Ludmila Tumanova

Компьютерная зависимость школьников


Компьютерная зависимость школьников

Еще лет десять назад мало кто имел полное представление об этой загадочной «Всемирной паутине». На данный момент все поменялось. При помощи Интернета можно делать практически все: играть, читать, слушать музыку, смотреть фильмы, общаться, знакомиться, даже делать покупки. На сегодняшний день каждый второй пользователь сети знает об интернет-зависимости, хотя она и не включена в список заболеваний, и ее нельзя определить как «диагноз».

Эта новая болезнь поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии. Очень много сообщений в прессе о том, что тут и там агрессивное поведение подростка привело к трагическим последствиям. Наверное, многие помнят, как американский подросток расстрелял своих сверстников и учителей из автомата. Другой пример: гибель китайской девушки, которая перед трагедией сообщила своим товарищам по игре, что очень устала.

Многие пользователи сети начинают испытывать азарт, находясь в Интернете. Возникает вопрос: «Как можно провести границы между здоровым интересом к сети и патологической зависимостью от нее, которая сказывается на работоспособности подростка и начинает вредить его социальной жизни, подрывает его психическое здоровье?»

По мнению психологов, обычно компьютерной интернет-зависимости подвержены неуверенные в себе школьники, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые. Компьютер, прежде всего игры и Интернет дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооруженным, испытать какие-то новые эмоции. В виртуальном мире можно запросто поменять возраст, пол, имя, внешность и биографию. Усугубляя свое положение, ученик начинает все больше времени тратить за компьютером, общаясь в чатах или играя в игры. В редких случаях школьник может смешать реальность и виртуальность. Он может начать действовать и думать по-новому, стать агрессивным, склонным к насилию [3].

Особенно подвержены психологической зависимости подростки. Ведь они быстро приспосабливаются к окружающему миру и к миру компьютеров тоже. Замечено, что дети, проводящие много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти [3].

Компьютерной зависимостью в основном страдают учащиеся школ. Старшеклассник, наигравшись в Diablo (по-испански это означает «Дьявол»), жестоко избил попавшихся на его пути соседей — второклассников. 11-летний мальчик умер от сердечного приступа прямо над клавиатурой. Выяснилось: он просидел в Сети почти 30 часов без перерыва [1].

А сколько мальчишек и девчонок просто пропадают в виртуальном мире, бросая учебу, переставая общаться с друзьями, конфликтуя с родителями? Тысячи… Десятки тысяч… Компьютерная наркомания — болезнь. Родители, пытающиеся «отодрать» детей от монитора, это уже очень хорошо понимают. Может ли компьютер вызвать психологическую зависимость? Безусловно, да. Однако психологи и психиатры до сих пор спорят, каких людей считать зависимыми, а каких — нет [1]. Если брать за критерий время, проведенное за компьютером, тогда всех программистов, за редким исключением, придется признать зависимыми. Но это не совсем так. В отличие от действительно зависимых людей у программистов нет патологического стремления постоянно работать на компьютере. Просто по долгу службы им приходится это делать. Поэтому психологи пришли к выводу, что зависимый от компьютера человек — прежде всего тот, кто проводит слишком много времени за компьютером не по делу, и при этом осознанно (или неосознанно) вредит своему здоровью.

У компьютерной зависимости те же корни, что и у игромании. Мозг каждого человека снабжен центром удовольствия. Постоянная стимуляция этого центра у лабораторных животных приводит к тому, что они забывают обо всем на свете. Отказываясь от потребления пищи в угоду удовольствиям, лабораторные животные погибают от истощения. Компьютерная болезнь — это недуг, который формируется постепенно. Если «виртуальщика» оттащить от компьютера на 2 часа и более он, подобно алкоголику, страдающему от похмелья, испытывает абстинентный синдром [2].

Абстинентный синдром (лат. abstinentia — воздержание) — синдром физических или психических расстройств, развивающийся у больных наркоманией и алкоголизмом спустя некоторое время после прекращения приёма наркотика, алкогольных напитков или уменьшения их дозы. Абстинентный синдром является составной частью синдрома физической зависимости.

Выводы экспертов не утешительны. Опасность стать зависимым от компьютерной игры грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более двух часов в день. Как не попасть в рабство современной техники? Есть ли способы предотвращения или преодоления компьютерной болезни?

Родители должны постараться ограничить время, которое обычно тратится школьником на игры в компьютере. Нельзя позволять ему сидеть там всё свободное от учёбы и сна время. Самый строгий запрет накладывается на вечернее время: компьютерные игры могут привести к нарушениям сна.

Остальное освободившееся время подростка рекомендуется занять спортивной секцией, чтобы компенсировать недостаток двигательной активности при сидении за компьютером, а также кружками по интересам. Особенно это важно в случае, когда круг общения ребёнка ограничен такими же геймерами. Общаясь со сверстниками, которые интересуются чем-то ещё, кроме игр, попавший в игровую зависимость ребёнок не только начинает вновь видеть всё разнообразие реального мира, но и проводит меньше времени с товарищами — геймерами.

Я считаю, что главная задача родителей в борьбе с игровой зависимостью ребёнка — это последовательность. Если запрещено включать компьютер после 19:00, то даже хорошее поведение, «5» в четверти и внеплановая уборка в квартире не должны вознаграждаться возможностью поиграть ещё пару часиков. И обязательно нужно объяснить, почему появился этот запрет, и какие условия нужны для его снятия.

Особенно аккуратно нужно вести себя с подростками. Переходный возраст сильно меняет отношение ребёнка к окружающему миру, а уменьшение времени проводимого в любимой игрушке может ещё сильнее настроить ребёнка против родителей. Поэтому необходимо разговаривать, объяснять причины, не жалея на это сил и времени.

Процесс излечения от компьютерной зависимости может растянуться на несколько месяцев. Всё это время родители должны придерживаться выбранной в начале линии поведения и не пускать ситуацию на самотёк. Всё это, в совокупности с любовью, поддержкой и пониманием, поможет вернуть ребёнка в реальную жизнь.

Литература:

1.      Днепров А. Г. Защита детей от компьютерных опасностей.- СПб.: Питер, 2008

2.      Оранж Т. Медиадиета для детей. Руководство для родителей: как преодолеть зависимость от телевизора и компьютерных игр.- М.; СПб.: Диля, 2007

3.      Янг, К. С. Диагноз Интернет-зависимость Текст. / К. С. Янг // Мир Интернет, 2000. — № 2. — С. 24–29.

moluch.ru

Особенности компьютерной зависимости у младших школьников

Елкина А. Е. Особенности компьютерной зависимости у младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №20. — С. 394-396. — URL https://moluch.ru/archive/154/43642/ (дата обращения: 31.10.2019).



В статье рассматриваются вопросы компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте и основные мероприятия по ее профилактике. Рассматриваются признаки и причины компьютерной зависимости в данном возрасте.

Ключевые слова: зависимость, компьютерная зависимость, интернет-зависимость, признаки компьютерной зависимости

В век информационных технологий, компьютер является неотъемлемой частью жизни, как взрослых, так и детей. Федеральный образовательный стандарт ориентируется на повышение информационной компетентности у младших школьников. По мнению М. В. Жуковой, ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять являются важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность [3].

На сегодняшний день вопрос о компьютерной зависимости младших школьников является одной из самых актуальных. Дети с раннего возраста имеют доступ к электронной технике: смотрят мультфильмы, играют в виртуальные игры. Современное обучение требует выполнение домашнего задания при помощи компьютера, школьникам приходится искать материал в Интернете, большую часть заданий им необходимо выполнять в электронном виде (доклады, презентации, рефераты и т. д.). Вопрос в том, насколько младший школьник, включенный в такой учебный процесс, сможет в дальнейшем социализироваться.

Проведение время за компьютером и в сети Интернет может как положительно, так отрицательно влиять на развитие личности младшего школьника. С точки зрения положительного влияния работа за компьютером помогает учащимся развивать интеллектуальные способности, повышать уровень эрудиции, способствует развитию памяти. Социальные сети помогают приобретать более широкий круг знакомых и друзей, способствуя развитию коммуникативных навыков. Онлайн — игры помогают развивать воображение. К противоречивому влиянию сети Интернет на личность школьников исследователи относят интернет-аддикции, то есть зависимость от компьютера. Сюда относят пристрастие к играм, компульсивную навигацию по интернету, зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными. Это неуправляемая тяга влечет за собой много негативных последствий для школьников в сфере коммуникации. Заменяя непосредственное общение виртуальным, младшие школьники упускают возможность проявить свои чувства и эмоции, а также понять чувства и эмоции другого человека.

Термин компьютерной зависимости появился относительно недавно, примерно в девяностых годах прошлого столетия. Под этим термином Л. Н. Юрьева и Т. Ю. Больбот, понимают такое «нехимическое» расстройство личности, при котором обычные привычки и интересы перестают занимать основную часть свободного времени, отходя на второй план [1]. Таким образом, компьютерная зависимость — это пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте, независимо от пола [3]. По мнению А. Е. Войскуновского, неконтролируемое времяпрепровождение школьника за компьютером, обязательно со временем перерастёт в навязчивую привычку, которая по своей силе и проявлениям имеет сходство с наркотической [4].

В России тема компьютерной зависимости раскрыта в работах таких авторов как: В. Абраменкова, А. Е. Войскунский, В. А. Бурова, А. Ю. Егоров, С. В. Лободина, А. Н. Ивлева, К. Янг и др. Разделяют два вида компьютерной зависимости: от компьютерных игр и интернет-зависимость.

Наиболее выражено неблагоприятное влияние компьютерной зависимости на социальные качества младшего школьника, такие как дружелюбие, желание общаться, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости наблюдается деградация социальных связей личности и так называемая социальная дезадаптация ребенка. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности появляется необъяснимая агрессивность и различные виды антисоциального поведения [2].

Подчинение «всемирной паутине» и видеоиграм, у младших школьников можно отнести к проблемам современной семьи, потому что именно родители и другие родственники, в первую очередь, способны положительно повлиять на ребёнка, чтобы предотвратить компьютерную зависимость.

Признаком аддикции (зависимости) является не само по себе количество времени, проводимое за компьютером, а сосредоточение всех интересов ребенка вокруг компьютера, отказ от других видов деятельности. Младшие школьники свой путь к зависимости обычно начинают с пристрастия к незатейливым играм — кибераддикции, где ребёнок отождествляет себя с персонажем, который строит города и побеждает врагов. В старшем возрасте проявляется сетевая зависимость — «сетеголизм». Данная зависимость является более серьезной, так как в этой ситуации ребёнок не мыслит своей жизни без компьютера [1].

Наиболее распространенными психическими признаками компьютерной зависимости являются «потеря контроля» над временем, проведенным за компьютером, утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду. Важными симптомами компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время работы за компьютером, а также раздраженное поведение, которое проявляется, в случае если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается [5].

А. Е. Войскунский перечисляет следующие характеристики зависимого поведения от сети Интернет [4]:

– отсутствие желание проводить досуг за пределами виртуальной реальности; пренебрежение домашними и рабочими делами;

– неспособность контролировать времяпрепровождение за компьютером;

– нежелание слушать негативные отзывы о бесконтрольном времени препровождения в сети от близких и друзей и др.

Особенности поведения младшего школьника, которые свидетельствуют о компьютерной зависимости, связаны с приоритетами в общении ребенка, нежеланием выполнять домашние поручения, контролем времени, снижением успеваемости и пренебрежением к успехам.

Таким образом, большинство исследователей рассматривают в качестве критериев диагностики компьютерной зависимости у младших школьников, появившиеся негативные качества личности (агрессивность, необщительность, некритичность к своему поведению и высказываниям) и поведенческие особенности, которые не способствуют социализации ребенка (пренебрежение учебой, семейными обязанностями и нормам личной гигиены). При наличии нескольких критериев у ребенка, можно диагностировать компьютерную зависимость.

Основная причина для возникновения компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте кроется в детско-родительских отношениях в семье, а именно отсутствие эмоциональной поддержки, которая в дальнейшем влияет на социализацию ребенка. Виртуальная реальность позволяет получить недостающую любовь и эмоциональное тепло, все суррогаты, связанные с дружескими отношениями, но так необходимые в этом возрасте. Также возможно возникновение компьютерной зависимости у ребенка при наличии инвалидности, что приводит к более узкому кругу общения, а возможность выйти в сеть позволяет его расширить.

Профилактика компьютерной зависимости среди младших школьников должна быть организована с учётом системности и непрерывности профилактической деятельности, и должна быть направлена на развитие эмоционально-личностной сферы, развитие навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции поведения, обучение учащихся эффективным моделям деятельности с компьютером.

Большое значение для профилактики зависимости имеет информационно-просветительская деятельность с педагогами и родителями, которая освещает вопросы негативного влияния Интернета и компьютерных игр на детей, а также необходимых мер по предотвращению формирования компьютерной зависимости. Для родителей важно сохранять баланс между требовательностью в отношении регламентации времени общения с компьютером и включенностью в жизнь ребенка.

Таким образом, информационные технологии могут нести как положительные черты, так и отрицательные. Излишнее увлечение компьютером имеет отрицательные последствия для физического и психического здоровья младшего школьника, возникают изменения в эмоциональной, поведенческой, мотивационной и когнитивной сферах.

Профилактика компьютерной зависимости младших школьников зависит от родителей и педагогов, окружающих ребенка. В первую очередь родители делают жизнь ребёнка более яркой, эмоциональной, наполненной общением и впечатлениями, поэтому важно не допустить, что бы виртуальный мир стал для ребенка важнее, чем реальный. Исследования показывают, что профилактика компьютерной зависимости должна начинаться в младшем возрасте. В заключение, следует отметить, что хотя основной группой риска для развития компьютерной зависимости (как игровой, так и непосредственно сетевой) являются подростки, тем не менее, требует внимания профилактика риска возникновения компьютерной зависимости среди младших школьников.

Литература:

  1. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика.- Днепропетровск: Пороги.- 2006.- 196 с.
  2. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я. И. Гилинский. — СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс». — 2004.
  3. Жукова М. В. Компьютерная зависимость как один из видов аддиктивной реализации // Вестник Челябинского государственного университета, 2013.- Выпуск 11.
  4. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А. Е. Войскуновский // Психологический журнал, 2004. — Т. 25. — № 1.
  5. Аветисова А. А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры / А. А. Аветисова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2011. — Т. 8. — № 4.

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная зависимость, младший школьник, компьютер, школьник, ребенок, виртуальная реальность, младший школьный возраст, социализация ребенка, Интернет, зависимость.

зависимость, компьютерная зависимость, интернет-зависимость, признаки компьютерной зависимости

По мнению психологов, обычно компьютерной интернет-зависимости подвержены неуверенные в себе школьники

В редких случаях школьник может смешать реальность и виртуальность.

Может ли компьютер вызвать психологическую зависимость?

компьютерная зависимость, подросток, игровая компьютерная зависимость, игра, социальная дезадаптация, стадий, игровая зависимость, виртуальная реальность, подростковый возраст, асоциальное поведение.

У детей младшего школьного возраста, компьютерная зависимость проявляется в форме интереса к компьютерным играм.

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная зависимость, компьютер, подростковый возраст, интернет, подросток, сеть...

студент группы, виртуальный мир, компьютерная зависимость, подрастающее поколение, зависимость, Интернет, игра, живое общение, подростковый возраст, психолого-педагогическая литература.

Компьютер и Интернет стали частью нашей жизни. К Всемирной паутине мы обращаемся в поисках информации и организуя свой досуг. Много полезного и интересного в Интернете находят не только взрослые, но и дети.

Виртуальная жизнь позволяет нашим детям убежать от реальности, погрузив себя в мир жестоких сражений, войн, в которых он пытается стать главным, сильным и непобедимым.

Работа психолога с трудными детьми младшего школьного возраста.

компьютерная зависимость, компьютер, подросток, компьютерная деятельность, риск развития, игра, виртуальный мир, воспитательное пространство, виртуальная реальность, DVD.

Эта зависимость может проявляться в одной из двух форм: социализированной и

Петрова Н. П. Виртуальная реальность: Современная компьютерная графика и анимация.

Составляющие здорового образа жизни младшего школьника.

5) Компьютерная зависимость — навязчивая игра в компьютерные игры (стрелялки — Doom, Quake, Unreal и др., стратегии

в виртуальной реальности, в школах еще не введены уроки безопасности в сетевом пространстве, а родители как правило не всегда видят чем заняты дети.

По мнению психологов, обычно компьютерной интернет-зависимости подвержены неуверенные в себе школьники

В редких случаях школьник может смешать реальность и виртуальность.

Может ли компьютер вызвать психологическую зависимость?

компьютерная зависимость, подросток, игровая компьютерная зависимость, игра, социальная дезадаптация, стадий, игровая зависимость, виртуальная реальность, подростковый возраст, асоциальное поведение.

У детей младшего школьного возраста, компьютерная зависимость проявляется в форме интереса к компьютерным играм.

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная зависимость, компьютер, подростковый возраст, интернет, подросток, сеть...

студент группы, виртуальный мир, компьютерная зависимость, подрастающее поколение, зависимость, Интернет, игра, живое общение, подростковый возраст, психолого-педагогическая литература.

Компьютер и Интернет стали частью нашей жизни. К Всемирной паутине мы обращаемся в поисках информации и организуя свой досуг. Много полезного и интересного в Интернете находят не только взрослые, но и дети.

Виртуальная жизнь позволяет нашим детям убежать от реальности, погрузив себя в мир жестоких сражений, войн, в которых он пытается стать главным, сильным и непобедимым.

Работа психолога с трудными детьми младшего школьного возраста.

компьютерная зависимость, компьютер, подросток, компьютерная деятельность, риск развития, игра, виртуальный мир, воспитательное пространство, виртуальная реальность, DVD.

Эта зависимость может проявляться в одной из двух форм: социализированной и

Петрова Н. П. Виртуальная реальность: Современная компьютерная графика и анимация.

Составляющие здорового образа жизни младшего школьника.

5) Компьютерная зависимость — навязчивая игра в компьютерные игры (стрелялки — Doom, Quake, Unreal и др., стратегии

в виртуальной реальности, в школах еще не введены уроки безопасности в сетевом пространстве, а родители как правило не всегда видят чем заняты дети.

moluch.ru

Компьютерная зависимость и что с этим делать?!

{lang: 'ru'}

Приветствую Вас, Дорогие посетители блога WebMasterDima. На связи с Вами как всегда Дмитрий Смирнов, автор блога, и в данной статье я хочу Вам рассказать о том, что такое компьютерная зависимость школьников и про лечение компьютерной зависимости. Читайте внимательно!

Что же это такое и как с этим бороться? Психологическая зависимость от интернета может проявляться у человека в таких симптомах, как навязчивое желание постоянно проверять свою электронную почту, пребывать в режиме онлайн как можно чаще, тратить немыслимое количество времени и денег на интернет.

Warning!

Компьютерная зависимость у школьников или взрослых людей не менее опасная угроза современного общества, особенно касающаяся подростков. Именно дети больше подвержены такой беде, как кибераддикция. Ее симптомы аналогичны интернет-зависимости, но касаются непосредственно компьютерных, видео и онлайн игр. Человек стремится проводить в игре как можно большее количество времени, виртуальный мир кажется ему более реальным, чем обычный, порой он забывает о том, что ему нужно идти на работу или учебу, или даже о том, что следует вовремя есть и спать. Игра полностью поглощает сознание человека. Также существуют физические симптомы, непосредственно влияющие на здоровье человека, который проводит очень много времени за компьютером: это физические боли, нарушение сна, депрессии.

Что об этом говорят психологи?

Психологи полагают, что человек начинает играть в игры на компьютере далеко не от скуки, а то того, что хочет как можно дальше уйти от реальности, или хотя бы попытаться это сделать. Фактически каждый, кто хоть раз играл в компьютерную игру, делал это либо из интереса, либо потому, что хотел отвлечься от каких-то жизненных проблем.

Сначала хочется отвлечься от проблем, затем игра становится неким хобби, занятием, чтобы убить вечернее время до сна, после она становится чем-то большим и начинает диктовать условия человеку, завладевает разумом. Она нравится настолько сильно, что оторваться от нее уже просто нереально. А бывают и такие случаи, когда человек увлекается игрой только потому, что она пробуждает в нем некий азарт становиться и быть лучше, чем ты есть на самом деле. В игре все мы не просто люди, мы имеем какие-то суперспособности, у нас есть огромные богатые дома, машины, куча денег. Мы становится тем, кем хотим быть. Именно по этой причине появляется компьютерная зависимость у школьников.

В игре выбирает человек, в игре все намного проще, чем в жизни. И иногда, думая об этом трезвым, не затронутым интернетом или играми, рассудком, просто не понимаешь, как некоторые люди могут променивать свою жизнь на какую-то несуществующую, другую… И самое главное здесь то, что в игре люди могут общаться с другими людьми, с кем, опять же, захотят. Они не знают друг друга, не знают где, кто живет и как выглядит, но, тем не менее, у них всех есть одна общая цель, и именно она их сближает. Возможно, вот это и есть еще одна причина, по которой взрослые люди или дети играют в видеоигры. Они хотят чувствовать себя частью единого, целостного механизма. Под влияние интернет-зависимости чаще всего попадают те люди, которые не имеют друзей, семьи или знакомых. Но, тем не менее, раз все друг с другом прекрасно общаются через интернет, что им мешает сделать, то же самое вживую?

Important!

Зачастую, от компьютерной зависимости страдает не столько сам человек, сколько его родные и близкие. Они хотят оказать какую-то помощь, поддержку человеку, но просто не могут этого сделать. Ведь зависимость, какой бы она не была, и есть зависимость. Человек настолько одержим какой-то вещью, что уже не может представить жизнь без нее, и не получая ее ежедневно, начинает страдать.

Причины компьютерной зависимости

А часто причина зависимости заключается в следующем. Во многих семьях замечаешь одну такую ситуацию – это выяснение отношений между детьми и родителями. А причина конфликта кроется в том, что ребенок, якобы проводит за компьютером много времени. Однако родителям, которые часто упрекают своего сына или дочь за это, можно сказать следующее: «Не стоит ругать ребенка за его желание отдалиться от реальности. Если, приходя домой со школы, он бежит к компьютеру, значит, скорее всего, у него есть какие-то серьезные проблемы, которыми он не хочет делиться со своими родителями». Тут бы взрослые задали, как им кажется, вполне логичный вопрос: «Какие проблемы могут быть у ребенка в 10-15 лет? Двойку в школе получил? Родители ругают за неприбранную постель?» Так вот, именно в этом возрасте у человека формируется самооценка, он чувствителен и находится в постоянном поиске своего личного «Я», ему трудно, и самая, казалось бы, маленькая проблемка, превращается в нечто большее. Если ребенок каждый день проводит уйму времени за компьютером, значит, у него для этого есть какая-то веская причина. И не стоит, не разобравшись в чем дело, кричать на него, тем самым, делая только хуже.

Рекомендую изучить следующие статьи, а именно:

webmasterdima.ru

Компьютерная зависимость у младших школьников с ОВЗ

Олеся Дрокина Компьютерная зависимость у младших школьников с ОВЗ

Интерес, порождающий манию

Если человек не сумеет сам заметить опасность,

если не отгородит глухой стеной ту сферу своей

жизни и деятельности, где властвует техника,

от остальных сфер своей жизни и души,

он превращается в духовного калеку.

Даниил Андреев

Современные дети совсем по-другому смотрят на организацию досуга. Сегодня главное развлечение для ребенка – компьютер. Мы с вами живем в непростой, но очень увлекательный век, век всеобщей информатизации компьютерных технологий, цифровых инноваций и господства всезнающей, все умеющей, все дозволяющей Сети. Современные дети, кажется, «уже рождаются с умением пользоваться компьютером». С одной стороны, это хорошо.

Тем не менее, этот глобальный ресурс порой становится источником зависимого поведения уже с юного возраста.

Тот факт, что такой зависимости нет в официальном списке болезней, не означает, что нет самой проблемы.

В России вопрос вреда наносимого ребенку той или иной информацией поднят на государственном уровне. 1 сентября 2012 года начинает действовать федеральный закон 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

В самом общем виде зависимость от интернета проявляется в том, что люди предпочитают «виртуальную» жизнь «реальной», проводя в первой до 18 часов (и даже более) в день. Феномен Интернет-зависимости привлекает сейчас внимание ученых, исследователей сети, средства массовой информации. Это явление стало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. Интернет-зависимость определяется психологами как навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line. Под on-line понимается общение в сети в реальном времени, off-line – общение через почтовый ящик, когда непосредственный собеседник отсутствует в данный момент времени.

Основную группу риска составляют дети и подростки. Интернет-зависимость порождает негативное влияние на их психическое, эмоциональное и физическое состояние детей и подростков

Признаки зависимости.

Если ребенок успевает в школе, у него хорошее настроение и нет отклонений в поведении – причин для беспокойства нет.

Если же наблюдаются некоторые из перечисленных признаков – стоит волноваться:

• увеличение интервала времени, проводимого за компьютером,

• снижение успеваемости в школе,

• потеря интереса к происходящему вокруг,

• нарушения сна,

• часты резкие перепады настроения,

• неадекватное поведение в ответ на предложение выключить компьютер – вплоть до скандала.

Последствия Интернет-зависимости.

1. Ребенок перестает приглашать в дом друзей, а на предложение посетить кино следует категорический отказ.

2. Появляются плохие оценки в дневнике, а также теряется интерес к разному роду развлечениям.

3. Ребенок лжёт, что он гулял или занимался уроками.

4. Ухудшается детский аппетит, а сидя возле монитора, вообще забывает о еде.

5. Ребенок плохо спит, и ему снятся очень плохие сны.

6. Появляются головные боли, которые посещают ребенка очень часто и свидетельствуют об истощении психики.

7. Ребенок становится раздражительным и нервозным.

Вот некоторые советы,как защитить ребенка от интернет-зависимости

1) Как можно больше общаться с ребенком

2) Приобщать ребенка к культуре и спорту, чтобы он не стремился заполнить свободное время компьютерными играми.

3) Не сердиться на ребенка за увлечение компьютерными играми и ни в коем случае не запрещать их. Исключение составляют игры с насилием и жестокостью.

4) Совместно просматривать игры и сайты, в которые играет и которые посещает ребенок.

5) Объяснять ребенку разницу между игрой и реальностью.

6) Не давать ребенку забыть, что существуют настоящие друзья, родители и учеба.

7) Занимать его чем-то еще, кроме компьютера.

8) Ребенку обязательно нужно чувствовать вашу любовь и заботу, быть уверенным, что его обязательно поймут и поддержат.

9) Входите в Интернет совместно с детьми. По возможности находите совместные дела, интересуйтесь предпочтениями вашего ребенка.

Проблема Интернет-зависимости среди детей является актуальной в настоящее время. Дети во взаимодействии с Интернетом находится в большой опасности, так как представляют собой наиболее незащищенную аудиторию, поскольку в меньшей степени, чем взрослые, в состоянии фильтровать тот вал информации, который обрушивается на них из Интернета. Воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей - вот борьба с Интернет-зависимостью.

www.maam.ru

Компьютерная зависимость школьников

Нашла очень хорошую статью:

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Почти все причины существующих проблем лежат в области зависимых состояний:

¨      Нежелание учиться – зависимость от лени;

¨      Инфантилизм – зависимость от доминантной мамы;

¨      Алкоголизм - зависимость от спиртных напитков;

¨      Никотиномания - зависимость от никотина;

¨      Метеозависимость – проблемы эмоционального состояния;

¨      Зависимость от мужа; от негативных мыслей;

¨      Рано пробужденная чувственность приводит к сексуальной зависимости.

В ходе исследования были выведены следующие степени компьютерной зависимости:

1.      Увлеченность на стадии освоения. Свойственна ребенку в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период застревание за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль, и вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные чем-то более интересным. Если же выхода из данной ситуации не происходит, то происходит переход во вторую степень.

2.      Состояние возможной зависимости. Данному состоянию свойственна сильная погруженность в игру, пребывание за компьютером более 3 часов в день, изменения в учебной мотивации в сторону снижения, падение успеваемости (не всегда ощущается сразу), повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общения – компьютерные игры, сужение круга общения, иногда нарушение сна и пр.

3.      Выраженная зависимость. Игрок не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру – нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома, много времени проводить в игровых залах или у друзей. Может стать неряшливым в одежде, безразличным ко всему, что не касается его увлечения. Могут появиться пропуски уроков, обязательно – снижение успеваемости. Характерны повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой ситуации. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей компьютером – полная. На данной стадии есть опасность перехода в 4-ю стадию, если клиент не получает помощи в течение длительного времени, так как пребывание у компьютера на данной степени зависимости доходит до 16-18 часов в сутки. У некоторых наблюдается стойкое периодическое расстройство желудка, видимо так организм реагирует на подобные нарушения, это защитная реакция организма.

4.      Клиническая зависимость. На данной стадии зависимости клиенту необходима помощь психиатра. Наблюдаются серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций, отсутствие самоконтроля, слышание голосов, команд, отсутствующий взгляд, потеря аппетита и интереса к жизни, неспособность жить обычной жизнью, необратимые изменения в мозге, необходимость в изоляции и лечении. Течение болезни сопровождают сильнейшие головные боли. Временное прекращение игры приводило к тягостному состоянию и не давало отдыха. Они уже не отдыхали во время сна, сон не был оздоравливающим, а сопровождался снами – играми. Мозг словно разучился отдыхать, в какой-то период болезни они не смогли учиться, так игра превратилась в болезнь.

Реакции на просьбу о помощи

Родители не всегда формулируют вопрос о компьютерной зависимости, чаще всего жалуются на нежелание ребенка учиться, снижение успеваемости, изменение поведения, необщительность, грубость. Анализ ситуации выводит на нарушение психогигиенических норм взаимодействия с компьютером, в частности нарушения временного режима пребывания за компьютером.

Есть простейший тест на проверку степени зависимости: к ребенку, увлеченному игрой, обращается родитель с просьбой о помощи. И для ориентировки в степени «застревания» ребенка в компьютере необходимо пройти уровни обращения:

1-й уровень – просьба формулируется просто, например »Сынок, помоги, пожалуйста, подвинуть  кресло ».

Способы реагирования:

       А. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере – такое поведение демонстрирует полную свободу от компьютера на момент тестирования.

       Б. Ребенок откликается со второго – третьего раза, демонстрирует недовольство, огрызается – такая реакция может быть при 1-й степени зависимости в пределах первого месяца овладения компьютером или на начальном этапе 2-й степени.

    В. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит, игру не прерывает – такое поведение свойственно зависимости 2-3 степени.

2-й уровень  - в случае, если ребенок вел себя по схеме Б или В, необходимо, через какой-то промежуток времени, например на следующий день, обратиться к ребенку с развернутой, аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне, пожалуйста, подвинуть кресло. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь. Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать вывод о наличии зависимости у ребенка и необходимости предоставить ему помощь.

Различия между мальчиками и девочками

Среди детей, страдающих от  компьютерной зависимости нет почти ни одной девочки. Что это случайность или закономерность? Что в девочке есть такое, что предохраняет её от компьютерной зависимости? Чем объясняется предрасположенность мальчиков к данной зависимости?

Мальчики в определенном возрасте менее успешны, не всегда и не все умеют выразить то, что чувствуют, им не хватает эмоциональной поддержки со стороны взрослых. Это рождает чувство неуверенности, снижает самооценку, падает уровень общительности. И тогда потребность в личной успешности начинает удовлетворяться игрой, здесь нет сравнения не в твою пользу, можно забыться и уйти от проблем.

Девочки более вовлечены в деятельность и в домашний труд, их интересы и увлечения шире, их психическое развитие опережает психологическую зрелость мальчиков, они более плавно переживают кризисные возрастные периоды.

Есть методика «Робинзон», которая представляет собой игровую ситуацию. Ребенок воображает себя на необитаемом острове с замечательными фруктовыми деревьями и добрыми зверями и может заказать себе по рации что-либо из следующего списка:

 Сладости, мороженое;

 Книги, журналы, газеты;

 Игры, игрушки;

Радиоприемник;

Телевизор;

 Компьютер;

 Видеомагнитофон с кассетами;

Друга или подругу;

Маму;

 Папу.

Инструкция заканчивается обращением:» По рации, которая заработает через час после твоего приезда на остров, затем на следующий день, потом через неделю, потом только через месяц и в последний раз -  через год, ты сможешь заказать из списка всё, что хочешь, но только одно. Что ты хочешь, чтобы тебе доставили на необитаемый остров через час, через день, через неделю, через месяц, через год?».

Методика выдает главное различие: девочки не выбирают компьютер в первую и даже во вторую очередь, тогда как у мальчиков оно востребован в числе первых, иногда даже раньше родителей.

Причины возникновения компьютерной зависимости

1.      Самая первая и главная – отсутствие навыковсамоконтроля у ребенка. Став взрослым, он также будет не способен на саморегуляцию своих эмоций. Такой человек не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить», он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, просчитать ситуацию.

2.      Взрослые не работают над развитием волевого потенциала ребенка.

3.      Ребенок не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнять её. Такой человек не ощущает потребности трудиться во имя близких, выражая этим свою любовь и заботу о них.

4.      Ребенка не приучили к самостоятельности, он не научен советоваться, а значит слушать и слышать советы и рекомендации.

5.      Незнание взрослыми правил психогигиены взаимодействия с компьютером, пользы и вреда т него.

6.      Ребенок лишен родительского внимания и удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером.

7.      Ребенок не умеет справиться с трудностями жизни, не находит поддержки взрослых и уходит в виртуальный мир с нарисованными друзьями и врагами, чтобы не участвовать в странном мире взрослых.

8.      Бурная переписка (более 20 сообщений в день) также способствует возникновению компьютерной зависимости, так как время в переписке летит незаметно.

9.      Отсутствие контроля со стороны взрослых, бесконтрольность личного времени, неумение самостоятельно организовать свой досуг.

10.  Сильный рефлекс подражания, уход в «нереальность» вслед за товарищем.

11.  Ребенок замкнут, малообщителен, не принимается сверстниками.

12.  Мама – сильная женщина, властная, капризная, осуждающая папу, профессионально более успешная, подавляющая всех, в том числе и собственного ребенка.

13.  Развод родителей в трудный возрастной период.

Симптомы «сетевой наркомании»

1.      Человек выходит в Интернет тогда, когда у него плохое настроение.

2.      Чувствует себя подавленным, если находится в Интернете меньше времени, чем обычно.

3.      Начались неприятности в школе (пропуски, нежелание учиться, потеря смысла, утрата перспектив, снижение успеваемости).

4.      Появились проблемы в общении, конфликтные ситуации, увеличилось количество людей, которые раздражают, вызывают чувство неприязни, кажутся глупыми, особенно если они не являются активными пользователями Сети.

5.      Интернетчик скрывает от друзей и близких реальное количество времени, которое он проводит в Сети и что там делает (какими сайтами интересуется, с каким количеством людей состоит в переписке).

6.      Попытка проводить в Интернете меньше времени терпит неудачу.

7.      Занимаясь другими делами, он часто думает о том, что же сейчас происходит в Интернете.

8.      Предпочитает общаться с людьми или искать информацию через Интернет.

9.      Отрыв о работы в Интернете воспринимает агрессивно, раздражительно, не откликается на просьбы.

Последствия неограниченного пребывания за компьютером

1.                      Общение с компьютером, вместо живого общения, учит отдавать команды, приказания и проверять их исполнение. Личность ребенка при этом не развивается, создается иллюзия общения.

2.                      Человек в Интернете просматривает, например, электронные энциклопедии. Именно просматривает, а не изучает – так формируется поверхностное отношение к познавательной информации. Эта деятельность не требует усилий для осмысления, продумывания, вникания, так как вдумчивое чтение здесь места не имеет.

3.                      Любой эмоциональный дискомфорт устраняется с помощью погружения в игру, в Интернет, ребенок не учится никаким другим способам решения проблем, формируется инфантильный стиль отношения к проблемам.

4.                      Сидение за компьютером «сажает» зрение. Глаза страдают от нечеткой картинки, плохого света, от бликов, от необходимости долго смотреть в одну точку. Глазные мышцы устают, теряют эластичность. Если ребенок в возрасте 14-15 лет ежедневно проводит у компьютера около 2 часов, потеря зрения на диоптрию в год ему гарантирована. Наш глаз привык воспринимать преломленный свет, а работая за монитором, мы смотрим на сам источник света. Изображение на экране мелькающее, что создает дополнительную нагрузку на органы зрения, наши глаза расслабляются только тогда, когда мы смотрим в даль.

5.                      Из-за неудобного стула и стола, работающий на компьютере со временем может заработать сколиоз. От долгого сидения нарушается кровообращение в области таза, что может привести к геморрою и ожирению.

6.                      При длительной работе за компьютером может развиться шейный остеохондроз, так как страдают мышцы шеи, плечевого пояса, спины и позвоночник.

7.                      Нагрузка приходится также и на ноги, сидячая работа ведет к застою крови. Поэтому гимнастику надо делать стоя, включив обязательно упражнения для ног – ходьбу на месте, приседания, встряхивания ногами.

8.                      Подростки, склонные к увлечению компьютерными играми, как правило, имеют повышенный риск стать алкоголиками или наркоманами.

       9.У работающих за компьютером существует необъяснимое огромное желание часто           перекусывать во время работы, и чаще всего обходятся бутербродами, что ведет к проблемам с ЖКТ.

Правила техники безопасности при работе за компьютером

       Глазам, работающего за компьютером помогут очки с перфорацией – это своего рода тренажер для глаз. Их надо надевать несколько раз в день на 5-7 минут. Отсидев 1-1,5 часа перед компьютером, необходимо сделать гимнастику для глаз.

     Надо научиться правильно держать «мышку»: не зажимая, не сдавливая её руками, так как это может вызвать запястный синдром (сильную боль, тяжесть в руках, дрожание, онемение пальцев). Стол должен быть широким, позволяющий рукам располагаться на нем, а не свешиваться, что вызывает усталость и напряжение в мышцах.

  Регулярная влажная уборка – не капризы чересчур аккуратной домохозяйки, а острая необходимость, так как компьютерный монитор собирает на себе пыль, что вызывает высыхание кожи и слизистой носоглотки, слезливость глаз и другие аллергические реакции.

         Монитор должен находиться 60-70см от пользователя и чуть выше уровня глаз.

       Ребенку до 7 лет нежелательно взаимодействовать с компьютером. Если родители все же хотят приобщить к нему своего малыша, то сидеть за компьютером он должен не более 20 минут в день и не чаще, чем один раз в два дня.

        Для детей 7-12 лет компьютерная норма -30 минут в день, но не ежедневно!

        12-14летние могут проводить за компьютером 1 час в день.

        С 14 до 17 лет максимальное время работы за компьютером 1,5 часа.

       Взрослым нежелательно работать за компьютером более 5 часов в день.

Цензура компьютерных игр

Цензура взрослыми компьютерных игр – вещь, совершенно необходимая, причем не надейтесь, что за вас это кто-то сделает. Каждая игра, попадающая в руки ребенка, вначале должна быть просмотрена кем-то из взрослых. Вникните в её содержание, задайтесь вопросами: что даст эта игра вашему ребенку, какие качества личности будет развивать в нем, не будет ли формировать агрессивный стиль поведения, не даст ли какую-то опасную информацию?

Игра должна:

         Развивать;

         Не содержать бранных слов и выражений;

         Не формировать циничное отношение к происходящему;

         Не содержать агрессивной информации;

         Не вызывать привыкания к боли, драматичным ситуациям;

         Не учить противозаконным вещам;

         Не содержать сексуальной тематики.

Аналогичной цензуре должны подвергаться и фильмы, которые смотрят дети, так как агрессия, негативная информация, чувство страха от просмотра фильмов ужасов также вредны для детской психики.

Что делать, чтобы ребенок не стал зависимым от компьютера

1.      Познакомьте его с временными нормами.

2.      Контролируйте разнообразную занятость ребенка (кружки, музыкальная школа, спортивная секция).

3.      Приобщайте к домашним обязанностям.

4.      культивируйте семейное чтение.

5.      Ежедневно общайтесь с ребенком, будьте в курсе возникновения у него проблем, конфликтов.

6.      Контролируйте круг общения, приглашайте друзей ребенка в дом.

7.      Знайте место, где ребенок проводит свободное время.

8.      Научите способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций.

9.      Осуществляйте цензуру компьютерных игр и программ.

10.  Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.

11.  Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно. Установите запрет на вхождение определенной информации.

12.  Говорите с ребенком об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противопоставление тому, что несет в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.

13.  Не забывайте, что родители – образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые установили для ребенка. Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимым? Курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение – лучший рецепт для профилактики зависимости у вашего ребенка.

Что делать, если вы подозреваете у ребенка компьютерную зависимость?

14.  Не идите путем насилия, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего быстро и резко, так как если ребенок серьезно «завис», то резкое отлучение его от «наркотика» может привести к кардинальным поступкам (уход из дома, скандал и пр.).

15.  Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.

16.  Попытайтесь выйти на диалог. Расскажите о пользе и вреде, который можно получить от компьютера.

17.  Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве. Проследите реакцию на новые условия и, самое главное, их выполнение. Поверьте, сложно ли ребенку выдерживать новые временные рамки.

18.  В случае, если сокращать время постепенно удается, то идите этим путем до установления нормы.

19.  Если ребенок обещает, но не выполняет, так как зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту, нужен человек, имеющий опыт решения проблем компьютерной зависимости.

multiurok.ru

Проблемы компьютерной зависимости школьников

Научно-технический прогресс, набравший к концу минувшего столетия невероятную скорость, стал очевидной и закономерной базой для создания компьютера, без которого современный человек уже практически не может жить. И можно смело говорить о высокой вероятности того, что в недалеком будущем человек уже не сможет полноценно жить без компьютера или Интернета. Многие организации, компании и фирмы уже не могут осуществлять свою деятельность без компьютерных сетей. Сфера компьютерных сетей развивается быстро и стабильно, постоянно предлагая потребителям свои усовершенствования и новые программы.

В настоящий момент компьютер – незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчет в том, что очень часто мы буквально зависим от работоспособности этих уникальных машин. Уже сегодня компьютерные системы внедрены в такие сферы деятельности, как банковское дело, системы безопасности, медицина, производство, наука и другие важные отрасли. Польза большая, но есть и весьма существенные «НО».

Итак, компьютер. Этот предмет сравнительно недавно вошел в нашу жизнь и закрепился в ней навсегда. Теперь ни одно предприятие, ни одно учебное заведение не обходится без компьютерных технологий. С одной стороны, компьютер значительно облегчил жизнь, а с другой – человечество столкнулось с такой глобальной проблемой, как формирование зависимости от компьютерных игр и Интернета.

Первым часть моего исследования является изучение материалов, касающихся этой проблемы.

Почему возникает компьютерная зависимость? Каковы причины?

Большинство детей большую часть времени проводят за компьютером и становятся зависимыми. Эта зависимость, как правило, в основном проявляется из-за отсутствия внимания и контроля со стороны родителей, бесконтрольности личного времени, неумения самостоятельно организовать свой досуг, бесконтрольности свободного доступа к Интернету, появления все новых и новых компьютерных игр. Подросток, погружаясь в компьютер, убегает из реального мира в виртуальный, где все гораздо проще, нежели в настоящем мире. Он хочет быть успешным и счастливым, но в жизни есть и минуты радости, и испытания. И если он не находит счастья и удовольствия в обычной жизни, то он старается придумать свой мир, где все легко и просто. А где еще можно спрятаться от лишних проблем и бед? В мире компьютера подросток чувствует себя гораздо увереннее, сильнее, умнее. Также зависимость появляется из-за незанятости подростка другими делами. Компьютерные игры - чудо XX века, они покорили человечество: играют все - от малышей до людей преклонного возраста. Компьютерные игры дают возможность перенестись в мир иллюзий и грёз, но что ожидает людей там? Как влияет современное массовое увлечение на психику игрока, на его отношение к реальному миру? Когда ребенок оказывается в пространстве компьютерной игры, куда поведет его эта игра? Что воспитывают эти игры? Почему все больше моих друзей становятся агрессивными, безразличными и равнодушными?

Психологом У. Дмитриевой выведены степени компьютерной зависимости:

1 степень- увлеченность на стадии освоения. Свойственна подростку в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайного интересного предмета. В этот период застревание за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль, и вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные чем-то более интересным. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход в следующую степень.

2 степень – состояние возможной зависимости. Сильная погруженность в игру, пребывание за компьютером более трех часов в день, изменение учебной мотивации в сторону снижения, падение успеваемости, иногда нарушение сна, сужение круга общения.

3 степень- выраженная зависимость- подросток не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру нервничает. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома, много времени проводить в игровых клубах или у друзей. Тревожность, возбудимость, рассеянность, замена друзей компьютером. На данной стадии есть опасность перехода подростка в 4 стадию. (пребывание за компьютером - 16-18часов в сутки )

4 степень- клиническая зависимость. На данной стадии подростку необходима помощь психиатра (неадекватная эмоциональность , отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля, слышание голосов, команд, потеря аппетита и интереса к жизни, необратимые изменения в мозге, необходимость в изоляции и лечении)

2. Исследовательская часть

Существует ли эта проблема в моей гимназии?

Исследование проведено такими методами как тестирование, метод наблюдения, метод научного анализа.

1. Анкетирование школьников «Мое отношение к компьютеру»

1. Сколько тебе лет?

2. Есть ли у тебя компьютер?

3. Сколько времени ты проводишь за компьютером?

4. Какой вид деятельности используешь за компьютером? (Интернет, игры, учебные программы и т. д. )

5. Какие программы, игры больше всего тебя привлекают?

6. Самостоятельно ли ты выходишь в Интернет?

7. В случае необходимости можешь ли спокойно прервать игру или другую деятельность за компьютером?

8. Контролируют ли родители твою деятельность за компьютером?

9. Соблюдаешь ли ты технику безопасности при работе за компьютером?

10. Перечисли, какую пользу приносит компьютер. В чем тебе помогает компьютер

11. Перечисли, какой вред от компьютера.

12. Помимо компьютера чем еще ты увлекаешься?

13. Каким видом спорта ты занимаешься?

5 класс «Б» (опрошено 16 человек)

Наличие Да 81%

компьютера

Нет 19%

Сколько времени проводишь за компьютером? До 1 часа 63%

4 часа 31%

Сколько хочу 6%

Дополнительные занятия Спорт 44%

Танцы 25%

Ничем 31%

Какой вид деятельности используешь за Найти нужную информацию 31%

компьютером?

Научные программы 25%

Интеллектуальные игры 6%

Просто игры 38%

Контролируют ли родители твою деятельность за Да 50%

компьютером?

Нет 25%

Иногда 12,5%

В случае необходимости можешь ли спокойно Да 100%

прервать игру или другую деятельность за компьютером?

2. Анкетирование для родителей «Мой ребенок и компьютер»

Возраст _

1. Есть ли компьютер дома? _

2. Сколько времени Ваш ребенок сидит за компьютером? _

3. Осуществляете ли Вы цензуру компьютерных игр и программ? _

4. Может ли Ваш ребенок самостоятельно выходить в Интернет? _

5. Спокойно ли Ваш ребенок оставляет компьютер, когда Вы просите его (ее) сделать что-нибудь по дому или даете какое-нибудь задание? _

6. Можете ли Вы сказать , что Ваш ребенок стал зависимым от компьютера? _

7. Знаете ли Вы что делать, если подозреваете у ребенка компьютерную зависимость? _

8. Соблюдаете ли Вы правила техники безопасности при работе за компьютером? _

Родители 5 класса «Б» (опрошено 15 человек)

Наличие да 80%

компьютера нет 20%

Сколько времени ребенок проводит за До 1 часа 20%

компьютером?

До 2 часов 73%

4 часа 7%

Осуществляете ли Вы цензуру компьютерных игр и Да 60%

программ?

Нет 13%

Не ответили 27%

Спокойно ли Ваш ребенок оставляет компьютер, Да 61%

когда Вы просите его (ее) сделать что-нибудь по дому или даете какое-нибудь задание?

Нет 12%

Не ответили 27%

Можете ли Вы сказать , что Ваш ребенок стал Да 13%

зависимым от компьютера?

Нет 60%

Знаете ли Вы что делать, если подозреваете у Нет 33%

ребенка компьютерную зависимость?

Ответы детей – учеников 5 класса «Б» и их родителей имеют некоторое расхождение, родители или лукавят или не владеют ситуацией.

7 класс «Б (опрошено 23 человек)

Наличие да 91%

Компьютера нет 9%

Сколько времени проводишь за компьютером? До 2 часов 87%

4 часа 13%

Дополнительные занятия Спорт 83%

Танцы 8,5%

Ничем 8,5%

Какой вид деятельности используешь за Музыка 30%

компьютером?

Интеллектуальные игры 18%

Просто игры 52%

Контролируют ли родители твою деятельность за Да 48%

компьютером?

Нет 34%

Иногда 18%

В случае необходимости можешь ли спокойно Да 20%

прервать игру или другую деятельность за компьютером?

Нет 13%

Не ответили 67%

Тест - опросник для установления зависимости от компьютерных игр и Интернета, проведенный в 9 классе «А» (опрошено 14 человек) показал, что 25% из 14 опрошенных – зависимы от компьютерных игр и Интернета. Какова степень зависимости? Здесь требуется дополнительная диагностика.

3. Заключение

В компьютерных классах при несоответствии высоты стула, стола и подставки для видеомонитора росту школьника нарушается зрение. Дома подростки могут сидеть за компьютером часами (по наблюдению) и совсем не думают о последствиях неограниченного пребывания за компьютером:

1. Искривление позвоночника. Неокрепший позвоночник во время неправильного сидения на стуле за столом принимает нефизиологические изгибы, в результате чего формируется неправильная осанка и искривление позвоночника. Постоянное наклонение сидящего вперед, сведение плеч заведомо приводит к сутулости, округлению спины. Стойкая сутулость в свою очередь вызывает другие отрицательные изменения в организме: грудная клетка становится плоской, уменьшается ее объем, нарушается нормальное развитие органов грудной клетки, появляется недостаточная амплитуда дыхательных движений, затрудняется дыхание.

Данные по зрению и сколиозу медицинского пункта гимназии №2 за два года

Количество школьников, состоящих на диспансерном учете

Сколиоз

2005 2008 2009

2ч 3ч 4ч

В сравнении с 2005 годом наблюдается рост с диагнозом сколиоз

2. Появление вредных привычек

3. Ухудшение зрения.

Данные по зрению и сколиозу медицинского пункта гимназии №2 за два года

Количество школьников, состоящих на диспансерном учете

2005 2008 2009

11ч 13ч 15ч

В сравнении с 2005 годом наблюдается рост с диагнозом миопия.

4. Головные боли. Ребенок, вдыхая меньше свежего воздуха, получает недостаточное количество кислорода. Это отражается на правильном функционировании всех органов и тканей. У ребенка развивается малокровие, снижается аппетит, он становится вялым, быстрее утомляется.

5. Раздражительность

6. Разногласия в семье

Чтобы избежать всех этих неприятных последствий, необходимо устанавливать режим пребывания за компьютером, а также соблюдать правила техники безопасности.

Необходимо: a) Располагать монитор не ближе 50-70 см от глаз ребёнка; б) экран компьютера располагать перпендикулярно линии зрения к центру экрана ВМ; в) угол рассматривания изображение информации на экране должен быть не меньшее 45º. (Это приводит к напряжению и переутомления глаз и, в конце концов, к развитию патологии зрения. )

Режим пребывания за компьютером (Рекомендации ассоциации практикующих психотерапевтов)

Возраст Максимальное время Максимальное время работы за Максимальная краткость в непрерывной работы день неделю

До 7 лет П Р О Т И В О П О К А З А Н О

8 лет 15 минут 30 минут 1-2 раза

9лет 20 минут 40 минут 1-3 раза

10лет 25 минут 50 минут 2-3 раза

11 лет 30 минут 60 минут 2-4 раза

12 лет 35 минут 70 минут 3-4 раза

13 лет 40 минут 80 минут 3-5 раза

14 лет 45 минут 90 минут 4-5 раза

15 лет 45 минут 100 минут 4-6 раза

16 лет 45 минут 120 минут 5-6 раза

Что делать, чтобы подросток не стал зависимым от компьютера?

Рекомендации взрослым:

Для того, чтобы избежать всего этого, необходимо:

1. Стараться больше времени уделять своему ребенку. Проводить больше времени всей семьей, устраивать беседы. Психологи установили, что основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей является недостаток личностных связей и взаимопонимания с семьей, родственниками и нужными людьми. Основной способ профилактики зависимости у детей – это создание условий для общения.

2. С детства прививать любовь к литературе, музыке, искусству. Для этого нужно ходить в музеи, театры, выставки, читать литературу, чтобы ребенок разносторонне развивался.

3. Уделять внимание спорту.

4. Развивать интерес к шахматам, рисованию, танцам и т. д.

5. Установить режим работы за компьютером, а также четко контролировать деятельность ребенка за компьютером (какие сайты посещаются, в какие игры чаще всего играет ребенок). Разумное использование компьютера и Интернета. Родители должны объяснить ребенку, что домашние задания – это приоритет номер один; если работа сделана, компьютер твой, нет – не твой.

6. Каждая игра, попадающая в руки школьника, вначале должна проиграться кем-то из взрослых. Задайтесь вопросами: Что даст эта игра? Какие качества будет развивать, не даст ли толчок развитию слабых сторон личности? Не будет, ли формировать агрессивный стиль поведения? Не даст ли опасную информацию?

Компьютерная игра должна развивать в ребенке познавательный интерес, она не должна содержать нецензурных слов и оскорбляющих выражений, не должна формировать цинизм и агрессию. Компьютерная игра должна учить ребенка соблюдению законов, отличать добро от зла, чувствовать боль человека, должна учить милосердию, состраданию, толерантности.

Подведем итог. Компьютерная техника сегодня стремительно развивается. Со скоростью света появляются и так же быстро устаревают различные технические решения и стандарты. По прогнозам экономических и социологических компаний компьютерная техника и телекоммуникации будут оставаться одной из самых развивающихся отраслей в мировой индустрии. Поэтому число людей, занятых в этих отраслях, неизменно будет расти. Соответственно, будет расти и число домашних пользователей компьютеров. Школы развиваются в ногу со временем, открывается все больше компьютерных классов. Сам компьютер для юношей и девушек сегодня является необходимым атрибутом в их жизни. Поэтому перед медиками и педагогами, сегодня встают задачи, которые касаются безопасности и комфорта в работе с компьютером. И их необходимо решать, чтобы поколение росло здоровым в физическом и психологическом плане

В настоящее время в каждой семье имеется компьютер, это и подтверждает анкетирование.

Наличие компьютера (выборочно)

5 класс «Б» 73%

7 класс «Б» 90%

4 класс «А» 77%

Опрос среди школьников гимназии №2 (опрошено 234 человека)

Электронные игры 61%

Игра на компьютере 51%

Ежедневно по 2-3 часа 45%

Более 3-х часов в день 18%

Ухудшение зрения 22%

Нет контроля 32%

На основе данных исследования учащихся и родителей я сделал вывод:

12% школьников в гимназии имеют компьютерную зависимость 1-2 степени (опрошено 234 человека).

24% родителей (опрошено 54 человека) не знают, что делать с этой проблемой.

Главным результатом данной работы считаю, прежде всего, изменение в моем отношении к компьютеру. Проблема обозначилась и в гимназии. Пока эта зависимость не дошла 3-4 степени надо принимать меры.

Проблема влияния компьютера на человека очень обширна и многогранна. В этой работе были рассмотрены лишь некоторые аспекты этого вопроса. На основе исследования я выявил, что компьютерная зависимость наступает закономерно, если этот процесс не контролировать.

Мои пути решения этой проблемы:

1. На высокий уровень поставить просветительскую и профилактическую работу, где главная роль отводится семье, затем школе и обществу.

2. Мною подготовлен видеоролик о компьютерной зависимости для показа школьникам и их родителям.

3. Школьные психологи, своевременно выявляя зависимых детей, должны оказывать квалифицированную помощь.

4. Установить государственный контроль над компьютерными клубами, где подростки часами не отходят от компьютеров и играют в игры агрессивного содержания.

5. Предлагаю производителям, выпускающим компьютерные игры и программы, устанавливать предупреждающие знаки о возможности возникновения компьютерной зависимости, в случае бесконтрольного и неразумного использования этих игр и программ.

6. В школах из числа школьников необходимо ввести должность консультанта по разумному и правильному использованию компьютеров. Почему из числа школьников? Потому что общение на уровне «Подросток – Подросток» намного эффективнее и результативнее.

www.hintfox.com


Смотрите также

Объявление

Если у Вас есть ещё какие-либо интересные материалы (тексты, фото, видео, аудио), связанные с творческой жизнью Людмилы Тумановой, поделитесь ими со всеми нами, её многочисленными поклонниками.

Обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону: 8-922-56-101-83