Ludmila Tumanova

Ребенку 1 месяц что он должен уметь делать


Что должен уметь ребенок в 1 месяц? 10 главных навыков мальчиков и девочек, видео

Последнее обновление статьи: 25.03.2018 г.

Кажется, ещё вчера вы только вернулись из роддома. Счастливые, уставшие. И немного растерянные. В первую очередь это касается родителей первенцев. Что теперь делать с ребёнком? Многому надо научиться. Освоиться к жизни с маленьким требовательным человечком.

Но первый месяц жизни малыша проходит быстро. В повседневных хлопотах и заботах, в привыкании, в познании ребёнком окружающего мира. Родители за прошедший месяц поднаторели в навыках ухода за новорождённым и чувствуют себя более уверенно.

Ребёнок в 1 месяц

Один месяц жизни для грудничка – целая веха. Малыш набирает в весе около 700 граммов, вырастает на несколько сантиметров. Увеличиваются в объёме голова и грудь. И как рост ребёнка не стоит на месте, так и развитие шагает семимильными шагами. За это время младенец успевает приобрести определённые навыки и умения.

Под действием информации от органов чувств, эмоций, впечатлений от окружающего мира не перестаёт развиваться нервная система. И, прежде всего, головной мозг. Именно это обеспечивает развитие моторных функций организма. Ребёнок начинает учиться управлять движениями частей своего тела. В первую очередь, взглядом.

Фиксация в определенной позе тела или его частей свидетельствует о развитии статики. Самый первый её признак у грудничка – попытка удержать головку.

Адекватные реакции малыша на раздражающие факторы отражаются в условно-рефлекторной деятельности. Когда ребёнок голоден, выражает недовольство криком. Поел – успокоился. К концу первого месяца жизни ответные действия становятся сложнее.

Младенец рассматривает лицо матери, трогает грудь, начинает улыбаться. При виде близкого человека оживлённее перебирает в воздухе ручками и ножками. Так формируются условные рефлексы.

Изменяется и поза ребёнка. У здорового новорождённого тело находится в состоянии физиологичного гипертонуса. Руки и ноги согнуты в суставах. Кулачки сжаты и прижаты к груди. Бедра слегка разведены.

Эта поза не меняется даже во время сна. Движения дрожащие, хаотичные. И физиологический тремор, и физиологический гипертонус начинают угасать после первого месяца жизни.

Что умеет ребёнок в 1 месяц?

  1. Месячный ребёнок уже должен начать держать головку. Лучше всего это заметно, когда грудничок лежит на животе. Голова не утыкается в пеленку, как у новорождённого. Малыш будет её какое-то время удерживать на весу.
  2. Начинает узнавать маму, вступать с ней в зрительный контакт.
  3. Фиксирует взгляд. Сначала это буквально секунда. Затем с каждым днём ребёнок всё дольше и дольше может фокусироваться на неподвижном предмете. К концу первого месяца жизни дети не только фиксируют взгляд, но и следят глазами за движущимися предметами. Обычно это яркая погремушка.
  4. В речи начинают появляться новые звуки. Они бывают гортанными или похожими на бульканье. Это не привычное младенческое «уаа» монотонного характера. Это первые осознанные звуки, зачатки речи, начало гуления.
  5. Младенец начинает прислушиваться к речи, звукам окружающего мира. На протяжении прошедшего месяца малыш то пугался резких звуков, то, наоборот, успокаивался. К концу месяца он уже более осознанно реагирует, различает интонации. Успокаивается при звуках голоса родителей и может испугаться незнакомого тембра.
  6. Первая улыбка. Родители и раньше видели улыбку новорождённого. Во время сна. Уголки губ подрагивали, складываясь в умилительное выражение лица. Но в месяц малыш впервые может улыбнуться осознанно, в ответ на улыбку мамы или папы.
  7. Реагирует на прикосновения близкого человека. Так, мама способна успокоить малыша, взяв его на руки. Оказавшись в объятиях незнакомца, младенец, скорее всего, среагирует негативно.
  8. Формирование внутренних часов. Начинает вырисовываться некий свой режим дня. Некоторые младенцы ждут кормлений в привычное время. В определённое время бодрствуют и спят.
  9. Рефлексы. Рефлексы новорожденных не угасли. При врачебном осмотре ребёнок должен их чётко продемонстрировать.
  10. С исчезновением физиологического гипертонуса поза ребёнка становится более расслабленной.

Это основное, что должны уметь делать дети в возрасте одного месяца.

Для создания оптимальных условий развития навыков и умений нужно приложить определённые усилия:

  • благоприятная обстановка.

Малыш воспринимает окружающий мир, впитывая впечатления и эмоции, как губка. И не только свои, но и родителей. Спокойная атмосфера в доме, размеренные разговоры, улыбки близких. В таких условиях у ребёнка формируется базовое чувство безопасности и доверия к окружающему миру.

Малышу это жизненно необходимо. В условиях дефицита внимания формируются тревожные наклонности, развиваются фобии.

Ребёнок растёт капризным, страдает сон и аппетит. Достаточный же контакт способствует развитию органов чувств и, как следствие, нервной системы.

В идеале такие процедуры проводятся ежедневно перед вечерним купанием. Способствуют нормализации мышечного тонуса, благоприятно действуют на кровообращение.

В возрасте одного месяца выбор ограничен. Самая главная из игр – погремушка. Яркий цвет привлекает внимание, фокусирует взгляд. Звук заставляет пытаться крутить головой, что развивает шейные мышцы.

Попытка захватить игрушку рукой запускает целую цепочку реакций в нервной системе малыша, заставляя согласованно работать мозг и мышцы конечностей.

Целый развивающий комплекс. Во время кормления стимулируются все органы чувств. С молоком поступают факторы роста и развития, наличие которых благоприятно сказывается, в первую очередь, на созревании структур головного мозга.

  • регулярно посещайте доктора. Если есть какие-либо отклонения в развитии, педиатр их заметит и примет необходимые меры.

Родителям важно знать, что рост и развитие ребёнка сугубо индивидуальны.  Этот перечень – не обязательная цель, а лишь ориентир.

Оценка статьи:

(4 оценок, среднее: 4,00 из 5) Загрузка...

kroha.info

Что должен уметь новорожденный ребенок в 1 месяц: критерии развития малыша

Каждому родителю нужно знать, какие умения должен приобрести его ребенок к концу своего первого месяца жизни, чтобы суметь заложить основу для физического и психического здоровья малыша. Молодой маме кажется, что ее ребенок первые дни после рождения все время ест и спит, однако у него уже есть определенные навыки, которые необходимо развивать. Делать это лучше с помощью специальных упражнений, а заниматься можно в короткие промежутки активности между сном и кормлением новорожденного.

ИНТЕРЕСНО: сколько спит здоровый новорожденный в 1 месяц? Малыш в 1 месяц еще не слишком активен, он только начинает адаптироваться к окружающему миру. Тем не менее, мамина забота и ее коммуникации с крохой очень важны для его развития

Что же должен уметь малыш в 1 месяц?

Приспосабливаться к новым условиям жизни малыш может с помощью врожденных рефлексов. Какие-то из них исчезают уже через 1-2 месяца, а есть и такие, которые, преобразуясь в условные (приобретенные), остаются до конца жизни. Итак, что умеет ребенок уже в первый месяц своей жизни? Неонатологи (специалисты по развитию и здоровью новорожденных) выделяют 8 главных рефлексов, которые можно считать показателями развития грудничков. Это следующие рефлексы:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: рекомендованный режим дня для ребенка на 2 месяца жизни
  • Хватательный: если поглаживать крошечную ладонь малыша или просто прикоснуться к ней пальцем, малыш крепко его сожмет. Вы сами удивитесь, как крепко он будет сжимать ваш палец.
  • Рефлекс поиска: если слегка затронуть любую щечку новорожденного, он тут же повернет головку в эту сторону. Так природный инстинкт помогает грудничку отыскивать источник пищи – мамину грудь или бутылочку с детским питанием.
  • Сосательный: когда кончиком пальца обводят вокруг ротика малыша, он совершает ртом сосательные движения. Этот рефлекс тоже отвечает за поиск пищи.
  • Рефлекс Моро: если 1 раз ударить по поверхности, где лежит ребенок, на 20-25 сантиметров дальше его головы, младенец разведет в стороны ручки, разогнув пальцы, а потом вернет их в первоначальное положение.
  • Рефлекс Бабинского: поглаживая свод стопы с внешнего края, вы заметите, как пальчики ног младенца расходятся, а вся стопа отводится в сторону.
  • Рефлекс Бабкина: к концу 1 месяца жизни малыш должен уверенно поворачивать головку и открывать ротик, если надавливать на бугор ладони под большим пальчиком ручки.
  • Ползание: когда ребенка кладут на живот и прикасаются к его стопам, он будет стараться отталкиваться от ладони взрослого.
  • Автоматическая ходьба: поддерживая ребенка в районе подмышек, опускайте его так, чтобы ступни коснулись твердой горизонтальной поверхности – маленький человечек будет выполнять движения, напоминающие ходьбу.

Особенности физического развития новорожденного

Новорожденным ребенка считают во время 1 месяца его жизни. Появившись на свет, совершив свой первый крик, малыш приспосабливается к жизни вне маминого животика. Он адаптируется к новым условиям и это влечет за собой изменение параметров физического развития. Кардинальным образом изменяется система кровообращения ребенка: те кровяные тельца, которые снабжали кислородом и питанием плод во время беременности, уже разрушились.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: каким должно быть поведение новорожденного в первый месяц?

У грудничка формируется свой иммунитет, ведь родился он абсолютно стерильным. В “рабочем” режиме начинает функционировать эндокринная система, совершенствуется система пищеварения ребенка, и именно в этот период у грудничка могут возникнуть колики, потому что его кишечник адаптируется к самостоятельной работе.

Сводная таблица основных навыков

Сфера развитияЧто происходит?
ДвиженияРучки и ножки согнуты в суставах, двигаются непроизвольно и нескоординированно - мышечный тонус повышен. Все действия контролируются безусловными рефлексами.
ЗрениеК 10 дню кроха удерживает в поле зрения движущиеся объекты. Может следить за предметом (игрушкой) на расстоянии около 30 см, но лишь в одну сторону. К 20 дню удерживает в поле зрения неподвижные объекты (лицо взрослого) уже до 5-10 секунд.
СлухК 10 дню вздрагивает и моргает при резких звуках (хлопок, удар по столу) на расстоянии около 30 см. Может сосредотачиваться на звуках и голосе до 10 секунд.
СенсорикаРазличает соленый, сладкий и кислый вкус. Реагирует на резкие запахи плачем и гримасками.
РечьГолосовой аппарат проходит подготовку звонкими криками, кряхтением, причмокиванием.
ИнтеллектНачалось сенсорное развитие крохи (чувственно-двигательное). Сейчас он отрабатывает данные ему с рождения навыки: сосание, реагирование на звуки, световые раздражители, температуру. Вырабатываются первые условные (не врожденные) рефлексы.
– Кажется, что я абсолютно беспомощный, но я уже многое могу!

Психомоторное развитие ребенка

Психологи считают, что новорожденный к концу 1 месяца своей жизни умеет уже много. Неопытные же родители не всегда могут оценить новые достижения своего малыша. Когда он улыбается или приподнимает головку, они воспринимают это как должное (рекомендуем прочитать: когда и почему новорожденный начинает улыбаться?). При этом каждому родителю нужно знать, что уже умеет месячный ребенок:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: о ребенке в 1 месяц – психология, физиология, уход
  • Он умеет различать голоса своих и чужих людей, а из них выделять именно мамин голос и активно реагировать на его звук.
  • У младенца развито зрение. Он может сфокусировать свой взгляд на отдельном предмете и следить за его движением. Также ребенок начинает различать яркие или контрастные цвета.
  • Общее физическое состояние младенца еще слабое, однако двигательная активность – обязательная часть его жизни. Одним из главных движений становится следующее: малыш, лежа на животике, пытается приподнять головку, чтобы поворачивать ее в разные стороны.

Когда у малыша начинается дневное бодрствование, обязательно с ним разговаривайте. Установите первый зрительный контакт, и младенец почувствует себя в безопасности. При смене подгузника или пеленании следите за состоянием своих рук: они должны быть сухими и теплыми. Можно смягчить ладони, втирая крем, потому что у детей первого месяца жизни очень нежная и восприимчивая к различным раздражителям кожа, вызывающая у них тактильную чувствительность.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как развивать грудного ребенка в 1 месяц?

Психоэмоциональное состояние ребенка

Малыш всегда ощущает эмоциональное состояние своей мамы на уровне интуиции: если она спокойна, он тоже спокоен. Когда он чувствует мамино раздражение, то сразу издает бунтующий крик. По сути, малыш – зеркало маминых эмоций: она улыбнется, и он тоже, мама покажет язык, и малыш повторит за ней. На втором месяце жизни к эмоциям младенца подключаются звуковые сигналы. Если с ребенком постоянно общаться, он уже на 2 месяце начинает “агукать”, то есть издавать звуки, имитирующие речь человека. Они пока бессмысленны, но это самые верные индикаторы нормально развивающегося малыша – так можно вести целые “беседы”.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь ребенок-мальчик в 2 месяца: таблица

Для малыша в 1 месяц важнее всего безопасность: небольшие ссоры, другие неприятные эмоции могут негативно сказаться на психике ребенка. Спокойная обстановка, доброжелательная атмосфера, близкое окружение и родные лица лучше всего способствуют хорошему самочувствию младенца.

Настроение и эмоции малыша в этом возрасте сильно зависят от мамы, ее собственного состояния. Детские врачи настоятельно советуют не ругаться в присутствии младенца, не обсуждать при нем неприятные вещи – кроха все это чувствуетЧИТАЕМ ТАКЖЕ: каких врачей проходят новорожденные в месяц?

Как помочь новорожденному освоить важные навыки

По мнению педиатров, с самого рождения ребенка нужно уделять его развитию и воспитанию огромное значение. Как можно помочь ему совершить больше открытий? Список рекомендаций выглядит так:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: каким должно быть развитие ребенка по неделям после рождения?
  • В доме, где растет новорожденный, постоянно должна быть благоприятная атмосфера. Выделите для него дальнюю комнату, чтобы туда не доносились посторонние звуки: шум телевизора, лай собаки, автомобильные гудки. Резкие звуки могут только напугать малыша. У вас должна быть таблица кормлений, чтобы лишний раз не нервировать грудничка.
  • Чтобы поддержать тактильную чувствительность малыша в первые полтора месяца, взрослые должны правильно прикасаться к младенцу. Контакт может быть комфортным и для грудничка, и для родителей, поэтому никаких холодных рук и сквозняков.
  • Чтобы развивать слух и речь младенца, почаще рассказывайте ему сказки, потешки, простейшие стишки, напевайте красивые мелодии. В этом случае малыш будет вступать в “диалог”, начнет улыбаться и станет активно произносить различные звуки. Разговаривая со своим ребенком, старайтесь всегда находиться только в хорошем настроении.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как развивать ребенка с рождения и по месяцам жизни?

Теперь вы точно знаете, что сможет сделать новорожденный уже в 1 месяц, и заниматься с ним будет вовсе не трудно. Выполняя эти нехитрые рекомендации, вы сможете помочь вашей доченьке или сыночку адаптироваться к новому окружению. Как родители вы способствуете приобретению важнейших знаний – именно об этом постоянно твердит с экрана телевизора известный ведущий доктор Комаровский.

vseprorebenka.ru

Что должен уметь ребенок в 1 месяц: ключевые навыки

Период новорожденности длится ровно 28 дней, за это время организм малыша адаптируется к условиям внеутробной жизни. Особую значимость в этот период обретают рефлексы ребенка. Подобное объясняется тем, что новорожденный не имеет пока еще множества навыков и о нем заботится сама природа. Родителям важно знать, что ребенок в возрасте 1 месяца должен уметь, чтобы заметить патологию, выявить причины и обеспечить своевременную коррекцию развития.

Рефлексы новорожденного

Существует 2 вида рефлексов, и их следует различать:

  1. Безусловные — преобладают у новорожденного, так как заложены природой «по умолчанию». С течением времени некоторые из них исчезают, а им на смену приходят другие, называемые условными. На всю жизнь остаются глотательный, роговичный (смыкание век при касании роговицы) и сухожильный (при постукивании по сухожилию мышцы сокращаются).
  2. Условные представляют собой результат созревания мозга и развития грудничка.

Безусловные рефлексы необходимы новорожденному для приспособления к новым условиям жизни вне материнского организма. Именно по ним судят о том, насколько развита нервная система, ослабление или отсутствие некоторых реакций — сигнал для врача о неблагополучии. Полное отсутствие рефлексов — серьезный повод для немедленной реанимации ребенка.

Функции безусловных рефлексов:

  • защитная;
  • для замены условными в более старшем возрасте;
  • обеспечение нормальной жизни малыша во внешней среде (спинальный, глотательный, сосательный, дыхательный).

Безусловные рефлексы начинают угасать, когда ребенку исполняется третья-четвертая неделя, при этом движения становятся менее импульсивными и более целенаправленными.

Фиксирование и перемещение взгляда

Новорожденный близорук, лучше всего он видит лица и предметы на расстоянии 20—25 сантиметров, если расстояние больше, то объекты выглядят для него размытыми. При этом рассматривать склонившиеся над кроваткой человеческие лица малышу первого месяца жизни нравится гораздо больше, чем неодушевленные предметы.

Глаза малышей в этом возрасте особенно чувствительны к яркому свету, потому они их охотнее открывают при слабом освещении.

На ярком, движущемся предмете младенец начинает фиксировать взгляд в возрасте 2—3 недель. Глазки у ребенка могут слегка косить, он их может закатывать, в первый месяц жизни это является нормальным, так как происходит настройка органов зрения. Со временем мышцы глазных яблок становятся крепче. Обратиться к врачу по поводу косоглазия целесообразно, если оно не прошло к третьему месяцу.

Совет Давайте малышу рассматривать человеческие лица, движения, яркие цвета, контрастные узоры — это новорожденным нравится больше всего. Черно-белые изображения и игрушки заинтересуют ребенка на более продолжительное время, нежели фотографии, картинки или предметы с большим количеством похожих цветов.

В возрасте 1 месяца малыш уже должен уметь фиксировать взгляд на погремушке и провожать ее глазками влево или вправо на расстояние до 45 градусов. Чтобы проверить этот навык, положите ребенка на спину и поместите игрушку в 15—20 сантиметрах от его лица. Подождите, пока малыш зафиксирует взгляд на предмете, после чего медленно перемещайте игрушку вправо и влево.

Слух

У новорожденных слух не очень развит, но, если ребенку 1 месяц, он уже начинает поворачивать голову в ту сторону, откуда слышна человеческая речь. Малышу нравятся голоса родных, которые он слышал, еще находясь в утробе, причем предпочтение отдается высоким тональностям.

Ближе к концу первого месяца ребенок реагирует не только на резкие и громкие звуки, он начинает прислушиваться к сигналам автомобилей за окном, шуму воды, тиканью часов.

Обоняние и вкус

Дети в возрасте до одного месяца ощущают запах и вкус, они предпочитают сладкое горькому. Новорожденный будет сосать из бутылочки подслащенную воду, но если дать ему что-то с кислым или горьким вкусом — он отвернется и заплачет.

Подобной будет реакция и на неприятные для ребенка запахи — он попытается отвернуться от его источника.

Совет Имеются сведения о том, что если мама ест чеснок, лук или пряности,  то молоко изменяет вкус и ребенок может отказаться от груди. Это происходит при употреблении большого количества пряностей.

Развитие памяти

У новорожденных детей в тканях мозга имеется огромное число нейронов, многие из которых отмирают с течением времени. Объем мозга уменьшается до трехлетнего возраста из-за того, что нейроны не участвуют в процессе умственной деятельности в этот период.

Многие специалисты уверены, что если нейроны нагрузить работой, то они останутся действующими. Включить их в работу помогут простые, но эффективные способы. Должна быть создана богатая впечатлениями среда, окружающая малыша. Ощущения, действия, цвета и звуки, которые будет замечать младенец, окажут стимулирующее действие на деятельность мозга, что благоприятно отразится на формировании памяти и интеллекта.

Память у ребенка развивается в несколько этапов:

  1. С 12 недели, находясь внутри утробы мамы, плод слышит и различает звуки.
  2. В первую неделю новорожденный привыкает к режиму дня, начинает узнавать запахи и звуки, предшествующие кормлению, например, запах молока, шум воды или стук ложки по горлышку бутылочки.
  3. Месячный малыш выучивает голоса мамы, папы и других членов семьи.

Поворачивание головы

Когда здоровый малыш лежит на животе он поворачивает голову вбок. Если источник света находится только с одной стороны, то преимущественно в его сторону. Он даже в состоянии приподнять на мгновение головку в таком положении. При сильном рывке голова может удерживаться на средней линии в течение 1—2 секунд. Угол между кроваткой и лицом при этом составляет приблизительно 20—30 градусов.

К концу первого месяца жизни ребенок уже в состоянии высоко держать голову, лежа на животе, как минимум три секунды.

В положении лежа на спине голова новорожденного в основном находится в среднем положении, ребенок поворачивает ее вправо или влево. При этом положение головы асимметрично. К концу первого месяца жизни голова больше не поворачивается из среднего положения в стороны и все чаще как минимум на десять секунд остается посередине.

Первые «агу»

К концу первого месяца ребенок в положении лежа на спине с немного приоткрытым ротиком издает звуки, похожие на что-то среднее между «э» и «а». Время от времени эти звуки соединяются с «х» и «г», в результате чего получается «хэ-е», «гэ-е» либо «эхе-е», «эге-е».

Важнейший процесс формирования речи — агуканье. Специально обучить ребенка гулению невозможно, но использование определенных приемов позволит помочь грудничку быстрее начать общение с миром вокруг:

  1. С ребенком нужно постоянно, мягко и ласково разговаривать. Речь не должна сопровождаться резкими эмоциональными всплесками, это должно быть описание и объяснение ваших действий.
  2. Следует повторять за ребенком произнесенные им звуки и добавлять новые, простые. Груднички практически всегда пытаются повторить, произнесенное взрослым. Между мамой и ребенком должен установиться диалог «агу», сопровождающийся улыбкой.
  3. На ладошках малыша находятся акупунктурные точки, которые связаны с участками мозга, отвечающими за развитие речи, поэтому необходимо нежно массировать и поглаживать их. Кроме того, пальчиковые игры в сочетании с массажем ладошек способствуют развитию мелкой моторики и речи.

Если малыш не начал «агукать» к концу первого месяца, волноваться не стоит, так как у каждого ребенка индивидуальный темп развития. Некоторые дети в возрасте трех недель пытаются сказать первое «агу», другие, молчуны от природы, обрадуют родителей звуками в возрасте старше одного месяца.

Случается, что грудничок стал агукать, а потом замолчал. Подобное может быть связано с тем, что он готовится освоить новые речевые навыки. Гуление вернется через некоторое время и будет дополнено смехом в голос, визжанием, пищанием. В некоторых случаях прекращение агуканья происходит по причине стресса или плохого самочувствия малыша.

К педиатру целесообразно обратиться, если ребенку исполнилось 3 месяца, а он до сих пор молчит – не агукает и не гулит, в первую очередь рекомендуется проверить слух ребенка.

Плач — единственный способ общения

Новорожденный кричит во все горло в любом положении, если чувствует боль, голод, холод. Крик при этом имеет характер носового и «сдавленного». Малыш должен успокоиться, когда мама берет его на руки, так как ощущает контакт с теплой кожей. Плач прекращается в этом случае, если его причина не голод и не боль.

К концу первого месяца жизни младенец при виде заговаривающего с ним человека, тотчас на мгновение прекращает двигаться. Это естественная реакция на человеческое лицо.

Совет Чтобы малыш гармонично развивался сразу после рождения и в первые несколько месяцев, следует незамедлительно реагировать на его плач. Дети в таком возрасте еще не капризничают и начинают плакать, только если чувствуют дискомфорт или боль.

Что умеет малыш к одному месяцу

Когда ребенку исполняется 1 месяц, в норме у него появляются следующие умения:

  1. Поворачивает голову в ту сторону, откуда доносятся звуки и голоса родителей. Если слышит резкий громкий звук, то замирает, начинает часто моргать и может заплакать.
  2. Плачем сообщает о необходимости смены пеленок, дискомфорте, голоде или желании, чтобы его взяли на руки. Как только желание удовлетворено, грудничок перестает плакать.
  3. Голос и прикосновения родителей действуют на младенца успокаивающе.
  4. Смотрит на человеческие лица и следит за их выражением. Может улыбаться в ответ на разговор взрослого.
  5. Появляется «агуканье». Первые звуки, которые начинает издавать младенец, похожи на «гы», «га», «гу», потому его «речь» и получила такое название.
  6. К концу первого месяца жизни малыш, лежа на животе, может поднять голову и удерживать ее примерно три-пять секунд.

Совет Важно незамедлительно реагировать на плач месячного малыша, однако не следует сразу хватать его на руки. Проверьте, что может беспокоить малыша и причинять ему дискомфорт. И убедившись, что малыш не мокрый, не замерз или ему не жарко, что он не голоден, поговорите с ребенком успокаивающе, погладьте по спинке, ручкам, голове, покажите любимую игрушку.

Рекомендации по правильному уходу и физическому развитию

Чтобы развитие ребенка в 1 месяц было нормальным и гармоничным, ему требуется соответствующий уход, который предполагает:

  1. Тщательную обработку пуповины: покраснений и припухлостей в этом месте быть не должно. Ближе ко второй неделе пупок окончательно заживает.
  2. Роднички нужно мыть при каждом купании. Маленький родничок исчезнет к трехмесячному возрасту, большой — к полутора годам (18 месяцам).
  3. Если во время плача появляются выпячивания в районе пупка, паха или мошонки (у мальчиков), то это указывает на грыжу. Необходимо обратиться к хирургу. Скорее всего, он пропишет регулярный (5–10 раз в день) массаж (круговые движения ладонью по часовой стрелке). В более серьезных случаях наклеивают пластырь с «корсетом».
  4. Для укрепления мышц и для обеспечения полноценного физического развития ребенку необходим десятиминутный массаж как минимум через 30 минут после кормления. Процедура заключается в поглаживании всего тела грудничка теплыми руками.
  5. Кал и моча могут спровоцировать возникновение покраснений на коже. По этой причине нужно тщательно следить за кожными покровами, подбирать мягкие подгузники, регулярно их менять, дополнять уход детским кремом. Летом желательно заменить подгузники на марлевые или вовсе от них отказаться, вместо протирания влажной салфеткой ополаскивать теплой кипяченой водой (в идеале) либо проточной, под краном.
  6. Девочек следует подмывать исключительно спереди назад, делать это необходимо после каждой смены пеленок или подгузника. Для мальчиков направление подмывания не имеет такого значения. Купать новорожденных необходимо каждый день.

Текст

razvivashka.online

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Первый месяц жизни для маленького человечка очень важный этап. Он считается одним из сложных не только в педиатрии, но и для родителей. Потому новоиспеченные мамы и папы часто задаются вопросом, что должен уметь ребенок в 1 месяц? Особых навыков у малыша не наблюдается, но этот период не повод упускать занятия и учитывать много важных моментов.

В первые четыре недели у ребенка происходит психомоторное, эмоциональное и физическое развитие. Все эти элементы пока находятся на примитивном уровне. В течение 1 месяца после рождения необходимо соблюдать не только режим дня, но и правила гигиены, а также совокупность других действий.

Физиологические особенности новорожденного

Изначально, человек рождается с целым комплексом условных рефлексов, которые забываются им к концу первого года жизни. Новорожденный ребенок в первый месяц адаптируется к окружающей среде. Особенно этот момент важен в первые четыре дня.

Однако сразу же после рождения он хаотично, но активно двигает конечностями. В спокойном состоянии его ручки находятся в согнутом положении и прижаты к телу. При этом ладошки сжаты в кулачок. Когда малыш спит, то ладошки разжимаются. Ножки же разведены и постоянно подтягиваются к животику. У него еще свежи воспоминания нахождения в утробе.

При положении лежа на спине, его голова повернута либо вправо, либо влево. Держать головку ровно он научится только ко второму месяцу жизни, и то ненадолго, всего лишь секунд на десять. У малыша присутствует рефлекс. Если взять его за голову, то ножки попеременно начинают двигаться. Физическое развитие обусловлено прибавлением веса в первый месяц и роста. Существуют усредненные показатели.

Девочки:

Вес – 3,6 -4,5 килограмм. Рост – 50 – 56 сантиметров.

Мальчики:

Вес – 3,6 – 5 килограмм. Рост – 51 – 56,5 сантиметров.

Нет повода для беспокойства, если ребенок не добрал в весе и росте. Здесь играют большую роль гены. Если малыш имеет невысоких родителей, то и его рост будет средним или ниже того.

В среднем ляльки в этот месяц прибавляют по 100-150 грамм в неделю. Однако в первую неделю они могут потерять до 10 процентов своего веса, из организма уходит жидкость. Ее потеря восстанавливается маминым молоком. Ко второму месяцу его вес увеличить от 400 до 600 грамм.

Адаптационный период также обусловлен своеобразной перестройкой внутренних органов на стандартный режим. Будучи в утробе, малыш получал все необходимое через плаценту. В течение нескольких дней кровяные тельца, «внутриутробные снабженцы» постепенно разрушаются. Видоизменению подвергается и желудочно-кишечный тракт. Потому нередко у них случаются колики.

В первые два дня малыши получают прививки. Вакцинацию повторяют по намеченному, утвержденному  плану.

Психомоторные навыки

Психомоторные навыки ребенка в 1 месяц  выражены в реакциях. Существует семь основных, естественных рефлекса:

  • Поисковый. Прикасаясь к уголку рта малыша не трудно заметить, как он, буквально моментально, начинает кривить губки и поворачивать голову в поисках маминой груди. Если продолжить тревожить ротик более глубоко, то малыш выразит недовольство и будет пытаться увернуться.
  • Если провести по губам пустышкой или пальцем, то тем самым пробудится сосательный рефлекс, функционирующий и как добыча пропитания, и как успокоительное. Данный рефлекс сохраняется на протяжении первого года жизни.
  • Хватательный рефлекс. Положив пальцы в ладошку, можно почувствовать, как ребенок крепко схватится за них и крепко сожмет ладошки.
  • Если надавить на серединку ладошки, то сработает ладонно-ротовой рефлекс. Малыш приоткрывает ротик.
  • Защита, как способ выжить. Если положить грудничка на животик, то он автоматически повернет голову на бок. Ребенку в здоровом состоянии, ночью не страшно спать на животе, он не задохнется.
  • Имитация ходьбы. Проверить данный рефлекс можно, взяв ребенка на руки. При этом его стопы должны слегка качаться твердой поверхности. Он начнет попеременно двигать ногами, напоминая ходьбу. Нужно обратить внимание на то, что ноги должны чередоваться. Если малыш выполняет такие движения только одной ножкой, то следует проконсультироваться с педиатром.
  • Несмотря на то что малыши начинают ползать значительно позже, и то не все, рефлекс этот врожденный. Выложив кроху на животик и прикоснувшись к его стопам, можно увидеть, как он пытается ползти.

Примерно, с третьей недели грудничок пытается копировать мамину мимику. На уровне интуиции новорожденный хорошо чувствует эмоциональное состояние мамы и папы. Если они раздражены, то и кроха начнет капризничать.

У него также развиты органы чувств, осязание, обоняние вкусовые рецепторы. Он безошибочно распознает маму по запаху и откликается на любое прикосновение. Именно эти рецепторы работаю в совершенстве в первый месяц жизни. Специалисты предполагают, что вкусовые рецепторы развиваются еще внутри утробы.

Чуть хуже у малыша развиты органы зрения и слуха. Зрение развивается постепенно, а на первых порах он видит все только в черно-белом цвете. Затем, он начинает отличать красный и желтый цвет. За то он способен разглядеть полоски как вертикальные, так и горизонтальные и клетку. Основные цвета он научится различать только к пяти месяцам.

Что он еще умеет делать? Находить источник звука даже, если он один в комнате. Он безошибочно сможет отличить мамин голос от других. Ребенку с первых дней нужно ставить разнообразную музыку, читать сказки, петь песенки, учитывая, что малыши этого возраста предпочитают высокие тона. Особенно выручают мам аудиокниги с детскими сказками, когда имеются неотложные дела, а ребенок находится один в своей кроватке.

Насколько развиты эмоции?

У месячного малыша довольно скудный набор эмоций. Осознанно улыбаться он научится только ко второму месяцу. Его взаимодействие с окружающим происходит при помощи передачи звуков, двигательной активности, гримас. По сути, это коммуникативные навыки, характерные для ребенка в 1 месяц развития:

  1. Грудничок умеет кричать, стоит ему лишь остаться одному или проголодаться, замерзнуть. Крик также может означать боль или образование коликов из-за еще несовершенной работы кишечника.
  2. Что еще будет делать ребенок, если испытывает дискомфорт? Кряхтеть, сопеть, похрюкивая. Обусловлена такая реакция суженными носовыми проходами. Реакция является нормой. 
  3. Малыш быстро успокаивается, если взять его на руки. Потому с детьми этого возраста очень важно тактильное общение. Он ощущает тепло родного тела и успокаивается, чувствуя себя защищенным.
  4. Что умеет ребенок в 1 месяц? Выгибать спинку, тренируя мышцы. У новорожденных первые недели отмечается гипертонус. Это объясняет постоянное сжимание кулачков, а также движения конечностями. Однако выгибание туловища с сопровождением крика и плача может говорить о проблемах невралгического характера. В этом случае без консультации специалиста, не обойтись.

Аспекты грамотного ухода за младенцем

Зная периоды сна и бодрствования, маме будет немного легче распланировать свой день. Первые несколько недель сон малыша в среднем составляет около 20 часов в сутки. В те моменты, когда он не спит, необходимо быть вместе с ним, общаясь, играя, прогуливаясь. Для него это очень важно.

Развить и укрепить его физические навыки помогут водные процедуры, а с применением упражнений можно получить максимальный эффект. Длительность купания на первых порах не должна превышать 15 минут. Затем ее постепенно увеличивают до получаса. Важна и температура воды. Вначале она равна 37 градусам, а затем, каждые четыре дня ее следует понижать на один градус.

Процесс закаливания начинают не раньше трех или даже четырех месяцев. Недоношенных детей начинают купать только спустя неделю при температуре не менее 38 градусов. Температура в ванной должна быть не ниже 25 градусов. Это касается как детей, родившихся в срок, так и тех, кто родился раньше предполагаемого срока.

Гигиена особа важна на любом этапе. Ребенок всегда должен быть сухим. До года, малышей купают каждый день. К ежедневным процедурам относится прочищение глазных и носовых пазух. Необходимо поддерживать чистоту в доме, постоянно проветривая комнату, когда крохи нет в ней.

Прогулки с ребенком можно совершать на десятый день, если температура воздуха на улице не ниже 10 градусов. Длительность первых прогулок составляет 10-20 минут. Не торопясь, их следует увеличить до 2,5 часов в день. Особо хорошо влияет на все органы дневной сон на свежем воздухе. Однако летом, в жару, не стоит выходить с малышом с 11:00 и до 17:00.

Кормление. Основной рацион малыша составляет грудное молоко либо адаптированные смеси. Современная педиатрия призывает молодых мамочек кормить детей по первому их требованию. Другие утверждают, что нужно приучать малыша к кормлению по часам. У каждого, своя правда. Груднички в этом возрасте кушают каждые два или три часа.

Так как вначале желудочек крохи еще совсем мал, то и за раз он выпивает около 9 мл молока. В сутки, в среднем выходит около 100 мл. По мере растяжения желудка, увеличивается и объем. Теперь он выпивает около 200-250 мл молока. В возрасте от десяти дней можно даже рассчитать примерную норму, необходимую малышу для полноценного насыщения. Норма на одно кормления будет равна количество жизненных дней, умноженного на 10.

Для определения, сколько же ребенок съедает за раз, можно взвешивать его до и после кормления. Разница и составит искомый объем. Кроме молочка, малышу нужно давать водички. Если мама боится, что ее чадо потеряет сосательный рефлекс, перестанет брать грудь и приучиться к соске на бутылочке, то можно поить его водичкой через специальную пластиковую ложку (продаются в аптеках).

pups.su

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

02.04.2017

Дорогие родители! В вашей жизни месяц назад появился комочек счастья, ваше сокровище, маленькая кровиночка. Я уверена, что вы переживаете, правильно ли малыш растёт и развивается. В этой статье я вам расскажу, что должен уметь делать ребёнок в 1 месяц.

Развитие крохи

От рождения до наступления первого месяца у крохи начинает нарабатываться собственный иммунитет, развиваются и активно работают системы организма, особенно пищеварительная. В этот период могут начаться проблемы с животиком, возможны колики, отказ от еды. Это связано с тем, что кишечник малыша ещё недостаточно окреп и ему тяжело самостоятельно справляться со своей функцией.

В этом возрасте малыш начинает активно махать ручками, стучать ножками. Но его движения спонтанны, хаотичны. Он уже практически не ложиться в позу эмбриона.

Некоторые малыши в таком возрасте способны немного приподнимать голову, но только из положения на животике.

За первый месяц жизни ребёнок в среднем набирает 600 грамм в весе и 3 см в росте. Мой ребёнок при рождении был 3200 г весом и с ростом 53 см, а при замерах у доктора в 1 месяц стал – 3800 грамм и 56 см соответственно.

Какие рефлексы свойственны ребёнку

Тут мы поговорим о врожденных рефлексах. Они являются залогом правильного развития ребёнка и ступенькой для движения, ползанья, ходьбы.

  1. Сосательный. Этот рефлекс появляется с первой минуты жизни малыша. Он объясняется необходимостью получать молоко матери. Такой рефлекс присущ всем млекопитающим.
  2. Поисковый. Когда малыш голоден, он пытается найти, унюхать мамину грудь или бутылочку.
  3. Хватательный. Ребёнок крепко зажимает то, что коснулось его ладошки. Также, если взять малыша за ручки, он начнёт приподниматься, но не сможет удержать голову.
  4. Защитный. Ребёнок не будет лежать на лице, если его положить на животик. Он сразу развернёт голову.
  5. Отталкивающийся. Когда ребёнок лежит на животе, вы можете слегка дотронуться до его ступней. Увидите, что ребёнок отталкивается, как лягушонок.
  6. Шагающий. Если поднять малыша вертикально и касаться его ножками поверхности, то ребёнок будет совершать шагающие движения.
  7. Рефлекс Бабинского. Стопа малыша поворачивается в бок, а пальцы на нижних конечностях растопыриваются, если ребёнку погладить стопу с внешней стороны.
  8. Рефлекс Бабкина. Ребёнок открывает рот и поворачивает голову в сторону, если ему надавить на подушечку под большим пальцем руки.
  9. Рефлекс Моро. Малыш резко разведёт ручки в разные сторону, разожмёт пальцы, потом также резко их сожмёт и опустит ручки, если в 20 см от него хлопнуть по поверхности.

Эмоции и органы чувств малыша

  1. Самым радостным будет событие, когда вы увидите первую улыбку своего малыша.
  2. Кроха начинает пытаться говорить, издавая при этом единичные звуки.
  3. Ребёнок улавливает звуки, распознаёт мамин голос.
  4. Кроха уже способна замечать яркие предметы на расстоянии вытянутой руки, но только неподвижные.
  5. В этом возрасте вы уже можете распознавать его настроение по плачу, улыбке или недовольной гримасе.

Период сна

В 1 месяц ребёнок спит в среднем 18 часов в сутки.

У малыша можно различить 3 состояния сна:

  1. Глубокий.
  2. Неглубокий.
  3. Дремота.

В течении дня кроха может спать, как 20 минут, так и 3 часа. Если сны будут непродолжительные, то частые, и наоборот. Так ребёнок может засыпать от четырёх до восьми раз на протяжении дня.

В среднем за ночь малыш спит 9 часов. Но при этом он обязательно будет просыпаться, чтоб покушать или чтоб ему сменили пелёнку.

Признаки сонливости малыша

  1. Ребёнок начинает тереть глаза.
  2. Малыш зевает, начинает капризничать.
  3. Кроха выглядит уставшей, закрывает и приоткрывает глазки.

Ребёнок плохо спит, что делать

  1. Проветривайте помещение. Возможно, ребёнку душно и это мешает ему уснуть.
  2. Малышу может мешать яркий свет. Лучше воспользуйтесь светильником.
  3. Проследите, чтоб постелька у ребёнка была тёплой и сухой.
  4. Можете включать приятную, убаюкивающую музыку.

Я пела сыночку колыбельные.

  1. Купайте малыша перед сном. У него будут расслаблены мышцы, что позволит быстрее провалиться в сон.
  2. Старайтесь укладывать спать кроху в одинаковое время каждый день, чтоб у него выработался такой условный рефлекс.
  3. Возможно, малышу мешают спать колики или метеоризм. Проанализируете своё питание. С вашим молоком в организм ребёнка могут поступать раздражающие факторы.Малыш подаёт сигналы
  4. Плач, крик. Может означать, как и боль, голод, холод, так и желание привернуть ваше внимание.
  5. Малыш может кряхтеть. Это будет свидетельствовать о том, что ему неудобно, что-то вызывает дискомфорт.
  6. Ребёнок извивается, выгибает тело. Возможно, он просто делает свою зарядку. А вот если при этом присутствует громкий плач – скорее всего у малыша болит животик.
  7. Стоит помнить, что малыш может быстро успокоиться, перестать плакать, если его взять на ручки и прижать к себе.

Как помогать развитию малыша

  1. Для ребёнка крайне важна тихая и уютная обстановка в семье. Не в коем случаи не ругайтесь и не кричите на глазах у малыша. Это может его напугать. Наоборот, давайте ребёнку больше положительных эмоций. Показывайте своё счастье.
  2. Старайтесь, как можно чаще трогать ребёнка, гладить его, прижимать к себе. Так у него будет правильно развиваться сенсорная и центральная нервная системы.
  3. Если у вас стоит выбор кормить грудью или смесями, отдавайте предпочтение первому варианту. С маминым молоком малыш получает не только полезные вещества и укрепляет иммунитет, но и таким образом у него быстрее развиваются осязание и обоняние.
  4. Купайте малыша каждый день. Лучше добавлять травки, которые будут расслаблять его мышечный тонус. «Правила купания грудничков».
  5. Старайтесь делать ребёнку массажик и маленькую, его первую, зарядку. Это позволит начать укрепление мышц с раннего детства.
  6. Как можно чаще разговаривайте с малышом, включайте ему классическую музыку, медленно двигайте перед ним яркие предметы.
  7. Используйте игрушки для развития детей. В этом возрасте лучшим предметом станет погремушка. Она поможет не только развивать слух, но и концентрировать внимание ребёнка.

Рекомендуем к прочтению статьи:

  • Режим дня ребенка в 1 месяц;
  • Какие игрушки нужны ребенку в 1 месяц.

Вот и прошёл один месяц из жизни вашего ребёнка. Сейчас он стоит на пороге новых открытий. Ребёнок уже заметно подрос, уже не выглядит столь хрупким, как при рождении. Малыш издаёт свои первые звуки и уже начал вам улыбаться. Дальше он всё больше будет вас радовать своими достижениями. Счастья вам и вашей крохе, растите здоровыми!



zdorovyemalisha.ru

Что должен уметь ребенок в 1 месяц, как развивать ребенка

В первые месяцы младенец быстро увеличивается в размерах, его внутренние органы и системы приспосабливаются к изменившимся внешним условиям. В это время большое количество навыков еще не наблюдается. Каждым родителям необходимо знать, что должен уметь ребенок в 1 месяц.

Рост и развитие ребенка 1 месяца жизни

Ребенок в первый месяц жизни должен увеличиваться в размерах примерно на 1-1,2 см в неделю. Масса должна расти примерно на 250 г за 7 суток. Больше должна стать и окружность головы: нормой считается увеличение примерно на 1,5 см за месяц. Нормой для мальчиков считается длина тела в пределах от 55 до 60 см, масса – от 4,5 до 6 кг. Девочки должны достигать в длину 51-56 см, весить 3,5-4,6 кг.

Ребенок может немного терять вес в первую неделю после родов. Беспокоиться не следует: такое явление – вариант нормы.

Изменения в жизни младенца

Жизнь младенца меняется из-за колебаний окружающей среды. Прежде он находился в жидкой среде в матке женщины, получал питательные вещества и кислород через пуповину. После рождения меняется способ кормления. Организм приспосабливается к новым условиям: дыханию воздухом, перевариванию пищи, изменениям температуры, смене дня и ночи. Когда ребенку исполняется 1 месяц, он много спит, бодрствует не слишком долго.

Важные детские рефлексы

В один месяц должен наблюдаться хватательный рефлекс. Ребенок сжимает кулак, когда к его ладони прикасаются.

Необходимо и наличие сосательного рефлекса: если во рту оказывается материнская грудь, бутылочка или пустышка, младенец начинает активно сосать.

Присутствует рефлекс ползания. Хотя новорожденный еще не способен ползти, при выкладывании на животик он совершает необходимые для такого способа передвижения движения. Присутствует при таком выкладывании и защитный рефлекс: младенец приподнимает голову или поворачивает ее набок. При поддержке взрослого ребенок должен опираться ногами на горизонтальную поверхность: это называют рефлексом опоры.

Отсутствие или недоразвитие любого рефлекса доктора считают признаком нарушений функционирования нервной системы. По степени выраженности отклонения доктор определяет степень тяжести состояния.

При прикосновениях ребенок поворачивает голову, чтобы найти источник действия. В воде совершает плавательные движения.

Что нужно ребенку

Месячный ребенок полностью зависит от взрослых.

Из пищи необходимы только грудное молоко или специальная детская смесь. В воде младенцы не нуждаются, поскольку получают достаточное количество жидкости с пищей. Допаивать необязательно. По возможности следует кормить грудью, поскольку материнское молоко содержит все необходимые для правильного развития ребенка вещества, сбалансировано по составу, безопасно.

Потребность есть и в защите от любых неблагоприятных условий внешней среды: холода, опасностей.

Для правильного развития психоэмоциональной сферы нужны присутствие взрослых, внимание, забота и ласка. Ребенок, ощущающий постоянную близость матери, менее тревожный, реже болеет. В более взрослом возрасте у младенцев, рядом с которыми постоянно находилась мать, лучше развита эмпатия.

Физическое развитие малыша в 1 месяц

У младенцев в течение первого месяца жизни активно меняется функционирование всех систем организма. Развивается пищеварительная, дыхательная, мочевыделительная и прочие системы.

Выглядит ребенок почти как новорожденный: голова все еще остается большой относительно туловища, тело мягкое, покрытое складками. Движения хаотичные, медленные.

Зрение и слух в 1 месяц

У месячных младенцев наблюдается реакция на световые и звуковые раздражители. При резком звуке ребенок в месяц вздрагивает, на голосах взрослых, звуках колыбельной способен сосредоточиться ненадолго. Если мама или папа ласково обращаются к бодрствующему младенцу, он приоткрывает рот.

При ярком свете младенец жмурится. При этом его голова поворачивается в сторону источника освещения. Производятся первые попытки проследить за тем, что видит, если объект движется. Младенец способен зафиксировать взгляд на находящемся в поле зрения предмете, если тот не двигается.

Психическое развитие грудничка на первом месяце

Особенности психического развития индивидуальны. На все, что может беспокоить, ребенок реагирует криком. Находящиеся в тесном контакте с матерью дети более спокойны, реже плачут. Успокаиваются от ласкового материнского голоса, поглаживаний, нахождения у родителей на руках.

Дети пытаются копировать эмоции взрослых уже в 2-3 недели. Поскольку лицевые мышцы еще слабо развиты, выражения их лиц не похожи на взрослые.

Первые достижения: что умеет месячный малыш

Месячный малыш умеет делать немногое. Начинает развиваться речевая функция. Ребенок издает звуки в унисон говорящему. Изредка возможно случайное произношение звуков «к», «г». Младенец нередко прислушивается к речи, но долго сосредоточиваться на ней еще не способен.

Контрастные однотонные цвета хорошо отличает. Лучше реагирует на яркие расцветки: оттенки красного, желтый, белый и черный. Узнает голос, прикосновения и запах того человека, с которым проводит большее количество времени. Если взрослый наклоняется над ребенком, тот внимательно следит за лицом, мимикой, делает попытки повторить увиденное выражение.

Двигательная активность и эмоциональное развитие в 1 месяц

В список того, что умеет ребенок в 1 месяц, входят и первые движения. Характерна хаотичная двигательная активность. Большая часть движений рефлекторная. В воде ребенок выполняет плавательные движения. При выкладывании на живот приподнимает ненадолго голову, поворачивает ее на бок. Пытается ползти, хотя пока и не сдвигается с места.

Реагирует на интонации голосов окружающих. Ласковые выражения успокаивают, крики, злость вызывают тревожность, плач.

Может ли кроха улыбаться

Первые улыбки появляются чаще всего к концу месяца. Однако это происходит не всегда. В случае когда у младенца в месяц пока не получается улыбаться, не следует переживать, если прочие показатели в норме.

Рефлексы здорового малыша 1-го месяца жизни

Наблюдаются рефлексы, часть из которых затем будет утрачена.

Рефлекс Бабинского проявляется разведением пальцев на ноге в стороны с поворотом стопы при прикосновении к боковой поверхности.

К месяцу малыш должен обладать и рефлексом Мора – при резком звуке руки и ноги разводятся в стороны. Если надавить на ладонь, ребенок повернет голову, откроет рот.

Как часто ребенок какает и писает

Нормальная частота мочеиспусканий – 20-25 раз. Но в первые несколько суток ребенок будет писать намного реже. Беспокоиться не стоит: такое явление нормальное. Постепенно это количество будет снижаться.

Какать младенцы начинают чаще всего на 2-3 сутки. Частота дефекаций индивидуальна. Нормой считают до 8-9 раз за сутки у детей, питающихся только материнским молоком. Некоторые дети какают реже, раз в несколько дней, но большим объемом. Если ребенок при этом чувствует себя хорошо, беспокоиться не стоит.

Учащение дефекаций до 10 раз и больше считается тревожным симптомом для ребенка в месяц. Обратиться к врачу нужно и в тех случаях, когда ребенок долго не может покакать и при этом становится тревожным.

Неврологические проблемы в 1 месяц: повод для беспокойства

Нередко обнаруженные в первый месяц ребенка тревожные симптомы через некоторое время исчезают сами. По этой причине нельзя говорить о наличии отклонений на основании единственного осмотра. Установить диагноз можно лишь после нескольких обследований.

Применяют УЗИ, КТ, ЭЭГ, МРТ. Методики помогают выявить отклонения в развитии головного мозга, определить наличие судорог и эпилепсии, исследовать структуру нервной системы младенца.

Как ребенок познает окружающий мир

В течение первого месяца младенец привыкает к новой обстановке. Исследование окружающего мира пока происходит не слишком активно.

Ребенок различает цвета, рассматривает предметы, лица взрослых, пытается следить за двигающимися объектами. Изучение мира происходит и с помощью слуха: младенец прислушивается к окружающим звукам.

Считается, что дети, матери которых постоянно разговаривают с ними, развиваются быстрее, хотя в месяц ребенок еще не понимает значения слов.

Как развиваются органы чувств в этот период

В первые 30 дней жизни младенец различает только сладкий вкус, характерный для грудного молока. Горькое, соленое он пока не различает.

Из цветов отличает яркие, контрастные. К концу месяца зрительно узнает маму. Зрение появляется с первого дня жизни, но у грудничков оно еще недостаточно четкое, резкое: эта функция развивается после рождения, поскольку во время внутриутробного развития необходимости видеть что-либо у ребенка нет.

Слух хуже, чем у взрослых, но присутствует. В первый месяц грудничок еще не умеет определять, откуда исходит звук, но реагирует на резкие звуковые раздражители. Узнает интонации, различает материнский голос, иногда – отцовский.

Кожная чувствительность хорошо выражена, но неравномерна. Лучше всего ребенок ощущает прикосновения к ладоням, ступням, лицу, промежности.

Обоняние развито хорошо. Ребенок по запаху узнает маму. Если наблюдается резкий неприятный аромат, проявляет недовольство, может заплакать. Реакция усиливается при более выраженных обонятельных раздражителях.

Как способствовать развитию

Когда грудничку уже месяц, способствовать развитию помогают постоянные разговоры. Чем больше мама и другие окружающие разговаривают с младенцем, тем быстрее он развивается. Лучше говорить о простых вещах, описывать происходящее и окружающую обстановку, комментировать все процессы. Можно читать книги.

Полезен язык жестов. Не стоит бояться, что речь из-за этого будет развиваться медленнее. Пальчиковая гимнастика тоже принесет пользу, ускорит развитие.

Полезны ежедневные ритуалы. Вводить их следует с младенчества.

Игры в один месяц

Развивать ребенка в 1 месяц можно и с помощью игр. Они должны быть простыми: грудничок может хватать палец взрослого, отталкиваться стопами. Полезны и выкладывания на живот для рефлекторного ползания.

Занятия в воде

Ответ на вопрос о том, можно ли месячному ребенку плавать, положительный. В младенчестве присутствуют плавательные рефлексы. Регулярное нахождение в воде, непродолжительные ныряния способны ускорить развитие. На начальном этапе лучше обратиться к специалисту по грудничковому плаванью, затем можно проводить купания самостоятельно, следуя полученным рекомендациям.

Таблица показателей развития месячного ребенка

Главные умения младенца за первый месяц можно увидеть в таблице.

Удержание головы Способен приподнять голову в положении лежа на животе на время до 5 секунд.
Фиксация взгляда Рассматривает неподвижные предметы. Из движущихся объектов следит за крупными, ярко окрашенными.
Зрение Различает красный, желтый, черный цвета. Способен различить полоски и линии.
Реакция на звук При бодрствовании вздрагивает, замирает при резких звуках. Слишком сильный раздражитель может стать причиной плача.
Гуление Произносит звуки “гу”, “га”, часто делает это синхронно с речью взрослых.

Если родители думают, что ребенок развивается недостаточно быстро, нужно срочно обратиться к доктору.

Врач либо успокоит маму и папу, либо даст необходимые рекомендации, назначит подходящее лечение.

medru.su


Смотрите также

Объявление

Если у Вас есть ещё какие-либо интересные материалы (тексты, фото, видео, аудио), связанные с творческой жизнью Людмилы Тумановой, поделитесь ими со всеми нами, её многочисленными поклонниками.

Обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону: 8-922-56-101-83