Ludmila Tumanova

Как проявляются особенности восприятия младенца в 3 месяца


Как проявляются особенности восприятия младенца в 3 месяца

В психологии существуют различные подходы к пониманию и исследованию младенческого возраста. Так в бихевиоризме младенец рассматривается как природное существо, которое приспосабливается путем научения к новым условиям своей индивидуальной жизни. В концепции Ж. Пиаже младенец рассматривается как максимально эгоцентричное и аутичное существо. В психоаналитической концепции ключевое значение придается ранним отношениям младенца с близким взрослым, которые имеют в основном инстинктивный характер.

Л.С. Выготский рассматривал младенца как максимально социальное существо, поскольку с момента рождения все его отношения с миром опосредованы близкими взрослыми. Младенец не является пассивным существом, реагирующим на внешние сигналы. Он не только принимает воздействия матери, но и сам активно влияет на ее поведение и способен к полноценному диалогу. Младенческий возраст не является однородным периодом.

В возрасте 1,5-2 месяца в психической жизни ребенка происходят существенные изменения, которые можно считать критериями перехода к грудному периоду:

1. Ребенок реагирует на присутствие другого ребенка (криком на крик).

2. Появление мимических движений, похожих на проявление положительных эмоций, ребенок улыбается в ответ на разговор.

Появляются и другие изменения: ребенок не так много спит, появляется время для изучения мира, в меньшей степени поглощен едой. Ребенка начинают интересовать многие раздражители.

Развитие познавательных процессов.

С точки зрения норм зрения новорожденные близоруки, лучше всего они видят на расстоянии 17-20 см. Конвергенция глаз возможна на третьей неделе жизни. К концу второго месяца ребенок уже может следить за движущимися предметами на расстоянии 4-5 м. На данном этапе развития внимание привлекают только яркие и движущиеся предметы.

На 10-12 день появляется реакция на звуки. В возрасте 3-4 месяцев ребенок способен локализовать звуки в пространстве, о чем свидетельствует поворот головы на звук.

Способность к различению запахов появляется к концу первого месяца. К трем месяцам отмечаются эмоциональные реакции на приятные и неприятные запахи, в этом же возрасте возникают реакции на различные вкусовые ощущения (мимические реакции, соответствующие положительным эмоциям, больше выражены на сладкое).

На первом году жизни ребенок очень чувствителен к тактильным раздражителям, температуре окружающей среды.

Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. Становится возможным прослеживание движущихся предметов. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства. К 2-3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше. Но реакция на новизну появляется в относительно узком диапазоне изменений. Не только хорошо знакомые, но и совершенно новые объекты не привлекают надолго внимания ребенка. Более того, новые предметы, значительно отличающиеся от виденных им ранее, могут вызвать тревогу, испуг или плач.

На цвет ребенок может реагировать уже в 3-4 месяца: если его кормить только из красной бутылочки, он безошибочно выберет ее среди бутылочек других цветов. Эта реакция вырабатывается по типу условнорефлекторных связей. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.

Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.

Развитие внимания. Первые проявления сосредоточенности можно наблюдать на 10-12 день, когда ребенок пытается направить взгляд на лампу, если она расположена близко. К концу второго месяца может следить за яркими блестящими предметами. На третьем месяце жизни в большей мере внимание привлекают взрослые. Дальнейшее развитие внимание получает в связи с появлением предметных действий. Можно выделить следующие главные характеристики внимания ребенка первого года:

  • кратковременность;

  • слабая сосредоточенность;

  • отсутствие произвольности;

  • неспособность к распределению.

После восьми месяцев развитие идет по пути формирования предметных действий. Предметные действияявляются следствием развития сенсорной сферы и предпосылкой для дальнейшего ее развития. Эти действия имеют ряд признаков:

  • они выполняются с каким-то предметом;

  • наблюдается согласованная работа рук и глаз, участвуют пальцы рук;

  • предметные действия повторяются ребенком много раз;

  • достижение какого-либо видимого или слышимого результата;

  • приводят к сосредоточенности ребенка и предвосхищению результата.

Особенности памяти. Начальные проявления памяти выражены в условных рефлексах, которые формируются с первых дней жизни. Через одну, две недели формируется рефлекс на кормление: ребенок просыпается в определенное время, ищет источник питания в положении тела, соответствующем кормлению грудью. Можно утверждать, что первый видом памяти является двигательная память. Быстро формируется и развивается эмоциональная и образная память. Например, ребенок начинает плакать при виде испугавшего его однажды предмета.

На протяжении младенческого возраста наблюдается и эмоциональное развитие, которое тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. Эмоциональные явления, характерные для ребенка первого года жизни можно разделить на три основные группы:

1. Простые органические чувства, которые ребенок испытывает с первых дней жизни. Первые эмоции являются отрицательными, они возникают в ответ на голод, холод, вспученный живот и т.п. Для функционирования нервной системы характерна высокая лабильность, поэтому переключение с одной эмоции на другую происходит очень быстро. Данная группа эмоциональных явлений имеет, безусловно, рефлекторную природу.

2. Эмоции, имеющие условно рефлекторный характер. Например, положительные эмоциональные реакции возникают в ответ на появление матери, при виде знакомой бутылочки и т.д. В возрасте 4-5 месяцев появляется реакция, названная «комплексом оживления», когда ребенок встречает знакомого взрослого, отвечает на общение. Данная реакция выражается улыбкой, локализацией объекта в пространстве, движениями тела. Этот комплекс имеет социальную природу, является откликом на общение, исходящее от взрослых. Такую реакцию следует расценивать как показатель и одновременную предпосылку когнитивного и социального развития. Если данный комплекс не возникает, его необходимо вызывать: наклоняться к ребенку, разговаривать с ним, погладить, потормошить.

3. Эмоциональные состояния, связанные с играми. Хотя в младенческом возрасте игра не является ведущим видом деятельности, социальные игры (игры «ку-ку») вызывают у ребенка сильные положительные эмоции.

Большая часть эмоциональных реакций ребенка первого года жизни связана с общением со взрослыми, но со второй половины данного периода эмоции начинают вызывать и предметы, например, игрушки. Особое значение для ребенка имеют те предметы, которые служат средством взаимодействия со взрослыми

В течение первых 3-4 месяцев у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.

После того как ребенок научился узнавать и бурно радоваться маме (с этого, собственно, и начинается младенчество как возрастной период), он доброжелательно реагирует на любого человека. После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. Однако если тот демонстрирует свое доброе отношение, разговаривает с ребенком и улыбается ему, настороженное внимание сменяется радостью. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Особенно боятся дети остаться наедине с незнакомым человеком. В таких ситуациях одни отползают подальше, отворачиваются, стараются не обращать внимания на нового человека, другие начинают громко плакать.

Примерно в это же время, между 7 и 9 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» — грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).

Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям. Он пытается с маминой помощью получить какой-нибудь привлекающий его предмет, дотянуться до шкафа или полки, достать вазочку или кастрюлю, рассмотреть картину и т.д. Облегчают общение жесты, которыми активно пользуется ребенок, показывая, что он хочет получить, куда ему необходимо забраться и т.п.

Общение. Первое полугодие является периодом непосредственного эмоционального общения младенца с взрослым. Начиная со второго месяца жизни, младенец овладевает средствами общения с взрослым и бурно реагирует на его обращения. Картина радостного оживления младенца при встрече с взрослым была названа комплексом оживления. Комплекс оживления, возникший в конце кризиса новорожденности, имеет реактивную и активную функцию в общении с взрослым.Непосредственное эмоциональноеобщение с взрослым являетсяведущей деятельностью младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка, и возникают новые формы его деятельности. Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца. Во-первых, благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения. Во-вторых, к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми. В-третьих, эмоциональное общение с взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.

Во втором полугодии первого года жизни возникает новая, манипулятивная деятельностьмладенца, которая выдвигается на положение ведущей. Меняются отношения ребенка с взрослыми:

  1. младенец начинает по-разному реагировать на отрицательные и положительные воздействия взрослого;

  2. дети демонстрируют качественно различное отношение к близким и посторонним взрослым;

  3. отношение к взрослому определяется удовлетворением потребности ребенка в практическом сотрудничестве.

В возрасте 7-9 месяцев появляется новообразование, которое характерно для всех детей –«боязнь семимесячных».Если раньше ребенок улыбался при виде любого взрослого человека, то теперь начинает кричать, когда видит незнакомого. Такое новообразование является показателем нормального когнитивного развития и предпосылкой для дальнейшего развития способности предвосхищения событий. С этого момента мир для ребенка становится разделенным на безопасную и опасную сферы. Наличие безопасной зоны является мощным стимулом к развитию и познанию мира. Отсутствие боязни расценивается как препятствие нормальному социальному развитию, что впоследствии может привести к нерешительности и тревожности в социальных контактах.

Начинается в младенческом возрасте иречевое развитие. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. Второе полугодие является подготовительным периодом к активной речи. Важным условием появления лепета и подготовки к речи являются насыщение слышимой речью в присутствии взрослого и эмоциональный контакт с ним. Развивается представление ребенка о себе. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка. До года речь ребенка –пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт с взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением, а по содержанию – эмоционально-непосредственной связью с взрослыми и ситуацией.

Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто живет в разнообразной обстановке и получает больше новых впечатлений.

Поскольку речь идет о познавательном развитии, наиболее важным будет развитие движений руки. Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5-6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координаций. Значение этого момента для дальнейшего развития велико, так как хватание - первое целенаправленное действие ребенка, и оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.

Интересно то, что эти функциональные действия не становятся еще предметными: они связаны с теми отдельными объектами, с которыми действовал взрослый, показывая ребенку, как укачивать куклу, как кормить ее с ложки и т.п. Переноса действий на другие предметы в этот период еще не происходит. Ребенок как бы не видит в конкретной вещи предмет, в котором фиксируются общественно выработанные способы действий с ним. Поэтому он будет первоначально качать именно ту куклу, с которой они играли вместе с мамой, и не сможет так же действовать с другими, похожими игрушками, например с мишкой.

Тем не менее, к концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».

Восприятие и действие - та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. В течение года усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность. Добиваясь успеха, ребенок действует методом проб и ошибок. На этом возрастном этапе ребенок начинает познавать мир в наглядно-действенном плане, внутренний план сформируется у него значительно позже.

Память. Познавательное развитие младенца предполагает включение простейших механизмов памяти. Первым появляется узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами. Если ребенок, получив новую куклу, какое-то время рассматривает ее, на следующий день он может ее узнать. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от лица незнакомого.

Если яркую игрушку спрятать под одним из двух одинаковых платков, лишь немногие 8-месячные дети в состоянии вспомнить через 1 секунду, где она лежит. К 1 году все дети находят игрушку через 1-3 секунды после того, как ее спрятали. Большинство из них вспоминает, под каким платком она находится, даже через 7 секунд. Таким образом, после 8 месяцев появляется воспроизведение — восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

Внешние проявления психики младенца в сравнении с таковыми у более старшего человека весьма скудные, а исследование психической жизни вызывает большие трудности. Для непосредственного наблюдения и измерения в большей мере доступно физическое развитие ребенка. Использование таких показателей в качестве косвенных проявлений развития психики является достаточно условным. Существует много попыток выделить признаки нормального психического развития детей первого года жизни и стандартизировать эти проявления. Как правило, в качестве таких критериев используют основные достижения ребенка в моторике и общении (таблица 1).

Таблица 1. Развитие младенца

Возраст

Развитие движений

Общение

1 месяц

Поднимает подбородок

2 месяца

Поднимает грудь

Реакция улыбки в ответ на появление лица матери.

3 месяца

Тянется за предметом, но, как правило, промахивается

4 месяца

Сидит с поддержкой

Невербальная коммуникация с помощью жестов, мимики и пантомимики.

5-6 месяцев

Хватает рукой предметы

7 месяцев

Сидит без поддержки

8 месяцев

Садится без посторонней помощи

9 месяцев

Стоит с поддержкой; ползает на животе

Возникновение реакции привязанности – беспокойства среди чужих людей и в новой обстановке.

10 месяцев

Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками

11 месяцев

Стоит без поддержки

Первые признаки пользования речью

12 месяцев

Ходит, держась одной рукой

Следует учитывать, что индивидуальные вариации достижений в психическом развитии могут быть весьма значительными.

detishki.ahuman.ru

Как проявляются особенности восприятия младенца в 3 месяца?

Главная » Прочее »

Загрузка...

Вопрос знатокам: Ребенку 3 месяца. Когда дочка начнет меня узнавать? Дело в том, что ее окружает много людей -дедушки, бабушки, тети, дяди. Она всем улыбается и гулит. Даже незнакомым. Однажды она начала искать грудь на руках у моей подруги, которую увидела впервые. Бабушки с ней проводят очень много времени, бывают дни, когда мне приносят ее для того, чтобы покормить и сразу же забирают. не будет ли она привязана к ним больше, чем ко мне?

С уважением, Юля Ковальова

Лучшие ответы

детки узнают маму с рождения по запаху и голосу. то чьё лицо видет чаще, будет родным. если вы против-действуйте. прочь баб и дедов.

Дети с самого рождения узнают маму. По запаху, по голосу, позже по внешним признакам)

Ничего страшного нет, она еще очень маленькая,, еще рано, всему свое время.

А вы сами можете определить, кто из вышеперечисленных — мама? Не в смысле биологическая, конечно, а та, которая ребёнку кажется мамой: т. е. проводит больше всего времени с ребёнком, кормит, играет, улыбается и т. д.

Но не переживайте. В кайнем случае, когда школу закончит — познакомитесь поближе, если будет время, конечно.

моей тоже 3 месяца, тоже всем улыбается, гулит, говотит агу, апу, абу, даже когда телик смотрит! ! конечно она еще не понимает, но смотрит внимательно и на речь отвечает!!

нам тоже три месяца. только голос мой слышит сразу обращает внимание. узнает месяцев с двух или раньше

Дети с рождения узнают маму, ее голос они еще в утробе слышали, да и по запаху, как сказали выше. так случилось, что мой сын сразу после родов неделю лежал в больнице, когда приходила к нему, медсестры жаловались, что постоянно орет, а когда я брала на руки сразу замолкал

не будет, а вы тоже подключайтесь, отодвигайте бабушек в сторону

Видео-ответ

Это видео поможет разобраться

Ответы знатоков

В первые две недели новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы — под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают независимо друг от друга. В этот период зрение пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что острота зрения новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека и находится в пределах до 0,015 и постепенно возрастает до 0,01-0,03. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0- т. е. 100%) еще вообще не образовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важное – это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь, бутылочка с соской. Поле зрения равно примерно 300, поэтому папа стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается. Через две — пять недель после рождения младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике (пламя свечи, свет фонарика в темноте) . На 10-й день ребенок уже следит глазами за крупной яркой игрушкой (больше 15 см) , которая движется в поле его зрения на расстоянии 20 — 75 см. Тем не менее, до двух — четырех месяцев зрение новорожденного все равно считается слаборазвитым. Младенцы в основном смотрят по горизонтали, а со временем — по вертикали. При этом многие родители пугаются, когда замечают, что глаза у малыша направлены в разные стороны, т. е. каждый глаз как бы блуждает сам по себе. Пока такие беспокойства излишни — это вполне нормально. Только через четыре, а иногда и восемь недель у новорожденных согласуются движения обоих глаз. Если же косоглазие сохраняется более восьми недель, малыша необходимо показать врачу.

в месяц уже фокусируют взгляд и следят за предметом. В 2 месяца уже должны четко видеть предметы и различать цвета.

в два то помню уже точно телевизором интересовался

Во-первых, будьте уверены: ваш малыш вас видит, как, впрочем, видит и другие предметы – очень расплывчато и почти бесцветно. Постепенно младенец начинает различать цвета: желтый, красный… (возьмите на заметку, покупая игрушки! ) При этом немаловажно, что расстояние, на котором младенец видит максимально, равняется примерно 40-45 см – именно это расстояние выбрала природа для малыша и именно на этом расстоянии находится лицо матери во время кормления ребенка! Хотя поначалу острота зрения младенца составляет примерно 1/20, малыши особенно различают контрасты цветов (черный на белом, желтый на синем и т. д.) , а также способны следовать за взглядом мамы. Нам, родителям, это может пригодиться: в моменты общения с малышом, подвигая свое лицо, контакт глазами, игрушки на оптимальное расстояние к лицу ребенка.

на этом сайте вы можете посмотреть как видит ваш ребенок месяц за месяцем .lapotok m/articles/zrenie-mladentsa/

видят уже в утробе, с рожденеия глаза фокусируются у всех по разному, до 3х месяцев, но видеть они видят, осмысленно и очень внимательно и всё понимают, будьте начеку,

ВИДЕТЬ ДЕТИ МОГУТ С ПЕРВОГО ДНЯ РОЖДЕНИЯ, НО В ПЕРЕВЕРНУТОМ ВИДЕ, ОБЫЧНО К 2-3 МЕСЯЦАМ ЗРЕНИЕ У НИХ НОРМАЛИЗУЕТСЯ И ОНИ НАЧИНАЮТ УЗНАВАТЬ РОДНЫХ

ДЕНВЕРСКИЙ ТЕСТ ДЕНВЕРСКИЙ ТЕСТ (формирования основных навыков у ребёнка до 1 года жизни) : Навыки: К 1 месяцу : грубые движения Лёжа на животе, приподнимает голову. (размашистые) Улыбается. Ко 2 месяцу: грубые движения Лёжа на животе, поднимается на (размашистые) руках, поднимает голову. Следит взглядом за предметами, нахо- дящимися перед глазами. речь Гулит (воркует) . Узнаёт родных. К 3 месяцам: грубые движения Лежа на животе, поднимается на локтях. (размашистые) Уверенно держит голову в вертикальном положении и лёжа на животе. Следит взглядом в диапазоне 180 градусов. К 4 месяцам: грубые движения Лёжа на животе, приподнимается, опираясь (размашистые) на ладони. Переворачивается с живота на спину. Оборачивается на голоса. Громко смеётся. К 5 месяцам: грубые движения Переворачивается со спины на живот. (размашистые) Пытается ползать. тонкие движения Хватает погремушку. Оборачивается на звуки. К 6 месяцам: грубые движения Сидит без поддержки. тонкие движения Берёт предметы одной рукой. речь Имитирует речь (лепет) . К 7 месяцам: грубые и тонкие Садится. движения Пытается брать мелкие предметы. К 8 месяцам: грубые и тонкие Ползает. Встаёт, держась за опору. движения Берёт мелкие предметы, изучает погремушку. Понимает слово “нет”. Произносит речь мама, папа – несознательно. К 9месяцам: тонкие движения Извлекает звуки из предметов (стучит, бросает и т. п. ) Жестикулирует. К 10 месяцам: речь Называет родителей – папа, мама. К 11 месяцам: тонкие движения Берёт мелкие предметы большим и указательным пальцами. речь произносит первые слова помимо мама и папа. К 12 месяцам: грубые движения Самостоятельно ходит. тонкие движения Кладёт мелкие предметы в бутылку. Умышленно бросает предметы. Черкает карандашом. речь Произносит слова осмысленно, но речь непонятна. навыки обучения и Играет с куклой, (но жёсткая игра) .

ухода за собой Пьёт из чашки. Помогает одевать себя.

Про игрушку не помню. А вот голову держал и переворачиваться мог. но игрушку в ручки вкладывала. Ну учите, учите его. И все он сможет.

Делайте ему легкие растривания, массажики и помогайте переварачиваться, учите его. Все получится. Почитайте в Интернете о его возрасте, столько информации дают, о некоторьiе медленнее равиваются.

моя тоже не умела того, что должна была уметь. И головку поздно начала держать, и переворачиваться. Ползать мы вообще не умели )) и пошли в год с лишним. Невролог меня достала воплями, что мы отстаем в развитии и прочем. Потом я прочитала умную фразу» ребенок никому ничего не должен» и плюнула. Как развивается, так развивается. у каждого свои особенности. И нечего всех под статистику грести. А врачи это любят. Кстати, после 1,5 лет все выровнялось как-то. Дочка стала как все и даже лучше :). В развитии точно не отстает, в 4 года уже читала и писала, моторика рук нормальная. не переживайте!

ну так упражняйтесь ))) …только не волнуйтесь, рано еще волноваться. . вот если он к 5 меяцам этого не будет уметь делать тогда плохо :/ насчет переворачивания знаю одну хорошую уловку, если интересно напишите в личку 😉

мало ли что невролог сказал.. у каждого свое развитие. моя дочка до полугода вообще не любила лежать на животе и на боку. тоже врач ругала. говорила что надо заставлять… уже 10 лет ей и слава Богу все нормально. одно дело, если вы сами видите. что с малышом что-то не в порядке. у моего сына было поражение ЦНС при рождении. до месяца лежали в больнице. еще и невропатолога не было в городе нормального. Но до года все восстановилось. уже ему 16 лет. пусть невролог сама перекладывает игрушки из одной руки в другую… нельзя мерять всех по стандартам

поделайте ей массажик не думаю чтобы ребенок в 3 меяца сам без помощи переворачивался но вот держать головку она должна должна узнавать вас и следить за игрушкой держать игрушку или соску не переживайте.. . все у вас наладиться занимайтесь с поднимать головку из положения лежа на животе у меня внук не переворачивался до 7 месяцев так что головка была неровная.. . сейчас нам уже 1.5 и все нормально наши врачи говорили моей дочери- не торопись ( а я начитавшись всяких умных сайто сейчас болтает на двух языках и уже САМ пьетиз стакана и умеет пользоваться ложкойв все время говорила что он должен это или то)

сейча

если верить что говорят неврологи то мой сын когда родился говорили что не адекватный а сейчас ему только 12 лет в комьпьютере без его помощи не как

мы в 3 мес переворачивались со спинки на животик, хорошо голову держали, а вот ручки тоже слабые были… нам даже массаж назначили и зарядку чтобы руки укреплять.

Что за бред???? У меня племяшке только 3,5 месяца. Пытается переворачиваться, ручками-ножками пытается помочь. Крутится, пыхтит-сопит, похожа на вёсельную лодку. =)))))Игрушку захватить не может-пальчики маловаты для обхвата колечка или погремушки. Зато пальцы мои и маманькины мастерски выкручивает, аж до слёз. Так что не парьтесь, фигню сказал ваш невролог. Все детишки развиваются по собственным часам. Я в 5 месяцев села. Так меня чуть не ремнями связывали-т. к. это очень рано. Все врачи говорили, что я себе спину сломаю, а одна старая бабулька-хирург посмотрела и сказала, что просто кости и т. д. настолько крепкие, что я сама чувствовала, что могу сидеть.

Блин, у меня трое детей с большой разницей в возрасте, но я первый раз слышу, что малыш в 3 мес. должен переворачиваться и перекладывать игрушку, в 4мес. это возможно, но и то не для всех . Мой младший сынок переворачивался на живот, когда мы его привезли из род. дома, медсестра была в шоке от увиденного ( хотя я её предупредила ) , но эти кульбиты были не долгими …

Ребенку 3 месяца

Окружающая среда и унаследованный темперамент Вашего двухмесячного крохи формируют его личность. Вы уже лучше понимаете его: когда он голоден, болеет, скучает, устал, хочет внимания. Вы становитесь все более чувствительны к его нуждам и учитесь общаться. Сенсорная стимуляция очень важна для Вашего ребенка. Он хочет, чтобы Вы с ним разговаривали, играли, показывали новые вещи. Он любит, когда Вы с ним общаетесь, особенно, когда Вы дурачитесь. Он будет вне себя от радости, если Вы начнете мотать головой, хлопать в ладоши, или покажете ему язык. И он явно будет недоволен, если его надолго оставят одного.

В следующем месяце Ваш малыш начнет «беседовать» . Звуки голосов или музыки будут не только успокаивать его, но и вызывать ответную реакцию в виде гукания и агукания. Он охотно поддержит беседу в течение 20 минут.

До сих пор Ваш ребенок все время сжимал ручки в кулачки. В этом месяце его руки более расслаблены, а иногда и совсем разжаты. Он любит рассматривать свои руки и двигать пальцами, и даже выражает удивление, когда его руки исчезают из поля зрения, а потом, вдруг, снова появляются.

Ваш малыш может начать принимать положение полусидя при помощи взрослого. Лежа на животике, он может слегка приподнять плечи. Когда Вы его ставите, он удерживает голову на короткое время. Он также способен поднять руки вверх и свести их вместе.

Как раз самое время обезопасить свой дом. Уберите из зоны досягаемости ценные вещи, моющие средства и растения. Все, до чего может достать Ваш ребенок, должно быть небьющимся и нетоксичным. Следите за тем, чтобы он не нашел мелкие предметы которыми он может подавиться.

К концу месяца, малыш уже может проспать 10 часов ночью, хотя он иногда просыпается поразмяться. Если Вы не будете вскакивать при малейшем шорохе, доносящемся из кроватки, он скоро перестанет просыпаться по ночам.

Если Ваш ребенок плохо засыпает, возможно, он не нагулялся днем. Не оставляйте его надолго в кроватке, когда он уже проснулся. С другой стороны, проблемы могут возникнуть, если он перевозбудился, особенно непосредственно перед сном. Начните укладывание спать с небольшого ритуала: покормите его немного, поменяйте подгузник, побаюкайте.

Физическое развитие ребенка в этом месяце

На животе, может подтянуться на локтях и удерживать приподнятые плечи и голову в течение 10 секунд. Увеличиваются выражения лица, положения тела и вокализации Рефлексы исчезают, поскольку действия становятся более произвольными Подтягивает свое тело, когда его берут на руки Хватательный рефлекс исчезает, ручки обычно раскрыты

Исследует свое лицо, глаза, рот при помощи рук.

Социальное развитие ребенка в этом месяце начинает узнавать и различать членов семьи много улыбается меньше плачет гулит в ответ на звуки

реагирует на присутствие родителей: пытается привлечь внимание.

Интеллектуальное развитие ребенка в этом месяце Начинает демонстрировать память, ожидая предполагаемых действий Визуально ищет источник звука, поворачивая шею и голову Изучает движения собственных рук Координирует чувства: ищет источник звука, сосет при виде груди

Выделяет речь среди других звуков

ЭТО — УСРЕДНЕННЫЕ НОРМЫ, А КАЖДЫЙ МАЛЫШ — ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ! РАСТИТЕ ЗДОРОВЫМИ:)

dom-voprosov.ru

Развитие и рост ребенка в 3 месяца

В три месяца малыш начинает меняться. Это касается как внешности, так и мимики. Развитие ребенка в 3 месяца должно проходить с учетом его психологических и физиологических особенностей. Необходимо учитывать, что в этом возрасте он уже умеет следующее:

  • Различает лица окружающих его людей. Конечно, чаще всего это мама и папа;
  • Появляются первые недовольства и протесты, которые выражаются путем криков и капризов;
  • По-своему умеет вести разговор со взрослыми;
  • Развивается моторика. Малыш может попадать по висящим игрушкам над его кроватью, хватать различные вещи и тащить в рот;
  • Может поднимать голову, но только лежа на животе;
  • Делает перевороты с бока на спину и наоборот;
  • Умеет держать голову и управлять ею;
  • Может найти источник, из которого раздаются звук или виден свет.
  • Малыш становится любопытным и эту заинтересованность необходимо развивать, желательно использовать развивающие игры. В его взгляде появляется осознанность и теперь можно с уверенностью сказать, что он полноценный человек.

Ребенок живет уже три месяца. И если до этого времени, упражнения на развитие различных физиологических и психологических особенностей были не очень нужны, то сейчас желательно начать. А как правильно развивать детей в таком возрасте? Давайте разберемся.

Что и как развивать

В три месяца ребенок уже становится достаточно приятным партнером для того, чтобы начать проводить с ним различные игры. По той причине, что он способен не только эмоционально реагировать на игры, но различать звуки, жесты и осознает мимику родителя.

В возрасте три месяца вашему чадо необходимо развивать следующее:

  1. Восприятие мира при помощи зрения;
  2. Восприятие при помощи слуха;
  3. Развивать различного рода движения и осязание.

Разберем каждый пункт подробнее.

Зрительное восприятие

Самым популярным методом развития детей в три месяца являются игры, в которых малыш следит за игрушкой или другим предметом. Такие упражнения кроха выполняет с первых месяцев, но на третьем месяце существуют некоторые отличия:

  • Необходимо сделать амплитуду больше. В таком возрасте у малыша расширяется поле зрения и он теперь может наблюдать за предметами на более дальнем расстоянии. Конечно, менять амплитуду резко не стоит. Делайте все плавно;
  • Направление, по которому двигаются игрушки, нужно менять. Это делается для того, чтобы дитя смогло расширить амплитуду и развить внимание, смотря на движущийся предмет;
  • Игры в прятки. Трехмесячный ребенок способен достаточно внимательно следить за предметом. Сыграйте со своим малюткой в прятки и Вы увидите, что он больше не отводит взгляд от того места, в котором спрятался родитель, а ожидает его выхода именно от туда, где видел в последней раз.

Слуховое восприятие

Развивать слух трехмесячных детей можно многими предметами, которые способны, так или иначе, создавать звук. Например, колокольчиком. Помимо всего прочего, его звук благотворно влияет на психику ребенка. Рекомендуется использовать колокольчики разных размеров начиная с самого маленького. Постарайтесь звенеть медленно, чтобы малыш смог сконцентрироваться и найти этот интересный предмет, который создает звук.

Еще одним эффективным способом развития слуха является тихая и спокойная музыка. Лучше всего слушать классику, например Чайковского или Моцарта. Достаточно будет примерно 5-10 минут в день. Со временем Вы будете замечать, что ребенок узнает произведения. Также у него будет появляться соответствующая эмоциональная реакция. Используйте мелодии разных типов: бодрые, плавные, спокойные, грустные, веселые и т.д. Это поможет в развитии эмоционального спектра ребенка.

Осязание и движения

Для развития этих ощущений существует множество способов, среди которых:

  • Подвешенные над кроватью игрушки из разных материалов, форм и покрытий. Это поможет развить осязание ребенка и научит его различать предметы;
  • Пищалки. Игрушки такого типа ложатся на грудь ребенка, чтобы он сумел взять предмет обеими руками и надавить на него, вызывая звук. Стоит помнить, что он не должен быть очень резким и противным;
  • Манеж. Во время бодрствования ребенка можно помещать в манеж с игрушками. Со временем, кроха сможет определять зону отдыха и зону, где проводят игры. Также эта небольшая арена дает возможность малышу больше двигаться и побуждать его переворачиваться со спины на бок.

Какими способами развивать ребенка разобрались. Но для правильного пользования этой информацией необходимо точно знать, что происходит с ребенком на третий месяц жизни. Какие изменения происходят как в физиологии, так и в психологии малыша.

Физиология трехмесячного ребенка

В физическом плане изменения ребенка продолжаются. Особенно быстро происходит развитие следующих систем:

  1. Дыхание. К этому возрасту объем дыхания за минуту уже в два раза больше, чем в прошлом;
  2. Пищеварительная. Она меняется кардинально, но все еще не способна переваривать многие продукты, кроме материнского молока и некоторых прикормов;
  3. ЦНС. Нервная система ребенка на третьем месяце уже более развита, он способен быстрее реагировать на раздражители и появляется способность изучать предметы, ощупывая их.

Также достаточно быстро развивается и головной мозг. Но тут есть один нюанс.

На рост мозга очень сильно влияет то, чем питается малыш. Несмотря на обилие прикормов для ранних возрастов, многие специалисты уверяют, что для этого возраста необходимо кормить маленького человека только грудным молоком. В нем есть все необходимы витамины и элементы, способствующие развитию головного мозга.

Единственное, что необходимо добавить для более продуктивного кормления это витамин D, так как его очень мало в молоке матери.

Важным моментом является то, что кости в этот период еще не успели сформироваться и до сих пор являются очень хрупкими. Поэтому туго пеленать малыша не нужно. Иначе это приведет к видоизменению костей в худшую сторону.

А вот мышечный тонус, который у только что рожденных детей очень высок, снижается в несколько раз.

Движения ребенка на третьем месяца становятся более осмысленными. Он способен тянуться за предметом, играть с погремушкой и хлопать в ладошки. Начинает формироваться взаимосвязь между слуховым аппаратом и зрением.

Ребенок уже может перевернуться с живота на бок и наоборот. Если малыш лежит на животе, то он уже способен хорошо держать голову и рассматривать окружающую обстановку.

Период, в который ребенок бодрствует, возрастает до 2-2,5 часов. В это время нельзя, чтобы ребенок был стеснен в своих движения. Постарайтесь дать ему свободу.

По статистике за весь третий месяц ребенок увеличивается в росте в среднем на три сантиметра, а вес увеличивается на 800-850 грамм.

Психология малыша

Психология ребенка в возрасте трех месяцев также претерпевает значительные изменения. Теперь он способен не только реагировать на свет или звук, но и искать их источники. Малыш начинает узнавать тех людей, которые чаще всего с ним общаются. Улыбается, когда они с ним разговаривают. Также он может реагировать на неприятные раздражители и громко закричать, в случае своего недовольства и позитивно воспринимать игры.

Отличительно чертой этого возраста является появления обоняния. Дитя способно распознавать некоторые вещи по их запаху. И конечно же, малыш понимает, что находиться во время бодрствования в кроватке — скучно. Поэтому ему будет интересно изучать мир на специальном коврике или, как уже было написано выше, манеже.

На этом периоде мама уже способна понимать причину, по которой ребенок плачет. Например:

  • В случае голода ребенок плачет очень громко. Все начинается с всхлипываний и со временем переходит в громкий крик;
  • В случае если ребенку больно, то плач будет иметь высокие тона;
  • Если малыш хныкает и потирает глазки, то это значит, что он хочет спать.

И таких примеров может быть множество. Но у каждого ребенка все индивидуально.

На третьем месяце также развиваются процессы внимания и познания. Ребенок любит рассматривать крупные узоры на тех же обоях или мобиле, следит за перемещениями взрослых или домашних животных по дому.

Малышу приходится уделять все больше внимания, особенно во время игры . Если его оставить без внимания, начинаются капризы, которые переходят в громкий плач. Также дитя начинает проявлять недовольство, если забрать понравившуюся вещь.

Третий месяц жизни ребенка является не только очень интересным, но и достаточно продуктивным периодом. Ребенок активно развивается как физически, так и психологически. Однако помнить стоит лишь о том, что развитие в этот период у всех детей сугубо индивидуальное, и не всегда, вышеперечисленное соответствует реальности.

Если же дитя отстает в развитии не стоит паниковать, очень часто детки догоняют и даже обгоняют своих сверстников в следующем, более интересном этапе развития, который проходит в четвертом месяце жизни. Но все же стоит перестраховаться и обратиться к специалистам, который порекомендует развивающие игры и упражнения.

razvitiemalysha.ru

Особенности развития ребёнка в 3 месяца

Развитие, вес и рост ребёнка 3 месяцев от роду изменяются достаточно активно, и это без труда могут видеть родители новорожденного. Перемены в таком возрасте касаются не только внешности, но и эмоциональной сферы младенца. Ребёнок растёт не по дням, а по часам, его маленький организм становится крепче, во взгляде появляется осознанность, личико разглаживается и на нём уже можно увидеть мимику.

Дать оценку правильности или неправильности развития малыша в возрасте 3-х месяцев родители могут только в том случае, если хорошо ознакомлены с психологическими и физиологическими особенностями данного периода. О них будет рассказано дальше в статье.

В первую очередь следует обратить внимание молодых родителей на то, каким должно быть физиологическое азвитие ребёнка в 3 месяца. На протяжении этого периода времени малыш набирает примерно 800 граммов веса и прибавляет в росте около 2.5-3 см. Не страшно, если отмечаются небольшие отклонения от описанных норм. Продолжается стремительный рост всех органов и систем маленького организма. Для данного периода характерны некоторые особенности поведения малыша, обусловленные интенсивным развитием клеток головного мозга и нервной системы.

Младенец в 3-месячном возрасте уже намного лучше координирует свои движения. Он освоил способности подносить к лицу ручки с игрушками, тянуть в рот пальцы, играться с погремушками. Младенец может контролировать и собственные движения ножками. Это можно увидеть, положив около них небольшой мячик, который ребёнок будет отталкивать. В возрасте 3-х месяцев мышцы спины и позвоночник малыша ещё развиты слабо и не окрепли. Однако, если мама будет пытаться слегка потянуть дитя за ручки, когда он лежит на спине, кроха будет совершать попытки принять сидячее положение. Если же уложить младенца на животик, то он из такого положения обопрётся на ручки, перенося нагрузку на предплечевую область, и хорошо удерживая голову. В этом возрасте некоторые детки уже могут без труда переворачиваться на бочок. При поддержке родителей младенец уже упирается ножками в твёрдую поверхность и делает попытки к совершению своих первых шагов.

Подвижность ребёнка в возрасте 3-х месяцев высока, и родители должны обращать на этот факт своё внимание. Некоторые малыши в это время уже проявляют способность к смене положения своего тела в пространстве, переворачиваясь со спины на животик или бочок. И поэтому кроху нельзя оставлять без присмотра, чтобы он не получил травму.

В 3-месячном возрасте можно уже начинать развитие познавательной сферы малыша, помогая ему установить взаимосвязь между функциями слуха и зрения посредством погремушек и крутящихся мобилей, подвешенных над детской кроваткой. Желательно, чтобы детали таких игрушек имели насыщенный и яркий цвет, оснащались спокойной подсветкой и приятной мелодией, которую при необходимости можно будет отключить.

Развитие и питание ребёнка в 3 месяца, по мнению большинства педиатров, сильно взаимосвязаны. Малыш должен получать необходимое количество питательных компонентов, витаминов, минеральных веществ, чтобы полноценно расти и развиваться. Получить весь комплекс необходимых его маленькому организму веществ он может только при употреблении в пищу материнского грудного молока. Особое внимание следует обратить на тот факт, что на этапе развития 3 месяца ребёнку прикорм не нужен. Необходимости в употреблении овощей, фруктов, каш малышом просто нет, поскольку все питательные компоненты он получает из материнского молока. Допаивать ребёнка в таком возрасте водой также не стоит. С целью предотвращения развития рахита малышу можно по рекомендации детского педиатра давать препараты с витамином Д в форме капель.

В течение суток 3-месячный малыш должен кушать примерно 800 мл материнского грудного молока. Если количество приёмов пищи за 24 часа у ребёнка такого возраста составляет 7 раз, то за один приём малыш должен съедать около 115 мл грудного молока. Если мама замечает, что младенец ест меньше, но при этом просит грудь чаще – она не должна препятствовать таким попыткам. Доказано, что кормление новорожденного по его требованию положительно отражается на состоянии психики малыша, его эмоциональном и физическом развитии. Если кроха не добирает нужное ему количество питания из груди матери, то женщина должна обсудить с врачом возможность докармливания искусственными молочными смесями. Если малыш находится полностью на искусственном вскармливании, то давать ему бутылочку со смесью по требованию нельзя. Желательно, чтобы между двумя кормлениями в таком случае проходило около 3-3.5 часов.

Режим дня ребёнка 3-х месяцев от роду

В 3-месячном возрасте у ребёнка обычно уже сформирован режим бодрствования и отдыха. Если младенец здоров, то ночью он спит около 10 часов, иногда прерываясь для того, чтобы покушать. Детские педиатры сходятся во мнении относительно того, что родителям не стоит подходить к детской кроватке каждый раз, когда малыш пробуждается. Если ребёнка ничего не беспокоит, он через короткое время вновь уснёт. Днём младенец возрастом 3 месяца спит по 1.5-2 часа, просыпаясь по 3-4 раза и бодрствуя недолго.

Детские врачи советуют в дневное время как можно чаще гулять с малышом. Особенно хорошо, если он будет спать на свежем воздухе. Выходить на улицу с 3-месячным новорожденным не следует только при сильном ветре, дождевой погоде и низкой температуре (менее 10 ºC). Но всё равно желательно днём не надолго приоткрывать окошко в комнате, где отдыхает кроха. Летом гулять с ребёнком на улице рекомендуется не меньше 6 часов в день.

Родители должны приучать малыша к водным и гигиеническим процедурам, которые лучше проводить с утра. При помощи смоченного в кипячёной воде ватного диска следует ежедневно утром протирать личико и глаза младенца. Периодически необходимо чистить носик и ушки ваткой, скрученной в жгут. Если кроха испачкался, то его следует подмыть тёплой проточной водой.

Купание малютки 3-х месяцев от роду желательно осуществлять в вечерние часы, перед отходом ко сну. Однако при излишнем возбуждении лучше процедуру купания новорожденного перенести на дневное время. Для крохи в таком возрасте важное значение имеет вода, в которой его купают. Её температура должна варьироваться в диапазоне от 36.6 до 37.5 ºC. Если на коже младенца появились высыпания, то с разрешения детского педиатра можно после купания ополаскивать тельце крохи слабым отваром череды, чистотела или ромашки.

При нормальном и полноценном развитии младенец 3-х месяцев от роду обладает следующими навыками:

  • Узнаёт лица окружающих его людей и родителей, и, увидев их, радостно приветствует, улыбается.
  • Может улыбаться самостоятельно или в ответ на доброжелательную улыбку взрослого человека.
  • При возникновении постороннего и сильного шума реагирует, поворачивая головку и ища его источник.
  • При помощи звуков малыш привлекает к себе внимание родителей.
  • Совершает движения сосательного характера, увидев грудь мамы или бутылочку с молочной смесью.
  • «Разговаривает» с мамой посредством гуления в ответ на её речь.
  • Если младенцу скучно, он начинает капризничать.
  • Если во время кормления возникает громкий звук, ребёнок отвлекается от еды, пытаясь понять, откуда он возник.
  • Проявляет радость по отношению к конкретным игрушкам.
  • При появлении яркого предмета (например, мобиля) новорожденный следит за его колебаниями.
  • Исследует руками собственное туловище.
  • Проявляет повышенный интерес к своим рукам.
  • Хватает интересные предметы, которые протягиваются взрослыми, и норовит затянуть их в рот.
  • Делает перевороты со спинки на бок или животик и возвращается в исходное положение.
  • Старается попасть ручками по игрушкам и погремушкам, развешанным над кроваткой.
  • Удерживает головку несколько секунд, лёжа на животике, может подтягиваться на предплечьях.
  • При помощи родителей может, лёжа на спине, подтягиваться.
  • Расположившись на руках у мамы или другого взрослого человека, может долго удерживать голову.
  • Радуется при совершении водных процедур, испытывает от купания удовольствие.
  • Активно сжимает ручки в кулачки, и потом разжимает их.
  • Некоторые малыши в 3 месяца уже умеют смеяться.
  • Если взрослый поддерживает ребёнка под мышки, тот старается упереться ножками в твёрдую поверхность.

Многие родители проявляют беспокойство, увидев, что их младенец не выполняет вышеописанных действий в полной мере. На самом деле ничего страшного в этом нет, ведь организм у каждого новорожденного индивидуален, и следует подождать несколько дней, пока ребёнок освоит новые умения и порадует ими родителей. Так, например, существует утверждение, что развитие и уход за ребёнком мальчиком в 3 месяца несколько отличается от того, который применяется в отношении девочек, которые развиваются быстрее и, соответственно, раньше показывают маме с папой весь перечень своих способностей.

Изменения в психологическом развитии

В возрасте 3-х месяцев у крохи появляются изменения и на психологическом уровне. Малютка активно проявляет свои эмоции. Если ему что-то не нравится, он кричит, плачет. При виде мамы ребёнок улыбается, гулит, пытается растянуть гласные звуки, словно поёт. В этом возрасте можно заметить и активную мимику малыша. Увидев знакомого взрослого человека (мамы, папы, бабушек и дедушек) новорожденный интенсивно двигает ручками и ножками, поскольку у него проявляется так называемый «комплекс оживления».

Некоторым деткам в возрасте 3-х месяцев нравиться много времени проводить на руках у родителей. Отказывать в выполнении этого простого желания не стоит. В таком положении ребёнок будет пытаться повторить слова, сказанные взрослым, улыбаться и радоваться близкому присутствию родного человека.

Так как говорить младенец в таком возрасте не умеет, он выражает все свои потребности плачем, причём в зависимости от желаний (еда, внимание мамы или смена памперсов) он будет хныкать по-разному. По истечении 3-х месяцев после рождения крохи хорошая мама уже может различить, по какому именно поводу плачет её дитя.

Видео: Особенности развития ребенка в 3 месяца

Поделиться:

Нет комментариев

infobaby.info

Восприятие младенца

Считается, что слуховая система функционирует уже задолго до рождения и в период новорожденности значительно более зрелая по сравнению со зрительной или моторной системами. От рождения дети чувствительно реагируют на направление источника звука. Психофизические методы исследования младенцев могут быть основаны на повороте головы как компоненте ориентировочного рефлекса. Определено, что сразу после рождения одним из наиболее эффективных сигналов, вызывающих поворот головы ребенка, является человеческая речь. Даже когда, в связи с изменением мозговых механизмов регуляции ориентировочной реакции на звук, число правильных поворотов головы в сторону источника звуковых щелчков уменьшается с 75% в первую неделю до 55% в шестую-восьмую неделю (и восстанавливается до 78% к 3 месяцам), речь женщины («baby talk») остается надежным сигналом для наблюдения реакции ребенка.

В экспериментальных исследованиях распознавания речи было обнаружено, что младенцам особенно интересен человеческий голос, они предпочитают его другим звукам той же высоты и громкости, проявляют значительную способность обработки речевой информации. Исследования речевого восприятия показали, что младенцы могут определять перцептивную константность гласных вне зависимости от смены говорящего человека и интонации, подвергают речевые сигналы категоризации в соответствии с полом говорящего. Дети в возрасте нескольких дней могут различать простые фонемы: к примеру, «bа» и «bи» или «da» (Eimaset al., 1971; Bertoncini et al., 1988). Эта способность была обнаружена в исследовании с использованием метода привыкания. Так, при уменьшении младенцем темпа сосания соски вследствие привыкания к одному звуку (например, «Ьа») происходит переключение дорожки магнитофона и предъявление нового звука («bu»), что сопровождается усилением сосания соски. Обнаружено, что младенцы могут совершать значительно больше фонемных различений, чем это требуется в языке, на котором они говорят. Однако если отдельная фонема не используется младенцами и их окружением, то они теряют способность этого различения.

Определено, что младенцы отличают звуки собственного плача от плача других, больше реагируют на разнообразный, чем на простой, звук (Field, 1990). Обнаружено, что новорожденные двигают частями тела синхронно речи. Сопоставление кадров фильма с записью поведения новорожденных при прослушивании речи с записью самой речи показало, что отдельные движения частей тела соответствовали речевым сегментам. Синхронных движений тела в ответ на стук не наблюдалось (Condon, Sander, 1974). Это подразумевает особую способность новорожденных к синхронизации своего поведения с речью взрослого, однако при повторении эксперимента результаты не повторились.

Исследования показали, что новорожденный предпочитает голос своей собственной матери. При предъявления аудиозаписи рассказа, читаемого их собственными матерями и матерями других детей, новорожденные изменением частоты сосания соски запускали ту дорожку магнитофона, на которой был записан голос матери (DeCasper, Fifer, 1980). Вероятно, такое предпочтение может быть связано с опытом внутриутробного восприятия голоса матери. Так, обнаружено предпочтение новорожденными той версии рассказа, которую им читали до рождения (Field, 1990).

Несмотря на относительную слабость зрительного восприятия у новорожденных (в первый месяц жизни контрастная чувствительность и острота зрения по меньшей мере на порядок хуже, чем в период взрослости), обнаружено, что дети готовы к ответу на зрительные сигналы сразу после рождения. От рождения зрительная моторная система ребенка дает ему возможность фиксировать и прослеживать взглядом объекты в зрительном поле, зрительно ориентироваться на местоположение источника звука. Периоды бодрствования и зрительного внимания чрезвычайно важны, особенно в первые месяцы жизни, когда зрительное поле весьма ограничено вследствие относительной неразвитости зрительной системы, неподвижности младенца и долгих периодов сна. Отзывчивость ребенка на зрительную стимуляцию зависит от количества времени бодрствования. Младенцы, которые дольше бодрствовали, были более способны к зрительному восприятию.

Согласно Дж. Боулби и другим этологически ориентированным исследователям, у младенцев существует врожденная тенденция восприятия и предпочтения человеческого лица. В начальных работах было показано, что уже в первые часы после рождения дети демонстрируют зрительное различение и предпочтение изображения лица человека другим зрительным сигналам. Но эти данные не были подтверждены при сравнении зрительной фиксации лиц и других стимулов. Данные о предпочтении лиц простым стимулам могли быть связаны с другими параметрами стимуляции особенно со сложностью. При предъявлении сложных зрительных стимулов предпочтений изображения лица обнаружено не было. Однако было показано, что при одинаковой сложности зрительной стимуляции девятиминутные новорожденные лучше прослеживали перемещающиеся в зрительном поле рисунки лице нормальным, а не искаженным положением глаз, носа, рта. Было сообщено, что новорожденные следят за реальным лицом лучше, чем за манекеном или фотографией лица. Выявлено, что младенцы больше интересуются фронтальным изображением лица, чем профилем, дольше смотрят на стимульное изображение, в котором левая сторона является зеркальным отображением правой, чем в котором верхняя половина — зеркальное отображение нижней (Stern, 1977). Вероятно, младенцы предпочитают характерную для человеческого лица симметрию в вертикальном плане.

В последующих работах было показано, что хотя новорожденные прослеживают за движущимся лицом дальше, чем за серым пятном таких же размеров и освещенности, различий не обнаружено при сравнении прослеживания нормального схематического изображения лица и изображения с измененным положением частей лица. Обнаружено, что одномесячные дети одинаково фиксировали взглядом изображение нормального и измененного лица, тогда как в два месяца дольше смотрели на нормальное лицо. Если сначала было показано, что даже в три месяца у детей наблюдается предпочтение схематического лица изображению с измененным положением частей лица, то впоследствии эти данные не подтвердились. Даже в случае если у младенцев существует врожденная предрасположенность не к восприятию и предпочтению лица, а к изображениям, содержащим определенное количество и качество стимульных элементов, то наиболее отвечающим такой предрасположенности стимулом сразу после рождения в зрительном поле ребенка при фокусном расстоянии в 20 см является лицо человека. При этом особый интерес могут вызывать разрез глаз, контраст зрачка и склеры, бровей и кожи лица, и т.д. Отмечается, что при виде живого человеческого лица поведение младенцев отличается от поведения при рассмотрении неживых предметов. Они произносят больше звуков, начинают двигать руками и ногами, открывать и закрывать ладони, их движения становятся менее резкими и более регулярными. Авторы, описывающие социальную направленность восприятия у новорожденных, приходят к выводу, что с самого рождения лицо человека интересно для младенца, и мать имеет возможность как можно больше привлекать внимание к своему изначально интересному лицу. Вместе взятые лицо и голос матери могут быть более интересными, чем раздельно. Так, новорожденный следит за говорящим лицом лучше, чем только за лицом или только за голосом.

Младенцы также способны различать универсальные эмоциональные выражения лица взрослого. В экспериментах на зрительное предпочтение фотографий с различными выражениями лица (сначала предъявляется фотография с одним выражением лица, а через некоторое время рядом предъявляется фотография с новым выражением, фиксируется работа глазодвигательной системы) и в экспериментах на привыкание (уменьшение ответа на повторение одного лица и возобновление ответа на предъявление другого) обнаружено, что новорожденные способны различать выражения счастья, печали и удивления, а в более позднем возрасте различают слайды с выражениями радости, гнева и нейтральными выражениями. Возможно, младенцам легче различать выражения лица в жизни, чем на слайдах. Определено, что младенцы различают положительные выражения лица лучше, чем отрицательные или нейтральные.

psyera.ru

Особенности психологического и физического развития ребенка в 3 месяца

Достигнув трех месяцев развития, малыш уже умеет гулить и ворковать, узнавать лица родителей или тех людей, которые проводят с ним много времени, ухаживают за ним. Он уже ясно выражает свои эмоции: смеется, когда общается, хнычет и капризничает, когда чем-то недоволен, издает протестующий крик, когда чем-то раздосадован или испытывает недомогание и боль.

Ребёнок в три месяца часто попадает ручками по игрушкам, которые висят над кроваткой и, захватив их, тянет их в рот. Особое удовольствие ему доставляет ударять по игрушкам, которые звенят или вращаются, едва их заденешь.

Он может приподнять голову и хорошо управлять ей, когда лежит на животе на достаточно твердой поверхности, опираясь на предплечье. Если поднять младенца и поддерживать его под мышками, он будет упираться в твердую поверхность ножками. К этому возрасту, кроха легко находит источник света и звука и реагирует на погремушку, особенно если она новая и выглядит ярко.

Психологическое развитие ребенка в возрасте три месяца

Улыбка в трех месячном возрасте на лице малыша появляется практически каждый раз, когда с ним начинают общение. Теперь уже плач используется для выражения дискомфорта, как эмоционального, так и физического. Внимательно присмотревшись к выражению крохотного личика, вы постепенно научитесь распознавать, что может означать та или иная улыбка любимого чада.

Чаще всего именно в этом возрасте малыш начинает смеяться. Иногда его смех может прозвучать несколько неожиданно – поводом для него может стать то, что взрослые воспринимают совершенно серьезно. Смеется трех месячный малыш искренне и заливисто и столь же искренно выражает отрицательные эмоции – громко кричит, когда недоволен, испуган или твердо настаивает на своем «решении».

Зачастую малыш капризничает, но, по мнению многих детских психологов, причиной капризов становится обычная скука – достаточно поиграть, поговорить с малышом или даже взять его на руки, чтобы он прекратил хныкать. Хорошим способом прекратить этот «ненастоящий» плач является потешка или весёлая песенка, при исполнении которой вы будете улыбаться, надувать губы и издавать веселые звуки. Обычное «фырканье» и цоканье языком  зачастую производят ошеломительный эффект – лицо крохи озаряется улыбкой. Интересно, что в этом возрасте ребенок «разговаривает» не только издавая звуки, но и машет ручками и ножками.

К концу третьего месяца жизни ребёнок приобретает еще одно умение – разглядывать предметы, которые попадают в поле его зрения. Обычно в этом же возрасте он «обнаруживает» свои руки и ноги, и начинает запихивать их в рот – по отдельности и вместе, сжав кулачки или взявшись пальчиками за пятку.

В этом возрасте на смену врожденным рефлексам приходят осознанные навыки, быстро прогрессирует развитие условных рефлексов.

Физическое развитие ребёнка в три месяца

К концу третьего месяца ребенок не только хорошо приподнимает голову, опираясь на предплечья, но и перекатывается с бока на спинку и обратно, особенно если есть возможность оттолкнуться от бортика кроватки или манежа. Кстати, в этом возрасте манеж – отличное место для малыша – здесь он в полной безопасности может учиться двигать ножками и ручками, переворачиваться и поднимать голову, чтобы изучить окружающие его предметы.

Этот возраст – отличный момент, чтобы познакомить кроху с ритмичной музыкой, причем вы можете не только включить любимую мелодию – возьмите ребенка на руки и потанцуйте с ним. Особую радость доставляет малышам повторять за взрослыми простые звуки, шлепать вместе с мамой губами или надувать щеки. Эта, на первый взгляд, смешная игра, впоследствии станет отменным фундаментом для формирования речи.

Для полноценного физического развития обязательно следует делать гимнастику, сформировав свой индивидуальный комплекс упражнений на основе советов педиатров и неонатологов.

bezsoski.ru


Смотрите также

Объявление

Если у Вас есть ещё какие-либо интересные материалы (тексты, фото, видео, аудио), связанные с творческой жизнью Людмилы Тумановой, поделитесь ими со всеми нами, её многочисленными поклонниками.

Обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону: 8-922-56-101-83