Ludmila Tumanova

Что такое стек для пластилина


Инструменты для пластилина

Иногда, глядя на творения мастеров, созданные из пластилина, просто поражаешься: как им это удается? Почему в руках даже одаренных детей получаются просто милые поделки, а другим удается создавать истинные шедевры? Секрет, как оказалось, прост: авторы лучших образцов лепки работают не голыми руками, а вооружаются целым набором разнообразных специфических инструментов, помогающих придать куску материала любую форму или текстуру.

Собственно, переход от любительского уровня к профессиональному происходит именно в тот момент, когда ребенок начинает учиться уверенно пользоваться инструментами для лепки, поэтому следует обратить больше внимания на этот момент.

Использование различных инструментов для лепки нужно для того, чтобы изготовить фигурки настолько сложной формы, что голыми руками добиться этого не получится. Хотя вспомогательный инструмент, безусловно, упрощает выполнение задачи, все же она является априори более сложной, раз требует особого инструментария. Это выдвигает два основных требования к материалу для лепки:

  • Способность хорошо держать форму. Толку с того, что масса, которой придали правдоподобные черты вдохновившего предмета, «потечет» или осядет даже в обычных комнатных условиях, не будет. По этой причине некоторые особо жидкие виды материалов, которые условно можно назвать пластилином (самые разреженные виды детского теста для лепки, жидкая полимерная глина), не требуют участия инструментов. В принципе, то же самое можно сказать и об «умном» и шариковом пластилине, а также кинетическом песке: первый вообще не используют для поделок, второй используется больше для поделок аппликативного типа, третий же боится малейшего дуновения ветра.
  • Готовность к обработке на протяжении длительного времени. Чтобы овладеть мастерством использования специальных инструментов, нужна продолжительная практика, но даже если ребенок уже умеет с ними работать, создать сложное произведение искусства в крайне сжатые сроки он способен не всегда. В детском творчестве редко бывают случаи, чтобы дети творили по-настоящему полномасштабные большие фигуры, но все же лучше выбирать такой тип пластилина, который сам по себе не затвердевает до слишком «каменного» состояния.

Это необходимо для того, чтобы неудачное изделие можно было подправить или переделать во что-нибудь другое, а также для более успешного последующего присоединения деталей.

Исходя из вышесказанного, для сложной обработки с применением инструментов для лепки лучше всего подходят классические разновидности пластилина, эластичная полимерная глина и более плотные виды теста для лепки.

Ответить на этот вопрос можно лишь в том случае, если исходить из конкретных задач, которые ставит перед собой маленький мастер, ведь некоторые инструменты, используемые настоящими профессионалами для масштабной скульптурной лепки, ему просто не понадобятся. На самом деле, детские инструменты для лепки стоит приобретать постепенно, по мере овладевания малышом все новыми и новыми навыками творчества. Мы попробуем немного систематизировать эту категорию, чтобы упростить родителям задачу подбора всего необходимого.

Это самое первое приспособление, которое необходимо не только мастерам, но и начинающим, и даже тем детям, которые лепку забросят уже на второй день занятий. Не секрет, что большинство видов пластилина – довольно маркие; современные разновидности часто рекламируются как лишенные этого недостатка, но на практике они нередко просто хуже лепятся, а потому посредственно подходят для создания объемных фигурок. Дощечка или клеенка, предназначенная специально для таких нужд, сильно упростила бы работу по уборке помещения для мамы юного таланта.

Кроме того, есть и другой момент. Специально подобранная основа обычно отличается идеальной гладкостью, которой далеко не всегда обладает видавший виды стол или другая поверхность, на которой лепит малыш. Это позволяет создавать «колбаски» и «шарики» без малейших деформаций, что повышает эстетическое удовольствие от результата.

Естественно, при резке материала на такой доске поверхность стола не пострадает.

Купить доску для лепки можно в магазине для детского творчества, а можно приспособить для этого подручные средства – например, разделочную доску или кусок толстого линолеума. Размер может быть любым: А5 – для самых маленьких детей, кто лепит крошечные поделки, А4 – для малышей немного постарше, А3 – для занятий лепкой всей семьей или создания огромных игровых зон из пластилина.

Раз уж речь зашла о чистоте, тут же упомянем и о тряпочках, которые помогут держать рабочее место и руки в чистоте. Чтобы остатки пластилина от прошлых работ не мешали при создании новых фигурок, после работы доску стоит протереть кусочком жесткой ткани – например, обрывком старых джинсов.

Для очистки нежных детских ручек куда лучше подойдет салфетка из мягкой фланели.

Стеки – наиболее популярная разновидность рабочих инструментов для лепки. Их существует огромное количество, но в целом они предназначены для двух вещей: резать пластилин и придавать поверхностям определенную характерную форму (волнистость, идеальную гладкость, небольшие точечные вмятины). При этом делаются стеки обычно из пластмассы, что позволяет им быть легкими и безопасными для ребенка.

Таким инструментом можно немного уколоться, но порезаться точно не получится. Стеки довольно редко заменяют подручными предметами, потому что у большинства современных производителей принято класть хотя бы одну в каждый набор пластилина, а можно приобрести и сразу целый набор разных инструментов.

Впрочем, для той же резки материала стеки годятся не всегда. Им может не хватать остроты из-за их пластмассовой природы, также они зачастую дают слишком рваный и неаккуратный разрез. Для изготовления тонких деталей специалисты советуют использовать небольшие ножницы для бумаги с закругленными краями, обыкновенный нож или даже тонкую леску.

Следует заметить, что в некоторые детские готовые наборы для работы с пластилином входят пластмассовые ножницы для резки, но несложно предугадать, что они, скорее, разочаровывают и оттолкнут от увлечения лепкой, нежели дадут достойный результат. Продаются также специальные формочки, позволяющие «штамповать» плоские фигурки определенного вида.

Теоретически в эту категорию можно отнести все описанные в этой статье инструменты, но мы отнесем сюда только то, о чем пока не успели поговорить. Яркий пример – это скалка, которая является завсегдатаем любых наборов для лепки. Когда возникает потребность вырезать детали из идеально плоского «листа» пластилина, материал нужно раскатать по аналогии с тестом, ведь сделать такой «лист» голыми руками не получится.

Для этого можно использовать пластмассовую скалку из наборов, классическую скалку для теста или любой предмет аналогичной продолговатой формы. Из подручных средств большой популярностью пользуются различные бутылки и другие емкости, потому что внутрь можно предварительно набрать воды: теплая позволит сразу же размягчить материал, холодная – сделать так, чтобы готовая форма быстрее стала твердой.

Вывести производство тонких «колбасок» на совершенно новый уровень позволит обыкновенный аптечный шприц с отсутствующей иглой, правда, для таких операций понадобится масса для лепки с очень высокой пластичностью.

Слепленные из пластилина фигурки обычно обладают сравнительно гладкой поверхностью, вне зависимости от того, сделано это голыми руками или при помощи примитивных устройств. Если нужно, чтобы поверхность была шероховатой или напоминала на вид какой-нибудь другой материал, также используются определенные инструменты.

Особое внимание следует обратить на текстурные листы. Это изделие представляет собой некоторое подобие листа с нанесенной на него текстурой, зеркально отражающей поверхность того или иного материала – камня, древесины, ткани. Поскольку многие разновидности пластилина в процессе работы оказываются довольно мягкими, такой фактурный лист без всяких усилий оставляет на поверхности отпечаток, придавая изделию дополнительное сходство с задуманным результатом.

В домашних условиях можно использовать и подручные материалы – чаще всего в таком качестве выступает именно ткань.

В продаже найдутся также специальные молды, которые имитируют не столько поверхность материала, сколько определенный объемный узор (хотя такими бывают и фактурные листы). Это позволит добиться на поверхности готового изделия сложного переплетения рельефных линий, которого никогда не удалось бы добиться вручную.

Огромное значение для создания настоящих шедевров имеют различные пластиковые контейнеры и закрывающиеся ведерки, в которых очень удобно хранить несформированный пластилин, боящийся свежего воздуха. В сочетании с водой различной температуры это нехитрое приспособление может приобрести совершенно новую роль, поскольку поможет творить. Например, вырезать маленькие детали из тонкого пластилинового «блина» окажется непросто – он будет мяться и рваться в месте разреза, оставляя неровные края.

Чтобы решить проблему, нужно просто опустить «блин» в контейнер с холодной водой! Аналогичным способом можно добиться противоположного эффекта, заполнив посудину теплой водой и подождав несколько минут.

Хотя отдельные детали из пластилина обычно хорошо соединяются между собой, при создании слишком сложных, а особенно «перекошенных» фигур не всегда удается добиться правильного положения деталей по отношению друг к другу. Для скрепления крупных частей используются спички или зубочистки, продетые в обе детали – таким путем можно, например, приделать голову к туловищу фигурки.

В других случаях соединительным элементом может быть и вовсе нитка, хотя последняя чаще используется не для соединения деталей, а как отдельная внешняя деталь, «вмонтированная» одним концом внутрь пластилиновой основы – так делают, например, хвосты для фигурок животных.

Наконец, не стоит забывать и об обыкновенном толстом картоне, который способен стать отличной основой как для небольшой фигурки, так и для аппликации и даже для полноценной трехмерной композиции.

Этот материал совершенно не добавляет изделию веса, но зато позволяет ставить поделку куда угодно без опасений, что она испачкает поверхность под собой.

Поскольку речь идет о детях, самое главное требование к любым инструментам для лепки – это безопасность. Специально изготовленные приспособления обычно выпускаются из пластмассы, и даже будучи созданными для нарезки материала, не позволяют порезаться, но при этом могут обладать достаточно острым концом, попадать которым в глаз крайне нежелательно. По этой причине занятия лепкой для маленьких детей (особенно групповые) необходимо проводить только в присутствии взрослого, который наблюдает за порядком.

При этом использование подручных средств, в частности, для нарезания того же материала, должно ограничиваться хотя бы возрастом. Применять для резки настоящие ножницы не стоит хотя бы до похода в школу, да и то они должны быть специальными, с неострыми концами.

Стоит обратить внимание также и на размеры – ребенку вряд ли понадобится полуметровый секатор, а вот опасности от него явно будет больше.

Что же касается настоящего ножа, применяемого для точной фигурной нарезки, то его применение и вовсе лучше оставить детям, уже достигшим хотя бы возраста 8-10 лет, да и то при условии, что они отличаются большой аккуратностью движений.

В целом же, инструменты для лепки следует подключать постепенно. Вывалив перед ребенком два десятка разных устройств вы его только ошарашите – он начнет пробовать все по очереди, а в итоге не научится пользоваться ничем и разочаруется. Начинать нужно с простого – стек и качалок в сочетании с доской, и лишь затем постепенно вводить все новые, более сложные инструменты, понемногу расширяя спектр творческих возможностей малыша.

О том, что можно слепить с ребенком из полимерной глины, смотрите в следующем видео.

o-krohe.ru

Что такое стеки для пластилина

Пластилин – уникальный и универсальный материал для лепки и моделирования. Технику работы с ним легко освоить как детям, так и взрослым, а приобретённые при работе с ним навыки потом запросто можно будет использовать в работе с глиной, пластикой и терапластом. Пригодятся они и для работы с более тонкими материалами, такими, как холодный фарфор из клея и крахмала.

Вспомните мультик «Пластилиновая ворона» — мгновенно станет ясно, как велико многообразие пластилина как неотъемлемой части скульптуры.Для работы с пластилином не нужно дорогостоящего оборудования.

Всё что вам понадобится, это стеки, поверхность для лепки и сам пластилин. Стеки-палочки для лепки. Они могут быть деревянными или пластиковыми и имеют градацию номеров по размеру.

Деревянными стеками удобнее управляться с масштабными пластилиновыми композициями, а стеки из пластика могут использоваться даже для детских поделок. Вторые, разумеется, обойдутся вам дешевле.

Поверхностью для лепки может послужить кусок оргстекла, ДВП, гладкая тонкая доска или ненужная книга большого формата. Чем больше площадь рабочей поверхности, тем больше ваше поле для творчества.

Очень важно уделить достаточно внимания выбору пластилина и подобрать подходящий именно для вашей работы вид. Для моделирования небольших фигурок сгодится классический «школьный» набор. Он состоит из 8-24 небольших рифлёных брусочков пластилина разных цветов, нескольких стеков и пластиковой доски размером с тетрадь.

В некоторых случаях больше подойдёт скульптурный пластилин. Если вы планируете лепить какой-нибудь большой статический объект, позаботьтесь о том, чтобы изначально купленного количества хватило: докупая впопыхах пачку пластилина другого производителя, вы можете сами себе испортить скульптуру – смешивание скульптурного пластилина разных сортов, несомненно, отразится на долговечности и износостойкости вашего изделия.

Виды скульптурного пластилина

Рассмотрим поподробнее виды скульптурного пластилина, поскольку дальше речь пойдет преимущественно о них.

  • Структура и тактильные ощущения: он бывает твёрдый и мягкий. Соответственно твердый пластилин для крупных работ, а мягкий для работ поменьше. Будьте готовы к тому, что твёрдый пластилин тяжело размять и лучше всего перед лепкой погрузить его в горячую воду, можно даже в упаковке.
  • Цвет: Основные цвета – бежевый, серый и оливковый. Бежевый пластилин предпочтительнее для лепки человеческих фигур и лиц.
  • Масса: Выпускается в упаковках 0,5 и 1 кг.
  • Производитель: Рекомендую фирму «Луч». Есть также «Гамма» и много местных производителей.

Изготовление индивидуальной маски для Венецианского карнавала.

На Венецианском карнавале непременно разыгрывалась комедия масок «дель арте» в которой присутствовали такие персонажи, как: Коломбина – красивая девушка, ее маска закрывала лишь пол-лица, Вольто – буквально, гражданин – его маска самая простая и повторяет естественные черты лица, Доктор Чумы – маска, у которой есть непропорционально длинный клюв, в костюм Доктора входила также палка для осмотра больных, она нужна была, чтобы не прикасаться к зачумленному руками; Баута – маска для высокопоставленных чинов, в ней можно было пить и есть не открывая лица и Венецианская Дама – самая вычурная и роскошная маска, пожалуй.

Предложенная в этой статье заготовка сгодится для изготовления как Вольто, так и Венецианской Дамы.

Мастер-класс

Для лепки заготовки под них вам необходимы будут стеки, поверхность для лепки, 0,5 кг мягкого светлого скульптурного пластилина, линейка, карандаш и ваше лицо.

1. Снимите мерки: измерьте максимальную длину вашего лица (не учитывая волосистую часть лба). Поставьте метки карандашом на рабочей поверхности. Померяйте самую широкую его часть и обозначьте на доске.

Посмотрите на каком расстоянии ото лба широчайшая точка и попробуйте карандашом повторить контур своего лица. Укажите места глаз и нарисуйте контуры чуть больше них.

2. Подготовьте пластилин к лепке: Для этого распакуйте кусок и измельчите его на кусочки размером около 1 см. Лучше отрывать их при помощи пальцев.

3. Закладка основания: по контуру на доске начинайте маленькими кусочками выкладывать лицо, оставляя пустой область глаз.

4. Оформление рельефа лица: Можете положить в «фундамент» маски небольшие предметы, если почувствуете, что пластилина может не хватить. Но это только в том случае, если пластилин вам больше ни для чего не понадобится. Приложите заготовку вместе с доской к лицу и отметьте самые выступающие его части: нос, подбородок, губы, скулы и лоб.

Там сделайте слой пластилина пропорционально толще. В высоту ваша маска должна получиться около 3 — 5 см и быть чуть-чуть больше, чем лицо. Вышеперечисленные основные рельефные элементы сделайте чуть более выпуклыми, чем они есть – когда будете накладывать папье-маше они примут нормальную форму.

Постепенно начинайте разглаживать пальцами поверхность лица. Она должна быть идеально гладкой. На фотографии показан приблизительный вид работы на этапе №4.

5. Самый главный этап: Теперь долепите все лицо, соблюдая рельеф. Это нужно не ради портретного сходства, а для удобства в дальнейшей носке изготовленной маски. Неплохим приёмом, чтобы проверить себя является переворачивание скульптуры.

Переверните доску, обоприте об стену и отойдите. Так все недостатки бросаются в глаза: видно и асимметрию и неровности.

6. Подготовка поверхности: Максимально разгладьте пластилин – можете смачивать пальцы водой, чтобы они скользили. Должно получиться что-то подобное.

7. Подготовка к нанесению папье-маше: Смажьте пластилиновую заготовку жирным детским кремом или вазелином и начинайте маленькими кусочками накладывать на крем тонким слоем расслоенные бумажные салфетки. Смазывать основу кремом необходимо для того, чтобы потом можно было без проблем снять картонную маску с пластилиновой заготовки.

8. Папье-маше: На пару-тройку слоев салфеток с кремом намажьте мягкой кистью для акварели тонким слоем ПВА или любой другой водоосновный клей и продолжайте делать слои из салфеток.

Их должно быть еще как минимум 5-7. Обязательно после каждых 2 слоёв и ждите, пока они высохнут. Когда покончите с этим, намажьте маску клеем и продолжайте делать слои – на этот раз газетные или бумажные. Таких необходимо столько же.

9. Обработка результата: Конечный вариант маски отшлифуйте наждачной бумагой с мелким зерном (её можно найти в любом строительном магазине). Начните аккуратно отделять «картонную» маску от пластилинового каркаса.

Отделив её, маникюрными ножницами обрежьте салфеточные лохмотья по краям изделия и в области глаз.

10. Ваша Маска Готова!

detki.shukshin-net.ru

Стека для пластилина что это

Когда люди заходят в магазин и спрашивают инструменты для лепки, то чаще всего им предлагают стеки для детского творчества. Однако, в скульптуре существуют специальные профессиональные инструменты, некоторые из которых, впрочем, великолепно подходят и для детского творчества. Давайте рассмотрим какими они бывают.

Лепка, ваяние, отливка

Работу скульптора можно поделить на три области: лепка, ваяние, отливка. Лепка подразумевает работу с мягкими материалами (глина, пластилин, полимеры…). Ваяние — это отсекание частей твёрдого материала (камень, гипс, дерево…) Отливка — это когда в созданную форму заливается жидкий материал, который потом затвердевает (гипс, расплавленные металлы, полимерные глины). В соответствии с этими направлениями работы, инструмент скульптора делится на скребковый, режущий, заглаживающий, продавливающий…

Стеки

Стеки — наиболее известный инструмент для лепки. Они бывают самой разной формы, но их суть в том, чтобы снимать или продавливать пластичную массу (глину, пластилин, полимерные материалы).

Стеки-петли

Стеки-петли — представляют собой инструмент с деревянной ручкой, к которой прикрепляется петля из стальной проволоки. При помощи таких стек-петель срезают кусочки глины или пластилина, придавая пластичной массе нужную форму. Петли могут иметь различную форму.

Штихели

Штихели-резцы, используются преимущественно в гравюре, но, также, ими можно работать с не очень твёрдым материалом в скульптуре, например с затвердевшим гипсом. Также существуют штихели для моделирования формы из мягких масс (глина пластилин).

Стек-булька

Стек-булька представляет собой металлический стержень с шариком на конце. Используется для тиснения различных материалов, а также для продавливания глины и создания вогнутой формы в работе над мелкими деталями.

Косарики

Косарики — скребковый металлический инструмент с узкими закруглёнными концами для отделки вогнутых и выпуклых частей рельефа.

Клюкарзы

Клюкарзы — скребковый инструмент, который используют для заравнивания поверхности после обработки деталей.

Цикли

Цикли — скребущие пластины для выравнивания плоскостей.

Правильца

Правильца — скребущие скошенные стальные пластины для выравнивания небольших плоскостей.

Скарпели

Скарпель — стальной стержень с заостренным плоским концом. Его используют по принципу долота для расколотки формы.

Долота

Долото скульптурное — инструмент для долбления твердых материалов (гипс, камень). Бывают различной формы: прямые долота, полукруглые долота…

Царапки

Царапки — скребковый инструмент с гладкими или зазубренными лезвиями для очистки поверхности и для снятия излишка раствора.

В заключении этого перечня, конечно же, хочется назвать главный инструмент скульптора — руки. Когда лепят из глины, руки являются основным «инструментом». Пальцы мастера способны не только придать заготовке нужную форму, но и почувствовать материал. Однако, чтобы проработать мелкие детали без стек не обойтись. Также они незаменимы для снятия лишней глины и заглаживания поверхностей.

Если же работать с твёрдыми материалами, то, конечно же, понадобятся стальные долота, скарпели. Также они будут необходимы когда придают форму застывшему гипсу. В работе с ним потребуется скребковый инструмент.

Кроме объёмной скульптуры существуют различные направления в лепных работах. Например лепнина в архитектурном декоре. Только подумайте, сколько мастеров трудились, например, над декором московского метро! Или над декором дворцов Петербурга! Для выполнения подобных лепных работ потребуется уже большее количество инструментов, чем мы рассмотрели. Здесь используются различные технологии, для которых нужны специальные инструменты и приспособления. Но это уже другая тема.

Хочется процитировать слова Микеланджело, хорошо иллюстрирующие основной принцип скульптуры: «Я беру камень и отсекаю всё лишнее». Действительно, задача скульптора кажется простой — убрать всё лишнее. Но как же это сложно на практике! И без специальных инструментов тут не обойтись.

detki.shukshin-net.ru

Что такое стека для пластилина

Урок «Приемы работы с пластилином» разработан в рамках реализации технологии мастерских. 

Основные понятия и термины: пластилин, стека; отрезать, скатать, прищипнуть, размять, раскатать, вдавить, слепить, вытянуть, сплющить, перекрутить.

Цель: создать условия для работы с пластилином, раскрыть понятие пластилин, дать основные понятия и термины, воспитывать коммуникативные отношения на уроке.

Ход урока

I. Подготовка к восприятию нового материала.Сообщение темы и целей урока.Звучит аудиозапись песни С. Никитина и Н. Матвеевой  «Я леплю из пластилина».– Что хотите сказать? Как вы думаете, ребята, почему наш урок начался с этой песенки?– Вы правы, потому что сегодня на уроке мы будем учиться работать с пластилином. Как вы считаете, почему у девочки не получались игрушки?– Какие качества надо проявлять, чтобы ваша поделка была красивой и аккуратной?– Сегодня на уроке я познакомлю вас с разными приёмами работы с пластилином. Только после того, как вы их освоите, мы перейдём к выполнению различных изделий из пластилина.

II. Открытие новых знаний.

– А кто из вас, ребята, может сказать, что такое пластилин? (Ответы учащихся.)– Пластилин – это специальный материал, который используется для… (лепки).– Знаете ли вы другие материалы для лепки? (Глина.)– Глина – это природный материал, а пластилин – материал, созданный человеком. Он также состоит из глины, но в него добавляют специальные вещества, которые делают его более мягким, пластичным. Поэтому из пластилина лепить несколько  легче, чем из глины. И мы на уроках будем использовать пластилин. Как вы думаете, существуют ли специальные инструменты для работы с пластилином?– Как называется инструмент для работы с пластилином? (Стека.)– Откройте ваши коробочки с пластилином. Найдите в них стеки. Что заметили? Почему они имеют разную форму? Правильно, каждая из них играет свою роль.– Существуют разные приёмы работы с пластилином. Некоторые из них вы знаете, с другими познакомитесь сегодня.Учитель вывешивает на доску плакат «Приёмы работы с пластилином».– Рассмотрите внимательно плакат. Что хотите сказать? Какие из данных приёмов вам знакомы? Какие не известны?

– После физкультурной минутки мы с вами будем учиться этим приёмам лепки.

А теперь, ребята, встали.Быстро руки вверх подняли,В стороны, вперёд, назад.Повернулись вправо, влево,Тихо сели, вновь за дело.

III. Первичное закрепление знаний.

Практическая работа.а) при помощи стеки отрезают кусочки  пластилина,б) разминают один кусочек,в) раскатывают (в виде колбаски),г) слепливают концы (в виде кренделька),д) сплющивают,е) вдавливают,ж) скатывают,з) перекручивают,и) прищипывают,к) вытягивают.

IV. Итоги урока. Рефлексия.

– Чему научил сегодняшний урок? Какие открытия сделали? Где могут пригодиться полученные сегодня знания? Оцените свою работу.– Кто считает, что трудился сегодня в полную силу? У кого всё удалось?– Кому нужно ещё поупражняться, чтобы работа получилась качественной?

– Хотели бы вы кому-то передать знания, полученные сегодня на уроке?

Source: pedtehno.ru

detki.shukshin-net.ru

Стеки для лепки

Стеки для лепки

Стеки для лепки и моделирования – простой и разнообразный инструмент, активно используемый при лепке из полимерной глины, мастики, пластилина, воска и т.д. В умелых руках мастера эти незамысловатые палочки способны превратить кусок материала в настоящий скульптурный шедевр. Так, наборы стеков необходимы специалистам при создании и обработке миниатюрных деталей, в процессе воссоздания точной текстуры листьев и лепестков, структуры дерева или ткани.

По форме стеки (к слову, переводится это на русский как «палки») бывают различны. Деревянные, металлические, пластмассовые, - основная задача этого инструмента – удобно лежать в руке и позволять творцу выполнять те действия, с которым не способны справиться руки или пальцы.

Так, есть стеки с петлей, - их задача – снять лишний материал. Самое слабое звено такого инструмента – крепление металлической проволоки к рукояти, ведь именно здесь имеет место основная нагрузка. Именно поэтому мастера часто укрепляют стык дополнительно. А бывают полностью деревянные конструкции, внешне похожие на резцы скульпторов по дереву. Их задача – помочь автору композиции придать заготовке нужную форму. Стеки с заостренными концами, нередко напоминающие зубоврачебный инструмент или скальпели хирургов, нужны для проработки текстуры готовой поверхности и проработки мелких деталей изделия.

Отдельное место в ассортименте художественных, да и канцелярских, магазинов занимают стеки для детского творчества. В требованиях к ним – в первую очередь, - безопасность юных скульпторов. Именно поэтому наборы стеков для детей выполняются, как правило, из пластика и не имеют по-настоящему острых краев.

Классические пластиковые стеки, к слову, очень часто обладают минимум двумя рабочими поверхностями, так, например, с одной стороны рукояти может быть расположена гребенка, а с другой – лопатка или шарик.

Удивительно, но при всей причудливости форм стеков, профессиональные скульпторы часто отдают предпочтение небольшому количеству любимых инструментов. Правда, свой набор каждый тщательно выбирает под себя, в зависимости от рабочей руки (правая или левая), обрабатываемого материала, техники и других особенностей творчества.

Смотреть все Стеки для лепки

artkvartal.ru

Стек для пластилина что это

Методическое пособие для педагогов, воспитателей.

Автор: воспитатель  ГПД высшей квалификационной категории Важова  Ольга Юрьевна, г. Астрахань

Развитие мелкой моторики рук у детей

Дети рисуют, лепят, складывают фигурки и здания из конструктора — играют, скажем мы. На самом деле тренировка пальчиков — это «мелкая моторика ладоней и рук», которая напрямую связана с формированием интеллекта, развитием речи, памяти, внимания и мышления.

Ученые доказали, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти, также участки мелкой моторки находятся очень близко от языковых. Именно величина этой проекции и ее близость к моторной зоне дают возможность рассматривать кисть как «орган речи», точно такой же, как и артикулярный аппарат.

В связи с этим ученые выдвинули допущение о значительном взаимодействии тонких движений кистей и пальцев на формирование и развитие языковой функции у ребенка.

Моторика взаимодействует со всеми высшими свойствами сознания: вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией движений), наблюдательностью, зрительной памятью и т. д. Развитие навыков мелкой моторики нужно еще и потому, что всю дальнейшую жизнь человеку будет требоваться использование тонких, координированных движений кистей и пальцев, которые нужны, чтобы писать и рисовать, одеваться, а также выполнять множество различных бытовых, производственных и учебных действий.

Тренировка и моторика пальцев в первую очередь происходит с помощью лепки из пластилина, таким образом быстро развиваются творческие способности ребенка, а еще пластилин хорошо развивает мелкую моторику рук.

Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха.

Для того чтобы ребенок действительно и всерьез  увлекся лепкой из пластилина, а творчество приносило радость и удовлетворение, следует подобрать ему необходимые и удобные инструменты для работы.

Лепить из пластилина, как уже было сказано, лучше всего на специальных досках для лепки, можно также использовать деревянную доску или кусок линолеума. Величина доски зависит от размера изделия.

Также для работы потребуются различные приспособления, которые позволят выполнять некоторые детали у пластилиновых фигур.

Некоторые наборы с пластилином уже содержат полный комплект инструментов, в который, к примеру, может входить пластмассовая скалочка. Ею удобно раскатывать пластилин в ровные и тонкие пласты.

Пластилинография. Виды пластилиновой аппликации.

Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.

Регулярная работа с пластилином  позволяет ребенку создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приёмов.

Пластичный и яркий пластилин прекрасно подходит для выполнения аппликаций, так как его легко обрабатывать, придавать нужную форму. А сама аппликация долго сохраняет форму. Для пластилиновой аппликации понадобиться разноцветный пластилин,  картон (цветной или белый), кроме того, аппликацию можно выполнять на стеклянной поверхности, затем накрыв ее таким же куском стекла и вставив в рамку.

Сюжетом для аппликации может послужить любой рисунок из книги или журнала, который можно перенести на поверхности с помощью копировальной бумаги.

Аппликацию из пластилина можно выполнять разными способами. Для работы потребуется лист картона, выбранный сюжет и цветной пластилин. Преимущества пластилиновой аппликации перед лепкой объемных фигур состоит в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет, а материала уйдет гораздо меньше.

Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона или маркером на стекло, заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав стеком краям нужную форму.

Аппликация на стекле

Кусок стекла предварительно нужно тщательно вымыть с мылом или моющим средством для стекла, обсушить салфеткой. Края стекла лучше всего заклеить скотчем или изолентой, чтобы не пораниться во время работы. Перенесите рисунок на стекло при помощи маркера, заполните элементы рисунка пластилином, для чего подбирают нужный по размерам кусочек пластилина и хорошо разминают его в руках и размазывают по стеклу. Размазывать можно пальцами или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. После того как аппликация закончена, нужно снять скотч с краев и наложить на пластилиновую поверхность фон из цветной бумаги, а сверху плотно – еще одно стекло такого же размера, затем плотный картон. По контуру полученную работу обклейте полосками из цветной бумаги, чтобы получилась аккуратная рамка. Аппликацию также можно выполнять на листе плотного картона, но в таком случае на основе будут оставаться жирные пятна от пластилина.

Виды аппликации из пластилина

Аппликация из целых деталей.  Пластилиновые картины

Картина – это уже более сложный вариант аппликации из пластилина. Здесь потребуется некоторый навык работы с этим материалом, умение смешивать цвета и аккуратность. Технологию пластилиновой картины лучше всего начать осваивать с простых изображений небольшого размера. В процессе выполнения картины в пластилиновой технике у каждого вырабатываются свой стиль и манера, появляется уверенность в работе с материалом, собственные рецепты получения тонов и оттенков, а также маленькие хитрости и секреты. Выполнив несколько простых и небольших картин. Можно будет приступать к более сложному произведению.

Итак, для создания пластилиновой картины потребуется сюжет (собственный или из книги (журнала), основа, набор стеков и немного первоначальных знаний о технике выполнения пластилиновой картины.

В качестве основы для пластилиновой картины подойдет плотный картон, пластина из оргстекла или фанера. Картина, выполненная из пластилина, может быть как плоской, так и выпуклой в зависимости от составляющих ее деталей.

Картина из пластилина имеет ровную поверхность и напоминает масляную живопись, а в барельефном исполнении составляющие фигуры могут слегка выступать над ее поверхностью.

Картина может быть квадратной, круглой, овальной и др. Пластилин на основу наносят с помощью стека или пальцами. Размазывать пластилин по картону лучше всего руками, так как материал под давлением ложится ровным слоем на поверхность, таким образом достигается эффект мазка масляными красками.

Картину можно сделать рельефной разными способами – формированием элементов при помощи стека, лепкой отдельных деталей, путем резания ножницами и поднимания разрезов, протирания пластилина через сито или выдавливание его через чеснокодавилку и пр.

Работу над картиной начинают с верхнего края основы, чтобы исключить касание рук покрытых пластилином участков поверхности. Округлые и овальные элементы выполняют из скатанных пластилиновых шариков, которые при закреплении на основе расплющиваются.

Тонкие полоски на картине выполняют при помощи скатанных на плоскости валиков. Валики не должны быть слишком длинными, иначе их трудно будет переносить на основу. Длинные линии и элементы составляют из нескольких коротких валиков.  Перед накладыванием валиков на поверхность их нужно предварительно остудить. Раскатывая тонкие валики, нужно учитывать, что при расплющивании они увеличиваются в поперечном сечении.

Для выполнения таких деталей картины, как лепестки, стебли цветов, завитки, пряди волос, нужны будут ровные валики, которые можно получить, выдавливая разогретый пластилин через одноразовый шприц или через чеснокодавилку. Если протереть пластилин через мелкое металлическое ситечко, то можно получить рыхлые и пушистые элементы картины, такие как кораллы, трава, мех животных и иное.

При помощи расчески, кончиков ножниц, шила или стека, путем продавливания тонких бороздок можно добиться эффекта рельефности некоторых деталей картины (например, морские волны или рябь можно выполнить путем процарапывания поверхности расческой).

Для изображения листьев или кроны деревьев у пластилиновой детали создают резной край. Это можно сделать, разрезая пластилиновую лепешечку ножницами, стеком или скальпелем, придавливая его под углом к линии оформления.

Некоторые детали пластилиновой картины могут иметь сложный контур. В таком случае нужно наложить пластилиновую лепешку и удалить излишек пластилина при помощи стека.

Если в картине представлены элементы, которые трудно вылепить, то их повторяют тонким слоем пластилина на бумаге, вырезают ножницами и прилепляют на основу с помощью тонких пластилиновых валиков.

Чтобы получить эффект объемности или прозрачности некоторых элементов картины, пластилин наносят тонким слоем и растирают пальцами. Для достижения нужного эффекта лишний слой пластилина соскабливают стеком.

Как оформить и хранить пластилиновые картины. Плоские пластилиновые картины лучше всего поместить под стекло в рамку, паспарту или хранить под прозрачной пленкой. Картину с рельефным изображением можно также поместить в рамку под стекло, но вдоль рамки положить прокладку, соответствующую выпуклости изображения. Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию.

Итак, подведем итоги, что же  необходимо, чтобы создать пластилиновую картину?

Основа: картон, оргстекло, фанера, клеенка.

Инструменты: набор стеков, ножницы (для вырезания деталей), канцелярский нож или скальпель, шило или зубочистки, скалка, расческа, металлическое ситечко, чеснокодавилка  или специальный пресс для пластилина, обычный медицинский шприц, специальные наборы формочек и  шприцы для пластилина.

Чернографитовый карандаш для рисования эскиза. Для самых маленьких очень удобны треугольные чернографитовые карандаши.

Доска для лепки. Можно взять кусок обычного линолеума.

Стакан с водой (для смачивания рук, чтобы пластилин не лип)

Салфетки для рук. Очень удобно пользоваться обычной кухонной влажной салфеткой из микрофибры. Хороший пластилин. Это тот пластилин, который имеет яркую окраску, тонко раскатывается и не липнет к рукам.

Придумать эскиз. Выбрать цвет изображения и фон. Подобрать нужный формат картины. Решить какого она будет размера и формы. В соответствии с этими размерами подготовить основу.

Рамка со стеклом или пищевая пленка.

Основные приемы лепки пластилином

Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.

Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

Оттягивание. Похоже  на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Основные элементы

Пластилиновую фигурку можно слепить двумя способами: из целого куска пластилина или соединить несколько деталей в одну. Фигурка, сделанная из одного куска пластилина,  устойчивее фигурки из нескольких деталей и слепить ее быстрее, чем такую же, но составленную из нескольких простых элементов. Однако использование и соединение разнообразных деталей при лепке позволяет сделать фигурки более сложными, детализированными.

При выборе того или иного способа лепки, конечно, следует обратить внимание на возраст и индивидуальные способности ребенка. Чем хуже моторные навыки, тем целесообразнее лепить поделки, используя как можно меньше лишних деталей. Лучше в этом случае сконцентрировать внимание на свойствах пластилина: цвете, форме, пластичности. Ведь ребенок только учиться познавать мир через сложный процесс творчества. С возрастом можно увеличивать количество деталей. Мысленное дробление предполагаемой поделки на части научит ребенка анализировать и планировать.

Для того чтобы приступить к лепке из пластилина какой-либо фигуры, в первую очередь нужно освоить несколько простых приемов лепки простых элементов таких, например, как шар, валик, конус, лепешка и др.

Полезные советы

Остатки пластилина, мелкие кусочки,  можно рассортировывать по небольшим полиэтиленовым пакетам или пластмассовым контейнерам по цветам.

Для того чтобы получить одинаковые элементы фигуры, особенно это касается случаев, когда лепят такие детали, как ушки, руки, ноги, лепестки цветов, листья и прочее, необходимо отделять одинаковые заготовки от куска пластилина. Если брусок новый, стандартного размера, то его легко разделить на равные части. Если же кусок пластилина уже побывал в работе, то нужно скатать из него ровный валик, а затем разделить на ровные части.

Смешивание пластилина

Смешивание пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок. В обоих случаях нежелательно использовать более трех цветов, так как в противном случае образуется комок неопределенного цвета. Если смешать пластилин с небольшим количеством черного, добиваются более темного тона того же цвета, и наоборот, смешивая цветной пластилин с белым, получают пастельные тона. На практике это происходит следующим образом. Берут 2 кусочка пластилина разного цвета, предварительно каждый нужно хорошо разогреть в руках и скатать их в один валик. Полученный валик перегибают пополам, получив более толстый и короткий валик, его опять тщательно раскатывают и складывают пополам и т.д. Раскатывание и сгибание продолжается до тех пор, пока кусок пластилина не станет однородного цвета, без пятнышек и прожилок. Сразу нежелательно смешивать 3 цвета, лучше всего сначала смешать 2 цвета до получения однородного, потом к полученному прибавить третий цвет.

Таблица смешивания цветов:

Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого

Темно-серый (для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого

Светло-серый (для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного

Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого

Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого

Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Если добавить 1/5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.

Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.

Охра =1/ желтого + 1/2 коричневого

Мраморный: валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цветов

Прилипший  к поверхности пластилин лучше всего удалять при помощи стека или сухой тряпочки. Для того чтобы готовая фигурка из пластилина блестела и ее поверхность была гладкой, ее нужно подержать на некотором расстоянии от пламени свечи. В этом случае следует   соблюдать аккуратность и осторожность, и осуществлять процедуру обязательно в присутствии взрослых.

Придание прочности пластилиновой поделке

Для того чтобы сохранить фигурку из обычного пластилина надолго, можно покрыть ее 2-3 слоями водоэмульсионной краски, главное, чтобы, не оставалось подтеков. Краска будет хорошо ложиться на пластилиновую поверхность, если ее предварительно обезжирить. Для этого используют тальк, крахмал или  муку, которые наносятся на изделие сухой кисточкой. После того как краска высохнет, фигурку раскрашивают гуашью и покрывают лаком. Обработанная таким образом фигурка будет долго храниться и выглядеть как настоящая статуэтка. Единственное, что нужно, - предохранять фигурку от падения, чтобы она не деформировалась. Для получения прочной поверхности пластилиновой поделки можно воспользоваться другим способом: на изделие наносят тонким слоем клей и присыпают манной крупой. После того как поверхность высохнет, ее покрывают белой водоэмульсионной краской, а после высыхания расписывают акриловыми красками. Этот способ займет некоторое время, так как нужно будет хорошо просушить каждый нанесенный слой.

Пример. Изготовление картины из пластилина

Берем пластилин, раскатываем его

Изготавливаем (лепим) из пластилина цветочки и лепестки цветов

Из зелёного пластилина изготовим листочки, делаем на них прожилочки.

Картина розы готова

 

Список используемой литературы

1. Васильева - Гангнус Л. Уроки занимательного труда.     Издательство    «Педагогика» 1997

2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки - чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития 1997.

3. Журнал «Начальная школа» № 8 1999; № 9  1988.

4. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо – моторных навыков у детей.М.: Владос 2003.

5. Калябин В. А. Физиологические основы оценки степени  готовности детей к обучению в школе. - Владимир: ВГПУ 1999.

6. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку -  С.- П. 2004.

7. Серия книг для развития творческих способностей учащихся.

8. Сиротюп А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: Сфера 2003.

9. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань 1999.

10. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества. Издательский дом «Федоров» 2000. 

Рекомендуем посмотреть:

Развитие мелкой моторики у детей

Дидактическая игра для развития мелкой моторики детей 3 – 7 лет

Как подготовить руку ребёнка к письму

Весенние поделки с детьми. Картина «Мимозы для мамы»

deti.medicalfirst.ru


Смотрите также

Объявление

Если у Вас есть ещё какие-либо интересные материалы (тексты, фото, видео, аудио), связанные с творческой жизнью Людмилы Тумановой, поделитесь ими со всеми нами, её многочисленными поклонниками.

Обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону: 8-922-56-101-83