Ludmila Tumanova

Дидактический материал монтессори


Монтессори-материалы

Сегодня эффективность методики развития и обучения детей Монтессори не вызывает сомнений.

Наблюдая за играми детишек и их естественным развитием, известный ученый и философ Мария Монтессори создала уникальную систему воспитания малышей, основанную на идее мотивации ребенка к саморазвитию и самопознанию. Каждый малыш уникален и с самого рождения стремится к самостоятельности, а задача взрослых - помочь ему раскрыть свои возможности – на этом принципе построена схема работы с детьми в школах Монтессори - школах-последователях методики величайшего педагога-гуманиста. Кроме того, в учебных заведениях подобного плана используется дидактический материал, разработанный самой создательницей и предназначенный для развития мелкой моторики и сенсорики малышей.

Дидактический материал Монтессори

Картотека игр и пособий Марии Монтессори достаточно разнообразна. Ведь обучению малышей педагог посвятила всю свою жизнь, и методом проб и ошибок отбирала только самые лучшие и эффективные упражнения, игры и материалы. Она учитывала все до мелочей. Удобство мебели, правильная организация пространства, соблюдение правил и порядка, возраст малышей – ни одна мельчайшая деталь не осталась без ее внимания.

Что уж говорить о «золотом материале Монтессори» - игры и дидактические развивающие материалы, которые применяются сторонниками методики и по сей день. На их основе создаются современные игрушки, а мамочки-рукодельницы мастерят своим малышам аналоги собственноручно. К примеру, современные пазлы, сортеры, развивающие коврики – все это наследие Марии Монтессори. Они способствуют развитию личности, помогают самостоятельно познавать окружающий мир, а также систематизировать уже приобретенные навыки и знания. Делая упор на развитие мелкой моторики и сенсорики, создательница стремилась развить духовное начало малышей, ведь по ее мнению, это основа полноценной, свободной и самодостаточной личности.

Чтобы иметь более четкое представление о материалах для Монтессори занятий, рассмотрим несколько примеров:

  1. Разнообразные мешочки с наполнением. В качестве последнего используются крупы, горох, фасоль, пенопласт. Их задача развивать тактильные и зрительные способности малышей.
  2. Баночки с различным наполнением. Развивают слуховые способности самых маленьких.
  3. Сундучок с секретами, наверняка понравится деткам постарше. Нехитрое приспособление в виде коробки с различными баночками, где в каждой спрятан какой-нибудь сюрприз (к примеру, маленькая игрушка), научит малыша открывать и закрывать емкости, а также поможет развить кисти рук.
  4. Пластиковые «голодные» игрушки с отверстием во рту. Конечно же, кроха не откажется помочь «другу», и с удовольствием накормит его маленькими бусинками или горохом. Такое упражнение тренирует глазомер, руку, внимание и терпение.
  5. Пальчиковые краски – гениальное изобретение, очень нравятся многим детишкам. Ну а само рисование бесспорно увлекательное и полезное занятие для детей всех возрастных категорий.
  6. Разрезанные картинки – своего рода мини-пазлы.
  7. Предметы определенной группы, которые отличаются по цвету, форме или по размеру. К примеру, перед ребенком выкладывают три елочки и дают перемешанные кружечки: красные, синие и желтые. Задача малыша украсить каждую елочку кружечками определенного цвета.
  8. Рамки-вкладыши. Созданные по типу простого конструктора, чаще деревянного, тренируют оптико-пространственное мышление, мелкую моторику и координацию. Существуют разнообразные вкладыши с изображениями животных, мультперсонажей, овощей и фруктов, геометрических фигур.
  9. Розовая башня. Знакомит детишек с понятиями «большой» и «маленький», «меньше», больше.
Статьи по теме:

Сегодня существует достаточно много методик раннего развития детей. Одной из популярных развивающих игр-занятий являются логические блоки Дьенеша. В данной статье мы подробно расскажем о том, что из себя представляют эти кубики, и как правильно играть в них с ребенком.

Знаменитая методика Кооса была разработана почти столетие назад, но и сегодня не утратила своей популярности. Более того, на ее основе разрабатывают новые, современные системы развития детей. Подробнее о кубиках Кооса вы сможете узнать, прочитав нашу статью.

Кубики Никитина - уникальная методика для развития интеллекта у вашего ребенка. И необязательно отдавать большие деньги, чтобы сделать эту игру, ее можно сделать и своими руками всего за один вечер! Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша

Современные системы раннего развития малышей все чаще обращают на себя внимание родителей. Замечательные методики Дьенеша и Кюизенера не могут остаться незамеченными, ведь они обе достойны внимания! Подробнее о них вы узнаете, прочитав нашу статью.

womanadvice.ru

Дидактические материалы системы Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Татьяна Шерстюкова Дидактические материалы системы Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Что такое сенсорное развитие? Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) это формирование у воспитанников процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Сенсорное развитие способствует формированию психических функций, наиболее значимых для дальнейшего обучения и развития, и направленно на развитие различных видов ощущений (обонятельного, двигательного, зрительного, слухового, тактильного, и т. д.)

У детей дошкольного возраста чувственный опыт обогащается через совершенствование работы различных анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, кожно-мышечного, осязательного).

Именно в дошкольном возрасте происходит процесс усвоения малышами сенсорных эталонов – величины, цвета, формы и т. д. Происходит это совсем не быстро, поскольку воспитанники должны чётко различать свойства предметов в самых различных ситуациях. Поэтому так важно развивать мелкую моторику, ведь чтобы узнать предмет, познакомиться с его свойствами, нужно этот предмет потрогать, попытаться покатать, может быть понюхать или попробовать на вкус. – в общем, обследовать со всех сторон.

Каждый педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, чётко знает, что любую информацию ребёнок воспринимает через органы чувств. Каждый из этих органов (глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела) воспринимает строго определённый вид информации, а всё вместе – складывается в целостный образ. Именно эту особенность и взяла за основу Мария Монтессори.

Она разработала свою собственную систему упражнений по ознакомлению дошкольников со свойствами и признаками предметов., суть которой заключается в игровой форме обучения и в том, что каждый воспитанник действует самостоятельно и самостоятельно может ощутить результаты своей деятельности.

Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к ребенку: именно ребёнок выбирает тот дидактический материал, который в данный момент ему наиболее интересен, именно ребёнок определяет продолжительность занятий, что обуславливает индивидуализацию педагогического процесса и развитие каждого воспитанника в собственном ритме.

Основная особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды (Монтессори- среды, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности.

Центр развития ребёнка п. Чегдомын использует элементы системы, разработанной М. Монтессори уже несколько лет. Администрацией были приобретены материалы и оборудование, которые любой педагог может широко использовать в своей работе.

Вот некоторые из них:

Ящик с кусочками ткани.

Входит в комплект пособий для различения структурных поверхностей и материалов. В результате работы с этим пособием развивается тактильное восприятие, ребёнок может различать на ощупь различные по фактуре ткани.

Вкусовые банки.

Пособие входит в комплект материалов для различения вкусовых качеств. В результате работы с данным пособием воспитанники учатся определят вкус, знакомятся с названиями основных вкусовых ощущений.

Тяжёлые таблички

Данное пособие входит в состав комплекта материалов для различения веса. Используя таблички, воспитанники получают возможность потренироваться в способности к различению веса, сравнении предметов различного веса, закрепить представления о понятиях «лёгкий» - «тяжёлый».

Цветные таблички.

Пособие из комплекта материалов для различения цвета. Помогает воспитанникам знакомиться с основными цветами и их оттенками.

Чтобы в дальнейшем правильно ориентироваться в окружающем мире, каждому ребёнку необходимо научиться воспринимать не только каждый отдельный предмет, но и ситуацию, комплекс каких то предметов в целом. Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие – процесс отражения ребёнком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Именно на развитие восприятия и направлена система Марии Монтессори. В этом её нет равных, и я каждому педагогу советую использовать её в своей деятельности.

www.maam.ru

Игрушки Монтессори своими руками: материалы и 15 методик изготовления в домашних условиях

Последнее обновление статьи: 01.04.2018 г.

О педагогической системе замечательного итальянского доктора слышали, пожалуй, все мамы. Многие родители не против внедрить некоторые принципы развития в собственный воспитательный процесс, однако приобрести настоящие игрушки Монтессори сможет не каждая семья.

Повод ли это отказываться от системы Монтессори в домашних условиях? Вовсе нет. Ведь многие развивающие пособия можно изготовить самостоятельно, как говорится, из подручных материалов. Кроме того, при желании можно организовать и ежедневные занятия.

Самое главное – понять, как создать развивающую среду, как разделить детскую комнату на основные зоны, какие материалы подобрать для ребёнка определённого возраста. Разобраться в этих вопросах помогут опытные специалисты и мамы.

Очень полезная и информативная статья детского психолога расскажет о том, что такое методика Монтессори, каковы принципы этой образовательной системы и каковы основные плюсы и минусы данного метода.

Правила обустройства развивающего пространства

Обустроить детскую в соответствии с правилами Монтессори не так сложно, как может показаться неискушённому родителю. Несомненно, помещения в садике или классы в школе довольно просторные, однако и из небольшой детской может получиться комната в Монтессори-стиле.

При организации домашней развивающей среды важно соблюдение следующих правил:

  • ребёнок должен видеть все материалы для занятий, то есть их необходимо располагать в зоне досягаемости;
  • мебель должна подходить малышу по росту и должна быть лёгкой по весу, чтобы ребёнок самостоятельно мог двигать или устанавливать в любом месте стульчик и стол;
  • на пол следует постелить ковёр или плед, поскольку ребёнок обязательно будет играть и заниматься не только на столе, но и рядом с ним;
  • все полочки и стеллажи с игровыми пособиями должны быть «приветливо распахнутыми», чтобы малыш сам смог выбрать нужный предмет;
  • любое отдельное задание должно находиться и предлагаться в своём подносе, коробочке или пластиковом контейнере;
  • каждый предмет, используемый ребёнком, должен быть настоящим, а не муляжом либо игрушкой (то есть малышу нужно давать, к примеру, настоящий совок и веничек).

Такой порядок в организации игрового пространства не только помогает малышу с ранних лет ориентироваться в материалах и пособиях, но и позволяет приучать к чистоте даже совсем маленького ребёнка. Поиграл? Убирай за собой, ставь предмет на своё место!

Система Монтессори подразумевает чёткое зонирование пространства. Созданные учебные секции необходимо наполнить подходящим материалом.

Принцип разделения комнаты, кстати, очень часто применяют преподаватели в центрах раннего развития детей. Основных зон пять, каждая из них характеризуется определёнными особенностями.

Зона практических навыков

Занимаясь в этой секции, малыш сможет получить базовые навыки самообслуживания. Наполненность зоны, разумеется, во многом зависит от возраста ребёнка. Общий перечень дидактических материалов для формирования практических умений включает:

  • графин с водой и кружку (чтобы ребёнок самостоятельно смог утолять жажду);
  • тазик с водой и губкой;
  • веник и совок для уборки;
  • пуговицы и иголку;
  • средства для чистки обуви;
  • цветы в горшках и лейку;
  • пульверизатор и губку;
  • доски с различными замочками, молниями, щеколдами, шнуровками, выключателями и т.д.

Монтессори пропагандировала самостоятельное развитие ребёнка. Поэтому матери не следует особо вмешиваться в ход занятия, важно лишь следить за детской безопасностью и не допускать поломки бытовых предметов.

Совершенствование сенсорики особенно важно для самых маленьких ребятишек. В эту секцию помещают предметы, которые призваны развивать восприятие формы, цвета, веса, слуховых, зрительных, тактильных ощущений.

Примерами дидактических материалов служат:

  • вкладыши;
  • пупырчатые мячи;
  • сенсорные мешочки Монтессори;
  • пирамиды;
  • матрёшки;
  • лоскуты с тканями различной фактуры;
  • мешочки с разными ароматными наполнителями;
  • пластиковые бутылки с горохом, крупами, солью и т.д.

Ребёнку в 1 годик в эту зону можно положить развивающий коврик, который остался с прежнего времени. С этого игрового аксессуара следует лишь убрать дуги и прочие уже ненужные элементы.

Занятия математикой по методике Монтессори предполагает наличие в специальной зоне предметов, которые помогут научить ребёнка простейшим арифметическим действиям, сравнению размеров, форм и количества. Также здесь закладываются основы абстрактного мышления.

Справиться с подобными задачами призваны следующие материалы:

  • счётные палочки;
  • комплекты геометрических фигурок;
  • цифры с шероховатой поверхностью;
  • счёты из дерева или пластика;
  • карточки с простыми алгебраическими задачами;
  • бусины или фишки;
  • цифровые лото;
  • обычные матрёшки и пирамиды.

Шероховатые цифры можно изготовить различными способами. Например, их можно вырезать из наждачной бумаги различной зернистости, из плотного картона, на который с помощью клея и манки создаётся необычная рельефная поверхность.

Языковая зона

В эту учебную секцию помещают те пособия, которые призваны обучить детей грамоте. Дидактические материалы языковой направленности могут быть самыми разными, наиболее распространены:

  • буквенные и слоговые кассы;
  • объёмные и шероховатые буквы;
  • кубики;
  • прописи;
  • карандаши с альбомом;
  • поднос с манной крупой для пальчиковых упражнений;
  • различные карточки со словами;
  • речевые лото;
  • детская художественная литература.

Шероховатые буквы изготавливаются по точно тому же принципу, что и цифры для математической зоны. Сюда же можно отнести и занятия на развитие мелкой моторики, поскольку все они способствуют скорейшему совершенствованию речи и письма.

По-другому эта секция ещё называется естественнонаучной зоной, то есть здесь ребёнок познаёт всё многообразие окружающего мира, знакомится с природными явлениями, историей и культурой своей родины и других стран мира.

Специалисты и опытные родители советуют помещать в космическую зону такие пособия и предметы, как:

  • домашние цветы;
  • аквариум;
  • различные карты и глобус;
  • набор животных (фигурки диких, домашних зверей, птиц);
  • гербарий;
  • мини-лабораторию для опытов;
  • раковины, морские и речные камни;
  • лото с животными и тому подобные игры;
  • календарь наблюдения за природными явлениями;
  • различные тематические энциклопедии и т.д.

Все эти пять секций можно свободно расположить даже в небольшом помещении. Важно лишь упорядочить их содержимое и открыть свободный доступ для малыша.

Кроме того, рекомендуется периодически проводить ревизию развивающих материалов и убирать надоевшие ребёнку или не подходящие ему по возрасту пособия.

Также не следует излишне фанатично относить к принципу Монтессори, касающемуся самостоятельного познания ребёнком окружающего мира. Отдельные виды деятельности подразумевают соучастие родителей – например, малышу будет сложно играть в лото в одиночку.

Не нужно забывать и о возрастном факторе. Поскольку ни одно, даже самое уникальное развивающее пособие не принесёт очевидной пользы, если ребёнок слишком мал или уже подрос для игрушки.

Занятия и материалы для детей младше 1 года

Прежде всего, предназначена методика Монтессори для детей старше 3 лет, однако реализовать некоторые её принципы можно и в значительно более раннем возрасте.

Необходимо оборудовать детское помещение таким образом, чтобы кроха смог свободно двигаться. Для этого необходимо на пол постелить мягкий мат или матрас, а рядом установить зеркало (его нужно обязательно закрепить).

Ближе к 12-месячному возрасту возле зеркала нужно установить перекладину, чтобы ребёнок смог понемногу вставать и, придерживаясь, передвигаться в вертикальном положении.

Что касается дидактических материалов, то в этот возрастной период работает принцип – чем больше сенсорики, тем полезнее для малыша.

Необходимо выбирать такие предметы, которые можно:

  • потрогать;
  • послушать;
  • перекладывать из ручки в ручку.

До года ребёнку могут понадобиться несколько важных пособий, которые обычно имеются в каждом доме, где поселился новорождённый малыш.

  • мобили. Для развития зрительного восприятия у малыша младше 1 месяца пригодится мобиль с чёрно-белыми изображениями и игрушками. Затем можно брать подвески с предметами основных оттенков;
  • шумящие игрушки. Можно взять традиционные погремушки, бубенцы, прочие музыкальные инструменты. Шумящие игрушки своими руками – тоже неплохой вариант. Для изготовления потребуются бутылочки, коробки, баночки, в которые засыпают камешки, крупы;
  • игрушки для захвата. 3-месячный ребёнок активно учится хватать предметы. С этой целью ему предлагаются палочки из дерева, пластика, которые удобно удерживать и перекладывать из ладошки в ладошку;
  • коробки с мелкими предметами. Для совершенствования тактильных ощущений и расширения знаний об окружающем мире пригодится коробочка с различными небольшими предметами, различными по фактуре. Родитель должен следить, чтобы кроха не тащил их в рот.

Все подобные упражнения можно и нужно сопровождать детскими песенками, потешками, стишками. Также можно включать классические музыкальные произведения.

Годовалый малыш не только нуждается в развитии сенсорики, но и в тренировке тонкой моторики, которая ведёт за собой и речь. С этой целью дома можно изготовить рекомендуемые материалы Монтессори своими руками.

  1. «Волшебные баночки». Во флаконы помещаем фасолины, горошины, пуговицы и предлагаем ребёнку сначала пошуметь, а потом и открыть баночку, чтобы удовлетворить интерес.
  2. «Кормление». Ненужной игрушке из пластика прорезаем рот и даём малышу покормить её горошинками, бусинками или фасолинами. Это поможет натренировать моторику и глазомер.
  3. «Секретик». Ребёнок в 1 год любит отыскивать спрятанные предметы. В тазик с манкой или другой крупой можно «закапать» раковину, мелкую игрушку, шишку. Естественно, занятие проходит под родительским контролем.
  4. «Лепка». Малыша старше 1 года нужно познакомить с пластилином или солёным тестом. Кроха уже способен делать лепёшки, шарики, колбаски. Вместе с родителями можно даже делать различные фигурки, дополнительно украшая их разнообразными элементами (спичками, зубочистками).
  5. «Водичка». На большой поднос необходимо поставить посудины разного объёма. Ребёнок может переливать воду из одной в другую. Кроме того, в жидкость окунают губки, достают со дна камушки, раковины, игрушки.
  6. «Картина». У себя дома можно организовать целую художественную студию. Для этого необходимо распечатать простейший рисунок с минимальным количеством деталей, намазать клеем определённые участки изображения и предложить малышу наклеить кусочки цветной бумаги.

Также можно сделать дома игрушки, напоминающие стандартные наборы Марии Монтессори. Как правило, детям старше 1 года подходят шнуровки, которые могут выглядеть совершенно по-разному. Самый простой вариант – «шнуровать» дуршлаг.

Также в этом возрасте подойдут пирамидки с крупными кольцами и матрёшки. Обычно дети с удовольствием надевают круги на пирамидный штырь и разбирают и собирают деревянные куколки, попутно совершенствуя восприятие формы и величины.

Занятия и материалы для детей от 2 до 3 лет

Занятия Монтессори дома основываются точно на таких же принципах, что и в специализированных садиках. Поэтому взрослому следует постепенно становиться наблюдателем, а не инициатором занятий.

Детям старше двух лет свойственно стремиться к самостоятельному познанию окружающего мира. К тому же этот процесс им очень нравится. Задача родителей – не навязывать игрушки, а предоставить возможность манипулировать предметами.

  • конструирование. Не обязательно покупать ЛЕГО, можно изготовить свой собственный конструктор из подручных элементов. Для этого сгодятся камни, раковины, лоскуты, шнурки, раковины, дощечки. Ребёнок сам должен решить, как их комбинировать и что из них можно сконструировать;
  • собирание пазлов. В каждой семье хранятся старые открытки, плотные картинки. Их можно разрезать на 2 — 4 части (чем старше малыш, тем больше элементов). Первоначально родителю всё же необходимо продемонстрировать, как собирать пазл. Обычно ребятишки с радостью играют в подобную игру;
  • сортирование. Важно приучать ребёнка, что складывать одни предметы нужно в одну коробку, а другие – соответственно, в другую. Это помогает понять принцип сортировки предметов по каким-либо признакам: расцветке, форме, размерам, количеству и пр.

Также можно предлагать малышу игрушки типа «Почтовый ящик», когда необходимо в прорези определённой формы проталкивать соответствующие фигурки. Эта игра надолго увлекает детей в этом возрасте.

Занятия и материалы от 3 до 6 лет

Дети в этом возрастном периоде становятся ещё более самостоятельными, особенно после прохождения так называемого кризиса трёх лет. Теперь дошкольник стремится получать новые знания за счёт сторонних источников информации, например, книжек.

Любимые и нелюбимые виды деятельности

После трёхлетнего возраста ребёнок уже не столь активно интересуется «суррогатными» бытовыми занятиями, поэтому зону практических навыков можно постепенно уменьшать.

Малыш уже готов физически и психологически выполнять реальную работу по дому, например:

  • ухаживать за собой (эти действия включают не просто чистку зубов, мытьё рук, а участие в готовке обеда, мытье посуды, сервировке стола);
  • убираться в квартире (сейчас ребёнок готов подметать, мыть пол, протирать пыль, ухаживать за домашним животным или любимым растением).

Сенсорика отходит на второй план, на первый же выдвигается активная работа с материалами. Например, дети с большим удовольствием занимаются с кинетическим песком (отличается большей пластичностью, по сравнению с обычным).

Узнайте больше информации о том, что такое кинетический песок и в какие игры можно играть с этим пластичным материалом, из статьи детского психолога.

В детской песочнице ребёнок может:

  • смешивать различные оттенки;
  • лепить не просто куличики, а настоящие «произведения искусства»;
  • сравнивать созданные фигурки по размеру, окраске и форме;
  • прятать и отыскивать клады;
  • создавать из песка буквы и цифры и т.д.

Привычные шумовые баночки уже не актуальны, сейчас нужно отдавать предпочтение детским музыкальным инструментам: барабанам, дудкам и даже синтезаторам.

Если ребёнок с удовольствием играет в игрушки для детей более младшего возраста, не стоит забирать и давать те, которые кажутся вам более правильными. Монтессори предполагала, что малыш сам должен выбирать интересное занятие.

4 — 5-летний ребёнок активно интересуется написанием букв. Стоит ли самим учить малыша писать? Специалисты советуют заняться подготовкой руки и пальцев к овладению этим навыком.

С этой задачей справятся такие занятия, как:

  • штрихование;
  • выведение букв на манке или кинетическом песке;
  • работа в прописях;
  • вырезание ножницами;
  • нанизывание крупного бисера на леску.

Шесть лет – стандартный возраст обучения чтению. Подготовиться к овладению этим навыком помогут следующие упражнения по методу Монтессори:

  • упражнения на определение звуков (к примеру, родитель предлагает ребёнку отыскать в комнате те предметы, которые начинаются на звук «р»);
  • работа с небольшими подписанными предметами, которые хранятся в одной коробке;
  • работа с карточками, которые включают изображение и его название (важно, чтобы буквы произносились так же, как и писались);
  • прочитывание небольших книг с крупными иллюстрациями и небольшим сопроводительным текстом.

Также повышается увлечённость математическими занятиями. Методика Монтессори отличается определёнными пособиями для формирования этих навыков. Однако и в домашних условиях также можно подобрать подходящие упражнения и пособия.

Основная задача родителей – показать, как можно совмещать визуальный образ цифры с её названием. К примеру, если вы хотите, чтобы ребёнок запомнил – 3+3=6, нужно сложить рядом карточку с цифрами и необходимое количество бусинок или жетонов.

Расширять знания об окружающем мире можно и во время прогулок. Ребёнок, гуляя по парку, может собирать листья и растения, чтобы создать потом гербарий. Также шестилетний малыш уже способен фотографировать животных, которых он видел в зоопарке, для создания собственной картотеки.

Ребёнок очень быстро растёт, поэтому ему постоянно нужны всё новые и новые игровые принадлежности. Конечно, монтессори-пособия можно приобрести в любом специализированном магазине, однако они достаточно дороги, к тому же гораздо интереснее изготовить их своими силами.

Мама сможет сэкономить существенные деньги, ведь такие пособия нередко изготавливаются из бросовых материалов, которые обычно попросту выбрасываются на мусорку.

Рамки-вкладыши

Чтобы ребёнок смог понять, что такое геометрические фигуры, запомнить главные оттенки, усвоить градацию размеров, можно изготовить несложные рамки-вкладыши.

Для изготовления потребуется взять:

  • жёсткий или гофрированный картон;
  • бумажный лист (ватман либо листок из обычного альбома);
  • цветную или самоклеющуюся бумагу;
  • бусинки или пуговки;
  • проволоку.

Алгоритм изготовления пособия выглядит следующим образом:

  1. Картон нужно разрезать на прямоугольники. Их количество зависит от числа геометрических фигур, с которыми мама хочет познакомить своего ребёнка. Для малыша в 1 — 2 годика хватит четырёх основных фигур: кружка, квадратика, прямоугольника и треугольника.
  2. В прямоугольной фигурке необходимо вырезать определённые силуэты (квадраты, треугольники), причём поначалу вырезается самый большой, затем поменьше и ещё меньше.
  3. Получившиеся вкладыши нужно обклеить с «аверса» цветной бумагой. Фигурки одной категории (то есть все треугольники) должны быть разных оттенков.
  4. Ко всем вкладышам в середину нужно прикрепить бусинку или пуговку при помощи проволочного элемента. Это необходимо для упрощения использования пособия.
  5. Осталось только приклеить готовые рамки к основе из ватмана или альбомного листа.

Всё, пособие по изучению геометрических фигур и основных оттенков готово. Работать с ним можно, начиная с годовалого возраста.

Пирамида из подушек

Изготовление этого развивающего пособия требует от родителей элементарного умения пользоваться швейной машиной либо обычной иглой с нитью.

Такая «подушечная» пирамида призвана научить ребёнка определять оттенки, ориентироваться в разных размерах. Кроме того, поможет пособие и развить тактильные ощущения, если набить подушки разнообразными материалами.

Необходимые составляющие:

  • тканевые отрезы различной фактуры и цвета;
  • липкая лента;
  • материал для набивания: поролон, гречиха, горох, любая другая крупа, луковая шелуха и т.д.

Из одного отреза текстиля нужно вырезать по 2 квадратика со сторонами от 5 до 12 сантиметров. Следует учесть, что одна подушечка будет сшита из двух лоскутов разных оттенков. А стороны соседних подушек будут одного цвета. Рассмотрим на примере.

В основании «подушечной» пирамиды будет лежать валик со стороной в 12 сантиметров. Его низ делаем зелёным, а верх – синим. Грани следующей подушки будут 11-сантиметровые. Нижнюю часть шьём из синей ткани, верхнюю – например, из красной.

Следовательно, третья подушка уже будет с гранями в 10 см, а её низ выполняется в красном цвете, верх же можно сделать любым на ваш вкус. Последовательность и логика действий понятны.

На лицевые стороны подушек необходимо пришить липучки, причём на одну часть нужно приделать жёсткий элемент липкой ленты, на другую же – мягкий. Это нужно для последующей сборки пирамиды, поскольку лента – крепящий элемент.

После этого лоскуты для одной подушечки складываются «аверсными» сторонами и сшиваются, но с одной стороны нужно оставить небольшое отверстие, оно нам пригодится для набивки (после наполнения открытый участок зашьётся).

Подушечку нужно вывернуть и заполнить набивкой. Для наполнения наиболее крупного квадрата нужно использовать самый тяжёлый материал (к примеру, гречку), чтобы придать собранной конструкции максимальную устойчивость.

Чтобы изготовить эти полезные элементы, необходимо взять:

  • цветную бумагу (синюю и красную);
  • трафаретные изображения букв;
  • картон;
  • клеевой карандаш;
  • клей ПВА;
  • манную крупу.

Чтобы сделать пособие, нужно выполнить несколько важных шагов:

  1. На листах нужно с помощью трафаретов изобразить силуэты букв. Причём на синей бумаге будут согласные, а на красной – гласные буквы. Как вариант – распечатать готовые трафареты на принтере.
  2. Следующий шаг – приклеить листочки к картону. Он должен быть максимально плотным, например, от обувной коробки. Для приклеивания лучше использовать клеевой карандаш.
  3. Затем заготовки нужно поместить под пресс, следует немного подождать, чтобы картон хорошенько высох.
  4. После подсыхания заготовки нужно разрезать на отдельные прямоугольники с буквами. Силуэтные буквы обводят клеем ПВА и обсыпают манкой. Однако слишком много крупы использовать не нужно.
  5. Излишнюю манную крупу нужно стряхнуть, а затем стоит высушить карточки. Их с помощью булавок или кнопок прикрепляют за уголки к картонке, чтобы прямоугольники не деформировались.
  6. Последний штрих – нанесение второго клеевого слоя. Он нужен для того, чтобы манная крупа не обсыпалась во время упражнений. Ждём, когда карточки окончательно высохнут.

Шероховатые буквы используют с 3 — 4-летнего возраста. Это пособие располагают в языковую зону и используют для занятий по подготовке к чтению и письму.

С помощью шершавых заготовок развиваются ассоциации звука и буквы, происходит запоминание их названия, совершенствуется мелкая моторика. Кроме того, ребёнок учится правильно обводить буквы, как при последующем написании.

Сенсорные мешочки

Для изготовления этого дидактического материала Монтессори необходимо запастись:

  • натуральным текстилем (сатиновыми отрезами);
  • различными крупами (гречкой, пшеном, рисовой или манной крупой), фасолью и горохом;
  • фигурными макаронинами.

Ниже расписан пошаговый алгоритм создания сенсорных мешочков для маленьких ребятишек:

  1. Первоначально раскраивают тканевые заготовки для мешков, размер может быть любым, но пропорции нужно соблюдать. Длина лоскута соответствует двум ширинам изделия, также нужно добавить по сантиметру на швы.
  2. Материал складывают пополам лицевой стороной внутрь, прошивают боковые стороны полностью и половину верхней части. Также нужно закрепить ниточки с двух сторон строки.
  3. Гречку или другой крупяной наполнитель предварительно необходимо прокалить в духовке в течение 20 минут или в микроволновке в течение 3 минут. Это делают во избежание развития жучков в дальнейшем.
  4. Мешки выворачивают и утюжат. Затем в них засыпают наполнитель, важно следить, чтобы вес у всех пособий был одинаков. Также не следует засыпать в мешочек сразу несколько видов круп.
  5. Последний штрих – прошивка верхней части до конца. Все лишние торчащие нитки обрезают и отдают ребёнку для весёлой игры и развития.

Можно также создать мешки в форме весёлой гусеницы. Для этого необходимо отрезать от колготок необходимую длину, засыпать туда, например, гречку, завязать узелок, чтобы получился плотноватый на ощупь шар.

Затем засыпают другой тип крупы и вновь завязывают узелок. Этот шаг повторяют с каждым видом наполнителя. После чего хвост гусеницы прошивают и красиво оформляют получившуюся игрушку. Например, для глазок можно взять бусинки, только их нужно крепко пришить.

Подобное пособие подойдёт даже для самого маленького ребёнка. Оно великолепно развивает сенсорные ощущения, тонкую моторику, внимательность. Помимо этого, применение сенсорных мешочков позволяет эффективно развивать слуховое восприятие.

Методика Марии Монтессори также предполагает применение подвесок для новорождённых малышей и деток постарше. Такие устройства отличаются от промышленных вариантов отсутствием музыкального сопровождения, быстрого вращения элементов.

Чаще всего формы берутся абстрактные, вращение происходит за счёт воздуха в комнате. Подобный неспешный ход обязательно понравится ребёнка, который станет отслеживать движение игрушки, фокусируя взгляд.

Популярная модель подвески – шестигранный мобиль. Для его изготовления необходимы:

  • лёгкая палочка из дерева;
  • 3 листочка картона основных оттенков: жёлтого, красного и синего;
  • клей;
  • ленточка.

Чтобы изготовить это развивающее пособие для младенцев, нужно выполнить несколько действий:

  1. На картоне рисуют развёртку шестигранника. Также можно сделать распечатку на цветной бумаге и наклеить её на картонку. Хорошенько просушить.
  2. Места сгибов обрабатываются при помощи ножничек и линейки, чтобы избежать сломов и излишних перегибов.
  3. Затем шестигранная развёртка вырезается и собирается в фигуру, склеивается в местах соединения. Так повторяется 3 раза.
  4. Ленточки закрепляются в одном из швов изделия и привязываются другим кончиком в палочке из дерева. Важно, чтобы она была без шероховатостей и заусениц.
  5. Готовый мобиль закрепляется на расстоянии в 25 — 30 сантиметров выше ребёнка.

Подобное пособие предлагается детям с 3-месячного возраста. Оно позволит научить ребёнка фокусировать глаза на вращающихся предметах, отслеживать их, воспринимать их оттенки и форму.

Подобное покрытие, конечно, можно приобрести и в магазине, однако его можно сделать и своими руками. Сгодятся остатки старой одежды и различная фурнитура:

  • текстильные лоскуты;
  • крючочки;
  • пуговицы;
  • молнии;
  • липучки;
  • кнопочки;
  • прочие застёжки.

Первоначально необходимо сшить заготовку для сенсорного коврика, размеры и форма могут быть любыми. Наполнить основу можно синтепоном. Если не хочется возиться, опытные мамы советуют взять старое байковое одеяло.

Дальнейшее создание коврика будет зависеть только от маминой фантазии. Сенсорное покрытие обычно сочетает текстиль разной фактуры, накладные карманы с застёжками, вшитые пищалки, шарики с разнообразными наполнителями и т.д.

Этот развивающий материал способствует развитию детской сенсорики с 8-месячного возраста. Также ребёнок разовьёт тонкую моторику, научится пользоваться разными застёжками, что крайне необходимо для навыков самообслуживания.

Это современное название стендов Монтессори, которые представляют собой доски для развития, к которым крепится всё, что обычно строго-настрого запрещаются трогать ребёнку. При помощи досок дети безопасно знакомятся с бытовыми предметами.

Изготовление бизиборда потребует от родителей немного воображения и следующих приспособлений:

  • доска ДСП;
  • стрежни-саморезы;
  • клеевое средство;
  • замочки с ключами, цепочками;
  • включатели-выключатели;
  • розетки;
  • дисковый элемент от старого телефона;
  • оконные щеколды;
  • застёжки;
  • пуговицы;
  • шнуровки и пр.

Изготавливается развивающая доска достаточно просто. На листе ДСП нужно расчертить схему будущего бизиборда, можно даже действовать в соответствии с определённым сюжетом.

Родитель раскладывает детали, а потом очень крепко их прикручивает с помощью саморезов к доске. Крепость крепления очень важна, поскольку ребёнок будет стараться оторвать понравившийся элемент пособия.

Более подробно о том, как изготовить бизиборд своими руками и какие приспособления для этого потребуется, читайте в статье детского доктора.

Этот дидактический материал подойдёт для ребятишек с годика и до 6 лет. Уже сидящий и ходящий малыш сможет самостоятельно изучать предметы и взаимодействовать с ними: открывать и закрывать замочки и застёжки, использовать розетки, работать со шнуровкой.

Такой самодельный бизиборд развивает тонкую моторику, внимательность, усидчивость. Ребёнок обучается решению бытовых сложностей, а также удовлетворяет интерес к бытовым предметам. Особенно ему нравится разнообразие элементов.

Это наиболее простой дидактический материал из всех возможных. Мама вырезает из яркого картона силуэты ёжика или любых других фигур. Также можно использовать обычный гофрированный картон, украшенный самоклеющейся плёнкой.

Самый частый вариант – ёжик, которому при помощи прицепок можно доделать «иголки». Также родители делают из картона солнце с лучиками-прищепками, различных животных и человечков. Дополнительно эти фигурки раскрашивают фломастерами или красками.

Если прищепки взять под цвет контура, то ребёнок не просто разовьёт тонкую моторику, но и выучит основные оттенки. Например, для солнца подойдут жёлтые прищепки, для ёлочки – зелёные, а для синей тучки – соответственно, голубые.

В качестве заключения

Таким образом, методика Марии Монтессори в домашних условиях также вполне реализуема. Прежде всего, следует обустроить пространство в соответствии с определёнными требованиями к зонированию помещения и дидактическим материалам.

Многие развивающие пособия можно сделать своими руками, используя подручные средства. Это позволит сэкономить деньги и реализовать собственную фантазию. Да и ребёнок с большим удовольствием будет играть именно в самодельные игрушки.

Кроме того, дети, видя заинтересованность родителей и их увлечённость, сами загорятся познанием окружающего мира. А когда малыш подрастёт, то и сам с удовольствием начнёт принимать участие в создании новых необычных игровых принадлежностей по методу Монтессори.

kroha.info

Монтессори-материалы, их значение. Принципы использования монтессори-материала.

 Из материалов российско-голландского проекта «Метрополис»

                   О ЗНАЧЕНИИ МАТЕРИАЛА 

Следует отметить, что из-за того, что дидактический материал находится на виду, его роль по сравнению с другими элементами подготовленной среды в методе Монтессори часто преувеличивается. Кроме того, в некоторых случаях неправильно понимается его цель. Это не учебное оборудование в общепринятом смысле слова, т.к. его целью является не обучение детей навыкам и передача им знаний через “правильное использование”. Главная цель дидактического материала Монтессори - внутренняя: помочь самостроительству ребенка и его духовному развитию. М.Монтессори помогает этому развитию, предоставляя детям внешние стимулы, которые приковывают их внимание и инициируют процесс сосредоточения. По ее мнению, “первое, очень важное для развития ребенка - это сосредоточение... Ребенку нужны вещи, на которых он мог бы концентрироваться. Наша школа - это место, где ребенок может найти вид работы, позволяющий ему сделать это”. Монтессори была убеждена, что если учитель может предложить материалы, которые привлекли бы детское внимание, он сможет дать ребенку свободу, необходимую для его развития.

Монтессори-материалы основаны на концепции активной личности, которая саморазвивается через серию реакций, вызванных систематическим воздействием, которое было определено опытным путем. Даже самые яростные критики системы Монтессори не могут не признать того, что все дидактические материалы ею разработаны экспериментально. Только после длительной и тщательной проверки реакций детей на предметы материала М.Монтессори признала его пригодность, отвергнув все то, что не вызывало самостоятельных повторных упражнений детей и не фиксировало детского интереса и внимания. Во всем удовлетворяются реальные потребности ребенка и учитываются его способности. Отсюда естественным образом вытекает требование недопустимости произвольных вариантов Монтессори-материала.

ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛА:

В создании и использовании дидактического материала М. Монтессори выделила следующие принципы:

1.   значимость материала для ребенка;

 2.   изоляция трудности;

 3.   контроль ошибок;

 4.   постепенное усложнение материала по дизайну и использованию;

 5.   возможность косвенной подготовки к дальнейшему обучению;

 6.   последовательное абстрагирование материала от простых первоначальных функций.

1. Значимость материала для ребенка

Первым принципом создания и использования дидактического материала Монтессори является его значимость для ребенка. Чтобы служить своей цели - “самостроительству” ребенка, материалы должны соответствовать его внутренним потребностям. Это значит, что каждый конкретный материал должен быть представлен ребенку в нужный момент его развития. Мария Монтессори предложила возрастные уровни для представления каждого материала, однако, оптимальный момент для этого каждому конкретному ребенку должен быть определен путем экспериментирования и наблюдения

2. Изоляция трудности

Следующим принципом дидактического материала Монтессори является изоляция трудности. Трудность, которую должен обнаружить и понять ребенок, должна быть выделена в одном образце материала. Это выделение упрощает задачу для ребенка и дает ему возможность воспринять проблему с большей готовностью. Например, Розовая башня показывает ребенку только разницу в размерах кубиков, а не в размерах, цвете, дизайне и звуках, как это часто бывает с подобными башнями, которые продаются в игрушечных магазинах.

3. Контроль ошибок

Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори-материалы дают ему возможность самостоятельно контролировать ошибки. Контроль ошибок руководит ребенком в его самовоспитанием и позволяет ему увидеть его ошибки самому, а затем их устранить, восстанавливая нарушенный порядок. “Контроль ошибок — замечала М.Монтессори, — это показатель, говорящий нам, в правильном ли направлении мы движемся. Он обязательно должен присутствовать вместе с инструкциями и материалом для работы. Сила, движущая ребенка по пути прогресса, в большой степени зависит от того, есть ли свобода и гарантированный путь, по которому двигаться. Но, к этому должен быть добавлен, и еще какой-то способ показать, где мы сбились с этого пути”.

Дидактический материал Монтессори предусматривает пять типов контроля ошибок: механический, психологический (при помощи органов чувств), при помощи контрольных точек, посредством контрольного набора, при помощи учителя.

4. Постепенное усложнение материала по дизайну и использованию

Четвертый принцип состоит в особом порядке предоставления материала: наряду с вертикальным (по разной степени сложности) горизонтальный порядок предоставления его ребенку, т. е. наличие параллельных упражнений с каждым видом материала. Это обеспечивает занятия с материалом, которые не повторяются и не наскучивают ребенку, и он может заниматься с материалом столько, сколько хочет.

Здесь реализуется важное требование к организации процессов обучения - повторение на одном и том же содержании, но с новой формой. Кроме того, предоставляется возможность самостоятельного выбора ребенком вида работы, что способствует развитию самоорганизации и творчества. 

5. Возможность косвенной подготовки к дальнейшему обучению

Следующий принцип состоит в том, что дидактический материал косвенно готовит ребенка для будущего учения. В частности, подготовка ребенка к письму состоит из работы с блоками цилиндров для развития координации движений пальцев руки. С металлическими вкладками и с буквами из песчаной бумаги для развития мускульной памяти образцов буквы, звуковых игр. Такая непрямая подготовка обеспечивает необходимую готовность к овладению письмом, а также развивает чувство уверенности в себе, радость от успешного познания мира.

6. Последовательное абстрагирование материала от простых первоначальных функций. Шестой принцип отражает последовательное абстрагирование материала от простых первоначальных функций. В начале материал прямо выражает какую-то идею, но постепенно становится все более и более абстрактным выражением этой идеи. Например, большой деревянный треугольник сначала изучается сенсорно, затем рассматриваются отдельные части, составляющие его, изучаются размеры, плоские деревянные треугольники соединяются в головоломку, а затем вместо них используются треугольники, вырезанные из яркой бумаги, треугольники, нарисованные отчетливыми цветными линиями, и, в конце концов — почти абстрактные треугольники, нарисованные тонкими линиями. На определенной стадии своего прогресса ребенок понимает абстрактную суть конкретного материала, становясь независимым от него или не проявляя к нему прежнего интереса. “Если материалы сконструированы с большой точностью, — подчеркивала М. Монтессори, - они вызывают самопроизвольные упражнения, которые настолько гармонично скоординированы с внутренним развитием, что в определенный момент появляется новая психическая картина — более высокие уровни в комплексном развитии, когда детский ум приобретает способность к абстрагированию”.

При создании подготовленной развивающей среды и материалов представляется важным:

  1. Выделение принципа актуального и ближайшего развития, характеризующего разницу между тем, что ребенок способен сделать самостоятельно, и тем, на что он становится способен с помощью учителя; Каждое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели - прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка, а вторая - служит работе на будущее
  2. Не допускать использование чрезмерного количества материала, что рассеивает внимание, механизирует упражнение и заставляет ребенка переходить в более высокую стадию развития, не заметив этого, не “прочувствовав”.
  3. Точное определение “необходимости”, “достаточности” материала для соответствия внутренним потребностям ребенка в процессе развития. Руководством для такого определения должны служить проявления активности ребенка.
  4. Крайне важно также, чтобы при представлении материалов в запланированной прогрессии не было просто механического их чередования. Учитель должен проявлять гибкость, представляя какие-то материалы или пропуская их, если ребенок в этом не заинтересован.

Существует несколько основных правил пользования Монтессори-материалами. Так как они созданы для серьезной цели — развития ребенка — дети должны относиться к ним с уважением. С материалами нужно обращаться аккуратно и только после того, как понято их использование. Когда ребенок хочет выполнить какое-то упражнение, он приносит все необходимые материалы и аккуратно раскладывает их на коврике или столе в определенном порядке. Когда упражнение закончено, материалы возвращаются на свое место в первоначальном виде, чтобы их мог использовать другой ребенок.

Ребенок имеет право пользоваться материалом, не будучи прерванным ни другими детьми, ни воспитателем. Здесь педагог должен быть предельно внимательным. Похвала или даже улыбка могут отвлечь ребенка, и в практике работы наблюдались случаи, когда дети прекращали или откладывали свою работу после даже такого незначительного вмешательства.

montessori-russia.ru

Дидактические материалы Марии Монтессори

Дидактические материалы Марии Монтессори

Развивающие материалы, действия, упражнения Марии Монтессори.

  • Рамки с застежками — обучение конкретным навыкам, необходимым

при одевании. Детям предлагают рамки с пуговицами, кнопками, молнией, пряжками, шнурками, крючками, булавками и бантами.

Пересыпание и переливание — эти упражнения помогают улучшить координацию движений, они включают в себя пересыпание риса и переливание воды из одного кувшина в другой.

Приготовление пищи — эти упражнения включают в себя очистку и нарезку моркови, бананов и яблок. Они способствуют развитию аккуратности и самостоятельности.

Уборка помещения и личная гигиена включают чистку обуви, подметание, мытье пола шваброй, стирку и умывание: помогают ребенку научиться ухаживать за собой и своим окружением (средой).

Материалы для сенсорного развития ребенка:

  • Коричневая лестница предназначена для различия между двумя

измерениями и знакомит с понятиями тонкий, тоньше, самый тонкий; толстый, толще, самый толстый;

  • Розовая башня представляет различия величины в трех измерениях и

помогает ребенку в дифференцировании понятий большой, больше, самый большой; маленький, меньше, самый маленький;

  • Красные штанги представляют различия величины в одном измерении

(длины) и знакомят с понятиями короткий, короче, самый короткий; длинный, длиннее, самый длинный;

  • Цветные катушки в трех наборах: первый состоит из трех пар

основных цветов для сопоставления; второй — одиннадцать пар различных цветов; третий — по семь оттенков каждого цвета. Эти упражнения знакомят с названиями различных цветов, развивают цветовое восприятие, а также способствуют различению оттенков;

  • Блоки цилиндров представляют собой четыре набора, в каждом из

которых девять цилиндров. В первом наборе — цилиндры, различные по высоте; во втором — цилиндры, различные по диаметру; два других включают цилиндры, различные по высоте и по диаметру. Подбор цилиндра к соответствующему отверстию помогает в различении размера и развивает мелкую мускулатуру рук, необходимую при письме;

  • цветные цилиндры — каждый набор соответствует параметрам одного

из наборов блоков цилиндров.

Материалы для развития речи:

  • Буквы, вырезанные из шершавой бумаги или картона, позволяют

ребенку узнать очертание каждой буквы через прикосновение и ассоциировать звук буквы с ее очертанием;

  • Металлические вкладки — десять математических вкладок разной

геометрической формы. Вкладки имеют маленькую ручку для удерживания и перемещения. Прослеживание контура вкладки помогает подготовить руку и глаза к письму;

  • Шумовые цилиндры — этот набор состоит из двух деревянных

коробок, в каждой из которых шесть цилиндров. Каждая пара цилиндров имеет свой звук, т. е. к каждому звуку красных цилиндров подбирается соответствующий звук синих цилиндров;

  • Геометрические тела обучают зрительному и тактильному различению

геометрических форм. Набор состоит из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида, овоида, конуса и треугольной призмы.

Материалы для математического развития ребёнка:

  • Красно-синие штанги — набор из 10 штанг, каждая из которых делится

на красно-синие части. Эти упражнения учат основам счета и могут быть использованы для простейшего складывания, вычитания, умножения и деления;

  • Коробка с веретенами — две коробки с секциями от 0 до 9

используются для обучения счету и усвоения понятия количества. Ребенок размещает определенное количество веретен в соответствующую секцию;

  • Золотые бусины обеспечивают знакомство со счетом, понятием

количества и основными математическими функциями.

Другие предметы и материалы:

  • Географические карты — деревянные карты с маленькой ручкой для

переноса и манипулирования.

  • Карты знакомят с названиями и расположением государств и

континентов, основами географии;

  • Природные карты — различные наборы карт для изучения строения

листьев, цветов, деревьев. Расширяют словарный запас и знания детей о природе;

  • Звучащие колокольчики издают вариации звуков при ударе

деревянным молоточком. Используются в качестве сенсорных упражнений для сопоставления звуков. Также могут использоваться при обучении основам нотной грамоты и составлении простых мелодий;

  • Линия — в большинстве классов на ковре или на полу нарисована

ленточная линия в виде круга, которая используется для физических упражнений по развитию равновесия и координации движений.

infourok.ru

Дидактические игры по методике Монтессори детям

Многие родители уже успели оценить уникальную методику воспитания детей, разработанную Марией Монтессори. Это система занятий для малышей от шести месяцев до шести лет. Одна из лучших педагогов Монтессори разработала удивительную методику, в основе которой лежит девиз — помогать ребенку делать все самостоятельно.

Дидактические и развивающие игры по системе Монтессори

Игры Монтессори для детей построены на принципе полной самостоятельности. Дети выбирают для себя материалы, темпы и ритмы игры. Если одно занятие ребенку наскучило, он может сменить обстановку и материал в любое время. Самой главной особенностью считается предоставление права выбора на то направление, в котором малыш хотел бы развиваться.

Принцип системы Монтессори

Задача родителей и педагогов — создать большую предметную среду. Все элементы, которые ребенок может использовать для игры, должны находиться в доступе. Воспитатели должны относиться уважительно к выбору. Цели воспитания — создать максимально комфортную среду, в которой будет проходить полноценное развитие. Ребенок должен выступать как в роли наблюдателя, так и помощника, если это необходимо. Нельзя стремиться делать малыша похожим на себя. Монтессори считает, что вмешиваться в процесс становления личности недопустимо.

Обратите внимание! Цели взрослого во время занятия по методике Монтессори — помочь ребенку в стремлении развивать свою самостоятельность, давать подсказки только в тот момент, когда он об этом просит. Категорически запрещено заставлять малыша что-то делать.

Какие бывают и на что направлены

В процессе разработки совей методики Мария Монтессори длительное время наблюдала за поведением детей в игре. Благодаря этому занятия подразделяются на различные направления:

  • Математические, направленные на развитие умственных способностей.
  • Языковые для развития навыков общения и познания.
  • Сенсорные, предназначенные для развития чувств яркого восприятия окружающей среды.
  • Упражнения, направленные на развитие практических и бытовых навыков.
  • Космос для того, чтобы ребенок мог найти свое собственное место в этом мире.

Целью дидактических игр Монтессори является оказание помощи детям и их духовном и умственном развитии. Ребенку нужно подобрать такой дидактический материал, на котором он будет полностью концентрироваться. Все пособия должны быть максимально простыми, так как вмешательство взрослых не рекомендуется. То есть для ребенка должны быть созданы такие условия, при которых он не только сам сможет найти ошибку, но и исправит ее.

Принципы работы с дидактическим материалом:

  • Все элементы для игр должны располагаться на уровне глаз. Это побудит ребенка к деятельности.
  • Использование материала возможно только после того, как родитель объяснит его предназначение.
  • Работа должна проводиться ступенями, от простой техники к более сложной.
  • Ребенок может работать с материалом не только по тому принципу, который установил взрослый. Он может самостоятельно применять знания.
  • Важно приучить ребенка, что после завершения каждого занятия он сам возвращает материал на места. Только после этого он может приступить к другой игре.
  • Элементы раскладываются в определенном порядке перед малышом на коврике или столе.

Обратите внимание! Если проводятся групповые занятия, то один ребенок должен работать с одним материалом, не должно быть передачи элементов из рук в руки другому участнику.

Направленные на сортировку

Игры, ориентированные на принцип сортировки, направлены на развитие зрительных навыков, способствуют тренировке остальных органов. В качестве игровой деятельности можно предложить:

  • Сортировку предметов в возрасте от 2 до 5 лет. Она может быть как по форме, так и по цвету. Занятие развивает внимательность и логику. Для деятельности нужно взять несколько наборов предметов по размеру, форме и цвету. Хорошим эффектом для развития обладает игра с пуговицами. Нужно взять большое количество пуговиц, в котором будет пять-шесть одинаковых. Перемешать все пуговки в миске, затем показать ребенку, какой вид нужно выбрать.
  • Отличное занятие для развития сенсорики — деревянные кубики различных размеров. Можно приобрести кубики, которые вставляются друг в друга, как матрешка.
  • Хорошим занятием станет пирамидка для детей от двух лет. Она может быть любого вида, но принцип единый. У такой игрушки должен быть один стержень и набор элементов. Задачей ребенка является найти одинаковые фигуры, например, круги.
  • В качестве игры на сортировку можно выбрать простые пазлы. В методике Монтессори выбираются деревянные с красивыми картинками. Для детей младше четырех лет нужно выбирать пазлы, в которых у каждого элемента есть ручка, чтобы было удобно держать. Рекомендуется избегать картонных рамок.

Игры на сопоставление

Игры на сопоставление — самые популярные занятия по Монтессори от 1 до 3 лет. Основными видами считаются:

  • Занятия с цветами — ребенку можно предложить картонный круг с разноцветными секторами и прищепки таких же оттенков. Малыш должен самостоятельно подобрать для каждого сектора свою прищепку.
  • Игру можно совместить с помощью маме. Например, предложить ребенку разобрать по парам постиранные носочки.
  План работы по самообразованию воспитателя ДОУ

Такая группа занятий развивает логику, внимание.

Занятия по методике Монтессори на последовательность действий

Игры Монтессори направлены на умение определять последовательность действий. Это помогает развитию логического мышления. Такие занятия успешно применяются не только для маленьких детей, но и для подготовительных групп детского сада и учащихся начальных классов. Для малышей младшего и среднего возраста отличным вариантом игры будет предложение показать сказку «Колобок», в которой ребенок сможет правильно рассказать последовательность.

Можно предложить игру блоки цилиндров. Ребенок в процессе должен раскладывать предметы в грамотной последовательности. Для этого используются блоки и цилиндры с отверстиями, которые нанизываются на конструкцию.

Развитие последовательности действий

Упражнения по методике Монтессори: развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики в раннем и среднем возрасте — одно из важных направлений педагогической деятельности. Прекрасно развивает мелкую моторику игра со шнурками. Можно использовать деревянный образец ботиночка или нарисовать его на картоне.

Для девочек можно предложить игру с бусинками разных форм и размеров. Они будут нанизывать их на шнурки. Важно, чтобы и бусинки, и шнурки были разноцветными.

Обратите внимание! Самым доступным материалом для игр Монтессори является бумага. Дети развивают моторику, вырезая полосочки, фигурки, разнообразные схемки.

Занятия на мелкую моторику

Игры по методике Марии Монтессори — упражнения с жидкостью

Занятия Монтессори своими руками организовать очень легко. В детском возрасте малыши любят играть с водой. Занятия, связанные с жидкостью, вызовут истинный интерес. Например, можно предложить переливать воду из одного сосуда в другой, они должны различаться по форме. Важно в процессе игры ничего не пролить.

Обратите внимание! Простое бытовое занятие можно легко превратить в игру. Можно предложить малышу наливать сок самостоятельно в стакан. Это упражнение научит его самостоятельности и аккуратности. Если он случайно прольет сок, нужно рассказать ему, как вытирать за собой.

Игры Монтессори для раннего развития: мелкие предметы

Перекладывание мелких предметов (монетки, бусинки, камушки) из одной посудины в другую при помощи щипцов или лопатки — довольно непростое занятие для маленьких пальчиков. Но оно хорошо развивает мелкую моторику ребенка.

  Математические лэпбуки для детского сада

Для игр с мелкими предметами также хорошо подойдет фасоль, гречка, рис и прочая крупа.

Игры по методике Монтессори на сенсорное развитие

Занятия на сенсорику очень увлекают ребят. Одной из таких игр считается сумка, в которой они на ощупь должны определить предмет. Это вызывает огромный восторг у малышей, как только они угадают.

Для игр Монтессори материалы своими руками могут включать в себя изготовление звуковых цилиндров. Они делаются из любых емкостей, коробков, которые можно заполнить крупами, камешками, монетками. Такие предметы развивают остроту слуха у детей.

Обратите внимание! Одним из самых увлекательных занятий считается рисование пальчиками. Во время его выполнения малыш может развить мелкую моторику, фантазию и любознательность.

Занятия по методике Монтессори для детей — быт и хозяйство

Как ребенок младшего возраста, так и более старший очень увлекаются помощью родителям в домашних делах. Они относятся к этому со всей серьезностью, начинают учиться осознавать ответственность. Стоит только начать доверять ребенку самостоятельно чистить зубы и складывать грязные вещи в корзину, как он станет выполнять это ежедневно, как привычку без напоминания.

Обратите внимание! Отличным элементом игровой деятельности в быту станут пуговицы на одежде. Чем больше малыш будет тренироваться их самостоятельно застегивать, тем быстрее он освоит этот процесс.

Ребенка полезно привлекать к выполнению домашних дел. Например, дать ему возможность протереть пыль, вымыть посуду, накрыть стол. Важно не переделывать ничего на глазах малыша.

Игры Монтессори своими руками, какие и как можно сделать

Методика уделяет большое внимание сенсорике, поэтому игрушки рекомендуется делать из натуральных материалов. В первую очередь необходимо убедиться в их безопасности. Если игрушка Монтессори своими руками выполнена из дерева, она должна быть хорошо обтесана и окрашена нетоксичной краской.

Одними из самых популярных игр дидактического направления можно назвать создание карточек на различные тематики. Их можно как нарисовать самостоятельно, так и распечатать на принтере. Рисунки должны быть яркими и выразительными. Картотека может быть посвящена животным и их детенышам, овощам и фруктам, технике, одежде. Например, выдаются резиновые или нарисованные животные, а малыш должен найти им соответствующую карточку с описанием.

Обратите внимание! Дома самостоятельно можно изготовить сенсорные коврики. За основу можно взять старое плотное покрывало или большое полотенце. На материал по желанию пришиваются пуговицы, делаются аппликации на различные тематики. Такие игрушки развивают сенсорику, являются профилактикой плоскостопия.

Важно, чтобы все занятия были сориентированы на интересы ребенка. Родители и воспитатели только лишь наблюдают со стороны на их изменение, чтобы своевременно предложить новый этап развития.

vospitanie.guru


Смотрите также

Объявление

Если у Вас есть ещё какие-либо интересные материалы (тексты, фото, видео, аудио), связанные с творческой жизнью Людмилы Тумановой, поделитесь ими со всеми нами, её многочисленными поклонниками.

Обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону: 8-922-56-101-83