Профилактика инфекционных заболеваний у детей
ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ у детей ⋆ Педиатрия
Профилактика — это система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекционных болезней среди населения. Она включает проведение не только медицинских, но и общегосударственных мероприятий: вакцинопрофилактику, оздоровление внешней среды и т. д.
Немаловажное значение в предупреждении или ограничении распространения инфекционных заболеваний имеют санитарное просвещение и повышение санитарно-гигиенической культуры населения. Специальные профилактические мероприятия должны проводиться в отношении всех 3 звеньев эпидемического процесса: источника инфекции, механизмов передачи (путей передачи) и восприимчивости организма людей.
Мероприятия в отношении источника инфекции. Поскольку основным источником инфекции является больной, необходима его ранняя изоляция от коллектива. Это зависит как от своевременного обращения больного к врачу, так и от правильного диагноза, который не всегда просто установить. Ранней изоляции (срок зависит от вида инфекции) подлежат не только дети с явными признаками инфекционной болезни, но и все дети с подозрением на нее. Нужно правильно определять, необходима ли госпитализация или возможно лечить инфекционного больного в домашних условиях. Своевременно проводимое лечение обеспечивает быстрое выздоровление и эрадикацию возбудителя.
Госпитализации подлежат не все инфекционные больные, а только те, кто представляет опасность для окружающих (пациенты с дифтерией, брюшным тифом, холерой и др.). При многих инфекционных болезнях (скарлатина, корь, ветряная оспа, коклюш и др.) изолируют и лечат больных на дому, а госпитализируют только по медицинским показаниям (тяжелая форма инфекции) или при невозможности изолировать ребенка дома и организовать за ним соответствующий уход.
Все случаи инфекционных болезней подлежат обязательной регистрации санитарно-эпидемиологической станцией (СЭС), экстренное извещение с данными о каждом пациенте составляется и направляется туда незамедлительно. О заболевших и контактировавших с больными обязательно информируют детские учреждения, которые те посещают.
Источником инфекции, как известно, могут быть и здоровые бактерионосители. Их выявление и санация весьма трудны, но вполне реальны, особенно в детском коллективе. При появлении больного в детском коллективе бактериологическому обследованию и клиническому наблюдению подлежат все дети, контактировавшие с заболевшим, а также весь обслуживающий персонал. Выявленные здоровые носители, дети или обслуживающий персонал со стертыми, инаппарантными формами инфекций также подлежат изоляции, обследованию, а при необходимости и лечению.
Мероприятия, направленные на разрыв механизма (пути) передачи возбудителя, зависят от особенностей распространения конкретного инфекционного заболевания. Так, при кишечных инфекциях в связи с фекальнооральным механизмом их передачи здоровый человек может заразиться при употреблении продуктов питания или воды, инфицированных возбудителем, выделяемым с испражнениями больным или бактерионосителем. Эпидемические пищевые и особенно водные вспышки проявляются множеством заболеваний, возникших практически одновременно.
Противоэпидемические мероприятия при этом сводятся главным образом к предупреждению загрязнения пищевых продуктов на всех этапах заготовки, переработки, транспортировки, хранения. Важное значение в профилактике кишечных инфекций имеют контроль за состоянием школьных столовых, буфетов, пищеблоков детских учреждений, а также общесанитарные мероприятия и коммунальное благоустройство городов и сел (строительство водопроводов, канализации, очистных сооружений и другие виды деятельности, осуществляемые в общегосударственном масштабе).
Большую роль в возникновении и распространении кишечных инфекций среди детей играет контактный путь передачи инфекции через загрязненные руки, игрушки, предметы ухода. При передаче инфекции воздушно-капельным путем (корь, ветрянка, краснуха, паротитная инфекция, стрептококковая инфекция, дифтерия, коклюш, вирусные респираторные заболевания) основным профилактическим мероприятием становится быстрая изоляция заболевших. Очень важно не допускать скученности в детских учреждениях, следить за аэрацией помещений, применять ртутно-кварцевые лампы для дезинфекции воздуха.
При кровяных инфекциях возбудитель локализуется в кровеносной, лимфатической системе или во внутренних органах, и передача инфекции осуществляется с помощью кровососущих членистоногих или при переливании инфицированной крови, а также при медицинских манипуляциях, сопровождающихся нарушением целостности кожи (особенно часто — при проводимых с помощью игл). Противоэпидемические мероприятия в этих случаях направлены на уничтожение переносчиков различными инсектицидами, обязательное централизованное автоклавирование медицинского инструментария и тщательное обследование доноров крови.
При инфекциях наружных покровов механизм передачи многообразен и сложен. Поскольку в детских учреждениях при таких заболеваниях, как пиодермии, заражение в основном происходит через бытовые предметы, воздействие на механизм передачи инфекции сводится к строгому контролю за индивидуальным пользованием предметами обихода. Однако некоторые заболевания передаются при прямом контакте без участия факторов внешней среды (бешенство, содоку, раневые инфекции).
Таким образом, установление механизма передачи и пресечение путей распространения инфекции занимают большое место в комплексе противоэпидемических мероприятий. Объекты внешней среды, которые участвуют в передаче инфекции, уничтожают путем дезинфекции, дезинсекции и дератизации (уничтожение грызунов).
Текущая дезинфекция проводится при появлении инфекции в семье, детском учреждении до госпитализации больного, а при лечении больного на дому — до выздоровления.
Заключительная дезинфекция проводится в очагах тех инфекций, возбудители которых устойчивы к внешней среде (брюшной тиф, вирусный гепатит А, дифтерия, полиомиелит и др.). Она осуществляется после госпитализации больного или после выздоровления, если больной не был госпитализирован.
При заболеваниях, вызванных нестойким во внешней среде возбудителем (корь, коклюш, ветряная оспа и др.), ни текущей, ни заключительной дезинфекции не требуется. Достаточно хорошего проветривания помещения и влажной уборки.
Профилактическая дезинфекция не связана с эпидемическими очагами. Она проводится систематически в местах скопления людей (детские учреждения, поликлиники, общественные столовые, вокзалы и др.). Это ежедневная влажная уборка с помощью 0,5 % осветленного раствора хлорной извести, хлорирование питьевой воды, кипячение посуды, игрушек и др. В лечебно-профилактических и детских учреждениях обеззараживают воздух, облучая его ультрафиолетовыми и ртутно-кварцевыми лампами.
Создание или повышение невосприимчивости к инфекционным болезням предполагает повышение неспецифической резистентности путем пассивной или активной иммунизации. Для повышения неспецифической резистентности организма ребенка нужны полноценное витаминизированное питание, закаливающие процедуры, физическая тренировка, правильный режим дня, прогулки на свежем воздухе, лечение хронических очагов инфекции.
Пассивная иммунизация проводится специфическими иммуноглобулинами и иммунными сыворотками с целью экстренной профилактики. Действие гамма-глобулиновой профилактики — не более 2-3 нед. В настоящее время человеческий гамма-глобулин применяется редко, только у детей и у лиц, имеющих в данный момент противопоказания для активной иммунизации.
В борьбе с инфекционными болезнями необходимо проводить одновременно весь комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий в отношении всех 3 звеньев эпидемического процесса.
Профилактика инфекций в детских учреждениях. Все дети с рождения и до 15 лет находятся под наблюдением врачей детской поликлиники, которые осуществляют как профилактическую, так и лечебную работу. Контакт с инфекционными больными в поликлинике должен быть исключен. Лечебное учреждение могут посещать только здоровые дети и дети с неинфекционными заболеваниями. Все больные с лихорадкой и дети с инфекционными болезнями наблюдаются, а нередко и лечатся в домашних условиях. Чтобы инфекционный больной не попал в поликлинику, при входе в нее обязательно должен быть фильтр, где работает опытная медсестра. Она осматривает кожу, зев каждого входящего ребенка, а при необходимости измеряет температуру. При малейшем подозрении на инфекцию детей направляют в бокс-изолятор с отдельным выходом на улицу, где их осматривает врач и при инфекционном заболевании направляет в больницу или домой. После осмотра бокс дезинфицируют, проветривают, делают влажную уборку.
С целью профилактики заносов инфекции в поликлинику важно регулировать и поток посетителей, для чего составляют четкое расписание приемов специалистами, посещений для профилактических осмотров и прививок. Кабинет здорового ребенка, где принимаются грудные дети, должен быть максимально изолирован от других кабинетов.
Профилактика заносов инфекционных болезней в детские учреждения и ограничение их распространения требуют специальных мероприятий, будущее проведение которых следует учитывать еще при строительстве детского учреждения. В современных яслях, домах ребенка, детских садах должны быть отдельные изолированные помещения для каждой группы, обязательно с отдельным входом. В приемной, где проводится осмотр детей, нужен бокс с выходом на улицу. В боксе осматривают ребенка с подозрением на инфекционное заболевание, а оттуда его отправляют домой или в больницу. Каждой группе детского сада необходимы отдельные раздевалка, игровая комната, столовая, закрытая веранда, туалетная с горшечной, душевая (желательно с мойкой для ног), площадка для прогулок, изолятор для временного (до прихода матери) содержания там заболевшего ребенка.
В домах ребенка и детских санаториях надо иметь изолятор (из расчета 10% полезной площади для детей младшего возраста и 2% — для детей старшего возраста), а в нем (в зависимости от численности детей данного учреждения) — 2-3 индивидуальных (мельцеровских) бокса или более. В изолятор помещают детей с легкими инфекционными заболеваниями, не нуждающихся в стационарном лечении, детей с подозрением на инфекцию до установления диагноза или реконвалесцентов для дополнительного наблюдения.
При направлении ребенка в детское учреждение участковый врач проводит тщательный осмотр и назначает лабораторные исследования, а затем выдает соответствующую справку. Требуется также справка от эпидемиолога об отсутствии контакта с инфекционным больным в последние 3 нед.
При ежедневном приеме ребенка в детское учреждение медсестра тщательно осматривает его кожу и слизистые оболочки полости рта, зева и измеряет температуру тела, выясняет у матери, имеются ли заболевания в семье, квартире. Эта процедура, а также информация из СЭС и поликлиники о контакте ребенка с инфекционным больным играют большую роль в профилактике заносов инфекции в детское учреждение.
Дети, имевшие контакт с инфекционным больным, не принимаются в детское учреждение в течение максимального инкубационного периода той или иной инфекционной болезни.
Большое значение в профилактике заносов инфекции в детское учреждение имеет санитарно-просветительная работа с родителями, а еще большее — с персоналом, непосредственно общающимся с детьми, и с персоналом пищеблока.
При приеме на работу в детское учреждение каждый сотрудник обязательно проходит медицинский осмотр и лабораторное обследование, после чего представляет соответствующую справку. В последующем медицинский осмотр и лабораторное обследование персонала должны проводиться регулярно.
При заносе инфекции в детское учреждение принимают меры по пресечению распространения заболевания. Выявленного больного изолируют. Своевременная изоляция особенно важна при воздушно-капельных инфекциях. Группа, в которой выявлен больной, подлежит карантину на срок инкубационного периода. В этот период новых детей, не болевших данной инфекцией, не принимают; не переводят детей и персонал из группы в группу. В течение всего карантина всех контактных детей обязательно осматривают, а при необходимости подвергают бактериологическому обследованию (например, при менингококковой инфекции, кишечных инфекциях, дифтерии) с целью выявления и изоляции бактерионосителей. При некоторых инфекциях (например, корь, гепатит А) детям, не болевшим и ранее не привитым, срочно проводят активную иммунизацию. При противопоказаниях к активной иммунизации детям в возрасте до 4 лет для профилактики вводят специфические иммуноглобулины. При возникновении ОРВИ контактным детям проводят профилактику препаратами интерферона путем закапывания его в нос не менее 5 раз в сутки в течение всей вспышки (2-3 нед).
В предэпидемический и эпидемический период ОРЗ детям с 6-месячного возраста, посещающим общественные учреждения, можно провести иммунопрофилактику полиоксидонием путем эндоназального введения раствора в возрастной дозировке.
Детям 12 лет и старше с целью профилактики в предэпидемический период ОРЗ лучше назначить таблетированную форму полиоксидония в дозе 12 мг.
При возникновении в коллективе инфекции, вызванной возбудителем, стойким во внешней среде, проводится дезинфекция всех предметов обстановки, игрушек. Строгое выполнение профилактических мероприятий наряду с повышением специфической невосприимчивости ребенка к инфекции, а также с усилением неспецифических факторов защиты, обеспечит надежный заслон для возникновения и распространения инфекционных болезней среди детей.
Профилактика внутрибольничных нозокомиальных (от греч. nosokomeo — ухаживать за больным, nosocomium — госпиталь) инфекций — одна из важнейших задач детской больницы любого профиля, так как присоединение инфекции отягощает течение основного заболевания, становится причиной осложнений, затягивания реконвалесценции, а иногда и летального исхода.
Причиной внутрибольничных заболеваний могут быть как внебольничные заражения, когда больной поступает в больницу в инкубационном периоде инфекционного заболевания (заносы), так и внутрибольничные. Наиболее часто внутрибольничными инфекциями становятся инфекции с воздушно-капельным путем передачи (ОРВИ, ветряная оспа, краснуха, корь и др.).
Для профилактики заносов инфекции при направлении детей в больницу врач поликлиники, а затем приемного отделения выясняет возможные контакты ребенка с инфекционными больными и проводит тщательный осмотр. При малейшем подозрении на инфекцию пациента помещают в бокс, при явной инфекции — в соответствующее специализированное отделение (скарлатинозное, кишечное, гепатитное и т. д.), при смешанной инфекцией — только в бокс.
Таким образом, приемное отделение детской больницы должно состоять из отдельных боксов. От четкой работы приемного отделения и квалификации врачей зависит эпидемиологическое благополучие больницы. При заносе в отделение инфекции срочно принимают меры, направленные на предупреждение ее распространения. В этом отношении ведущую роль играют ранняя диагностика и изоляция заболевшего. Важное значение для профилактики некоторых инфекций (корь, вирусный гепатит А) имеет своевременное введение иммуноглобулина как средства пассивной иммунизации. В отделении или палате, где был случай инфекционного заболевания, устанавливают карантин.
Новых детей, не болевших данным инфекционным заболеванием, в отделение (палату) не помещают.
Если в отделении (палате) мало контактировавших с инфекционным больным детей, не перенесших эту инфекцию, их следует перевести в бокс, и тогда карантин в отделении не устанавливают.
Борьба с распространением внутрибольничных респираторных вирусных инфекций весьма затруднительна, особенно в отделениях для детей раннего возраста ввиду их высокой восприимчивости. При приеме важно выявить такое заболевание и не допустить поступления больного в общее отделение.
М.Г. Данилевич значительно расширил понятие «внутрибольничная инфекция» и рекомендовал включать в эту группу перекрестную инфекцию, суперинфекцию и реинфекцию.
Перекрестная инфекция также является результатом внутрибольничного инфицирования, только при ней возникают не самостоятельные нозологические формы болезни, а различные осложнения (тонзиллит, отит, лимфоаденит, пневмония и др.). Установлено, что эти осложнения вызываются не той микрофлорой, что основное заболевание, а другой, полученной преимущественно экзогенным путем от других больных или от персонала.
В перекрестном инфицировании велика роль пневмококков, стафилококков, стрептококков, а в последние годы очень возросла активность условно-патогенных микроорганизмов (клебсиелла, протей, энтерококк, синегнойная палочка и другие, полирезистентные к широко применяемым антибиотикам). Перекрестная инфекция в стационаре очень опасна для новорожденных, особенно недоношенных, а также для детей после хирургических вмешательств и др.
Профилактика перекрестной инфекции весьма сложна и не всегда эффективна. В основном она сводится к строгому соблюдению санитарно-гигиенических правил, недопущению перегрузки отделения, раннему выявлению детей с гнойными осложнениями и их своевременному лечению антибиотиками.
Суперинфекция — это заражение возбудителем того же вида (рода), который вызвал основную болезнь, но другими его сероварами.
Для профилактики суперинфекции большое значение имеет одновременное заполнение палаты, а в ряде случаев и поголовная санация больных антибиотиком или химиопрепаратами. Особенно эффективна эта мера профилактики при скарлатине. При дизентерии больных следует госпитализировать в диагностическую палату, пока не установлен возбудитель, а затем размещать в палатах соответственно виду возбудителя.
Значительно меньший эффект от одновременного заполнения палат отмечается при острых респираторных инфекциях, особенно в отделениях для детей раннего возраста. Воздушно-капельный путь распространения заболевания, трудность его клинической и лабораторной диагностики и поголовная восприимчивость детей раннего возраста способствуют быстрому возникновению перекрестной инфекции, суперинфекции и реинфекции.
Реинфекция — это заражение тем же видом и типом возбудителя, которым вызвано основное заболевание. Она может быть причиной рецидива или обострения болезни. При этом очень легко возникают осложнения, связанные с экзогенным инфицированием какой-либо патогенной или условно-патогенной бактериальной флорой (стафилококк, стрептококк, кишечная инфекция и др.), либо вызванные усилением патогенных свойств собственной условно-патогенной флоры, т. е. аутоинфицированием. Реинфекция чаще возникает у детей раннего возраста, у которых выработка специфического иммунитета запаздывает или он недостаточно напряженный. В возникновении реинфекции играет роль и раннее применение антибиотиков, под влиянием которых возбудитель быстро исчезает, а слабое кратковременное воздействие антигена на организм не способствует выработке напряженного иммунитета.
Самой важной мерой профилактики внутрибольничного заражения являются правильный прием и размещение больных. Детей не только с инфекционными, но и с другими заболеваниями принимают в больницу в индивидуальном мельцеровском боксе с отдельным входом с улицы, чтобы ребенок не контактировал с другими больными. Прием инфекционных больных осуществляется также в мельцеровских боксах, оборудованных для каждого вида инфекции (бокс для приема больных кишечными инфекциями, для приема больных вирусным гепатитом, ОРВИ и др.).
Современная больница для детей раннего возраста должна состоять из полубоксов или маленьких палат на 1-2 больных, в каждой из них необходим свой санузел (унитаз, ванна, умывальник). Дети одной палаты не контактируют с детьми другой палаты. Все процедуры, кормление, туалет проводят в палате. Ребенка выносят из палаты только для тех процедур (рентгенологическое исследование, функциональные методы исследования и др.), которые в палате выполнить не всегда возможно. Отделениям для грудных детей и новорожденных следует быть полностью полубоксированными. Только в таких условиях при строгом соблюдении санитарно-гигиенического режима можно гарантировать отсутствие внутрибольничного инфицирования.
Детей с однотипными инфекционными заболеваниями (скарлатина, менингококковая инфекция, дизентерия, вирусный гепатит) можно госпитализировать в общие небольшие палаты (не более 2-4 человек) при условии их одновременного помещения туда и изоляции от больных из других палат. Детей (особенно раннего возраста) с корью, коклюшем, ангиной следует госпитализировать только в боксы или полубоксы, поскольку ОРЗ и ангины имеют разную этиологию, а при кори и коклюше велика опасность перекрестной инфекции, неизбежно приводящей к возникновению пневмонии, отита или другого осложнения. Этих больных необходимо тщательно оберегать и от внутрибольничного заражения другой инфекцией.
Детей раннего возраста (особенно 1-го года жизни) с кишечными инфекциями также не следует госпитализировать в общие отделения, так как при приеме больного без предварительного бактериологического обследования трудно установить этиологию кишечной инфекции.
Независимо от вида помещения (боксы, полубоксы, общие палаты) для профилактики внутрибольничного заражения необходимо тщательно соблюдать санитарно-профилактический и противоэпидемический режим в любой детской больнице и особенно в инфекционных отделениях (гигиеническое содержание больных, влажная уборка, проветривание помещений, ультрафиолетовое облучение палат, индивидуальные предметы ухода за больными, кипячение посуды, текущая дезинфекция предметов ухода, санитарная культура обслуживания больных, систематическое медицинское обследование персонала и др.). Все это предупреждает возникновение внутрибольничных заражений.
pediatrino.ru
Профилактика инфекционных заболеваний у детей
| Печать |
Детская поликлиника - Иммунопрофилактика
Инфекционные болезни являются неотъемлемой частью нашей жизни, на протяжении всей истории существования человечества они формировались, изменялись и менялись вместе с ним. Одни заболевания и возбудители инфекций сменялись другими, наряду с чем возникали новые проблемы их профилактики. На настоящий момент риск заражения различными инфекционными заболевания остаётся достаточно высоким, а распространение болезни порой принимает глобальные масштабы, поэтому на сегодняшний день проблема проведения профилактических мероприятий заболеваний по-прежнему актуальна.
Профилактика инфекционных заболеваний в целом представляет собой ряд мероприятий, направленных на снижение факторов риска или предотвращение заболевания населения различными болезнями и поддержание высокого уровня здоровья населения.
Наиболее восприимчивым и открытым для различных вирусов и инфекций является детский организм в силу ещё недостаточно развитого иммунитета и низкой сопротивляемости организма вирусно-микробным атакам. Чаще всего подвергаются воздействию инфекций дыхательная и пищеварительная системы ребёнка. При этом чем младше ребёнок, тем больше риск заражения или развития различных осложнений болезни.
Профилактика инфекционных заболеваний у детей делится на два вида: специфическую и неспецифическую.
Специфическая профилактика, подразумевающая проведение специальных медицинских мероприятий, бывает двух видов:
- пассивная, т.е. профилактика заболеваний путём введения в организм уже готовых иммунных сывороток, глобулинов и других специальных компонентов, повышающих защитные силы организма;
- активная, т.е. профилактика заболеваний путём стимуляции выработки в организме иммунных тел путём введения вакцины.
В настоящее время профилактические прививки или иммунопрофилактика является основным способом предотвращения различных инфекционных заболеваний у детей. Но в то же время прививки являются предметом непрекращающихся споров, как среди медиков, так и среди родителей. Главной причиной споров являются возможные осложнения после проведения вакцинации у детей.
Иммунопрофилактика в нашей стране регулируется законом «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний», принятым в 1998 году. Закон предусматривает проведение бесплатной вакцинации детей согласно утвержденного календаря прививок на добровольной основе. За своё здоровье и здоровье своих детей несут ответственность родители, которые вправе отказаться от проведения профилактических вакцинаций.
Естественно, не существует абсолютно безопасных вакцин. Любое вмешательство в наш организм несёт определённые последствия или ответные реакции. Однако эти реакции считаются нормальными, если они наблюдаются у большинства привитых и с определённым постоянством после проведения той или иной вакцины. Такие реакция могут быть местными, проявляющимися в виде покраснения, уплотнения или болезненности места введения вакцины, или общими, которые характеризуются общим ухудшением самочувствия, появление головной боли, недомогания, повышения температуры тела. Такие реакции проходят в течение 1-4 дней.
Однако в редких случаях реакция на прививку может отличаться от остальных и тогда речь заходит о поствакцинальном осложнении у привитого ребёнка. Причиной может послужить особенности отдельного организма. Поэтому, чтобы избежать осложнений после проведения вакцинации, необходимо обратить внимание на ряд условий:
- перед проведением прививки ребёнка должен осмотреть врач, чтобы исключить наличие насморка, сыпи, температуры и других признаков болезней;
- если у ребёнка имеется предрасположенность к аллергическим реакциям необходимо за 1-2 дня до и после прививки принимать антигистаминные препараты, однако назначить их должен лечащий врач;
- необходимо соблюдать график проведения прививок и интервалы между вакцинами.
Отношение к прививкам и иммунопрофилактике в целом является делом индивидуальным, и каждая отдельная семья вправе решать, делать ли прививки своим детям или нет. Однако следует знать, что от некоторых болезней, таких как, например, корь, краснуха, полиомиелит такой же действенной защиты ещё не придумано.
Независимо от отношения к вакцинации существуют некоторые правила проведения неспецифической профилактики инфекционных заболеваний у детей.
Главным правилом профилактики различных заболеваний является соблюдение личной гигиены. С самого детства нужно приучать ребенка мыть руки перед едой и после туалета, иметь личное полотенце и зубную щётку. Необходимо проводить закаливание ребёнка, чаще бывать с ним на свежем воздухе, правильно питаться и следить за физическим развитием ребёнка. Все эти меры значительно повышают шансы детского организма при борьбе с вирусами и микробами.
Необходимо тщательно следить за чистотой в помещениях, где находятся дети, контролировать температуру, как можно чаще проветривая помещение. Самой оптимальной температурой для детей является 18-20°C, а духота и сухой воздух лишь способствуют размножению вирусов.
Для профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта не рекомендуется использовать сырую воду из-под крана, лучше позаботиться о наличии в доме кипячёной или покупной воды, которая будет храниться в надежно закрытой посуде. Овощи и фрукты перед употреблением необходимо тщательно мыть, а лучше даже обдавать кипятком.
www.okb2-tmn.ru
Профилактика заболеваний у детей, или Как уберечь ребенка от болезни
Избежать болезней в детском возрасте практически невозможно. Иммунитет маленького человечка все еще формируется и не может защитить его от всех инфекций. Однако не следует пренебрегать мерами профилактики: они действительно способны снизить риск развития многих заболеваний.
Эффективны ли современные меры профилактики в борьбе с вирусами и бактериями?
Инфекционные заболевания вызываются вирусами и бактериями. Лечение бактериальных и вирусных инфекций принципиально разное, а вот методы профилактики заболеваний общие для всех.
- Вакцинация. При вакцинации вводится ослабленный или мертвый штамм возбудителя болезни. Цель вакцинации — «научить» иммунную систему ребенка распознавать и обезвреживать именно этот вирус или бактерию. После прививки формируются антитела, которые мгновенно среагируют, если этот же возбудитель проникнет в организм снова, и быстро уничтожат его. Некоторые прививки делают однократно, другие проводятся несколько раз по определенной схеме, а вакцинация против изменчивых (мутирующих) вирусов, в частности вируса гриппа, должна проводиться ежегодно. Вакцинация — самый надежный способ защиты от множества опасных болезней, именно распространение прививок позволило нам практически победить оспу, туберкулез и полиомиелит, которые до проведения обязательной вакцинации были распространены очень широко.
В 2000 году началась массовая вакцинация россиян от гепатита В. За 16 лет заболеваемость этой опасной болезнью снизилась с 62 тысяч случаев в год до менее чем 1 тысячи.
- Укрепление иммунитета. Нередко современные дети приобщаются к нездоровому образу жизни с ранних лет. На смену подвижным играм приходят компьютерные, родители часто балуют малышей нездоровой едой или из-за нехватки времени кормят их полуфабрикатами, укутывают детей, даже если на улице не очень холодно. Все это приводит к ослаблению защитных сил организма. Если вы хотите укрепить иммунитет вашего ребенка, следует применять комплексный подход. Диета должна содержать минимальное количество полуфабрикатов, лучше использовать натуральные продукты. Следите за балансом белков, жиров и углеводов. Чаще включайте в меню овощи и фрукты, крупы, кисломолочные продукты, цельнозерновой хлеб, ограничьте употребление сладостей. При необходимости можно давать ребенку витамины, но вопрос целесообразности таких мер нужно обсудить с педиатром.
- Гигиена. Многие болезни передаются бытовым путем, и крайне важно объяснить малышу основные правила гигиены. Ребенок не должен пользоваться чужими расческой, зубной щеткой, мочалкой, посудой, игрушками, одеждой, постельными принадлежностями и полотенцами. Мыть руки следует не только перед едой, а как можно чаще, особенно находясь в общественны местах. Конечно, контролировать выполнение этих правил непросто, но их следует прививать малышу с самого раннего детства.
Профилактика вирусных заболеваний у детей
ОРВИ и грипп
Вирус гриппа отличается изменчивостью, поэтому даже вакцинация не формирует долговременного иммунитета. Однако прививка против гриппа — единственный надежный способ профилактики. Проходить вакцинацию следует ежегодно, начиная с 6 месяцев. До этого момента профилактика заключается в вакцинации всех взрослых, контактирующих с младенцем.
Корь
Исключительно заразная инфекция. Она передается от человека к человеку воздушно-капельным путем. Даже при кратковременном контакте с больным риск заражения — около 40%. Профилактика кори заключается в первую очередь в вакцинации. Первую прививку ЖКВ (живой коревой вакцины) делают в 12 месяцев, вторую — в 6 лет. Существует и другой метод — введение Y-глобулина в течение 3 дней после контакта ребенка с человеком, больным корью. Широко распространена вакцина, которая содержит ослабленные штаммы сразу трех опасных вирусных инфекций — краснухи, кори и паротита.
Краснуха
Передается воздушно-капельным путем или от матери ребенку во время беременности. Врожденная краснуха особенно опасна — она часто сопровождается серьезными патологиями плода. Вакцинация против краснухи проводится впервые в 12–14 месяцев, затем ее повторяют в 6 лет. Обычно речь идет о «тройной вакцине», о которой мы говорили ранее.
Свинка (паротит)
Несмотря на забавное название, свинка — серьезная болезнь, поражающая железы (подчелюстные, околоушные и другие). Чаще всего свинкой заражаются дети в возрасте 3–6 лет, у младенцев и взрослых заболевание встречается редко. От других вирусов его отличает устойчивость к внешней среде — он может долгое время существовать и вне тела человека, так что заражение возможно и воздушно-капельным, и бытовым путем. Вакцинация против паротита — ЖПВ (живая паротитная вакцина) — производится в 12 месяцев и в 6 лет в составе «тройной вакцины». Если ранее в порядке профилактики ребенку вводился иммуноглобулин, вакцинацию следует отложить — срок в этом случае назначит врач.
Ветрянка
Ветряная оспа, или, как ее называют чаще, ветрянка, отличается высокой заразностью — для инфицирования достаточно очень краткого контакта. Несмотря на то, что этот вирус недолго живет во внешней среде и гибнет под воздействием дезинфектантов, а также низких и высоких температур, он способен перемещаться по воздуху на значительные расстояния, так что для заражения порой даже не требуется непосредственного контакта.
Существуют вакцины против ветрянки — прививка производится в 2 года, если для нее нет противопоказаний.
Профилактика бактериальных инфекций
ОРЗ
Под ОРЗ подразумеваются все острые респираторные заболевания вообще, но в разговоре так часто называют бактериальные респираторные инфекции, чтобы не путать их с вирусными. Специфических прививок от бактерий, вызывающих ОРЗ, не существует, так что профилактика ОРЗ должна включать в себя комплексные меры по укреплению иммунитета — прием детских витаминных препаратов, здоровую диету с большим количеством натуральных продуктов, физическую активность. Важно правильно одевать малыша — не слишком укутывать его, чтобы он не потел, но и следить, чтобы он не мерз, если на улице холодно. Холод сам по себе не вызывает простуду, но при переохлаждении из-за спазма сосудов снижается местный иммунитет. Следование правилам гигиены также помогает защититься от ОРЗ — приучите малыша мыть руки несколько раз в день, поскольку инфекция нередко попадает в организм именно таким путем.
Скарлатина
Это опасное заболевание, которое сопровождается отеком миндалин, сыпью, высокой температурой, у него немало осложнений, оно даже может привести к инвалидности. Скарлатина передается воздушно-капельным и бытовым путями, отличается высокой заразностью и чаще всего поражает детей дошкольного возраста. Специальной профилактики против скарлатины нет, поэтому в качестве защитных мер можно использовать все описанные выше методы укрепления иммунной системы.
Коклюш
Возбудитель коклюша — грамотрицательная гемолитическая палочка. Эта бактерия не выживает во внешней среде, так что заражение происходит лишь при близком контакте, бытовым или воздушно-капельным путем. Существует вакцина против коклюша, но для того, чтобы вакцинация была эффективной, прививки нужно делать строго по графику — в 3 месяца, 4,5 месяца, 6 месяцев и 18 месяцев.
Профилактика — метод борьбы с инфекционными заболеваниями, эффективность которого проверена веками. Помните об этом, когда будете принимать решение о целесообразности вакцинации ребенка или когда малыш начнет задавать вам вопросы о необходимости мыть руки перед едой и после посещения туалета.
www.pravda.ru
Профилактика инфекционных заболеваний у детей
Детские инфекции – так называют группу инфекционных болезней, которые люди переносят в основном в детстве. К ним обычно относят ветряную оспу (ветрянку), краснуху, инфекционный паротит (свинку), корь, скарлатину, полиомиелит, коклюш, дифтерию. Инфекции передаются от больного к здоровому ребенку.
После перенесенного заболевания формируется стойкий (порою пожизненный) иммунитет, поэтому повторно этими инфекциями заболевают редко. Сейчас почти от всех детских инфекций есть вакцины.
ПРИЧИНЫ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ
Для развития того или иного инфекционного заболевания необходимы две составляющие:
- Возбудитель (болезнетворные вирусы, бактерии, грибы, простейшие и другие микроорганизмы). Вызовет ли он заболевание, зависит от его свойств: токсичности, способности проникнуть к человеку, вирулентности (необходимое количество частиц данного возбудителя), патогенности (способности заразить).
- Человек, восприимчивый к данному возбудителю. Разовьется ли у него данная болезнь, зависит как от местных факторов защиты, так и от общих.
Чаще всего источником инфекции является больной человек или животное. Носитель часто даже не подозревает о том, что выделяет болезнетворные микроорганизмы. Ведущие механизмы заражения: капельный, фекально-оральный, контактный, гемо-контактный.
- Для первого (капельного) передача инфекции происходит при чихании, кашле, разговоре, плаче. Возбудитель попадает во внешнюю среду и может далеко распространяться и долго оставаться активным. Так чаще всего передаются острые респираторные заболевания (ОРЗ), некоторые детские инфекции (корь, ветряная оспа, краснуха и другие).
- Кишечные инфекции передаются фекально-оральным механизмом. Микроорганизм выделяется с испражнениями. Далее с загрязненной водой, при переносе возбудителя мухами, через грязные руки и т.д. инфекция попадает к другому человеку.
- Контактный путь передачи возможен при непосредственном контакте больного и здорового или через предметы обихода (игрушки, предметы личной гигиены). Основными путями передачи являются половой, при поцелуях, через кожу, а также контактно-бытовой. Таким способом происходит заражение ВИЧ-инфекцией, хламидиозом, гепатитом В, дифтерией, бруцеллезом, сальмонеллезом и проч.
- Гемо-контактный путь передачи характерен для ВИЧ-инфекции, гепатита C и В, цитомегаловируса, малярии. Здесь можно выделить гемотрансфузионный путь (при переливании крови), с нестерильными инструментами, трансмиссивный (при укусе насекомыми) и вертикальный (от матери к ребенку во время беременности, родов и кормления грудью) пути передачи.
- ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У РЕБЕНКАС развитием медицины все большее место в профилактике инфекционных заболеваний занимает вакцинация. Прививки создаются против определенного возбудителя. При встрече с микроорганизмом, против которого человек вакцинирован, у него заболевание не развивается или проходит в легкой форме. В каждой стране существует свой календарь прививок и ревакцинаций (повторной вакцинации для сохранения устойчивости против определенного возбудителя). Если ребенок здоровый, родился доношенным и не имеет противопоказаний, то он вакцинируется соответственно этому календарю. В противном случае для него составляется индивидуальный план проведения прививок. Основные мероприятия для предотвращения заражения инфекционными заболеваниями, против которых не существует вакцины:
- Изоляция больного проводится на дому или в медицинских учреждениях. Для контактных лиц вводится карантин. Его длительность определяется инкубационным периодом конкретной инфекции.
- Дезинфекционные мероприятия делятся на текущие и заключительные. Текущие проводятся до выздоровления больного, а заключительные — после. Также важную роль в предупреждении развития инфекционных болезней играет профилактическая дезинфекция, которая должна проводиться регулярно, независимо от эпидемической обстановки (влажная уборка помещения с использованием специальных средств в местах общественного скопления). Не стоит забывать и о дератизации — борьбе с грызунами, и дезинсекции — борьбе с насекомыми.
- Для профилактики развития болезни после контакта с заболевшим используют пассивную иммунизацию — введение специфических иммуноглобулинов.
infourok.ru
Основы профилактики инфекционных заболеваний у детей
Применительно к школе профилактика инфекционных заболеваний складывается из трех групп мероприятий:
1. Правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима.
2. Быстрая ликвидация инфекции при попадании ее в школу.
3. Повышение иммунитета у детей.
1. Правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима. Основой мероприятий данной группы является так называемый сигнализационный контроль, который включает в себя следующие положения:
• ежедневный учет отсутствующих учащихся и подача сведений в медицинский кабинет школы;
• извещение администрации школы органами здравоохранения о появлении среди учащихся школы инфекционного заболевания;
• извещение школы родителями о причинах неявки ученика;
• выяснение причин неявки ученика, если таковые сведения отсутствуют;
• допуск ученика в школу, пропустившего более двух дней, разрешается только при наличии справки от врача о том, что ребенок здоров и может посещать школу (независимо от причин пропуска).
Особого внимания заслуживают два последних положения сигнализационного контроля. Недопустимо использовать для выяснения причин отсутствия учащегося сведения, полученные от других детей, это должен сделать кто-либо из взрослых. Нельзя принимать во внимание какие-либо объяснения (телефонные звонки, записки и др.) родителей при длительном отсутствии учащегося. Единственным разрешающим документом для посещения школы в таких случаях должно стать заключение медицинского работника.
Кроме сигнализационного контроля, в первую группу мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в школе входит еще ряд моментов:
• ежегодные профилактические медицинские осмотры перед началом учебного года (роль учителя — вспомогательно-организаторская);
• наблюдение за поведенческими особенностями учеников (любые отклонения в типичном поведении ученика должны насторожить учителя в плане состояния его здоровья);
• санитарно-гигиеническое воспитание и просвещение школьников и их родителей;
• контроль учителя за состоянием собственного здоровья.
2. Мероприятия по быстрой ликвидация инфекции при попадании ее в школу. Основой этой группы мероприятий является карантин, который накладывается на класс или на всю школу. Карантин вводится приказом директора школы по согласованию с органами здравоохранения, и его суть заключается в сведении до минимума контактов школьников карантинного класса с другими учащимися. Для этого осуществляются следующие мероприятия:
• сдвигаются сроки начала и окончания занятий в карантинном классе (обычно на 15 минут позднее относительно общего расписания занятий в школе);
• дети карантинного класса раздеваются в отдельном, специально для них предназначенном помещении;
• для учащихся карантинного класса, выделяется отдельное помещение, желательно как можно ближе к выходу; в этом помещении проводятся уроки по всем предметам, за исключением физкультуры;
• в карантинном классе сдвинуты перемены; в случае невозможности их проведения на пришкольном участке желательно отвести для них отдельное место в рекреационном помещении; иногда приходится проводить перемены непосредственно в учебном помещении;
• учащиеся карантинного класса или совсем не ходят в столовую (пищу им приносят в класс в специальной маркированной посуде, обрабатываемой дезинфицирующими средствами), или в столовой для них накрываются отдельные столы с последующей санитарной обработкой;
• учащиеся карантинного класса на период карантина не пользуются школьной библиотекой;
• за школьниками карантинного класса осуществляется более тщательное наблюдение, с тем, чтобы как можно раньше выявить заболевших и изолировать;
• в учебных помещениях карантинного класса производится более тщательная влажная уборка с использованием дезинфицирующих средств; при необходимости проводят дезинфекцию всей школы;
• учащимся карантинного класса, а иногда и всем школьникам (в зависимости от характера заболевания) вводят сыворотку.
Выполнение режима карантина контролирует школьный врач и медицинская сестра школы. В карантинный класс ежедневно должна заходить медсестра для оказания помощи в выявлении скрытых признаков болезни.
Задача школы в повышении иммунитета у детей состоит в том, чтобы объяснить родителям и детям необходимость своевременного проведения профилактических прививок. Перед проведением внеплановой иммунизации по эпидемическим показаниям директор школы издает приказ, в котором утверждается график проведения прививок по классам школы и указывается на необходимость участия в этой работе всех классных руководителей и учителей. В приказе классным руководителям предписывается провести в своих классах беседы с учащимися о необходимости прививки против инфекционного заболевания и возможности временного ухудшения самочувствия в ближайшие несколько дней после прививки. Всем преподавателям рекомендуется усилить внимание к жалобам на самочувствие учащихся на каждом уроке и при необходимости направить заболевших к врачу.
Задачи классного руководителя в связи с проведением вакцинации:
• предварительно провести в классе беседу с учащимися, а также с их родителями, о пользе прививки;
• по согласованию с врачом школы составить список учащихся, освобожденных от прививки по состоянию здоровья;
• организованно направить учащихся своего класса в медицинский кабинет на прививку в отведенное для этого время;
• обеспечить наблюдение за самочувствием вакцинированных детей в ближайшие две недели после прививки.
При учете медицинских противопоказаний прививка никакой угрозы для здоровья не представляет. Проведение профилактических прививок способствует созданию достаточной иммунной прослойки населения, которая может служить мощным барьером на пути эпидемического распространения инфекционного заболевания.
75. в интернете нет, но есть в учебнике в Кучме
76. Медицинский контроль за политехническим и производственным обучением.
САН ПИН 1684 10 пункт:
345. Нагрузка обучающихся в организациях начального и среднего профессионального образования не должна превышать 36 часов в неделю.
В специальных коррекционных образовательных организациях организация воспитания и учебных занятий предусматривается в соответствии с требованиями настоящих Санитарных правил к учебному режиму общеобразовательных организаций, а также в соответствии со спецификой и профилем организации.
346. При монотонном труде (конвейерное производство, сборка мелких изделий и другие) должны соблюдаться 10 минутные перерывы через каждые 50 минут работы; проводят производственную гимнастику (7 - 8 минут) до работы и через каждые 2 часа. Для станочных профессий в ткацком производстве устанавливают один перерыв 40 - 50 минут после 3 - 3.5 часов работы.
347. При обучении на профессию металлургического профиля первые 5 - 6 недель нагрузка уменьшена, и длительность рабочего дня сокращена до 3 часов с постепенным увеличением до 6 часов. В течение дня должны чередовать «горячие» и «холодные» виды работ и предусматривают дополнительные перерывы в помещении с комфортным микроклиматом.
348. При обучении строительным профессиям предусматривают дополнительные перерывы не менее 15 минут, обеденный перерыв не менее 40 минут; организацию питьевого режима.
349. При обучении работе механизаторов сельского хозяйства, строительного профиля предусматривают время для вождения машин не более 3 часов в день. Обеденный перерыв для обучающихся 3 курса на полевых работах (во время практики) 35 - 45 минут, а в жаркие дни - 3 - 4 часа. Полевые работы проводятся в одну смену. К данным видам работ допускаются лица, прошедшие предварительные и периодические медицинские осмотры, а также вводный и периодический инструктаж по технике безопасности.
350. При обучении профессиям химического профиля на первом курсе обучение проводят в мастерских, лабораториях или кабинетах учебной организации, на 2 - 3 курсах в цехах или на рабочих местах производств.
351. Производственное обучение проводят только в первую смену, не допускается ремонт технологического оборудования учащимися. Время пребывания в производственных условиях не должно превышать 4 часа.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Page 2
САН ПИН 1684 пункт 4
70. Мебель и оборудование объектов должна соответствовать росто-возрастным особенностям детей и подростков. Набор, количество и размер оборудования предусматривают с учетом профиля учреждения, специфики помещений и соблюдения техники безопасности. Учебная мебель и оборудование помещений специальных коррекционных образовательных организаций должны учитывать специфику педагогического процесса и лечебно-восстановительных мероприятий.
75. Оборудование, мебель, мягкий, твердый инвентарь, санитарно-технические приборы должны находиться в рабочем состоянии и использоваться по назначению. Дефекты в отделке помещений и поломки оборудования, мебели подлежат своевременному ремонту или замене.
76. В туалетных и санитарных узлах объектов устанавливают умывальные раковины, электрополотенца или одноразовые гигиенические полотенца, дозаторы жидкого мыла, урны для сбора мусора.
88. Для проведения общеукрепляющих (закаливающих) процедур, в зависимости от используемой методики, предусматривают следующее оборудование: ковш на 0,5 л воды для местных обливаний, деревянные мостики; индивидуальные маркированные полотенца, махровые рукавички для сухого или влажного обтирания и другое необходимое оборудование
105. В зале для борьбы должен быть мягкий ковер, размещаемый с отступами от стен не менее 2 м во избежании травматизма. При невозможности организации такого отступа стены должны быть обиты матами на высоту 1,5 м. Сверху ковер должен быть покрыт покрывалом, поверх которого натянута и закреплена покрышка из прочной и мягкой материи, без грубых швов.
106. Набивка спортивных матов, тренировочных мешков предусматривается равномерной по плоскости, состоит из материалов, доступных к очистке и дезинфекции. Маты, исключая кожаные, должны иметь съемные матерчатые чехлы.
107. Раздевальные при спортивных залах оборудуют шкафчиками или вешалками для одежды.
108. В зале для занятий хореографией балетную перекладину устанавливают на высоте 0,9 - 1,1 м от пола и на расстоянии 0,3 м от стены. Одна из стен зала оборудуется зеркалами на высоту 2,1 м. Пол в зале предусматривают дощатым или покрытым специальным линолеумом.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Page 3
Основными правовыми нормативными актами, определяющими законодательную основу для реализации в стране ратифицированных международных конвенций по детскому труду являются, прежде всего, Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года, и Закон от 2 августа 2002 года № 345-!! «О правах ребенка в Республике Казахстан», а также Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и Уголовный Кодекс (УК), устанавливающие соответственного административную и уголовную ответственность за нарушения установленных требований в отношении детского труда.
Минимальный возраст для приема на работу в общем случае определен в Трудовом кодексе – 16 лет. Однако с письменного согласия одного из родителей, 14,3опекуна, попечителя или усыновителя трудовой договор может быть заключен с гражданами, достигшими 15 лет в случаях получения ими среднего образования в общеобразовательном учебном заведении. При этом установлены исключения для учащихся, достигших 14-летнего возраста, для выполнения работ в свободное от учебы время, и лиц, не достигших 14-летнего возраста, занятых в творческой сфере ( в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию). В обоих случаях трудовой договор подписывается одним из родителей, опекуном, попечителем или усыновителем, а выполняемые несовершеннолетним работы не должны причинять вреда их здоровью и нарушать процесс их обучения.
Наряду с этим в Трудовом кодексе включен ряд положений, направленных на охрану труда несовершеннолетних, прежде всего это касается специальной главы 16 по особенностям регулирования труда работников не достигших 18- летнего возраста В ней предусмотрены запреты в отношении привлечения труда лиц моложе 18 лет на следующие виды работ:
· тяжелые работы, работы с вредными ( особо вредными) и (или) опасными условиями труда в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством труда и социальной защиты населения;
· работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию ( игорный бизнес, работа в ночных развлекательных заведениях, производство, перевозка и торговля алкогольной продукцией, табачными изделиями, наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами );
· в ночное время ( с 22.00 до 6.00 часов);
· сверхурочная работа;
· работа при суммированном учете рабочего времени;
· работа вахтовым методом.
Дополнительно к вышеуказанному, трудовое законодательство РК устанавливает обязанность для работодателей заключать трудовые договоры с несовершеннолетними только после обязательного предварительного медицинского осмотра. В отношении лиц в возрасте от 14 до 18 лет применяются также требования по сокращенному рабочему времени:
· для работников в возрасте от 16 до 18 лет – не более 36 часов в неделю;
· для работников в возрасте от 14 до 16 лет – не более 24 часов в неделю;
· для учащихся организаций образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от 14 до 16 лет – 2,5 часа в день, в возрасте от 16 до 18 лет – 3,5 часа в день.
В отношении оплаты труда , в первую очередь, необходимо остановиться на
положениях ст. 182 Трудового кодекса по работникам, не достигшим 18 лет. Оплата их труда производится с учетом сокращенной продолжительности работы, а нормы выработки для них устанавливаются исходя из общих норм выработки для работников пропорционально сокращенной продолжительности рабочего времени. Для работников, не достигших 18- летнего возраста, поступающих на работу после окончания общеобразовательных организаций и образовательных организаций начального профессионального образования, а также прошедших профессиональное обучение на производстве, могут утверждаться пониженные нормы выработки. При этом работодатель может производить работникам, не достигшим 18-летнего возраста, доплаты до уровня оплаты труда работников с оплатой до уровня оплаты труда работников с полной продолжительностью ежедневной работы. Кроме того, в соответствии с трудовым законодательством работодатель устанавливает размер заработной платы для своих работников самостоятельно, но не ниже размера минимальной заработной платы.
Закон о правах ребенка определяет право каждого ребенка на свободу труда,
свободный выбор рода деятельности и профессии. В отношении права ребенка на труд, предусматривается, что оно реализуется в свободное от учебы время при соблюдении условий отсутствия вреда его физическому, нравственному и психическому состоянию ребенка и процессу его обучения. Закон о права ребенка , также и Трудовой кодекс, запрещает привлечение детского труда на тяжелые физические работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда. Наряду с этим установлены запреты на вовлечение детей в занятие проституцией, распространение, рекламирование порнографических материалов и предметов, участие в военных действиях и вооруженных конфликтах, изготовление, продажу наркотических средств, психотропных, сильнодействующих или ядовитых веществ, а также в производство и реализацию алкогольной продукции и табачных изделий.
Компетенция уполномоченного государственного органа по защите прав детей - Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки определена в Положении, утвержденном постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 января 2006 года № 36. Вместе с тем основные требования в отношении защиты прав детей в трудовой сфере, на выполнение которых направлена работа Комитета, определена в рассмотренных выше законах.
В настоящее время в рамках казахстанского законодательства предусмотрена уголовная ответственность за следующие виды деяний, связываемые с наихудшими формами детского труда: * вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность ( ст. 131 КУ);
* вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией, бродяжничеством, попрошайничеством ( ст. 132УК), за торговлю несовершеннолетними ( ст. 133 КУ);
* злоупотребление правами опекуна или попечителя ( ст. 139 УК);
* нарушение законодательства о труде, повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан, в том числе несовершеннолетних (ст. 148 УК);
* нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого ил средней тяжести вреда здоровью, либо смерть человека ( ст. 152 УК)
В свою очередь в Кодексе об административных правонарушениях установлена ответственность за :
* нарушение законодательства о труде, включая требования о минимальном возрасте при приеме на работу несовершеннолетних (ст. 87 КоАП РК);
* нарушение правил обеспечения безопасности и охраны труда, включая требования в отношении привлечения лиц моложе 18 лет на тяжелых физических работах и работах с вредными (особо вредными), опасными ( особо опасными) условиями труда ( ст. 89 КоАП РК);
* за вовлечение в совершении административного правонарушения, включая связанные с наихудшими формами детского труда ( ст. 111-1 КоАП РК);
* вовлечение несовершеннолетних в изготовление продукции эротического содержания ( ст. 115 КоАП РК)
79.Сан пин 1684 пункт 3
80. Условия соблюдения индивидуальной изоляции детей в дошкольном учреждении.
Изоляция инфекционных больных — противоэпидемическое мероприятие, направленное на разобщение с окружающими людьми больных инфекционными болезнями, а также лиц, подозрительных на эти болезни или имевших контакт с больными, для предупреждения дальнейшего распространения инфекции.
Больные изолируются на весь период заразности. при подозрении на инфекционную болезнь — в зависимости от уточненного диагноза. общавшиеся с больным — на срок, равный максимальной продолжительности инкубационного периода. Применяются следующие формы разобщения: госпитализация, изоляция на дому, помещение в изолятор, обсервация. При одних инфекционных болезнях госпитализация является обязательной, при других — проводится по эпидемиологическим и клиническим показаниям.
При изоляции на дому больному следует выделить отдельную комнату или часть комнаты, отделенную ширмой, посуду и другие бытовые принадлежности, проводить текущую дезинфекцию, проветривать помещения. Лица, осуществляющие уход за больным, информируются о необходимых мерах профилактики возможного заражения (ношение марлевой маски, мытье рук после контакта с больным и его выделениями и т.д.). Помещение в изолятор является временной мерой разобщения больного до госпитализации или изоляции на дому, применяется в коллективах (например, в детских учреждениях), а также в поликлиниках. Для изоляторов используют специально оборудованные или приспособленные помещения. Лица, имевшие контакт с больными карантинными болезнями, подлежат обсервации. При других инфекционных болезнях контактировавшие с больным работники, связанные с производством, хранением и реализацией пищевых продуктов, а также работники детских учреждений и некоторых коммунальных служб (водоснабжение, парикмахерские и т.п.) отстраняются от работы, детям запрещается посещать детские учреждения. с целью ранней диагностики проводятся бактериологическое, серологическое и другие исследования, устанавливается медицинское наблюдение, включающее выяснение жалоб, осмотр, термометрию.
Лица, перенесшие некоторые инфекционные болезни (брюшной тиф, дизентерию, вирусные гепатиты, бруцеллез и др.), также находятся под медицинским наблюдением для выявления возможных рецидивов, хронического течения болезни, хронического носительства возбудителей болезни.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Page 4
Законодательство РК содержит множество правовых норм, регулирующих правовые отношения, закрепленные в различных нормативных правовых актов. Основными законодательными актами являются законы РК «О труде РК»,«Об охране труда».
Минимальный возраст для приема на работу определен в трудовом кодексе- 16 лет. Однако с письменного согласия родителей, трудовой договор может быть заключен с гражданами, достигшими 15-летнего возраста в случае получения ими среднего образования в общеобразовательном учреждении. При этом установлены исключения для учащихся, достигших 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время и лиц , не достигших 14-летнего возраста, занятых в творческой сфере( в организациях кинематографа, театрах, театральных и концертных организаций). В обоих случаях трудовой договор подписывается одним из родителей, а выполняемые несовершеннолетним работы не должны причинять вреда их здоровью и нарушать процесс обучения. Наряду с этим в трудовом кодексе включен ряд положений, направленных на охрану труда несовершеннолетних. Работы, запрещенные для лиц, не достигших 18-летнего возраста:
-тяжелые работы, связанные с вредными(особо вредными) или опасными условиями труда в соответствие с перечнем, утвержденными Министерством труда и социальной защиты населения;
-работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию( игровой бизнес, работа в ночных развлекательных заведениях; производство, перевозка и торговля алкогольной продукции, табачными изделиями, наркотическими средствами и психотропными веществами.
Дополнительно к вышеуказанному, трудовое законодательство РК устанавливает обязанность для работодателей заключать трудовые договоры с несовершеннолетними только после обязательного предварительного медицинского осмотра. В отношении лиц в возрасте от 14-18 лет применяют требования по сокращенному рабочему времени:
1)для работников 16-18 лет- не более 36 часов в неделю
2)для работников 14-16 лет- не более 25 часов в неделю
3)для учащихся организаций образования, совмещающих в течении учебного года учебу с работой, в возрасте 14-16 лет-2,5 часа в день, в возрасте 16-18 лет- 3,5 часа в день. В отношении оплаты труда , в первую очередь, необходимо основываться на трудовом кодексе по работникам, не достигшим 18-летнего возраста. Оплата их труда производится с учетом сокращенной продолжительности работы, а нормы выработки для них устанавливаются исходя из общих норм выработки для работников пропорционально сокращенной продолжительности рабочего времени. Для работников, достигших 18-летнего возраста, поступающих на работу после окончания общеобразовательных организаций, могут устанавливаться пониженные нормы выработки. При этом работодатель может производить работникам, не достигшим 18 лет, доплаты до уровня оплаты труда работников с полной продолжительностью ежедневной работы. Кроме того, в соответствии с трудовым законодательством работодатель устанавливает размер заработной платы для чвоих работников самостоятельно, но не ниже минимальной заработной платы.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Page 5
Основным принципом планировки детских дошкольных учреждений является групповая изоляция. Это необходимо в связи с большей восприимчивостью детей к инфекционным заболеваниям. Групповая изоляция заключается в том, что каждая группа имеет полный набор необходимых помещений, объединенных в групповую ячейку с самостоятельным входом для ясельных групп. Допускаются общий вход и лестница для двух ясельных групп, размещенных на втором этаже, общий вход в групповые ячейки не более чем на 4 группы детей дошкольных учреждений. Групповая ячейка является основным функциональным элементом здания и включает раздевальню(приемную), групповую(игральную), спальню, туалетную, буфетчатую. В групповой дети находятся большую часть времени: в ней проводятся занятия,игры, там же принимают пищу. Для проведения занятий по физическому воспитанию, пению, организаций праздников в составе помещений на 140 мест и более предусматривается зал для музыкальных и гимнастических занятий площадью 75-100м2.
К медицинским помещениям относятся комната медицинского персонала, процедурный кабинет, изолятор. В состав административно-хозяйственных помещений входят кабинет заведующей, холл, в котором организуются встречи с родителями и групповые собрания. Для персонала предусматривается гардеробная, душевая, уборные.
ГИГИЕНИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА РЕБЕНКА ПРИ ПИСЬМЕ. ДИСТАНЦИЯ, ДИФФЕРЕНЦИЯ, ГЛУБИНА И ВЫСОТА СИДЕНЬЯ
Правильная поза, это прежде всего, устойчивая поза при наименьшей мышечной активности и нормальной деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Правильная посадка ребенка за столом во время занятий наблюдается при определенных углах сгибания туловища: наклоне головы вперед по отношению к плоскости стола под углом 26-510, грудной области позвоночника- 41-620, корпуса- 85-1050,коленного угла- 75-1050. Расстояние между туловищем и краем стола не должно превышать 5 см, чему способствует правильная дистанция спинки стула. Дистанция сиденья должна быть только отрицательной-крвй сиденья должен заходить за край парты на 4-8см.
Правильная посадка обеспечивается при соответствии размеров парты стола, стула, росту ребенка. Повышенная дистанция стула мешает ребенка дополнительной опорой, пониженная приводит к сдавливанию грудной клетки. Положительная дистанция сиденья приводит к неудобной рабочей позе -ребенку приходится тянуться к столу. Высокие стулья приводят к потере опоры под ногами, низкие - к сдавливанию кровеносных сосудов нижних конечностей и снижению площади опоры.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Page 6
Сон-это долговременное функциональное состояние, характеризующееся значительным снижением нервно-психической и двигательной активности, которое нужно для восстановления сил.
Продолжительность суточного сна у новорожденных около 20 часов, у годовалых детей 13-15часов, у взрослых 6-9 часов. В течении физиологического сна его сменяют 2 формы: быстрый и медленный сон. Быстрый сон возникает 4-5 раз за ночь и длится ¼ всего времени сна. Во время быстрого сна мозг находится в длительном состоянии: об этом свидетельствует а-ритм ЭЭГ, быстрые движения глазных яблок, подергивание век, конечностей, учащаются пульс и дыхание. При медленном сне этих явлений нет, ЭЭГ регистрирует дельта-ритм, свидетельствующий о торможении мозга.
Значение сна:
1. Очищение организма от метаболитов, накопившихся в период бодрствования
2. Удаление накопившейся за день ненужной информации и подготовка к приему новой
3. Переход информации кратковременной памяти в долговременную( во время медленного сна)
4. Эмоциональная перестройка
Наиболее полезен сон с 22-23часов до 7-8часов утра
Попытки продлить сон сверх необходимого не приводят к положительным результатам. По суточному ритму активности выделяют 2 большие группы лиц: жаворонки(предпочитают работу в утренние часы) и совы( предпочитают работать в вечерние часы).
Очень важным является гигиеническое значение сна. 1 из основных компонентов гигиены сна является- своевременный отход ко сну в одно и то же время. Для быстрого засыпания важно также, чтобы перед сном не было двигательной активности и переедания. Необходимо перед сном проветривать комнату, а лучше оставлять форточку открытой на ночь, убрать музыку, шум, яркое освещение, так как они мешают человеку полноценно отдыхать во время сна. Постель должна быть удобной, достаточно мягкой и теплой, чтобы обеспечит согревание тела и расслабление мускулатуры. Постельное белье следует регулярно менять(через 7-10 дней),а подушки, одеяло и матрацы проветривать на открытом воздухе.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Page 7
«Санитарно-эпидемиологические требования», утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 января 2012 года № 94 предъявляемым к бассейнам.
- Бассейны размещаются в отдельно стоящих зданиях, в пристроенных (или встроенных) помещениях общественных зданий. В случае размещения бассейнов в жилых зданиях, междуэтажные перекрытия должны обеспечивать изоляцию от пара, тепла, сырости и звука.
- В состав помещений бассейна входят: вестибюль с гардеробом, мужские и женские раздевальные, душевые, санитарные узлы, зал с ванной, бытовые помещения для персонала, кладовые для хранения спортивного инвентаря, кладовые для уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств, административные помещения, кабинет для медицинского персонала.
-Внутренняя планировка помещений бассейна должна обеспечивать последовательность продвижения посетителей (раздевалка-душевая-ванна бассейна).
-Размеры ванн бассейнов рассчитываются на одного человека, занимающегося в бассейне: для взрослых не менее 5 м², для детей не менее 4 м².
-Раздевальные оборудуются индивидуальными шкафами для хранения одежды и скамейками для сидения.
-Обходные дорожки, стенки и дно ванны бассейна выполняются из водонепроницаемых материалов, внутренняя поверхность конструкций залов ванн - из влагостойких материалов. Материалы покрытия обходных дорожек, дна ванны бассейна должны предусматривать возможность их очистки и дезинфекции, быть устойчивыми к воздействию применяемых химических реагентов и дезинфицирующих средств.
-В бассейнах применяется рециркуляционная или проточная система обмена воды или применяется полная смена воды с периодичностью не реже одного раза в 7 дней, с одновременной дезинфекцией бассейна. В бассейнах с морской водой использование рециркуляционных систем не допускается.
-Вода, подаваемая в ванны, должна быть обеззараженной (хлорирование, бромирование, озонирование, ультрафиолетовое излучение).
-Ванны оборудуются расходомерами по учету воды, подаваемой в ванну, поступающей в рециркуляционную систему, добавляемой свежей воды и кранами для отбора проб воды для исследования.
-Для залов ванн бассейнов, залов для подготовительных занятий, помещений хлораторной или озонаторной оборудуются самостоятельными системами приточной и вытяжной вентиляции.
- Концентрация свободного хлора в воздухе в зоне дыхания пловцов допускается не более 0,1 миллиграмм на кубический метр (далее - мг/м3), озона не более 0,16 мг/м3.
-Зал бассейна с ванной должен иметь естественное освещение. Площадь световых проемов должна составлять не менее 20 % от площади помещения бассейна, включая площадь поверхности воды. Большая часть световых проемов оборудуется фрамугами или форточками.
-Наименьшая освещенность поверхности воды должна быть 100 люкс (далее – лк), в бассейнах для прыжков в воду - 150 лк, для водного поло - 200 лк. Во всех бассейнах, кроме рабочего освещения, должно предусматриваться автономное аварийное освещение, обеспечивающее освещенность поверхности воды не менее 5 лк.
-Реагенты, материалы, контактирующие с водой применяются при наличии документов о качестве и безопасности.
-Уровень шума в залах не должен превышать 60 децибел (далее – дБА), при проведении занятий и во время соревнований соответственно до 82 дБА и 110 дБА.
-Перед каждым занятием по плаванию проводится контроль показателей: температуры и относительной влажности воздуха в зале с ванной и раздевальнях, температуры воды и остаточной концентрации средств дезинфекции в воде ванны бассейна.
-Дезинфекция ванны бассейна проводится после слива воды и механической чистки ванны методом двукратного орошения дезинфицирующими средствами. Смыв раствора активного хлора производится теплой водой не ранее чем через один час после его нанесения.
-К началу приема лиц, занимающихся в бассейне, показатели качества воды в бассейне не должно превышать уровней, указанных в приложении 4к настоящим санитарным правилам.
- Ежедневная уборка помещений и ванн бассейна проводится в конце рабочего дня, при необходимости в перерывах между сменами.
-Одновременно с уборкой помещений осуществляется дезинфекция обходных дорожек, пола, скамеек, ковриков, дверных ручек, поручней и другого.
- Генеральная уборка помещений и ванн бассейна проводится не реже одного раза в месяц.
- Лица, занимающиеся в бассейне должны иметь купальный костюм (плавки, купальник), сменную обувь из влагостойких материалов, полотенце, моющее средство для тела, губку (мочалку), резиновую шапочку (для предотвращения засорения волосами воды ванн бассейнов), перед выходом в зал бассейна принимать душ (без купального костюма) с использованием моющих средств.
- Контроль за соблюдением занимающимися правил гигиены обеспечивают администрация и медицинский работник бассейна.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Page 8
Сырье и материалы, используемые для производства детских игрушек и игровая продукция должны соответствовать действующему стандарту «игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля». В производстве игрушек не допускается применение вторичного сырья. В производстве игрушек, предназначенных для детей до 3-х лет, не допускается использование натурального меха и кожи.
- погремушки и детали музыкальных игрушек, предназначенные для соприкосновения с губами, должны быть изготовлены из материалов, устойчивых к воздействию влаги и дезинфекции
-все производимые, ввозимые и реализуемые детские игрушки до реализации должны подлежать обязательной санитарно-эпидемиологической экспертизе.
-уровень запаха не должен превышать 2 баллов
-декоративное или защитное покрытие игрушек должно быть стойким к действию слюны, пота и влаги
-уровень звука, издаваемый игрушкой должен быть не более:
65 Дб для игрушек, предназначенных для игр в помещениях
75 Дб для игрушек на открытом воздухе
95 Дб для игрушек в качестве игрового момента используется импульсный шум
-игрушки для детей в возрасте до 3-х лет должны быть не менее 31,7мм и не полностью входить в цилиндр для определения размеров
-игрушки, предназначенные для контакта со ртом ребенка(свистки, дудки и подобная продукция) не должны иметь отделяющихся частей при переменном вдувании и всасывании воздуха
-предприятие, выпускающее детские игрушки должно гарантировать выпуск безопасной продукции с санитарно-эпидемиологическим заключением и сертификатом
-работники, связанные с изготовлением и реализацией игрушек должны проходить предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодический осмотр в установленном порядке
-на упаковке или вкладыше к игрушкам должны указываться возраст детей, для которых они предназначены:
-до года(ранний)
-от года до 3-хлет(ясельный)
-от 3-6-х лет(дошкольный)
-от 6-ти до 10-ти(младший школьный)
-от 10-ти до 14 лет(школьный)
-при выявлении игрушек, не соответствующих требованиям санитарных правил, производство и реализация не допускаются, либо приостанавливается в порядке, установленным законодат.РК.
Методика гигиенической оценки игрушек
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА «О безопасности игрушек» от 23 сентября 2011 года № 798
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Page 9
Игрушка должна быть разработана и изготовлена таким образом, чтобы при ее применении по назначению она не представляла опасности для жизни и здоровья детей, и лиц, присматривающих за ними. Материалы, из которых изготовлены игрушки, должны быть чистыми (без загрязнений), неинфицированными. Края игрушек должны быть без трещин, заусениц и сколов.
Требования гигиенической безопасности игрушек включают:
· органолептические показатели (запах, привкус);
· физические факторы (уровень звука, уровень напряженности электростатического поля, уровень напряженности электромагнитного поля радиочастотного диапазона, уровень напряженности электрического поля, уровень интенсивности интегрального потока инфракрасного излучения, уровень локальной вибрации, удельная эффективная активность естественных радионуклидов);
· санитарно-химические показатели (миграция в модельные среды вредных химических веществ, перечень которых определяется в зависимости от химического состава материала, и нормы выделения вредных химических веществ из игрушек);
· токсиколого-гигиенические показатели (раздражающее действие на слизистые, индекс токсичности);
· микробиологические показатели.
2. Органолептические показатели
2.1. Интенсивность запаха игрушки в естественных условиях и водной вытяжке не должна превышать 1 балла в игрушках, предназначенных для детей до 1 года, 2 баллов - для детей старше 1 года.
Интенсивность запаха образца и водной вытяжки игрушек для детей старше 3 лет не должна превышать 2 баллов.
2.2. Игрушки, предназначенные для детей до 3 лет, и игрушки, контактирующие с полостью рта, не должны обладать привкусом интенсивностью более 1 балла.
3. Физические факторы
3.1. Озвученные игрушки должны соответствовать следующим требованиям:
Эквивалентный уровень звука игрушек, кроме игрушек-моделей для спортивных игр, должен быть:
для детей до 3 лет - не более 60 дБА;
для детей от 3 до 6 лет - не более 65 дБА; для детей старше 6 лет - не более 70 дБА.
Эквивалентный уровень звука игрушек, для игры на открытом воздухе, кроме игрушек, издающих импульсный звук, должен быть не более 75 дБА.
Максимальный уровень звука игрушек должен быть:
для детей до 3 лет - не более 70 дБА;
для детей от 3 до 6 лет - не более 75 дБА;
для детей старше 6 лет - не более 80 дБА.
Максимальный уровень звука игрушек для игры на открытом воздухе должен быть не более 85 дБА.
Максимальный уровень звука игрушек, издающих импульсный звук, должен быть не более 90 дБА.
3.2. Уровень напряженности электростатического поля на поверхности игрушек не должен превышать 15 кВ/м.
3.3. Уровень напряженности электромагнитного поля, излучаемого радиоуправляемыми, электронными и электротехническими игрушками, не должен превышать 25 В/м при диапазоне частот 0,3 - 300 кГц, 15 В/м при диапазоне частот 0,3 - 3 МГц, 10 В/м при диапазоне частот 3 - 30 МГц, 3 В/м при диапазоне частот 30 - 300 МГц, 10 мкВт/см2 при диапазоне частот 0,3 - 300 ГГц.
3.4. Уровень напряженности электрического поля тока промышленной частоты (50 Гц), создаваемого игрушкой, не должен превышать 0,5 кВ/м.
3.5. Уровень интенсивности интегрального потока инфракрасного излучения не должен превышать 100 Вт/м2.
3.6. Уровни локальной вибрации в игрушках, имеющих источник вибрации, не должны превышать 63 дБ при среднегеометрической частоте октавных полос 8 Гц и 16 Гц, 69 дБ - при 31,5 Гц, 75 дБ - при 63 Гц, 81 дБ - при 125 Гц, 87 дБ - при 250 Гц, 93 дБ - при 500 Гц, 99 дБ - при 1000 Гц. Корректированный уровень виброускорения не должен превышать 66 дБ.
3.7. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в природных материалах и изделиях из них, входящих в состав наборов для игр, наборов для детского творчества, не должна превышать 370 Бк/кг.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
studopedia.ru
«Профилактика детских инфекционных заболеваний». Консультация для родителей
анастасия григоренко «Профилактика детских инфекционных заболеваний». Консультация для родителей
В ходе консультации воспитатель предлагает (зачитывает) родителям информацию по теме, а затем отвечает на вопросы, если таковые возникают. Следует также поощрять обмен мнениями между родителями.
Дифтерия, полиомиелит, коклюш, корь, свинка (паротит, краснуха, ветряная оспа, скарлатина. Существует множество детских инфекционных болезней. Их еще называют просто «детские» болезни. Действительно, ими болеют преимущественно дети, а передаются они в основном воздушно-капельным путем, т. е. при кашле и чихании. Однако есть исключения, например, возбудитель скарлатины очень устойчив и может долгое время существовать вне человеческого организма, поэтому ребенок может заразиться даже через человека, который имел тесный контакт с больным скарлатиной, или через предметы.
Пожалуй, самое тяжелое по своим последствиям заболевание - это полиомиелит. Вирус его также довольно устойчив в окружающей среде, инфекция передается либо от человека к человеку, либо через продукты питания. Заболевание дает осложнения (атрофия мышц, нарушение движений).
Профилактика детских инфекционных заболеваний включает ряд мер как медицинского, так и гигиенического характера. О них и пойдет речь в нашей консультации.
Самое верное средство профилактики детского инфекционного заболевания - прививка. Против каких же заболеваний существуют прививки? Против кори, коклюша, столбняка, дифтерии, паротита, краснухи и полиомиелита. Что такое профилактические прививки? И нужно ли их делать ребенку?
Введение средств активной иммунизации, т. е. такой, когда на введение вакцины организм отвечает выработкой собственных защитных антител против определенной инфекции, значительно снижает заболевания детей инфекционными болезнями. Делать прививки необходимо. Но следует помнить, что каждая прививка - это серьезная процедура. Поэтому перед тем, как она будет сделана ребенку, его должен осмотреть врач. Обязательно нужно измерить температуру. Если прививку делают в детском саду, родители должны быть в этот же день поставлены в известность. С целью наблюдения за состоянием здоровья ребенка, выяснения характера реакции на прививку и раннего выявления возможных осложнений, медицинская сестра в течение нескольких дней должна проводить наблюдение за ребенком на дому. Детей в детских дошкольных учреждениях после прививки осматривают медицинские работники этих учреждений.
Запомните: если на месте прививки появилось выраженное покраснение, отек, у ребенка повысилась температура, то надо обратиться к врачу. Тяжелые поствакцинальные осложнения встречаются крайне редко, когда нарушены существующие правила проведения вакцинации или ребенок по-особому реагирует на прививку. Детей нельзя прививать после перенесенных острых заболеваний в течение месяца, а после некоторых инфекционных заболеваний этот срок увеличивается. В этих случаях следует посоветоваться с педиатром, который наблюдает Вашего ребенка.
Вопрос о прививках детям с хроническими заболеваниями, у которых отмечались аллергические реакции на пищевые продукты, лекарственные препараты, а также на предшествующие прививки, решает лечащий врач и при необходимости иммунолог. Родителям не следует принимать подобное решение самостоятельно.
По показаниям ребенок может быть привит так называемым «щадящим» методом - ослабленной вакциной или госпитализирован ненадолго в стационар, где он будет привит после предварительной подготовки.
Безусловно, Вас пригласят в детскую поликлинику на прививку, но и сами Вы должны следить за прививочным календарем.
Прививки проводятся против:
туберкулеза - на 5-7-й день жизни, в 7 лет;
полиомиелита - в 3 месяца, от 1 года до 2 лет;
коклюша, дифтерии, столбняка - в 3 месяца, через 1,5-2 года после законченной вакцинации;
кори - в 12 месяцев, в 6-7 лет (перед школой);
инфекционного паротита (свинки) - в 15-18 месяцев.
Первичные прививки (вакцинации) против полиомиелита, а также против коклюша, дифтерии и столбняка проводят трехкратно с интервалом в 1,5 месяца.
Наша задача - убедить Вас, что многих из детских болезней можно избежать, если своевременно привить ребенка и неукоснительно соблюдать некоторые правила гигиены:
Первое: Никогда не водите ребенка в гости, если в семье, куда Вас пригласили, кто-нибудь болен. Запомните: типичные признаки детских инфекционных заболеваний почти никогда не проявляются четко в первые дни. Однако в этот период носители болезни наиболее заразны.
Второе: Придя домой с работы, из магазина, прежде чем подойти к ребенку, тщательно вымойте руки и переоденьтесь.
Третье: Мойте фрукты и овощи в проточной воде и обдавайте их кипятком. Носите продукты, которые не подвергаются термической обработке, в специальном пакете. Чаще его заменяйте.
Эти простые правила помогут Вам избежать многих неприятностей, в том числе и детский инфекционных заболеваний.
www.maam.ru