Ludmila Tumanova

Как правильно подготовить в домашних условиях ребенка к школе


Фундамент для успешного обучения или как подготовить ребенка 6 лет к школе в домашних условиях: рекомендации для родителей будущих первоклассников

Подготовка ребёнка к школе – фундамент для успешного обучения. Важно не только дать базовые навыки письма, счёта, чтения, но и обеспечить достаточное развитие речи, научить контактировать со сверстниками и взрослыми. Чем шире кругозор у первоклассника, тем проще заявить о себе в новом коллективе, завоевать авторитет.

Современные реалии таковы, что слабо подготовленный ребёнок всегда будет «белой вороной» на фоне более успешных одноклассников. Деткам, посещающим садик или развивающий центр для дошкольников, проще адаптироваться к новым условиям, выдержать учебную нагрузку. Родители также должны знать, как правильно подготовить ребёнка к школе в 6 лет, чтобы дома закрепить полученные знания.

Содержание статьи:

Психологи, педагоги рекомендуют родителям проверить, готовы ли сын или дочка к школе. Составлен перечень знаний и навыков, владение которыми облегчит вхождение в учебный процесс.

Проверьте, насколько уровень развития вашего ребёнка соответствует требованиям дошкольной подготовки. Изучите перечень требований, подумайте готовы ли дочка или сын справиться с предложенными заданиями. За каждый отрицательный ответ начисляйте отрицательный балл. Чем больше «минусов», тем шире круг вопросов, которые нужно обсудить с дошкольником.

Ребёнок должен быть готов к определённым действиям:

  • называть всех членов семьи по имени, представляться, кратко рассказывать о себе и своих увлечениях;
  • хорошо ориентироваться в гласных, согласных буквах, читать несложные тексты, писать печатными буквами;
  • знать различия между временами года, объяснять, что сейчас – лето или зима, знать дни недели, месяцы;
  • ориентироваться в сутках, отличать утро, обед и вечер;
  • знать правила вычитания и сложения;
  • называть основные геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, рисовать их;
  • запоминать короткий текст, пересказывать его;
  • в ряду предложенных предметов находить лишний, объяснять, почему он исключил именно его.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца? Узнайте о нормах и отклонении развития.

Можно ли применять противоаллергические капли Фенистил для новорожденных? Ответ в этой статье.

Существуют и другие требования. Будущий первоклассник должен:

  • владеть основными навыками ухода за собой: без помощи взрослых одеваться, раздеваться, шнуровать обувь, поддерживать чистоту рабочего места;
  • знать правила поведения в общественных местах, уважительно относится к окружающим;
  • различать, правильно называть основные цвета, желательно – оттенки;
  • описать, что изображено на картинке;
  • уметь считать до 20, затем обратно;
  • знать наименования частей тела человека, уметь рисовать людей со всеми основными «деталями»;
  • правильно отвечать на вопросы: «Где?», «Почему?», «Когда?»;
  • различать неодушевлённые/одушевлённые предметы;
  • общаться со сверстниками, отстаивать своё мнение, но не бить несогласных;
  • понимать, что нельзя оскорблять одноклассников и взрослых;
  • сидеть спокойно на занятиях хотя бы 15–20 минут. Вести себя прилично, не капризничать, не задирать других учеников.

Важно! Наверстать упущенное за летние месяцы сложно. Нельзя тратить время для оздоровления деток на многочасовые занятия. Так вы ухудшите здоровье нервной системы, дадите слишком высокую нагрузку на растущий организм, отобьёте охоту к учёбе. Как избежать перегрузок? Выход простой: начинайте подготовку к школе с 3,5–4 лет. Понемногу, в приемлемом темпе, без давления на психику вы научите малыша всему необходимому.

Подготовка к школе: советы родителям

Запомните 5 важных правил:

  • педагоги и психологи рекомендуют проводить занятия в игровой форме. Нельзя заставлять, тем более, кричать, бить малыша за отказ от изучения того или иного материала. Задача родителей – заинтересовать, объяснить, что образованный человек всегда заслужит уважение среди друзей, сверстников и будет успешным в жизни;
  • длительность мини-урока – не более 15 минут. Между занятиями обязателен перерыв 15–20 минут, чтобы детки могли размяться, побегать;
  • чередуйте математику с чтением, рисование – с физкультурой и так далее. Длительное умственное напряжение негативно сказывается на растущем организме;
  • постепенно увеличивайте сложность материала, не спешите с новыми заданиями, пока малыш крепко не усвоит пройдённый материал;
  • используйте учебные пособия с яркими, крупными иллюстрациями. Выбирайте интересные тексты, описывающие животных, птиц, явления природы. Воспитывайте доброту, объясняйте, как важно помогать другим. Предлагайте для изучения добрые сказки и рассказы.

Уроки математики

Занятия для подготовки к школе по математике:

  • начните счёт со знакомых предметов: небольших игрушек, конфет, овощей и фруктов. Позже переходите на счётные палочки, специальные карточки. Вначале используйте только целые числа;
  • отличный вариант – изучение чисел парами, например 1 и 2, 5 и 6. Так ребёнку легче понять, что 5 яблок + 1 = 6 яблок. Целый урок изучайте одну пару, в начале следующего повторяйте 5–10 минут пройденный материал, затем перейдите к новой паре;
  • опытные педагоги рекомендуют изучать геометрию также в игровой форме. Покажите круг, треугольник и квадрат на примере печенья. В магазине легко найти кондитерские изделия любой формы;
  • маленький ученик запомнил названия и форму основных фигур? Учите чертить их при помощи линейки (треугольника) и карандаша;
  • максимальную пользу принесёт чередование счёта, решения примеров и изучение геометрии.

Занятия письма

Рекомендации:

  • тренируйте руку: малыши не приспособлены для длительного письма;
  • большую помощь оказывают занятия по развитию мелкой моторики. Полезные упражнения с подручными предметами (макаронными изделиями, фасолью, мягким тестом, шнурками начинайте с 2–3 лет);
  • учите пользоваться удобными ножницами с неострыми, закруглёнными краями. Вырезание фигуры по контуру готовит руку к письму;
  • вначале учите писать печатные буквы, только после запоминания всего алфавита переходите к прописным;
  • объясните малышу, что нужно писать аккуратно, не выходить за полоски/клеточки. Купите удобную ручку, расскажите, как её держать;
  • выучите гимнастику для пальчиков, выполняйте упражнения вместе с ребёнком. Проговаривайте вместе: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали. А теперь мы отдохнём и опять писать начнём».
  • подберите тетрадь для письма, соответствующую требованиям современной школы. В специализированных магазинах есть немало полезных пособий.

Уроки чтения

Рекомендации:

  • эти занятия – на первом месте. Чем скорее маленький ученик освоит чтение, тем проще ему будет изучать другие предметы;
  • изучайте буквы по алфавиту. Нарисуйте большую букву, вылепите из пластилина, расскажите, что похож символ. Например, О – очки, Д – дом, Ж – жук. Покажите букву, если получается при помощи пальцев, рук ног, туловища;
  • прочитайте короткий текст, положите рассказ перед малышом, попросите найти букву, которую только что выучили, например, А;
  • спросите, о чём текст, обязательно задайте несколько вопросов о прочитанном;
  • позже просите пересказать;
  • после занятия обязателен отдых, затем – переключение на другой вид деятельности.

Как подмывать новорожденного мальчика? Прочтите полезные советы родителям.

Правила питания и меню при сахарном диабете у ребенка описаны на этой странице.

По адресу http://razvitie-malysha.com/zdorovie/zuby/pulpit.html и прочтите о диагностике пульпита молочных зубов и о методах его лечения.

Творческие задания

Рекомендации:

  • учите пользоваться красками, кисточкой, фломастерами;
  • пусть юный ученик штрихует пространство внутри очерченной области. Подходящий материал – раскраски с крупными и мелкими деталями;
  • совмещайте рисование, лепку, аппликации с изучением геометрических фигур. Например: домик – это квадрат, арбуз – круг, крыша – треугольник;
  • предлагайте слепить буквы, цифры, чтобы они лучше запомнились.

Психологическая готовность ребёнка к школе

Учтите мнение психологов и педагогов. Специалисты считают, что первоклассникам проще влиться в коллектив, принять новые правила, запреты, распорядок, если развиты определённые навыки.

Педагоги и психологи составили перечень требований, при соответствии которым ребёнок в 6 лет готов к посещению школы:

  • хочет учиться, имеет тягу к знаниям;
  • умеет сравнивать различные предметы, понятия, делает выводы на основании анализа;
  • понимает, зачем детки ходят в школу, имеет навыки общественного поведения, осознаёт собственное «я»;
  • хотя бы ненадолго удерживает внимание на предмете, который изучает;
  • пытается преодолевать трудности, доводит дело до конца.

Как психологически подготовить деток к школе: советы родителям:

  • беседуйте с малышом, читайте, общайтесь;
  • после чтения обсуждайте текст, задавайте вопросы. Спрашивайте мнение ребёнка, побуждайте к анализу ситуаций, описанных в сказке, стихах или рассказе;
  • играйте с сыном или дочкой в «Школу», меняйтесь ролями «учитель – ученик». Уроки – не дольше 15 минут, обязательны паузы, физкультминутки. Хвалите маленького ученика, давайте советы в корректной форме;
  • показывайте личным примером, как преодолевать трудности. Не разрешайте бросать дело на полдороге, подскажите, посоветуйте, но не дорисовывайте (дописывайте, доскладывайте) за ребёнка. Окончите дело вместе, но не вместо ребёнка;
  • откажитесь от излишней опеки. Вы никак не отвыкнете обращаться с сыном или дочкой, как с маленьким, не даёте действовать самостоятельно? Подумайте, комфортно ли будет маленькому неумехе в детском коллективе, если он один не сможет быстро одеться или завязать шнурки. Избежать насмешек, обидных прозвищ поможет признание права ребёнка на самостоятельность. Поощряйте стремление к независимости, учите одеваться, раздеваться, правильно кушать, справляться со шнурками и пуговицами;
  • учите общаться со сверстниками, чаще ходите в гости, организовывайте игры во дворе, если детки не всегда находят общий язык, тоже участвуйте в играх, подсказывайте, как играть и не ссориться. Никогда не смейтесь над сыном или дочкой при детях (с глазу на глаз тоже): низкая самооценка – причина многих бед, неуверенности в себе;
  • создавайте положительную мотивацию, объясняйте, зачем нужно учиться. Расскажите сколько нового и интересного детки узнают на уроках;
  • объясните, что такое дисциплина, для чего нужна тишина в классе во время объяснений нового материала. Учите задавать вопросы, если что-то непонятно, скажите, что учитель не может спросить у каждого, как усвоен материал. Ученики тоже должны думать о себе и максимальном получении знаний;
  • расскажите, что нужно отстаивать свои интересы без криков и кулаков, цивилизованными методами. Учите самоуважению, объясняйте, почему не стоит проявлять излишнюю боязливость либо агрессивность. Смоделируйте несколько ситуаций, которые часто возникают в школе при общении сверстников, подумайте, каков выход. Выслушайте мнение ребёнка, предложите свой вариант, если сын или дочка не знают, как поступить. Будьте внимательны к интересам ребёнка, учите правилам общения, побуждайте к хорошим делам и поступкам.

При подготовке ребёнка к школе учтите советы психологов и педагогов, проявите заинтересованность, вдохновите маленького ученика. С малых лет развивайте тягу к знаниям, общайтесь, изучайте окружающий мир. Подготовленному первокласснику всегда легче осваивать школьную программу, чем ребёнку с отсутствием элементарных навыков, ограниченным кругозором.

Больше полезных советов родителям будущих первоклассников в следующем видео:

razvitie-malysha.com

Как подготовить ребенка 6 лет к школе в домашних условиях

Ознакомьтесь с перечнем знаний и умений, которыми должен овладеть ваш ребенок до поступления в начальную школу. С помощью тестирования в домашних условиях определите, какие дополнительные занятия требуются будущему первокласснику.

Что должен уметь ребенок к школе

Начинать подготовку сына или дочери к первому классу необходимо с 3-4 лет. Грамотная дошкольная подготовка детей в домашних условиях включает освоение малышами следующих навыков:

  • Перечислять членов семьи по именам, описывать свою и их внешность.
  • Рассказывать, кем родители являются по профессии, чем мама и папа занимаются на работе.
  • Называть свой адрес проживания.
  • Знать времена года, описывать их отличительные признаки. Перечислять дни недели, название месяцев.
  • Уметь ухаживать за собой: самостоятельно одеваться, раздеваться, шнуровать обувь.
  • Перечислять части тела человека.
  • Усвоить и применять в обиходе слова вежливости, правила поведения в обществе сверстников и взрослых людей.
  • Перечислять буквы алфавита, различать гласные и согласные звуки, читать короткие слова.
  • Считать до 20, использовать обратный счет.
  • Уметь складывать и вычитать в пределах 20.
  • Знать основные цвета.
  • Выполнять несложные упражнения на логику, исключая «лишний» предмет из ряда.
  • Знать простейшие геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг) и уметь их рисовать.
  • Различать направления (вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад).
  • Сравнивать предметы: больше-меньше, шире-уже, выше-ниже.
  • Устно описывать изображение на картинке.
  • Пересказывать короткий текст.
  • Различать одушевленные и неодушевленные предметы, перечислять домашних и диких животных.

Методики подготовки детей к школе

Успешно подготовить ребенка к школе можно и в домашних условиях, если соблюдать несколько педагогических принципов:

  • Использование игры как способа передачи ребенку 6 лет базового учебного материала.
  • Обучение дошкольника должно постепенно перенаправляться от наглядно-действенного метода к наглядно-образному.
  • Развивающие игры для детей 6 лет должны длиться не более 25 минут. Между обучающими занятиями нужно предоставлять ребенку отдых (не менее четверти часа).
  • Поддерживать познавательный интерес дошкольника необходимо частой сменой игровых форм.

Используйте разработанные педагогами-новаторами упражнения для подготовки к школе дошкольников. Эффективные методики современной педагогики:

  • Кубики Зайцева. Дидактический материал помогает быстро научить детей читать по складам, развивать логическое мышление и речевой аппарат. На кубиках разных цветов и размеров написаны буквы, слоги, знаки препинания. Комплект содержит также учебные таблицы. Кубики наполнены разным содержимым, поэтому издают разные звуки. Благодаря этому ребенок 6 лет учится различать предметы по весу, звучанию. Идет развитие зрительной, тактильной, слуховой сфер дошкольника.

  • Методика Монтессори. В основе педагогического подхода лежит уважение ребенка как личности. Роль взрослого состоит в раскрытии творческого, интеллектуального потенциала малыша. Родители и воспитатели, пользующиеся данной методикой, создают в помещении специальные обучающие зоны: сенсорную, математическую, лингвистическую и пр. Для занятий используют геометрические фигуры, рамки-шнуровки, пазлы, счетные палочки и пр.

  • Методика Никитиных учит детей самостоятельности. Взрослые лишь наблюдают, подсказывают, мотивируют мальчиков, девочек к физическому и умственному развитию. По мнению авторов методики каждый ребенок с рождения наделен рядом уникальных задатков. Если не тренироваться, способности со временем угасают. Никитиными разработана игра кубиками «Униклуб» с 60 заданиями разного уровня сложности.

Как подготовить ребенка к школе самостоятельно

Каждая мама может самостоятельно в домашних условиях подготовить ребенка 6 лет к школе или водить на специальные курсы. Занятия дома хороши тем, что дают возможность подобрать индивидуальную учебную программу для сына или дочки. Дошкольные курсы, детские сады, кроме подготовки к школе, приучают детей 6 лет к самостоятельности, общению со сверстниками.

Занятия по математике для малышей

Подготовка к школе дома должна носить системный характер. Механическая память ребенка включается при многократном повторении учебного материала. Примеры игровых ситуаций для детей 4-6 лет, помогающих обучению основам математики:

  • Построить из разноцветных кубиков дорожку, скамейку, ворота, домик и пр. по схеме. Схематический рисунок взрослый может нарисовать самостоятельно. Попросите ребенка посчитать, сколько понадобилось кубиков разных цветов для той или иной фигуры.
  • Смешайте фундук, неочищенный арахис и грецкие орехи. Попросите малыша разложить их в блюдца по видам, сравнить размер. Предложите сосчитать орехи. Пусть определит, в какой тарелке их больше. Вместе с навыками счета в этой игре развивается мелкая моторика маленьких мальчиков и девочек, что активизирует их мыслительную деятельность и готовит пальцы к письму.
  • Вырежьте из цветного картона крупные квадраты и разрежьте их на 2-4 элемента. Предложите собрать из частей одного цвета фигуру. Озвучивайте название геометрических элементов. Например, квадрат получается из двух треугольников.
  • Подготовьте несколько конфет (пуговиц, камешков). Сосчитайте их вместе с ребенком. Разложите предметы за спиной в 2 ладони. Попросите угадать, сколько конфет в правой (левой) руке. При проверке считайте вслух вместе. Если малыш угадал хотя бы раз – он становится ведущим.
  • Играя в ролевые игры (ферму, больницу, магазин и пр.), придумывайте несложные задачки на сложение и вычитание. Например, к доктору Айболиту на прием пришли 2 зайца, а потом мишка и лисица. Сколько всего зверей вылечил добрый врач?
  • Для игры понадобится детский музыкальный инструмент. Показывайте девочке или мальчику квадраты с нарисованными кружками. Пусть малыш ударит, например, в бубен столько раз, сколько на рисунке фигур. Меняйтесь ролями.
  • Подготовьте счетные палочки. На квадратах из картона напишите цифры от 1 до 20. Выложите несколько предметов из палочек (дом, скамейку, дорожку). Пусть сын (дочь) положат рядом с постройкой квадрат с цифрой. Это число должно соответствовать количеству палочек в фигуре. Меняйтесь ролями. Ошибайтесь намеренно. Пусть малыш проверяет вас.

Как научить ребенка писать

Любой маме под силу научить ребенка письму дома, не отдавая в детское учреждение. С 2 лет проводите занятия на развитие мелкой моторики малышей. Примеры упражнений для пальцев:

  • Перекладывание кусочков поролона из коробки в коробку с помощью прищепки, детского пинцета.
  • Выбирать из смеси круп (гречневой, перловой и др.) крупные макаронные изделия разной формы. Раскладывание их по видам в разные тарелки.
  • Застегивание и расстегивание пуговиц разной величины.
  • Выполнение пальчиковой гимнастики.
  • Лепка из пластилина колбасок, шаров, лепешек и пр.

Как можно раньше приучайте ребенка пользоваться инструментами для рисования: карандашами, кистью, фломастерами и пр. Не старайтесь сразу научить малыша правильно держать их в руках. Маленьким мальчикам, девочкам важно самостоятельно изучить и освоить принцип действия предметов для рисования. Бесформенные рисунки – важный этап развития творчества малыша и обучения письму. В этот период не поправляйте детей, не навязывайте им свою точку зрения.

Предлагайте сыну или дочери дошкольного возраста следующие техники:

  • раскрашивание рисунков;
  • рисование линий, зигзагов, точек, волн;
  • дорисовывание простых геометрических фигур.

При обучении письму ребенка 6 лет в домашних условиях выполняйте следующие рекомендации:

  • купите для малыша удобную шариковую ручку, покажите, как правильно ее держать;
  • начинайте занятия с рисования прямых, ломаных, волнистых линий;
  • затем учите дошкольника обводить клеточки и их конфигурации;
  • постепенно переходите к написанию печатных букв;
  • используйте для занятий тетради на печатной основе;
  • переходите к обучению написания элементов прописных букв только после того, как дошкольник хорошо выучит алфавит.

Обучение дошкольников чтению

В педагогике есть 3 метода, по которым можно научить дошкольника читать. Первый из способов – фонемный или звуковой. Минимальными единицами чтения в нем являются звуки. Малышам нужно научиться их складывать. Для этого используют, например, такой игровой прием: в кузов игрушечной машинки кладут карточку с согласной буквой. Пока грузовичок едет, звук произносят протяжно.

В стороне лежит карточка с гласной буквой. Как только машинка доезжает до нее, произносят гласный звук, получая слог. Такой способ иногда вызывает трудность у малышей с нарушением речи и слабой концентрацией внимания. Второй метод обучения чтению – глобальный. В нем минимальной единицей чтения является слово. Этот способ – более физиологичный, но длительный. Малышу в игровой форме предлагается запомнить множество коротких слов, написанных на карточках.

Зрительная память у детей хорошо развита. Через некоторое время ваш сын или дочь станет выделять эти слова в любых условиях – на вывесках, бигбордах и пр. Глобальный метод обучения чтению можно применять с 4-месячного возраста. Недостатком является то, что все особенности русского языка не могут быть отражены на карточках. Этот способ хорош как основа обучения ребенка чтению.

Третий метод – складовой. Он считается самым популярным и эффективным. Проще всего научиться читать с помощью кубиков Зайцева. Начинать обучение можно с 3,5 лет, ведь умственная активность малыша в этот период очень высокая. Чтобы методика Зайцева была эффективной, нужно:

  • Хорошо знать природу ребенка данного возраста: физические, психологические особенности.
  • Не сочетать складовой и фонемный способы обучения чтению.
  • Соблюдать инструкции Н. Зайцева.
  • Использовать для занятий и кубики, и разработанные педагогом таблицы.

Чтобы научить ребенка читать по методу Зайцева, используйте следующие игровые приемы:

  • Предложить малышу выстроить в ряд кубики, на которых имеется буква «О». Сказать, что так собирается состав поезда. Для того, чтобы вагончики отправились в путь, нужно прочитать слоги.
  • Подготовить мелкие игрушки. Сказать, например, что лисичка поедет в вагончике «со». Дочь или сын должны отыскать кубик с данным слогом и посадить на него игрушку.
  • Построить на полу из кубиков короткие слова – «мама», «папа», «ната» и пр. Предложить малышу перепрыгивать через них. После каждого прыжка нужно назвать слово. В конце ряда препятствий поставить коробок с сюрпризом (игрушками, конфетами), которые дошкольник получает за участие в игре.
  • Составить из кубиков имена ребенка, мамы, папы. Это – вагончики, в которых семья отправляется в путешествие. Предложить дошкольнику отвернуться. Мама говорит, что злой волшебник перепутал все вагоны. Мальчик (девочка) должен восстановить порядок слов (слогов).
  • Выставить ряд из нескольких игрушек. Написать с помощью кубиков название одной из них. Предложите малышу угадать, что написано. Меняйтесь ролями.

Интернет предлагает бесплатные видео по обучению детей чтению. Преимуществом интерактивных уроков являются методические указания для родителей, поэтапный переход от простых заданий к сложным. Обучающие компьютерные игры для дошкольников созданы для запоминания алфавита, чтения слогов, простых слов.

Творческие занятия

Если вы сумеете развить у своего ребенка познавательный интерес, творческое мышление до поступления в школу, ему легко будет учиться. Занятия рисованием, лепка, изготовление поделок из подручных материалов способствуют развитию воображения, креативного взгляда на мир. Важно не навязывать детям свое видение, предоставить им широкое поле для творчества.

Примеры творческих занятий для дошкольников:

  • Соберите красочные картинки для подготовки детей к школе. На них должны быть изображены персонажи сказок, предметы, числа, одежда, объекты природы и пр. Игра заключается в том, чтобы по выбранным наугад нескольким картинкам составить небольшой рассказ. Чем больше карточек, тем разнообразнее сюжеты для творчества.
  • Магнитный театр. Используйте металлическую поверхность для театрального действия, например, жестяную коробку из-под конфет. Вырежьте сказочных персонажей из журналов или нарисуйте на бумаге, наклейте их на магнитную ленту. Ее можно купить в магазине для творчества. Прикрепляя персонажи и декорации липкой стороной на металлическую поверхность, придумывайте вместе с ребенком занимательные истории.
  • Поделки из чего угодно. Соберите бросовый материал: картонные лотки для яиц, нитки, щепки, лоскутки, пуговицы и пр. Предоставьте ребенку необходимые инструменты для творчества. Покажите дошкольнику, как пользоваться клеевым пистолетом, степлером, скотчем и пр. Помогайте сыну/дочке мастерить, побуждая его/ее к творчеству.

Психологическая подготовка ребенка к школе в домашних условиях

Способность детской нервной системы быстро переходить от возбуждения к спокойному состоянию свидетельствует о готовности дошкольника к эмоциональным нагрузкам школы. Чтобы дети быстро адаптировались к разным жизненным условиям:

  • Учите малыша доводить до завершения начатое дело.
  • Тренируйте усидчивость. К 6 годам дошкольник должен уметь концентрировать свое внимание на конкретном занятии в течение 20-25 минут.
  • Играйте с ребенком 6 лет в «школу». Пусть в ролевой игре он побудет и учеником, и учителем.
  • Поддерживайте доверительные отношения с сыном или дочерью. Важно, чтобы ребенок обязательно рассказывал вам о своих проблемах в школе.
  • Учите дошкольника преодолевать трудности. Показывайте в процессе игры, что ошибаться – не страшно. Подсказывайте выход из затруднительной ситуации. Никогда не делайте задание за шестилетку.
  • Приучайте к самостоятельности. Например, поручайте дошкольнику сходить в магазин за хлебом.
  • Прививайте ответственность, честность, справедливость. Посещение ребенком детских кружков поможет родителям увидеть, как сын или дочь общается со сверстниками и мягко корректировать поведение.
  • Рассказывайте детям 6 лет о школе. Объясняйте школьные правила, приводите примеры из собственной школьной жизни.
  • Посетите с сыном или дочерью школу, в которую ребенку предстоит поступить. Познакомьте дошкольника с учительницей заранее. Запишите в «нулевой класс», где педагог занимается с будущими одноклассниками.

Видео

mosmama.ru

Как подготовить ребенка к школе

Начало школьной жизни – важный период на пути каждого человека. Он неизменно сопряжен со стрессом. Чтобы помочь малышу адаптироваться к новым условиям, родители должны знать как правильно психологически и морально подготовить ребенка к школе в домашних условиях. Об этом расскажет наша статья.

Большинство школьных психологов выдвигают четыре критерия готовности к обучению:

  • Личностный – развит, если учебное заведение манит не только возможностью каждый день видеться с друзьями, новыми красивыми тетрадками и ручками, а еще и стремлением узнать что-то новое, стать умнее.
  • Интеллектуальный – это и грамотная, связная речь, и умение слушать преподавателя, и наличие определённых знаний и кругозора.
  • Социально-психологический – включает в себя умение общаться, способность сосредоточиться на занятии.
  • Физиологический – отсутствие отклонений в развитии, физическое здоровье и психологическая устойчивость.

Дети, которые посещают детский садик, легче переживают первое время учёбы, чем домашние. Это связано с тем, что уже с трех с половиной лет воспитатели начинают преподавать им базовые вещи, и к первому классу детсадовцы имеют определенный багаж знаний.

Если родители занимаются с будущим школьником самостоятельно, беспокоиться не о чем. Постепенная тренировка навыков, необходимых для обучения на начальном этапе, позволит вашему сыну или дочке не только чувствовать себя уверенно среди других ребят, но и поможет развить интерес к учёбе.

Памятки как самостоятельно подготовить ребёнка к занятиям в школе

Задания, которые предлагает школьный психолог на консультации, помогут понять, на каком уровне развития находится ребёнок. Это обязательный этап, для успешного прохождения которого нужно заниматься с ребёнком в течение длительного времени.

Учебная деятельность

Мамы и папы должны помнить: ваш малыш может чего-то не уметь. Не нагружайте юную голову слишком сильно. Школа предназначена, чтобы рассказать ребенку об огромном количестве вещей, расширить кругозор, научить жить и работать в коллективе.

Однако существует набор основных знаний, которыми первоклассник должен владеть:

  • Полные имена, своё и родителей.
  • Адрес. Страна, город, улица и дом, в котором он живёт.
  • Известные растения, животные и птицы. Малыш должен различать популярные растения и животных, отличать кактус от ромашки, лису от тигра. Человек, который проверяет готовность к школе, может поинтересоваться, есть ли питомцы дома, попросить рассказать о кошке, собаке, попугае. Также он может узнать, какое животное или растение нравится экзаменуемому больше всего, спросить почему.
  • Время. Желательно, чтобы первоклассник умел обращаться с часами. Главное, чтобы он отличал день от ночи, вечер от утра. Один из вариантов задания: «Расположить картинки в правильном порядке». Чаще всего на них изображен режим дня.
  • Геометрические фигуры. До поступления в школу большинство детей умеют вырезать круг, треугольник, квадрат. Кроме того, они обязаны соотносить предметы по форме: крыша дома похожа на треугольник, а сам дом на квадрат.
  • Цвета. Мальчики и девочки в дошкольном возрасте учат не только основные оттенки, но количество цветов в радуге, порядок их расположения. Родителям надо научить ребёнка рисовать элементарные картинки, правильно подбирать цвета для изображения: солнышко – жёлтое, травка – зелёная, а зайчик – белый.
  • Цифры. Обучать правилам вычитания и сложения не обязательно, это сделает преподаватель. Лучше научите считать от 1 до 20 и обратно.
  • Времена года, месяцы, дни недели. На подготовке детям следует не только называть их, но и знать количество, и расставлять в правильном порядке.
  • Популярные праздники. Психолог может спросить, какой из них любимый. Малыш должен ответить и рассказать, почему он выбрал именно этот вариант.
  • Строение человеческого тела. Рисунок человека – частое задание при поступлении в школу.
  • Различать живое и неживое.

  • Элементарные правила дорожного движения: «Нельзя переходить дорогу на красный цвет», «Нельзя перебегать железнодорожные рельсы». В игровой форме школьный работник может проверить эти знания. К примеру, уточнив, кто прав, зайчик, который ждёт зелёный или белочка, которая бежит перед движущейся машиной.
  • Чтение по слогам. Если ваше чадо не умеет читать, это не страшно – научат в школе. Однако этот навык существенно облегчит ему обучение в дальнейшем, и все остальные предметы будут даваться легче.
  • Пересказ. Развитие навыков речи – одна из главных задач при поступлении в первый класс. В начале учебного года ребёнок должен понимать смысл коротких рассказов, выстраивать предложения в логическую цепочку.
  • Память. Перед дошкольником кладут несколько картинок, он смотрит на них некоторое время, потом их переворачивают. Чем больше деталей он запомнит, тем лучше. Надо воспроизвести сюжет и рассказать, что там изображено.

Часто школьные психологи дают задание на выявление лишнего. Существует большое количество занимательных пособий, на которых можно отработать этот навык, но занятия можно проводить и с помощью подручных средств.

Например, попросите малыша выбрать то, что нужно убрать, предложив ему несколько фруктов и один овощ.

Поведение в обществе

Родители юного школьника должны думать не только об учебной успеваемости, но и о том, как помочь ему влиться в классный коллектив. Мы предлагаем рекомендации, которые помогут понять, как быстро самой подготовить ребенка к обучению в школе за лето.

Развивайте в нём:

  • Самостоятельность. Приучайте ребенка самостоятельно одеваться и завязывать шнурки, следить за своим внешним видом и переодеваться в спортивную форму перед физкультурой. Вы можете показать, что он взрослый, равный, но у этого статуса есть не только привилегии, но и обязанности. Не надо собирать портфель за него, лучше проконтролируйте, когда дело будет уже сделано. Тоже самое касается домашнего задания: попытайтесь в мягкой форме донести, что вести школьный дневник – его дело. Но не перегибайте палку в этом вопросе. Помните, что в первую очередь малыш должен ощущать вашу любовь и поддержку. Дайте ему почувствовать, что у него есть надёжный тыл, куда он может прийти с любой проблемой, и жизненной, и учебной.

  • Усидчивость. Маленьким сложно перестроиться после безработных лет детства, и время стандартного урока кажется им вечностью. Во время занятий со своим сыном или дочерью, помогите им привыкнуть заниматься делом некоторое время, постепенно увеличивая нагрузку. Мы рекомендуем начинать с 15 минут, а к началу учебного года увеличить время до получаса.
  • Дружелюбие. Расскажите, почему нельзя драться с одноклассниками и обзываться на них, но не забудьте добавить, что за себя надо уметь постоять. Объясните, что ябедничать – плохо. При этом попытайтесь донести, что в некоторых ситуациях нужно обязательно говорить взрослым о случившемся. Например, если кто-то мучает животных или обижает слабого.
  • Вежливость. Научите сына или дочь формулам этикетного общения. Напоминайте, что при встрече с любым человеком нужно говорить «здравствуйте», а при прощании «до свидания», объясните про «спасибо» и «пожалуйста».

Очень важный момент, на который Вы должны настроить ребёнка – культурное поведение на переменах. Он должен знать, что в школе нельзя бегать по коридорам, кричать, забираться с ногами на мебель.

Как лучше подготовить ребенка к школе дома: советы родителям от психолога

Практикующие специалисты, работающие с дошкольниками, предлагают несколько рекомендаций для тех, у кого растет будущий первоклассник:

  • Не компрометируйте учителя. Даже если Вы не согласны с ним в каких-то вопросах, выскажите недовольство в личной беседе, а не сыну или дочери. Если Вы чувствуете, что из-за молодости, неопытности или других факторов, преподаватель не справляется с возложенными на него обязанностями, попытайтесь помочь ему. Например, предложите родительскому комитету снять с учительских плеч часть общественной нагрузки. Психологи утверждают, что младший и средний школьный возраст – это время поиска нового авторитета, помимо родительского. Среднее звено ищет его в ровесниках, а младшее – в учителе. Поэтому очень важно для мам и пап не подрывать этот авторитет, а всячески поддерживать. Разочарование в преподавателе начальной школы может сильно пошатнуть структуру личности.

  • Разговаривайте с детьми. Обязательно спрашиваете, как прошёл каждый школьный день. Обратите внимание, что беседа не должна сводиться к перечислению полученных оценок и обсуждению меню столовой. Спрашивайте, что понравилось на уроках, а что нет, что запомнилось и что заинтересовало. Если вам некогда, лучше перенесите разговор на вечер или выберите другое свободное время, но не прерывайте его на полуслове. Дети говорят о том, что кажется им важным, поэтому умение слушать и слышать своего малыша необходимо каждому взрослому. В подростковом возрасте родители начинают в голос твердить: «Он/она ничего нам не рассказывает, на все вопросы отмахивается». Замкнутость и недоверие ко взрослым развивается у школьников в первые годы обучения, если они чувствуют, что у мамы с папой нет времени на их проблемы и переживания. Чтобы такого не случилось в Вашей семье, помните, что дитя будет доверять Вам секреты, только если увидит заинтересованность в них.
  • Не оценивайте учебную деятельность. Оставьте это преподавателям. Вы должны помогать и поддерживать юного ученика, а не брать на себя роль надзирателя. Если ребёнок не справляется с каким-то предметом, начните заниматься с ним, а не ругайте за плохие оценки.
  • Позволяйте отдыхать. Даже если успеваемость оставляет желать лучшего, не заставляйте «двоечника» заниматься целыми днями. Распределите время так, чтобы его хватало и на выполнение основных уроков, и на дополнительные упражнения, и на то, чтобы мальчик поиграл во дворе в футбол, а девочка попрыгала в классики или покаталась на велосипеде. Делайте упор на активные, подвижные игры, которые проходят на свежем воздухе. Они разгружают сознание, освобождают его для приёма новых знаний. А вот компьютерные стрелялки и просмотр мультфильмов можно сократить до тех пор, пока оценки не придут в норму.
  • Не читайте учебники заранее. Не нужно проходить с будущим первоклассником годовой материал за лето. Ему станет скучно на уроках, и интерес к учёбе пропадёт. Если материал даётся вашему чаду очень легко, посоветуйтесь с классным руководителям. В школах существует несколько программ разной сложности: в случае необходимости возможно повышение уровня.

  • Помните о темпераменте. Выбирая школу, обратите внимание на тип нервной системы того, кому предстоит там учиться. Холерики активны и неусидчивы, тяжело воспринимают критику. Для них и для сангвиников подойдут программы повышенной сложности. Большое разнообразие заданий позволит не только удерживать их внимание на учебе, но и поспособствует повышению интереса к школьной жизни. Для флегматиков и меланхоликов быстрый темп урока будет тяжёлым испытание. Они включаются в работу постепенно, долго думают над одним заданием. Выберите для них обычную школу, со стандартными требованиями или уклоном в одну область.
  • Обучайте, играя. Определите предмет, который больше всех нравится маленькому ученику и расширяйте его кругозор в этой области, применяйте игровые методики. Если он проявляет интерес к окружающему миру, ходите вместе в парки, зоосады, океанариумы, читайте больше книжек про животных. Если ему нравится математика, считайте ступеньки, людей на улице, шаги до магазина или до школы. Если ему интересны рассказы о событиях прошлого, составьте вместе фамильное древо, попросите бабушек и дедушек рассказать что-нибудь, а уникальную информацию о Вашей семье Вам поможет добыть Дом Родословия.

При подготовке ребёнка к школе прислушайтесь к психологам и педагогам, почитайте методическую и научно-популярную литературу на эту тему, спросите совета у друзей, которые уже миновали этот этап, но не пытаетесь слепо подражать всем рекомендациям.

Вы знаете свое дитя как никто другой, понимаете его слабые и сильные стороны. Только Вы сможете найти правильный подход к его домашнему обучению и понять, как лучше его подготовить. Слушайте свое сердце, но не забывайте и про советы специалистов.

xn----dtbebvqepcbbtq4r.xn--p1ai

Подготовка к школе: практические советы родителям

Подготовка к 1 классу всегда волнительна и для детей, и для взрослых. Самые ответственные родители спешат научить будущего первоклассника читать и считать, выводят буквы и решают примеры. К чему нужно готовить будущего первоклассника на самом деле?

В разделе «Подготовка к школе» мы делимся рекомендациями о том, как подготовить ребёнка к школе самостоятельно, а также онлайн.

Родителям в помощь – полезные материалы, вопросы, задания

1. Физическое развитие

С детства прививайте ребенку интерес к спорту и занятиям физкультурой. Лучше всего здесь работает личный пример. Находите время на активные занятия с детьми дома и на улице.

Предложите ребенку попробовать разные спортивные секции: плавание, гимнастику, единоборства, танцы. Пусть он выберет то, что ему действительно понравится.

Если сын или дочь сами напоминают вам об очередной тренировке и стараются не пропускать ни одного занятия в неделю – это успех.

2. Психологическое развитие

Даже внешне спокойному и уверенному в себе ребенку бывает сложно адаптироваться к непривычной школьной обстановке. Чему важно научить детей, чтобы помочь им с переходом к новому жизненному этапу?

1. Учите ребенка управлять эмоциями и мыслить позитивно.

Умение контролировать такие эмоции как гнев, злоба или обида уберегут ребенка от необдуманных поступков или слов. Поясните ребенку, что проблем бывает много. Но если мыслить позитивно, то будет проще взглянуть на ситуацию с другой стороны и найти правильный выход.

Подойдите к вопросу осознанно: моделируйте разные жизненные ситуации и помогайте ребенку вместе разобраться, как стоит поступать в том или ином случае.

2. Тренируйте внимание и умение концентрироваться.

Учите ребенка всегда доводить начатое до конца. Давайте ему задания, которые реально выполнить в течение получаса. Выбирайте не только любимые дела, но и те, где ребенок может сопротивляться. Если удалось сосредоточиться на поставленной задаче хотя бы на 20 минут и довести дело до результата, вы справились.

3. Воспитывайте ответственность и развивайте силу воли.

Учите мечтать, ставить цели и добиваться их, несмотря на трудности. Сначала помогайте внешними стимулами, но поясните, что самая сильная мотивация – его собственная.

Поручайте ребенку взрослые задания. Пусть у него будет свой перечень закрепленных дел по дому: полить цветы или вытереть пыль, выгулять или покормить домашнего питомца.

3. Интеллектуальное развитие

Читать, писать, считать и решать простые математические задачи ребенка научат в школе. Более ценное, что могут сделать родители для своих детей – научить их правильно мыслить, рассуждать, анализировать информацию и видеть главное.

Что именно нужно делать?

1. «Зажгите» познавательный интерес и стимулируйте к изучению нового: в книгах, видеосюжетах, дома и на прогулке. Организуйте ребенку разнообразный досуг, чтобы они понимал, сколько в мире нового и интересного, о чем ему предстоит узнать.

2. Развивайте речь и умение общаться. Учите ребенка находить общий язык со сверстниками и взрослыми. Важно научить умению слушать, аргументировано доказывать свою точку зрения и получать удовольствие от самого процесса общения.

3. Развивайте логическое мышление. Решать типовые задачи ребёнок научится на уроках математики. А вот чтобы он успешно справлялся с заданиями со звёздочкой и бытовыми задачами, не обойтись без умения рассуждать и мыслить нестандартно. Эти способности можно и нужно тренировать.

Каким образом?

Для этой цели нужно регулярно выполнять нестандартные задания и решать задачи на логику. Дополнительная польза: у ребенка формируется усидчивость и привычка доводить начатое дело до конца. Читайте подробнее, как и зачем развивать логику.

Где искать задачи?

10 лет назад на ум приходили только сборники и детские журналы. Сейчас гораздо больше качественных интересных материалов можно найти в интернете. Но как не потеряться в этом океане развивающих заданий?

Чтобы оценить приблизительный уровень интеллектуальной готовности ребенка к школе, посмотрите небольшую подборку математических задач для дошкольников от ЛогикЛайк или начните занятия на сайте.

logiclike.com

Как подготовить ребенка к школе, и где это можно сделать?

Для прочтения нужно: 3 мин.

Мнения о том, стоит ли готовить ребенка к школе, и как это делать, до сих пор расходятся. Сердобольные бабушки готовы ночи напролет учить малыша читать, чтобы не переплачивать за «специальные курсы», родители же хватаются за голову, пытаясь определить, действительно ли полезны подготовительные программы и, самое главное, что они сами, как родители, могут сделать для своего ребенка, чтобы тот успешно адаптировался в школе. Однако, при правильной организации процесса, подготовка к школе может стать очень увлекательным занятием – и для вас, и для будущего первоклассника.

Одни учителя первоклашек жалуются на то, что некоторые «переподготовленные» дети и уже все умеют, и в школе на первых порах им просто нечего делать. Другие отмечают, что малыш без труда воспроизводит английские слова, но при этом не может связно рассказать, о чем он только что прочитал по-русски. Третьи восхищаются почти гениальными детьми – только вот эти дети то пеналы теряют, то туалет в школе не могут найти, и испытывают трудности в общении со своими сверстниками.

Так какой же должна быть подготовка в школе? Что могут сделать родители, чтобы новый этап в жизни ребенка прошел безболезненно и успешно?

Что должен знать и уметь ребенок перед поступлением в школу

Кстати, зачем нужно готовить ребенка к школе, знает не каждый родитель. «Потому что так принято» или «потому что так делают все». Здесь и начинаются основные проблемы, поскольку непонимание того, что дает подготовительная работа будущему первокласснику, приводит к таким странным ситуациям, описанным в начале этой статьи: ребенок обладает массой бесполезных для него на данном этапе знаний, но не умеет делать чего-то элементарного, или не отличается достаточной самостоятельностью, и так далее.

Одни родители считают, что подготовка нужна для того, чтобы малыш успешно прошел негласное собеседование в школе. Что ж, это неплохая мотивация, ведь именно на собеседовании (своего рода неофициальном тестировании) педагог и другие специалисты (психолог, логопед) могут определить, насколько ребенок готов к тому, с чем ему предстоит встретиться в школе: развиты ли у него основные базовые навыки (физические, интеллектуальные), насколько он свободно и уверенно общается, понимает инструкции, выражает свое мнение.

То есть, подготовка к школе должна помочь вашему малышу созреть интеллектуально, социально, эмоционально и психологически для нового этапа в жизни. А это, в свою очередь, поможет ему успешнее учиться и заложит основу для дальнейшего роста.

Итак, что должен знать и уметь ребенок уже перед школой?

Он должен называть:

  • ФИО (собственные и родителей), свой домашний адрес и телефон, город, страну;
  • Самые распространенные растения, животные;
  • Дни недели, времена года (и их последовательности), количество месяцев в году;
  • Цвета, виды спорта и популярные профессии;
  • Имена известных писателей, поэтов;
  • Основные правила дорожного движения;
  • Праздники.

Он должен понимать разницу между:

  • «право» и «лево»;
  • улицей, городом и страной;
  • фруктами, ягодами, овощами, деревьями и кустарниками;
  • зверями, птицами, рыбами, насекомыми, дикими и домашними животными;
  • буквами и звуками, гласными и согласными (глухими и звонкими).

Он должен уметь:

  • Решать простые задачки (в том числе на логику), отгадывать загадки;
  • Восстанавливать последовательность, выделять общие признаки у предметов и видеть отличия;
  • Описывать картинку, пересказывать историю, учить наизусть стихотворение и небольшой отрывок из 5-6 предложений;
  • Считать до 10 и выполнять простые арифметические действия;
  • Читать небольшие предложения (до 5 слов) и понимать прочитанное;
  • Определять количество звуков и слогов в простых словах типа «дом», «суп», «нога»;
  • Обращаться с ножницами, вырезать по контуру, вырезать геометрические фигуры;
  • Управляться с ручкой и карандашом, проводить четкие линии без линейки, штриховать, закрашивать, не выходя за контур.

То есть на данном этапе у ребенка уже должен быть определенный уровень мышления, памяти, внимания. Кроме того, ему необходимо научиться строить отношения и общаться – с учителем и другими ребятами, быть вежливым и признавать авторитет взрослых, уметь выполнять задания, в каких-то вопросах уже быть самостоятельным, учиться организованности. Всему этому можно научиться как дома, так и на специальных подготовительных курсах.

Подготовка к школе в домашних условиях

В первую очередь, начиная заниматься с ребенком дома, не гонитесь за формальными результатами: каждый малыш очень индивидуален, а различными «ты должен» или сравнениями со знакомыми ему детьми вы можете спровоцировать формирование у него комплекса неполноценности. Ваша задача – превратить процесс в удовольствие, чтобы все занятия – задачки, поделки и чтение – не вызывало у него отторжения. Хорошо, если ребенок уже понимает ценность обучения, и у него есть мотивация, но если нет, вы можете сделать так, чтобы интерес появился.

Что можно делать?

  • Много общаться с ребенком, отвечать на его вопросы, уделять ему внимание (хотя это стоит делать не только перед школой), вместе читать;
  • Превратить обучение в игру: даже обычная прогулка может стать увлекательным приключением. Считайте вместе лужи, дома, птичек, пусть он называет номера домов, читает названия улиц и магазинов. Дома на занятия к нему могут приходить любимые игрушки, герои сказок и т.д.
  • Читая или смотря вместе мультфильм, обсуждать с ребенком то, что он узнал. Интересуйтесь его мнением, задавайте наводящие вопросы, чтобы побудить его высказываться и научить элементарному анализу. Если он читал что-то с другим членом семьи (с бабушкой, например), попросите его в ненавязчивой форме пересказать прочитанное.
  • Вместе делать поделки: лепить, рисовать, делать аппликации, собирать пазл, делать мозаику – все это развивает мелкую моторику.
  • Уделять внимание и физическому развитию, активным играм, можно даже организовать дома спортивный уголок.
  • Учить самостоятельности и правилам безопасности дома и на улице.

Обязательно учтите следующее:

  • Не злитесь, если ребенок чего-то не понимает и делает не так, побуждайте его задавать вопросы и решать возникающие проблемы, помогайте ему, но в то же время не торопитесь сделать что-то за него;
  • Развитие должно быть гармоничным. Понятно, что если ребенку чтение дается легко, а вот задачки он решает с трудом, то второму делу придется уделить больше внимания и времени. Однако не концентрируйтесь на чем-то одном. Важна и красивая речь, и внимание, и память, и физические навыки.
  • Занятия должны длиться не больше 30 минут, в противном случае малыш теряет терпение и интерес. Лучше чередовать занятия и сочетать их с раскрашиванием, поделками и т.д.
  • Хорошо выработать определенный режим: в одно время вставать, питаться, гулять, заниматься, ложиться спать. Это поможет малышу проще адаптироваться к школе.
  • Уже сейчас учитесь отпускать от себя ребенка. Страх за малыша, возможно, полностью не пройдет, но ваша задача – научить его обходиться без вас в самых элементарных ситуациях.

Курсы подготовки к школе

О платных курсах подготовки к школе у нас в стране сложилось неоднозначное мнение. Есть такие курсы и при самих школах, есть в некоммерческих организациях, есть в частных студиях. Нередко на таких курсах детей просто «натаскивают» на то, чтобы они отвечали правильно на определенные вопросы и легко выполняли нужные задания. Однако намного важнее, чтобы малыш учился сам делать выводы, рассуждать, творчески мыслить.

Поэтому при выборе курсов подготовки узнайте:

  • Есть ли у студии право на развивающую и просветительскую деятельность;
  • По каким программам проводится подготовка (обязательно должна быть система!);
  • Какого уровня специалисты работают;
  • Есть ли свои пособия, материалы или все это придется приобретать самостоятельно;
  • Продолжительность и интенсивность занятий (если слишком много, то подготовка станет для ребенка стрессом, так что уже до школы он может возненавидеть любой учебный процесс);
  • Сколько человек в группах. По сути, чем меньше, тем лучше, ведь в маленьких группах есть возможность уделить достаточно внимания каждому ребенку.

Стоимость подготовки ребенка к школе

Стоимость занятий будет зависеть от уровня школы, преподавания, от частоты занятий, оттого, понадобится вам дополнительно приобретать учебные пособия и другие материалы, включено ли питание, работа психолога, дополнительные уроки по физическому развитию (например, йога). В целом, цены на индивидуальные занятия начинаются от 1500 рублей, на групповые – от 1000 рублей за 40 минут, по абонементу (2 раза в неделю) – от 3500 рублей, полный пакет со всеми занятиями и питанием – от 8 тысяч рублей в месяц. Для сравнения – домашний репетитор, который готовит ребенка к школе на дому, возьмет за один только выезд от 3000 рублей.

Стоит ли заниматься платно или нет – решать вам. Однако даже если у вас есть время на домашние занятия, не лишним все-таки будет поводить малыша на курсы, особенно, если он не посещает детский сад. Даже элементарные навыки общения с разными людьми и умение строить отношения в разных ситуациях, когда мамы с папой нет рядом, пригодятся ему в последующей жизни. И тогда первый год школы не превратится в сильнейший стресс.

www.kp.ru

Подготовка 6-летнего ребенка к школе дома

Когда ребенок заканчивает детское дошкольное учреждение очень важно, чтобы он приобрел достаточный багаж знаний для перехода на ступень выше. А что делать, если он вообще не посещал детский сад? В этом случае нужно очень постараться, чтобы он знал все необходимое. В классе много учеников, подготовка которых находится на различном уровне.

Если ребенок будет отставать от остальных в классе, то недопонимание им материала накапливается, и случай становится все более и более запущенным. Учителя, в основном, работают на среднего и хорошего ученика, а с неуспевающими очень часто никто не занимается. Именно для этого необходимы тщательные ежедневные занятия дома.

Занятия с ребенком 6 лет: подготовка к школе дома, что он должен уметь

Чтобы подготовка к 1 классу прошла успешно, родителям необходимо понимать, что в первую очередь маленького человека нужно подготовить к общему восприятию нового пространства и знаний. Прежде всего обратить внимание на выработку таких качеств как любознательность, инициативность, активность, хороший кругозор.

Очень важно, чтобы ребенок имел навыки самообслуживания. В школе никто не будет за ним смотреть так, как дома. Ему придется самому одеваться, завязывать шнурки, собирать и разбирать портфель.

Успех ребенка при обучении на ступени начальной школы во многом зависит от того, на каком уровне находится его умственное развитие. Чем более он развит, тем легче будет восприниматься поставленная задача.

Для поступления в начальную школу будущий ученик должен знать следующее:

  • свое имя, фамилию, отчество;
  • данные родителей (имя, фамилия, отчество);
  • кем работают его родители;
  • адрес и телефон дома, в котором проживает;
  • город и страну, в которой находится;
  • дни недели, названия месяцев, времен года, отличительные признаки пор года;
  • названия животных;
  • названия деревьев и растений;
  • ягоды, фрукты, овощи;
  • как называется одежда, которую он носит;
  • простые геометрические фигуры.

На заметку! Занятия с ребенком дома должны проводиться по определенной программе, которая подготавливается с учетом всех требований, предъявляемых к уровню обученности.

Малыш должен уметь считать от 1 до 10, обратный счет от 10 до 1, находить недостающее число в ряду из нескольких, в рамках десятка выполнять элементарные расчетные операции.

В грамматике нужно уметь отличать звуки и буквы, согласные и гласные, называть требуемую букву в начале и в конце слова, делить на слоги и подбирать слова по представленной букве.

Чтобы успешно усваивать школьную программу, нужно привить ребенку соответствующие навыки:

  • правильно держать ручку;
  • вести непрерывную линию;
  • не отрывая руки от бумаги, обводить контур рисунка;
  • уметь дорисовывать симметричную часть рисунка;
  • копировать геометрические фигуры.

Важно! Для успешного усвоения школьной программы ребенок должен обладать обязательными первоначальными навыками.

Необходимые умения и навыки

Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях в 6 лет

Чтобы ответить на вопрос, как подготовить ребенка к школе в домашних условиях 6 лет, нужно каждый случай рассматривать отдельно. Все зависит от того, какой первоначальный объем знаний имеет малыш и от его способностей, которые необходимо максимально развить.

Методики подготовки детей к школе

Среди основных методик развития выделяют следующие: методика семьи Никитиных, Зайцева, Монтессори.

  • Раннее развитие по методике семьи Никитиных. Проведя определенный ряд наблюдений этими людьми было замечено, что в зависимости от предпочтений родителей развитие ребенка в домашних условиях происходит по одному из двух сценариев. В первом случае малыша делают объектом всеобщего внимания и привлекают его к слишком активной деятельности. На него сваливаются различного рода репетиторы, секции, кружки. Ребенок все время находится под активным влиянием взрослых. Во втором случае маленький человек представлен сам себе и самостоятельно познает окружающий мир. И тот и другой случай являются недопустимыми крайностями. Творческое и свободное развитие — основной принцип этой методики. Дети должны самостоятельно выбирать время и вид занятия. Родитель только корректирует его порывы, направляя их в правильное русло. Плюс большое внимание уделяется спортивному развитию, которое должно присутствовать на протяжении всего курса обучения.
  • Методика Зайцева огромное значение придает визуальному восприятию информации. Чтобы подготовить к 1 классу ребенка, нужно развивать его индивидуальные особенности, обучая всему необходимому. Причем, процесс обучения должен проходить без малейшего вреда для здоровья. Данная методика рекомендуется для использования в группах детей.
  • Методика Монтессори предназначена развивать мелкую моторику и обучение через ощущения. Родителю отводится второстепенная роль. Он только контролирует и направляет ребенка в правильную сторону. Малыш все познает сам, а взрослые ему в этом только помогают. Самым главным минусом данного обучение является то, что в ней не предусмотрено наличие активных и ролевых игр.

Важно! Выбор методики обучения зависит от индивидуальных особенностей ребенка и его интеллектуальных возможностей.

Применение различных методик

Программа подготовки ребенка к школе в домашних условиях

Подготовка ребенка к школе в домашних условиях за лето перед поступлением в первый класс должна содержать упражнения и задания, которые всесторонне развивают маленькую личность. Программа развития в обязательном порядке должна содержать занятия по математике, правописанию, чтению, творческие упражнения. Также каждый родитель может онлайн получить консультацию специалиста.

Занятия по математике для малышей

Не зря математику считают царицей наук. Она очень хорошо развивает логическое мышление и образное представление. Именно поэтому, различного рода математические представления необходимо начать формировать с раннего детства. Очень полезными считаются упражнения с листком бумаги в клетку. Малышу можно предложить обвести несколько клеток, дорисовать их необходимое число внизу или вверху основной фигуры, подсчитать количество зарисованных и подобные задания.

Также следует включать задания по счету предметов, находить в ряду недостающее число, элементарные навыки сложения и вычитания. На примерах рассматривать основные геометрические фигуры, которые малыш должен научиться находить и называть самостоятельно.

  Значение дидактических игр для подготовительной группы

Как научить ребенка писать

Обучение письму рекомендуется начинать с начертания печатных букв. Ребенку объясняется, как правильно они получаются. Тренируясь с ручкой или карандашом, малыш развивает мелкую моторику пальчиков, которые учатся правильно держать предмет письма, правильно сидеть.

Важно! Занятие не должно длиться более 15 минут. После чего нужно провести небольшую физическую разминку. Пропись, с помощью которой ребенок будет тренировать руку, можно самостоятельно распечатать.

Обучение дошкольников чтению

Очень важно, чтобы обучение проводилось в игровой форме, которая наиболее доступна малышу в раннем возрасте. Прежде чем начать строить слова, нужно изучить буквы. Они представляются в форме легко запоминающихся образов. Проводятся упражнения по развитию фонематического слуха. И только после проведения таких манипуляций происходит обучение складыванию букв в слоги.

Творческие занятия

Кроме основных занятий по подготовке к первому классу задания на дому должны содержать творческую составляющую. Необходимо приобщать ребенка к красоте. Развивать его психику. Этому способствует проведение совместных игр на природе, лепка пластилином или природными материалами, различные упражнения со шнуровкой и мелкими деталями. Также важно, чтобы ребенок проявлял творческую инициативу и что-то мастерил своими руками. Задача родителей при этом обеспечить малыша всеми необходимыми материалами.

На заметку! Такого рода занятия можно сопровождать презентациями по соответствующим темам.

Психологическая подготовка ребенка к школе в домашних условиях

Психологическая составляющая пособия, как подготовить ребенка к 1 классу играет очень важное значение. В нее входит несколько компонентов, среди которых выделяются следующие: волевая, личностная, интеллектуальная. Готовность силы воли ребенка необходима для того, чтобы он смог выполнять разнообразные задания, представленные на уроке. Малыш будет должен выполнять не только то, что ему хочется, но и то, что требуется.

Вторая составляющая характеризуется тем, что у малыша появляется новая социальная роль, которую он должен правильно воспринимать. Родители должны сформировать у него такие качества личности, которые помогут ему легко входить в контакт с одноклассниками и учителями. Развитие интеллектуальных способностей влияет на то, в какой степени будет усваиваться материал, представленный во время занятий.

Важно! Ребенок должен правильно понимать свою роль в обучении.

Психологическое равновесие

Вопросы здоровья и школа

Задания для подготовки к школе в 1 класс не должны противоречить требованиям ЗОЖ. При проведении занятий необходимо следить за тем, чтобы ребенок имел правильное положение, держал спину ровно, и книга находилась на положенном расстоянии при чтении. Время, которое отводится на один урок, должно строго регламентироваться.

Выбор методики, как готовить малыша в шесть лет, зависит только от самих родителей. Однако, если мать и отец не имеют соответствующей подготовки по психологии, то лучше всего доверить это занятие специалистам.

vospitanie.guru


Смотрите также

Объявление

Если у Вас есть ещё какие-либо интересные материалы (тексты, фото, видео, аудио), связанные с творческой жизнью Людмилы Тумановой, поделитесь ими со всеми нами, её многочисленными поклонниками.

Обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону: 8-922-56-101-83