Ludmila Tumanova

Дети ругаются матом


Как отучить ребенка материться: рекомендации психолога

Матерщина, сквернословие, «острое словцо», «плохие» и «грязные» слова, «русский матерный» – как ни назови мы эту часть языковой культуры, она никак не вписывается ни в одну современную педагогическую систему. Использование этих слов в обществе неприемлемо, но допустимо в определенных кругах, в которые, само собой, дети не вхожи. Тогда почему ребенок ругается матом?

Почему дети матеряться

Удивительно просто, но неочевидно для мам и пап то, что причины любых педагогических проблем сокрыты в поведении взрослых, например:

  • не учтены возрастные особенности;
  • невнимательность мам и пап к собственной речевой культуре;
  • общая педагогическая запущенность;
  • особенности формирования детской личности.

Именно родители несут ответственность за здоровье и образование своих детей и с раннего детства задают для них шаблоны поведения.

Виновато ли общество? Общество диктует общекультурные правила, навязывает стереотипы текущего времени. Но до 4–5 лет только семья может по-настоящему установить рамки, планку морали, этические нормы общения и приемлемый уровень личной культуры для маленького человечка.

Вербальная самозащита

Преодолевая кризис за кризисом, дети расширяют не только словарный запас и коммуникативные навыки, но и осваивают способы самозащиты. Так называемая вербальная агрессия может выходить на передний план, когда детям запрещены иные формы агрессивного поведения: покусы, удары, щипки и т.д. Происходит замещение физических действий на речевые. Происходит это из-за дисбаланса в возрастных особенностях и воспитательных мерах.

Эффективная стратегия. Перестроить модель воспитания, исключив из нее абсолютные запреты. Активно поощрять использование альтернативы, игнорировать ошибки.

В поисках причины, по которой ребенок ругается матом, родители частенько упускают из вида собственное поведение. А ведь именно оно задает основной педагогический тон в семье. Откуда взять образец поведения растущему человеку, если мама, папа и старшие родственники позволяют себе сквернословить в присутствии детей?

Эффективная стратегия. Важно, чтобы правила стали едиными для всех членов семьи. Детям непонятно, почему взрослым можно, а им нет. Девочке непонятно, почему значимым для нее мужчинам (отцу, брату, дедушке) можно применять мат, а ей запрещено.

Родительская невнимательность

Будь то попустительство, гиперопека или проблемы социального характера, в основе всего этого лежит невнимательность родителей к действительным потребностям малыша. Социально незрелый, безответственный или неопытный родитель порой даже сам себе не в силах объяснить, почему же детям нельзя материться.

Эффективная стратегия. Если родитель все же ощущает груз ответственности за своего педагогически запущенного малыша, но чувствует себя беспомощным, лучший путь – обратиться к специалисту. Получить от него необходимые педагогические советы и психологическую поддержку.

Как только взрослые правильно – то есть в соответствии с возрастом и жизненным опытом крохи – перестраивают ситуацию вокруг него и начинают вести себя эталонно, проблема сквернословия исчезает сама собой. Психически здоровому юному человечку и самому неуютно в состоянии постоянной самозащиты.

Возрастная психология

Это может удивить, но милая дочурка может материться просто потому, что… взрослеет! В ряде случаев родителям не нужно заострять внимание на проблеме, а лишь корректно направить энергию бунтующего чада в мирное русло:

  • В период активного расширения словарного запаса – 2–3 года – дети иногда повторяют бранные слова, и в этом нет проблемы. Доченька в платье принцессы не прекращает грязно ругаться при гостях, всех это веселит и забавляет – вот и привычка. Важно не поощрять эти эпизоды в присутствии малыша: не пересказывать как анекдот, не смеяться, не хвастаться перед знакомыми и т.д.
  • К возрасту первого социального бунта – 6–7 лет – редкий дошкольник остается незнаком с парой-тройкой ядреных ругательств. Отучение от грязных слов зависит от уровня сформированной внутренней культуры.
  • Экспрессивные поступки подростков, их демонстративность, неприкрытая агрессивность – тоже вариант нормы. Искоренить привычку «матюкаться», если она уже есть, можно постепенно по мере взросления, но никак не запретом.

Ребенок растет и развивается. На индивидуальном пути ему встречаются разные люди и ситуации, каждая его чему-то учит, независимо от родительских ожиданий. Конечно, редко удается постоянно выстраивать вокруг растущего малыша такую реальность, в которой мат – совершенно неприемлемая часть языка. Ребенок и нецензурная лексика время от времени сталкиваются.

Замечание педагога. Дети получают образование не только во время уроков. Они постоянно впитывают наш опыт, привычки, копируют слова и действия. И чем более значим для ребенка взрослый, тем более вероятно копирование его поведения как образца.

Образцы для каждого возраста свои. У грудничков – это мама и папа, у дошкольников – родитель противоположного пола, у младших школьников – первый учитель, а подростки подражают друг другу и своим кумирам.

И вовсе не возрастные кризисы виноваты в появлении матерных фраз в речи. В период кризиса они выходят на поверхность. А накапливается опыт раньше – в период, который называется сенситивным. Такие периоды молчаливого созерцания предшествуют каждому возрастному бунту в жизни человека.

Посмотрите небольшое видео, в котором доктор Комаровский вместе с психологом объясняют, как отучить ребенка ругаться матом.

Ребенок матерится в возрасте 2-4 года

Словарный запас начинает формироваться задолго до первых осознанных фраз. Чтобы матерные слова не вошли в активный словарь ребенка вместе с первыми шагами, родителям нужно избегать употребления мата.

Младенец все понимает! Да, он может еще не различать смысла сказанных фраз, но все, что говорят родители, мозг впитывает, как губка. Впитывает и фиксирует на будущее. Слова, сопровождающая их эмоциональная окраска, жесты, мимика – все это малыш покажет на следующем возрастном этапе.

Тактика борьбы с первым матом на втором году жизни ребенка сводится к эмоциональному диалогу. Эмоции родителей, как мы помним, – эталонные.

Если маме и папе не нравится, как пахнет «ка-ка», значит, это действительно «фу, ка-ка!» И мама с папой эту «ка-ку» всегда обходят стороной. Не восхищаются ею и не приносят домой с улицы, пока ребенок не видит. То же и со словами: если они «плохие», то они под запретом независимо от присутствия ребенка. Их нельзя использовать никому и ни при каких обстоятельствах.

Я – сам, и я – как вы!

В 2–4 года, когда дети идут в садик, у родителей возникают первые трудности с объяснением правил культурного поведения. И вот тут ребенок покажет все семейные речевые модели, с которыми сталкивался прежде. Именно теперь впервые возникает проблема, как отучить ребенка материться.

Просто говорить ему «нельзя!», наказывать, ругать или даже шлепать – неэффективно. Запрет рождает лишь повышенный интерес, а наказание мотивирует к действию. Бунт против всех правил предполагает другую тактику.

Самоконтроль. Он всегда на первом месте. Продолжаем следить за собственной речью. Любые требования к речи ребенка должны быть применимы и к высказываниям взрослых.

Фразы из предыдущего возрастного этапа «Фу, как некрасиво!» – не работают. Акцент с «ты – плохой» лучше перенести на «он – плохой»: «Ой, как мальчик ругается! Бедная его мамочка, ей так стыдно…» Секрет в том, что детям в этом возрасте легче анализировать чужое поведение и учиться этому анализу на внешних примерах.

Дошкольный возраст

В 4–5 лет проблема сквернословия редко возникает сама по себе. Обычно ее корни тянутся в кризис «Я – сам». К преддошкольному возрасту волевые процессы и контроль поведения уже достаточно сформированы. Поэтому матерные стишки и использование отдельных оскорблений – осознанны.

Речевой навык

Когда ругательства «гармонично» включены в речь ребенка, применяются и глаголы, и прилагательные, и существительные, мы имеем дело с речевым навыком. Искоренить его не так легко, требуется полная перестройка окружающей обстановки. Неплохо бы отправить ребенка на летний отдых в лагерь или к культурным родственникам, где не принято посылать на три буквы. Несколько недель в другой среде заставят малыша перестроиться и понять, что жить можно иначе, да еще и более комфортно.

Слова-связки

Когда в потоке озвученных детских мыслей маты проскакивают лишь для уточнения смысла или и вовсе к этому смыслу не привязаны, это слова-паразиты, значение которых не совсем понятно ребенку. Стоит поговорить с ним о том, для чего нужны эти слова и почему они уместны на стройке, но не подходят маленькой девочке с ангельским личиком.

Мать и дочь могут обсудить кодекс принцесс, а папа и сын – побеседовать о правилах для джентльменов-супергероев. Можно опираться и на известные образы, положительные с точки зрения речевой культуры: Белоснежка, Золушка, Кларк Кент (супермен), Питер Паркер (Человек-паук). Подражая своему герою, кроха перестанет ругаться.

Манипуляции

Манипулирование нецензурной лексикой возникает либо для привлечения внимания, либо чтобы этого внимания избежать. В обоих случаях взрослым нужно тщательно пересмотреть воспитательную модель.

Всего ли хватает ребенку? Выполняются ли его истинные потребности? Достаточно ли правильного внимания он получает, не слишком ли суровы ограничения? Не попустительствуют ли бабушки? Не становятся ли гаджеты способом занять малыша? Не подменил ли бесцензурный Ютуб детские каналы и чтение полезных сказок на ночь?

В борьбе с манипуляциями основной метод – игнорирование. «Нецензурное» поведение, не замеченное взрослыми, заставит ребенка искать другой способ привлечь их внимание.

Важно! Какого бы происхождения ни были маты, в 4–5 лет с ними можно справиться путем диалога. Во-первых, выясните. Понимает ли ребенок смысл слов и фраз. Во-вторых, расскажите о нецензурной лексике как о части языка – не литературной, не приемлемой для культурного человека, но существующей в определенных кругах: среди людей рабочих специальностей, в бедных районах, в тюрьмах, бандитских компаниях, у пьяниц и наркоманов и т.д.

Прием 1.

Сыграйте на знаниях ребенка о социальном статусе, расскажите о высококультурных предках, известных людях своей семьи. В рассказе о дедах упоминайте, что они были очень грамотными, очень культурными, требовательными к себе, умели изъясняться ярко и точно, но никогда не использовали дурных слов.

Говорите о самоуважении и уважении к окружающим. Погружение в семейную родословную и воспитательная беседа – способ не только избавиться от мата, но и повысить самооценку ребенка через гордость за пращуров.

Прием 2.

Поговорите о происхождении бранных слов, их истории. Постарайтесь вместе с ребенком подобрать синонимы и договоритесь, что он будет вместо матов употреблять синонимы. Сработает это с точностью до наоборот, потому что на слова-синонимы типа «пися» и «попа» у малыша уже выработаны запреты. Эти слова неприемлемы за столом или в общественных местах. Поэтому через запрет на синонимы сработает и запрет на мат.

Школьный возраст

Если до этого возраста от привычки сквернословить не удалось избавиться, то ребенок научится ее контролировать, приспосабливать к обществу, в котором находится. Дома он будет переставать ругаться, а вот в дворовых играх вполне может и драться, и материться, «пока родители не смотрят». Казаться взрослым в среде сверстников – распространенный способ самоутверждения.

Вы же можете показать дошкольнику другие способы быть взрослым: контроль расходов, помощь по дому, участие в принятии решений, право на самостоятельный выбор (мебели, цветовой гаммы, подарка к празднику). Разговоры, терапевтические сказки, работа с психологом, смена обстановки – в ход можно пускать все средства. Но лучшее из них – собственный пример.

Пусть папа «бросает» ругаться вместе с сыном на условиях соревнования. Или подслушайте уличный диалог своего ребенка, а вечером за ужином отзовитесь без намеков: «Кто-то из ребят сегодня так страшно ругался, когда вы играли! Я случайно услышала и подумала: «Как хорошо, что наш мальчик не знает таких слов!» С совестливыми детками этот прием почти всегда срабатывает.

Внимательно отслеживайте, как и с кем общается чадо в социальных сетях, какие комментарии оставляет, каким контентом интересуется. Старайтесь применить все возможные фильтры, чтобы уберечь своего несмышленыша от потока агрессивной информации и юмора «ниже пояса».

На заметку! Учитывая, что мат в своем естественном виде есть выражение негативных эмоций, стоит обратить внимание на психологические качества растущего человека. Воспитатели должны быть уверены в том, что ребенок не отражает через дурную лексику свои страхи, обиду, душевную боль, озлобленность, месть. Иначе стоит срочно обратиться к детскому психологу.

Подростковый возраст

Каждый родитель хорошо понимает, почему подростки матерятся. Для самоутверждения, для демонстрации своей взрослости, для управления ситуацией, для защиты от контроля старших. И несмотря на понимание причин, родители подростков часто действуют неверно, применяя неэффективные стратегии:

  • директивные запреты;
  • гиперконтроль;
  • строгие наказания, ограничения, лишения;
  • ультиматумы;
  • скандалы.

Подросток хочет быть равным в правах, но не готов принимать равные обязанности. Он хочет быть взрослым, но ни психологически, ни физически не готов к взрослым нагрузкам. Оптимальный путь в общении с подростком – сотрудничество, партнерство с элементами зависимости ребенка от взрослого. Даже дружба здесь будет неуместна, поскольку друзья – это категория избранных, в которую родители не включаются.

Избирайте обходные пути. Помогайте ребенку-подростку самоутверждаться через творчество, спортивные достижения, успешное обучение. Поддерживайте кумиров сына или дочери, но учите рационально оценивать внешность и поведение звезд.

Предложите разобраться в смысле любимой песни, как на уроке литературы. Позвольте ребенку спорить и аргументировать, поощряйте умение выражать мысль без мата. А заодно спросите, с какой целью автор рэп-сингла применил нецензурную речевую конструкцию: чтобы усилить эффект (так ведь есть и более яркие слова!) или просто рифмы другой не нашлось?

Не допускайте ошибки

Почти все взрослые забывают, что они тоже были детьми, безобразничали и нарушали правила. Не стоит пытаться превратить детей в тех, кем не смогли стать вы сами. Позвольте им развить собственное «я». Гармонично растущему человеку не нужно бунтовать, чтобы доказать свою состоятельность.

Педагогический климат

Отучать от дурного – через понимание. Стоит принять, что сын действительно талантлив в народных танцах, а математика для него – космическая даль. Дочери по душе архитектура и дизайн, а вовсе не необходимость продолжить династию врачей-физиологов. В преодолении любых психологических трудностей и проблем поведения лежит принятие себя и одобрение близких. Обеспечьте то и другое!

Будьте целеустремленными

В своем желании изменить поведение ребенка преследуйте одну-единственную цель – помочь ему стать лучше, а не просто отучить от мата. И совершенно не нужно озвучивать свои цели вслух. Просто знайте, чего именно хотите, и действуйте комплексно, системно и рационально.

Действуйте последовательно

Последовательность предполагает, что правила хорошей речи – для всех. Нет ситуации, в которой папе разрешено произнести яркое междометие. «Очень воспитанный сантехник во время работы постоянно говорит: «Ишь ты!»

Стыд – плохой помощник

Не путайте со стыдливостью! Стыдливость – положительное качество характера, стыд – яркая негативная эмоция. Чувство стыда влечет за собой переживание вины, а вина приводит к замкнутости, снижению самооценки и агрессии. Вербальная агрессия под действием стыда усиливается.

Правильное порицание

Чтобы понять этот принцип, определитесь для себя: вам не нравится ваш ребенок или неприятны его действия? Наверняка только действия. Именно их и следует порицать. Сам ребенок должен оставаться беззаветно любимым.

Как сделать замечание ругающемуся матом ребенку:

  • Оптимально: «Ты, наверное, хотел сказать, что недоволен?»
  • Допустимо: «Мне не нравится, как нехорошо ты ругаешься; это не вызывает у меня чувства гордости за тебя».
  • Неприемлемо: «Ты грубый, бессовестный, гадкий раздолбай. Я тебя не таким воспитывала».
Пустые запреты не имеют смысла

Строгие директивные указания и запреты вызывают желание их нарушить. Чтобы соответствовать детской психологии, они должны быть рациональны и обоснованны, и каждому необходимо предложить вариант альтернативного поведения – что делать вместо запрещенного.

Простые приемы на каждый день

Чтобы искоренить негативные привычки и черты характера, недостаточно сходить к психологу или поговорить один раз. Нужно постоянно жить с ребенком, постоянно взаимодействовать и на каждом шагу в соответствии с возрастом помогать ему выстраивать правильное поведение. Постараемся резюмировать информацию в виде нескольких коротких рекомендаций.

  1. Не материтесь сами и запрещайте это гостям и родственникам.
  2. Не акцентируйте внимание на мате из уст маленького ребенка. Проигнорируйте.
  3. Не выясняйте отношения прилюдно. Обсудите нецензурный инцидент, когда останетесь одни.
  4. Не повышайте голос. Ваша ругань ничем не отличается от подросткового мата.
  5. Не применяйте шлепки. Избегайте ссор с детьми. Старайтесь не ссориться с родными.
  6. Не поддерживайте крутой имидж матерных слов, порицайте мат в чужой речи. Старайтесь объяснять свое мнение на примерах.
  7. Поддерживайте ребенка на любом возрастном этапе.
  8. Умейте реагировать спокойно. Делайте осторожные, но внятные замечания в соответствии с возрастом.
  9. Переключайте внимание на спорт, творческие занятия и общение в хорошей компании.
  10. Поговорите о жаргоне. Научите ребенка понимать специфическую лексику.
  11. Обсудите вопросы культуры человека в современном обществе. Поговорите о значении слов «образованность», «воспитанность», «речевой этикет».
  12. Посещайте выставки, смотрите хорошее кино, пробуждайте вкус и эмоциональный интеллект.
  13. Не отрицайте кумиров, поддерживайте увлечения, сотрудничайте каждый день.
  14. Поощряйте чтение книг, развивайте общую культуру, а не только речь. Отваживать нужно от молодежной субкультуры в целом, а не только от дурных словечек.
  15. Контролируйте общение тинейджеров и младших школьников в интернете и социальных сетях.
  16. Не откладывайте консультацию с педагогом или психологом, если не удается самостоятельно отучить ребенка от мата. Специалист даст персональные советы, которые помогут преодолеть проблему.

С юной девушкой справиться легче, чем с подростком-хулиганом. Но даже самый яркий характер мальчика поддается коррекции. Возможно, нужен сильный авторитетный наставник на стороне – тренер или учитель. Чтобы перестать материться, ребенку потребуется время: тем больше, чем он старше. Поэтому не спешите получить быстрый видимый результат.

Делаем выводы

Кроха принес маты из детсада, дошкольник набрался «нового» на каникулах в деревне, школьник начал взрослеть и хорохориться перед одноклассниками, а подросток просто дорос до своего закономерного бунтарства. Для каждого возраста избирайте два параллельных пути:

  1. приверженность общей культуре и ее требованиям;
  2. приемы в соответствии с возрастом детей.

Чтобы отучить маленькую дочку от ругани, достаточно переключить ее внимание на другие слова, а «плохие» проигнорировать.

В 4–5 лет почитайте добрые книги и сказки о послушных и добрых героях, а с дошкольником установите договор-соревнование.

С подростком договориться сложнее, в его мир нужно войти авторитетным союзником. А сделать это через запреты и наказания невозможно!

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_otuchit/rebenka_materitsya.html

Если вам понравилась статья – поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

razvitie-vospitanie.ru

«Мой ребёнок матерится как сапожник»

«Как он разговаривает со своими друзьями — это же ужас! Мат через слово». Впервые услышать от своего ребёнка ругательство — настоящий шок для родителей. Почему подростки ругаются матом при друзьях, в школе и даже дома и можно ли что-то с этим сделать — рассказывает психолог Яна Филимонова.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Выразить невыразимое

Прежде чем задаваться вопросом, почему подростки ругаются матом, нелишне будет задуматься: а для чего нам самим нужен мат? Сама природа запретных слов парадоксальна. Только представители homo sapiens догадались придумать определенные сочетания звуков, чтобы потом наложить на некоторые из них табу. Зачем придумывать запрет, который непременно будет нарушен? Ругательства ведь никуда не исчезают из языка, и знание о них передается из поколения в поколение. Можно сделать логичный вывод, что «сильные» слова используются для выражения столь же сильных эмоций. Чаще всего это чувства отрицательные: злость на грани с яростью, отчаяние, крайняя форма неодобрения, но иногда и позитивные — восхищение, поощрение, удивление.

Во многих подростковых компаниях существует негласный запрет на прямое проявление чувств. Подростки резковаты, они подсмеиваются, а иногда и откровенно насмехаются над нежностью, привязанностью, грустью. Они пока еще не умеют обращаться с кипящими в них чувствами — как своими, так и чужими. Использование обсценной лексики помогает немного снизить напряжение и, пусть в такой грубой и примитивной форме, эти чувства выразить, не показавшись при этом слишком уязвимым.

Что делать. Задумайтесь вот о чем: говорят ли о чувствах в вашей семье? Каким образом вы выражаете любовь друг к другу, радость, грусть, какими словами описываете, что рассержены или устали? Нередко взрослые тоже не умеют напрямую говорить о том, что переживают, и выражают чувства скорее через поведение. К примеру, злость выражается повышением голоса, подзатыльниками или теми же ругательствами, пусть и в смягченной, социально приемлемой форме. В таком случае неудивительно, что подросток использует тот же способ, ругаясь матом.

Чтобы уметь описывать свои переживания словами, ваш сын или дочь должны иметь перед глазами модель такого поведения

Возможно, вам придется учиться этому вместе с ребенком, но, поверьте, это сослужит хорошую службу и вам, и ему. Говорите о том, как вы рады или устали, потому что на работе был тяжелый день, вы рассержены на хамское поведение водителей на дорогах или грустите о том, что весна никак не наступит. Особенно сложно бывает выражать свои чувства напрямую другому человеку. Простой способ — использовать так называемые «Я-сообщения», то есть говорить от первого лица и о себе: «Мне нравится, как ты…», «Я не люблю, когда».

«Мы — подростки, и мы другие. Мы уже не дети — детям так говорить не позволено. Но мы и не взрослые с их лицемерной вежливостью, иерархией, необходимостью подчиняться правилам». Действительно, тинейджеры оказываются в некоторой степени маргиналами: они точно уже не дети, но еще и не взрослые, еще не сформировали устойчивую систему представлений о себе и мире, но уже имеют на все собственное мнение, еще не научились зарабатывать, но уже нуждаются в личных деньгах. Матерная ругань становится способом отделить себя от остального мира, чем-то вроде запретного языка подростковых компаний.

Что делать. Подростковый негативизм — в целом нормальное явление. Если вы случайно услышали разговор ребенка с другом или подругой, в котором проскакивали крепкие выражения, возможно, не стоит делать из этого трагедию. Не нужно устраивать подробное расследование: «Твои друзья ругаются матом? А ты? И что, вот так у вас в компании принято выражаться?».

Стоит в спокойном тоне поговорить с подростком о том, что ругательства засоряют речь и очень быстро входят в привычку

Вместо того, чтобы подбирать нужное выражение, так легко заменить его крепким словцом! Но случайно вылетевшее бранное слово может сослужить подростку плохую службу в школе, при поступлении в институт, при знакомстве с парнем или девушкой. Мат расценивается людьми как грубость и словесная агрессия — это нужно учесть, когда употребляешь подобные слова.

Большинство тинейджеров используют табуированную лексику в разговорах со сверстниками — кто-то чаще, кто-то реже. Демонстративно ругаться при взрослых — это уже агрессивный протест, вызов. У родителя, который впервые услышал брошенное в лицо матерное слово, случается шок: «Да как он посмел?».

Прежде чем принимать какие-то меры, следует разобраться, против чего протестует подросток. Понятно, что в такой ситуации велико искушение сразу перейти к санкциям: он нарушил правила, возможно, оскорбил кого-то из родителей или педагогов. Но подобный поступок — симптом неблагополучия, и лучше разобраться с его причинами сейчас, чем усугублять ситуацию и иметь дело с более серьезными последствиями.

Три совета родителям:

1. Скажите о своих чувствах. Именно скажите, а не накричите и не обвиняйте. Важно, чтобы вы говорили о себе: «Мне не нравится», «Я совершенно шокирован», а не о своем ребенке: «Ты не смеешь», «Как ты могла» и т. п. К примеру: «Я в шоке от того, что сейчас слышу. Ты знаешь, что у нас дома такие слова не употребляются (что в школе ругаться матом неприемлемо), и все-таки произнес их». «Я никогда раньше не слышала от тебя таких грубых слов и просто не могу прийти в себя».

2. Спросите о причинах его/ее поведения. «Я хочу понять, почему ты так поступил». Важно, несмотря на все обуревающие родителя чувства, все-таки выбирать нейтральные глаголы — «сделал», «поступил», а не «что ты устроила» или «как ты мог».

3. Выслушайте то, что вам скажут, и постарайтесь найти в этом рациональное зерно: почему сын или дочь могли повести себя подобным образом?

Привлечь внимание к проблеме

Несмотря на внешнюю грубость, тинейджеры очень уязвимы. Но рассказать о своих проблемах родителям им сложно — трудно найти подходящие слова, стыдно жаловаться, «наматывать сопли на кулак». Часто девиантное поведение, в том числе использование крепких выражений — крик о помощи. Несчастная любовь, ссора с друзьями или переживания по поводу своей внешности — повод прийти в отчаяние, когда тебе 12 или 16 лет. Но проблемы могут быть и куда более серьезными. Попал в драку, задолжал денег, друзья впервые предложили попробовать алкоголь или наркотики…

Что делать. Вам не нужно додумывать, а лишь спокойно слушать, стараясь не давать оценок происходящему, пока не доберетесь до сути. Если вы будете реагировать сочувственно и внимательно, задавать уточняющие вопросы, ребенок в конце концов поделится тем, что его волнует. Несмотря на видимое протестное поведение, родители для тинейджера остаются очень важными людьми.

При словах «ругается матом в школе» мы скорее представим отпетого хулигана, двоечника и прогульщика с сигаретой. Но протестное поведение не всегда связано с отношением ребенка именно к учебе. Троечник может совершенно спокойно доучиться на положенные ему тройки до выпускного, а отличник — вдруг взбунтоваться, поняв, что физик, кроме своих любимчиков, никого не замечает, как ни старайся, а учительница географии поддерживает травлю самой тихой девочки в классе, потому что сама ее невзлюбила. Подростковый возраст — время, когда юный человек открывает для себя взрослый мир, и открытия эти часто совсем не приятные.

Что делать. Поговорить с сыном или дочерью о том, что чувствует человек, столкнувшийся с очевидной несправедливостью, и что он может сделать. С одной стороны, фаворитизм в классе — это действительно обидно. Учитель может поощрять своих любимых учеников и не замечать других талантливых ребят. И закрывать глаза на травлю нельзя ни в коем случае.

Но поможет ли матерное слово, брошенное в лицо педагогу, исправить оценки по физике или улучшить положение одноклассницы?

Умение решать сложные проблемы, в том числе иметь дело с несправедливостью — признак успешного взрослого человека. Будет хорошо, если вы поделитесь с подростком тем, как сами разрешали подобные ситуации. Возможно, это было не в школе, а уже в институте или на работе. Не стесняйтесь рассказать о своих сомнениях: «Я подумал, если я сейчас отвечу начальнику вот так — будут такие-то последствия. Но тогда… И я решил…».

И обязательно обсудите ту ситуацию, которая волнует вашего ребенка. Вы можете просто задавать ему наводящие вопросы: «Как ты думаешь, а что можно было бы сделать? Какие есть варианты? Чем я могу тебе помочь?»

Матерная ругань дома, в лицо родителям — очевидное нарушение подростком правил. Нередко оно свидетельствует о том, что сами правила и границы семейной системы устарели. Разумеется, не те, которые запрещают обсценную лексику, а более глобальные — те, что регулируют права и обязанности членов семьи.

Родители часто не успевают за происходящими изменениями: ребенок превращается в юношу или девушку, а с ним до сих пор обращаются, как с восьмилетним. Не стучат, заходя к нему в комнату, не принимают его мнение в расчет, не выделяют карманных денег. В некоторых семьях к детским правам прилагаются и детские обязанности, в других взрослые демонстрируют очевидное противоречие: «Ты уже взрослый, сам договаривайся с учительницей», но «Домой к девяти, мал еще допоздна гулять». У подростка, находящегося в непонятном положении «выросшего ребёнка», такая несправедливость вызывает закономерный протест. Но он не обладает ни должным авторитетом, ни достаточной степенью рефлексии, чтобы выразить это прямо. Поэтому протестует при помощи девиантного поведения: «Вы не хотите замечать, что я уже взрослый? Тогда я буду вас шокировать, произнося слова, которые детям знать не полагается».

Что делать. Родителям может быть в какой-то мере выгодно застревание ребенка в детстве: пока он не повзрослел — мы как будто не постарели. К тому же можно не менять устоявшиеся порядки, не пересматривать внутрисемейные правила, не делить территорию с почти уже взрослым человеком.

Но в итоге это вредит и старшим членам семьи, и подростку. Семья не переходит на следующую ступень развития, а подрастающие дети не осваивают новые сферы возможностей и новые области своей ответственности. Именно такой подход в итоге способен привести к самодеструкивному поведению, подростковой беременности, неуспешности в учебе (а позже и на работе: у «вечных подростков» проблемы с иерархией). Тинейджер яростно борется с рамками, которые стали ему тесны, но совершенно не чувствует ответственности за сделанный выбор, и последствия поступков поэтому тоже не просчитывает. Застрять в этом бунте можно на десятилетия. Простого решения здесь не существует, поскольку явно требуется перестройка отношений внутри семьи. Делать это безопаснее вместе с психологом. Если хотите попробовать самостоятельно, нужен честный «семейный совет», на котором будет определено: какие правила устарели, каким образом их можно изменить и на каких условиях. К примеру, подростку разрешено раз в неделю оставаться ночевать у друзей, если предварительно он познакомит с ними родителей; разрешено задерживаться в гостях до 11 вечера, если выполнены остальные обязанности, а старшие предупреждены заранее, и так далее. Тинейджер на этом совете должен иметь полноправный голос.

Взросление ребенка — не то, чему нужно изо всех сил противодействовать. Это долгий и поэтапный путь, на котором хорошо иметь поддержку родителей.

mel.fm

Дети ругаются матом – смешно или грустно? Что делать родителям?

Каждому приятно читать и слышать вежливые слова! Но порой слышишь такое, что и словами-то не назовешь. Да, я о матерной ругани. А точнее – о ситуациях, когда дети ругаются матом. Для многих взрослых это уму непостижимо, но многие вообще не обращают вимания: подрастет, мол, дитачка, и поймет, что так говорить нехорошо. А поймет ли?

Откуда дети “берут” мат

Давайте сразу уточним – эта статья не для тех, кто искренне считает матерную брань неотъемлемой частью постсоветской культуры. Ругань никакого отношения к культуре не имеет, и иметь не может.

Наличие в ежедневном лексиконе подобных эпитетов говорит не об уважении к традициям народной речи, а о низком уровне воспитания и скудном словарном запасе.

Ну, или о крайне пренебрежительном отношении к окружающим – мол, никуда не денутся, проглотят, по-другому все равно не понимают. Даже не знаю, что хуже.

Как разговаривают на улицах

Разумеется, было бы ханжеством заявлять что-либо типа:«Подобные слова не должны осквернять речь воспитанного человека, ни при каких обстоятельствах!». Если на голову падает молоток, скорей всего интеллигентным «Ой!» не обойтись. вылетит чего-нибудь покрепче. Но прислушайтесь к уличным беседам – ведь складывается впечатление, что некоторым этот молоток долбит по голове непрерывно. Люди просто разговаривают матом.

И ведь не пьяные, не уголовники, не оборванцы какие-нибудь. Вполне презентабельно выглядящие мужчины и женщины, явно не бедствующие, иногда ведущие за руку ребенка. Порой именно ребенку и объясняющие правду жизни вот этим незамысловатым языком.

Как общаются в компаниях

Ругань процветает в компаниях подростков. Не во всех, но гораздо чаще, чем хотелось бы, встречаешь компанию юных дарований, на всю улицу объясняющих друг другу свою жизненную позицию в специфичных выражениях.

Причем в них из цензурного – только предлоги. И причем девушки с личиками фей порой превосходят своих брутальных спутников по количеству и качеству матерной брани.

На минутку закройте глаза и представьте в этой компании свое дитятко. Вас не передернуло? Если нет, дальше читать не стоит.

“Милые” семейные ролики с матом

Была в шоке, когда, изучая тему, посмотрела видеоролики о детском мате. В шоке не столько от детей, произносящих непонятные им слова, сколько от искреннего родительского хохота на заднем плане. И подсказывания этих слов, если ребенок – вот беда-то! – произносит их запинаясь. Ну да, любимая кроха ругается матом – смешно до слез!

 

Дорогие родители, можете не верить, но дети растут гораздо быстрее, чем вам сейчас кажется.

И когда подросток, отказываясь идти за хлебом, скажет не «Мам, мне лениво!», а «Да пошла ты…» с подробным изложение маршрута, вам будет не до веселья. А он скажет! И даже не поймет, чем вы возмущены.

Отучить от ругани – можно ли, и как?

Если вам не кажется забавной ситуация, когда дети ругаются, и видео с матерящимися крохами не вызывает вашего умиления, то перед вами обязательно встанет вопрос – как отучить ребенка?

Даже если эти слова в вашем доме абсолютно исключены, ребенок по мере взросления общается с все большим количеством разных людей. И соответственно пополняет словарный запас. Важно правильно среагировать на неожиданное расширение лексикона.

Рекомендации психологов зависят от возраста ребенка. Но давайте сначала сформулируем, что психологи категорически не рекомендуют делать родителям, независимо от возраста ребенка.

Категорически нельзя:

  1. Ругаться самим. Это главное правило. Аргументы типа «взрослым можно» не срабатывают. Дети, как губка, впитывают окружающие их впечатления. Весь родительский лексикон очень быстро будет усвоен и подробно пересказан всем окружающим. Если брань присутствует в семье, попытки отучить от нее ребенка бесполезны.
  2. Применять физическое насилие. Единственное, чего вы добьетесь – ребенок накрепко запомнит эти слова. Озлобившись, будет повторять их назло, или когда вы не слышите. Не говоря уже о том, что подобные меры очень вредны для детской психики.
  3. Веселиться, гордо пересказывать окружающим, снимать на видео. Кроха рада повеселить папочку с мамочкой, она превратит это в свой коронный номер. Вот только что делать, когда кроха подрастет? Объяснять, что раньше было можно, а теперь нельзя? Ну-ну, удачи.
  4. Запрещать без объяснения. Аргументы «потому что я так сказал» с детьми вообще не срабатывают, в любом возрасте. С взрослыми, кстати, тоже.
  5. Пытаться выяснить «кто тебя научил». Во-первых, в большинстве случаев это бесполезно, ребенок мог просто запомнить слово, не фиксируя, от кого. Во-вторых, даже если ребенок назовет кого-то из друзей, – что вы будете делать с этой информацией? Где гарантия, что малыш не напутал?
  6. Изолировать ребенка от социума. Хотя бы потому, что это невозможно. Малышу нужны друзья, общение, он ходит в сад, школу, в гости. Добавьте Интернет, телевизор – вы же не сможете все запретить. Разумный контроль – безусловно, категорические запреты – ни в коем случае.

Но эти ограничения не означают бездействие родителей, когда дети ругаются матом. Родительская тактика зависит от возраста ребенка.

Возраст до 4-х лет: почему маленькие дети ругаются матом

В этом возрасте только формируется речь, слова повторяются неосознанно. Малыш просто услышал новое слово и воспроизвел его, как и любое другое. Не заостряйте внимание, но сделайте все, чтобы больше ребенок его не слышал. Малыш только набирает словарный запас, у него очень много новых слов, которыми нужно пользоваться каждый день. При таком потоке информации неиспользуемое слово просто забудется.

Дошкольный, младший школьный возраст и мат

В этом возрасте ситуация сложнее. Ваш человечек растет и умнеет. И уже прекрасно понимает если не смысл слов, то их ругательное назначение уж точно.

Тут уместно вспомнить присказку Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие».

Прежде всего, спокойно поговорите с ребенком на тему плохих и хороших слов. В качестве аргументов можно привести «так некрасиво говорить», «так говорят невоспитанные люди, но ты же не такой», «маме и папе не нравится это слово, им стыдно за тебя», «это слово обижает людей».

Если же брань продолжается, нужно выяснять причину. Возможные ситуации и что при этом делать:

  1. Ребенку не хватает внимания. Родители вечно заняты, отмахиваясь от путающегося под ногами чада. А тут вдруг бросают все дела и занимаются им, пусть даже при этом сердятся. Естественно, ребенок ухватится за этот способ оказаться в центре внимания. Постарайтесь найти время для общения с ним, чтобы он был уверен – его любят, им дорожат. Детям очень нужны ваше внимание и забота.
  2. Психологический дискомфорт. При скандальной домашней атмосфере или сложной обстановке в школе ребенок может таким образом протестовать, выплескивая негатив. Это может быть реакция на конфликт с родителями, на наказание. Наладьте отношения с ребенком. Создайте дома спокойную доверительную атмосферу. Обратите внимание на школьную жизнь, поговорите с учителем. При необходимости обратитесь к детскому психологу, чтобы снять психологическое напряжение ребенка, воспитать в нем чувство уверенности в себе. Возможно, ему стоит заняться спортом или другим хобби, чтобы реализовать себя – помогите ему.
  3. Своеобразное самоутверждение. Ребенок стремится утвердиться среди сверстников, показать себя взрослым. Он может подражать кому-то: герою кинофильма, популярному старшекласснику, брутальному соседу.Постарайтесь объяснить ребенку, что герою совсем не обязательно ругаться матом. Подберите фильмы и книги, где близкие к его идеалу герои обходятся без грязной ругани. Лучший способ – привести в пример человека, которого ребенок любит и уважает. Аргумент «Ведь папа никогда не ругается!» в этом возрасте прозвучит просто убойно – если папа действительно никогда не ругается матом при ребенке (в мужских компаниях могут быть свои правила, но они не для семьи).
  1. Окружение. Если ребенок оказался в новом окружении, где мат – принятая норма, он не рискнет выделяться. Это может быть компания в новом дворе, или авторитетная группировка в новом классе, или группа по интересам – это не принципиально.В этом возрасте откорректировать круг общения гораздо проще, чем у подростка. Дошколята и младшие школьники еще во многом зависят от родителей. Вы можете помочь с выбором кружка, повести его в выбранную секцию, предложить пригласить в гости воспитанных детей. Но действовать следует предельно тактично, не поливая грязью новых друзей. Просто постарайтесь показать общение на другом уровне. И снова стоит поговорить о том, что для самоутверждения мат необязателен.
  1. Скудный словарный запас. У ребенка просто нет других слов для выражения сильных эмоций.Читайте вместе с ним интересные книги, написанные литературным языком. Подберите интересные мультфильмы и детские фильмы, где много хорошего текста. И больше разговаривайте с ним сами, уча выражать эмоции без добавления ругани.
  1. Источники информации. Посещаемые ребенком сайты, книги, любимые телепрограммы – родители должны знать, чем интересуется их школьник. И при необходимости корректировать круг интересов подрастающего поколения.

Технический прогресс это позволяет – функция «родительского контроля» и подобные программы позволяют отсекать ненужные телеканалы и сайты. А ребенок еще недостаточно продвинут, чтобы их обходить. Со старшеклассником будет трудней.

Подростковый возраст и мат

Переходный возраст сам по себе – явление нескучное. Причины для нецензурной брани практически те же, что и в младшей школе – желание привлечь внимание, подражание компании, стремление самоутвердиться, преодоление комплексов, претензии на взрослость. Но вот справиться с ними гораздо сложней.

Подросток, в отличие от малыша, совершенно искренне полагает, что он и без родителей обойдется. Бунтующие гормоны и психологические метания значительно усложняют диалог с ним. Понадобится много терпения, спокойствия, и, скорей всего, успокоительных лекарств.

Но есть и хорошие новости. По утверждению психологов, в адекватных семьях подростки перерастают эту привычку вместе с переходным возрастом. Т.е. надо просто набраться терпения, помогая своему наследнику пройти этот нелегкий период.

Но это вовсе не значит, что родители должны безропотно терпеть словесные изыски.

Как отучить подростка ругаться?

Да просто принять его взросление. Если уж чадо претендует на взрослость, то и требования можно предъявлять соответствующие. Если подобная брань в доме не принята, то вполне закономерно будет наказание за нее.

Родители не обязаны менять свои привычки из-за новоявленного бунтаря. Разработайте правила, и жестко им следуйте: например, лишение компьютера, смартфона, еще каких-то удовольствий на четко оговоренный срок за четко оговоренные проступки. Выругался – вечер сидишь дома. Выбор за тобой, дитятко!

В этом возрасте очень сложно повлиять на выбор друзей. Крайне взрывоопасная тема. Тем не менее, следить за кругом общения необходимо.И пытаться корректировать – тактично, ненавязчиво, без категорических запретов. Снова и снова объясняйте, что нецензурная брань не лучший способ завоевать авторитет в компании.

Заключение

Можно ли отучить ребенка ругаться матом? Да, безусловно. При одном обязательном условии – начните с себя. Только тогда вы получите право требовать того же от ребенка. А вы согласны с этим, уважаемые читатели?

Вам также может понравиться

its-kids.ru

Как отучить ребенка ругаться матом: 5 способов, которые точно сработают

Нецензурная лексика уже нередко встречается в нашей жизни. Бить тревогу поздно, лучше искать педагогические методы решения этой беды. Как отучить ребенка ругаться? Разобраться помогает эксперт национального ресурсного центра по наставничеству «МЕНТОРИ» «Рыбаков фонда» Ольга Давыдова.

Малыш, из уст которого внезапно вылетает то эквивалент «блин», то неадекватный синоним словосочетания «все плохо», вводит родителей в состояние ступора. Конечно, ругающийся подросток ничем не лучше, но объяснить ему, что значит «вести себя некультурно», проще. Правда, проще объяснить не означает проще исправить ситуацию.

Для каждого возраста существуют свои варианты решения проблемы.

«Откуда он знает эти слова?» — восклицает мама. «Кто его мог этому научить?» — ужасается, но улыбается папа. Улыбаться может и мама, в этом нет ничего страшного, просто из уст ребенка любое ругательство, придуманное для устрашения, звучит скорее смешно, хоть и неуместно.

Нет ничего удивительного в том, что четырехлетка может, вернувшись из садика, поделиться с родителями новыми знаниями. Кто-то в группе принес новое слово, и, благодаря удивительной детской любознательности и жажде к познанию, оно разлетелось.

Чего уж точно не стоит делать с ребенком, так это ругать его за нечаянно выученное слово. Тем более — наказывать.

Все помнят ситуацию, произошедшую в прошлом году, когда воспитательница вымыла ребенку рот с мылом не в переносном, а в прямом смысле слова. Мало того что это возмутительно и непедагогично, но и… глупо. Дело в том, что дошколенок может не понимать ни значения слова, ни «своего преступления». Для него это просто что-то смешное, новое и запретное. И вот с этим уже можно работать.

Способ № 1. Игнорировать нежелательное выражение

Когда мой брат Арсений (6 лет) заявился домой и поведал родителям смешное, но нецензурное словосочетание, семейный совет вынес мудрое решение. Ругать не стали, пояснять смысл — тоже. Все проигнорировали ситуацию в надежде на то, что ребенок просто забудет о ней.

И ведь правда, чем острее реакция окружающих, тем сильнее она привлечет внимание ребенка и желание вызывать эту реакцию вновь и вновь.

Фраза забылась, потому что Арсений, скорее всего, даже не особо понимал ее значение. Хотя само понимание «хороших» и «плохих» слов у ребенка, несомненно, есть. И он, и его старший брат Гриша (11 лет) делают мне замечание каждый раз, когда слышат относительно невинное «блин».

— Блин не говорят, Оля, блин едят!

Способ № 2. Эмоциональная связь

Для родителей не секрет, что эмоциональная связь ребенка с ними очень высока. Дети остро реагируют на настроение родных, хотя не отдают себе в этом отчет. Расстроить маму или папу — настоящий кошмар.

Использовать эмоции можно только в воспитательных целях и разумно, ни в коем случае не шантажируя ребенка.

«Не делай этого, а то мама не будет тебя любить!»

— повторяя это, не жалуйтесь после, что вырастили бесчувственного эгоиста. С вас просто взяли пример.

Если ребенок никак не реагирует на увещевания и монологи «что такое хорошо, а что такое плохо», а вы уже имели неосторожность их начать, вариантом может стать расстройство мамы. Самое настоящее, неподдельное. Сделайте печальное выражение лица, вздохните, пусть глаза будут и правда на мокром месте.

— Мама, мамочка, что с тобой?

— Мой милый, мне очень-очень грустно, так, что хочется плакать…

— Почему? — малыш начинает хмуриться сам.

— Потому что ты говоришь вот это нехорошее слово — … Оно очень меня расстраивает.

Верите или нет, но помогает.

Ни один ребенок, окруженный заботой и любовью, не станет делать сознательно больно родным людям.

Почему дети ругаются сознательно матом в старшем возрасте? По тем же причинам, по которым это делают взрослые:

• Чтобы эмоционально разрядиться и снять стресс

• Чтобы казаться круче и старше

• Чтобы окружающие не думали, что ты пай-мальчик/пай-девочка

Кстати, частое использование ненормативной лексики входит в число признаков агрессии и деструктивного поведения у подростков. Но это совсем не значит, что надо бить тревогу, если ваша дочь-подросток в 9-м классе пришла домой и, стукнув рюкзаком по столу, выдала все, что она думает о прошедшем дне, на языке, не свойственном юной леди. Скорее всего, у девочки был просто трудный день.

Переход из детства в подростковый возраст часто связан с изменениями, которые можно назвать адаптивным кризисом.

Подросток ищет свое место под солнцем, отвоевывает территорию, внимание и признание.

Эмоциональные всплески, физическая активность и нецензурная лексика — такие же нормальные проявления кризиса, как замкнутость и проблемы в коммуникации. Но ведь мы культурные люди, и нам надо с этим как-то справляться.

Способ № 1. Не игнорировать

Если в случае с дошколенком можно было просто промолчать, то в случае с подростком — нет. Но и кричать на него, требуя прекратить, будет самым плохим вариантом.

«Ах, вам что-то не нравится во мне? Всем что-то не нравится во мне! Вот вам!»,

— это примерный смысловой ряд подростка 13-14 лет.

Попробуйте призвать ребенка к рациональности, только без морализаторства. Вы можете даже обернуть все это шуткой или разговором по душам с элементами лести (ну растили же вы не матерящегося хулигана?)

— Саш, вот это да, не знал, что ты у нас бандит.

— Отстань, пап, разговариваю, как хочу.

— Твое право, конечно, но столь умный молодой человек, как ты, не должен прибегать к откровенно мерзким выражениям.

Способ № 2. Подыграть, но поменять карты

Стоять за себя в подростковом возрасте — навык обязательный. И тут дело даже не в умении драться, а в умении отвечать. Если тебя в школе назвали идиотом, лучше, конечно, игнорировать, но делать это очень сложно.

А тут еще родители со своим «не обращай на них внимания» — как красная тряпка для быка. Если промолчишь, значит, слабак, а слабаком быть никому не хочется.

Пусть не молчит, да простят меня сейчас педагоги.

Научите своего ребенка ругаться и отвечать так, чтобы у противника падало настроение. Но без мата.

Пусть будет колким, как герой классического фильма, иронизирует, как Шерлок Холмс, и жалит словом, как пчела.

Используйте классику, и все получится. Родителям в помощь:

• Серия романов Артура Конан Дойла «Шерлок Холмс»

• Серия романов Агаты Кристи «Эркюль Пуаро»

• Произведения Оскара Уайльда

• Произведения Марка Твена

Подарите ребенку сборник «Великие мысли великих людей», знакомьте его с биографиями писателей и поэтов, пусть набирается житейской мудрости: она столь же необходима, как и школьное образование.

Способ № 3. Быть примером

Если папа, которого толкнули в очереди, сообщил незадачливому прохожему о специфике его происхождения в нелицеприятных выражениях, так чего же стоит ожидать от сына?

Последний совет крайне банален: если ребенок начал ругаться, проверьте, а не ругаетесь ли вы сами. А бороться с вредной привычкой можно будет вместе.

Фото: Shutterstock.com

letidor.ru

Ребенок ругается матом: в чем причина и что делать родителям?

Вырастить ребенка, который никогда не слышал и не повторял матерных выражений, невозможно. Рано или поздно с этим сталкиваются все родители. Услышать нецензурщину ребенок может где угодно, даже если в семье используется только «стерильная» речь. Изолировать свое чадо от соседей, сверстников, телевизора, интернета не получится, да это и не нужно: человек – существо социальное. Что же делать бедным родителям, если их ребенок ругается матом?

Щекотливая ситуация

Да, ситуация не самая приятная. Но одно дело, когда двухлетка в присутствии щепетильной свекрови награждает нелестными эпитетами свои игрушки, а совсем другое – когда подросток откровенно посылает маму «в пеший эротический тур». И разница не только в наличии или отсутствии зрителей, но и, прежде всего, в возрасте сквернослова. От него зависят причины, по которым ребенок ругается матом, и линия поведения родителей. То есть, услышав от ребенка мат, нужно сначала разобраться, почему он это говорит, а затем решать, как исправить ситуацию.

Итак, возрастные причины нецензурной ругани следующие:

  • Совсем маленький ребенок – в 2 или 3 года – чертыхается неосознанно. Сейчас активно развивается его речь, и потому он пробует каждое новое слово «на зубок». То есть просто проверяет – получается ли у него повторить то, что он слышит. Значит, где-то он услышал и эти вот «матюги» (которые, с точки зрения артикуляции, произносить даже в этом возрасте довольно просто). Смысл этих слов от него пока сокрыт.
  • В 4–5 лет родители имеют дело с коварным маленьким хитрецом, прекрасно отдающим отчет в том, что он делает. И если такой ребенок матерится, то наверняка осознает, что это – плохо. Скорее всего, мат для него – еще одна уловка из его арсенала ухищрений, помогающих привлечь внимание старших (родителей дома или воспитателей в детском саду). В этом возрасте малыш прекрасно понимает: если на тебя не обращают никакого внимания, сделай гадость – и реакция последует тут же.
  • Бывает, что малыши копируют лексику товарищей из детсадовской группы. Если кто-то из детей выражается таким образом, другие могут брать с них пример (точно так же некоторые дети начинают сюсюкать или шепелявить, подражая сверстникам, даже если до этого разговаривали четко). Либо же такой пример им подает кто-то из старших товарищей. Подражание старшим – естественная стадия развития человека.
  • Дети старше 5 лет считают себя самостоятельными, взрослыми и независимыми. Поэтому могут браниться в качестве протеста против взрослых, чье поведение попирает эту самую независимость. Такой наивный бунт против несправедливости взрослого мира. Виноваты здесь почти всегда сами взрослые, которые в порыве воспитательного воздействия отпускают в адрес ребенка обидные обзывательства. Малышом они воспринимаются как доказательство его собственной ненужности для взрослых. Либо же дети привлекают внимание, чувствуя себя одинокими.
  • Еще одна причина – интерес к собственной физиологии. Дети быстро понимают, что некоторые части тела часто называют «такими» словами, и начинают называть их так сами, считая эти названия правильными.
  • У подростков мат чаще всего является способом самоутверждения в коллективе ровесников, способом заслужить авторитет.

Другие причины брани

Не всегда дети начинают материться в силу возраста – есть и более глубинные психологические причины.

  • Неуверенность в себе, комплекс неполноценности. Здесь ругательства воспринимаются ребенком как способ самоутверждения, повышения своего авторитета среди окружающих.
  • Если ребенок робок и застенчив, нецензурная брань может выглядеть для него способом борьбы со страхом перед трудностями, возможностью доказать свою самостоятельность и могущество.
  • Ребенок не умеет адекватно выражать сильные отрицательные эмоции (гнев, обиду, злость, сильное разочарование). Ругань помогает получить психологическую разрядку в таких случаях.
  • Малыш просто копирует лексику родителей. Если дома взрослые не «фильтруют» свою речь, ребенок имеет перед собой именно такой ее образец. Даже случайно брошенная нецензурная фраза в семье, где «никогда ничего такого», будет услышана и моментально вписана в детский активный словарь. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» – об этом всегда нужно помнить.

Не оставляйте детский мат без внимания. Игнорирование приведет к тому, что ребенок решит: сквернословие ему дозволено, плохого в этом нет. И перестанет стесняться в выражениях вообще, совершенствуя свой навык.

Не ошибитесь!

Выбирая стратегию поведения с ребенком-сквернословом, родителям очень важно не сделать еще хуже. Но, к сожалению, взрослые ошибаются довольно часто, усугубляя ситуацию вместо того чтобы исправить ее.

Чего делать точно не нужно?

  • Бить по губам, заставлять есть соль или перец, мыть рот мылом. Это только еще больше снизит самооценку ребенка, нанесет психологическую травму и сделает вас его врагами.
  • Просто запрещать выражаться таким образом, «потому что я так сказала», «потому что нельзя». Объяснять нужно обязательно. Иначе можно вызвать страх, обиду или желание говорить гадости назло.
  • Потешаться, услышав детское сквернословие. Если ребенок увидит, что вас это забавляет, станет выражаться еще чаще, чтобы доставить вам радость.
  • Выпытывать у малыша, кто его научил, откуда он взял эти гадкие слова. Не скажет, но вашу агрессию запомнит и отдалится.
  • Ругать в присутствии посторонних. Малыш замкнется, озлобится и станет чаще ругаться – назло. К тому же, это психологическая травма: быть пристыженным публично.
  • Пытаться оградить нежные ушки от любой возможности услышать мат. Это просто невыполнимо.
  • Позволять себе выражаться в присутствии ребенка, одновременно запрещая это делать ему. Такой запрет не подействует!

Отучаем правильно

Как же отучить ребенка материться? Если он совсем мал – просто не отмечать эти слова как что-то ужасное, не заострять на них внимание. Как пришли они в детский лексикон, так и уйдут.

С детьми постарше придется потрудиться, но отучить можно и их, если действовать правильно.

Итак, что делать, чтобы исключить нецензурную брань из детского лексикона?

  • Объясняйте, что есть слова хорошие и плохие. А маты – это признак невоспитанности, как поковырять прилюдно в носу или высморкаться на стол. Маты обижают других людей.
  • Показывайте ребенку, что есть более приятные и положительные способы повысить самооценку и чего-то достичь, выделиться: спорт, учеба, творчество.
  • Можно показать авторитетный пример человека, которого ценят и уважают окружающие, но он не матерится.
  • Помогайте решать возникающие жизненные проблемы, не оставляйте его с ними в одиночестве – оно вызывает страх, растерянность, преодолеть которые ребенку помогает ругань.
  • Приглашайте в гости ровесников ребенка, общайтесь с ними, подавая пример нормальной речи.
  • Научите его выражать чувства с помощью адекватных слов, а не матерных, называть части тела цензурно.
  • Объясните малышу, что когда он ругается, вам за него стыдно. Всегда громко извиняйтесь за его маты перед другими людьми, чтобы он понимал, что ставит вас в неловкое положение.
  • Следите за тем, какие передачи он смотрит по телевизору, на какие сайты заходит.
  • Не материтесь сами. Подавайте пример.
  • Не обзывайте сына или дочь в моменты ваших ссор, не наказывайте физически.
  • Старайтесь уделять своему чаду больше внимания, общаться, играть с ним.

Но и этими способами заставить ребенка вообще не употреблять бранных слов не получится. Так уж устроен человек. Главное, чтобы он четко понимал, в каких ситуациях и с кем этого делать категорически нельзя, а когда это не критично. Ведь мат – это не насилие, не кража, не убийство. Это одна из неотъемлемых (увы!) сторон нашей жизни. Нужно просто, чтобы ребенок не считал ее слишком значимой и положительной.

Текст

razvivashka.online

Ребёнок ругается матом: что делать родителям, как отучить, рекомендации и советы психолога

Какой бы благополучной ни была семья, ребёнка невозможно оградить от воздействия внешнего мира. И рано или поздно из уст малыша родители могут услышать нецензурное слово. У одних взрослых это вызывает шок, другие же посмеиваются над детским «лепетом». Как же правильно вести себя маме или папе, если их чадо ругается матом? Какие методы будут действенными, а что только усугубит ситуацию?

Причины употребления детьми нецензурных выражений

Причин, по которым в речи ребёнка могут появиться матерные слова и выражения, довольно много.

Подражание

Дети — это маленькие подражатели. Вначале объектами для копирования являются мама и папа, затем к ним добавляются сверстники на детской площадке, друзья из детского сада, одноклассники, любимые мультгерои, актёры, музыкальные исполнители. Естественно, если кто-то из близкого окружения малыша периодически использует нецензурные слова и выражения, ребёнок это быстро запомнит.

Весь секрет в том, что когда люди ругаются матом, они обычно проявляют при этом сильные эмоции (соответствующий тон, выражение лица). Дети очень хорошо запоминают такие вещи.

Если же бранные слова употребляют дома мама и папа, то малыш начнёт их повторять со стопроцентной гарантией. И речь идёт не только о неблагополучных семьях, но и о вполне интеллигентных. Ведь даже воспитанный человек может с помощью слов выплеснуть негативные эмоции, если, например, облился кипятком, уронил на ногу тяжёлый предмет и пр.

Даже культурные родители могут выругаться в сердцах в непредвиденных ситуациях — ребёнок же всё это впитывает как губка

Вербальная самозащита

У ребёнка в разном возрасте может проявляться агрессия. Если малыш боится физически проявлять агрессивное поведение (взрослые наказывают за удары, щипки, укусы и пр.), то на первый план выходит речь как форма выражения эмоций и самозащиты.

Иногда матерные слова у ребёнка становятся способом вербальной самозащиты, проявлением агрессии

Желание привлечь внимание

Возможно, употребляя нецензурные слова, ребёнок пытается обратить на себя внимание взрослых, которые слишком заняты своими проблемами.

Когда всё идёт нормально, родители могут в силу своей загруженности не обращать на детей внимания.

Но когда ребёнок делает нечто экстраординарное, то мы сразу включаемся — бросаем все дела и начинаем ругать, разговаривать, обсуждать с ребёнком какие-то темы, то есть, по сути, включаемся в его жизнь. Иногда бывает, что именно этой нашей включенности ребёнку, особенно подростку, не хватает, и он так привлекает внимание.

Софья Шокотько, экзистенциальный психолог

https://changeonelife.ru/2019/04/02/kak-otuchit-detej-rugat-sya-matom/

Самоутверждение

Такой мотив характерен, как правило, для подросткового возраста, когда для ребёнка становится очень значимым получить признание, одобрение у авторитетных сверстников. Мальчик или девочка таким способом приспосабливается к обществу, в котором хочет находиться, показывает свою взрослость (по этой же причине многие тинейджеры начинают курить, пробовать алкогольные напитки). Причём дома при родителях школьник может контролировать себя, нецензурные слова будут лишь изредка «прорываться», а в компании уже будет свободно материться (ведь он не хочет быть «белой вороной»).

У подростков «своим» делает мат. Употребляющий «запрещённые» слова становится «взрослым», а не «маменькиным сынком», к которому нет доверия. Родительский запрет на мат делает ругань особо привлекательной.

Вячеслав Аманацкий, психолог

https://news.tut.by/society/580626.html

Подростки, употребляющие матерные слова, кажутся сами себе более взрослыми, а не маменькиными сынками и дочками

Особенности ругани в разном возрасте

Дети разных возрастных групп имеют свои приоритетные причины для использования ненормативной лексики:

  1. 2–3 года. Малыш интенсивно собирает информацию об окружающем мире, пополняет свой словарный запас. Кроха охотно повторяет все слова, которые слышит. Смысл матерных слов он даже не понимает, но нравится экспрессия, с которыми взрослые их произносят.
  2. 4–5 лет. Ребёнок уже многое понимает, в частности, что такое хорошо и что такое плохо. Часто дошкольник ругается с конкретной целью (выразить протест, когда не исполняются его желания, капризы, привлечь внимание, особенно если взрослые начинают умиляться).

    В 4–5 лет малыш ругается матом уже вполне осознанно, понимает, что говорит плохие слова

  3. 6–9 лет. Старшие дошкольники и младшие школьники с помощью ругани могут выражать свою независимость, протест против родительских запретов.

    Дети 6–9 лет с помощью нецензурной брани часто пытаются показать взрослым свою независимость, выразить протест против родительского контроля

  4. 10–14 лет. Главный мотив употребления нецензурных слов — самоутверждение в компании ровесников. Некоторые тинейджеры хотят казаться нарочито грубыми. (как мальчики, так и девочки) – им кажется, что так они будут выглядеть круче.
  5. После 14 лет у большинства подростков интерес к мату уже ослабевает. Такие слова остаются лишь выразителями эмоций, их вставляют при рассказывании анекдотов (иначе они не будут такими выразительными). Ненормативная лексика уже не доставляет былой радости (нет новизны), для уважения в коллективе уже недостаточно умения крепко выругаться. Постоянно матерящийся подросток зачастую уже воспринимается ровесниками негативно.

Как родителям отучить ребёнка от пагубной привычки

Родители, услышавшие матерные слова от своего чада, часто не знают, как правильно себя вести. Решать эту проблему нужно деликатно, чтобы не усугубить её и не спровоцировать отчуждения между собой и ребёнком.

Действенные методы в зависимости от возраста

Прежде всего родители сами должны контролировать себя — не допускать в речи матерных слов. Если же взрослые продолжают активно ругаться, но от ребёнка требуют только правильной речи, то это просто ханжество, сын или дочь прекрасно понимает такое лицемерие.

Далее нужно исходить из возраста ребёнка и причины, по которой он нецензурно выражается.

2–4 года

Если просто запрещать крохе ругаться, говорить, как это некрасиво, такие меры вызовут лишь повышенный интерес к плохим словам. Здесь нужна другая тактика — акцент лучше перенести на кого-то другого: «Ой, слышишь, как тот мальчик ругается! Как же за него стыдно маме!». Дело в том, что малышам данного возраста легче анализировать чужое поведение, внешние примеры.

4–5 лет

С четырёх лет с руганью можно бороться уже путём диалога, разъяснительных бесед. Использовать следует следующие доводы и приёмы:

  1. Нецензурная лексика неприемлема для культурного человека, употребляется лишь в определённых кругах — в тюрьме, у бандитов, пьяниц, наркоманов и пр.
  2. Слова-паразиты делают нашу речь некрасивой, обижают других людей («ведь ты обидишься, если тебя ударят, так же обижаются и на плохие слова»).

    С четырёх лет с малышом уже можно проводить разъяснительные беседы о пагубности матерных слов

  3. Нецензурные слова можно сравнить с дурной привычкой (ковыряться в носу, показывать язык). «Мама хочет гордиться своим сыном (дочкой), а не расстраиваться из-за его плохой привычки».
  4. Малыши такого возраста верят в сказки, реальность волшебных героев. Можно сообщить, что прилетала фея, которая очень расстроилась, что ребёнок знает такие «грязные» слова. Но от них можно избавиться — мама напишет слова на бумажке, а потом её можно вместе сжечь или закопать.

    Можно придумать историю про сказочного героя (например, эльфа или фею), который прилетал и расстроился, услышав плохие слова

Если же мат у ребёнка — это способ манипуляции (он прекрасно понимает, что это плохие слова), здесь нужно уже использовать метод игнорирования. Малыш поймёт, что его приём не работает и перестанет им пользоваться, чтобы поразить, удивить окружающих.

Одновременно родители должны задуматься, хватает ли их чаду внимания: достаточно ли они времени проводят вместе, не подменяет ли Ютуб чтение книжек на ночь, не становятся ли гаджеты самым лучшим способом занять кроху.

6–9 лет (начало школы)

Задача родителей — дать ребёнку понять, что они считают его довольно взрослым, показать, что есть и другие способы (кроме нецензурной брани) проявить свою самостоятельность. Пусть сын или дочь участвует в составлении списка покупок, подборе мебели, выборе подарков близким, помогает по дому и пр.

Задача родителей — показать младшему школьнику, что они уважают его самостоятельность, считают достаточно взрослым

Также нужно мягко проводить разъяснительные беседы (но без нотаций). Кроме того, следует незаметно отслеживать, с кем школьник общается в соцсетях, каким контентом интересуется.

Подросток

В ситуации с подростком следует проявить особую деликатность. Взрослые должны помочь ребёнку самоутверждаться другими способами: успешная учёба в школе (ни в коем случае не требовать быть отличником, а, например, уделить повышенное внимание определённым предметам) творчество, спортивные достижения.

Опять-таки желательно проводить с сыном или дочерью больше времени, беседовать, смотреть вместе хорошие фильмы. При этом нельзя отрицать кумиров тинейджеров, их увлечения.

Если подросток употребляет мат дома, например, во время ссоры, естественно, нужно пресекать это, но опять-таки деликатно, не устраивая скандал: «Ты хотел сказать, что недоволен? Говори это другими, нормальными словами. А такие мне слышать неприятно». При этом неприемлемо бросаться фразами типа «Ты бессовестный, грубый, мне стыдно за тебя!».

Если подросток употребляет дома матерные слова, нужно пресекать это, но деликатно

В момент накала страстей, когда все на взводе, у подростка с языка срываются матерные слова. Лучше, не дожидаясь этого момента, заранее сказать: «Я не буду говорить в таком тоне». А разговор о границах лучше отложить на тот момент, когда все успокоятся…

Разумеется, фраза «я не буду говорить в таком тоне» не означает, что должен быть какой-то бойкот. Она означает, что нужно сделать паузу в разговоре и успокоиться.

Софья Шокотько — экзистенциальный психолог

https://changeonelife.ru/2019/04/02/kak-otuchit-detej-rugat-sya-matom/

Типичные ошибки родителей

Самое главное — чтобы борьба с матерными словами не испортила отношения родителей с ребёнком, не приобретала форму дрессировки, надзора. Поэтому крайне важно избегать следующих ошибок:

  1. Использовать меры физического воздействия (бить по губам, угрожать мытьем рта с мылом, заклеивать рот и пр.). Это только нанесёт малышу психическую травму, а более старшего ребёнка озлобит.

    Недопустимы меры физического воздействия в ответ на мат (бить малыша по губам, заклеивать рот, заставлять есть мыло) — это не решит проблему

  2. В наказание лишать ребёнка прогулки, игр и пр.
  3. Не аргументировать свою позицию, просьбу, употреблять фразы типа «Я сказал нельзя, значит — нельзя!».
  4. Ругать ребёнка за мат в присутствии чужих людей, прилюдно стыдить его. Это чревато серьёзными психологическими проблемами. Такие вопросы решаются только дома или наедине.
  5. Акцентировать излишнее внимание на самом первом употреблении матерного слова. Если ребёнок маленький, возможно, он просто повторил услышанное и быстро его забудет.
  6. Устраивать допрос с пристрастием («Это кто тебя научил?»). Ведь возможно, малыш и сам не помнит, от кого услышал это слово. Но вот после таких родительских мер он точно его запомнит надолго.

    Не нужно устраивать допросы с пристрастием, допытываться, кто научил малыша плохому слову

  7. Устраивать истерику из-за единичных случаев. Например, школьник упал с велосипеда и выругался от боли (при этом он обычно не употребляет нецензурных слов).
  8. Ограждать от общения со сверстниками (ведь они матерятся). Это ни к чему не приведёт: ребёнок просто может стать изгоем.
  9. Преувеличивать ужасность мата, делать обобщения, что ребёнок в целом плохой.

Видео: что делать, если ребёнок ругается матом (советы детского психолога Екатерины Кес)

Психолог указывает, что насильно заставить ругаться матом невозможно. Если бранными словами ребёнок бросает маме вызов («я здесь главный, и разговариваю, как хочу»), не нужно его принимать (угрожать дать в ответ по губам — так взрослый включается в эту игру). Нужно отвернуться и заняться своими делами. Другой вариант — сказать, что «туалетные» слова нужно говорить в туалете и предложить своему чаду туда отправиться.

Видео: советы семейного психолога Ольги Коноваловой

В дошкольном возрасте малыш словно пробует на вкус новые слова. Не нужно его за это ругать, особенно если родители сами допускают бранные слова. Недопустимо смеяться в ответ на мат из уст ребёнка — он будет стараться и в дальнейшем развеселить близких. В подростковом возрасте брань — атрибут взрослой жизни, снятия запретов, проявление бунта, подростковой субкультуры. Задача взрослых — объяснить, что это не так.

Видео: рекомендации психолога Татьяны Уховой

Если в семье мат — не естественное изъяснение мыслей, то это не закрепится и у ребёнка. Но иногда употребление бранных слов является сигналом нехватки родительского внимания. Если же взрослые сами употребляют такие слова, то ругать за это ребёнка — просто ханжество.

Видео: психолог Юлия Куколева предлагает свои приём отучения от брани

Если ребёнку от 2 до 4 лет, то можно пойти на хитрость — найти похожее слово, но без негативной окраски. Каждый раз, когда малыш ругается, нужно указывать, что он неправильно произносит это слово, а на самом деле нужно говорить другое (подсказывать слово-заменитель). При этом взрослому очень важно не показывать своих эмоций, а, наоборот, делать вид, что ему это безразлично. После 4 лет можно придумывать истории, что с детьми, которые ругаются, никто не хочет дружить.

Этот и другие интересные и полезные материалы для родителей есть на нашем канале melkie в Яндекс Дзен.

Если ребёнок ругается матом, не нужно делать из этого трагедию. Прежде всего нужно проанализировать собственный лексикон и убрать оттуда нецензурные слова. В остальном же проблема решается в зависимости от возраста сына или дочери. Если ребёнок совсем маленький, то его внимание нужно просто переключить на что-то другое. В более старшем возрасте помогают разъяснительные беседы без чтения нотаций. Особую деликатность следует проявить с подростком. Некоторые же меры являются просто недопустимыми: это упрёки, угрозы, физическое наказание за брань.

melkie.net


Смотрите также

Объявление

Если у Вас есть ещё какие-либо интересные материалы (тексты, фото, видео, аудио), связанные с творческой жизнью Людмилы Тумановой, поделитесь ими со всеми нами, её многочисленными поклонниками.

Обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону: 8-922-56-101-83