Ludmila Tumanova

Мимо техника развитие памяти


Мнемоника и мнемотехника: как увеличить объем памяти с помощью образов

Каждый день мы пропускаем через себя огромные потоки информации. Что-то мозг запоминает, что-то пролетает мимо ушей. Есть также данные, которые запоминаются на короткий промежуток времени, чтобы потом кануть в небытие.

К последней категории частенько относится весьма полезная информация. У студентов это — учебные лекции, от которых память освобождается сразу после сдачи экзамена. Создается такое ощущение, что на экзамене знания буквально вынимаются из головы и остаются в аудитории.

Можно ли это изменить? Безусловно, да, более того — мы можем не только сохранить данные в памяти надолго, но и ускорить сам процесс запоминания. Для этого существует мнемоника и специальные техники.

Возможности мнемотехник

Смертный, который начнет зубрить подряд сотню чисел, расположенных в столбик, потратит на такой труд несколько дней, и это при условии, что у него отличная память.

Другой человек выучит столбик чисел за 6 секунд. Может быть, он вундеркинд? Такое не исключено, люди с выдающимися способностями к запоминанию рождаются. Но в реальности мастер запоминания чисел почти наверняка использовал одну из мнемотехник. (Однозначно можно сказать одно — химия тут не использовалась, волшебные пилюли от сна вряд ли приводят к таким результатам).

Арсенал мнемоники постоянно пополняется новыми техниками. Если мнемоника сама по себе обозначает визуализацию для облегчения понимания и связь образов с запоминаемым материалом, то мнемотехники — это различные приемы, которые облегчают процесс запоминания. Такие техники могут быть привязаны к конкретной категории материала. Например, отдельные методы помогают справиться с формулами, другие техники предназначены для запоминания правил русского языка, третьи помогут выучить иностранные слова.

Самые распространенные техники

Рифмизация

Популярными мнемотехниками пользовались, наверное, мы все. Со школьных времен можно вспомнить стишки, которые помогают заучить последовательность падежей или список глаголов-исключений. Такие стихи можно составлять самостоятельно для заучивания какой-либо информации. Стихотворные формы были распространены и среди учеников гимназий в царской России. Техника очень старая, но достаточно эффективная. Она называется рифмизацией.

«Желто-голубой автобус»

Еще одна распространенная мнемотехника подразумевает использование созвучных слов. Она помогает запоминать иностранные и просто сложные слова. Самый простой пример такой техники — так называемый «желто-голубой автобус». Когда англоговорящие студенты изучают русский, у них возникает не меньше проблем, чем у россиян, которые учат английский.

Как сказать на русском «Я люблю вас»? Англичан и американцев учат этой фразе, используя созвучную — «yellow blue bus». Эта фраза будет звучать смешно на русском, но «страдалец» со временем научится произношению. Важнее заложить студенту в голову некую базу, облегчить запоминание.

Очень яркий «желто-голубой автобус»

Еще один интересный метод, которым можно смело пользоваться — это яркие ассоциации. Речь идет об образном мышлении, связывании информации с картинками. Технику можно соотнести с предыдущей — когда студент связывает признание в любви на русском с желто-голубым автобусом, он может дополнительно представить себе яркую картинку с этим транспортным средством. Для сложной информации можно использовать ряд образов.

Почему мнемотехники работают?

Мнемотехники отлично работают, и это доказано не только на примере гуманитарных знаний и лингвистики. Цифры так же прекрасно закладываются в голову при помощи специальных методов. В чем секрет техник?

Все дело в особенностях восприятия. Понять, почему мнемоника эффективна, можно, узнав, как работает память. Человеку сложно работать с абстрактной информацией. У каждого из нас есть аудиальный, кинестетический и визуальный канал восприятия, через который мы привыкли получать львиную долю информации. Эти каналы работают превосходно и обеспечивают нас необходимыми для выживания знаниями. Но, когда мы беремся за учебник, то работаем не с картинками, звуками или ощущениями. Взрослый человек вынужден воспринимать буквы, цифры и непонятные термины.

Мнемотехники привязывают абстрактное к конкретному — осязаемому, видимому, слышимому. К тому, с чем наш мозг работать привык. Разумеется, любые данные можно вызубрить, но это вряд ли будет эффективно. То, что было насильно заучено, пропадет из памяти без следа, как содержимое старых тетрадок. А вот заученное с помощью мнемотехник держится буквально в подсознании.

Маленькие секреты мнемотехник

В мнемонике есть маленькие секреты, которые облегчают запоминание конкретной информации. Например, чтобы запомнить морзянку, можно использовать обычные слова с подходящими короткими и длинными по звучанию слогами. Эта система действительно работает, а подобрать слова можно самостоятельно.

Мнемофразы — еще одно интересное явление. Они используются в основном для того, чтобы запомнить некую последовательность. Так выстраивают в цепочку падежи, планеты Солнечной системы и различные географические объекты.

Фраза «Мрачное Венерическое Заболевание Может Юрко Сразить Усталую Нимфоманку» может звучать странно до тех пор, пока вы не поставите ее в столбик и не оставите только первые буквы. Даже человек, закончивший только среднюю школу, заметит, что это первые буквы названий планет.

В выражении «Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку я тебя Кюсю» перечислены основные острова «страны восходящего солнца».

С чего начать?

В Сети можно найти множество полезных упражнений для развития памяти. Есть даже специальные учебники, курсы и платные семинары по мнемотехникам. Однако новичку достаточно освоить простые приемы, которые он сможет использовать уже в ближайшее время. Расширять свои возможности нужно уже после того, как память основательно подготовлена.

В мнемонике нет никакой мистики, и даже самые выдающиеся способности можно легко объяснить использованием специальных приемов.

studlance.ru

Мнемотехника — известные методы развития и тренировки памяти

Представьте, что вы – фокусник, который на глазах у изумленной публики вытаскивает из «пустой» коробки связанные один с другим разноцветные платки. Один платок тянет за собой другой, а тот – следующий и т.д.

Представили? Теперь вы знаете, по какому принципу действует наш мозг, когда включает ассоциативные связи. Один образ тянет за собой другой, а тот – следующий… Именно так работает наша ассоциативная память. И именно на этой психологической закономерности основаны способы и принципы запоминания, получившие название мнемотехники.

Психофизиологические основы мнемотехники

Мозг человека, оперируя информацией, по большому счету, делает это одинаково, независимо от того, образ это реальных объектов или выдуманный. Это очень важный принцип, позволяющий нам использовать ассоциации для того, чтобы запоминать информацию.

Еще одним важным психофизиологическим базисом для памяти являются сами ассоциативные связи в мозге. Они могут быть естественными или искусственно заданными самим человеком. Такие искусственные связи и есть основы мнемотехники.

Образ, ассоциация и расположение – эти три принципа и породили все известные мнемотехники. Соединяя их, вы сможете запоминать больше и легче.

Мыслим картинками и звуками: яркие образы

Конструирование яркого впечатляющего образа – вот основа успешного запоминания! Обычно, пытаясь запомнить новые термины или слова на иностранном языке или информацию из учебника, мы совершаем две типичных ошибки:

  • даже не пытаемся воспроизвести в своем мозге усвоенную информацию;
  • если пытаемся, то используем абстрактные логические связи, а не образы.

Запоминать английское «I go» надо, не соединяя его с русским переводом и произнося несколько раз про себя «Ай гоу – Я иду», а шагая, буквально «проживая» это свое состояние «Я иду» и представляя себя идущим в разных ситуациях. За каждым иностранным словом, или лучше фразой, должен стоять не их перевод на ваш родной язык, а образ, который они означают.

Если вы «smell», то втяните воздух ноздрями и чувствуйте запах. Если вы «watch TV», то уставьтесь в экран телевизора.

Если вы запоминаете научные термины, то и здесь вполне уместно использовать свое образное представление для запоминания. Спросите себя, как выглядят для вас:

  • толерантность;
  • сензитивность;
  • когерентный ряд;
  • турбулентность?

Например, толерантность (терпимость) можно представить в виде детского надувного шарика, заполненного водой и способного послушно изменять свою форму в наших руках.

Придумывайте лишь приятные для вас образы, поскольку неприятные мозг часто блокирует. Пусть это будут образы, которые пробуждают в вас определенные эмоции, например, удивление, улыбку, любопытство.

И, конечно, не стоит забывать о юмористичных, веселых, забавных образах!

С Викиум вы изучите основы мнемотехники онлайн

Связанные одной цепью: ассоциации

Ассоциации помогут вам связать объект запоминания и место, где вам потребуется это вспомнить. Например, вам нужно спросить у врача, который лечит вашего ребенка, о том, можно ли ребенку шоколад. Представьте врачебный кабинет, где будет проходить ваш разговор, и мысленно раскидайте на столе перед врачом шоколад. Ваш мозг вспомнит ваш вопрос, как только ваш взгляд упадет на стол врача.

Вы можете создавать свои ассоциации:

  • помещая объект запоминания в самом начале ряда из других объектов;
  • соединяя между собой два объекта;
  • представляя, как эти объекты медленно, плавно и одновременно возникают в вашем сознании;
  • представляя их танцующими вместе или кружащими друг за другом;
  • сделать их одного цвета, или запаха, или формы, или вызывающими одинаковые эмоции.

Убедитесь, что у созданного вами ассоциативного ряда есть объем, разметите его в определенном контексте и придайте динамики.

Ассоциативный образ – это не обязательно картинка, но еще и

  • звуки,
  • запахи и ароматы,
  • прикосновения,
  • движения,
  • эмоциональные состояния.

А все вместе они помогут создать полную картинку, которая легко всплывет в памяти.

Уроки для бабушки: расположение

Расположение как прием дает нам сразу два преимущества:

  • последовательность воспроизведения образов,
  • связь между запоминаемыми объектами и тем, что мы помним наверняка.

Вот пример, которые журналисты наблюдали во время интервью 26-летнего Алекса Маллена, победителя американского конкурса мнемонистов. Чтобы продемонстрировать им приемы мнемотехники, память бабушки показалась ему наиболее удачным полигоном. На глазах журналистов он предложил своей бабушке запомнить 10 слов:

  1. вишня,
  2. кофе,
  3. цветы,
  4. конфеты,
  5. чучело,
  6. дракон,
  7. соус,
  8. призрак,
  9. печенье,
  10. скатерть.

Бабушка наотрез отказалась и категорически заявила, что не в состоянии справиться с такой задачкой. Тогда он попросил ее, чтобы она представила себя в своем доме и мысленно расставила все слова, двигаясь в своей гостиной слева направо. Примерно так: «Положи вишенку прямо напротив входной двери, затем поставь цветы в вазу на полку слева, рассыпь конфеты по дивану, в кресло посади соломенное чучело… Представила? А теперь снова мысленно пройди весь этот путь снова». В результате его бабушка, неожиданно для самой себя, вспомнила 8 слов из 10!

Это полезный прием, когда требуется запомнить список несвязанных между собой слов, например, покупок или дел на день.

Тренируйте память, используйте мнемотехники.

blog.wikium.ru

Эффективные техники для развития памяти

Память – это способность, развивающаяся в процессе эволюции человека. Нельзя себе представить жизнь без функциональной памяти. Все события без нее – просто эпизоды, которые человек испытывает, но не запоминает. Иногда память подводит нас. Избежать этого помогут разные техники по развитию памяти, речь о которых пойдет ниже.

Несколько слов о памяти

Память можно представить как огромный резервуар информации (психологическую структуру), из которой по мере необходимости вы берете большую или меньшую часть. Предполагается, что существует 3 основные типы памяти, а именно:

  • сенсорная (мимолетная);
  • кратковременная;
  • долговременная.

Наиболее активными считаются сенсорная и кратковременная память, которые более сознательны, долговременная – пассивная; психологи в целом согласны с тем, что этот тип воспоминаний не является сознательным. Память также имеет фазы, через которые сохраняется информация – внушение, сохранение, представление.

Сенсорная память хранит информацию, исходящую от ощущений, в течение короткого времени. Она способна удержать мнимую картину сенсорного опыта, сохраняя ее до тех пор, пока психика не получит всю необходимую информацию. Части, не имеющие значения, позже забываются, другие стимулы переходят в кратковременную память. Иногда возможно их сохранение в долгосрочной перспективе (особенно, когда сенсорные данные интенсивные или имеют эмоциональное значение).

Кратковременная память (иногда называемая рабочей, операционной) используется в ситуациях, когда необходимо использовать текущую информацию для конкретных умственных действий. Например, вы найдете важный телефонный номер и, прежде чем набрать его на устройстве, несколько раз повторите цифры. Это возможно благодаря кратковременной памяти.

Распад кратковременной памяти обычно происходит в течение нескольких секунд, в среднем, 10-15 секунд. Согласно экспертам, в ней можно сохранить примерно 7 (+- 2) элементов.

Чемпионы США по навыкам памяти согласны с тем, что успехом обязаны только своему усердию. Журналист Джошуа Фоер попробовал их методы развития памяти. Менее года он занимался тренировками (каждое утро в течение 15-20 минут). Затем принял участие в соревновании и выиграл его. Его невероятная история, а также ментальные техники развития памяти описаны в книге «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания».

7 советов от Forbes

Смотрите на кучу визитных карточек, и не можете связать их ни с одним лицом? В последние месяцы вы встретили так много людей, что сейчас не знаете, кто есть кто? Знакомая ситуация? Нельсон Деллис – профессиональный консультант из Майами, занимающийся вопросами тренировки памяти. Несколько лет назад он стал чемпионом США по запоминанию. На это действо съезжаются люди, ежедневно тренирующие мыслительные способности. Участники конкурса должны запомнить 99 имен, которые они услышали впервые в жизни или стихотворение, которое никогда раньше не читали, или именно упомянутый выше набор визитных карточек.

Нельсон Деллис раскрыл журналу Forbes несколько техник, которые он использует. Они основаны на научных исследованиях. Над способами улучшения памяти он работает с нейробиологом Университета Джона Хопкинса Маджидом Фотухи.

Как запомнить имена и лица

Согласно доктору Фотухи, для людей наиболее характерна именно проблема запоминания имен. Первый шаг в ее устранении – сосредоточение на том, когда кто-то называет свое имя в первый раз. При необходимости переспросите, уточните, как правильно произносится имя. Так вы его повторите впервые. Можно также спросить, что означает имя, откуда происходит (если звучит экзотично). Лучше всего вы запомните имя, если представите нового знакомого кому-то другому. Или, если будете называть его по имени. Это проявление вежливости, способ разрушения личного барьера, и метод запоминания.

Также хорошо представить себе известного человека с тем же именем. Например, Александр – Александр Пушкин, Алла – Алла Пугачева и т.д.

Как лучше запомнить вещи в долгосрочной перспективе

Если вам кажется, что не помните столько вещей, как раньше, возможно, речь идет о физиологической особенности. Мозговые способности ежегодно уменьшаются примерно на 0,5%. Это связано не только с возрастом, но и с напряжением, ожирением, отсутствием витаминов, многими другими факторами. Но этот процесс не одинаковый у всех людей. Существует простой способ его предотвратить.

«Наиболее эффективный метод поддержки и развития ментальной памяти – физическая активность», – говорит Маджид Фотухи. Сам он ходит в горы, занимается спортом не реже 5 раз в неделю, спит 8 часов в сутки. Кроме того, д-р Фотухи соблюдает «мозговую» диету, употребляя много свежих фруктов и овощей, содержащих антиоксиданты (например, клубника). Также его рацион включают большое количество ненасыщенных жирных кислот (в особенности, рыба).

Как запомнить, где оставлены ключи

О ключах или очках человек забывает, потому что кладет их куда-то неосознанно, говорит чемпион по памяти Нельсон Деллис. Сам он, ложа ключи в определенное место, пытается активировать свой мозг. «Я пытаюсь сделать что-то, что полностью выходит за рамки повседневной деятельности. Я говорю что-то глупое, стучу себя по лбу, выдаю странный звук», – говорит м-р Деллис.

Помогает движение, например, топанье ногами. Если при этом вы издадите странный звук, произнесете необычное слово, мозг создаст ассоциацию, которую вы не забудете. Вы, конечно, будете выглядеть несколько глупо, но в домашней обстановке это не имеет значения. «Чем больше чувств вы задействуете, тем больше шансов на запоминание», – говорит д-р Фотухи.

Рассмотрим еще несколько советов от Forbes и неврологов, направленных на управление мышлением и развитие памяти. Они очень просты, подходят для повседневного применения.

Преобразование информации в визуальную форму

Большинство сведений, таких как различные имена или цифры, являются абстрактными. Но если вы ассоциируете их с соответствующим изображением, мозг лучше их запомнит. Например, если вы паркуете автомобиль в секторе N13, можете представить себе торт на день рождения с 13 свечами.

Храните информацию во «дворце памяти»

Информацию, уже содержащуюся мозгу, нужно также быстро и легко найти. Один из методов – создать «дворец памяти», представленный как некоторое пространство, например, ваш дом. Заполняйте его изображениями, связанными с определенной информацией. Проходя по «дворцу», вы сможете легко найти информацию там, куда она была помещена.

Учитесь постепенно

Совет психологов: если предстоит большое событие, на котором вам надо будет запомнить много вещей (речь или презентация), не пытайтесь поглотить всю информацию сразу. При постепенном повторении, с паузами, она сохранится в коре – части мозга, где размещается долговременная память.

Техники для улучшения качества памяти

Техника развития памяти – не невозможная вещь. Это самоучитель, предполагающий освоение основных принципов хранения информации, некоторых простых методов и, как при изучении иностранного языка, регулярное использование воспоминаний.

Тренировка памяти не сложная, часто она представлена в виде простой забавной игры. Нередко она тренируется без вашего осознания – например, когда вы пытаетесь вспомнить все, что вам нужно купить в супермаркете.

Чтобы что-то запомнить, необходимо связать эту вещь с определенным фиксированным, неизменным предметом с помощью собственного воображения.

Чувства

Для легкого запоминания информации используйте чувства. Внутренние изображения должны быть максимально живыми; старайтесь использовать обоняние, слух, прикосновение, вкус. Используйте движение и ритм для создания более прочных воспоминаний. Представьте себе движущиеся изображения в пространстве. Чем лучше вам удастся задействовать этот принцип, чем чаще вы будем менять ритм, тем легче будет сохранять вещи в памяти и, в то же время, «вынимать» их оттуда.

Юмор

Чем более комичные, смешные, абсурдные, сюрреалистические ваши внутренние изображения, тем они лучше подготовлены к глубокому сохранению. Сальвадор Дали, великий художник-сюрреалист, однажды сказал: «Мои картины – это написанные вручную фотографии конкретной иррациональности». И во многих случаях это совершенно очевидно.

Фантазия

Эйнштейн сказал: «Фантазия важнее знания. Знание ограничено, воображение же охватывает весь мир, оно дает прогрессу новый импульс». Чем больше человек задействует воображение, тем больше он улучшает память.

Символы, цвета и цифры

Замена обычного или размытого изображения более значимым, интересным образом увеличивает вероятность его длительного сохранения. Также можно использовать традиционные символы (например, лампочка или красный маркер – будьте осторожны, остановитесь).

Использование цифр при запоминании придает основному правилу «расположения и порядка» определенный характер.

Для запоминания полезно использовать весь спектр радужных цветов, это сделает идеи более яркими и живыми, благодаря чему они лучше сохранятся в памяти.

Преувеличение

Один из существенных помощников в хранении новой информации – преувеличение и гипербола. Попробуйте сделать изображения чрезмерно большими или наоборот, как миниатюры, смешными, чрезвычайно пестрыми.

Ключевые слова

Все системы памяти работают с ключевыми словами. Они используют десятки сотен легко запоминающихся ключевых слов. На эти, предварительно закодированные слова, как на вешалку для одежды, вешайте вещи, которые хотите запомнить. Ключевые слова всегда должны быть визуальными, потому что их задача заключается в вызове определенного образа или идеи. Связь между ключевыми словами и запоминаемыми терминами должна быть максимально фундаментальной, несложной.

Ментальная методика развития памяти улучшит не только способность запоминания, но и креативность, фантазию. С ее помощью можно поддерживать другие умственные функции.

Специализированные техники

Основные принципы и правила хранения информации в памяти, описанные выше, являются неотъемлемой частью следующих методов запоминания. Эти принципы основаны на мнемотехнике (системе методов, облегчающих запоминание и увеличивающих диапазон памяти), используемой древними греками. Для удобства хранения информации используются основные принципы – движение, юмор, цвет и др.

Система соединения

Основная технология памяти, использующая воображение — это система соединения, в которой одна вещь соединяется с другой. Необходимо вовлечь воображение, использовать свои чувства: объединить эмоции, юмор, движение, цвета, эротизм. Главное, надо все визуализировать – представить всю картину, как будто вы ее действительно видите.

Этот метод идеально подходит для запоминания списка терминов, набора изображений, а также короткой презентации, нескольких аргументов, списка покупок. Например, вы планируете покупать следующие продукты: хлеб, яблоки, яйца, молоко, мука. Сохранить этот список в памяти можно, связывая каждый элемент с красочной историей – чем больше фантазий, абсурда, эмоций, тем лучше.

Применение техники – запоминание короткой простой информации.

Римская система LOCI

Начальный этап этой системы – создание собственной конструкции в сознании, которая впоследствии будет заполняться информацией. Если вам предстоит произнести речи, читать лекцию, представьте себе свой дом, разместите в нем идеи, связанные с основными темами. Чем более странными и забавными они будут, тем лучше вы их запомните. Эта техника использовалась ораторами в старом Риме.

Метод хорош для запоминания последовательных (не связанных между собой) элементов, сюжетной или временной последовательности. Первый шаг – определение места, которое вам хорошо знакомо (спальня, дорога в школу, на работу, собственное тело).

Тщательное знание места – это необходимое условие. Впоследствии вы можете запомнить столько пунктов, сколько подсказок содержит место в сознании. Каждая подсказка ассоциируется с одной концепцией, которую надо запомнить. Затем вы постепенно проходите по созданной конструкции и вспоминаете уложенные вещи.

Техника действует на основе создания самых интригующих ссылок на места и концепции, предназначенные для запоминания. Чем более абсурдная и необычная связь создается, тем больше увеличивается вероятность воспоминания. Важно задействовать разные чувства, представить все ясно в уме. Чем ярче картина, тем лучше.

Применение техники: создание путей позволяет хранить в памяти неограниченное количество вещей. Попытайтесь создать несколько путей, тренировать ассоциации. С увеличением опыта эти пути могут использоваться для более сложной информации (презентации, аргументы, списки, экзамены).

Система числовых ссылок

Эта техника основана на арифметике, полезна для запоминания чисел. Реальные вещи мы помним лучше, чем цифры. Поэтому каждая цифра заменяется предметом, который его напоминает. Например, 1 = флаг с палкой, 2 = лебедь и т.д.

Применение техники: для запоминания цифр и простой информации.

Master system

Master system – это метод, используемый специалистами. Он был изобретен около 300 лет назад и до сих пор совершенствуется. Эта система позволяет запоминать неограниченное количество понятий, чисел, дат, имен и т.д. Она применяется игроками для запоминания карт. Основа – присвоение букв цифрам. Эти буквы впоследствии могут использоваться для составления слов, помогающих запоминать цифры с помощью разных историй.

Применение техники: Master system имеет универсальное применение, используется для запоминания цифр, неограниченного количества информации в точной последовательности.

Несколько советов в заключение

Тренировать мозг и память можно с помощью простых задач и действий. Достаточно начать делать вещи другой (не доминирующей) рукой. Так можно писать СМС, чистить зубы, поливать цветы и т.д. Изначально это будет сложно, но постепенно, по мере тренировки другой части мозга, выполнение таких действий будет облегчаться. Можно также попытаться временно отключить зрение. Делайте некоторые действия с закрытыми глазами, стимулируя другие чувства. Попытайтесь намазать хлеб маслом и затем съесть его вслепую.

Попробуйте делать вещи в другом не привычном порядке. Преимущественно, мы совершаем повседневные действия автоматически, не задумываясь. Попробуйте изменить их порядок. Мозг выйдет из стереотипа, активируется. Эту способность впоследствии можно использовать для решения различных проблем в повседневной жизни. Вы сами будете в состоянии выйти из стереотипов, придумать новые решения.

vsepromozg.ru

Мнемотехники: главная методика эффективного запоминания

Автор: Cтaниcлав Алeкceeвич Мaтвeeв, эксперт в области развития пaмяти и зaпоминания, бизнес-тpенeр.

В чем секрет эффективности мнемонических методик запоминания информации? Речь идет о процессе, без которого мнемотехники и не существовало бы. На нем строятся все современные техники запоминания.

Возможно, узнав, что это за процесс, вы скажете: «Да это я и так знал(а)! Тоже мне новость!» Но, к сожалению, многие об этом забывают или вообще не знают. Между тем, одна только осведомленность об этом процессе способна ускорить и облегчить запоминание, даже если вам не известен ни один мнемонический прием.

Итак, главный секрет мнемотехники — преобразование информации в образы. Образ — единица нашего воображения, возникающая при восприятии информации на основе ассоциаций.

Усваиваемую информацию надо всегда преобразовывать в образы. Это касается любой информации — будь то даты, формулы, текст, стихотворение, таблица, иностранные слова, имена людей и т.д. Полученные с использованием этого приема показатели значительно превзойдут результаты простого зазубривания. Сведения быстро запомнятся и надолго останутся в вашей памяти.

1. Как выбрать качественный образ для мнемотехники

Образы, с помощью которых происходит запоминание информации, могут быть разного «качества». Один и тот же предмет мы можем представить себе либо в деталях и красках, либо в общих чертах и в черно-белом цвете. Не все образы одинаково полезны для запоминания. «Правильными» мы называем образы:

  1. Цветные. Старайтесь, чтобы цвет образа соответствовал окраске соответствующего предмета. Скажем, представляя радугу, не забудьте о формирующих ее разноцветных полосах.
  2. Крупные. Вне зависимости от реального размера самого предмета образы не должны быть мелкими. Если герои вашей картинки — слон и хомячок, вообразите, что последний нисколько не меньше, а, возможно, даже больше слона!
  3. Детальные. Представляйте образы в мельчайших нюансах. Например, постарайтесь мысленно увидеть мордочку кошки во всех деталях — с усами, носиком, ушками и пр. Особенно это полезно тогда, когда вы впервые используете мнемонические приемы для запоминания паролей.
  4. Яркие. Яркие и блестящие предметы всегда более привлекательны, чем тусклые. Стремитесь к яркости при создании образов!
  5. Объемные. Объемные образы лучше усваиваются и легче вспоминаются.

Мысленно мы можем сделать практически все, на что способны современные программы для трехмерного моделирования. Мысленно можно покрутить, приблизить, разломать или согнуть любой предмет. Наш мозг — фантастический графический редактор, возможности которого практически безграничны.

2. Картинки и требования к ним

Объединив несколько образов в какой-либо необычный сюжет, мы получаем так называемые «картинки». Чтобы они принесли больше пользы при запоминании, они должны быть:

  1. Необычными. Старайтесь изобретать как можно более интересные и необычные связи — такие запоминаются лучше. Например, вместо «лист бумаги лежит на столе» советуем картинку: «Желтый лист бумаги насквозь прорезает деревянный стол на трех ножках». Этот прием работает в большинстве случаев.
  2. Динамичными. Движущиеся образы запоминаются лучше, нежели статичные. Объекты в движении привлекают больше внимания. Попробуйте запомнить: «Гвоздь с молотком лежат на слоне» и «Гвоздь забивается молотком в стог сена». В каком случае запоминание окажется более легким делом?
  3. Эмоциональными. Во-первых, это куда интереснее, а во-вторых — действительно помогает запоминать связи.
  4. С четкими связями. Связь между образом и местом его размещения должна быть очень четкой. Чтобы добиться этого, отчетливо представляйте контуры ваших образов на фоне окружающей обстановки. Например, если мы представляем себе большой банан, лежащий перед дверью продуктового магазина, необходимо мысленно увидеть контуры этого плода.

3. Абстрактные слова

Такие абстрактные существительные, как «любовь», «боль», «богатство», не имеют конкретных зримых образов, и поэтому их довольно тяжело привязать к образам. Образы к абстрактным словам подбираются с помощью ассоциаций. Используйте для этого свое воображение.

Возможно, любовь — это сердце или Амур, а богатство — мешок с деньгами или гора золота. Это самые распространенные ассоциации, но совсем не обязательно, что именно их вам подскажет фантазия. Ассоциации могут строиться на принципе сходного звучания (любовь — морковь), личном опыте (любовь — образ возлюбленного). Возможно, для вас слово «боль» не синяк или ушиб, а слезы на глазах или шприц.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Упражнения для развития навыка концентрации

Вот несколько ассоциаций, которые можно считать устоявшимися:

  • Удача — подкова.
  • Здоровье — красный крест.
  • Карьера — лестница.
  • Чистота — швабра.
  • Болезнь — градусник.

Подумайте и решите, подходят ли вам эти образы.

Термины

Время от времени приходится иметь дело с материалом, в котором встречаются слова с неизвестным вам смыслом. Как правило, это термины. Не беда, если терминов окажется не более семи. А если их будет больше десятка? В таком случае мы не сможем удерживать в памяти новые слова и суть текста ускользнет от нас.

Сложность запоминания терминов в том, что нужно запомнить не только само слово, но и его значение. Поэтому для запоминания терминов есть своя методика — создавать образы не только для них самих, но и для их дефиниций. В основе данного метода — все та же техника запоминания абстрактных слов с помощью образов. В конечном итоге все образы связываются в общую картинку.

Например:

  • «Консенсус» (договоренность, согласие между сторонами). Картинка: конь с тележкой, а в ней копна сена и сидят двое мужчин, которые пожимают друг другу руки. На копне сидит суслик.
  • «Аккреция» (падение рассеянного вещества из окружающего пространства на поверхность космического тела). Картинка: на поверхность Солнца падают лепестки акации и кусочки кремниевых пластин.
  • «Аутопсия» (посмертное вскрытие и исследование тела). Картинка: в автомобиле пытается вскрыть замки психически больной человек с якорем в руках (то, что это вскрытие тела, а не машины, вы и так запомните).

Эти примеры, в которых используются понятные каждому образы, наглядно показывают, как происходит запоминание терминов.

Помните, что предложенные выше ассоциации могут для кого-то оказаться малоэффективными. Образы, подобранные самостоятельно, работают значительно лучше.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Методика работы с текстовой информацией

Целесообразно также использовать те образы, которые сразу приходят в голову. Создать несколько образов с тем, чтобы из них выбрать самый подходящий, — ошибочная тактика.

Данный навык приходит с практикой, так почему бы не начать практиковаться прямо сейчас?

Полностью методики развития памяти и улучшения навыков запоминания вы можете изучить в практическом курсе «Развитие памяти»: отдельно или по абонементу, со скидкой.

www.elitarium.ru

Развитие памяти: японская система, мнемотехника, методика спецслужб. Развитие памяти у школьников, у дошкольников. Упражнения для развития памяти взрослых

Основой всей психической деятельности является память. Она связывает прошлое человека с настоящим и будущим, будучи важнейшей познавательной функцией. Структура памяти достаточно сложна, поэтому стоит уделять её развитию немало времени. Рассмотрим некоторые из уровней и способов развития у разных возрастных групп.

Уровни развития памяти

В течение всей жизни памяти человека свойственно проходить через многочисленные изменения. С самого детства память развивается в разных направлениях. Первоочередной у ребенка развивается эмоциональная, после чего двигательная память, которая постепенно замещается логической и образной. У взрослого же человека, непроизвольное запоминание, присущее чаще всего детям, постепенно становится более осознанным и превращается в произвольное.

Учитывая все аспекты памяти, психологи выделили 3 уровня памяти:

  1. Непосредственную, или сенсорную память.

Сенсорную память можно охарактеризовать, как непосредственный след информации, переданный органами чувств. Сохраняется информации данного вида памяти очень незначительное время – от 0,1 до 0,5 секунды. Этот промежуток времени позволяет мозгу оценить ценность поступающей информации и рассмотреть нужду в привлечении высших отделов нервной системы к данным сигналам. Если же это не требуется, то ненужная информация стирается менее чем за одну секунду, заполняя сенсорную память новыми объектами.

Кратковременная память это важный процесс, который отвечает за запоминание информации и ее воспроизведение. Данный вид памяти хранится в среднем около 20 секунд и оставляет в мозгу лишь ту информацию, которая имеет обобщенный систематизированный вид. Кратковременная память достаточно избирательна, а объём информации, сохранённой на довольно краткое время, составляет от 5 до 9 единиц. Только то, что человеку нужно, что его интересует на данный момент времени, попадает из сенсорной в кратковременную память. Процесс данного вида памяти можно назвать отголоском сиюминутно происшедшего события: на краткое мгновение человек продолжает слышать, видеть то, что уже напрямую не воспринимает. Не повторяя или «прокручивая» полученную информацию в ближайшее время, мозг стирает её бесследно.

Долговременная память имеет удивительную способность хранить информацию практически бессрочно, при этом имея возможность воспроизводить её неограниченное количество раз (в отдельных случаях). Мозгом, из элементов, задерживающихся в кратковременной памяти, отбирается то, что после перейдет в долговременное хранение. Вся информация, удерживаемая более чем нескольких минут, автоматически отправляется в систему долговременной памяти, которая имеет практически безграничный объём. Но, несмотря на возможность быстро отыскать нужную информацию, у данного вида памяти имеется серьезная проблема – поиск необходимого значительно затрудняется, поскольку количество информации крайне велико.

Любой из уровней памяти – важная часть огромного механизма, известного как мозг. Но для лучшей работы всей системы, необходимо улучшать и развивать память.

Способы развития памяти

Часто наша память подвергается бессознательной тренировке. Вы можете просто составлять список покупок в уме, не имея под рукой ручки, чтоб его записать. Или стараться запомнить дорогу в незнакомое для вас место, возвращаясь обратно без подсказок навигатора. Либо же запоминая героев из любимого сериала: их имена, друзей, привычки – чтобы потом обсудить новую серию с подругой за чашечкой кофе. Все это помогает вашей памяти постоянно держать «ухо востро».

Для того, чтобы заняться более осознанным, контролируемым развитием памяти, психологи рекомендуют некоторые нехитрые способы, которые помогут не только улучшить процесс мышления, но и состояние организма в целом:

  1. Для более активной работы мозга и нервной системы, откажитесь от вредных привычек (никотина, алкоголя и прочего).
  2. Проводите на свежем воздухе не менее часа в день. Небольшая прогулка после работы обеспечит клетки вашего головного мозга достаточным количеством кислорода.
  3. Занимайтесь спортом хотя бы пару раз в неделю. Бегайте, прыгайте, катайтесь на велосипеде, плавайте, танцуйте! Спорт не обязательно должен быть скучным и тяжёлым. Он может приносить такое же удовольствие, как и стаканчик любимого мороженого. Главное найдите то, что вам по душе. Это поможет привести организм в тонус и улучшить кровообращение (и подтянутое здоровое тело еще никому не навредило).
  4. Здоровый сон, также важен для хорошего самочувствия, как чашка горячего чая морозным днём. Для полноценного восстановления мозга необходимо спать не менее 8 часов.
  5. Правильное питание придаст сил для трудовых будней и активных выходных. Подбор полезных продуктов, включающих высокое содержание полезных элементов, должен стать стилем жизни каждого, кто желает своему организму красоты и прекрасного самочувствия. В свой ежедневный рацион необходимо включать такие продукты, как йогурты, творог, яйца, рыба, овощи, фрукты, зелень.
  6. Ежедневное чтение поможет вам не только научиться управлять своей долговременной памятью, но также расширит ваше мировоззрение и подскажет новые темы для обсуждения с коллегами во время кофе-брейка.

Придерживаясь этих несложных правил, уже через пару недель можно наблюдать как улучшение физического, так и умственного состояния.

Игры на развитие памяти и мышления

Перед вами представлены двадцать различных слов, не связанных между собой, которые нужно запомнить. На это дается 40 секунд:

Инструмент, барометр, тетрадь, конфета, крышка, таблетка, жираф, антенна, картофель, бадминтон, кнопка, расческа, указка, миндаль, покупка, кастрюля, парик, автобус, якорь, эстафета.

Теперь закройте эти слова и постарайтесь написать их в таком же порядке. После чего сверьте результаты в соответствии со следующей формулой:

Количество слов, которые оказались на своих местах, нужно поделить на 20 (то есть, количество запоминаемых слов) и умножить на 100%. Получившийся результат – это и есть ваш процент запоминания.

Также вы можете записать эти же слова в обратно порядке, подставляя к ним цифры. Процесс запоминания и подсчета аналогичный.

Вам даны двадцать различных цифр, которые нужно внимательно изучить и запомнить. Через 40 секунд, закрывайте цифры. Процесс данного упражнения аналогичен предыдущему.

606, 13, 7, 9, 39, 112, 24,  86, 15, 51, 26, 8, 205, 95, 79, 3, 47, 75, 542, 2.

Как подсчитать свои результаты вы уже знаете.

В этом упражнение вам нужно будет запомнить абсолютно незнакомого человека, которого увидите на улице, либо в общественном транспорте. Главное, запомнить как можно больше фактов про него.

Какой он из себя? Какая у него прическа? Черты лица и особые предметы (родинка, шрам, татуировка и прочее). Во что этот человек одет? Как он себя ведет? Что у него в руках?

Когда вы вернётесь  домой, постарайтесь вспомнить этого человека и описать его.

Развитие памяти у дошкольников

Стоит учитывать то, что занятия с ребенком существенно отличается от занятий со взрослым человеком. Поэтому необходимо принимать во внимание не только физиологические аспекты памяти, но и психологические. Основными видами памяти, можно назвать произвольную и непроизвольную память. Для детей более характерно неосознанное восприятие окружающего мира, которое происходит без приложения с их стороны каких-либо усилий. То есть, чем интереснее для ребенка будет предмет его изучения, тем быстрее он усвоит его суть.

Память также разделяется на непосредственную и опосредованную. Когда происходит сохранение информации, процесс мышления при этом не работает, потому что осуществляется  непосредственное (механическое) запоминание, т.е. без осознания материла, без определения логической цепочки. У дошкольников преобладает именно этот процесс запоминание, поэтому психологи советуют начать обучение иностранным языкам еще до начала учебы в школе.

В определённом возрасте у ребенка более развит соответствующий тип памяти.

Рассмотри типы памяти детей в различных возрастных группах:

  • От 0 до 1 года. На первых порах у новорожденных происходит становление моторной памяти, которая выражается в первых условных рефлексах. В этом возрасте малыш запоминает выполняемые им и окружающими движения. Лучше всего дети запоминают движения, имеющие для них эмоциональный окрас (допустим, мамины объятья, которые вызывают теплоту и уют).
  • От 1 года до 2 лет. Ребенок старается узнавать близких взрослых (помимо родителей). У него активно развивается нервная система, при этом увеличивая объем и прочность усвояемой информации. Осваиваются новые навыки, такие как ходьба, произношение звуков и несложных слов. Именно к этому возрасту относятся первые осознанные воспоминания.
  • От 2 до 4 лет. В этом возрасте у ребенка начинается формирование мнемонических способностей, которые вытесняют механическое запоминание. После 2-летнего возраста дети начинают запоминать сложные слова, осваивают основы логики при построении своих мыслей и относительно происходящего вокруг. При нормальном развитии осваивают основные моторные навыки.
  • От 4 до 6 лет. дети в этом возрасте все очень хорошо запоминают, только делают они это не осознанно, непроизвольно. Данный процесс происходит не зависимо от желания или усилия ребенка. В этом возрасте ребенок запоминает то, на что обратил внимание в процессе учебы, игры или любой другой деятельности. Обычно это что-то увлекательно, красочное, вызывающее сильные эмоции.

В дошкольном возрасте у ребенка память развивается активнее и лучше всех остальных других процессов. Родителям следует уделять много внимания тренировочным упражнениям, чтобы ребенок рос полноценной личностью с отличными способностями запоминать и воспроизводить информацию.

Развитие внимания и памяти школьников

Умение удерживать свое внимание на одном предмете длительное время, занимает значимую роль в учебной деятельность. Во время занятий преподаватель привлекает внимание учеников к своему предмету, переключая с одного вида деятельности на другой. Развитие внимания младшего школьника позволяет ему на короткое время сосредотачивать внимание на нужных действиях, но в то же время непроизвольное запоминание овладевает его нервной системой. Поэтому часто детей в начальной школе характеризуют, как невнимательных, ведь им трудно сосредоточиться на сложном учебном материале.

Умственное развитие школьника качественно меняется согласно требованиям, поставленным учебной деятельностью.

В школьном возрасте (в начальной школе) очень важно разрешение таких задач:

  • ребенок должен вникать в смысл слов и цифр, которые ему предлагаются для изучения, он должен уметь устанавливать логические смысловые связи;
  • ему должно быть подвластно решение логических задач, связанных с изменением предметного мира;
  • все упражнения должны быть направлены на то, чтобы развивалось внимание ребенка, воображение и память;
  • развитие воображения и применение его в повседневной жизни.

Для повышения продуктивности запоминания материала, используйте следующие приемы:

  • Предложите детям составить план рассказа. Так им легче будет вспомнить, о чём шла речь;
  • Разработайте план. Лучше всего, если он будет представлен ребенку в виде изображений, фотографий или рисунков, которые он сам создал;
  • Последовательно записывайте ключевые идеи из текста. Это поможет не запутаться в хронологии.

Дети, которые только начали ходить в школу, развиваются по-разному, у них свой характер, привычки и мировоззрения. Именно от этих показателей будет зависеть и успех их запоминания.  Но кое-что, что присуще для всех. Развитие памяти невозможно без параллельной работы над развитием внимания, поскольку усвоение материала требует немалой концентрации на объекте.

Развитие памяти подростков

У подростка уже отлично развита память.  Кроме этого, он обладает в своем возрасте прекрасным воображением и вниманием на столько, что в состоянии управлять ими по собственной воле. В этот период начинает проявляться доминантная функция.

При этом подросток самостоятельно определяет, что именно для него имеет ценность:

  • В данном возрасте ребенок учится концентрировать внимание в интересной для него деятельности: в спорте, где можно добиться заметных результатов, в трудовой деятельности, где начинают проявляться умение сосредоточиваться, в общении и остальном. Подросток уже контролирует свое внимание, он умеет им самостоятельно управлять.
  • В 13-16 лет память у подростка развивается быстрее всего. Медики объясняют это гормональными изменениями, которые неизбежно происходят в организме каждого человека в этом возрасте, чтобы он подготавливался к следующему этапу жизнедеятельности. В этом возрасте память у ребенка уже не механическая. Чтобы что-то запомнить, ребенок должен понять смысл того, что слышит или видит. Также перестраивается и деятельность смысловой памяти — она становится опосредованной и более логичной.
  • В этом возрасте воображение может трансформироваться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Подросток способен исполнять математические мыслительные задачи, воображая и размышляя над каждым своим шагом. В то же время он может сам продумывать, как ему нужно общаться с другими людьми, он может представлять себе разные сюжеты отношений, переживает одни и те же чувства до тех пор, пока не справится со своими внутренними проблемами.

Развитие памяти крайне важно для подростков:

  1. Одним из основных способов является «зазубривание» стихов или прозы. Начать можно с небольших по объему стихов, постепенно увеличивая размер текста и выбирая более сложные произведения. Прозу учить несколько сложнее, поэтому к ее заучиванию лучше переходить, после освоения стихов. Главным фактором данного способа развития памяти является постоянное повторение.
  2. Изложение и сочинение – также помогут подростку улучшить свою память и укрепить усвоенные знания. Для этого нужно строить свой пересказ максимально близко к тексту. Или же, при написании изложение, стараться использовать больше лексики из текста и соблюдать его структуру. Если делать это постоянно, то улучшить можно не только память, но и речь.
  3. Помимо перечисленных способов, существует и специальные упражнения на развитие памяти, как зрительной, так и слуховой. Например, перечисляем подростку 10 любых слов, никаким образом логически не связанных и попросим произнести все те слова, которые ему удалось запомнить. Нормой данного упражнения считается 6 правильно произнесенных слов.

Развитие памяти у взрослых упражнения

Каждый взрослый человек хоть раз замечал за собой, что он не в состоянии вспомнить элементарных вещей: дату рождения сестры, в котором часу выходит любимая телепередача, или куда же он положил свои ключи. Причина, по которой такое происходит в нашей жизни, проста – очень часто мы забываем о самом главном. Наша память не вечна и требует постоянной подпитки, будь то чтение книг или простейшие арифметические операции. Но без постоянных тренировок она теряет свои былые свойства.  Поэтому каждому из нас необходимо периодически выполнять упражнения, развивающие память,чтобы постепенно мы могли запоминать информацию более эффективно, быстро, объемно.

Помните, если систематически, целенаправленно и следуя определенной методике развивать память, во всех других психических процессах тоже будут происходить положительные изменения: улучшится ваш мыслительный процесс, вы станете любознательнее, потому что круг познавательных интересов тоже расширится.

Рассмотрим несколько упражнений для развития памяти у взрослых:

  • Чтобы что-то запомнить, сосредоточьтесь на самом процессе запоминания. Чаще прислушивайтесь, постоянно думайте, проводя параллели с событиями из своей жизни или с багажом знаний. Если вам удастся зацепить множество разных событий и фактов из своей жизни за огромный поступающий вам информационный поток, вы точно запомните важные факты для себя.
  • Перед сном периодически вспоминайте людей или предметы, которые окружали вас на протяжении дня. С помощью таких нехитрых манипуляций мозг будет учиться систематизировать информацию для более удобного использования в будущем.
  • Выберите любое стихотворение любимого поэта или отрывок из последнего прочитанного художественного произведения. Попробуйте выучить его наизусть как можно быстрее. После чего повторяйте его пару раз в день на протяжении недели, увеличивая количество выученных текстов с каждой неделей. Уже через месяц вы заметите, что стали реже терять свои ключи и забывать, что же нужно купить на ужин.
  • Играйте! Есть множество игр на развитие интеллекта и памяти. Но также не стоит забывать про такие классические настольные игры, как покер, монополия эрудит и другие. Они помогут научиться выстраивать логические схемы и запоминать ходы.
  • Если вам потребовалось запомнить что-либо важное (номер телефона врача, дату рождения коллеги, рецепт изумительного пирога), создайте в уме связь с этим образом. Это может быть что-то смешное или необычное, что будет легче воспринимать мозгом.
  • Свободное время (например, во время мытья посуды или по дороге на работу) идеально будет посвятить решению простейших арифметических задач в уме. Вот вы знаете, например, какой процент людей ездит в общественном транспорте в наушниках? Посчитаем?
  • Работая руками, вы активизируете работу своего головного мозга и памяти. Вы может заметить как во время вязание, вышивание крестиком, так и мытье посуды, уборка и прочей физической активности, ваш мозг начинает генерировать различные идеи.
  • Чтение литературы о развитии памяти и её усовершенствование, дадут вам понятие о работе человеческого мозга в целом и предложат уйму упражнений для его развития.

Японская система развития интеллекта и памяти

Японская система развития интеллекта разработана японским ученым Рюта Кавашима – профессором и доктором медицинских наук. Он более двадцати лет занимается работой по изучению стимулирования работы человеческого мозга.

Именно его перу принадлежит книга «Тренируй свой мозг. Японская система развития интеллекта и памяти»:

  • В ней вам предлагают узнать, насколько эффективно, на данный момент, работает ваш мозг.
  • Также книга содержит массу несложных упражнений для тренировки и развития мышления, интеллекта и памяти.

Профессор разработал не только книгу, но и специальные тренировочные издания, которые удобно всегда носить с собой. Вы всегда сможете взять любимый карандаш и немножко раструсить свой мозг.

Автор заметил, что максимальную активность мозга можно наблюдать при решении арифметических задач на время, либо чтении вслух. Способы развития интеллекта, которые Рюта Кавашима дает в своей книге, придутся по душе человеку абсолютно любого возраста и склада ума. К тому же для занятий своим развитием, вам не нужно будет тратить уйму времени – достаточно 5-10 минут ежедневно.

Вы сможете заниматься этим в любое свободное время — когда идете на работу или просто принимаете пищу. Не удивительно, что данная система запоминания такая популярная в наше время для людей, которые постоянно активны и заняты. Система рассчитана на 2 месяца практической деятельности. Только при необходимости практиковаться можно сколько угодно — никаких ограничений система не предусматривает.

Мнемотехника для развития памяти у детей

Для лучшего запоминания у детей, необходимо подкреплять информацию эмоциями. Ведь каждый ребенок способен запомнить то, что ему интересно. Главное найти к нему правильный подход. Именно с такой целью были разработаны мнемотехнические приемы запоминания.

Мнемоника – это методы и приёмы, которые облегчают процесс запоминания не только у детей, но и у взрослых. Работает эта техника так: с помощью кодирования информации в зрительные, графические или слуховые образы, получаемая информация становится проще для восприятия мозга. Благодаря мнемоническим приёмам улучшается память, логическое мышление и, в случае работы с детьми, развивается речь.

Рассмотрим некоторые приемы мнемотехники:

  • Развитие воображения. Покажите ребенку карточку, на которой будет изображено несколько предметов. Предложите ему придумать рассказ о тех вещах, которые на ней изображены. Вы заметите, с каким интересом и увлечением он это делает. В то же время, это упражнение поможет ребенку раскрыть свои желания и страхи.
  • Развитие памяти. Предложите вашему ребенку выучить стихотворение по карточкам, каждой строчке которого, будет соответствовать свое изображение.
  • Логическое мышление. Дайте малышу карточки и предложите распределить их по разным группам. К примеру, карточки с профессиями и предметами, которыми пользуются их представители, допустим, стопка – доктор, шприц, таблетка.

Если у ребенка получается хорошо работать по уже готовым карточкам, предложите ему позаниматься наоборот, дайте какой-либо рассказ и пусть он сам нарисует для него картинки. Применяя мнемотехнические приемы на детях и взрослых, психологи однозначно подтверждают успешность данного метода.

Развитие памяти по методикам спецслужб

Денис Букин — автор книги «Развитие памяти по методикам спецслужб», которая предназначена для всех людей, для которых процесс запоминания очень сложен, которые чувствуют, что их умственные способности необходимо стимулировать и развивать. Эта книга для тех, кто желает стать эффективнее, просто общаясь с людьми, работая. Она необходима каждому, кто собирается жить, используя максимум возможностей своего мозга.

В книге рассказывается:

  • О необычайных возможностях человеческого мозга, о его способностях справляться с задачами, которые недоступны даже самым современным компьютерам.
  • О том для чего и как нужно тренировать память.

Программа тренировки памяти, описанная в книге, основана на методиках спецслужб, эффективность которых проверена временем и поколениями разведчиков.

Здесь можно найти приемы общения из арсенала спецслужб:

  • как налаживать контакт и входить в доверие к незнакомым людям;
  • как убеждать и оценивать достоверность полученных данных;
  • методы самоорганизации, восстановления сил;
  • как поддерживать высокую работоспособность.

Освоив все предлагаемые приемы, вы сможете держать свои эмоции под контролем и применять в необходимых ситуациях. Научитесь не только запоминать нужную информацию, но и достоверно воспроизводить её.

Игры и упражнения для развития памяти взрослых

  • Судоку. Известная японская головоломка с числами. Суть игры состоит в том, чтобы за как можно меньшее количество времени заполнить 81 ячейку, которые представлены в виде квадрата размером 9*9, числами. Но эти числа должны соответствовать главному правилу: в одном столбце, строке и квадрате 3*3, числа от 1 до 9 не должны повторятся.
  • Фуршет. На вашем «обеденном столе» в порядке очереди начинают появляться продукты, каждый раз изменяя своё расположение. Цель игры – как можно быстрей выбрать новый элемент, которого не было ранее на столе.
  • Потерянный символ. Игра одновременно тренирует и внимание, и пространственную память. В начале на пару секунд показывается таблица с различными символами. В следующий раз эта же таблица демонстрируется уже с одним пустым полем. Для того чтобы заполнить поле, нужно выбрать правильный вариант из предложенных. Количество полей в таблице поначалу увеличивается, а затем уменьшается, что создаёт дополнительные сложности.
  • Эрудит. В игре могут участвовать от двух до четырех игроков. Участники формируют слова из фишек на доске размером 15*15 ячеек. Слова нужно формировать по вертикали, либо по горизонтали, сверху вниз, либо слева направо. Слова должны входить в стандартный словарь, либо же вы можете внести какие-либо свои изменения, добавляя особые слова. Игроки получаются очки за сложенные слова на доске. Смысл игры в том, чтобы набрать как можно больше очков. Каждая буква дает определенное количество очков, ивам необходимо составить слово с наибольшим количеством очков для победы.

Память – это уникальная вещь, которую следует постоянно держать в тонусе. Сенсорная, кратковременная или длительная, слуховая или зрительная – любой из этих видов памяти нуждается в постоянной тренировке и усовершенствовании. Многие из методик разработаны, многие книги написаны для того, чтобы каждый мог развивать и совершенствовать свою память. Остальное зависит только от желания и времени проведенного с пользой.

Видео: «Развитие памяти»

luckclub.ru

Рабочие способы развития памяти и Мнемотехники

Человек может помнить события из далекого прошлого, а вот недавние забываются. Психологи объясняют тем, что с кокнретным событием связаны запахи или образы. После представления ассоциации человек вспоминает событие. На такой связи основывается мнемотехника.

Реальная история о друге Денисе, который обладал очень хорошей памятью и использовал мнемотехники для ее тренировки

У меня есть друг Денис. Еще со школы у него была отличная память – стихотворения, исторические даты он запоминал без проблем. Сейчас ему 25, память у него не стала хуже. Когда я спросил, как он так быстро и легко запоминает даже сложные цифры, он поделился секретом. Оказывается, он использует мнемотехнику.

Регулярные тренировки, поиск новых методов – все это дает ему отличный результат. Денис постоянно развивает память мнемотехникой.

Мнемоническая память и мнемотехники: определение, на чем основаны и принцип работы

Истоки мнемоники исходят из Древней Греции. Философы и мыслители выяснили, что память зависит от органов чувств. Чем больше эмоций вызывает событие, тем дольше оно сохранится в памяти человека. Как связаны мнемотехника и развитие памяти?

До настоящего времени мнемонику развивали, совершенствовали, делали действенней. Ранее при помощи этой техники запоминали связные предложения текста, сейчас методика позволяет запомнить информацию любой сложности.

Мнемотехника – способ развития памяти, облегчающий запоминание информации. Приемы мнемотехники расширяют память, облегчая развитие деятельности мозга. Основывается на нескольких принципах:

  • мозг человека в равной степени обрабатывает информацию о реальном и выдуманном образе;
  • цепочка ассоциаций бывает настоящей и вымышленной. Последние являются сущностью мнемотехниики.

Вместе с этим термином встречается понятие «мнемоника». Они связаны между собой.

Выделяют такие виды мнемотехники:

  • классический. Возник на снове ораторского искусства, чтобы упростить запоминание длинных высказываний. Информацию преображали в образы – в одних шифровалась информация, во вторых – фиксировалась последовательность;
  • педагогический. Характерен школьникам и студентам. Сущность – естественное запоминание посредством переписывания, заучивания и повторения;
  • цирковой – интонация, мимика, жесты. Сущность – искусство передачи и расшифровки закодированной информации;
  • спортивный – запоминание чисел;
  • современный. Методы мнемоники тщательно прорабатывают и объединяют в своеобразную систему, направленную на решение узкоспециализированной задачи.

Мнемотическая память есть у всех, но ею необходимо овладеть. Сверхъестественные способности для этого не нужны. Принцип действия такой методики базируется на способности памяти фиксировать яркий зрительный и слуховой образ быстрее, чем абстрактное понятие.

Советы начинающим:

  • метод запоминания выбирайте наиболее подходящий и соответствующий вашему типу мышления;
  • преобразовывайте инфрмацию в образы;
  • для достижения результата регулярно тренируйтесь;
  • во время тренировки должна быть абсолютная тишина.

Основные принципы мнемотехники:

  • осмысление – осмысливая поступающую информацию, человек запомнит ее надолго;
  • интерес – если информация интересна, она запомнится быстрее;
  • предыдущие знания – если по конкретному вопросу у вас имеются знания, новые сведения запомнятся проще;
  • готовность – запоминается та информация, на которую человек настроился;
  • ассоциации – увеличичвают шансы запомнить материал и воспроизвести его;
  • повторение – пройденный урок повторяют, но не часто;
  • торможение – прежде чем изучать новый материал, делайте паузу;
  • последовательность – факты запоминаются в том порядке, в котором изучались.

После усвоения мнемотехники вы будете использовать ее до конца жизни.

Чтобы мнемотическая память надолго сохранила слова или цифры, факты и объекты заменяются на термины с визуальным представлением. То есть, скучные факты заменяются яркими. Помогут в этом специальные мнемотические приемы.

Основные приемы

Мнемотехники и способы развития памяти позволяют лучше усвоить новый материал. Приемы мнемоники – такой подход к осмыслению информации, благодрая которому запоминается больше сведений, а процент забывания сводится к минимуму. Техники используются при изучении иностранных языков, понятий, исторических дат, цифр.

В основе запоминания лежат ассоциации. Для запоминания нового слова соотнесите его с чем-нибудь, проведите ассциативную связь. Как создать ассоциацию:

  • придумывайте первое, что пришло в голову;
  • ассоциация должна быть смешной, необычной;
  • образ должен быть крупным, объемным, цветным – задействуйте все органы чувств;
  • ассоциация должна быть нелогичной;
  • образ должен касаться вас.

Например, нужно запомнить слова «кавалерия» и «чердак». Представьте, что вы поднялись на чердак и увидели там конницу, на лошадях сидят воины. Вы смотрите на них и думаете, что они здесь делают? Они вам отвечают: а что мы и правда тут забыли? И улетают в окно.

Следующий прием – «цепочка». Представьте образ и соедините его со следующим. Например, вы пришли в магазин за сыром, порошком и лампочкой. Представьте большую упаковку порошка. В нее залетает лампа, и порошок рассыпается по полу. На лампу нанизывается сыр и тому подобное.

«Римская комната». Допустим, вам надо запомнить слова – колбаса, лошадь, майонез, лом, яйцо, одеяло, рыба, тетрадь. Задействуйте необычные связи, начиная  с коридора. Получится: колбасой закройте щель в замке, лошадь поставьте в углу, майонезом намажьте зеркало, ломом подоприте дверь, яйцо вкрутите в люстру вместо лампочки, одеяло постелите перед дверью вместо коврика. Когда человек откроет дверь, увидит, что рыба лежит на диване и пишет в тетради.

«Цифробуквенный код» подходит для запоминания цифр, номеров телефона, математического вычисления. Каждой цифре присваивается буква – составляются слова, выражения, рассказы. Возьмем цифры от 0 до 5:

  • 0 – ноль – н;
  • 1 – раз – р;
  • 2 – д;
  • 3 – т;
  • 4 – ч;
  • 5 –п.

Теперь на каждую букву подбирается слово и придумывается рассказ.

«Рифмы» — прием, при котором придумываются пары слов или небольшой стих, содержащий запоминающий материал. Подходит метод и для зарифмовывания цифр:

  • 0 – моль, соль, фасоль;
  • 1 – блин, господин;
  • 2 – слова, трава;
  • 3 – пузыри, подари;
  • 4 – шире, в мире;
  • 5 – опять, зевать, гулять;
  • 6 – сесть, месть;
  • 7 – зачем, гарем;
  • 8 – просим, носим;
  • 9 – делать, сеять.

Из перечня подобранных слов выбирайте одно и запоминайте для конкретной цифры.

«Созвучие» — прием, который заключается в подборе одинакового слова. Подходит для выучивания иностранных языков. Для запоминания иностранного слова подбирается русское, схожее с ним по звучанию. Например, «look» (смотреть) похоже на «лук». По этой методике человек запоминает до 60 слов за 1 ч.

«Вешалка» — методика, суть которой заключатся в придумывании созвучногоряда каждому слову. После чего из них составляют рассказ. К примеру, один – господин, два – голова.

«Совмещение образа и цифры» — метод, посвященный форме написания чисел. Единица напоминает карандаш или палку, ноль – солнце. Далее составляется интересная история.

«Метод Цицерона». Элементы привязывают к комнатной обстановке, в которой человек часто находится. Допустим, ребенок должен выучить, в какой последовательности расположены органы дыхания. Картинки вешают на видном месте, ребенок проходит мимо и видит их. Изображения убираются, ребенок восстанавливает их посредством топологических ассоциаций.

Итого

Большинство людей, глядя на ассоциативную цепочку, считают это сложным. Чтобы запомнить дату или числа, приходится сочинять историю. Поначалу процедура кажется трудоемкой, поскольку требуется подключать воображение. Спустя несколько тренировок запоминание пойдет проще.

Все еще не верите в тренировку памяти мнемотехникой? Попробуйте воспользоваться одним из методов. Информация, изученная мнемотехническими приемами, не забывается, а откладывается в памяти надолго. Увидите, результат вас удивит!

[Всего голосов: 0    Средний: 0/5]

trenermozga.ru


Смотрите также

Объявление

Если у Вас есть ещё какие-либо интересные материалы (тексты, фото, видео, аудио), связанные с творческой жизнью Людмилы Тумановой, поделитесь ими со всеми нами, её многочисленными поклонниками.

Обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону: 8-922-56-101-83