Ludmila Tumanova

Особенности здоровья ребенка что это


Особенности здоровья ребенка

У каждого ребёнка свои особенности здоровья. Есть дети, которые часто болеют несмотря на все попытки родителей закалять и укреплять иммунитет. Бывают же дети, которые очень редко подхватывают заболевания даже в острый вирусный период.

Содержание

  • 1 Факторы
  • 2 Спорт
  • 3 Питание
  • 4 Закаливание и прогулки

Факторы

Что же влияет на формирование индивидуальных особенностей здоровья ребенка?

  • температурный режим дома
  • количество и качество питания
  • частота прогулок
  • занятия спортом.

Несомненно, есть фактор наследственный и это подтверждено различными исследованиями. Но скорректировать это могут каждые родители, если захотят и посвятят такому важному вопросу побольше времени.

Спорт

Многие олимпийские чемпионы в детстве часто болели, поэтому родители отдали их на занятия спортом. И, несмотря на все прогнозы врачей, среди людей, делающих успехи в спорте, хватает и сердечников и астматиков. Спортивные нагрузки должны вводиться постепенно, без перегрузок, под контролем врачей. В большинстве профессиональных спортивных секций, обязательно требуется прохождение медкомиссии в начале и в конце учебного года.

Питание

Мировые исследования говорят о том, что любые продукты хороши в меру. Ведь не зря миллионы лет человек ел мясо, овощи, фрукты, зерно. Гораздо вреднее чипсы, лимонады, полуфабрикаты , которыми так любят кормить детей, особенно при нехватке времени. Плохо сбалансированное питание подрывает иммунитет.

Закаливание и прогулки

Не нужно делать из ребёнка тепличное растение. Детский организм очень хорошо различает, когда ему холодно или жарко. Не надо кутать его при легком сквозняке. Одевать ребёнка нужно по погоде, а в комнате должна быть здоровая температура 20-22 градуса, а во время сна и 18 градусов тепла.

Поделиться:

Нет комментариев

kidzi.ru

Особенности здоровья ребенка: что нужно знать родителям?

Важность здоровья ребенка просто невозможно переоценить. Насколько малыш будет здоровым во многом зависит от родителей. Именно они на ранней стадии должны проявить максимальную внимательность и заботу. От того как ребенок сформируется еще в дошкольном возрасте зависит его будущее здоровье и развитие организма. В данной статье мы рассмотрим все нюансы, которые должны знать заботливые мамы и папы.

В первую очередь обратите внимание на питание ребенка. Это очень важно. Вы должно исключить переедание сладостей, мучных продуктов и прочей вредной пищи, например чипсов, фаст-фуда, газированных напитков. Лучше начать приучать малыша питаться правильно! Давайте побольше овощей, фруктов, ягод, каш. То, что вы заложите ему в детстве будет с ним на протяжении всей жизни. Стоит также отметить, что на сайте ecohealthylife.ru вы можете узнать подробнее о том, как восстановить здоровье народными средствами.

Также необходимо приучать ребенка к спорту. Если ребенок сам хочет заниматься каратэ, баскетболом, борьбой или любым другим видом спорта, ни в коем случае его не переубеждайте. Если ему это по душе, значит вполне вероятно он добьется определенных высот в своем виде спорта. Ваша задача поддерживать его и помогать всяческими способами. Конечно, бывает дети сами к спорту не тянутся, тогда вы должны эту тягу прививать самостоятельно.

Кроме всего уже вышесказанного, хорошим решением будет начать закаливание детского организма. Однако, здесь нужно все делать очень аккуратно и правильно. Действуйте постепенно. Поощряйте купание в открытых водоемах, контрастные души и тому подобном. Настраивайте малыша на позитивный лад. Если вы сможете добиться результатов, то будучи уже взрослым он скажет вам большое спасибо.

Конечно, не менее важным является и психическое здоровье. Ребенок ни в коем случае не должен видеть скандалы, ссоры родителей и тем более рукоприкладство! У детей очень хрупкая психика, и вашей обязанностью является правильное ее формирование. Посещайте врачей регулярно. Болезнь намного легче предупредить, чем лечить. Это давно и всем известно. Профилактический осмотр всегда пойдет только на пользу, желательно это делать один раз в три месяца.

detskii-mir55.ru

Особенности состояния здоровья детей в домах ребёнка

В Доме ребенка находятся дети от 0 до 4–5-летнего возраста, но обычно дети поступают не из родильных домов, а из больниц в возрасте 2–3-х месяцев жизни.

По частоте случаев заболевания распределяются следующим образом:

  1. Патология центральной нервной системы – 95-100 %, из них ПЭП – 75-80 %; 
  2. Болезни органов чувств – 25-30 %; 
  3. Кардиопатология – 65-70 %, из них ВПС –12 %; 
  4. Заболевания кожи, костно-мышечной системы – 45-50 % 
  5. Болезни мочевыводящих путей – 20-25 %; 
  6. Болезни органов дыхания – 1 %; 
  7. Болезни желудочно-кишечного тракта – 0,5 %;

Наиболее часто встречающимся диагнозом в Домах ребенка является диагноз – перинатальная энцефалопатия (ПЭП).

ПЭП – это сосудистые повреждения головного мозга возникающие с 28–й недели беременности и до 8-го дня жизни ребенка. В это время отмечается повышенная ранимость головного мозга и любое неблагоприятное воздействие ведет к его повреждению. Основной причиной возникновения ПЭП является кислородная недостаточность (гипоксия) плода. Она возникает вследствие острых вирусных заболеваний матери во время беременности, вредных привычек, профессиональных вредностей, токсикоза беременности, тяжелых родов, недоношенности, переношенности и в ряде других причин.

ПЭП требует расшифровки по степени тяжести, симптомам, периодам, т. е. диагноз может звучать так: Перинатальное поражение ЦНС гипоксического генеза, восстановительный период, синдром задержки психомоторного развития, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.

ПЭП действует до 1 года жизни доношенного ребенка и до 2-х лет у недоношенного ребенка, Затем диагноз ПЭП снимается по выздоровлению или трансформируется в другие диагнозы. Это может быть минимальная мозговая дисфункция, задержка психоречевого развития, в более тяжелых случаях — олигофрения, декомпенсированная гидроцефалия и другие.

Из болезней органов чувств наиболее часто встречается патология глазная. Это ретинопатия недоношенных, косоглазие, нистагм, птоз, частичная атрофия дисков зрительных нервов. Но большинство этих диагнозов сопровождают тяжелые повреждения головного мозга.

Кардиопатология встречается довольно часто. Это могут быть как функциональные изменения сердечно-сосудистой системы (их большинство), так и врожденные пороки сердца (ВПС). Врожденные пороки сердца могут быть без нарушения кровообращения (это благоприятный вариант) и с нарушениями кровообращения.

Благоприятным считается открытое овальное окно (ООО) — вариант N.

Многие дети имеют проявления атопического дерматита. Единицы из них в более старшем возрасте страдают детской экземой. Особенно неблагоприятно сочетание дерматита с частыми обструктивными бронхитами, это должно настораживать; у такого ребенка в дальнейшем может развиться бронхиальная астма.

При диспансеризации выявляются у некоторых детей дисплазия тазобедренных суставов, кривошеи, врожденные вывихи тазобедренных суставов. При раннем выявлении и рано начатом лечении здоровье детей восстанавливается без заметных последствий.

Довольно часто встречаются у наших детей грыжи – пупочные, паховые, пахово–мошоночные. Такие дети наблюдаются хирургом, большинство диагнозов снимается после первого года жизни, некоторые дети оперируются.

Часто звучит диагноз – инфекция мочевых путей. Это предварительный диагноз, он требует уточнения в специализированном отделении стационара. Особенно важно знать, нет ли там врожденных аномалий развития мочевыводящих путей.

Болезни органов дыхания представлены острой пневмонией, различными респираторными вирусными заболеваниями, аномалии развития встречаются очень редко.

То же можно сказать и о болезнях желудочно–кишечного тракта. В основном это функциональные изменения, которые проявляются такими симптомами как срыгивания и рвоты, а также неустойчивый стул при дисбактериозах.

Необходимо также остановиться на так называемых фоновых состояниях, которые в домах ребенка встречаются очень часто. Это: недоношенность, морфофункциональная незрелость, анемии, гипотрофии и рахит. Все эти состояния усугубляют течение вирусных и бактериальных инфекций, тормозят развитие детей.

Большинство из вышеназванных заболеваний являются корректируемыми. Так, многие дети с ПЭП восстанавливаются в результате проводимого лечения к 6–12-ти месяцам жизни. Всё зависит от тяжести заболевания множественности и сочетания поражений.

Особенности состояния здоровья детей, изъятых из неблагополучных семей

Все дети, изъятые из неблагополучных семей, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии. Как правило, это недоношенные или незрелые дети, они плохо растут, имеют расстройства питания, развиваются с задержкой, часто болеют. У более старших детей отмечаются расторможенность, плохая память, задержка психоречевого развития.

В Дом ребёнка поступают дети не только от родителей-алкоголиков, но и от матерей, перенесших сифилис, гепатиты, страдающих наркоманией. При обследованиях таких детей выявляется носительство антител к гепатиту “С” или “В”, положительная реакция Вассермана. Такие дети в зависимости от выявленных результатов лечатся по схеме раннего врожденного сифилиса, наблюдаются в КВД.

Если выявлено носительство антител к гепатиту, то ребенок обследуется в специализированном отделении и, чаще всего, диагноз снимается после 6-ти месяцев (такие дети являются носителями материнских антител, проникших через плаценту), реже ребёнок заболевает гепатитом.

Корректируемые и некорректируемые заболевания

Не корректируются генетические заболевания. Наиболее частым из них в домах ребенка является синдром Дауна.

Прогностически неблагоприятными являются инфекции мочевых путей на фоне врожденной патологии.

Длительного лечения потребуют такие заболевания как бронхиальная астма, большинство врожденных пороков сердца.

Эпилептический синдром также является неблагоприятным.

Источник: Территория без сирот

xn----gtbbcgk3eei.xn--p1ai

Определение состояния здоровья у детей

Медицина / Диагностика / Диагностика (статья)

Здоровье ребенкаПоказатели здоровья ребенка

Само по себе понятие «здоровье» довольно сложно и обширно. До сих пор ученые и специалисты не пришли к единому мнению в отношении этого определения. Отечественные специалисты под понятием «здоровье» принято подразумевать состояние организма, при котором функции всех органов и систем гармонично взаимодействуют с окружающей средой, а также отсутствие в них каких-либо патологических изменений.

Показателем нормального функционального состояния организма, а также состояние гармоничного взаимодействия с окружающей средой для детей раннего и дошкольного возраста является возможность овладевать знаниями, умениями и навыками, возможность посещать дошкольные учреждения и полноценно усваивать предусмотренную в них программу занятий.

Контроль за состоянием здоровья ребенка – основа всей оздоровительной, профилактической и воспитательной работы, которая должна осуществляться не только родителями и медицинским персоналом, но и персоналом детских дошкольных учреждений. Такой контроль должен проводится каждый день, а также во время плановых медосмотрах в строго установленные сроки: детям в возрасте до 1 года – 1 раз в месяц, до 2 лет – 1 раз в 3 месяца, до 3 лет – 1 раз в 6 месяцев; затем, до 7 лет – 1 раз в 6 месяцев.

Главными показателями нормального состояния здоровья ребенка являются:

- уровень физического и нервно-психического развития; - состояние иммунитета – возможность устойчивости организма к разного рода заболеваниям (частота заболеваний за период перед плановыми медосмотрами); - показатели уровня основных функций организма; - отсутствие или наличие каких-либо хронических заболеваний;

- отсутствие или наличие каких-либо отклонений в раннем периоде развития (в том числе на протяжение беременности, при родах, в период новорожденности).

Заключение о состоянии здоровья ребенка делает врач при каждом плановом медицинском осмотре с учетом вышеперечисленных показателей.

Состояние иммунитета определяется по кратности острых заболеваний ребенка. На первом месте среди острых заболеваний среди детей раннего и дошкольного возраста занимают острые респираторные вирусные инфекции и острые детские инфекции (скарлатина, корь, ветряная оспа, эпидемический паротит), затем острые отиты, острые заболевания желудочно-кишечного тракта и др.

По частоте перенесенных острых заболеваний на протяжении года детей принято делить на:

- ни разу не заболевших или эпизодически болеющих (1-3 раза в год), что указывает на хороший иммунитет; - на часто болеющих (4 раза в год и более), что говорит о пониженной иммунной защите организма к воздействию острых заболеваний.

Общий уровень острой заболеваемости достигает пика, как правило, на втором году жизни, по сравнению с детьми первого года жизни и более старшего возраста. Такое состояние специалисты объясняют особенностями развития детей в этом возрастном периоде: снижение уровня пассивной иммунной защиты, который ребенок получает с материнским молоком, а также с недостаточно сформированного собственного иммунитета на фоне увеличения количества и частоты контактов с факторами внешней среды.

С целью определения уровня основных функций организма у детей прежде всего обращают внимание на характер поведения (особенно у детей раннего возраста). При этом необходимо оценивать эмоциональное состояние ребенка, его настроение, аппетит, манеру и характер общения со сверстниками; у более старших детей важно контролировать степень усвоения учебной программы, уровень усталости в процессе занятий, возможность сосредоточения, насколько часто ребенок отвлекается. Также необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, которые в значительной степени определяют его поведение: активный или пассивный, насколько легко и быстро он идет на контакт со сверстниками и взрослыми, степень коммуникабельности, плаксивость и др.

Функциональное состояние организма ребенка определяется совокупностью поведенческих реакций. Необходимую информацию о поведении ребенка врач получает от родителей и педагогов дошкольных учреждений. Полученные сведения, в совокупности с данными функциональных исследований (антропометрические данные, артериальное давление, частота пульса и дыхания, анализы крови и др), врач использует для составления объективной оценки состояния здоровья.

Опросник для контроля поведения ребенка первого года жизни

1. Эмоциональное состояние, преобладающее в повседневной жизни ребенка (эмоционально не выражено, неустойчивое, положительное, отрицательное). 2. Засыпание (спокойное, неспокойное, быстрое, медленное, требуется дополнительное воздействие). 3. характер сна (прерывистый, спокойный, неспокойный, глубокий, неглубокий). 4. Длительность сна (соответствующий возрасту, длительный, короткий). 5. Аппетит (избирательное отношение к пище, повышенный, хороший, неустойчивый, плохой). 6. Характер бодрствования (малоактивный, пассивный, активный). 7. Плохие привычки (сосание пальца, пустышки, раскачивание и др). 8. Характер общения с детьми и взрослыми (отсутствие взаимоотношений, положительный, отрицательный). 9. Индивидуальные особенности (вялый, быстро утомляется, легко возбудим, застенчив, уравновешен, обидчив, инициативен, легко идет на контакт, навязчив, ласков, подвижен, легко обучается и т.д.).

Опросник контроля поведения детей второго и третьего годов жизни

1. Настроение (подавленное, неустойчивое, раздражительное, спокойное, бодрое). 2. Сон:

- засыпание (спокойное, неспокойное, быстрое, медленное); - характер сна (спокойный, неспокойный, глубокий, неглубокий); - длительность сна (соответствует возрасту, короткий, длительный).

3. Аппетит (избирательное отношение к еде, плохой, неустойчивый, хороший, повышенный). 4. Характер бодрствования (пассивный, активный, малоактивный). 5. Индивидуальные особенности (легко поддается обучению, легко идет на контакт, любознательный, обидчивый, внимательный, ласковый, агрессивный и т.д.).

При плановом осмотре ребенка педиатр может обнаружить разного рода заболевания (аллергию, сколиоз, разит, ревматизм и др) или констатировать, что ребенок здоров. Во время первого осмотра педиатр собирает подробные сведения (анамнез), которые включают состояние здоровья обоих родителей (в том числе наличие у них вредных привычек: курение, алкоголь и др), течение беременности и родов, особенности периода новорожденности, а также другие сведения (перенесенные ребенком заболевания, вакцинация, посещение ребенком дошкольных учреждений и др). Основываясь на полученные данные, врач проводит комплексную оценку состояния здоровья ребенка, что дает ему возможность определить группу состояния здоровья. Разные классификации подразумевают разные критерии отношения детей к той или иной группе, как и количество самих групп здоровья. В нашей стране детей по состоянию здоровья принято делить на пять групп:

- Первая группа – здоровые дети, без каких-либо хронических заболеваний, имеющие нормальные показатели функционального состояния, которые редко болеют, физическое и нервно-психическое развитие в пределах нормы, отсутствуют какие-либо отклонения в анамнезе;

- Вторая группа – здоровые дети, у которых имеются функциональные отклонения разного рода (например, поведение), с начальными изменениями в нервно-психическом или физическом развитии, или их отсутствие, которые часто болеют, при этом у них отсутствуют симптомы хронических заболеваний, есть отклонения в анамнезе;

- Третья группа – дети с хроническими заболеваниями (ревматизм, холецистит, тонзиллит и др) в стадии компенсации (без признаков нарушения общего самочувствия), болеют редко, обострения хронических заболеваний возникают не часто;

- Четвертая группа – дети с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, у которых наблюдаются нарушения общего самочувствия, болеют часто, обострения хронического заболевания происходит 2-4 раза в год;

- Пятая группа – дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, не посещающие детские учреждения общего типа, на момент исследования в условиях стационара (в больнице) или амбулатории (проходят лечение на дому), или в специальном дошкольном учреждении.

Большинство детей относят к 1-й и 2-й группам, то есть здоровые дети. При этом количество детей значительно преобладает во 2-й группе. Эти дети нуждаются в особом внимании взрослых и медиков, а также в индивидуальном подходе при назначении и выполнении воспитательных и оздоровительных мероприятий. Отметим, что ко 2-й группе здоровья относятся дети с факторами риска (у которых на момент рождения родители страдали от каких-либо заболеваний, алкоголизма, наркомании и др, а также при осложнениях во время беременности, например, токсикоза, угроза выкидыша и др), недоношенные дети, дети, перенесшие асфиксию новорожденных или получивших родовую травму, дети с аллергией или склонностью к таковой (например, начальные, непостоянные симптомы кожных высыпаний экссудативного диатеза и др), реконвалисцентны рахиту, часто болеющие острыми заболеваниями (4 и более раз в год), с риском развития анемии, нарушением осанки, плоскостопием, после перенесенной пневмонии (воспаления легких), эпидемического гепатита (болезни Боткина), менингита и других детских инфекционных заболеваний (ветряной оспы, скарлатины и др), которые имели тяжелое течение и сопровождались осложнениями.

Во 2-й группе здоровья особое внимание необходимо уделять детям, которые часто болеют, при этом у них отсутствуют какие-либо хронические заболевания. Это дети, страдающие острыми заболеваниями более 3-х раз в год. Повторные острые заболевания, как правило, возникают в результате действия острой респираторной вирусной инфекции (грипп, парагрипп, аденовирусные заболевания и т.д.).

На сегодняшний день известно большое количество причин, влияющих на увеличение количества и частоты возникновения острых респираторных заболеваний (ОРЗ) среди детей. Эти причины условно разделяют на эндогенные и экзогенные. К эндогенными причинами являются: осложнения во время беременности и родов, а также разные хронические заболевания у матери; болезни, перенесенные ребенком в период новорожденности; ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание (до 3 месяцев), наличие у ребенка гипотрофии, анемии, рахита и др.

Экзогенные факторы, влияющие на количество и частоту возникновения ОРЗ в основном связаны с состояние окружающей среды: химические выбросы в атмосферу и воду, употребление нездоровой пищи (с низким содержанием питательных компонентов, недостаточным количеством клетчатки, с большим количеством красителей, консервантов и ароматизаторов и др), вредные привычки родителей и других окружающих (курение, алкоголь и др), несоблюдение правил гигиены (уборка помещений, соблюдение правил личной гигиены, нарушение режима дня и т.д.), частые стрессы (ссоры в семье, конфликты с товарищами и др).

Если ребенок часто болеет, он пропускает много занятий, что может стать причиной отставания в нервно-психическом и физическом развитии. В детских дошкольных учреждениях к таким детям применяются специальные оздоровительные и воспитательные меры, которые подразумевают щадящий режим, предусматривающий индивидуальный подход при медико-педагогическом назначении организации питания, физического воспитания, закаливания, сна, занятий, сроков вакцинации, лабораторных исследований и диспансеризации. Такие назначения дает педиатр. Педагог (воспитатель), в свою очередь, должен придерживаться этих назначений, тем самым способствуя сохранению здоровья и нормализации развития часто болеющего ребенка.

Стоит отметить, что большинство детей, которые относятся ко 2-й группе здоровья, имеют особенности в поведении: плохой аппетит, беспокойный сон, повышенное потоотделение. Такие дети часто плаксивые или раздражительные, плохо идут на контакт со сверстниками и взрослыми, быстро утомляются во время занятий, часто отвлекаются или полностью отказываются выполнять даже самые простые поручения или упражнения. С целью нормализации поведения, педиатр должен назначить специальное лечение, направленное на улучшение общего состояния организма. Назначенное лечение, которое может включать ряд процедур и оздоровительных мероприятий, проводит обученный медицинский персонал с помощью взрослых (родителей или воспитателей). Как правило, для улучшения состояния ребенка, который относится ко 2-й группе здоровья, достаточно проявить индивидуальный подход, предусматривающий терпеливое и внимательное отношение со стороны взрослых во время разных мероприятий (при кормлении, на прогулках, занятиях, при укладывании спать и т.д.).

Необходимо понимать, что определение группы здоровья позволяет своевременно определить на начальном этапе разного рода отклонения в развитии разных органов и систем, а также ориентировать медицинский персонал, родителей и персонал детских дошкольных учреждений на обоснованное заключение в состоянии здоровья. Эти меры помогают вовремя назначить и предпринять соответствующие индивидуальные оздоровительные и воспитательные меры, целью которых является лечение, профилактика заболеваний или коррекция выявленных нарушений.

medqueen.com

Группы здоровья детей: особенности оценки в разном возрасте

Диспансеризация, проводимая перед зачислением в детский сад или школу, создана для регулирования потоков поступающих. Обычно требуется посещение следующих специалистов:

  • хирург;
  • офтальмолог;
  • оториноларинголог;
  • кардиолог;
  • невропатолог;
  • стоматолог.

После необходимых осмотров и сдачи анализов педиатр изучает все данные и указывает группу здоровья. При этом критерии здоровья детей могут быть обобщенными, а некий «усредненный» показатель не всегда соответствует реальности. Если родители не согласны, они вполне могут обсудить запись, чтобы она не помешала поступлению в учебное заведение, где есть углубленное изучение каких-либо предметов, или, например, спортивным или танцевальным занятиям.

Как узнают группу здоровья

После того как педиатр получит заключения своих коллег, он делает выводы по нескольким критериям:

  • история развития ребенка — то, насколько гармонично оно происходит;
  • физическое развитие;
  • нервно-психическое развитие;
  • сопротивляемость организма неблагоприятным условиям;
  • состояние органов, систем.

Далее составляется план наблюдения, куда входят периодические осмотры, лабораторные исследования, обозначается индивидуальный объем нагрузок сообразно возможностям ребенка.

Если на момент профилактического осмотра впервые выявлено какое-либо заболевание, врач не дает общую оценку, пока к обследованию не будут привлечены все нужные специалисты.

Критерии определения

Как определяется группа здоровья у детей: таблица, приведенная ниже, дает некоторые критерии оценки.

Группа здоровьяОписание
1Здоровые или редко болеющие. Отклонения, которые не влияют на общее состояние или не требуют коррекции. Возможны незначительные отклонения нервно-психического развития. Практически здоровые (на момент осмотра), нет функциональных отклонений, анатомических дефектов
2Общая задержка физического развития (без патологий). Частота заболеваний — более 4 раз в год. Восстановление после тяжелой или среднетяжелой болезни занимает более 3 недель. Отклонения, существенно влияющие на жизнедеятельность (близорукость, плоскостопие, анемия). Недоношенность. Низкая/избыточная масса тела Риск возникновения патологий или перехода какого-либо заболевания в хроническую форму. Послеоперационное состояние (с сохранностью функций). Низкий гемоглобин
3Одно хроническое заболевание не тяжелого течения; в стадии ремиссии. Возможно частичное ограничение обучения, физической активности
4Несколько хронических заболеваний, одно или более протекает в острой форме. Изменение затронутых органов или систем. Врожденный порок, препятствующий полноценному обучению или труду. Необходима поддерживающая терапия
5Инвалидность. Хотя бы одно серьезное хроническое заболевание, физический недостаток, нарушение нормальных жизненных функций. Посещение детских и подростковых учреждений общего профиля исключено
Группы здоровья детей и подростков (от 3 до 17 лет) определяются по общему состоянию или исходя из тяжести и специфики протекания болезни. Поэтому наблюдаемые с одинаковым диагнозом могут попадать в разные группы здоровья.

Особенности некоторых групп

Если проанализировать группы здоровья детей в ДОУ, можно заметить, что практически здоровых малышей очень мало, а основную массу новоприбывших составляет вторая группа. Именно на нее врачи обращают пристальное внимание.

Диспансерному учету подлежат 3, 4 и 5 группа здоровья у детей. Их ряды со временем могут пополнить «выходцы» из 2 группы — вот почему им необходимы регулярные осмотры и программы по оздоровлению. Диспансерный учет всегда показывает эффективность лечения и/или реабилитации.

3 группа обычно предполагает назначение особенного, индивидуально подходящего питания, сокращение некоторых видов активности и т. п.

4 группа здоровья у детей означает физические недостатки или ограничение каких-либо функциональных возможностей. Врач выдает таким пациентам направление в специализированные ДОУ, где проводятся особые лечебные или профилактические занятия, дети находятся под постоянным контролем специалистов.

Перед родителями — не окончательный диагноз, а специальная шкала, учитывающая особенности ребенка и влияющие на него факторы риска. Благодаря этой классификации можно сделать определенные прогнозы на будущее.

Новорожденные и их группы здоровья

Когда мать и новорожденный малыш выписываются, врачи обязательно оценивают состояние ребенка по ряду критериев.

Группа здоровьяОписание
1Здоровые малыши (при условии, что мать также здорова; учитывается гестоз 1-й половины беременности)
Подгруппа 2АУ матери узкий таз. Младенец: физиологически незрелый; недоношенный/переношенный (1 степень); с отечным синдромом (1 степень)
Подгруппа 2БУ матери: любые хронические заболевания, в том числе половых органов; нехватка молока (гипогалактия). Было кесарево сечение или многоплодная беременность. У младенца: легкая асфиксия (т. е. удушье, расстройство дыхания), 6-7 баллов по шкале Апгар
3У младенца — асфиксия (средней или тяжелой степени); недоношенность (3 степень); внутриутробное инфицирование; родовая травма
4, 5Врожденные пороки или явная декомпенсация (т. е. собственных сил организма недостаточно для восстановления)

Первой группе нужно наблюдение педиатра:

  • после выписки — в первые три дня;
  • на 18-20-й день жизни;
  • на 28-30-й день жизни.

Двухмесячного ребенка необходимо показать врачу дважды, а в дальнейшем — раз в месяц.

Группа здоровья 2 у новорожденных — наиболее часто встречающаяся. Вопреки распространенному мнению, прямой угрозы здоровью нет, но все же организм работает «на пределе». Поэтому важно следить, как ребенок развивается, насколько хорошо переносит нагрузки, и, конечно, укреплять его иммунитет.

Вторая группа здоровья у ребенка после рождения — нормальное явление. К подгруппе А относят малышей, у которых сразу после появления на свет не наблюдается явного заболевания, но есть негативные факторы: биологические (осложненная беременность либо тяжелые роды), генеалогические (отягощенная наследственность). В подгруппу Б относят младенцев, которые еще внутриутробно или после рождения перенесли определенное заболевание (состояние), а после выписки у них сохранились отклонения — подверженность частым болезням, некоторые функциональные аномалии.

2 группа здоровья у ребенка — повод показаться педиатру:

  • после выписки — в первые три дня;
  • через 2 и 3 недели после рождения;
  • на 28-30-й день;
  • в дальнейшем — каждый месяц.

Третьей группе требуется внимание заведующей отделением. После того, как мать и ребенок выпишутся, младенца наблюдают в первые 24 часа. В течение первого месяца жизни каждые 5 дней нужно обращаться к педиатру, который проводит работу совместно с другими врачами. Ребенка могут перевести во вторую группу, считая его практически здоровым, — при условии, что болезнь давно не обострялась.

Если новорожденного классифицируют в 4 или 5 группу, ему требуется контроль врачей в условиях стационара.

Патология или возрастные изменения: что нужно знать

Определяя группы физического развития детей, врач не забывает о некоторых функциональных особенностях, которые могут появляться в определенном возрасте и не считаются патологией. Они только отражают физиологические перестройки, которые происходят в развивающемся организме. Итак, есть закономерности, которые не должны вызывать особого беспокойства родителей.

  • Грудной возраст. Анемия и другие изменения в составе крови, аллергия.
  • Ранний возраст. Некоторые нарушения в работе пищеварительной системы, особенно при неверном кормлении.
  • Дошкольный возраст. Могут быть выявлены отклонения функций нервной, дыхательной, мочевыделительной системы, лор-органов, небольшие проблемы с опорно-двигательным аппаратом.
  • Школьный возраст. Возможны отклонения в деятельности сердца, могут появиться проблемы со зрением.

Комплексная оценка состояния здоровья детей может быть получена только в ходе профилактического медицинского осмотра, когда учитываются все факторы. Есть случаи, когда динамика состояния юного пациента изменяется к лучшему — тогда меняется и группа здоровья, а со временем ребенок может начать посещать образовательное учреждение на общих основаниях.

youtube-boss.ru

Индивидуальные особенности ребенка: учет и развитие по возрасту

Каждый человек уникален и обладает собственным характером. Заметить индивидуальные особенности у ребенка можно уже в раннем детстве – хороший воспитатель должен уметь подобрать «ключик» к каждому из детей в группе дошкольного возраста. Для этого важно понимать взаимосвязь физического, нравственного и умственного формирования маленького человека, искать индивидуальный подход, чтобы своевременно выявлять те или иные характерные черты своих подопечных.

Что такое индивидуальные особенности

Выявление характерных черт ребенка требует от педагога времени и регулярного наблюдения. Для этого воспитателю следует вести ежедневный учет реакции малышей на различные события. Индивидуальные особенности ребенка включают в себя несколько элементов:

  • тип нервной деятельности, темперамент – уравновешенный, быстровозбудимый (холерик), активный (сангвиник), инертный, спокойный (флегматик) и т.д.;
  • физическое состояние, здоровье;
  • склонности, интересы.

Как формируются особенности детей

Отправной точкой в формировании индивидуальных особенностей ребенка служит психотип, который является наследственным фактором. Уравновешенный, спокойный малыш сможет быстрее научиться читать, поскольку имеет склонность к кропотливой работе. В то время как подвижный, гиперактивный его товарищ раньше начнет ходить, будет обладать развитым телом.

Немаловажное значение имеют условия, в которых растет и развивается дошкольник. Желательно, чтобы дитя постоянно находилось в процессе активного познания – дома были развивающие игрушки для обучения и умственного воспитания, в детском саду много друзей, а мама старалась регулярно проводить с ним время. Если отпрыску не уделяют внимания, не следят за потребностями, он станет отставать от сверстников.

Кроме обеспечения условий для становления личности важную роль играет педагогическое воспитание. Желательно, чтобы детский сад и семья работали в едином направлении, внушая подопечному одни и те же ценности, стандарты поведения. Тогда дошкольник не только научится вовремя читать, считать, освоит другие важные навыки. У него будет достаточная база для нравственной, эмоциональной эволюции – умения сопереживать, выражать свою любовь, сдерживать агрессию.

Возрастные и индивидуальные особенности развития

Детские психологи утверждают, что база основных жизненных устоев создается в раннем возрасте. При этом в дошкольном периоде интенсивно формируются личностные особенности ребенка. Детсадовцы ярче начинают проявлять характер и склонности. Это объясняется развитием речи – навыкам общения со сверстниками и взрослыми, возникновению новых сторон познания и появлению свежих форм деятельности. При этом с 2 до 3 лет активнее развивается способность управлять предметами или орудиями, а с 3 до 4 – умение подражать взрослым, включением в социальную жизнь посредством игры.

Психическое развитие

Родителям важно понимать, в какой период маленький человек лучше воспримет ту или иную информацию, выбрать форму ее подачи. Для этого стоит рассмотреть этапы психического формирования отпрыска:

  • Первый год жизни представляет собой моторную фазу. В этом промежутке грудничок старательно овладевает очередностью движений, нужных для выполнения повседневных задач.
  • Следующий этап психического развития называется сенсорным. Продолжительность этого промежутка составляет около 2 лет. У сенсорной фазы важная миссия – подготовка к формированию таких функций, как внимание, восприятие, мышление.
  • Аффективная фаза продолжается до начала подросткового периода. На этом этапе дошкольник, а затем школьник приобретает постоянные свойства характера, которые поддаются педагогической коррекции. Начинается социальное формирование.
  • Идеаторная фаза занимает два года – от 12 до 14 лет. В этот период подросток учится составлять планы в уме, и неукоснительно им следовать. Формируются абстрактные понятия, четче вырисовывается личность.

Эмоциональное

Непонимание, как выражать свои эмоции часто приводит к проблемам в личной жизни у взрослого человека, который вполне состоялся в других сферах. В связи с этим формирование эмоциональной составляющей личности является одной из важных задач родителей и воспитателя. К ней относятся воспитание у сына или дочери умения сосредотачиваться на одном виде деятельности, владеть своими чувствами.

Эмоциональное развитие младенца начинается сразу после рождения. Новорожденный не способен выражать словами и жестами свои желания, он может лишь показывать их эмоциями. Плач, смех, улыбка или выражение лица о многом могут рассказать маме. Этапы формирования эмоциональности:

  • У грудничка до года эмоции неустойчивы и сменяются, не задерживаясь надолго. Пока кроха не может управлять настроением и легко переходит от состояния удовлетворенности к плачу.
  • В один-три года малыш уже умеет сосредотачиваться на чем-то – может более длительный период находиться в спокойном состоянии. При этом кроха быстро переключается – эмоции вспыхивают и гаснут, он может злиться, если что-то не получается или радостно смеяться, увидев знакомое лицо.
  • Дошкольник учится развивать социальные эмоции, и начинает понимать, что друзья по детскому саду обладают собственными желаниями – радуются или плачут. Малыш с удовольствием несет в группу конфеты на свой день рождения, чтобы порадовать одногруппников.

Познавательное

Маленький человек учится познавать мир самостоятельно – 2-3-летнему карапузу интересно все. Родителям нужно лишь направлять внимание малыша в нужное русло, следить за тем, чтобы его исследования были безопасны. Очень важно не заставлять ребенка вникать, если данный вид деятельности не вызывает интерес. Некоторые психологи считают, что формирование познавательных способностей начинается с развития памяти. В дошкольном возрасте память, внимание и мышление трансформируются в высшие психические функции.

Немаловажную роль в развитии познавательной активности играет речь. Кроха учится правильно задавать вопросы, чтобы получить удовлетворяющий его потребности ответ. Дети дошкольного возраста стараются самостоятельно систематизировать информацию, учатся обобщать, находить общие признаки групп предметов, уяснять разницу между биологическими и искусственными материалами. Поощряя у малыша любознательность, мамы и папы смогут привить отпрыску такие качества, как внимательность, способность осознавать себя в социуме.

Психологическое

Вырастить цельную и разносторонне развитую личность непросто – важно, чтобы ребенок психологически был готов к личностному росту. Возрастная психология рассматривает комплекс перечисленных выше аспектов – психических, эмоциональных и познавательных. Если все потребности малыша удовлетворены, его психологическое здоровье будет стабильным.

Речевое

Как уже упоминалось, умение выражать свои желания, эмоции является необходимым условием для сбалансированного развития. Однако не стоит думать, что формирование речи подчиняется общим правилам – каждый учится говорить в свой срок, согласно индивидуальным различиям. Совершенствование словарного запаса напрямую связано с тем, как много кроха общается с родителями и другими взрослыми. Кроме того на развитие речи влияют занятия, где малыш учится контролировать свои движения, совершать мелкие действия с максимальной аккуратностью.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

На каждом этапе развития ребенка и формирования его личности педагогами ведется учет природных качеств. Воспитатель позволяет подопечным самостоятельно выбрать себе занятие, чтобы провести время с пользой – некоторые рисуют, другие собирают пазлы, играют в куклы. Со временем у детей появляются другие интересы, которые педагог должен четко отслеживать.

Дошкольник, поступая в первый класс, получает характеристику из сада, в которой воспитатель указывает индивидуальные особенности выпускника. На основании полученной информации учитель старается найти собственный подход к младшему школьнику. Некоторые учебные заведения практикуют дифференциацию – когда учащихся группируют согласно их индивидуальным качествам.

Индивидуальные особенности ребенка — примеры для анкеты

При поступлении в детский сад, родителей часто просят указать индивидуальные особенности детей дошкольного возраста. Эта задача не всегда решается просто – иногда мамы и папы не знают, как сформулировать эту информацию. Педагогу понадобиться указать такие данные об отпрыске:

  • проявления темперамента – малыш гиперактивный или спокойный, уравновешенный;
  • основные умения – может сам себя обслуживать, складывать учебники;
  • социализация – легко ли малыш находит друзей, может ли работать в коллективе, самооценка;
  • физические данные дошкольника или школьника;
  • состояние здоровья – есть ли ограничения по физподготовке, аллергия, проблемы с сердцем или другими органами.

Видео

mosmama.ru


Смотрите также

Объявление

Если у Вас есть ещё какие-либо интересные материалы (тексты, фото, видео, аудио), связанные с творческой жизнью Людмилы Тумановой, поделитесь ими со всеми нами, её многочисленными поклонниками.

Обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону: 8-922-56-101-83