Ludmila Tumanova

Что такое пластилин скульптурный


Что такое скульптурный пластилин и как его выбрать?

Скульптурный пластилин пользуется широким спросом среди профессионалов и любителей. Его часто используют студенты факультетов скульптуры или ученики художественных школ на учебных занятиях. Пластические свойства этого пластилина дают большие возможности для творчества, самовыражения.

Дети могут открыть в себе талант к лепке и пробовать свои способности, упражняясь с этим пластилином, а взрослые с удовольствием совершенствуют навыки работы по созданию скульптуры. Материал незаменим в процессе обучения и тренировки на соответствующих факультетах.

Скульптурный пластилин отличается от обычного, в первую очередь, тем, что его пластические свойства выше. Цвета схожи с природными оттенками. Можно, например, слепить из него маску, по цвету схожую с естественным оттенком кожи, или фруктовые и овощные плоды. Результат будет выглядеть довольно реалистично.

Руки скульптора неплохо разогревают пластилин, он становится податливым, мягким, что позволяет прорабатывать даже самые мелкие детали.

Выпускается скульптурный пластилин брикетами: мягкий и более твердый.

Структуру скульптурного пластилина составляют пчелиный воск, разные наполнители, в роли которых обыкновенно выступают сера, сухая глина, тальк. Добавляются пластификаторы, а чтобы придать мягкости используются технический вазелин или растительное масло. Этот пластилин имеет естественные природные цвета, но его можно красить какими угодно красками.

Выбирая скульптурный пластилин, следует обратить внимание на некоторые его свойства:

  • Он должен быть эластичным, податливым. Нужно, чтобы мягкость и твёрдость были в правильном соотношении.
  • При нагреве он должен становиться очень пластичным, практически таять.
  • Не должен оставлять после себя размазанных следов. Может легко раскатываться на твёрдой плоскости или в руках.
  • Пятна смыть не составляет труда. Специальными средствами выводить не нужно, достаточно воды и мыла.
  • После того как пластилину придали форму какой-то фигуры, он не застывает, не крошится, эластичность не пропадает.

Из скульптурного пластилина хорошо получаются модели небольшого формата: маленькие бюстики, статуэтки, мультипликационные герои, животные, овощи и фрукты и т. д.

Для эксплуатации этого пластилина потребуется особый инвентарь: пластиковые доски, маленькие ножички для резки (стеки), разные формочки, металлическая проволока для каркаса (необходима внутренняя поддержка). Медная не подойдёт. Некоторые вещества в составе пластилина могут разрушить её.

Перед началом работы с этим пластилином его необходимо нагреть с помощью воды или специальных приборов. Можно разогреть весь брикет и держать его горячим и мягким в продолжение всего процесса, а можно нагревать небольшими кусочками, которые понадобятся для работы в данный момент времени (для одной модели нагрели один кусочек, для другой – следующий и т. д. ).

Перегретый пластилин теряет пластические свойства. Если несколько раз нагревать одну и ту же массу, компоненты, придающие мягкость и эластичность, постепенно испаряются. Масса становится твёрдой и хрупкой, а такой пластилин не пригоден для работы. Однако можно восстановить нужные свойства. Для этого материал переплавляется, и в жидкую массу добавляются вещества для повышения эластичности.

Чтобы сделать модель более реалистичной, нужно выполнять детали симметрично. Для этого необходимо найти ось симметрии. Также следует определить центр композиции и взять его за основу. В фигурке человека, например, это будет лицо. Эту часть необходимо выполнить максимально приближенно к исходнику.

Скульптурный пластилин выпускается двух типов: мягкий и более твёрдый:

  • Первый подойдёт для начинающих любителей лепки. Его можно использовать для моделирования несложных фигур. Продаётся в любом магазине для детского творчества, соответственно может применяться для развития мелкой моторики рук детей. Его использование будет развивать творческие способности ребенка, стимулировать воображение. Лепить можно сначала с картинок, фотографий, потом использовать модели, придуманные самостоятельно.
  • Более твёрдый тип пластилина больше подойдёт для профессиональных скульптур. Из него можно создавать миниатюры, рабочие макеты экстерьера сооружений, медали, наработки, образцы больших итоговых скульптур. Он может выступить в качестве формовочной моделирующей массы для изготовки гипсовых элементов под роспись потолков. Его структурный состав позволяет работать с мелкими элементами моделей.

Попробовать может и взрослый, неожиданно решивший, что лепка – это дело всей его жизни. Начинать никогда не поздно, а разные производители помогут.

Перед началом работы пластилин любого типа обязательно нужно разогреть. Для этого можно использовать тёплую воду (температура не выше восьмидесяти градусов, иначе масса потеряет пластические свойства) или строительный фен. От брикета стеком отрезается кусочек необходимого размера для изготовления фигуры (больше отрезать не стоит). Используйте дощечку из пластика для работы.

Можно не беспокоиться о том, что бесформенная масса, если её долго не трогать, вдруг станет отвердевающей пастой. Под воздействием высокой температуры скульптурный пластилин смягчается, становится эластичнее. Чтобы он стал чуть податливее, достаточно будет тепла рук мастера.

Цветовая палитра скульптурного пластилина не выделяется разнообразием. Он выпускается брикетами белого, телесного, серого, оливкового, чёрного цветов:

  • Белый цвет подойдёт для изготовления профессиональных изделий. Они будут схожи с гипсовыми по внешнему виду. Можно использовать для создания макетов и эскизов. Белый цвет также хорош тем, что модель можно окрасить в любой подходящий цвет. Следовательно, можно смело делать из белого скульптурного пластилина фигурки, которые должны быть разноцветными.

Это очень хорошо для детей. Сначала ребёнок вылепит модель, потом окрасит в нужный цвет. Развивается мелкомоторная функция, воображение, интеллект.

  • Телесный – естественный цвет. Отлично подходит классической лепке. Из пластилина телесного цвета можно лепить маски, бюсты, фигурки людей.
  • Серому, оливковому и чёрному оттенкам также можно найти соответствующее применение. Или же окрасить изделие в нужный цвет.

В любом случае скульптурный пластилин чаще всего используется для создания образцов или как учебный материал. И цвет часто не важен, важна форма изделия, мелкие детали.

Для того чтобы изготовить скульптурный пластилин необходимо для начала расплавить воск. Сухая промолотая глина или сера добавляется в воск, сюда же добавляется сухой краситель, и вся масса хорошо размешивается. Затем всё это разливается небольшим слоем на толстую плёнку. Даётся время остыть. Холодную пасту измельчают, например, в мясорубке.

Полученную смесь плавят, добавляют для придания пластичности технический вазелин или масло, для твёрдости примешивают тальк или муку. Всё старательно размешивается, выливается и остывает.

Такой пластилин можно изготовить и дома. Для этого есть несколько способов:

  • Берём муку (два стакана) и соль «Экстра» (три четверти стакана). Соединяем, мешаем. Добавляем пищевой пигмент. Далее, в сухую смесь нужно добавить стакан воды и мешать, пока полностью не растворится соль. Потом добавляем одну столовую ложку крахмала и следом ложку ПВА и растительного масла. Получившееся месиво мешаем примерно 20 минут. Готовый пластилин лучше поместить в упаковку, куда не проникнут газы, жидкости, пары и держать в холодильнике. Обратите внимание, что пластилин, приготовленный по этой рецептуре, хранится недолго, высыхая через несколько дней.
  • Вскипятить полстакана воды. В кипящую жидкость добавлять, постепенно помешивая, стакан муки. Насыпать соль «Экстра» (50 г), краситель, добавить ложку растительного масла. Помешивать. 20 минут держать смесь на слабом огне, пока не загустеет. При необходимости можно добавить ещё муки. Готовый продукт нужно переложить в небольшую ёмкость, хранить в холодном сухом месте. Не расстраивайтесь, если нужная консистенция не получается сразу. Это в порядке вещей для данного способа приготовления.

Многократно использовать один и тот же кусочек такого пластилина не получится. Можно сделать лишь одну модель.

  • Берем те же продукты, что и в предшествующем рецепте. Засыпаем, заливаем их в ёмкость, подходящую для СВЧ-печи, перемешиваем, пока не получится однородная масса. Закрываем сверху плёнкой или крышкой и помещаем в микроволновую печь. Ставим на среднюю мощность, устанавливаем время 5 минут и включаем. Далее, вынимаем ёмкость и остужаем. Перемешиваем смесь до однородной массы. Этот пластилин также нужно герметично упаковать. Хранить в холодильнике не дольше месяца.

Следует отметить, что при собственном приготовлении продукта вы будете точно уверены в натуральности, нетоксичности веществ, сможете сами придать нужный оттенок (бледный или насыщенный). Все ингредиенты находятся в открытом доступе и стоят недорого.

Российские производители предоставляют на выбор покупателей хороший качественный и недорогой материал. Можно выделить несколько наиболее популярных компаний.

Эта компания выпускает как детский пластилин, так и пластилин для профессиональных скульпторов. Продукт пользуется спросом среди учащихся художественных школ и студентов специальных факультетов. Он отлично подходит для обучения, создания пробных моделей, к тому же его можно использовать многократно, так как до конца он не высыхает и не затвердевает. Состоит пластилин из воскообразной массы, минеральных пигментов и различных наполнителей. Не содержит серу. Мягкий, обладает высокой эластичностью, в руках как начинающего, так и опытного скульптора принимает любую форму.

Как правило, этот пластилин хорошо использовать для чёткой проработки форм и линий, для изготовления мелких предметов, миниатюрных композиций, декоративных изделий. Хорош тем, что не размазывается, оставляя одежду чистой, не прилипает к рукам и рабочему инвентарю. Свойства, необходимые для работы, со временем не меняются, поэтому прослужит такой материал очень долго, возможно, несколько лет.

Отлично подойдёт детям, так как не содержит вредных веществ. Выпускается брикетами массой в 1000 г. Компания совершенствует материал, расширяет цветовую палитру, старается предоставить потребителю широкий ассортиментов видов.

Ещё одна известная фирма-производитель – «Луч». Состав пластилина этой фабрики такой же, как и у компании «Гамма». Цветовой спектр – серый и телесный. Срок годности также не ограничен, но со свежим материалом работать удобнее. Выпускается брусками по 300 г.

Компания выпускает мягкий скульптурный пластилин серого, оливкового, телесного, терракотового цвета. Вес бруска – 500 г. Рекомендуемый возраст для работы – от трёх лет. Обладает устойчивостью к перепадам температуры, хорошо держит форму готовых изделий.

Отзывы о материалах разной марки не сильно разнятся. В основном мнения покупателей сходятся в вопросе пластичности и цвета.

Некоторые покупатели отмечают, что скульптурный пластилин просто необходим на этапе обучения скульптуре. Он отлично подходит для изготовления пробных изделий, макетов, образцов. Но готовые фигуры недолговечны. На поверхность скульптуры будет садиться пыль, а сама она может со временем деформироваться.

Другие покупатели отмечают твердость и устойчивую форму своих изделий. Этот факт во многом зависит от пометки на упаковке с материалом: М – мягкий, ТМ – твёрдо-мягкий, Т – твёрдый.

Начинающим рекомендуется использовать пластилин с пометками М и ТМ. Он более податлив и прост в обращении.

Все отзывы указывают на твёрдость пластилина перед началом работы. Он практически не мнётся. Но стоит его нагреть, и процесс идёт как по маслу: разминается легко, без усилий, работать приятно.

Все отмечают бедность цветовой гаммы. Цвета покупателей не радует, в некоторых отзывах даже говорится о том, что телесный пластилин на телесный совсем не похож. Хорошо, что материал можно покрасить в желаемый цвет.

Потребители говорят также о сроке годности. На упаковке указывается, что он не ограничен. Но покупатели рекомендуют использовать свежий материал, поскольку он более податливый, пластичный. Старый пластилин, к примеру, годичной давности, придётся долго нагревать для работы. Но качества, в общем-то, сохраняются.

Цена для всех приемлемая, невысокая. Отмечается доступность материала, можно приобрести его как в магазине канцтоваров, так и заказать онлайн. В целом отзывы о скульптурном пластилине положительные. Всё, на что он способен, волне удовлетворяет покупателей.

В следующем видео вас ждет урок по формовке пластилиновой скульптуры.

o-krohe.ru

Как лепить из скульптурного пластилина

Для выполнения скульптурных работ в художественных учебных заведениях и мастерских кроме гипса и глины применяются различные виды пластилина. Самым популярным является скульптурный пластилин, дающий возможность создавать интереснейшие изделия.

Профессиональный пластилин

Сначала нужно разобраться с вопросом о том, скульптурный пластилин – что это такое? Его отличие от обычного пластилина заключается в более высоких пластических свойствах. Благодаря огромной цветовой гамме можно выполнять работы в различных тематиках. Например, из такого пластилина может быть вылеплена маска для лица, которая благодаря естественным оттенкам будет хорошо имитировать натуральный оттенок кожи.

Овощи и фрукты также будут выглядеть реалистично. Пластилин хорошо разогревается от ладоней и пальцев, он легко размягчается, поэтому, работая с ним, можно вылепить не только крупные детали, но и мелкие тонкие элементы. Независимо от размера изделия оно получится четким и выразительным. Пластилин может отличаться по твердости. В отличие от мягкого твердый пластилин требует дополнительного разогрева.

Как работать со скульптурным пластилином

Процесс того, как работать со скульптурным пластилином, очень схож с лепкой из простого школьного материала. Но в зависимости от того, какие задачи вы преследуете, могут быть нужны и дополнительные материалы, например, вазелин, алюминиевая проволока, нагретая вода или другие источники тепла.

Если нужно лепить небольшую фигурку, не нужно разогревать весь пластилин – возьмите небольшой его кусочек. Его можно отломать или отрезать с помощью ножа, предварительно смочив его лезвие водой. Если по окончании лепки кусочки пластилина у вас остались, просто прижмите их к основной массе.

Перед тем как приступать к основному процессу, сначала определитесь с тем, что вы хотите лепить, и продумайте этот максимально подробно. Лучше сделать небольшие наброски будущего изделия. Приготовьте нужный материал и ваше рабочее место, в процессе лепки поглядывайте на эскиз. Фиксируются работы с помощью проволочных каркасов. После того как скульптура готова, уберите ее от источников тепла, иначе она может оплыть.

Как лепить?

Сначала нужно отделить часть, с которой вы будете работать, от основного бруска. Перед тем как пользоваться скульптурным пластилином, материал нужно немного разогреть, но не перестараться, поскольку иначе он может стать слишком хрупким или неподатливым. Чтобы восстановить пластику, можно использовать немного масла либо вазелина. А для повышения прочности можете добавить тальк или картофельную муку.

Для крупных поделок используется проволока, из которой создается каркас, не позволяющий деталям оплыть и осесть. Для этих целей нельзя использовать медную проволоку – в составе пластилина есть вещества, вступающие с ней в реакцию и разъедающие металл. Нужно заметить, что для человека все материалы лепки абсолютно безопасны.

Для крупных поделок лучше использовать мягкие сорта. Мелкие же детали удобно лепить из твердого пластилина, поскольку тогда они не будут липнуть к пальцам и растекаться.

www.plastilinkin.ru

Скульптурный пластилин

Пластилин, точнее состав, похожий на пластилин, впервые упоминается в XVI в. у Джордже Вазари в « Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». По широте применения в скульптуре пластилин занимает второе место после глины. Его пластические свойства несколько отличаются от глины, что дает скульптору дополнительные возможности для самовыражения. Физические свойства, его твердость, плотность, цвет, задаются пластилину один раз - при изготовлении. Лишь во время работы он становится чуть мягче от тепла рук скульптора. В силу того что пластилин - более жесткий материал, чем глина, он применяется для выполнения небольшой станковой скульптуры: миниатюр, медалей, жанровых композиций, масштабных эскизов больших скульптур, рабочих макетов скульптурно - архитектурных композиций, формовочной лепнины для изготовления небольших гипсовых деталей под роспись потолков. От глины пластилин отличается тем, что не сохнет, сохраняя пластичность и плотность. Поэтому он находит применение там, где требуется тонкая и четкая моделировка формы. Некоторые скульпторы используют пластилин и в крупных работах, в основном для лепки тонких деталей, которые в глине быстро сохнут. Но для этого пластилин подвергается дополнительной переработке. Он переваривается, т.е. расплавляется до жидкого состояния, в него добавляются пластификатор и цветовой пигмент, чтобы пластилин попал в цвет и среднюю мягкость глины, из которой сделана вся скульптура.

Пластилин состоит из пчелиного воска, всевозможных наполнителей и пластификаторов. Вместо пчелиного воска нередко используют горный воск - озокерит. В качестве наполнителей применяются порошки сухой глины, серы, тальк. В XIX в. пластилин изготавливали из воска и канифоли (на 1 кг воска 0,5 кг канифоли), расплавленных в оливковом масле. От количества масла зависела его мягкость. Для цвета добавляли необходимые пигменты. Позже были разработаны и другие рецепты из более доступных компонентов. Например, восково - глиняный, восково - серный, озокерито - каолиновый.

Способ приготовления всех пластилинов в принципе одинаков. В расплавленный воск или озокерит добавляют тонко промолотую глину или серу и порошковый пигмент и все тщательно перемешивают. Полученную массу выливают тонким слоем на мокрую мешковину или толстую полиэтиленовую пленку и остужают. Остывшую массу пропускают через мясорубку, чтобы размельчить осевшие в расплаве комочки непромешанной глины и пигмента. Следующий этап - придание необходимых пластических свойств. Полученный состав расплавляют, для мягкости добавляют машинное масло или технический вазелин, для твердости - картофельную муку или тальк. Тщательно перемешанную смесь выливают (см. выше), остужают и пробуют на мягкость, плотность, податливость.

Во всех случаях соотношения компонентов при приготовлении пластилина зависят от конкретных требований, предъявляемых скульптором к его пластическим свойствам.

Помимо описанных составов пластилина, который приготавливают сами скульпторы, этот материал до недавнего времени выпускался Подольским комбинатом Художественного фонда и заводом художественных красок в Санкт - Петербурге.

На сегодняшний день наиболее пригодными для скульптурных работ считаются пластилины, выпускаемые ОАО «Гамма» и АОЗТ «Ленстройкерамика».

Многие начинающие скульпторы, чтобы облегчить работу с пластилином, сначала разогревают его в горячей воде или кладут на горячие нагревательные приборы. И в течение всего сеанса держат запас горячего, очень мягкого пластилина. Конечно, с горячим пластилином работать намного легче. По пластическим свойствам он приближается к глине и позволяет лепить большими массами. Но такой длительный нагрев отрицательно влияет на пластификаторы, входящие в его состав. При многократном длительном нагревании, компоненты, «отвечающие» за мягкость, постепенно улетучиваются. С каждым разом пластилин становится тверже и жестче, а потом ломким, непригодным для работы. Чтобы восстановить его пластические свойства, приходится переплавлять его и добавлять пластификаторы. Пластилин, так же как и глина, аморфный материал, и чтобы скульптура сохраняла свою форму, нужен каркас, при изготовлении которого следует учитывать особенности химического состава пластилина. Жирные кислоты, содержащиеся в его компонентах, разрушают медь и сплавы на медной основе. Поэтому не рекомендуется использовать медную или латунную проволоку. Для этой цели рекомендуется алюминиевая или отожженная железная проволока.

Тестирование пластилина

По просьбе издательского дома «Гамма», редакций журналов «Художественный Совет» и «Деко» студентами 2 - го курса факультета скульптуры МГАХИ им. В. И. Сурикова (мастерская профессора А.И. Рукавишникова), учебным мастером - форматором факультета скульптуры М.В. Медведевым и мной, автором этих строк, были проведены сравнительные испытания скульптурного пластилина отечественных фирм - производителей В качестве испытуемых образцов были взяты:

1) Пластилин скульптурный АОЗТ «Ленстройкерамика»;

2) Пластилин скульптурный оливковый ОАО «Гамма»;

3) Настоящий скульптурный пластилин ЗАО «НПП «ПОЛИОНП».

По регламенту тестирования, каждому из 10 студентов, согласившихся участвовать в испытаниях, было выдано равное количество пластилина перечисленных сортов и поставлена задача в течение месяца лепить курсовые задания (эскизы композиций, этюды, медали). Учащиеся должны были определить, какой пластилин по своим пластическим и физическим качествам лучше подходит для тех или иных видов скульптурных работ и технике лепки.

Результаты тестирования (этюды, эскизы, композиции, плакетки, медали) были показаны на экзаменационном просмотре и получили положительные оценки профессорско - преподавательского состава факультета скульптуры. Помимо этого с каждым студентом, принимавшим участие в испытаниях, проводилась индивидуальная беседа с целью выявить плюсы и минусы каждого материала. Студентам нужно было дать оценку каждому виду пластилина по следующим позициям: пластичность - возможность лепить как можно большими объемами; твердость - рабочее, теплое состояние при разминании руками; клейкость - способность кусков с различной температурой склеиваться между собой; липкость (к рукам и инструментам); цвет, фотогеничность; запах; сохранность формы; сальность - вытапливаемость пластификаторов на поверхности при длительном хранении; для каких видов скульптурных работ подходит. М.В. Медведевым проведен ряд технических испытаний по реакции пластилинов на различные химические соединения, применяемые при формовке скульптуры. Это реакция на различные лаки и смазки, кремнийорганические соединения, резкий перепад температур (замораживание и оттаивание) при формовке скульптуры способом клеевой формы.

Получены следующие результаты.

«Пластилин скульптурный» производства АОЗТ «Ленстройкерамика»

Упаковка - прямоугольный брикет весом 1 кг. Цвет серый. По мнению 8 из 10 опрошенных, этот пластилин средней пластичности, ближе к мягкому. При дополнительном подогреве позволяет лепить большими массами. Возможна «живописная» лепка мазками, почти как из глины. В рабочем состоянии хорошо мнется руками, хотя иногда (в трех случаях из 10) требовался начальный подогрев, особенно при распечатывании нового брикета. Он в основном хорошо приклеивается к холодному пластилину, лишь дважды вновь наложенный кусок отлипал от скульптуры, когда он сдергивался стекой - петлей при выравнивании поверхности. К рукам и инструментам практически не прилипал (9 случаев из 10), это случалось только при искусственном перегреве. В начале работы холодной металлической стекой - петлей по холодному пластилину оставались белесые следы: пластилин задирался, но стоило стеке согреться от тепла руки, и фактура полностью соответствовала задуманной. Пластилин приятного ровного серого цвета. При смешивании кусков из разных брикетов и даже брикетов из разных партий цветовых различий не обнаружено. Скульптура получается ровного цвета со светотенями одинаковой силы. Это очень важно при фотосъемке эскизов и проектов будущих скульптурных произведений, когда фотографии эскизов представляются на суд непрофессионалам.

При вскрытии нового брикета появляется легкий запах канифоли, но в процессе работы он практически исчезал или к нему привыкали. Во всяком случае, ни у кого из студентов жалоб из - за этого пластилина не было.

Пластилин хорошо сохранял форму при комнатной температуре (18 - 22°С). В условиях длительного повышения температуры до 30°С (когда студенты оставляли свои эскизы на полке в мастерской на все лето) на поверхности выступала тонкая глянцевая пленка пластификаторов. Скульптуры, сделанные без каркаса, оседали и оплывали. Это не мешало пустить высаленный пластилин в дальнейшую работу. Его нужно подогревать и хорошо перемешивать.

Особое внимание надо уделить подготовке скульптуры из этого пластилина к формовке. Поверхность хорошо держит нанесение спиртового шеллака в несколько слоев. При этом происходит упрочнение, цементация поверхности пластилина. В то же время нитролаки слегка растворяют его поверхность. Это касается и смазок. Лучше использовать мыльно - масляную смазку, так как керосиностеариновая растворяет поверхность. Такие предосторожности необходимы при изготовлении клеевой формы. Требуется также дополнительная фиксация поверхности скульптуры, так как желатиновый клей заливается в кожух при температуре около 50°С. Скульптура перед заливкой клея замораживается в холодильнике или зимой на улице. После такого термоудара пластилин становится ломким. Это нужно учитывать при снятии остывшего клеевого слоя с модели. С этого пластилина снимать клеевую форму не рекомендуется. Пластилин абсолютно нейтрален к кремнийорганическим соединениям. Виксинты и формовочные компаунды можно использовать без смазки по чистому пластилину. Также без лака и смазки можно снимать и гипсовую кусковую форму. Данный пластилин пригоден для любых видов скульптурных работ, кроме медальерных и миниатюрно - ювелирных, где нужны филигранная точность и четкость линий и форм. Для таких работ он недостаточно тверд.

По результатам проведенных испытаний этот пластилин оценен на твердую «четверку».

«Пластилин скульптурный оливковый», выпускаемый ОАО «Гамма»

Упаковка - прямоугольный брикет весом 1 кг. Цвет оливковый разных оттенков.

По мнению 9 опрошенных из 10, пластилин средней пластичности, ближе к твердому. Но твердость у всех брикетов разная. При дополнительном подогреве позволяет лепить большими массами. В горячем виде возможна «живописная» лепка мазками, почти как из глины. В рабочем состоянии мнется руками, хотя в б случаях из 10 потребовался начальный подогрев, особенно при распечатывании нового брикета. Холодный пластилин с трудом режется ножом. Приклеивается к холодному пластилину, но вновь наносимый слой нужно вмазывать в предыдущий. После такой подготовки сдергивания практически не происходило, за исключением двух случаев. Пластилин прилипал к рукам и инструментам только при искусственном перегреве, когда нужно было быстро проложить большие массы материала.

При работе стеками задиров и белесых следов не возникало. Цвет подавляющему большинству студентов не понравился (9 из 10), тем более что каждый брикет имеет свой оттенок. Перед работой приходится подбирать брикеты по цвету или переплавлять разноцветные, чтобы получить единый цвет всего пластилина, иначе скульптура становится пятнисто - полосатой, а при ее фотосъемке получается брак. Пожелание производителю - приблизить цвет к цвету скульптурной глины. Во время работы пластилин источал смесь запахов скипидара и машинного масла. У одного студента этот аромат вызвал аллергическую реакцию.

Пластилин прекрасно сохраняет форму как при комнатной температуре, так и в летнюю жару (30 - 35°С). Появления пластификаторов не наблюдалось, оплывания форм и осадки - тоже.

При формовочных работах можно использовать спиртовые и нитролаки, а из смазок все, кроме керосиностеариновой. Перед снятием клеевой формы скульптуру из этого пластилина рекомендуется охладить. Пластилин абсолютно нейтрален к кремнийорганическим соединениям. Виксинты и формовочные компаунды на основе силикона можно использовать без смазки по чистому пластилину. Также без лака и смазки можно снимать и гипсовую кусковую форму. Данный пластилин универсален, но в каждом виде работ нужен свой подход к этому материалу. При «сочной» живописной лепке его надо нагревать в горячей воде, а при лепке миниатюры, чтобы добиться тонкой детализации и проработки формы, охлаждать. Если бы не отдельные недостатки, такие как разница цвета и твердости брикетов в одной коробке, этому пластилину можно было бы поставить оценку «отлично» (5 из 10 опрошенных), а так только «хорошо».

«Настоящий скульптурный пластилин» производства ЗАО «НПП «ПОЛИОНП»

Удобная упаковка: пластилин нарезан на пластины по 200 г и уложен в блоки по 2 и 4 пластины, блоки по 400 и 800 г, цвет черный. Пластилин мягкий. Легко мнется руками. Поэтому им можно работать, как с глиной. Он не требовал предварительного подогрева в 7 случаях из 10). Отдельные куски хорошо слепливаются в монолит. Отрыва кусков не наблюдалось. Пластилин пригоден для лепки руками. Пластилиновая масса темно - серого цвета. Разницы оттенков в разных брикетах не обнаружено. Темный цвет доставляет некоторое неудобство: не видно игры светотени на скульптуре. При ярком освещении появляются блики, ломающие форму и затрудняющие фотосъемку.

Запах нареканий не вызывал, 8 студентов отметили: «Пахнет, но ненавязчиво».

Пластилин хорошо держит форму.

При снятии форм с этого пластилина желательно использовать спиртовой шеллак и мыльно - масляную смазку. Клеевую форму делать не рекомендуется из - за слишком высокой для этого пластилина температуры клея. С силиконами и полимерными формовочными смесями в реакцию не вступает. По чистому пластилину можно снимать и гипсовую форму. По общему мнению испытателей, этот пластилин предназначен для лепки в сочной, живописной манере, где движение мазка по форме имеет основное значение. Пластилин заслуживает твердую оценку «хорошо».

Ни один из тестируемых материалов не получил высшей оценки, не потому, что испытатели были очень придирчивыми или жесткими, а потому, что у каждого пластилина есть свои недостатки. Скульптору во время работы с этими материалами приходится думать не о том, что он хочет выразить, а о том, как приспособиться к материалу, что нужно с ним сделать, чтобы он стал послушным. В идеале скульптор должен брать пластилин и работать, творить, а материал - безропотно подчиняться руке или инструменту. Складывается такое впечатление, что ни один из производителей не интересовался у потребителей, какой пластилин и с какими свойствами им нужен. В течение почти 10 лет я являюсь руководителем лаборатории техники и технологии скульптурных материалов, и это первое обращение к нам с просьбой о тестировании материалов. Надеюсь, что критические замечания и нелестные отзывы, высказанные в этой статье, помогут фирмам - производителям улучшить качество выпускаемых ими материалов.

gallerix.ru

Пластилин скульптурный: как с ним работать? :

В художественных школах и мастерских для выполнения скульптурных работ, а также обучения этому виду искусства, помимо таких материалов, как гипс и глина, используются разные типы пластилина. Один из них так и называется – «скульптурный».

Пластилин для профессионалов

Пластилин скульптурный, в отличие от обычного, обладает более высокими пластическими свойствами. Разнообразная цветовая гамма, приближенная к естественным природным оттенкам, позволяет выполнять работы самой разной тематики. Из этого вещества можно вылепить маску для лица, например, отлично имитируя тёплый, натуральный тон кожи. Или же сделать предметы натюрморта (фрукты, овощи), тоже весьма и весьма реалистично. Пластилин скульптурный легко разогревается от тепла пальцев и ладоней художника, хорошо размягчается, благодаря чему он пригоден к лепке не только крупных, но и тонких, мелких деталей. Крупногабаритные композиции и миниатюрные изделия получаются из него одинаково выразительными. Выпускается поделочный материал нескольких сортов: мягкий и более твёрдый. Пластилин скульптурный твёрдого типа нуждается в дополнительном разогреве при работе с ним.

Правила работы

Как уже говорилось, техника лепки из этого материала очень похожа на лепку из обычного, школьного. Однако, в зависимости от поставленных задач, вам могут понадобиться дополнительные материалы: проволока из железа или алюминия, вазелин (можно и машинное масло), подогретая вода или другой источник тепла. Если вылепить вам нужно небольшую фигурку, то не стоит разогревать весь пластилин скульптурный, какой есть в вашей упаковке – достаточно обработать небольшой кусок пластины. Для этого нужный кусок можно просто отломать или отрезать ножом, лезвие которого предварительно смочите водой. Если после окончания лепки у вас остались лишние кусочки, их следует просто прижать к основному бруску.

Основные приёмы лепки

Как лепить из скульптурного пластилина? Сейчас это подробно разберём

  • Отделить рабочую часть от бруска. Положить пластилин в горячую воду или к другому источнику тепла, чтобы материал слегка размягчился, стал более податливым. Только не переусердствуйте! Если вещество перегреть, то пластилин станет жёстким и хрупким. Он утратит пластические свойства, гибкость и податливость. Слепить из такого материала что-либо станет невозможным. Правда, пластика восстановится, если пластилин разжижить и добавить в него немного вазелина или масла. А чтобы он вновь стал прочным, следует добавить таких компонентов, как картофельная мука или тальк.
  • Крупные поделки из скульптурного пластилина компонуются при помощи проволоки. Из неё делается каркас, который должен держать детали композиции, чтобы они не оплыли и не осели под собственной тяжестью и из-за высокой температуры окружающей среды. Важный нюанс: медь для этих целей не годится. В химический состав пластилина входят такие вещества, которые вступают в реакцию с цветными металлами и разъедают их. Для человека материал для лепки не опасен!
  • Более мягкие сорта идут для крупных скульптур. А мелкие детали или фигурки удобно выделывать из твёрдых – они не липнут к пальцам, не размазываются, даже если берутся в маленьких кусочках.

Приступая к творчеству

Продумайте хорошо, как должен выглядеть тот предмет, который хотите вылепить. Сделайте наброски, эскизы. Подготовьте нужный материал и рабочее место. Лепите, сверяясь с эскизами. Фиксируйте работу на проволочных каркасах. Готовую скульптуру не оставляйте вблизи источников интенсивного тепла, чтобы она не оплыла.

www.syl.ru

Лепка из скульптурного пластилина для начинающих.

Существует множество различных материалов для творчества, подходящих под любые требования и возможности. Одним из самых интересных инструментов является скульптурный пластилин. Он применяется для создания сувениров, моделей и эскизов в скульптуре, ювелирном деле, дизайне. Этот материал подходит как для профессионалов, учащихся художественных учебных заведений, так и для любителей разного возраста, желающих заниматься хобби, не требующим больших вложений и приготовлений.

Состав и особенности

Что из себя представляет скульптурный пластилин? Он состоит из пчелиного воска и наполнителей в виде измельченной глины или талька. Входящие в состав пластификаторы делают этот материал гораздо более пластичным, в сравнении с обычным поделочным пластилином. Разные пропорции добавок в пластилине влияют на его особенности, делают подходящим для различных работ: скульптурный пластилин может быть разной твердости, иметь разную рабочую температуру, при которой становится достаточно мягким и послушным для лепки. Также пластилин бывает нескольких видов плотности и может по-разному влиять на дополнительные материалы. Например, пластилин с добавлением серы вступает в химическую реакцию с оловянными и платиновыми металлами. Такую совместимость необходимо учитывать при использовании в работе металлических каркасов и проволоки.

Скульптурный пластилин также отличается широким разнообразием естественных цветов и оттенков, позволяющих имитировать кожу, дерево и другие природные текстуры.

Выбор среди многочисленных марок скульптурного пластилина разнообразен. Одним из самых доступных отечественных брендов является «Луч», производящий скульптурный пластилин De Luxe, который прекрасно сохраняет форму и включает набор из трех естественных оттенков: серого, телесного и оливкового. Другим известным производителем является компания KOH-I-NOOR. Этот скульптурный пластилин обладает высоким качеством, не липнет к пальцам и не пачкает руки.

Подготовка к рабочему процессу

Для начала необходимо определиться с идеей, набросать эскиз вашего будущего изделия. Это поможет выбрать инструменты, которые пригодятся для достижения нужной формы или текстуры. Это могут быть проволока (из железа или алюминия), каркас, стеки, вазелин или масло. Обязательно приготовьте воду и источник тепла для размягчения материала. Если вам нужно лишь небольшое количество пластилина, можно отломить или отрезать от большого куска нужное количество смоченным в воде ножом.

Подготовка к рабочему процессу

Несмотря на то, что скульптурный пластилин похож на поделочный пластилин, у него есть свои отличительные особенности. При нагревании этот материал становится податливым и пластичным. Пластилин нагревают с помощью горячей воды, микроволновки, печи или пароварки, поскольку тепла рук, как при лепке обычным пластилином, в данном случае недостаточно. Если перегреть скульптурный пластилин, то он может потерять свои пластичные свойства, стать ломким и хрупким, однако в данном случае можно применить небольшую хитрость, смешав его с вазелином или маслом – это восстановит вязкость и мягкость материала.

После окончания лепки пластилин охлаждают, он становится твердым и прочным. После этого его можно шлифовать, полировать, лакировать и красить, обрабатывать на специальном станке, а также крепить на вылепленную фигуру дополнительные элементы с помощью винтов или гвоздей. Скрепление нескольких изделий из скульптурного пластилина не требует специального клея, достаточно нагреть пластилин в месте соприкосновения и при охлаждении две поверхности крепко схватятся.

Дополнительно в лепке скульптурным пластилином можно пользоваться различными подставками или каркасами из материалов, не вступающими в разрушительную химическую реакцию с составными компонентами пластилина. Изделия из скульптурного пластилина также прекрасно подходят для изготовления мастер-моделей, с которых затем можно снять полиуретановые или силиконовые формы под заливку пластиком, мыльной основой, маслом, воском и прочими материалами.

Скульптурный пластилин прост в использовании как для детей, так и для взрослых. Он не токсичен, не имеет запаха, не требует специального оборудования, поэтому является прекрасным материалом для работы и творчества.

Посетители этой страницы чаще всего выбирают в интернет-магазине:

samokraska.ru

Как лепить из скульптурного пластилина

Скульптурный пластилин широко используется профессионалами, а также студентами факультетов скульптуры для выполнения учебных работ. Он продается в удобных упаковках и вполне доступен любителям. Но для работы с ним нужно знать некоторые свойства этого материала.

  • - скульптурный пластилин;
  • - горячая вода или нагревательный прибор;
  • - машинное масло или вазелин;
  • - алюминиевая или железная проволока.
Приобретите в специализированном магазине упаковку скульптурного пластилина, например, производства «Ленстройкерамика» или «Гамма». Обычно в упаковке содержится около одного килограмма достаточно твердого материала. В большинстве случаев пластилин хорошо разминается руками, но в некоторых, например, когда вам попался материал более твердого типа, требуется искусственный подогрев. Отколите нужное количество пластилина и разогрейте его под горячей водой или положите на отопительный прибор. Можно также сделать стружку с помощью ножа и слегка разогреть в воде, затем размять руками. Разогретый кусочек можно соединять с холодной массой. В большинстве случаев они хорошо объединяются. Не разогревайте всю упаковку, если не собираетесь ее использовать сразу. Если держать массу в нагретом состоянии достаточно долго, она теряет свои пластические свойства, так как испаряются компоненты, придающие ей мягкость. Пластилин становится жестким, твердым и начинает ломаться. Учтите, что после начального подогрева масса хорошо мнется руками и сохраняет пластические свойства. Он не прилипает к рукам и инструментам, хорошо приклеивается к не разогретому пластилину, а также хорошо сохраняет форму при комнатной температуре. Восстановите пластические свойства перегретому пластилину: разогрейте массу до жидкого состояния и добавьте машинное масло или технический вазелин (для придания твердости добавьте в массу тальк или картофельную муку). Приобретите алюминиевую или железную проволоку для больших композиций. Они необходимы для каркаса, без него скульптура не будет держать форму, может осесть или оплыть. Не используйте медную проволоку, так как она разрушается компонентами, содержащимися в пластилине. Используйте для миниатюрных работ, где требуется ювелирная четкость и тонкость проработки, пластилин более твердого типа, например, производства фирмы «Гамма». Отрежьте нужное количество от брикета и разогрейте в горячей воде или на отопительном приборе. Не подвергайте массу вторичному подогреву. Учтите, что при лепке миниатюры масса нуждается скорее в охлаждении, чем в нагреве.
  • Пластилин скульптурный
  • Видео на тему как из пластилина сделать танк

Войти на сайт

или

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

www.kakprosto.ru


Смотрите также

Объявление

Если у Вас есть ещё какие-либо интересные материалы (тексты, фото, видео, аудио), связанные с творческой жизнью Людмилы Тумановой, поделитесь ими со всеми нами, её многочисленными поклонниками.

Обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону: 8-922-56-101-83