с некоторыми неприятными моментами. Например, дружба, интересные игры или любимые занятия. Найдите их вместе с ним, и «режимные» трудности будет преодолеть гораздо легче!

Ошибки, которые не стоит допускать

Иногда родители совершают ошибки, приводящие к тому, что ребенок начинает бояться садика. Чего же делать нельзя?

1. Нельзя показывать ребенку свою тревогу. Нужно исключить все высказывания типа: «Бедненький, в садик тебе придется идти!», «Как же ты в садике без мамы?» Не говорите это сами и не позволяйте «доброхотам» говорить такое малышу. Также не обсуждайте тему того, как вы встревожены, со своими подругами при ребенке. Даже если он не понимает всех фраз, он способен выделять ключевые слова «детский сад», «воспитатель» и связывать их с вашим встревоженным выражением лица. И у него может закрепиться уверенность: садик – это плохо и опасно.

2. Нельзя пугать детским садом. «Вот пойдешь в садик, там тебе покажут, как не слушаться!», «Не будешь хорошо себя вести, отдам в садик, пусть тебя там воспитывают!», «В садике воспитатель тебе ремня даст за такое поведение!» Родители применяют такие фразы в качестве «воспитательной» меры: напугаешь, он и слушаться будет лучше. О таких родителях можно сказать: «Не ведают, что творят». Да, возможно, в этой ситуации ребенок и послушался. Но вред нанесен ему долговременный! Теперь ребенок твердо знает: садик – это опасное место, где его буду ругать, наказывать, а может, и бить. Захочет ли он туда пойти?

3. Нельзя критиковать садик и воспитателей перед ребенком. Возможно, вам не слишком нравятся детский сад и воспитатели, но по каким-то причинам вы не можете выбрать другой. Что ж, придется мириться с тем, что есть. Ошибкой было бы обсуждать при ребенке ваше недовольство. Иначе ваш настрой передастся ему, и он будет воспринимать атмосферу в детском саду как недружелюбную. Старайтесь вообще поменьше обсуждать садовские проблемы при ребенке, это лишь способно его дезориентировать.

4. Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы «заберете его пораньше», если не предполагаете этого делать. Пусть лучше знает, что мама придет не скоро, чем потеряет к вам доверие.

Итак, причин для того, чтобы не желать ходить в детский сад, у ребенка не так уж мало. Но практически все представляют временные трудности, с которыми по силам справиться. Но поделюсь самым главным, секретным способом. Просто предложите ребенку поиграть в детский сад. С вашей стороны – минимум активности. Принесите игрушки и приготовьтесь: сейчас начнется самое интересное! Ребенок в своей игре покажет вам то, о чем никогда не расскажет, отвечая на вопросы. А также то, о чем всегда молчат воспитатели. Понаблюдав, вы сможете узнать, что воспитатель покрикивает на детей во время еды. Что один из мальчиков постоянно обижает других. Что есть девочка, с которой хотелось бы дружить, а не получается. Что он испугался, толкнув другого мальчика, и чувствует себя виноватым. В общем – все тайное станет явным. Несколько таких игр – и картина будет вам ясна. А это – половина успеха!

В силах родителей сделать многое, чтобы ребенку было комфортно в детском саду. И тогда проблемы нежелания его посещать можно будет избежать. Иначе говоря – «болезнь» легче предупредить, чем лечить!

Психолог я/с №54: Хасенова М.И.

infourok.ru

Памятка родителям - Адаптация ребенка к условиям детского сада. Ивьевский ясли-сад - начальная школа

Памятка родителям - Адаптация ребенка к условиям детского сада

     С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения.

     Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.

Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребёнка.

     Основные трудности, возникающие в период адаптации:

  • Нарушения режима дня, т.е. в домашних условиях режим дня не придерживается детсадовского.
  • У большого количества детей проблемы в развитии элементарных навыков самообслуживания, т.е. ребёнок не научен.
  • родителями самостоятельно одеваться-раздеваться, пользоваться горшком, самостоятельно есть и т.п.
  • Отсутствие правильной речи.
  • Отсутствие навыков общения со сверстниками и взрослыми.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

  • Возраст
  • Состояние здоровья
  • Уровень развития
  • Умение общаться со взрослыми и сверстниками
  • Сформированности предметной и игровой деятельности
  • Приближённость домашнего режима к режиму детского сада

Как родители могут помочь своему ребёнку в период адаптации к ДОУ

  • По возможности расширять круг общения ребёнка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребёнка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
  • Помочь ребёнку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребёнка в игру
  • Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки», «попрыгаем, как зайчики». 
  • Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
  • Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребёнка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребёнок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребёнка от себя.
  • Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

            К моменту поступления в детский сад ребёнок должен уметь:

            - самостоятельно садиться на стул;

            - самостоятельно пить из чашки;

            - пользоваться ложкой;

            - активно участвовать в одевании, умывании.

Что делать, если...

...Ребёнок начал ходить в детский сад:

  • Установите тесный контакт с работниками детского сада.
  • Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно
  • Не оставляйте ребёнка в саду более чем на 8 часов
  • Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребёнка.
  • С 4-го по 10-й день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.
  • Поддерживайте дома спокойную обстановку
  • Не перегружайте ребёнка новой информацией
  • Будьте внимательны к ребёнку, заботливы и терпеливы.

...Ребёнок плачет при расставании с родителями:

  • Рассказывайте ребёнку, что ждёт его в детском саду.
  • Будьте спокойны, не проявляйте перед ребёнком своего беспокойства.
  • Дайте ребёнку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.
  • Принесите в группу свою фотографию.
  • Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке)
  • Будьте внимательны к ребёнку, когда забираете его из детского сада.
  • После детского сада погуляйте с ребёнком. Дайте ребёнку возможность поиграть в подвижные игры.
  • Устройте семейный праздник вечером.
  • Демонстрируйте ребёнку свою любовь и заботу
  • Будьте терпеливы.

Мы желаем вам успехов в подготовке к такому важному и волнующему периоду жизни малыша!

sad-ivye.schools.by

Памятки для родителей Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ | МБДОУ детский сад №22 станицы Ярославской Мостовоский район Краснодарский край

Ваш малыш подрос, и уже не далек тот день, когда вы приведе­те его в детский сад. Многие из вас волнуются, тревожатся о том, будет ли ребенку хорошо в детском саду, не начнет ли он болеть, капризничать, расстраиваться при расставании с близкими, с до­мом. Эти волнения и тревоги закономерны, так как поступление в детский сад — сложный период в жизни маленького ребенка, своеобразный экзамен для его психики и здоровья.

В условиях семьи малыш привык к установленному распо­рядку жизни, к определенной обстановке, способам обращения с ним. У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведения, отношений с членами семьи.

Для нас с вами, людей взрослых, перемена обстановки, встре­чи с новыми людьми — дело привычное, часто привлекательное. Иное дело — ребенок первых лет жизни. Его жизненный опыт невелик, и приспособление к новым условиям сопряжено с труд­ностями, так как любое изменение требует разрушения некото­рых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. В раннем возрасте это особенно сложная задача.

Известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение родителей к окружающим людям — причины, тормозящие у малыша уме­ние контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что в первые дни пребывания в детском саду он будет негативно от­носиться к педагогам, что усложнит уход за ним.

Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных родителей, дети из семей, состоящих из многочисленных родственников, легко вступают контакт с педагогами. У таких детей, как правило, адаптационный период длится несколько дней. Малыши из таких семей деятельны, веселы, много играют.

Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, кото­рых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя». Ребенок, у которого дома не тренируется способностьтормозить свои желания, с трудом усваивает и выполняет прави­ла поведения, взаимоотношения, приучение к которым начинает­ся с первого дня его пребывания в детском саду.

Итак, общая задача педагогов и родителей — помочь ребен­ку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Прежде все­го необходимо приблизить домашний режим к распорядку дня в детском учреждении. При этом важно упорядочить часы сна, питания, бодрствования, а при проведении режимных процедур всемерно поощрять и развивать детскую самостоятельность.

В заключение следует заметить, что выработка единых требо­ваний к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду — важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

Игры с водой и песком

От года до полутора лет дети становятся «водяными». Вы и раньше замечали, что ребенку доставляет огромное удоволь­ствие каждое купание — как он плещется, как смеется! А теперь малыша так и тянет к воде.

Что ж, создайте ему условия, пусть поиграет игрушками в те­плой воде. Это можно устроить дома в ванной комнате, или на даче — на зеленой лужайке поставьте пластмассовый таз, или в саду — на солнышке. Воды много не наливайте. Бросьте в воду несколько игрушек, с ними — пару пластмассовых чашек. Пусть малыш переливает «из пустого в порожнее» (как раз тот случай, когда это хорошо). В магазине «Детский мир» вы можете встре­тить очень полезную игрушку — маленький надувной бассейн с пластмассовыми рыбками. Для забав ребенка лучше исполь­зовать такой бассейн, он выгодно отличается от тазика тем, что не перевернется, если нажать на край, то есть ребенок не выльет воду на себя.

В этом возрасте ребенок очень любит играть в песке. Впрочем, тяга к песку сохранится еще долго, и вы должны это учитывать. В городских условиях песочницу найти не проблема, но бывает, что песок в таких песочницах оставляет желать лучшего — пыль, мусор — иными словами, подобран без любви...

Если у вас есть возможность, организуйте привоз в ближай­шие песочницы хорошего мелкого песка. Дети вам будут благо­дарны. В сельской местности или дачном поселке с песком и во­все не должно быть сложностей.

Пусть папа не поленится, сколотит из бросовых досок песоч­ницу на вашем дачном участке, наполнит ее чистым желтым пе­ском. Это будет счастье для вашего малыша: целыми часами он может быть занят играми с песком.

Игрушки

Необходимо помнить, что ребенок играет только в те игры и теми игрушками, до которых созрел внутренне, до уровня ко­торых поднялся.

Если вы купите ребенку 1,5—2-х лет набор фломастеров 24-х цветов и роскошный альбом для рисования, то ничего хоро­шего из этого не выйдет. Понятно, всякий родитель хочет видеть в своем малыше вундеркинда, но вундеркинды — исключение. Малыш распишет вам не только альбом, но и обои на уровне сво­его роста. И придется делать ремонт. Ребенок вырвет из альбома все листы, скомкает и будет гонять по комнатам, а вы будете огор­чены.

Покупайте ребенку игрушки, соответствующие его возрасту. Если же хотите купить что-то заранее, то пожалуйста — покупай­те, но спрячьте подальше — до поры до времени. Когда ребенок подрастет, все пойдет в ход.

Ребенок начинает одеваться сам

В возрасте 1,5—2-х лет многие дети вполне способны сами раздеться, но одеваться самостоятельно у них еще не получается. Нет специальных методик, как поскорее научить ребенка одевать­ся. Для этого необходимо время.

От вас требуется немногое: когда вы одеваете ребенка, делай­те это неторопливо. Вообще все ваши действия по отношению к ребенку должны быть неторопливыми: ребенок учится, просле­живая ваши действия, наблюдая ваше спокойствие, ребенок и сам спокоен. Можно сопровождать процесс одевания комментария­ми: сначала надеваем это, затем то...

Случается, что дети закапризничают и не хотят одеваться либо, наоборот, раздеваться. Как быть в таком случае? Настаивать, до­водить дело до скандала? Надо попробовать чем-нибудь ребен­ка отвлечь, и пока он будет «переваривать» новую информацию, сделать свое дело.

Ребенок начинает разговаривать

В полуторагодовалом возрасте вы можете ждать от ребен­ка первых фраз. Чем больше и чем яснее вы с ним разговари­ваете, тем быстрее ребенок научится самостоятельно строить фразы.

Когда вы разговариваете с ребенком, не упрощайте слов, не коверкайте их, избегайте жестикуляции (любую мысль можно выразить словами). Не копируйте языковых неумело­стей своего ребенка. И не насмехайтесь над ним, не передраз­нивайте.

Вашему ребенку уже 2 года, а он еще плохо говорит, пропу­скает букву «р», заменяет букву «с» и т. д., плохо строит фразу, да и фраз — раз, два и обчелся. Между тем соседская девочка в два года щебетала как птичка и разговаривала с мамой вполне взрослым языком (вообще опыт показывает, что в раннем детстве девочки в речевом развитии несколько опережают мальчиков; со временем эта разница исчезает). Вероятнее всего, вы напрас­но паникуете. Не все дети начинают говорить в одном возрасте. Пройдет немного времени, и ваш малыш нагонит соседскую де­вочку. Но на всякий случай вы можете встретиться с логопедом. Даже если он не назначит вам занятий, то может дать несколько полезных советов.

Период повышенной подвижности

От 1,5 до 2-х лет, когда ребенок чересчур подвижный, но еще не совсем ловкий, когда он каждые пять минут дает вам повод его поругать и даже отшлепать, будьте терпеливы. Окриками и руга­нью вы воспитаете чувство постоянной вины в ребенке со всеми исходящими из этого чувства комплексами.

Очень подвижный ребенок — это хорошо. Если ваш ребенок тихо сидит в углу и не дает вам повода погрозить ему пальцем, и так час за часом — это ненормально. Обратите внимание, не заболел ли ваш малыш.

Ребенок в этом возрасте всюду лезет, открывает шкафы и выбрасывает из них одежду, предметы, хозяйничает в папиномписьменном столе, если попадается что-то хрупкое — ненароком сломает. Как с этим быть: запрещать или все позволять?

Запрещать не следует. Ребенок подвижен—так и должно быть. Но и не надо все позволять. Чтобы вам не приходилось нервни­чать, все предметы, которые ребенок может сломать или которые могут причинить ему вред, уберите подальше — на шкаф, на пол­ку, а лучше вообще спрячьте, чтобы не искушали вашего малыша. Шкаф и письменный стол закройте на ключ, а ключ уберите или загородите проход к столу стулом, креслом.

Ребенок от 1,5 до 2-х лет любит все выбрасывать из ящиков шкафов: он проявляет естественное любопытство, должен удо­влетворить жажду познания.

Найдите время, поучаствуйте в исследованиях вашего малы­ша: выдвиньте нижние ящики шкафа, достаньте вещи, пусть ре­бенок их рассмотрит. Пользуясь случаем, за игрой вы можете на­вести в этих ящиках порядок. И ребенку интересно, и хозяйству польза. Так — методично, с ревизией — вы можете заглянуть во все уголки, куда давно не заглядывали.

Знакомство с музыкой

Все дети очень любят музыку. Когда ребенок бодрствует, пусть она звучит в вашем доме. Самая разная: и классика, и эстрада, и мажорная, и минорная. Даже когда ребенок спит, музыка может звучать тихонько в соседней комнате.

У маленького ребенка еще практически нет музыкального слу­ха. Если он начнет петь детскую песенку, то вы сразу убедитесь, как фальшиво звучит песенка в его устах. Тем более он должен слушать побольше музыки.

Есть не лишенная оснований теория, что музыка не только воспитывает в ребенке музыкальный слух, но и организует ма­лыша. Ведь основа музыки — ритм, и в основе всех жизненных процессов тоже лежит ритм.

Подчеркнуть ритмичность музыки, отметить ритм для ребенка вы можете с помощью танца. Возьмите малыша на руки и по­танцуйте с ним под ритмичную музыку. Вы увидите, как ему это понравится.

Ребенок общается с другими детьми...

Когда вы выводите своего малыша «в люди», когда он играет с другими детьми, приглядывайте за ним — маленькие дети бы­вают агрессивны. Они большие собственники, и если кто-то по­кушается на их игрушку, могут вполне выйти из себя и устроить потасовку.

Если вы замечаете, что ваш малыш плохо ладит со сверстника­ми и постоянно оказывается в конфликтных ситуациях, постарай­тесь помещать его в общество детей более старших, которые уже играют с другими игрушками и которые в силу более развитого интеллекта уступчивее младших детей. Общество более старших детей удобно и потому, что они не устали еще отвечать на бесчис­ленные «почему» вашего ребенка и охотно разговаривают с ним на интересующие их темы.

В своем развитии младший ребенок начинает тянуться за старшими, он становится «вагончиком», который подсоединяют к «паровозу».

Иногда в процессе шумных подвижных игр ребенок перевоз­буждается, и тогда ему бывает трудно заснуть. В ваших возмож­ностях и интересах построить распорядок дня ребенка таким образом, чтобы чересчур подвижные игры приходились на утро либо после дневного сна, чтобы ко времени ночного отдыха ребе­нок обрел душевное равновесие.

Полезные привычки

Постепенно приучайте ребенка к труду, к опрятности. Он уже достаточно смышленый, чтобы понять полезность труда. Другое дело, что иной раз ленится или увлекается чем-нибудь более ин­тересным. Но ведь и труд можно сделать интересным, призвав на помощь немного фантазии, превратив труд в игру.

Опрятность, чистоплотность, привычка к порядку — качества, которые воспитываются с детства. Здесь вы должны быть настой­чивы, последовательны, если надо, строги. И естественно, кри­тичны по отношению к себе: если вы сами не уважаете порядок, то вряд ли вам удастся воспитывать любовь к порядку в вашем малыше. Ребенок уже вполне может собирать за собой игрушки (увлеките собственным примером); он может аккуратно разло­жить свою одежду, может закрыть после себя крышку горшка, может отнести к мусорному ведру фантик от конфеты и т. д.

Если у ребенка истерика

Какая должна быть тактика родителей, если ребенок закатил истерику?

Многое зависит от вашего знания детской психологии и тем­перамента ребенка. Попробуйте несколько тактик. Например, ребенок, требуя своего, пустился во все тяжкие, а вы, перестав обращать на него внимание, пошли своей дорогой или занялись своими делами. Ребенок более мягкого характера тут же сдастся и побежит за вами. Ребенок более самолюбивый будет продол­жать крик, а то и затопает ногами и доведет свою реакцию до максимума. Если вы такому ребенку тут же уступите, он впослед­ствии будет устраивать истерики по каждому поводу.

Тут тактика должна быть немного иная: подождите немного, пусть юный диктатор покричит, потопает ногами. А потом делай­те первый шаг к сближению, предложите компромисс; одновре­менно постарайтесь как-нибудь отвлечь внимание малыша. Воз­можно, ребенок, уставший кричать, ухватится за возможность спустить дело на тормозах, а в следующий раз, прежде чем при­бегать к помощи истерики, призадумается, стоит ли игра свеч.

Старайтесь настоять на своем, иначе истерики могут войти у ребенка в привычку.

Вашей реакцией на истерику ребенка должна быть выдерж­ка. Ни в коем случае нельзя срываться и устраивать истерику в ответ. Порой бывает титанически трудно совладать с собой при виде бьющегося в истерике чада. Но не нужно ни кричать на ре­бенка, ни тем более отшлепывать его — этим вы можете только усугубить ситуацию. Выдержка, негромкий укор, строгое лицо...

Как быть, когда ребенок устроил истерику в общественном месте: в магазине, трамвае, парке? Вы, возможно, уже знаете, как привести ребенка в нормальное состояние. Но для этого требует­ся время, а ребенок криком смущает людей. Вам неловко и даже стыдно за вашего малыша. Вы злитесь, а люди косятся, укориз­ненно качая головами...

Вам следует уйти с ребенком в какое-нибудь уединенное ме­сто (если едете в транспорте — сойти на ближайшей остановке) и в спокойных условиях, без свидетелей смягчить конфликт, от­влечь ребенка.

Дети не рождаются истеричными. Если ребенок устраивает истерики чуть ли не каждый день, вините в этом в первую оче­редь себя. Быть может, вы подбегали к ребенку на каждый его крик? Забыв обо всем, подхватывались ночью, стоило ребенку только подать голос, — вот малыш и привык таким способом до­биваться своего.

Новые увлечения: конструирование, лепка, рисование

У ребенка к полутора годам появляется тяга к конструирова­нию.

Если раньше игры с кубиками были достаточно примитивны­ми: бросить туда, бросить сюда, то теперь ребенок вполне может поставить несколько кубиков один на другой и проявляет упор­ное стремление совершенствоваться в этом. Помогите ему, по­кажите новые игры с кубиками. Постройте башню, арку, домик с крышей. Пусть ребенок попробует повторить.

Наблюдая его игры, вы заметите, как развилась фантазия ре­бенка. Он уже и сам способен что-то изобрести и этим удивить вас и заставить расчувствоваться.

Еще недавно ребенок не мог правильно держать карандаш, за­жимал его в кулаке, но к двум годам ребенок уже в состоянии рисовать. Правда, рисунки не отличаются изяществом. Их скорее можно назвать каракулями, но в этих каракулях уже угадывают­ся круги, квадраты, треугольники. Что-то получилось случайно, а чего-то ребенок как будто добивался.

Покажите малышу, как нужно рисовать правильно. Нарисуйте ему яблоко, домик с трубой, а возле домика маленького человеч­ка, сопроводите свой рисунок незатейливым рассказом. Ребенок высоко оценит ваше художественное мастерство. Для лепки мож­но использовать глину, пластилин. А если вы затеяли печь пи­роги, то сгодится для лепки и тесто (испеките ребенку колобка, о котором он уже знает из сказки). Конечно, сначала надо пока­зать, как пользоваться материалом для лепки. Лепка доставляет детям массу удовольствия, развивает пространственное мышле­ние, гибкость и ловкость пальцев, укрепляет мышцы рук.

Учитывая, что дети не могут и не должны подолгу сидеть без движений, а занятия рисованием и лепкой требуют большой со­средоточенности, вы можете чередовать эти занятия с какими- либо подвижными играми: например, порисовали, потом пока­тались на велосипеде — и опять рисовать. Можете использовать

комплекс физических упражнений. Вместе с вами ребенок будет с интересом делать любые упражнения.

Вашему ребенку уже два года

В возрасте после двух лет ребенок становится менее активным в движении, но более общительным. Он пополняет свой словар­ный запас, много спрашивает, повторяет слова, как эхо, охотно идет на контакт с окружающими, разговаривает со всеми, кто его окружает, и даже с неодушевленными предметами.

Также позаботьтесь об обществе для вашего ребенка. Всякий человек развивается в общении: чем больше общения, тем больше и развития. Если ваш ребенок посещает ясли — хорошо, общения ему хватает, есть с кем развивать свои разговорные способности. А если ребенок домашний, тогда найдите ему круг друзей, же­лательно примерно одного возраста. Вы увидите, каких успехов ребенок добьется в развитии речи.

В возрасте от 2—2,5 лет ребенок уже бегает. Причем бегать он может и оглядываясь, и глядя по сторонам. По этой причине повышается опасность травмы. Если ребенок разбегался по квар­тире, будьте начеку. А лучше создайте ребенку условия для того, чтобы он мог побегать, сжечь лишнюю энергию, поупражнять мышцы. Освободите для подвижных игр коридор, почаще выво­дите малыша на улицу.

Как и прежде, ребенок многие навыки обретает, подражая вам и окружающим его близким. Используйте это. Пусть ребенок по­стоянно видит, чем вы заняты. Вы стираете — пусть и малыш поучаствует, вы наводите порядок — пусть и он сложит в уголок свои игрушки. Ради забавы «покормите» вместе с ребенком куклу.

Покупайте ребенку побольше ярких с хорошими рисунками книжек. На рисунках все должно быть приятно. Рассказывайте ребенку, что там изображено, какие действия происходят. Он бу­дет слушать очень внимательно. Заодно обучайте малыша береж­но относиться к книжкам — не рвать их, не мять. Некоторое вре­мя спустя пусть ребенок сам расскажет по картинкам, что на них изображено. Если он не может, повторите рассказ.

Вы уже почувствовали, что началось время бесконечных во­просов. Через это испытание надо пройти. И готовьтесь к тому, что кончится оно не скоро. С терпением, достойной похвалы, от­вечайте на все вопросы ребенка. Не отмахивайтесь: «Мне неког-да!», «Отстань!» — этим вы совершаете большую ошибку. Всегда помните, что для ребенка 2—2,5 лет вы едва ли не основной ис­точник знаний. И все слова, которые он знает, — ваши слова. И все выражения, которые он использует, — ваши выражения.

Бывает, что вы устали или по какому-либо поводу раздражены, а тут еще ребенок со своими бесконечными вопросами. Владейте собой, владейте ситуацией! Ребенок, показывая на телефон, спра­шивает: «Что это?» Вы должны не только назвать предмет, но и объяснить, для чего он служит. Это очень расширяет кругозор ре­бенка.

В 2,5 года ваш ребенок должен знать до 300 слов. Если учиты­вать, что это запас слов среднестатистической домохозяйки, то, согласитесь, для ребенка совсем неплохо. В ваших возможностях этот запас слов пополнять и дальше. Когда ребенок вырастет, он будет вам благодарен.

Как приучить ребенка к горшку

Ребенок приобретает способность сознательно контролиро­вать мочеиспускание и дефекацию примерно в двухлетнем воз­расте. Конечно, к этому времени он уже наверняка «знаком» с горшком и знает, для чего этот предмет предназначен. Но если до сих пор «удачи» малыша в туалетных делах целиком и полностью являлись заслугой бдительных родителей, вовремя замечающих, что ребенок собирается эти самые дела совершать, то теперь, на­чиная с двух лет, он может следить за собой сам.

Чего нельзя делать:

  • держать на горшке подолгу;
  • покупать «музыкальные горшки»;
  • ругать за испачканные штаны;
  • придавать этим процедурам слишком большое значение, фиксировать внимание ребенка больше необходимого (в том чис­ле и слишком бурно выражать восхищение его успехами).

Для того чтобы ускорить процесс осознания и обучения, пре­доставьте малышу возможность хотя бы какое-то время каждый день путешествовать по дому без одежки. Тогда у него будет воз­можность увидеть и понять, что мокрые штанишки «случаются» не сами по себе, — он будет знакомиться с работой собственного тела. Кстати, о мокрых штанишках: примерно к полутора годам, а зачастую и намного раньше малыши сами начинают очень бур­

но переживать по этому поводу. Мокрые штаны не доставляют никакой радости, поэтому у вас нет нужды еще и делать ребенку замечание или тем более ругать его.

Наблюдайте за ребенком. Обычно по некоторым признакам можно заметить, что у него созрела некая потребность, и в это время имеет смысл предложить ему горшок. Не настаивайте, не заставляйте — просто предложите, объяснив, что тогда штаниш­ки останутся сухими и чистыми. Не забывайте предлагать ребен­ку горшок перед дневным и ночным сном.

ds22.mostobr.ru


Смотрите также

Объявление

Если у Вас есть ещё какие-либо интересные материалы (тексты, фото, видео, аудио), связанные с творческой жизнью Людмилы Тумановой, поделитесь ими со всеми нами, её многочисленными поклонниками.

Обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону: 8-922-56-101-83