Ludmila Tumanova

Краски акварельные это


Акварельная краска

  • #
  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Э
  • Ю
  • Я

prev

next

www.peredvizhnik.ru

Акварель - это... Что такое Акварель?

У этого термина существуют и другие значения. См. Акварель (значения).

Карл Ларссон, Рождественский вечер, Акварель, (1904—1905).

Акваре́ль (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности) [1].

Евгений Рындин. Тишина. Акварель с использованием восковых мелков, 2002 Евгений Рындин. Пион. Акварель с использованием акварельных карандашей, 2001 Акварельные краски

Основой для акварели является, как правило, бумага, которую часто предварительно смачивают водой для достижения особой размытой формы мазка. Для этого могут служить особые рамки — стираторы — на которые натягивается лист. Таким образом, во время письма бумагу можно смачивать снизу, или бумагу кладут на мокрую фланель. Возможен и более простой способ: предварительно увлажненный лист акварельной бумаги, достаточно хорошо впитывающей влагу, кладут на стекло, при этом, в зависимости от того, как долго отрабатывается конкретный участок рисунка, выбирают угол наклона стекла, но чаще всего стекло лежит горизонтально. Сообразуясь с собственными манерными возможностями, можно допускать, чтобы вода на листе бумаги выступала в виде лужи или глубоко впитывалась и создавала лишь отдельный влажный участок. Краска в таких случаях играет по-разному, чем создает желаемый эффект. Собственно говоря, именно в этом заключается наиболее распространённое современное понимание акварельной техники. Кроме того, в акварели могут использоваться работа заливками и точечно-штриховая техника. Именно для таких приёмов используется натягивание листа бумаги на планшет, а также так называемые акварельные блоки.

Связующим веществом для акварельных красок служат легко растворимые водой прозрачные растительные клеи — гуммиарабик и декстрин. В качестве пластификатора в них вводят глицерин и инвертированный сахар, удерживающие влагу. Без этого краски бы легко пересыхали и становились хрупкими. Другая добавка к акварельным краскам, служащая поверхностно-активным веществом — бычья желчь. Она препятствует скатыванию красок в капли, облегчая рисование. Для защиты от плесени вводится антисептик — фенол.

По мнению специалистов XIX века, «для акварельной живописи употребляется или бристольский картон, ватманская бумага, или торшон, кисти беличьи, куньи, барсука или хорьковые. Однотонные рисунки делаются или по способу Губерта, употребляя сепию, или нейтральтинтом. Для цветных акварелей наиболее употребительные краски следующие: гуммигут, индийская жёлтая, жёлтая охра, терр де Сиена натуральная, таковая же жжёная, киноварь, кармин гаранс, лак-гаранс, кармин жжёный, охра красная, венецианская красная, индийская красная, кобальт, ультрамарин, берлинская лазурь, индиго, нейтральтинт и сепия» (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона).

Работа акварельными красками на природе, с натуры, требует быстроты и отработанной техники. Вместе с тем, под рукой должен быть сосуд с чистой водой и губка, которая, как правило, участвует в процессе наравне с кистями. Качество акварельной бумаги является очень важным для работы, но самая дорогая и лучшая бумага не всегда доступна начинающим художникам, и потому вполне можно приспособиться к уже имеющейся — настолько, что даже на самой хорошей, но непривычной бумаге результат может оказаться слабее.

Современные художники достаточно успешно используют сравнительно недавно появившиеся в продаже акварельные карандаши, а также другие материалы, позволяющие «дорабатывать» акварель, к примеру: пастель, восковые мелки, гелевые чернила, и т.д.

История

Акварельная техника стала развиваться в Китае после изобретения бумаги во II веке нашей эры. В XII—XIII веках бумага получила распространение в Европе, прежде всего в Испании и Италии. Предшественницей и акварельной техники в Европе была роспись по сырой штукатурке (фреска), позволявшая получать сходные эффекты.

Альбрехт Дюрер, Заяц, 1502, Акварель, Музей в Вене. Дж. Тёрнер, Акварель, 1802

В Европе акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи. Из первостепенных художников Ренессанса значительный след в акварели оставили Дюрер, чей «Заяц» стал хрестоматийной работой, затем акварели отдали дань Антонис ван Дейк, Клод Лоррен и Джованни Кастильоне. Однако эти примеры оставались единичными вплоть до рубежа XVIII—XIX веков, так что даже в 1829 году Пайо де Монтабер в «Полном трактате о живописи» упоминает об акварели вскользь как об искусстве, не заслуживающем серьёзного внимания.

В то же время техника с использованием ослабленных контуров и растушёвки кистью широко применялась, особенно в XVIII веке, участниками научных и военных экспедиций для зарисовки археологических и геологических объектов, растений, животных, при раскраске архитектурных и топографических планов: первоначально употреблялась китайская тушь, затем тушь с лак-кармином, сепия, а затем и другие водяные краски. В середине XVIII века рисование водяными красками сделалось популярным видом досуга для непрофессионалов: распространению этого развлечения особенно способствовали публиковавшиеся в 1780-е гг. и воспевающие красоту английской глубинки путевые дневники Уильяма Гилпина, которые он снабдил собственными иллюстрациями. В результате на рубеже XVIII—XIX века усилиями сперва Пола Сэндби, затем Томаса Гёртина и наконец, прежде всего, Джозефа Тёрнера акварель превратилась в едва ли не важнейший вид английской живописи — в 1804 г. было основано Общество акварелистов (англ. Society of Painters in Water Colours).

Кроме того, популярность акварели возросла и в связи с распространившейся во второй половине XVIII в. моде на портретную миниатюру, — жанр, который с успехом начали осваивать многочисленные художники-любители.

Новации Гёртина, начавшего пользоваться акварелью для картин большого формата, и Тёрнера, существенно обогатившего арсенал технических приёмов акварелиста, вызвали к жизни дальнейший подъём английской акварели в творчестве таких художников, как пейзажисты Джон Селл Котмен, Энтони Копли Филдинг, Ричард Паркс Бонингтон, Дэвид Кокс, много писавший архитектурные сооружения Сэмюэл Праут, мастер натюрмортов Уильям Генри Хант, а также Сэмюэл Палмер, Джон Варли, Джон Фредерик Льюис, Майлз Бёркет Фостер, Фридерик Уокер и другие мастера. Роль акварели в английском изобразительном искусстве была закреплена сочинениями Джона Рёскина, объявившего Тёрнера крупнейшим художником своего времени.

В середине XIX века акварель завоевала широкую популярность также в США благодаря работам таких художников, как Уильям Трост Ричардс, Томас Моран, Томас Икинс и Уинслоу Хомер.

Во Франции распространение акварельной живописи было связано с именами Поля Делароша, Эжена Делакруа, Анри Жозефа Арпинье, а также мастера сатирических рисунков Оноре Домье.

К концу XIX века произошёл некоторый пересмотр отношения к акварели, отчасти связанный с тем, что многие новые краски, введённые в широкое употребление акварелистами середины века, оказались весьма недолговечными, быстро выцветающими. Тем не менее на рубеже веков акварели отдали дань Поль Синьяк и Поль Сезанн во Франции, Морис Прендергаст и Джон Сингер Сарджент в США, а затем Василий Кандинский, Эмиль Нольде, Эгон Шиле, Пауль Клее и Рауль Дюфи.

Акварель в России

акварелист на природе
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 16 сентября 2011.

Английская традиция акварели оказала сильное влияние на русских художников, прежде всего тех, кто был связан с императорской Академией художеств, находившейся в столице империи — Санкт-Петербурге.

Первое имя в летописи русской акварели, которое по праву зачинателя и уровню мастерства необходимо назвать — Петр Фёдорович Соколов (1791—1848). Он исполнял портреты, сцены охоты, жанры, запечатлев лик своей эпохи и своих современников.

Акварелью, в портрете и жанре, работали живописец Карл Брюллов (1799—1852) и его брат — архитектор Александр Брюллов (1798—1877). Акварелисты Василий Садовников (1800—1879) и Людвиг Премацци (1818—1891), рисовали императорские дворцы и пейзажи загородных резиденций.

Во второй половине XIX века, в ряду акварельных произведений выделяются листы, исполненные Михаилом Клодтом (1832—1902), маринистами Львом Лагорио (1828—1905) и Александром Беггровым (1841—1914). Свою оригинальную дань искусству акварели принесли такие живописцы, как Илья Репин (1844—1930), Михаил Врубель (1856—1910), Валентин Серов (1865—1911).

Акварельная живопись увлекала и членов объединения «Мир искусства» Александра Бенуа (1870—1960), Льва Бакста (1866—1924), Ивана Билибина (1876—1942), Константина Сомова (1869—1939), Анну Остроумову-Лебедеву (1871—1955). Акварелью владел поэт Максимилиан Волошин (1877—1932), рисунки которого пересекались с его поэтическими произведениями.

Важным этапом в развитии русской акварели стала организация в 1887 году «Общества русских акварелистов», возникшего из кружка акварелистов. Его первым председателем был избран А. Н. Бенуа. Общество вело активную выставочную деятельность, проведя за 1896—1918 гг. тридцать восемь выставок. Его членами были А. К. Беггров, Альберт Бенуа, П. Д. Бучкин, Н. Н. Каразин, М. П. Клодт, Л. Ф. Логарио, А. И. Мещерский, Е. Д. Поленова, А. П. Соколов, П. П. Соколов и другие. Общество прекратило свою деятельность в 1918 году. В 1998 году общество было возрождено как «Общество акварелистов Санкт-Петербурга».

В ХХ веке круг русских советских художников, работавших в технике акварели значительно расширился. Об этом интересе свидетельствуют Всесоюзные выставки акварели, регулярно проводившиеся начиная с 1965 года. Например, в VI Всесоюзной выставке акварели в 1981 году в Москве приняло участие около 400 художников[2]. Среди крупнейших мастеров-акварелистов XX века Н. А. Тырса, С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, С. Е. Захаров, М. А. Зубреева, А. С. Ведерников, Г. С. Верейский, П. Д. Бучкин, В. М. Конашевич, Н. Ф. Лапшин, В. В. Лебедев, Г. К. Малыш, А. Н. Самохвалов, С. И. Пустовойтов, В. А. Ветрогонский, В. С. Климашин, В. К. Тетерин, А. И. Фонвизин и другие.

Такова в общих чертах история развития русской акварели. Ее особенность состоит в том, что в России не было обособленной подготовки узких профессионалов-акварелистов. Наметившийся в конце XX века рост интереса к акварели, изменил положение вещей. Знаковым событием стало открытие специализированной школы акварели Сергея Андрияки.

Примечания

  1. ↑ Популярная художественная энциклопедия. Т. 1. «Советская энциклопедия». Москва. 1986. С. 21 — В отдельных случаях произведения, созданные в этой технике вообще относят к графике — не случайно в профессиональной среде принято говорить: «рисовать акварелью»
  2. ↑ Современная советская акварель. Автор вступ. ст. В. И. Володин, составитель Н. А. Володина. М., Советский художник, 1983. С.3.

  • Клюнинг А. Материалы акварельной живописи // Художник. 1975, № 9. С.60-62.
  • Современная советская акварель. Автор вступ. ст. В. И. Володин, составитель Н. А. Володина. М., Советский художник, 1983.

dic.academic.ru

Из чего состоит акварель?

  • А Аэрография
    • Аэрографы
    • Компрессоры для аэрографа
  • Б Бумага, картон, пенокартон
  • В Вспомогательные средства для живописи и графики
  • Г Гипсы и манекены
  •   Графика, рисунок, скетчинг
  • Д Для детей
  •   Для работ по дереву
  • З Золочение
  • И Игры
    • Головоломки, пазлы
    • Игры настольные
  •   Инструменты для живописи
  • К Каллиграфия
  •   Канцелярия
    • Блокноты
    • Ежедневники, записные книжки
    • Канцелярские зажимы
    • Клей канцелярский
    • Кнопки, скрепки, степлеры, скобы, дыроколы
    • Корректоры и текстовыделители
    • Ластики
    • Линейки, угольники, транспортиры
    • Ножницы
    • Папки, уголки, файлы
    • Пеналы
    • Ручки гелевые и шариковые
    • Ручки капиллярные
    • Скотч, клейкие ленты
    • Тетради
    • Точилки
  •   Кисти
  •   Клей
  •   Книги, календари, раскраски
  •   Краски
    • Акварель
    • Акрил
    • Граффити
    • Гуашь
    • Масло
    • Пигменты
    • Темпера
  • Л Линогравюра
    • Линолеум для линогравюры
    • Резцы и инструменты для линогравюры
  • М Макетирование
    • Коврики для резки
    • Лезвия
    • Ножи для макетирования
  •   Моделизм
  •   Мольберты, этюдники, ящики для красок
    • Мольберты
    • Этюдники
    • Ящики для красок
  • П Папки, портфолио, сумки, тубусы, пеналы
  •   Планшеты, клипборды, стулья
    • Клипборды
    • Планшеты
    • Стулья, подставки
  •   Подарки и сувениры
  •   Подарочные карты
  • Р Рамы, подрамники, багет
    • Багет
    • Инструменты и фурнитура
    • Подрамники
    • Рамы
  • С Скульптура и лепка
  • У Упаковка
  •   Уценка
  • Х Хобби
  •   Холсты и инструменты для натяжки
  • Ч Черчение
  • Ш Школьнику

krasniykarandash.ru

Чем уникальна акварель и как с ней совладать. Часть 1: акварельная история | Журнал Ярмарки Мастеров

Обычно я рассказываю про акварельную технику на моих занятиях с учениками. И тут подумала, а почему бы мне не поделиться с вами некоторыми мыслями, наблюдениями и рассказать, чем уникальна акварель и как с ней совладать! Да-да, именно совладать, чуть ниже расскажу, почему именно так.

С одной стороны, мы все знаем акварель, скорее всего, из детства. Может быть поэтому у многих сформировалось мнение, что акварель — простой и не такой «крутой» материал, как, например, масло. А на деле оказывается, что акварельная техника — одна из самых сложных, и чтобы достичь в ней мастерства, нужно учиться, и только со временем она открывает перед художником свои неограниченные возможности и красоту. Чтобы ее понять, почувствовать, нужно время, смелость, терпение и много бумаги :) И оно того стоит!

Не буду с головой погружаться в историю акварели, но про ключевые моменты с удовольствием расскажу.

Акварель — (от франц. aquarelle — водяной, от лат. aqua — вода). Состоит из мелко растертого пигмента, гуммиарабика и декстрина. Мед, сахар и глицерин удерживают влагу. Еще одна составляющая красок — это бычья желчь. Кстати, некоторые компоненты можно дополнительно добавлять в уже готовые краски, тем самым придавая им определенные свойства.Как нетрудно догадаться, акварельная живопись появилась с появлением бумаги, а бумага — это изобретение китайцев начала II века нашей эры. Сами же акварельные краски были еще известны в Древнем Египте.

Китайские акварели традиционно пишутся не только на бумаге, но и на шелке или иной ткани. Наиболее часто встречающиеся жанры акварельной китайской живописи — это пейзажи, цветы, животные. Китайскую живопись узнаешь сразу — по легкости и точности мазка, совершенной гармонии.

Поэтому такие рисунки-свитки можно не только вешать на стену, но и сворачивать в рулон и хранить в специальных футлярах, что сохраняет краски в первозданном виде. Традиционные жанры китайской акварели: пейзаж, цветы и птицы, портрет, анималистический жанр.

А это работы современного китайского акварелиста Chen YuLian, не очень у нас известного.

В Европе акварельная техника вошла в употребление в XV веке, одни из самых примечательных художников периода Возрождения, использующие акварель, — это Альбрехт Дюрер и Антонис ван Дейк. «Заяц» стал хрестоматийной работой, а вот, собственно, и он.

Акварель поначалу не была по достоинству оценена живописцами того времени. Долгое время акварель считалась пригодной только для вспомогательных задач, художники писали ею как темперой или маслом, а ее преимущества воспринимались как недостатки. Зато акварель использовали картографы, путешественники, ботаники, те, кому нужно было делать зарисовки без каких-либо специальных приспособлений, имея под рукой только воду и краску.

И вот пара таких ботанических иллюстраций, созданных итальянским художником Жерардо Кибо в 16 веке.

Расцвет акварельной живописи в Европе, а также в России пришелся на на рубеж XVIII—XIX веков. Многие русские художники использовали акварель, часто для зарисовок, эскизов. Постепенно акварель становилась самостоятельным видом искусства.

Пейзаж Левитана.

Особенно популярна акварельная живопись была в Великобритании, где в 1804 году было создано Общество акварелистов. Акварель стала одной из ведущих техник, дав возможность художникам заниматься исключительно акварелью.

Художник Эдвард Вессан.

Не могу не поделиться замечательными работами современного английского художника Ричарда Торна.

С тех пор акварель расцветала и развивалась. Заняла свое место также и в американском искусстве. Один из любимых художников 20 в. — Эндрю Уайет.

«Не важно, что именно ты делаешь, важно, чтобы все, к чему ты прикасаешься, меняло форму, становилось не таким, как раньше, чтобы в нем оставалась частица тебя» (Э. Уайет).

Я почти не касаюсь современной акварели, так как это длинная и очень интересная история, заслуживающая отдельной главы.Один из мастеров современной акварели — австралийский художник Джозеф Збуквич.

«Делать все самому — большая ошибка. То, что делаю я — только детали, основное творит сама акварель. Масляная живопись — это словно езда не лимузине, а акварель — на феррари. Не та респектабельность — но это, и правда, круто.Вся моя философия — в одной простой фразе. Просто рисуй» (Д. Збуквич)

Переходя от истории к более практической части, расскажу о том как акварель ворвалась в мою жизнь. Акварель была в детстве, в юности, но даже на первом курсе университета особого понимания ее возможностей не было. Потом мы уже писали другими материалами, почти не трогая водную красочку. Иногда попадались акварели других художников и заставляли останавливаться. Столько природы, какой-то естественной красоты может дать эта краска.

Можно сказать, что акварель вернулась в мою жизнь после рождения первого ребенка, как ни странно. Дефицит времени заставлял использовать каждую свободную минуту с пользой. И акварель позволяла уйти в такой отрыв, она в этом плане очень хороша, нужна всего лишь бумага, кисть, вода и краска. Нет запаха растворителей, краска сохнет быстро, работы легко хранить. Это не в обиду другим материалом, при желании с детьми можно писать и маслом и горячие батики ваять, если есть потребность найдется и время и все остальное. Иногда бывает очень трудно, часто в ущерб другим вроде бы тоже важным делам и сну, но иначе никак. Если именно сейчас в руки хочется взять бумагу или другой любимый материал, то лучше найти время, ведь желание что-то сделать уже дорого стоит и не известно появится ли оно завтра.

А теперь переходим к тому, с чего начинается акварель. И чтобы было понятнее, разберем, в чем ее особенности и отличие от других красок.

Акварель часто называют самой непредсказуемой техникой. И в этом есть и ее преимущество и сложность. Получить желаемый результат бывает не просто, исправлений акварель не любит, а порой они и вовсе невозможны. Акварель — краска настоящего момента — как положил, направил, так и будет.

Иногда оказывается, что это непредсказуемость и живая природа краски и есть ее самая большая ценность. Поэтому можно сказать, что акварель — это соавторство воды и человека.

Главная особенность акварели — прозрачность красок. И ключевую роль тут играет вода, а это значит, что многие эффекты и приемы строятся на ее свойствах. Притягательна способность акварели плавно растекаться, смешиваясь с другими оттенками, образуя удивительные цветовые переходы. Акварель позволяет получить тончайшие нюансы полутонов, недоступные никакой другой технике.

Акварель бывает многослойная — такой способ нанесения краски называют лессировка и а-ля-прима, когда краска наносится в один слой. Краской можно работать как по-сухому, так и по-мокрому, предварительно увлажнив бумагу. Большую роль в этом деле играют материалы, особенно бумага. Они должны быть хорошими. На бумаге низкого качества может просто ничего не получиться. Поэтому для укрощения этой самой акварели в первую очередь нужны соответствующие материалы. Если вы только начинаете писать акварелью, выбирайте пусть не самые дорогие, но профессиональные краски, кисти, бумагу. Иначе легко разочароваться, а ведь акварель стоит того, чтобы ее попробовать и получать массу положительных эмоций беря в руки кисть!

Следующая часть моего рассказа будет именно об этом. Подробно расскажу о красках, марках, кистях, бумаге и как в них не запутаться и выбрать необходимый минимум. И перейду к технике и к ее тонкостям.

Спасибо, что уделили свое время началу этой акварельной истории.

И напоследок еще один наш современник, возможно, многим знакомый — Аруш Воцмуш.

www.livemaster.ru

Краски акварельные - это... Что такое Краски акварельные?

Карл Ларссон, Рождественский вечер, Акварель, (1904—1905).

Акваре́ль (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерного для живописной поверхности) [1].

Техника

Набор акварельных красок.

Евгений Рындин. Тишина. Акварель с использованием восковых мелков, 2002

Евгений Рындин. Пион. Акварель с использованием акварельных карандашей, 2001

Основой для акварели является, как правило, бумага, которую часто предварительно смачивают водой для достижения особой размытой формы мазка. Для этого служат особые рамки (стираторы), на которые натягивается лист. Таким образом, во время письма бумагу можно смачивать снизу, или бумагу кладут на мокрую фланель. Возможен и более простой способ: предварительно увлажненный лист акварельной бумаги, достаточно хорошо впитывающей влагу, кладут на стекло, при этом, в зависимости от того, как долго отрабатывается конкретный участок рисунка, выбирают угол наклона стекла, но чаще всего стекло лежит горизонтально. Сообразуясь с собственными манерными возможностями, можно допускать, чтобы вода на листе бумаги выступала в виде лужи или глубоко впитывалась и создавала лишь отдельный влажный участок. Краска в таких случаях играет по-разному, чем создает желаемый эффект. Собственно говоря, именно в этом заключается современное понимание акварельной техники.

По мнению специалистов XIX века, «для акварельной живописи употребляется или бристольский картон, ватманская бумага, или торшон, кисти беличьи, куньи, барсука или хорьковые. Однотонные рисунки делаются или по способу Губерта, употребляя сепию, или нейтральтинтом. Для цветных акварелей наиболее употребительные краски следующие: гуммигут, индийская жёлтая, жёлтая охра, терр де Сиена натуральная, таковая же жжёная, киноварь, кармин гаранс, лак-гаранс, кармин жжёный, охра красная, венецианская красная, индийская красная, кобальт, ультрамарин, берлинская лазурь, индиго, нейтральтинт и сепия» (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона).

Работа акварельными красками на природе, с натуры, требует быстроты и отработанной техники. Вместе с тем, под рукой должен быть сосуд с чистой водой и губка, которая, как правило, участвует в процессе наравне с кистями. Кисть должна быть крупной — десятого—шестнадцатого номера. Качество акварельной бумаги является очень важным для работы, но самая дорогая и лучшая бумага не всегда доступна начинающим художникам, и потому вполне можно приспособиться к уже имеющейся — настолько, что даже на самой хорошей, но непривычной бумаге результат может оказаться слабее.

Современная техника достаточно успешно использует сравнительно недавно появившиеся в продаже акварельные карандаши, восковые мелки, гелевые чернила. Использование этих материалов не должно быть назойливым, и чем более опытен художник, тем менее заметно применение этих новинок.

История

Акварельная техника стала развиваться в Китае после изобретения бумаги во II веке нашей эры. В XII—XIII веках бумага получила распространение в Европе, прежде всего в Испании и Италии. Предшественницей и акварельной техники в Европе была роспись по сырой штукатурке (фреска), позволявшая получать сходные эффекты.

Альбрехт Дюрер, Заяц, 1502, Акварель, Музей в Вене. Дж. Тёрнер, Акварель, 1802

В Европе акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи. Из первостепенных художников Ренессанса значительный след в акварели оставили Дюрер, чей «Заяц» стал хрестоматийной работой, затем акварели отдали дань Антонис ван Дейк, Клод Лоррен и Джованни Кастильоне. Однако эти примеры оставались единичными вплоть до рубежа XVIII—XIX веков, так что даже в 1829 году Пайо де Монтабер в «Полном трактате о живописи» упоминает об акварели вскользь как об искусстве, не заслуживающем серьезного внимания.

В то же время техника с использованием ослабленных контуров и растушёвки кистью широко применялась, особенно в XVIII веке, участниками научных и военных экспедиций для зарисовки археологических и геологических объектов, растений, животных, при раскраске архитектурных и топографических планов: первоначально употреблялась китайская тушь, затем тушь с лак-кармином, сепия, а затем и другие водяные краски. В середине XVIII века рисование водяными красками сделалось популярным видом досуга для непрофессионалов: распространению этого развлечения особенно способствовали публиковавшиеся в 1780-е гг. и воспевающие красоту английской глубинки путевые дневники Уильяма Гилпина, которые он снабдил собственными иллюстрациями. В результате на рубеже XVIII—XIX века усилиями сперва Пола Сэндби, затем Томаса Гёртина и наконец, прежде всего, Джозефа Тёрнера акварель превратилась в едва ли не важнейший вид английской живописи — в 1804 г. было основано Общество акварелистов (англ. Society of Painters in Water Colours).

Кроме того, популярность акварели возросла и в связи с распространившейся во второй половине XVIII в. моде на портретную миниатюру, — жанр, который с успехом начали осваивать многочисленные художники-любители.

Новации Гёртина, начавшего пользоваться акварелью для картин большого формата, и Тёрнера, существенно обогатившего арсенал технических приёмов акварелиста, вызвали к жизни дальнейший подъём английской акварели в творчестве таких художников, как пейзажисты Джон Селл Котмен, Энтони Копли Филдинг, Ричард Паркс Бонингтон, Дэвид Кокс, много писавший архитектурные сооружения Сэмюэл Праут, мастер натюрмортов Уильям Генри Хант, а также Сэмюэл Палмер, Джон Варли, Джон Фредерик Льюис, Майлз Бёркет Фостер, Фридерик Уокер и другие мастера. Роль акварели в английском изобразительном искусстве была закреплена сочинениями Джона Рёскина, объявившего Тёрнера крупнейшим художником своего времени.

В середине XIX века акварель завоевала широкую популярность также в США благодаря работам таких художников, как Уильям Трост Ричардс, Томас Моран, Томас Икинс и Уинслоу Хомер.

Во Франции распространение акварельной живописи было связано с именами Поля Делароша, Эжена Делакруа, Анри Жозефа Арпинье, а также мастера сатирических рисунков Оноре Домье.

К концу XIX века произошёл некоторый пересмотр отношения к акварели, отчасти связанный с тем, что многие новые краски, введённые в широкое употребление акварелистами середины века, оказались весьма недолговечными, быстро выцветающими. Тем не менее на рубеже веков акварели отдали дань Поль Синьяк и Поль Сезанн во Франции, Морис Прендергаст и Джон Сингер Сарджент в США, а затем Василий Кандинский, Эмиль Нольде, Эгон Шиле, Пауль Клее и Рауль Дюфи.

Акварель в России

Развитие русской акварели в XIX веке связано с именами Ивана Раулова, Людвига Премацци, Платона Бориспольца, братьев Чернецовых. В 1839 г. группой русских художников был изготовлен альбом акварельных рисунков, поднесённый императору Александру II во время посещения им Рима.

Из наших современников, в России конца XX - начала XXI вв. наиболее заметными явлениями в искусстве акварели стали серии работ Сергея Андрияки и мастеров его школы, (Школа акварели Сергея Андрияки), самобытных мастеров высочайшего уровня Марии Вишняк, Игоря Каменева и др. Особое место заняли акварельные рисунки выдающегося русского художника второй половины прошлого века Анатолия Зверева.

Акварель в Беларуси

Среди Белорусских акварелистов наиболее известными XX - XXI вв. стали Георгий Поплавский, Виталий Цвирко, Евгений Жилин, Зоя Литвинова

Примечания

  1. ↑ Популярная художественная энциклопедия. Т. 1. «Советская энциклопедия». Москва. 1986. С. 21 — В отдельных случаях произведения, созданные в этой технике вообще относят к графике — не случайно в профессиональной среде принято говорить: «рисовать акварелью»

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Акварель

Слово «акварель» берет свое название от латинского слова «aqua», что означает «вода». Поэтому акварель — это краска, которую разводят при помощи воды. Прозрачность акварели — главный ее признак и основная ценность. Именно прозрачность придает характерную легкость акварельной живописи.

Каждая краска имеет свое название: ультрамарин, кобальт, синий, берлинская лазурь — синие краски; кадмий красный, киноварь красная, краплак — красные; изумрудная зеленая, кобальт зеленый, окись хрома — зеленые; кадмий желтый, стронциановая желтая, охра светлая — желтые; сиена жженая, умбра натуральная, умбра жженая, сепия — коричневые; сажа газовая, виноградная черная, кость жженая — черные.Для работы акварелью отечественная промышленность много лет выпускает наборы красок: «Нева» (12 и 16 цветов), «Спутник» (18 цветов), «Ленинград» (16 и 24 цвета), «Акварель художественная» (16 цветов). В последние годы появились такие торговые марки, как «Санкт-Петербург» и «Белые ночи». Кроме того, хорошо себя зарекомендовали немецкие и итальянские краски, а несколько хуже вышеперечисленных, но доступнее по цене и по цветам — китайские.

Когда смешивают краски, соответствующие цветам спектра, получаются яркие сложные цвета (например, берлинская лазурь с кадмием дают очень яркий зеленый цвет) и их оттенки.

Цвет акварели напрямую зависит от бумаги, на которой делается рисунок. Белая бумага просвечивает сквозь слой акварели, поэтому краска будет светлеет.

При начале работы с акварелью краски необходимо слегка смочить чистой водой. Подождать, когда они немного разбухнут, чтобы легко набираться на кисть. Подходящий цвет можно смешать, подбирая на палитре, которая должна быть белой, чтобы все краски на ней выглядели так, как на белой бумаге. Специальная палитра для акварели в продаже не всегда есть и она обычно сделана из пластмассы. Но ее можно заменить, например, белой фарфоровой тарелкой, керамической или пластмассовой плиткой или даже листом плотной бумаги. Однако «бумажной палитрой» пользуются редко, так как клеевое вещество, которым пропитана бумага, смешиваясь с краской, загрязняет рисунок.

Рисуют всегда негусто разведенной краской. Начинающему иногда кажется, что густо наложенная краска красивее и ярче выглядит на рисунке. Но когда такая работа высыхает, вместе с влагой исчезает свежесть и яркость цветов, рисунок выглядит грязным и непривлекательным.

При рисовании акварелью кисть тщательно смачивают, т.к. в полусухой кисти волоски разделяются, краска на них не попадает, в результате чего мазок становится неровным и сухим. Если на кисть набирается много краски, она словно связывает волосинки, и тогда мазок ложится ровно.

Лучшие акварельные рисунки получаются тогда, когда работаешь незагрязненными красками. Вот почему надо брать два сосуда: в одном полоскать кисть, а из другого чистой кистью набирать чистую воду для разведения красок. Тогда цвета будут свежие и чистые. Красками работают обычно после нанесения эскиза карандашом. Будущему акварельному рисунку очень вредит злоупотребление резинкой. На потертой резинкой бумаге плохо ложится краска, уходит свежесть и чистота цвета.

Бумагу для работы нужно носить в папках, чтобы она была чистой и не мятой. Лучше работать на плотной рисовальной бумаге с зернистой поверхностью, напоминающей ватман. Можно пользоваться пивватманом или любой другой зернистой бумагой.

Работая в помещении, бумагу прикалывают к рисовальной доске кнопками. Собираясь на этюды, нужно несколько листов бумаги склеить по краям так, чтобы они образовали «блок». Это очень удобно при работе на открытой местности — ветер не сорвет бумагу.

Надо помнить также, что некоторые сорта бумаги плохо держат воду. В этом случае ее легко и аккуратно смачивают мокрой ваткой или кистью. Весь лист должен быть влажным. Часто начинающие художники, увлажняя бумагу, слишком трут ее кистью, от чего она размокает и стирается. После просыхания бумаги ее поверхность становится такой, как после сильного вытирания резинкой. Бумагу следует увлажнять тогда, когда на нее уже нанесен рисунок карандашом. Бывает, что одна сторона бумаги принимает воду, а вторая нет. Перед началом работы карандашом полезно сделать на краю бумаги мазок кистью с чистой водой, чтобы проверить, на какой стороне хорошо ложится вода. Именно на этой стороне и начинаем выполнять рисунок, а затем рисовать акварелью.

Основные приспособления для работы с акварелью — это мягкие кисти, их изготавливают из шерсти белки, барсука, но лучшие кисти — из колонка. Акварельные кисти производят преимущественно круглой формы и обозначают номерами, например: 2, 6, 10, 15. Чем больше номер, тем больше размер кисти.

Как определить, хорошая ли кисть? Для этого надо ее намочить и слегка стряхнуть воду: в хорошей кисти все волосинки собираются в острый кончик. Для работы лучше иметь 2-3 кисти различной толщины. Толстой кистью легко покрыть краской большую площадь бумаги, легко набирать воду для разведения краски, а ее кончиком рисуют даже детали. Тоненькой кисточкой невозможно покрыть большую площадь бумаги, но ей подвластны миниатюрные рисунки.

Набирая кистью краску, держим ее наклонно и не растрепываем волосинок. Лишнюю краску осторожно снимаем о край стакана с водой. Во время рисования кисть передвигаем быстро и легко, не нажимая на нее и не касаясь металлической частью кисти к бумаге.

После работы кисть надо промыть и просушить. Не следует выжимать пальцами (или тряпкой) воду из нее, так как при этом кисть портится.

Наиболее широко известны два приема акварельной живописи: живопись «по сухому» и акварель «по мокрому», оба из которых имеют свои достоинства и недостатки.

arttechnika.info


Смотрите также

Объявление

Если у Вас есть ещё какие-либо интересные материалы (тексты, фото, видео, аудио), связанные с творческой жизнью Людмилы Тумановой, поделитесь ими со всеми нами, её многочисленными поклонниками.

Обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону: 8-922-56-101-83