Ludmila Tumanova

Псевдобульбарная дизартрия что это такое у детей


Псевдобульбарная дизартрия

Псевдобульбарная дизартрия — это патология речи, обусловленная расстройством иннервации артикуляционных мышц вследствие поражения кортико-бульбарных проводящих трактов. Проявляется затруднением, замедлением, нечленораздельностью, обрывочностью высказываний на фоне гипомимии, спастического гипертонуса артикуляционной мускулатуры, дисфагии, изменений голоса. Диагностируется псевдобульбарная дизартрия методами неврологического и логопедического обследования, ультразвуковой диагностики церебрального кровоснабжения, нейровизуализации. Логопедическая коррекция последовательно осуществляется совместно с лечением основной патологии, восстановительной терапией.

Термином «дизартрия» обозначаются нарушения речи, обусловленные неправильной работой артикуляционных органов: языка, губ, щёк, гортани. Псевдобульбарная форма дизартрии возникает вследствие двустороннего центрального пареза мышц, приводящих в движение органы артикуляции. Следует отличать псевдобульбарный вариант нарушения от бульбарного, связанного с периферическим парезом тех же мышц, вызванным поражением ядер черепно-мозговых нервов бульбарной группы. У детей псевдобульбарная дизартрия наиболее часто встречается в симптомокомплексе детского церебрального паралича. У взрослых 85% случаев патологии приходится на ишемические инсульты.

Псевдобульбарная дизартрия

Речевые нарушения возникают вследствие поражения проводящих путей, соединяющих ядра бульбарных нервов (языкоглоточного, блуждающего, подъязычного) с моторной корой мозга. Благодаря неполному перекрёсту указанных трактов, каждое ядро соединено одновременно с корой обоих полушарий. Поэтому одностороннее поражение не ведёт к выраженной речевой дисфункции. Этиофакторами, провоцирующими патологические изменения в области корково-бульбарных путей, выступают:

  • Цереброваскулярные расстройства. Тромбо- и атероэмболические обширные ишемические инсульты с двусторонним характером поражения обуславливают остро возникающую псевдобульбарную дизартрию. Хроническая ишемия мозга на фоне церебрального атеросклероза, диабетической ангиопатии, гипертонической энцефалопатии приводит к постепенно прогрессирующим псевдобульбарным расстройствам.
  • Черепно-мозговые травмы. Наиболее частая причина дизартрии у молодёжи и детей старше 1 года. Травмирование мозговых тканей при тяжёлом сотрясении, ушибе головного мозга сопровождается образованием участков аксонального повреждения, размозжения церебрального вещества, формированием внутримозговых гематом. Указанные изменения приводят к повреждению, компрессии, расстройству кровоснабжения кортико-бульбарных трактов.
  • Перинатальная патология. Гипоксия плода, внутриутробные инфекции, осложнённые роды, асфиксия новорожденного, внутричерепная родовая травма оказывают повреждающее действие на церебральные структуры ребёнка. В результате возникают морфологические и функциональные нарушения кортико-бульбарного взаимодействия.
  • Церебральные дегенерации. Прогрессирующий надъядерный паралич, лейкодистрофия, некоторые формы БАС сопровождаются нарастающим псевдобульбарным синдромом. Нарушения речи обусловлены дегенерацией и гибелью связывающих кору и бульбарные ядра двигательных волокон.
  • Нейроинфекции. Диффузные воспалительные изменения церебральных тканей при энцефалите, нейросифилисе, туберкулёзном поражении могут затрагивать различные участки прохождения кортико-бульбарных связей. Воспалительное поражение последних ведёт к их дисфункции и развитию дизартрии.

По корково-бульбарным трактам проходят регулирующие импульсы от нейронов моторной области коры, отвечающей за артикуляционные органы, к ядрам бульбарных нервов. Под воздействием указанных выше этиофакторов это взаимодействие нарушается. В результате активность ядер бесконтрольно повышается, возникает гипертонус и гиперрефлексия артикуляционных мышц. Повышенный тонус голосовых связок затрудняет их дифференцированные колебания при прохождении воздушной струи, что приводит к дисфонии. Гиперрефлексия обуславливает появление характерных для грудных детей сложных безусловных рефлексов орального автоматизма. При этом снижается способность производить произвольные артикуляционные движения, вследствие чего развивается дизартрия и другие нарушения (дисфагия, затруднение жевательных движений). Не требующие участия коры мозга рефлекторные артикуляционные акты (например, облизывание губ при попадании на них пищи) сохраняются.

Специалистами в сфере отечественной логопедии псевдобульбарная дизартрия классифицируется на 3 формы: паретическую, спастическую и смешанную. Однако указанная классификация оспаривается врачами-неврологами, поскольку в основе нарушений лежит спастический парез, то есть все случаи заболевания являются смешанными по сути. В зависимости от выраженности расстройств артикуляционной моторики различают 3 степени дизартрии:

  • Лёгкая. Грубые нарушения отсутствуют, артикуляционные движения замедлены, недостаточно точны. Речь смазана, но в целом понятна окружающим. Дисфагия проявляется редкими попёрхиваниями, мимика сохранена.
  • Среднетяжёлая. Отмечается грубый дефект произношения, нечленораздельность речи делает её непонятной окружающим. Понять больного способны лишь его близкие. Наблюдаются слюнотечение, расстройства мимики, жевания, глотания.
  • Тяжёлая. Полная или практически полная анартрия. Речевая продукция отсутствует. Лицо маскообразное, рот открыт, нижняя челюсть отвисает, вытекает слюна, язык недвижимо лежит в полости рта. Выражены расстройства глотания и жевания.

Спастическое состояние мышц обуславливает изменение артикуляции практически всех звуков. Прежде всего страдает произношение сложных по своему артикуляционному укладу звуков: «р», «л», «ч», «ш», «ц». Парез кончика языка делает невозможным осуществление вибрирующего «р». Гипертонус мышц языка обуславливает смягчение «л», «ш». «ж». Звуки «ч», «ц», «б», «п», «к» заменяются щелевым компонентом. Искажено звучание гласных, в большей степени «и», «э». В целом речь напряжена, замедлена, смазана, лишена интонации. Характерна охриплость, осиплость, назализация голоса. Укорочение дыхательных фаз ведёт к возникновению обрывов фраз, построению речи отдельными короткими предложениями. Выраженные затруднения экспрессивной речи обуславливают снижение речевой продукции.

Псевдобульбарная дизартрия сочетается с иными проявлениями псевдобульбарного паралича: дисфагией, насильственным плачем или смехом. Отсутствует произвольный контроль за наполнением слюной ротовой полости, что приводит к обильному слюнотечению. Затруднение плотного смыкания челюстей и губ сопровождается постоянным вытеканием слюны из уголка рта. Как правило, наблюдается спастический парез мимической мускулатуры с характерной «застывшей» мимикой лица: насильственной улыбкой или, напротив, выражением недовольства. Соответственно причинному заболеванию отмечаются прочие общие и очаговые неврологические симптомы: цефалгия, атаксия, менингеальный синдром, гемипарез, когнитивные расстройства и т. п.

У детей раннего возраста псевдобульбарные проявления манифестируют нарушениями сосания, проглатывания пищи, попёрхиванием и покашливанием, постоянным слюнотечением, обеднением мимики. Дефект речевой функции выявляется после 2-3-летнего возраста в виде сложностей звуковоспроизведения. Трудности артикуляции вынуждают детей молчать. Ограничение речевой коммуникации приводит к сложностям понимания высказываний собеседника, слабому набору словарного запаса, нарушениям в развитии грамматической стороны речи.

Речевая дисфункция нарушает коммуникативные возможности пациента. Осознание собственного дефекта, невозможность адекватно донести до окружающих свои мысли и чувства неблагоприятно отражаются на психическом самочувствии, могут явиться причиной ряда невротических расстройств: неврастении, депрессии, ипохондрии. Затруднение глотания сопровождается попёрхиванием едой с попаданием её в дыхательные пути, что опасно развитием асфиксии, аспирационной пневмонии.

У детей псевдобульбарная дизартрия на фоне становления речевой функции приводит к фонетико-фонематическому и общему недоразвитию речи, в будущем — к формированию дислексии, дисграфии. Дети с лёгкой степенью дизартрии при нормальном уровне интеллектуального развития сталкиваются с трудностями обучения в общеобразовательной школе. При средней и тяжёлой степени дефекта необходима учёба в специализированной школе. Без своевременной коррекции нарушения речевой коммуникации в детском возрасте осложняются развитием пограничной интеллектуальной недостаточности или более грубой задержкой психического развития.

Верификация диагноза требует не только установления формы речевого нарушения, но и основной патологии мозга. Первостепенным для последующего выбора лечебной тактики и выстраивания прогностических предположений является оценка характера и обширности церебрального поражения. Диагностический поиск осуществляется при помощи следующих основных обследований:

  • Неврологический осмотр. Неврологом производится осмотр, тестирование артикуляционной моторики, мимических движений. Определяется ограничение мимики, наличие псевдобульбарного синдрома: дизартрии, дисфагии, дисфонии, сопровождающихся мышечным гипертонусом, повышением нёбного и глоточного рефлексов, появлением феноменов орального автоматизма (сосательного, хоботкового рефлексов). Возможно выявление очагового неврологического дефицита, позволяющего предположить локализацию патологического процесса.
  • Логопедическое обследование. В ходе исследования логопед оценивает состояние артикуляционных органов, устной и письменной речи, слухоречевой памяти. У взрослых псевдобульбарная дизартрия носит преимущественно изолированный характер, не сопровождается расстройством внутренней речи. У пациентов детского возраста часто диагностируется ЗРР, ОНР, ФФН.
  • Нейровизуализация. Наиболее информативна МРТ головного мозга, позволяющая диагностировать зону инсульта, воспалительные очаги, дегенеративные процессы, посттравматические повреждения, опухолевые образования. При противопоказаниях к МРТ проводят КТ головного мозга. Для оценки церебрального метаболизма назначают ПЭТ-КТ.
  • Исследование цереброспинальной жидкости. Забор жидкости производится при люмбальной пункции. Анализ позволяет выявить характерные для нейроинфекций воспалительные изменения, верифицировать возбудителя путем посева на питательные среды, проведения ИФА, ПЦР-диагностики.
  • Оценка мозговой гемодинамики. Необходима при подозрении на хроническую цереброваскулярную недостаточность. По показаниям проводится УЗДГ экстракраниальных сосудов, церебральное дуплексное сканирование, МРТ мозговых сосудов. Снижение церебрального кровотока, особенно в пожилом возрасте, может являться фоновым состоянием и не исключает наличия другой причинной патологии.

Дифференциальный диагноз проводится в первую очередь с бульбарной дизартрией, наблюдающейся при прогрессирующем бульбарном параличе. В отличие от неё псевдобульбарная дизартрия характеризуется повышением тонуса и рефлексов, отсутствием атрофий языка, наличием оральных автоматизмов. Мозжечковая дизартрия отличается от псевдобульбарной скандированным характером речи, гипотонией мышц языка. Основу патологических изменений при корковой дизартрии составляет поиск правильного артикуляционного уклада, который может сопровождаться синкинезиями (сморщиванием лба, высовыванием языка).

Успешная коррекция речевых нарушений невозможна без эффективной терапии причинного заболевания и последовательной реабилитации. Лечебные мероприятия проводятся усилиями невролога, нейрохирурга (при необходимости), реабилитолога, логопеда, нейропсихолога, врача ЛФК, массажиста. Комплексная терапия включает:

  • Этиопатогенетическое лечение. Направлено на устранение этиологического фактора и блокирование механизмов развития заболевания. При нейроинфекциях подразумевает этиотропную антибактериальную, противовирусную терапию, при опухолях, гематомах — радикальное удаление, при инсульте — гемостатическую или тромболитическую терапию.
  • Логопедические занятия. Мышечный гипертонус устраняется при помощи расслабляющего логопедического массажа. Проводится артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения. Осуществляется постановка и доведение до автоматизма артикуляционных укладов проблемных звуков. Последующая логопедическая работа направлена на достижение плавности, эмоциональной выразительности высказывания.
  • Восстановительную терапию. Методами реабилитации служат лечебная физкультура, массаж, рефлексотерапия, использование различных компьютерных тренажёров, психологическое консультирование. Реабилитация осуществляется на фоне нейрометаболической медикаментозной поддержки ноотропами, нейропротекторами, витаминами группы В, по показаниям — сосудистыми фармпрепаратами.

Возможность восстановления речевой функции определяется характером причинной патологии. На фоне успешной этиопатогенетической терапии ранняя логопедическая коррекция способствует полному устранению речевого дефекта. У детей с ДЦП прогноз зависит от тяжести нарушений, регулярности и последовательности проводимой логопедической и нейропсихологической работы. Наиболее неблагоприятен прогноз при прогрессирующих дегенеративных поражениях ЦНС. Профилактика сводится к предупреждению возникновения заболеваний, вследствие которых развивается псевдобульбарная дизартрия.

www.krasotaimedicina.ru

Понятие псевдобульбарной дизартрии у детей, проявления, современные методики диагностики и лечения

Псевдобульбарная разновидность дизартрии появляется у ребенка по причине пареза мускулатуры артикуляционного аппарата (щек, языка, гортани, губ). Чаще патология встречается у пациентов с детским церебральным параличом (ДЦП). У взрослых заболевание провоцирует ишемическое повреждение мозговой ткани. Псевдобульбарная дизартрия у детей возникает после родовых травм, инфекций и других причин. Внешние проявления заболевания характеризуются нарушением глотания, сосания, изменением мимики, течением слюны и другими проявлениями. Терапия болезни направлена на устранение причины пареза мимических и артикуляционных мышц, а также восстановление речевой функции.

Понятие псевдобульбарной дизартрии, разновидности, причины возникновения

Псевдобульбарная дизартрия в детском возрасте – это патология, которая вызвана двухсторонним параличом артикуляционного аппарата по причине повреждения проводящих путей, подходящих к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. Так как перекрест путей в головном мозге от этих ядер не полный, при одностороннем повреждении путей у пациента не наблюдается клиники псевдобульбарной дизартрии. Причинами заболевания могут быть травмы во время родовой деятельности, длительные гипоксические состояния на этапе вынашивания и родовспоможения, инфекционные поражения мозговой ткани.

Этиология болезни:

  • Гипоксические состояния – заболевание вызывает длительная гипоксия на всем протяжении вынашивания или в родах. Гипоксию во время вынашивания плода провоцируют отслойка плаценты, хронические заболевания матери (диабет, гипертония, гипотония и другие), повышенный тонус матки. Гипоксическое повреждение мозга во время родов часто вызвано очень длительными родами (более 12 часов), слабостью родовой деятельности, асфиксией, обвитием пуповины.
  • Травмы головы. Травмы дети часто получают в родах во время неправильного оказания пособия по родовспоможению: использование акушерских щипцов, вакуум-экстрактора, приема физического давления на живот акушером, излишней стимуляции родовой деятельности. Травмы на протяжении жизни возникают во время падений, ударов по голове, автомобильных аварий.
  • Внутриутробные инфекции и нейроинфекции (энцефалит, нейросифилис, туберкулез).
  • Дегенеративные процессы в мозговой ткани – лейкодистрофия, прогрессирующий надъядерный паралич.
  • Онкопатологии.

Псевдобульбарная разновидность дизартрии подразделяется на несколько видов в зависимости от степеней тяжести и форм патологии. Классификация заболевания имеет большое значение при постановке диагноза. В диагнозе обязательно пишут степень тяжести и форму болезни.

Степени тяжести патологии:

  • Легкая.
  • Средняя.
  • Тяжелая.

Псевдобульбарная дизартрия может также подразделяться на спастическую, стертую, паретическую, смешанную форму болезни. Спастическая форма отличается спазмом мускулатуры. Паретическая разновидность проявляется парезом языка, щек, мимических мышц. Смешанная − имеет несколько признаков (спастической и паретической форм). Стертая форма проявляется скрытым или неярко выраженным течением патологии.

Клинические проявления

Псевдобульбарная дизартрия имеет свои специфические проявления. У ребенка нарушается речевая функция, моторика, мимика. Отмечается течение слюны, нарушение глотательной функции и сосания. Во время питья пациент захлебывается, поперхивается из-за нарушенной иннервации гортани.

Легкая степень патологии проявляется слабовыраженным нарушением артикуляционной функции. Язык и губы двигаются медленно и недостаточно точно, поэтому у пациента отмечаются несильно выраженные отклонения жевания и глотания. Поперхивание наблюдается редко. Воспроизведение речи замедлено, слова нечеткие, звуки в словах смазанные. Дети не способны четко произнести звуки «Ж», «Ш», «Р», «Ч», «Ц». Силы голоса для воспроизведения звонких звуков не хватает. Ребенок не способен нормально выговаривать мягкие звуки по причине затруднения подъема спинки языка к небу.

У ребенка с легкой степенью патологии нарушается правильность письма. В написании слов наблюдается замена звука «Т» звуком «Д», звука «Ч» звуком «Ц» и так далее. Структура слова, грамматика и лексика у таких пациентов сохранена.

У больных со средней формой заболевания отсутствует мимика. Пациент не способен надуть щеки, вытянуть и плотно сомкнуть губы. Двигательная активность языка сильно ограничена. У ребенка кончик языка не поднимается к небу, не поворачивается в стороны, не фиксируется в одном положении. Дети со средней степенью патологии говорят в нос. У таких пациентов отмечается течение слюны, выраженное нарушение жевательной, глотательной функции.

При дизартрии средней тяжести воспроизведение звуков сильно нарушено. Речь невнятная, тихая, губы двигаются медленно, тяжело. Гласные воспроизводятся путем носового выдоха. Дети невнятно говорят звуки «А», «У», звуки «И» и «Ы» при произношении смешанные. Ребенок способен говорить звуки «П», «Т», «М», «Н», «К», «Х».  Звуки «Ч», «Ц», «Р», «Л» затруднены и воспроизводятся на носовом выдохе с хлопающим сопровождением.

Сила выдоха незначительна. Звонкие согласные у пациентов во время речи заменяются глухими звуками. Речь больных непонятна для окружающих, поэтому они не хотят говорить. Пациенты не могут учиться в обычных школах. Таких больных направляют в специализированные школы коррекции.

Пациенты с тяжелой формой патологии отличаются практически полным повреждением артикуляционного аппарата. Лицо пациента похоже на маску, челюсть отвисает, рот всегда открыт. Язык не двигается и лежит на дне нижней челюсти. Движения губ сильно ограничены. Жевательная и глотательная функции затруднены.

Речевая функция у ребенка отсутствует. Есть только отдельные непонятные звуки. Обучение пациентов с тяжелой степенью дизартрии осуществляется в специальных учебных заведениях. При правильном подходе больные могут осваивать общеобразовательные предметы, но это требует длительной работы логопедов.

Диагностические мероприятия

Диагностические мероприятия включают консультацию узких специалистов и педиатра, логопедическое обследование, инструментальные и лабораторные методики исследования. Ребенка направляют к узким специалистам: неврологу, травматологу, генетику, инфекционисту. Основным является осмотр невролога, который позволяет оценить неврологический статус. Лабораторные методики исследования включают анализ на наличие нейроинфекций.

Больным с дизартрией показана магнитно-резонансная томография (МРТ). Она помогает оценить состояние мозга, выявить очаги дегенерации, опухоли, гематомы, травматические повреждения, зоны ишемии. При наличии противопоказаний к МРТ проводят компьютерную томографию. Ребенку для проверки церебральной гемодинамики назначают допплерографическое ультразвуковое обследование, дуплексное сканирование.

Обследование у логопеда включает оценку состояния артикуляционного аппарата, устной и письменной речи, памяти. У больных логопед выявляет задержку речевого развития, фонетико-фонематические нарушения, общую недостаточность речевой функции. После оценки состояния логопед оформляет речевую карту, назначает коррекционные занятия.

Лечебные мероприятия

Лечение псевдобульбарной разновидности дизартрии направлено на устранение причин заболевания, а также восстановление речевой функции. Пациента в зависимости от причин возникновения болезни может лечить невролог, нейрохирург, реабилитолог, логопед, психолог, специалист лечебной физкультуры, массажист. Для устранения причины патологии возможно проведение хирургического лечения (удаление опухолей и гематом), антибактериальной и противовирусной терапии.

После устранения причины дизартрии назначается логопедическое лечение. Логопед проводит массаж мимических мышц, осуществляет постановку неправильно произносимых звуков. Специалист пытается увеличить эмоциональность мимики, учит ребенка плавным мимическим движениям.

Одновременно с коррекционными занятиями ребенку назначают лечебную физкультуру, массажные процедуры, рефлексотерапию, лечение при помощи тренажеров на компьютере. Активно проводят психологические беседы и тренинги. В восстановительный период детям показан прием ноотропных средств, нейропротекторов, витаминных комплексов.

Лечение нужно начинать как можно раньше. Шансы на излечение выше при своевременном обращении к доктору.

Прогноз, профилактические мероприятия

Восстановление речевой функции у больных с псевдобульбарной дизартрией зависит от выраженности симптоматики, а также от причин, вызвавших патологию. Когда лечение основного заболевания проведено успешно, то и логопедическая коррекция даст хороший эффект. Если у ребенка детский церебральный паралич, то прогноз зависит от тяжести повреждения мозговых структур, квалификации невролога и логопеда.

Профилактика дизартрии включает планирование беременности, исключение контакта с инфекционными больными во время вынашивания плода, предупреждение травм в родах за счет качественного оказания пособия при родоразрешении. Беременным пациенткам рекомендуется сразу вылечивать инфекционные и хронические заболевания. После рождения при выявлении симптоматики дизартрии родителям рекомендуется своевременно обращаться к доктору. Предупредить осложнения псевдобульбарной дизартрии можно путем соблюдения всех рекомендаций докторов, в том числе логопеда.

Заключение

Псевдобульбарная дизартрия у ребенка затрудняет общее и речевое развитие, поэтому нужно своевременно обращаться к врачам и логопеду при выявлении даже незначительной задержки или дефектов речевой функции. Своевременная помощь больным с нарушением речи позволяет восстановить речевую функцию, адаптировать и подготовить пациента к обучению в школе. Игнорировать патологию нельзя, так как это чревато осложнениями (нарушением развития, отсутствием адаптации в обществе).

logopediacentr.ru

Псевдобульбарная дизартрия у детей: симптомы, причины, лечение, профилактика, осложнения

Причины

Абсолютное большинство родителей интересует, от чего может быть эта патология. В ответ на этот вопрос врачи перечисляют ряд факторов, а именно: 

  • травмы, полученные при появлении ребёнка на свет,        
  • гипоксия плода,        
  • конфликт между резус-факторами матери и плода,         
  • применение препаратов для стимуляции родов.

Что касается приобретенной псевдобульбарной дизартрии, то здесь заболевание может вызвать травма или воспалительное заболевание головного мозга, например, энцефалопатия, новообразования, кровоизлияния.

Симптомы

Крайне важно распознать заболевание на как можно более ранних сроках, обратив внимание на первые признаки. Например, к числу таких можно отнести нарушения артикуляционной моторики: 

  • Движения мышц, отвечающих за речь ребёнка, становятся ограниченными или отсутствуют полностью.  
  • Артикуляционные мышцы двигаются медленно.  
  • Речь становится невнятной.  
  • Артикуляционные позы при произношении могут повторяться.  
  • Заболевание проявляется непроизвольными движениями.

Одновременно с ухудшением речевой, начинаются нарушения и общей моторики, а также: 

  • Можно заметить признаки гиперкинезов, вызванных гипертонусом мышц тела.        
  • У ребёнка крайне слабая координация движений.         
  • Мимика затруднена, особенно в верхней части лица.         
  • Объём лёгких не позволяет сделать полноценный вдох.         
  • Очевидно проявление гипертонуса грудных мышц.

Диагностика псевдобульбарной дизартрии у ребенка

Для того чтобы диагностировать заболевание, врач-педиатр направляет несовершеннолетнего пациента к логопеду. Большое внимание при наличии подозрений на псевдобульбарную дизартрию уделяется изучению поликлинической карты ребёнка. Так, врач тщательно проверяет данные о перенесении воспалительных заболеваний головного мозга, получении ЧМТ. Дополнительно уточняется информация о протекании беременности, наличии или отсутствии внутриутробных и непосредственно родовых осложнений. Лабораторные анализы не проводятся, а точный диагноз ставится при общении с ребёнком. Стремясь определить не только факт наличия диагноза дизартрии, но и распознать его псевдобульбарную форму, детский логопед оценивает координацию, моторику, речь, дыхание и др. Абсолютно все перечисленные выше симптомы также используются при диагностике.

Осложнения

Чем опасна врожденная и приобретенная дизартрия псевдобульбарной формы? Заболевание является угрозой для психологического развития в детском возрасте. Недостаточная внятность речи лишает возможности свободно общаться, учиться, работать. Таким образом, социальная адаптация ребёнка крайне затрудняется при отсутствии лечения.

Лечение

В компетенции родителей, которые хотят оказать первую помощь своему ребёнку – своевременное обращение внимания на признаки дизартрии и запись к врачу. Проводить медикаментозное лечение самостоятельно запрещено. А вот логопедические тренировки и некоторые процедуры из курса физиотерапии не только можно, но и нужно повторять в домашних условиях. Первостепенной задачей близких родственников несовершеннолетнего пациента является оказание полной поддержки. Важно предотвратить развитие психологической травмы у ребёнка, вызванной его отличиями от сверстников.

Получив необходимую информацию от лечащих врачей, родители могут взять на себя:

  • точечный массаж мышц лица,         
  • гимнастический массаж,         
  • упражнения из ЛФК-курса,         
  • занятия по логоритмике.

Настоятельно рекомендуется записать ребёнка в бассейн при отсутствии противопоказаний.

Что делает врач

В подавляющем большинстве случаев заболевание протекает параллельно с нарушением зрительного восприятия и координации. Решая, что делать с конкретным случаем дизартрии, врач определяет оптимальную стратегию комплексного решения. Таким образом, терапия включает в себя и методы индивидуальной или групповой логопедической работы, и медикаментозное лечение, и физиотерапевтические процедуры.

В рамках работы с псевдобульбарной дизартрией, врач логопед проводит: 

  • мероприятия по общему расслаблению для нормализации тонуса,         
  • сеансы коррекции мелкой и общей моторики,         
  • упражнения на развитие мимических мышц,         
  • занятия по формированию речевого дыхания и правильной фонетики.

Для того чтобы вылечить заболевание медикаментозно, детский невропатолог назначает ребёнку индивидуальный курс из препаратов, активизирующих головной мозг и нервную систему. И логопедическое, и медикаментозное лечения являются одинаково важными.

В целях повышения эффективности лечения ребёнок проходит физиотерапевтические процедуры:

  • аппликации парафином,         
  • магнит и кварц,         
  • лечение иглами,         
  • электрофорез и амплипульс.

Профилактика

Так как главными причинами заболевания после рождения являются воспалительные процессы в области мозга и черепно-мозговые травмы, предотвратить патологию можно, обеспечивая постоянный присмотр за новорождённым. Что касается псевдобульбарной дизартрии, полученной в период беременности, то здесь важны следующие меры:

  • Регулярное посещение врача, ведущего беременность.  
  • Отказ от вредных привычек.  
  • Избегание заражения инфекционными заболеваниями.

Также смотрят

Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании псевдобульбарная дизартрия у детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».

Узнайте, что может вызвать недуг , как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.

В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как псевдобульбарная дизартрия у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга псевдобульбарная дизартрия у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить псевдобульбарная дизартрия у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания псевдобульбарная дизартрия у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание псевдобульбарная дизартрия у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!

detstrana.ru

Псевдобульбарная дизартрия - причины, симптомы, коррекция

Дизартрией обозначается нарушение речеобразования в результате органического поражения отдельных участков мозга.

Псевдобульбарная, называемая иначе «ложная», наиболее часто встречающаяся форма расстройства. В детском возрасте она, как правило, приобретает врожденный характер, во взрослом становится последствием перенесенного инсульта.

Понятие псевдобульбарной дизартрии

У детей патология входит в комплекс симптомов ДЦП. На ее формирование влияют инфекции, перенесенные в период внутриутробного развития, родовые травмы, длительная асфиксия.

В отличие от истинной, бульбарной дизартрии, при псевдобульбарной изменения не затрагивают продолговатый мозг. Поражаются нервно-проводящие пути, ответственные за иннервацию артикуляционного аппарата. Возникает полный или частичный паралич мимических мышц. Лицевая мускулатура малоподвижна, страдает не только звукопроизношение, но и физиологические акты пережевывания и глотания пищи.

При существующих моторно-речевых проблемах умственные способности таких детей изначально не нарушаются. Ребенок на слух воспринимает собственные дефекты речи и пытается их исправить. Псевдобульбарная дизартрия, в отличие от бульбарной формы, легче поддается коррекции и имеет более оптимистичные прогнозы.

Причины псевдобульбарной дизартрии

Патология всегда развивается на фоне органического повреждения нервно-проводящих волокон. Развивается двухсторонний спастический паралич мышц. Таким образом, при анатомически правильном речевом аппарате сознательное управление мускулатурой оказывается невозможным.

Как и ДЦП, псевдобульбарная дизартрия связана с аномалиями внутриутробного развития или сложным родовым процессом. На формирование патологии влияют:

  • тяжело протекающая беременность, отягощенная гестозом, гипоксией плода, несовместимостью резус-фактора;
  • осложненная родовая деятельность;
  • асфиксия в родах;
  • внутриутробные инфекции, поражающие нервную систему плода.

В раннем детском возрасте дизартрия формируется, как осложнение перенесенных состояний:

  • инфекционно-воспалительные процессы мозговых оболочек;
  • тяжелая общая интоксикация;
  • гнойно-воспалительные патологии ЛОР-органов: синусит, отит;
  • травмы черепа.

Патология может настигнуть и взрослого человека при следующих отклонениях:

  • ишемическая форма инсульта;
  • формирование атеросклеротических бляшек, хроническая гипоксия мозга;
  • поражение нервных волокон при рассеянном склерозе;
  • новообразования головного мозга любой этиологии.

Проводить полноценную коррекцию и восстановительную терапию без воздействия на первопричину невозможно. Поэтому лечение всегда идет параллельно.

Степени заболевания

В зависимости от глубины поражения мозга и нейромышечного аппарата выделяют 3 формы патологии. Каждая сопровождается определенной тяжестью отклонений и возможностью коррекции:

  1. Легкая характеризуется напряженными артикуляционными движениями. Произношение шипящих и рычащих согласных замедленно, требует усилия, но в целом речь понятна.

Мимические движения сохранены не в полном объеме, но без явных нарушений. Слуховое восприятие звуков правильное. Прочие нарушения моторики отсутствуют. Первая стадия легко поддается коррекции при систематических занятиях.

  1. Средняя по распространенности занимает лидерство среди детей. Отмечаются трудности в простых движениях, удерживании позиции языка и губ. Речь неразборчивая с выпадением слогов, слова произносятся «в нос». Страдает мимика верхней половины лица, движение бровями, нахмуривание дается с усилием.

Постоянное, но незначительное слюноотделение, процесс глотания нарушен. Деткам сложно самостоятельно обслуживать себя. Мелкие движения, такие как завязывание шнурков, застегивание пуговиц осваиваются с трудом.

Такая форма требует длительной и кропотливой работы по восстановлению функций. Дети, как правило, учатся в коррекционной школе. При сохранении умственных способностей, восприятие звуков, следовательно, и правописание нарушается.

  1. При тяжелой форме отмечается полное расстройство речи, она состоит из отдельных звуков. Мимические движения отсутствуют, лицо приобретает черты маски.

Мышечный контроль полностью утрачен, челюсть отвисает, язык обездвижен. Отмечается обильное слюнотечение.

В нарушениях преобладает двухсторонний характер, но иногда наблюдается асимметрия, сдвиг пареза в правую или левую половину лица.

Симптомы

Проявления псевдобульбарной дизартрии можно заметить уже в новорожденном периоде:

  • ребенок напряженно сосет грудь или бутылочку, ему с усилием даются сами движения;
  • возникает быстрая утомляемость во время кормления;
  • малышу свойственны частые поперхивания и срыгивания.

В дальнейшем формируется тихий неразборчивый лепет. Мимика вялая. Наблюдается резкая смена тонуса артикуляционной мускулатуры: от чрезмерного напряжения до полного расслабления. Развитие речи запаздывает.

Первые слова появляются после 2,5 лет и сопровождаются нарушением ритма дыхания. Ребенок разрывает фразы короткими вдохами, виной тому повышенный тонус мышц грудной клетки.

Малыш разговаривает чаше односложными или двусложными словами. Большинство звуков дается с напряжением, при этом простейшие рефлексы: зевание, плач, улыбка, облизывание губ выполняются легко.

Дисбаланс между произвольными и рефлекторными движениями – характерная черта псевдобульбарной дизартрии.

Диагностика псевдобульбарной дизартрии

Выявление патологии проходит в три этапа. Для начала собирается анамнез протекания беременности:

  • наличие раннего или позднего токсикоза;
  • перенесенные инфекционные заболевания;
  • осложнения в родах;
  • травмы.

Поскольку псевдобульбарная дизартрия всегда сопровождается органическими нарушениями, проводится диагностика работы головного мозга, нервной системы, мышечного ответа. Основные методы:

  • магнитно-резонансное обследование;
  • ЭЭГ;
  • Электронейромиография.

Ключевое значение имеет психолого-логопедическая характеристика. При псевдобульбарной дизартрии, в отличие от других форм, страдают именно осмысленные действия. На что обращает внимание логопед:

  • амплитуда движения языка, выполнение точных упражнений губами, достаточно длительное удерживание позиций;
  • устная речь: запас и сложность произносимых слов, ритмичность, интонация, правильность звукового ряда, дыхание при разговоре;
  • письменная речь.

Важную роль в диагностике играет дифференцирование псевдобульбарной дизартрии от других видов патологии.

Коррекция и лечение

Поскольку заболевание комплексное, лечение проводится параллельно в нескольких направлениях:

  1. Медицинские процедуры нацелены на борьбу с первопричиной. Из лекарственных препаратов применяются ноотропные средства. Они улучшают кровоснабжение мозга, доставку кислорода, активизируют биохимические процессы.

Заметный результат дает иглоукалывание и точечный массаж. В комплексе назначаются успокаивающие ванны, ароматерапия. Для улучшения общей моторики – лечебная гимнастика.

  1. Профессиональная коррекция подразумевает занятия с логопедом. С помощью артикуляционной гимнастики прорабатывается правильное произношение звуков, слогов, простых и сложных слов. Ребенок учится общаться выразительно, уместно ставить интонацию, пополняется словарный запас. Параллельно идет развитие мелкой моторики.

Положительный эффект дают как индивидуальные, так и групповые тренировки. В первом случае ребенок сосредоточен на правильности выполнения задания, отведенное время полностью используется на упражнения. При занятиях в группе основной фактор – общение и социализация, проведение совместной деятельности.

  1. Домашние тренировки направлены на закрепление полученных навыков. Они складываются из комплекса артикуляционной зарядки, которую необходимо проводить несколько раз в день, общей гимнастики, специального массажа мимических мышц.

Детям с дизартрией полезно общение с домашними животными, занятия творчеством, водными видами спорта.

Профилактика

Поскольку этиология заболевания в 80% случаев связана с нарушением внутриутробного развития, особое значение обретает здоровье и благополучие будущей мамы. Важно:

  • своевременно встать под наблюдение специалиста;
  • отказаться от вредных пристрастий еще на этапе планирования беременности;
  • избегать возможности заражения инфекциями любого характера.

Особое значение необходимо уделить патронажу детей с родовыми травмами и перенесенными нейроинфекциями. Чем раньше выявятся признаки дизартрии и своевременно окажется помощь, тем успешнее будет лечение.

Полное восстановление артикуляционной функции происходит при легкой степени поражения, нормализация речи и контролируемая моторика – при средней.

Псевдобульбарная дизартрия требует терпения родителей, желания самого ребенка и профессионализма ведущего лечение специалиста. Но заболевание не считается неизлечимым. Лишь тяжелая форма патологии не разрешает человеку жить полноценной жизнью.

В остальных случаях при систематических тренировках, возможно, добиться впечатляющих результатов.

https://www.youtube.com/watch?v=wj5WLmLLays

logoprav.ru

Лпсевдобульбарная дизартрия характеристикаогопедическая работа при псевдобульбарной дизартрии у детей

Неврологи и специалисты в сфере логопедии, при диагностике дисфункций речевого аппарата, вызванных разнообразными нейродегенеративными или неврологическими расстройствами, которые нарушают возможность голосового звукового воспроизведения, в первую очередь выделяют псевдобульбарную дизартрию.

Что такое псевдобульбарная дизартрия

Ложная или псевдобульбарная дизартрия — это заболевание, возникающее из-за поражения тех путей, которые помогают в соединении коры головного мозга с ядрами нервных стволов внутри черепа. Причем опасно как одностороннее поражение, так и двухстороннее. При возникновении ложной или псевдобульбарной дизартрии происходит паралич тканей, и характер заболевания может быть следующий:

  1. паретический;
  2. спазматический;
  3. или смешанный.

Как показывают практические обследования, совместно с таким видом дизартрии происходит гипотония мышц речевого аппарата, а также скелетных мускулов, и при этом есть опасность нарастания тонуса.

Характеристика заболевания

Характеристики недуга могут проявляться по-разному, все зависит от стадии, на которой находится дизартрия, и формы ее проявления.

Стадии

Интенсивность симптомов напрямую связана с тем, насколько сильно поражены волокна нервных окончаний кортикобульбарного тракта. Признаки могут по-разному проявляться при каждой степени тяжести.

  • 1 степень присваивается тяжелой стадии;
  • 2 степень – это средняя тяжесть;
  • 3 степень – это легкое проявление заболевания.

И если при диагностировании третья стадия расстройства сказывается только на артикуляции, изменяя ее, то при прогрессировании патологии и отсутствии лечения, через определённый отрезок времени, ситуация ухудшается и напрямую угрожает жизни человека. Осложнения проявляются не только в том, что больной не произносит звуки, а даже в том, что не может осуществить функцию глотания и человек теряет способность питаться самостоятельно.

Формы

В отечественной медицине выделяются следующие формы ложной (псевдобульбарной) дизартрии:

  1. спастическая форма;
  2. стертая;
  3. и описанные выше паретическая и смешанная формы.

Форму и стадию псевдобульбарной дизартрии, а также ее характеристику, может определить только специалист.

Причины появления

К ключевым причинам, которые ведут к появлению псевдобульбарной дизартрии, относится описанное выше поражение кортикобульбарного пути. Ведь именно по нему проходят сигналы от мотонейронов к следующим нервам:

  • тройничному;
  • подъязычному;
  • лицевому;
  • языкоглоточному.

Они располагаются в продолговатом мозге, а именно в бульбарном отделе.

То есть, когда повреждаются нервные волокна, то происходит это по следующим причинам:

  1. Васкулярный характер заболевания.
  2. Либо это связано с демиелинизацией волокон нервных, а точнее их оболочки.

К васкулярным причинам развития заболевания специалисты относят следующие:

  • мозговой двухсторонний инфаркт по типу инсульта ишемического;
  • дегенерация клетки, прогрессирующая из-за наследственной формы заболевания. Данный патогенез связан с мутированием гена Notch 3 на девятнадцатой хромосоме.

Признаки и симптомы заболевания

Для ранней диагностики рассматриваемого недуга важно уловить первые его признаки. К примеру, можно привести такую симптоматику, как:

  1. нарушение моторики в плане артикуляции;
  2. могут быть выявлены непроизвольные движения;
  3. ухудшается моторика по всему телу;
  4. у детей прослеживается слабая степень координации;
  5. затруднена мимика верхней части лицевых мышц;
  6. работа легких не дает сделать глубокий вдох.

Если родители наблюдают у ребенка такие проявления или сам человек начинает замечать у себя подобные странности, то это повод обращения за врачебной помощью.

Диагностика патологии

Обычно в оценке состояния пациента участвуют специалисты двух профилей:

  • невролог, который оценивает поврежденность нервных окончаний;
  • логопед, который оценивает возможности аппарата артикуляции.

На приеме у невролога проводится инструментальное обследование и собирается первичный анамнез. Также специалисты обращаются к тестам, и с помощью них определяют, насколько функционал нейронов, которые отвечают за движение, нормально работает. А также оценивается работа мускулатуры, помогающей в артикуляции.

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

К примеру, может быть проведен такой тест: доктор специальным шпателем касается разных частей речевого органа пациента, и ответная реакция человека расскажет о степени псевдобульбарной дизартрии.

После этого собирается биологический материал для того, чтобы провести лабораторные исследования, они включают в себя следующие действия:

  1. клинический и биохимический анализ крови;
  2. исследование жидкости из спинного мозга;
  3. при псевдобульбарной дизартрии у детей собирается также генетический материал.

В рамках инструментальной диагностики применяются все методы, которыми можно обнаружить тонкости расстройства. Для того чтобы выявить нервную работу и проводимость в отделах головного мозга, есть такие обследования, как:

  • электроэнцефалография;
  • МРТ и КТ;
  • а также для того, чтобы посмотреть на биоэлектрическую работу волокон мышц и их активность, проводится электромиография.

Такие процедуры позволяют увидеть, как проходит импульс от мотонейронов к нервным окончаниям, а оттуда – к необходимым мышцам.

Всеобъемлющее исследование помогает быстрее выявить причину заболевания и назначить лечение.

Лечение и профилактика

При псевдобульбарной дизартрии как и при подкоркрвой дизартрии наблюдаются значительные отклонения, и не заметить их довольно сложно, поэтому, если родители видят в поведении ребенка какой-то сдвиг, то это повод для срочного обращения к врачу. Причем если нет уверенности в том, какой специалист может помочь, лучше обратиться просто к терапевту, а там опытный диагност уже определит, к какому медицинскому работнику следует направить ребенка.

Ни в коем случае нельзя проводить собственное лечение, тем более медикаментозное. Только после назначения курса терапии можно начинать борьбу с патологией.

Обычный курс должен быть подкреплен логопедическим тренингами в домашних условиях; также можно проводить какие-нибудь процедуры из курса физиотерапии. И если у ребенка обнаружено такое заболевание, то ему необходима постоянная поддержка со стороны родственников.

Опытный врач обязательно снабдит родителей инструкциями о том, как нужно проводить дома лечение.

Обычно домашняя практика состоит из следующих процедур:

  1. массаж во время гимнастики;
  2. комплекс упражнений ЛФК;
  3. логоритмика;
  4. точечный массаж лицевых мышц.

Также ребенку с таким заболеванием полезно плавать в бассейне, но такое действие может быть разрешено только врачом.

К сожалению, при таком заболевании у детей слабеет зрение и нарушается координация. Они сильно отличаются от здоровых детей и могут стать объектом насмешек, поэтому взрослые должны оберегать ребенка от подобного обращения во избежание психологической травмы.

Логопедическая работа при псевдобульбарной дизартрии у детей проводится по следующему курсу:

  • комплекс мероприятий, способствующих нормализации мышечного тонуса;
  • коррекция и развитие мелкой, а также общей моторики;
  • развиваются мимические мышцы;
  • логопед помогает развить нормальное дыхание;
  • формируется грамотная фонетика.

Медикаментозное лечение назначает невролог, и курс препаратов рассчитывается, исходя из индивидуальных особенностей малыша. Такие препараты помогают с активизацией мозга головного и ЦНС.

Одновременно должно проводиться два вида лечения. Это необходимость, которая должна быть покреплена следующими процедурами:

  1. парафиновые аппликации;
  2. прогревание кварцевое;
  3. иглотерапия;
  4. электрофорез.

Так как среди основных причин развития такого заболевания находятся процессы воспаления, то профилактика и предотвращение состоит в том, чтобы внимательно следить за новорожденным, оберегая его от травм и инфекций.

Также женщина и во время беременности должна заботиться о плоде и его правильном развитии, и она обязана избегать ситуаций, которые могут повлечь развитие таких патологий.

blog.oratorskoeiskusstvo.com

Псевдобульбарная дизартрия - что это, как лечить

Псевдобульбарная дизартрия – это расстройство речи, связанное с нарушение иннервации артикуляционных мышц. Возникает из-за поражения кортико-бульбарных проводящих трактов.

При появлении патологии у человека наблюдается замедление речевой функции, нечленораздельность слов, малоподвижность лицевых мышц. Может измениться тембр и громкость голоса.

При возникновении первых симптомов понадобится обратиться к врачу для прохождения диагностики. По результатам обследований врач назначит правильное лечение, благодаря которому появится шанс улучшить самочувствие.

Содержание

  • 1. Причины
  • 2. Симптомы
  • 3. Методы диагностики
  • 4. Терапия

Причины

При псевдобульбарной дизартрии наблюдается поражение проводящих путей, которые соединяют ядра бульбарных нервов. Подобное состояние может возникнуть по разным причинам. Человеку следует рассмотреть наиболее распространённые провоцирующие факторы, из-за которых можно столкнуться с серьёзным заболеванием.

Основные причины:

  • Черепно-мозговые травмы. Из-за них нередко появляется дизартрия, при этом она наблюдается как у детей старше 1 года, так и у взрослых людей. Повреждение может появиться при сотрясении и ушибе головного мозга. Его сопровождают гематомы внутри мозга, а также размозжение церебрального вещества. Перечисленные изменения приводят к компрессии, а также к проблемам с кровоснабжением кортико-бульбарных трактов.

  • Дегенерации церебрального характера. Может наблюдаться прогрессирующий паралич либо лейкодистрофия. Проблемы с речью связаны с тем, что возникла дегенерация и гибель двигательных волокон, связывающих кору головного мозга и бульбарные ядра.
  • Цереброваскулярные расстройства. Проблемы с речевой функцией могут появиться при образовании тромба в головном мозге и при обширном ишемическом инсульте, имеющим двухсторонний характер. Псевдобульбарные расстройства будут прогрессировать в той ситуации, если у человека наблюдается хроническая мозговая ишемия, атеросклероз и ангиопатия.

  • Перинатальная патология. Это может быть гипоксия плода в период внутриутробного развития, сложные роды, внутриутробные инфекции и асфиксия новорожденного. Даже родовая травма приводит к повреждению структур головного мозга. Как итог, у ребёнка можно обнаружить первые симптомы псевдобульбарной дизартрии в течение 1 года жизни.
  • Нейроинфекции. Воспалительные изменения диффузного характера наблюдаются при нейросифилисе и энцефалите. Человек может столкнуться с тем, что болезнь приведёт к развитию дизартрии.
Вне зависимости от причины понадобится незамедлительно начать лечение, чтобы можно было улучшить своё самочувствие. Псевдобульбарная дизартрия значительно ухудшает качество жизни, по этой причине требует незамедлительного лечения. Лишь в этой ситуации будет возможность нормализовать состояние и восстановить речевую функцию.

Симптомы

При псевдобульбарной дизартрии у человека будут наблюдаться характерные признаки патологии. Нельзя однозначно сказать, с какими проявлениями придётся столкнуться. Всё зависит от того, насколько тяжёлая форма болезни у человека. Можно рассмотреть примерный перечень симптомов, при возникновении которых необходимо будет незамедлительно обратиться к медицинскому специалисту.

Признаки псевдобульбарной дизартрии:

  • Человек начинает гнусавить, то есть, он произносит звуки «в нос».
  • Наблюдается напряжение языка, его тяжело поворачивать в ротовой полости. При этом мышечная атрофия данного органа отсутствует.
  • Темп речи становится аномально медленным, произношение слов тихое и неотчётливое. Пациент разговаривает так, будто он пытается выдавить из себя слова.
  • Разговор монотонный, связано это с общей малоподвижностью гортанных мышц. Человек не имеет возможности изменять высоту тона, за счёт чего речь могла бы быть эмоциональной.
  • Для того чтобы полностью закрыть рот, необходимо приложить усилия. Из-за этого можно наблюдать повышенное слюноотделение.
  • Могут присутствовать неожиданные проявления аффектного поведения. Например, человек начинает резко смеяться или плакать.
  • Понижается или полностью пропадает возможность управлять мимическими мышцами в области лица. Допустим, улыбка может выглядеть как оскал.
  • Наблюдаются спазмы в голосовых связках. Это явление называется дисфонией.
  • Значительно повышаются глоточные и нижнечелюстные рефлексы.

При этом врачи выделяют несколько стадий заболевания, от которых зависит тяжесть патологии. При классификации болезнь делится на 3 основные формы: спастическую, паретическую и смешанную. При этом важно определить, на какой стадии находится патология. От этого будет зависеть дальнейшая схема лечения.

Степенипсевдобульбарной дизартрии:

  • Лёгкая. Грубые нарушения отсутствуют, при этом артикуляционные движения значительно замедлены. Они не отличаются точностью. Речь смазывается, при этом она остаётся понятной для окружающих людей. Естественная мимика лица у человека сохраняется.
  • Среднетяжёлая. У человека присутствует значительный дефект произношения слов, части речи нечленораздельны и непонятны для окружающих. Пациент может общаться в основном с близкими людьми. Только они могут понимать, что хочет сказать человек. Присутствует повышенное слюноотделение, проблемы с мимикой, нарушение жевательного и глотательного рефлекса.
  • Тяжёлая. Имеется полная анартрия. Человек не может разговаривать, его слова не понимают даже члены семьи. Лицо становится похожим на маску, рот постоянно открыт, а нижняя челюсть висит. У пациента начинает вытекать слюна, при этом язык неподвижно лежит в ротовой полости. Значительно ухудшены глотательные и жевательные рефлексы.

При диагностике врач обязательно определит форму и степень псевдобульбарной дизартрии. После этого можно будет определить конкретную схему лечения, которая поможет восстановить речь. Чем раньше начать терапию, тем больше вероятность улучшить самочувствие. Не стоит ждать, пока состояние здоровья значительно ухудшится, потому как важно максимально рано обратиться к доктору.

Методы диагностики

Для подтверждения псевдобульбарной дизартрии проводится ряд исследований, по итогам которых можно сделать вывод о самочувствии человека. В первую очередь медицинский специалист выслушает жалобы человека и проведёт зрительный осмотр. После этого специалист направит на определённые методы исследования, при помощи которых удастся подтвердить или опровергнуть диагноз.

Непосредственно понадобится пройти следующие процедуры:

  • Неврологический осмотр. Врач проведёт тестирование мимических движений и артикуляционной моторики. Определит степень ограничения мимики, присутствие псевдобульбарного синдрома. Врач проверит, имеется ли повышение нёбного и глоточного рефлексов. Понадобится выявить неврологический дефицит, а также установить локализацию патологического процесса.

  • Нейровизуализация. Чаще всего применяется магнитно-резонансная томография головного мозга. С её помощью удастся понять, имеется ли инсульт, воспалительный процесс в черепно-мозговой коробке, дегенеративные изменения. Получится выявить посттравматические повреждения и новообразования. При наличии показаний к МРТ выполняется КТ для головного мозга.
  • Исследование спинномозговой жидкости. Забор выполняется с помощью люмбальной пункции. Во время анализа можно выявить признаки нейроинфекции.

  • Логопедическое обследование. Медицинский специалист оценит состояние артикуляционных органов, проведёт тестирование устной и письменной речи.
  • Оценка мозговой гемодинамики. Она требуется, если подозревается цереброваскулярная недостаточность. По показаниям осуществляется УЗДГ, дуплексное сканирование, МРТ мозговых сосудов. Если определена проблема с церебральным кровотоком, тогда подобное состояние будет считаться фоновым. Оно не исключает наличия иных проблем со здоровьем.

  • При необходимости понадобится посетить педиатра, инфекциониста, генетика и травматолога. По результатам всех исследований удастся подтвердить или опровергнуть псевдобульбарную дизартрию. Если у человека выявят данное заболевание, тогда понадобится незамедлительно начать лечение для улучшения самочувствия. Только в этой ситуации будет возможность значительно улучшить состояние человека.

Бывают разные виды дизартрии: подкорковая, стертая, мозжечковая, корковая и др. Для постановки точного диагноза, обратитесь к врачу.

Терапия

Псевдобульбарная дизартрия лечится комплексными методами. В первую очередь необходимо будет устранить первопричину заболевания. Если имеются нейроинфекции, нужно будет провести антибактериальную и противовирусную терапию. При инсульте нужно позаботиться об улучшении кровообращения и о предотвращении повторного возникновения тромбов.

Пациенту с псевдобульбарной дизартрией понадобится ходить на логопедические занятия. При помощи специального массажа удастся устранить гипертонус мышц. Понадобится артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения. Важно сделать речь плавной и эмоционально выразительной. При лёгких формах патологии удастся полностью восстановить речевую функцию.

Восстановительная терапия нужна в качестве реабилитации. Человеку рекомендована лечебная физкультура, массаж, компьютерные тренажёры, психологическое консультирование. Врач пропишет человеку препараты для улучшения состояния. Понадобится применять ноотропные средства, витамины группы B, а также нейропротекторы. При регулярном применении лекарственных средств удаётся добиться положительного результата.

Прогноз напрямую зависит от того, по какой причине появилось расстройство речевой функции. При ранней и правильной терапии удаётся полностью устранить имеющийся дефект. Неблагоприятный прогноз можно сделать при прогрессирующих дегенеративных болезнях центральной нервной системы. Людям важно предупреждать возникновение патологий, из-за которых прогрессирует псевдобульбарная дизартрия. В этом случае меньше вероятность столкнуться с нарушением речи.

Псевдобульбарная дизартрия: характеристика, симптомы и причины Ссылка на основную публикацию

nevrology.net


Смотрите также

Объявление

Если у Вас есть ещё какие-либо интересные материалы (тексты, фото, видео, аудио), связанные с творческой жизнью Людмилы Тумановой, поделитесь ими со всеми нами, её многочисленными поклонниками.

Обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону: 8-922-56-101-83