Ludmila Tumanova

Ребенку пять месяцев


Развитие ребенка на 5 месяце жизни: что должен уметь малыш?

Развитие ребенка от 0 до 1 года Обновлено Авг 19, 2019 2 869 1

В 5 месяцев малыш уже не только узнает близких ему людей, но и проявляет большой интерес к посторонним. С этого возраста кроха воспринимает лицо человека в целом. Малыш начинает отличать близких людей от чужих. Увидев новое лицо, он замирает, внимательно всматривается в лицо. Нахмуренное выражение чаще всего вызывает страх у крохи. Улыбкой теперь одобряются лишь доверенные лица!

Физиологические особенности грудничка 5 месячного грудничка

Темпы роста и прибавления веса в 5 месяцев несколько замедляются,если сравнивать с показателями этих параметров у малышей до 4 месяцев. За пятый месяц малыш вырастает примерно на 2 сантиметра, и прибавляет в весе около 650-700 грамм.

Вес и рост. В среднем вес мальчика колеблется от 6,2 кг до 8,4 кг, рост 5-го мальчика от 62 см до 70,3 см. Вес девочек в этом возрасте — от 5,6 кг до 7,7 кг, рост девочек колеблется от 59,4 см до 68,6 см.

Зрение. Развитие глазных мышц на этом этапе подходит к своему завершению. Малыш с удовольствием и подолгу рассматривает яркие предметы, следит за перемещающимися объектами и сосредотачивает свой взгляд на них. Ребенок хорошо узнает своих близких и радостно реагирует на них улыбкой или движениями ногами. А вот появление незнакомцев в доме может вызвать у малыша слезы. Слух. По поводу того, что должен уметь ребенок в 5 месяцев в точки зрения развития органов слуха, то здесь следует сказать, что каждый кроха уже умеет различать голоса: свою маму он точно сможет узнать из десяти других людей. В этом возрасте можно проверить, хорошо ли слышит малыш. Для этого достаточно отойти на расстояние 5-6 метров и похлопать в ладоши. В норме ребенок должен повернуть голову на звук. Кроме зрения и слуха у малыша в этом возрасте хорошо развивается осязание. Например, легкие поглаживания мамиными руками успокаивают ребенка, а массажные движения, наоборот, бодрят.

Мышечный тонус младенца в 5 месяцев значительно укрепляется, а костная система становится более упругой и пропорциональной. В этом возрасте у крохи хорошо развитые тактильные ощущения.

Это можно заметить по его поведению. Например, когда он берет игрушку в ручку, то сначала ее рассматривает, а затем кладет в свой маленький ротик. Так он получает информацию о незнакомом предмете.

В 5-ти месячном возрасте пищеварительная система уже немного адаптировалась к получению новой пищи и кишечные колики практически не беспокоят. Стул у детей, которые начали получать прикорм, пришел в норму, частота испражнений не превышает 1-2 раз в сутки. Запах и консистенция каловых испражнений у ребенка зависят от способа кормления – грудное вскармливание или искусственная смесь.

Развитие речи. В этом возрасте ребенок начинает осваивать новые звуки. Он то и дело поет «а-а-а», «и-и-и», что способствует развитию его речевого дыхания. При этом малыш воспроизводит движения и ручками, и ножками. Со стороны может показаться, что он не только поет, но и пританцовывает, лежа на спине. Относительно того, что должен уметь ребенок в 5 месяцев говорить, стоит отметить, что основное развитие речевых навыков происходит в период с 5 до 6 месяцев. В это время малыш может произнести свои первые слоги, такие как «ма», «па», «ба».

У ребёнка 5 месяцев уже начинают прорезываться первые молочные зубки, поэтому появляются обильные выделения из ротовой полости. У некоторых детей эти симптомы могут продолжаться до 8-9 месяцев.

Из-за усиления работы слюнных желез у крохи набухают десна, и поднимается температура. При этом обильное слюноотделение, по мнению детских педиатров, является нормой физиологического развития младенца.

к содержанию ↑

Что должен уметь делать малыш в 5 месяцев?

  • в этом возрасте малыш уверенно поднимает головку и корпус, опираясь ручками на поверхность;
  • умеет менять положение, переворачиваясь со спинки на бочок и живот.  Если кроха пока еще не переворачивается самостоятельно с живота на спину, то старайтесь почаще заниматься с ним упражнениями, укрепляющими мышечную систему и делайте массаж;
  • хватательный рефлекс и глазомер уже достаточно развиты и малыш без особого труда дотягивается до интересной игрушки и хватает ручкой;
  • если демонстрировать пятимесячному ребенку яркие картинки в книге,то он некоторое время фокусирует взгляд на красочных иллюстрациях. Кроме этого, малыш должен уметь концентрировать внимание на заинтересовавшем его действии и следить за событием взглядом;
  • 5 месячный ребенок умеет агукать и издавать звуки, напоминающие слоги;
  • должен моментально уметь отличать «своих» от «чужих». Когда перед глазами крохи появляется незнакомый или малознакомый человек, то он может расплакаться и успокаивается, когда незнакомец исчезает из его поля зрения;
  • должен уметь уверенно поворачивать головку на раздавшийся рядом звук;
  • обхватив, что-нибудь ручками уже пытается садиться;
  • при держании ребенка за подмышки в вертикальном положении, он становится на ножки, почти полностью распрямив их;
  • кроха учится подползать.
к содержанию ↑

Что должно насторожить? Поводы для беспокойства

В данном возрасте возникающие нарушения ещё относительно легко можно скорректировать, в том числе медикаментозно. Очень важно уметь распознать признаки, которые могут свидетельствовать о возможных отклонениях и нарушениях в детском развитии.
  • Младенец только гулит (то есть растягивает гласные звуки), но согласных звуков в речи его не наблюдается, как и попыток произнести простейшие слоги.
  • Отсутствует навык переворота с живота на спину и обратно, а также малыш не демонстрирует никаких попыток подтягивания, держась за руки взрослого.
  • Не наблюдается признаков реакции на эмоционально окрашенную речь взрослого или отклика на словесное обращение. В этом случае прежде всего нужно позаботиться о том, чтобы исключить ряд опасных заболеваний головного мозга, а также патологию нервной системы.

  • Когда ребенок лежит на спине, укройте его с головой пеленкой. Хорошо, если малыш захочет стащить ее со своего лица и сможет это сделать.
  • Дайте малышу игрушку и попробуйте забрать обратно. В норме кроха должен оказать сопротивление и не выпускать игрушку из рук.
  • Предложите ребенку поиграть с мячом. При нормальном развитии ребенок без труда сможет обхватить мяч пальцами рук. Если вашему малышу трудно это делать, значит, надо насторожиться.
  • Положите перед грудничком два предмета, сначала невыразительный, а потом насыщенный яркими красками. Понаблюдайте: почувствует ли малыш разницу, проявит ли он больше интереса к яркому предмету.
  • Обратите внимание, перемещает ли ребенок свой взгляд вслед за вами, когда вы двигаетесь по комнате возле него.
  • Потяните малыша за ручки из положения лежа на спине, стимулируя его сесть. Если голова его не держится прямо, а повисает, а сам ребенок не стремится сесть, значит, у него есть определенные проблемы с развитием.
  • Понаблюдайте: когда вы берете кроху на руки и ходите с ним по квартире, проявляет ли он интерес к окружающим предметам, поворачивает ли голову из стороны в сторону. Если этого не происходит, есть повод обратиться к врачу.
Необходимо внимательно наблюдать за тем, как функционирует мышечный аппарат малыша. Если имеются признаки гипертонуса, необходимо назначение особой гимнастики вместе с лечебным массажем. Процедуры такие желательно проводить под присмотром медицинского работника. к содержанию ↑

Первое, что должна сделать молодая мама, принимая решение о начале прикорма в 5 месяцев – это посоветоваться с педиатром. Это можно сделать, придя на очередной плановый осмотр.

По рекомендациям ВОЗ прикорм начинают в 6 месяцев. Поэтому к концу 5- го месяца уже нужно задуматься о том, чтобы разнообразить рацион его питания.

Прикорм назначается врачом-педиатром, если у ребенка:
  • Недостаточная масса тела. В таких случаях рекомендуют постепенный ввод каш.
  • Затрудненное опорожнение кишечника (запор). Введение небольших порций пюре из овощей помогут решить эту проблему.
  • Непроизвольное частое срыгивание грудным молоком или смесью. Для устранения данного фактора назначают прием пищи более густой консистенции.

В рационе питания ребенка в 5 месяцев, кроме грудного вскармливания или молочной смеси, могут уже присутствовать: овощные и фруктовые пюре, фруктовые соки и каши. Больше никаких новых продуктов до 6 месяцев вводить не нужно.

Прикорм в 5 месяцев – овощные пюре. Овощное пюре вводят в прикорм грудничков, начиная с 5 месяцев. Благодаря своей однородной консистенции лучше всего подходят для первого знакомства с овощами кабачки, цветная капуста и брокколи, картофель.

Чуть позже можно дать ребенку оранжевые овощи: тыкву и морковь, но с осторожностью – ярко окрашенные фрукты и овощи чаще провоцируют аллергию.

Схема введения новых овощей – такая: вводим не больше одного нового овоща в неделю, дозу увеличиваем от 1/4-1/2 чайной ложки до 100 г в день к концу 5-го месяца. Если ребенку не нравится тот или иной овощ – не заставляем, пробуем другой.

Кормить ребенка баночным пюре промышленного производства или готовить овощи самостоятельно – выбор за вами. Баночное питание лучше покупать в аптеке, обращая внимание на сроки годности, а овощи и фрукты предпочтительнее те, что выросли в вашем регионе.

Прикорм в 5 месяцев – фруктовые пюре. Фруктовые пюре часто вводят уже в 4-5 месяцев. Для первого знакомства с фруктовым пюре, как и в случае с соками,  лучше подходит зеленое яблоко – оно лучше всего усваивается детским организмом, а риск возникновения аллергии – минимален. Начинать лучше всего с печеного, а не сырого, яблока – это более щадящий для желудка крохи вариант.  Для первого раза достаточно будет ¼ чайной ложки, затем количество постепенно увеличивайте, доведя к концу 5-го месяца до 50 мл в день.

Если ваш малыш находится на искусственном вскармливании, то предлагаем вашему информацию о проверке Роскачеством детской молочной смеси.

к содержанию ↑

Уход за 5 месячным малышом

Купание, гимнастика и гигиенические процедуры – это три основных составляющих полноценного ухода за 5 месячным ребенком. Принятие водных процедур избавит кроху от многих проблем: потницы, красных пятен на коже и других аллергических реакций.

Повседневный уход за малышом возрастом 5 месяцев, состоит из нескольких гигиенических процедур проводимых в утреннее время:

  • чистка носика, протирание грязи вокруг ушей и внутри ушной раковины;
  • подмывание теплой водичкой попы и половых органов;
  • использование детских присыпок при кожных высыпаниях;
  • смена памперсов во время туалета и в течение дня;
  • умывание лица и ручек, протирание влажной салфеткой во время бодрствования и по окончанию игровых занятий.

Купать ребенка необходимо и в вечернее время и по мере необходимости, но не реже 2-3 раз в неделю. В теплую водичку можно положить игрушки для развлечения, а также добавить отвары из ромашки, чабреца, череды и других лекарственных трав. Средняя продолжительность пребывания младенца в ванночке – 30-45 минут. Этого времени достаточно для восстановления его физического и эмоционального состояния, израсходованного в течение дня.

к содержанию ↑

Плановый медицинский осмотр и вакцинация

Медицинский осмотр в пятимесячном возрасте проводит только врач педиатр. Он определяет вес и рост ребенка в 5 месяцев, окружность головы и груди, смотрит физическое и психическое развитие ребенка и сравнивает результаты со среднестатистическими показателями.

На основании данных календаря прививок плановая вакцинация малышу назначается по исполнении ему четырех с половиной месяцев. В этом возрасте проводится 3 прививки: вторая вакцинация по профилактики дифтерии, столбняка, коклюша(АКДС), вторая прививка от полиомиелита и вторая вакцинация против гемофильной инфекции. Все прививки выполняются в один день после осмотра врача.

Однако, уже с 2020 года в России станут обязательными еще две прививки.

к содержанию ↑

Развитие ребенка через игры и упражнения

Дети в это время начинают специально выбрасывать игрушки из коляски или кроватки, требуя, чтобы мама их поднимала. Это не просто каприз, такая игра – способ познания мира. Ребенок делает наблюдения, ставит эксперименты: как долго будет падать игрушка, куда она упадет, с каким звуком. Кроме того, таким способом кроха может пытаться привлечь мамино внимание, для ребенка крайне важно получать как можно больше общения с близкими людьми. Когда ребенок тянет ручки за игрушкой в ваших руках, попробуйте отодвинуть ее немного дальше, чтобы малыш попытался поймать ее. Передвигайте ее с места на место, стимулируя пятимесячного малыша концентрировать свое внимание и координировать свои движения. Называйте предметы, которые у вас в руках. Читайте ему сказки, обязательно рассказывайте о том, что нарисовано на ярких картинках. Объясняйте, что находится вокруг. Обогащайте всеми возможными способами багаж слов и понятий грудничка об окружающем мире. 5-ти месячный кроха пытается руководить своими действиями, если малыш поймал вас за руку или схватился за какой-либо предмет, попробуйте отобрать это у него. Пусть он приложит усилия вернуть вещь себе обратно. Обязательно уступите ему, пусть ребенок испытает радость своего достижения. Новыми игрушками пятимесячного малютки могут стать мягкие кубики или подушки из поролона.

Это могут быть различные геометрические фигуры: цилиндр, конус, шар, призма, куб. На них должны быть пестрые рисунки, всевозможные полоски. Грудничка можно уложить животом на одну из таких мягких игрушек или усадить верхом. Подложите ему под грудь подушечку, чтобы он мог перекатываться по ней. Так малыш будет учиться познавать свойства предметов. Небольшие предметы позволят развивать мелкую моторику рук. Пусть ребенок их трогает, перебирает, перекладывает с места на место, из руки в руку.

Упражнения для малышей 5 месяцев:

  • Велосипед. Ребенок лежит на спине. Возьмите его за голени таким образом, чтобы ваши большие пальцы лежали сверху. Осторожно согните ножки. Попеременно сгибайте и разгибайте их, как будто малыш вращает педали велосипеда. Повторите это упражнение 6-8 раз.
  • Легкие шаги. Положите ребенка на спину ногами к себе. Легко захватите его щиколотки. По очереди тяните ножки на себя так, чтобы стопа скользила по поверхности. После того как ножка полностью выпрямится, верните ее в исходное полусогнутое положение. Сделайте это 4-6 раз.
  • Ползание. Стимулируйте желание ребенка ползать. Для этого положите малыша на живот и разместите на небольшом расстоянии от него несколько ярких игрушек. Хорошо, если ребенок будет доставать их по 4-5 раз за одно занятие. Совсем скоро он научится ползать самостоятельно.
  • Упражнения на фитболе. Для развития вестибулярного аппарата используйте «швейцарский» мяч. С его помощью можно укрепить равновесие, мышцы спины и общий тонус грудничка.

  • Занятие гимнастикой. Ежедневно уделяйте внимание гимнастическим упражнениям, направленным на укрепление спинных мышц и шейного позвоночника. Динамическое разведение и скрещивание рук малютки у груди, массаж ножек лежа на животике и спине, растирания, помогают снять эмоциональное напряжение и нормализируют психику. Кроме того, выполнение 10-15 минутных активных движений укрепляет мышечный тонус, а также способствует быстрому обучению управлять собственным телом.
к содержанию ↑

Возможные проблемы у ребенка 5 месяцев

  • Неврологические отклонения. Чем старше становятся детки, тем отчетливее можно увидеть отклонения в развитии. Так, например, в возрасте пяти месяцев могут стать заметными те неврологические отклонения, которых не было заметно раньше. Возможно, развитие движений ребенка несколько не соответствует его возрасту, либо он практически не улыбается, либо очень сильно закатывает глазки. В любом случае вам необходимо будет проконсультироваться с невропатологом.
  • Диатез. Если вы уже начали вводить прикорм в виде фруктовых или овощных смесей, то вполне вероятно, что у малыша может появиться диатез, или экссудативный диатез, то есть своего рода ответ организма на изменения в питании.

В дальнейшем диатез может развиться в аллергическую реакцию на тот или иной вид продуктов. Обычно диатез проявляется в виде кожных высыпаний красного цвета, либо в виде опрелостей в складочках, либо в виде шелушения, в том числе и на волосистой части головы. Однако диатез может появиться и у малышей, находящихся исключительно на грудном вскармливании. В этом случае мама должна пересмотреть свой рацион на наличие белка, поскольку именно белок симулирует выработку антител, которые и провоцируют аллергические реакции.

  • Первые травмы. В пять месяцев ребенок уже достаточно подвижен, может переворачиваться на бочок, может пытаться сесть либо ползти, и именно эта приобретенная активность может стать виной получения травм. Родители привыкли, что их малыш еще такой маленький и что его можно оставить на диване или кровати, и он никуда не денется. Однако очень большой процент первых травм приходится как раз на этот период, поскольку детки просто напросто падают на пол. Поэтому теперь (как никогда ранее) не стоит оставлять малыша без присмотра, например, на родительской кровати, а лучше переложить в его собственную кроватку с бортиком, либо соорудить своего рода преграду для того, чтобы ребенок случайно не упал.
(18 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...

child-blog.ru

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев 👶: критерии развития мальчика, девочки

В 5 месяцев любимая поза ребенка – лежа на животе. Он хорошо держит головку и в таком положении прекрасно обозревает окружающий мир. В десять раз радостней малышу, когда взрослые берут его на руки, он обожает «ходить» по дому с папой или мамой, ведь так можно заглянуть в самые дальние уголки и разглядеть все предметы обстановки. К этому возрасту малыш вполне самостоятельно справляется с различными игрушками: бросает их, переворачивает, обязательно «пробует на вкус», внимательно рассматривает, перекладывает из руки в руку.

В 5 месяцев активность ребенка возрастает в разы, он чувствует себя настоящим первооткрывателем. Задача родителей – помочь крохе увидеть и почувствовать окружающий мир, адаптироваться к немуЧИТАЕМ ТАКЖЕ: режим дня и питания ребенка 5 месяцев

Расширение двигательных навыков

К 5 месяцам значительно расширяются двигательные способности ребенка. Кроха уже не лежит спокойно на спинке или животике, не пытается просто приподнять голову, он начинает познавать свое тело и его возможности. Рассмотрим основные позиции в положении лежа:

  • Балансировка на животике. Великолепно освоив «лежку» на животе, ребенок идет дальше. Младенец расширяет амплитуду движений рук и ног, а не просто опирается на предплечья, в его арсенале появляется фигура «лодочка»: ребенок приподнимает вверх согнутые ножки и ручки, балансируя на животике. Новое упражнение помогает развитию мышечного аппарата.
  • Малыш начинает делать толкательно-разгибательные движения, готовясь к ползанию. Если к 5 месяцам малыш еще не может балансировать на животе, это не означает отставании в развитии моторики рук и ног. Ребенок еще не умеет самостоятельно переворачиваться со спины на живот, но в моменты повышенной активности он может сделать это случайно. Такие случайные перевороты могут привести к падению с высоты – в этом возрасте не оставляйте кроху без присмотра ни на минуту. Начните обучать малыша пассивному переворачиванию: покажите ребенку игрушку, отведя ее вверх над головой, постепенно отводите руку с игрушкой за спину крохи. Следя за вашим движением и за игрушкой, малыш повернет голову и корпус, совершив переход со спины на живот.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: каким должно быть развитие детей по месяцам?
  • Голова в вертикальном положении. В 5 месяцев вертикальное положение головы полностью закреплено. Ребенок ровно держит голову и лежа на животе, и сидя на руках мамы (рекомендуем прочитать: видео-пояснения о том, как ребенок должен держать голову). При подъеме со спины за ручки голова не запрокидывается, она сохраняет прямое положение в одну линию с шеей и позвоночником.
  • Положение сидя. 5 месячный ребенок не умеет садиться самостоятельно (см. также: нормальные рост и вес ребенка в 5,5 месяцев). Родителям не стоит опережать время и учить его это делать. Вы можете усадить малыша для того чтобы понаблюдать за некоторыми движениями. Посадите кроху на коврик, поддерживая за плечи, и слегка разведите плечи в сторону. Удерживая ребенка в такой позиции, наклоните его влево и вправо, обратите внимание на положение головы. Если голова держится ровно, не движется в сторону наклона, – это огромное достижение. Не отпускайте руку ребенка при наклоне, кроха еще не сможет использовать ее в качестве опоры и упадет. Этот прием ребенок освоит позже. О том, как и когда высаживать ребенка, можно узнать на видео, где доктор Комаровский красочно об этом рассказывает (см. также: что говорит Комаровский о развитии ребенка в 7 месяцев?).

Дополняющие навыки

  • Совершенствуем координацию «глаза-руки». Научившись к концу 4 месяцев захватывать игрушки или какие-нибудь предметы, в 5 месяцев ребенок должен закрепить навык. Возьмите небольшую, около 3 см, игрушку в ярком цвете, покажите ее ребенку, держа в 30 см от его лица. Теперь посмотрите на реакцию малыша: он должен ненадолго сконцентрировать внимание на показанном предмете, затем потянуться за ним одной или двумя ручками. Все эти действия говорят об осмысленном поведении крохи. Не всегда младенец станет хватать предмет, он может просто дотронуться до него, но это важно.
  • Подготовка к ползанию. В положение «лежа на животе» малыш уже пробует ползковые движения. Опирается грудничок на предплечья, потому что еще не готов стать на четвереньки. Положите перед крохой любимую игрушку, она сыграет роль привлекательного стимула чтобы двинуться вперед и взять игрушку.
  • Выпрямляем ноги при опоре на них. Очень полезное упражнение: приподнимите малыша за подмышки, поставьте его вертикально, чтобы он опирался на стопы. Кроха не сможет стать на всю стопу, но будет опираться на кончики пальцев.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как развивать ребенка в 5 месяцев по мнению Комаровского? Подготовка к полноценному ползанию – важный этап в этом периоде развития. Для поощрения малыша маме следует использовать специальные упражнения, развивающие игры

Окружающий мир и его восприятие ребенком

Эмоции ребенка – это его реакция на окружающий мир. Они показывают его отношение ко всему, что происходит вокруг маленького человечка. Грудничок воспринимает мир с помощью зрения, слуха и тактильных ощущений. Выглядит это так:

  • Развитие эмоциональной сферы. Как и моторика, эмоции проявляются у ребенка постепенно. В первый месяц малыш морщится, плачет, строит рожицы неосознанно, реагируя на органические процессы внутри него. В пять месяцев малыш готов к проявлению эмоций как правильной реакции на социальные факторы – он реагирует на ситуации вокруг него. Особенно эмоционально малыш воспринимает общение с близкими людьми. Эмоции и движения в этот период очень тесно связаны между собой.
  • Тестируем слух. Всех грудничков можно отнести к аудиалам. Они живут в мире звуков и через шум, звон, голос, музыку, тембр, интонацию оценивают его, однако в грудном возрасте закладывается основной канал, по которому человек в дальнейшем будет воспринимать этот мир. Для проверки слуховой реакции ребенка можно провести простой тест. Выложите малыша на спину, встаньте за его головой и пошуршите листом бумаги сначала возле правого уха, потом возле левого. Кроха должен поворачивать голову, следуя за источником шума. К пяти месяцам он уже хорошо реагирует на музыку, звонки в дверь, шум пылесоса и других бытовых приборов.
  • Тактильные ощущения. Подросший малыш уже умеет сравнивать игрушки, он отличает их поверхность, ощущая, твердая она или мягкая, пушистая или гладкая. Для тренировки тактильных ощущений в игрушечном арсенале ребенка соберите игрушки разной формы из различных материалов. Кроме того, кроха распознает температуру предметов и отвечает смехом на щекотание.

Новые звуки в речевом запасе

Пятимесячный малыш еще не лепечет, но уже освоил артикуляцию звуков, неуклонно ее расширяет. Появление новых звуков ведет к развитию речевых навыков. Что может произносить ребенок к пяти месяцам:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: еще об особенностях развития пятимесячного ребенка
  • Ребенок активно воспроизводит гласные звуки: «и», «а», «э», «у», «ы», «о».
  • Уже появляются и согласные: «г/к/х», «д/т», «с/з», «м», «б/п», «в/ф».
  • В голосе проявляется интонационная окраска. Ребенок голосом выказывает свои эмоции, выражает радость и тревогу, восторг и беспокойство.
  • Формируются слоговые цепочки, состоящие из таких слогов: «ма-ма», «ба-ба», «дай-дай», «ме-ме», «да-да», «мем-мем».

Малыш активно растет и развивается, улучшаются его двигательные навыки и другие умения. Хорошо координирует свои движения, ручки ловко захватывают предметы, тянут и толкают их, увеличивается амплитуда движений ножками. Больше всего малыш любит все хватать.

vseprorebenka.ru

Ребенок в 5 месяцев (календарь развития)

Ребенок на 5-м месяце продолжает осваивать инструменты общения: улыбку, смех, лепет, которые становятся с каждым днем все выразительней, живей, и наполняются смыслом. Он становится активней и мобильней в движении: переворачивается, из лежачего положения постепенно стремиться к сидячему, самостоятельно принимает различные позы. Развитие ребенка в 5 месяцев – это период закрепления и усовершенствования уже полученных ранее навыков и переход к новому образу жизни, когда малыш уже сможет сидеть.

Физическое развитие

Рост и вес

Умножьте на два массу тела вашего крохи при рождении – примерно столько весит теперь пятимесячный малыш. В конце 5 месяца ребенок должен иметь вес 6.5 — 7.5 кг (±1 кг) и рост 63 — 65 см (± 3 см). За этот месяц он набирает до 700 г и прибавляет около 2-х см.

Почти все безусловные рефлексы у ребенка к 4 — 5 месяцам угасают (см. 4 месяц), рефлекс Моро должен исчезнуть к концу 5-го месяца. (О рефлексах)

В физическом развитии малыша наблюдаются заметные изменения.

Что умеет младенец в конце 5-го месяца

  1. Ребенок в 5 месяцев может уже хорошо сидеть при поддержке спины, держась за что-то руками. Самостоятельно он сидеть пока не умеет (когда ребенок начинает сидеть самостоятельно?).
  2. Если поставить ребенка в вертикальное положение, поддерживая за подмышки, то он стоит почти прямо, не сгибая ножек.
  3. Если держать малыша в воздухе параллельно полу вниз лицом, то он приподнимает верхнюю часть тела и головку до средней линии и держит их в таком положении.
  4. Если потянуть его за ручки в лежачем положении, то малыш сам подтянется и не даст головке запрокинуться назад.
  5. Лежа на спинке, ребенок поднимает ножки и ручки, рассматривает их, тянет ступни в рот.
  6. Лежа на животе, приподнимается на предплечьях и уверенно держит головку.
  7. Протягивает руку к движущемуся предмету и уже может его схватить.
  8. Активно переворачивается на бочок, с живота на спину.
  9. Спинные мышцы ребенка в 5 месяцев уже развиты достаточно для того, чтобы он смог сделать «самолетик»: лежа на животике с приподнятой головой, двигает ручками и ножками.

Читаем еще: что умеет ребенок в 5 месяцев

Психическое развитие

  1. Лепет малыша становится разборчивее, это уже не примитивные отдельные звуки, а сочетание их: «ма», «ня», «да», «ба». Ребенок произносит их, повторяя несколько раз в разном сочетании, выдавая что-то вроде свирели.
  2. Кроха временами «разговаривает» сам с собой, четко разделяя слоги.
  3. Отличает строгую и нежную интонацию. Может обидеться, когда на него ругаются или кричат. Замолкает, когда с ним разговаривают, внимательно вслушиваясь. Старается обратить на себя внимание.
  4. Ребенок без труда узнает знакомые лица, настораживается при виде новых людей. Реагирует на выражение лица. Улавливает связи между прической, глазами, голосом, запоминает образ в целом. Любит рассматривать изображения лиц на картинках, предпочитает улыбающиеся.
  5. Даже если малыш кажется общительным в присутствии матери, то без нее, рядом с чужими, становится пугливым.
  6. На пятом месяце улучшается способность зрительного управления движениями рук: малыш без труда может взять нужный предмет, глядя на него.
  7. Пока не может отыскать прикрытую чем-то игрушку, но если ее закрыть не полностью, то ребенок поймет, где она спрятана.
  8. Некоторые дети могут уже запоминать качественные характеристики предметов, например: цвет или размер игрушки, какая она на ощупь, и предпочитать эти вещи другим.
  9. К началу 6-го месяца малыш может не только схватить и удержать игрушку, а потянуть ее на себя, отнять.
  10. Ребенок теперь может уделять самостоятельной игре 5 – 10 минут.

Если некоторые навыки (см. 4 мес.) у ребенка отсутствуют, то необходимо проконсультироваться с педиатром.

Как помочь ребенку развиваться

В этом периоде занятия с ребенком непременно должны быть сконцентрированы на развитии опорно-двигательного аппарата. Особенное внимание нужно уделять упражнениям для мышц спины, так как малышу необходимо научиться сидеть, а также закреплению навыка переворота со спины на животик и обратно. Необходимо проводить ежедневные 20 – 30 минутные занятия гимнастикой в сочетании с массажем. Все упражнения рекомендуется сопровождать счетом, так у ребенка формируется чувство ритма. Можно включить ритмичную музыку.

Упражнение на приседание с прогибом позвоночника (делать 1 раз в день):
  • Ребенок лежит на спинке. Вложите в ладошки малышу большие пальцы своих рук, пусть он их сожмет. Остальными пальцами обхватите ребенка за запястья.
  • Разведите руки ребенка чуть в стороны и подтяните его к себе, пока малыш не сядет.
  • Затем поднимите руки малыша вверх и зафиксируйте их там одной рукой.
  • Пальцами свободной руки проведите вдоль позвоночника крохи снизу вверх. Ребенок при этом рефлекторно разогнет спинку.
  • После этого, аккуратно поддерживая головку, положите малыша в исходное положение.

«Подползание»: лежа на животике, малыши уже стремятся дотянуться до лежащей рядом игрушки. Ползанием это еще не назвать, но можно считать первым шажком к тому, чтобы ползать. Раскладывайте рядом с крохой игрушки на расстоянии чуть большим, чем вытянутая рука ребенка. Ладонью создайте опору для его ножек. Пусть малыш пытается подползать и хватать предметы. Это будет хорошей гимнастикой для всех групп мышц малыша.

Массаж для ребенка в 5 месяцев должен несколько усложниться. Кроме растирания, поглаживания, вибрации и поколачивания можно использовать пощипывание, щипцеобразное разминание и валяние.

Продолжайте носить ребенка на руках. «Разговаривайте» с ним, рассказывайте и показывайте ему все окружающее. Позволяйте крохе исследовать как можно большее количество предметов, но будьте осторожны, ведь ребенок теперь тянет все в рот, поэтому следите за чистотой игрушек и безопасностью окружающих предметов.

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

На некоторое время малыша теперь можно помещать в манеж, но не оставляйте его там на долго. Длительное пребывание в манеже или кроватке создает у крохи впечатление замкнутости и ограниченности пространства и может притуплять у ребенка стремление исследовать мир.

Игры

Для пятимесячного крохи интересны будут игры в «Ку-ку», «Сороку-ворону», «Идет коза рогатая», «Ладушки». (см. 4 мес.). В этом возрасте малыши любят игры с разными звуками:

  • «Как говорят животные»: произносите звуки, подражая животным. При этом называйте зверя и показывайте его на картинке.
  • Читайте ребенку книжки с потешками и четверостишиями, они развивают память малыша.
  • Прикасайтесь к разным частям тела ребенка, ласково называя их: носик-курносик, синенькие глазки, розовые щечки.
  • Пришейте к носочкам малыша маленькие колокольчики, пусть они звенят, когда ребенок шевелит ножками. На ручки можно сделать браслетики с колокольчиками или яркими нашивками (бабочка, цветочек), кроха будет разглядывать их, когда поднимет ручки.
  • Перекличка: вводите постепенно в «словарный запас» малыша новые слоги. Внимательно слушайте, что «говорит» ребенок, а потом отвечайте ему так, словно поддерживаете беседу. Через какое-то время малыш будет повторять за вами. Важно, чтобы кроха видел ваше лицо, наблюдал за жестами и мимикой.

Поиграйте с малышом перед зеркалом. Возьмите ребенка на руки и помашите рукой отражению в зеркале. Возможно, малыш будет очень удивлен появлением второй мамы с кем-то на руках. Пока ребенок воспринимает отражение в зеркале как другой живой объект. Если вы возьмете в руку игрушку, то малыш будет пытаться схватить ее в зеркале, не замечая ее у вас в руках. Примерно до 1.5 лет дети не понимают, что в зеркале только отражение.

Для развития тактильной чувствительности сделайте набор разноцветных подушечек из разных тканей (фланель, шелк, вельвет). Когда малыш лежит на животике, давайте их ему, пусть трогает и разглядывает. Когда ребенок подрастет, такие подушечки можно будет раскладывать парами по цвету, размеру или рисунку.

Если любите шить, можно сделать специально для вашего малыша текстильную книжку с аппликациями из разных тканей, липучками, шнуровками, пришитыми пуговицами. Тематика книжки может быть различая, в зависимости от пола ребенка.

Питание и сон

Режим сна и бодрствования у ребенка в 5 месяцев остается такой же, как и в прошлом месяце (см. 4 мес.). Для каждого малыша он индивидуален и зависит от биоритмов и темперамента: кто-то просыпается рано и так же ложится, а кто-то любит попозже встать и «гуляет» полночи. Малыши еще могут путать день с ночью, но многие дети уже спят по ночам продолжительней, чем днем, просыпаясь 1 – 2 раза.

Кормление пока остается без изменений (см. 4 мес.). Продолжайте кормить грудью или смесью по требованию.

В 5 месяцев допускается введение первого прикорма если:

  • У вас мало молока;
  • Ребенок плохо прибавляет в весе, капризничает, не наедается;
  • Его мучают боли в животике или запоры, редкий или скудный стул;
  • Он часто срыгивает (за сутки более 2-х раз или после каждого кормления).

Читаем: О первом прикорме и важная статья о режим дня ребенка в 5 месяцев

В любом из этих случаев проконсультируйтесь с педиатром, чтобы он определил, что причина действительно в недоедании и подобрал первый прикорм.

← 4 месяц                                                6 месяц →

Видео

Полный календарь развития ребенка в одной статье «развитие до года по месяцам» — http://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/razvitie-rebenka-do-goda-po-mesyatsam.html

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Вам также может понравиться

razvitie-krohi.ru

Развитие ребенка в 5 месяцев: вес и рост

Пятый месяц жизни очень важен для становления малыша. Развитие ребенка в 5 месяцев ускоряется, в его жизни начинаются серьезные перемены. Родители радуются первым попыткам самостоятельного передвижения ползком и первым внятным словам. У многих уже проглядывает первый зубик. Появляется много новых физических навыков. Ребенок самостоятельно меняет различные позы, переворачивается, все увереннее управляет своим телом, а оно становится все крепче и послушнее.

Одновременно происходят значимые психологические открытия. Заметнее становятся признаки социальной адаптации малютки. Ему нравится узнавать родных, он понимает обращенный к нему тон и реагирует на него, учится общаться при помощи все более выразительных улыбок и лепета. В этот период закрепляются и совершенствуются ранее полученные навыки, и появляется много новых.

Физиология малыша на пятом месяце

Физическое развитие ребенка в 5 месяцев переходит на новую стадию. В этот период малютка подрастает и прибавляет в весе не так быстро, как раньше. Параметры роста пятимесячного младенца варьируются от 64 до 68 см. Это значит, что прибавка в росте составляет около 15 см с момента рождения. Вес к этому времени увеличивается примерно в два раза и находится теперь в диапазоне от 6 до 8 кг. В течение этого месяца он вырастет в среднем на 2 см и поправится на 0,7 кг.

Иногда в 5 месяцев ребенку удается опередить развитие: вес и рост могут превышать общие нормы. Причем по статистическим данным мальчики весят обычно на 0,6 кг больше, чем девочки, а рост их отличается от роста девочек на 2 см. Ребенок больше времени проводит не в состоянии сна, а активно бодрствуя в течение дня.

Новые навыки и умения на 5 месяце

Некоторым пятимесячным детям уже удается переворачиваться с живота на спину и наоборот. Как только они осваивают и закрепляют такое умение, к ним приходит мысль не останавливаться на достигнутом. Продолжаются попытки движений руками и ногами: по-пластунски, в лежачем положении, не отрывая животика от поверхности. Такие жесты больше напоминают плавание и предупреждают о том, что малыш в скором времени должен поползти. В этот момент следует быть особенно осторожными и не оставлять ребенка на открытой поверхности даже на небольшой высоте, ведь падение хотя бы с 30 см может его всерьез травмировать.

У него пока еще не получается сидеть без поддержки, зато младенец удобно будет чувствовать себя в полусидячей позе, например, в детском стульчике или просто в подушках. Для него это будет самое лучшее положение для поддержки спинки. Более того, ему уже так сильно хочется попробовать себя в роли взрослого, что если взять его руками под мышки в вертикальном положении, он будет упираться прямыми ножками в пол, да еще и перебирать ими, имитируя ходьбу. Если малыша, находящегося в положении лежа, взять за руки, то он сам подтянется за них и будет удерживать голову, не давая ей запрокинуться назад. Движения эти пока рефлекторные, но малыш их закрепляет в памяти и повторяет позднее уже осознанно.

Навыки координации движений

Особенности развития ребенка 5 месяцев заключаются в совершенствовании двигательных навыков. В 5-тимесячном возрасте у крохи уже получается крепко сжимать кулачки, ловко завладевать погремушкой или пальцем мамы, удерживая их двумя руками, приближая к своему лицу, а также перекладывать из одной руки в другую. Стремление к взрослению проявляется в умении самостоятельно удерживать бутылочку с водичкой или смесью, что доставляет огромное удовольствие малышу, следящему за одобрительным взглядом мамы.

Лежа на животе, малютка сам умеет приподниматься на локтях и твердо удерживать головку. Таким образом, нормы развития ребенка в 5 месяцев заключаются в следующем:

  • ему очень хочется встать на ножки, а при поддержке он сможет продержаться несколько минут в вертикальном положении;
  • он может долго находиться в полусидячем положении, у него получается самостоятельно садиться, подтягиваясь с помощью рук;
  • может сознательно захватывать предметы и удерживать их двумя руками;
  • живо переворачивается на бочок, а также с живота на спину и обратно;
  • он долго издает певучие звуки и наслаждается, прислушиваясь к ним.

Совершенствование ловкости рук

Малыш развивает и совершенствует сноровку, как приподнимать голову и плечи, лежа на животике. Точка опоры перемещается у него с локтей на кисти, а время, которое он способен продержаться в этой позе, увеличивается с 1 минуты до 5 минут, тем более что с такой позиции ему гораздо интереснее разглядывать мир вокруг.

Нового уровня достигает и регуляция движений. Жесты рук теперь координируются с помощью зрения: ребенок точно может дотянуться до интересующего его предмета, независимо от направления и расстояния.

Развитие ребенка на 5 месяце жизни позволяет почувствовать изменение в мелкой моторике рук: малыш долго удерживает предмет, берет его у взрослых, перекладывает из одной руки в другую, нажимает на кнопки. Мамина помощь в овладении новыми движениями заключается в массаже ладоней, тренировке со сгибанием и разгибанием пальцев, совместных играх с погремушками и другими яркими интересными предметами.

Ребенка начинает интересовать собственное тело, что проявляется в ощупывании своих конечностей. Со стороны это выглядит смешно, но нормально для их возраста, не стоит стараться остановить ребенка, наоборот, надо прокомментировать, как называются эти части тела.

Сколько спит ребенок в 5 месяцев

Ребенок в 5 месяцев уже подрос, его развитие и режим меняются. Здоровый младенец в возрасте 5 месяцев, если он хорошо поел и его ничего не беспокоит, может проспать ночью в течение 10 часов, не просыпаясь для ночного кормления. Чтобы получить такой результат, мать старается обеспечить рационально организованный дневной покой своей малютки. Для этого ей следует разбить дневной сон на три 2-хчасовых промежутка.

Первый раз укладывают ребенка по окончании 2-х часов утреннего бодрствования. Лучше всего провести это время на прогулке, потому что именно утром сон на свежем воздухе, особенно при благоприятной погоде, пойдет малышу на пользу. Второй раз кроху укладывают спать после обеда, и снова это можно совместить с прогулкой, особенно в теплое время года. Третий раз приходится уже на вечер.

Современные педиатры рекомендуют придерживаться именно такого режима сна для пятимесячного ребенка, считая его разумным. При условии, что малыш уснул слишком крепко и проспал больше 2-х часов, его надо бережно разбудить, чтобы не нарушить устоявшийся распорядок дня. То же самое следует делать, если он проснулся раньше, чем через 2 часа: уложить его в привычное время.

Режим сна и бодрствования зависит от характера и условий жизни. Иногда младенцы даже могут перепутать день с ночью, но если правильно организовать режим, маме будет легче справляться с воспитанием ребенка.

Питание в 5 месяцев

В этот период происходят изменения в режиме дня младенца, поэтому рекомендуется перевести его с шестикратного кормления на пятиразовое, соблюдая днем промежутки между ними в 4 часа. Норма питания составляет уже около литра молока в день. Малыш не дремлет во время приема пищи, а активно насыщается.

Теперь ему уже не требуется материнская грудь для убаюкивания. Наступает удачное время, чтобы отучить его от привычки засыпать во время сосания груди, поэтому дневной сон рекомендуется начинать укачиванием, а не кормлением. Только перед ночным сном надо как следует накормить ребенка. Для него это будет не только получение питания, но и возможность успокоиться, в результате малютка будет крепко спать ночью.

Получающим грудное молоко пятимесячным детям еще не требуется прикорм, им хватает тех полезных веществ, которые они получают с молоком матери. Если малышу не хватает маминого молока и он капризничает, плохо набирает вес, его следует переводить на смешанное вскармливание, используя при этом сначала безмолочные каши, а спустя какое-то время и молочные. Каши могут быть рисовыми, гречневыми, кукурузными. В рацион детей, находящихся на искусственном вскармливании, прикорм был введен уже в четырехмесячном возрасте.

До 5-тимесячного возраста малыш питался только жидкой пищей. Но в пять месяцев кроха может кушать гомогенизированное негустое детское пюре, и большинство мам уже начинают добавлять его в рацион ребенка, хотя педиатры советуют подождать с введением прикорма до следующего месяца.

Вводить новые продукты в меню детей нужно по одному и осторожно, обязательно наблюдая за его стулом и кожей. Если появилась сыпь, изменился цвет кала, то новое питание необходимо отменить.

Режим питания не изменился. В пятимесячном возрасте допустимо вводить прикорм в случаях, когда:

  • у мамы не хватает молока;
  • малютка плачет, недостаточно прибавляет в весе;
  • его беспокоит живот;
  • мало пачкает памперс.

В таких случаях нужно получить консультацию педиатра. Он должен определить диагноз и посоветовать нужный прикорм.

Психическое и умственное развитие

Пятимесячному ребенку уже отлично известно его близкое окружение, заслуживающее доверия, он прекрасно отличает своих от чужих, к которым начинает демонстрировать недоверчивость, поэтому согласится пойти на руки не к любому, кто его позовет.

У малыша прекрасно получается различать интонацию говорящих людей. Ласковый тон вызывает у него улыбку, а сердитый голос может привести к плачу. Если раньше все свои чувства он мог разделить только на комфорт и дискомфорт, то теперь возникает множество новых оттенков: возбужденность, удовольствие, опасение, грусть, тревога.

Болтовней кроха может выражать различные просьбы. Он умеет демонстрировать неудовольствие, если его что-то не устраивает. Его раздраженный крик выразит протест, когда у него заберут заинтересовавшую его погремушку или положат в кроватку, а ему хочется еще поблаженствовать на ручках у мамы.

Большой окружающий мир открывается для малыша, и он пытается изучить все предметы не только визуально, но и на ощупь, а заодно и на вкус. Когда игрушка почему-либо перестает интересовать младенца, он может ее уронить и забыть о ней. Буквально месяц назад любая вещь, попавшая в руки крохи, сначала оказывалась во рту и обследовалась на вкус, а потом уже подробно рассматривалась. Но сейчас первым делом ребенок вертит ее, разглядывает со всех сторон, даже трясет, и только потом отправляет в рот.

Слух малютки в этот период настолько тонкий, что он вертит головой, в попытке обнаружить первоисточник даже самого тихого шороха. Практически все малыши обожают ритмичную музыку и активизируются, услышав оживленную жизнерадостную мелодию.

Развитие речи

В пятимесячном возрасте ребенок пытается подражать разговору взрослых, в частности интонации. Продолжается формирование и совершенствование речи малютки, который расширяет объем произносимых гласных и согласных звуков, целых слогов, экспериментируя с их комбинациями.

Такой лепет образуется иногда частыми, неоднократными воспроизведениями повторяющихся слогов. Эти детские словечки еще не имеют пока никакого смысла, но уже радуют родителей. Восторженная реакция окружающих будет побуждать малютку снова повторять сочетания звуков, которыми ему удалось привлечь внимание и одобрение родителей. А иногда ему нравится разговаривать самому с собой.

Игры

В плане общения малыш уже начинает динамично взаимодействовать со взрослыми. Он сам предлагает и охотно поддерживает общую игру, например, может бросить игрушку, чтобы мама ее подняла и вернула ему. Психологическое значение игры заключается в подсознательном закреплении у ребенка стабильности его положения в мире и в семье. Это очень весомый фактор: формируется доверие к окружающим, которое помогает гармоничному личностному развитию.

Все ребятишки обожают популярную игру в «ку-ку», без которой не вырос ни один младенец, и которая сильно влияет на отношения мамы и малыша. Это для него значимое доказательство материнской любви – мама думает о нем и разыскивает его. Нравятся малышам игры, связанные с воспроизведением звуков разных животных. Для всестороннего формирования крохи ему будут необходимы несколько красочных игрушек, желательно звучащих.

Умный и любопытный пятимесячный малыш уже постиг значение таких слов, как «нельзя», умеет откликаться на слова «дай», «на», «иди ко мне». Восторги малыша вызывают двигательные игры, когда его подбрасывают в воздух, держа под мышки.

Рекомендуется читать деткам книжки, показывать картинки, рассказывая стишки и потешки. Желательно продолжать знакомство ребенка с наименованиями разных домашних предметов при осмотре помещения с малюткой на ручках, а также с физическими свойствами вещей, предлагая их потрогать.

Гимнастика

В этот период все педиатры советуют не забывать о массаже и гимнастике. Это требует всего нескольких минут, но дает очень ощутимый эффект. Малыш постигает основы управления своим телом. Для обучения ползанию, крохе необходимо пространство. Упражнение заключается в том, что под пятки ему подставляют взрослую ладонь, чтобы можно было от нее оттолкнуться и продвинуться вперед.

Некоторые родители обучают своих деток плаванию, которое много дает для здоровья ребенка и ускоряет его развитие. Систематические плавательные тренировки расширяют легкие, улучшают координацию движений. Тренированные детишки быстрее становятся на ножки и начинают бегать. Чтобы малышу нравились занятия плаванием, процедура должна ограничиваться 10 минутами, а само занятие превратиться в занимательную игру.

Существует много комплексов упражнений для малышей. Все они направлены на развитие опорно-двигательной системы, больше всего на укрепление спинных мышц, потому что в скором времени крохе предстоит учиться сидеть. Такие занятия требуют ежедневно от 20 до 30 минут. Желательно сопровождать их ритмичной музыкой или счетом для формирования чувства ритма.

Развитие недоношенного ребенка в 5 месяцев

Процесс развития ребенка, родившегося раньше срока, зависит от уровня его недоношенности. Очень важную роль в его развитии играет любовь и преданность родителей.

Развитие недоношенного ребенка в 5 месяцев начинает выравниваться. К 5 месяцу у недоношенных детей исчезает спастический тонус конечностей, который пугал в первые месяцы. Приходит время начинать общаться с ним и развивать. Малыш уже умеет реагировать на звуки, поворачивать голову в их сторону, узнавая их источник. Движения становятся более осмысленными. Младенец начинает издавать различные звуки, интересуется окружающими, на лице у него появляется улыбка. Хорошее настроение проявляется веселым смехом. Он может захватывать интересную для него игрушку руками.

Недоношенный малыш требует гораздо больше внимания и заботы от родителей, только в этом случае он постепенно догонит своих ровесников.

Пятимесячный ребенок продолжает освоение инструментов общения: он улыбается, смеется, лепечет. Все это становится более выразительным, наполняется смыслом. Его движения все более активны и маневренны: он может перевернуться, стремится подтянуться в сидячее положение, свободно вертит головой и удерживает ее, рассматривая что-то интересное.

Пять месяцев – это время, когда закрепляются и совершенствуются уже полученные раньше умения и происходит переход на новую стадию, позволяющую ребенку сидеть и ползать.

pups.su

Развитие в 5,5 месяцев: что должен уметь ребенок, питание, рост и вес (видео)

Быстрое созревание детей в первый год жизни приводит к тому, что к 5,5 месяцам малыш приобретает уже достаточно много полезных умений и навыков, которые продолжают свой интенсивный рост и дальше. Главное достижение состоит в том, что значительно расширяется кругозор ребенка, он тянется к общению со взрослыми, пытается с ними общаться при помощи звуков, да и сами родители уже видят значительные изменения, произошедшие в этот период. Какими достижениями карапуза могут похвастаться родители?

В первые месяцы жизни малыша каждая неделя приносит новые радости и умения. Период 5,5 месяцев сопровождается интенсивным развитием и познанием окружающего мира

Физические достижения малыша

Физически малыш 5 с половиной месяцев быстро растет. Нормативы физических показателей малыша представлены в таблице, которая поможет родителям узнать, каковы средние рост и вес, правильно ли развивается их кроха.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: с чего начинать прикорм на грудном вскармливании в 5 месяцев?
Рост в смВес в кгОкружность головы в см
Мальчики61,7-70,16,0-9,340,1-45,0
Девочки59,6-68,55,4-8,838,9-44,0
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: режим дня 5-месячного ребенка на грудном вскармливании

Иногда родители, замечая достижения детей в двигательной активности, начинают форсировать события, пытаясь надолго усадить малыша, обкладывая его подушками. Делать это пока рано, так как мышцы еще не окрепли, и можно нанести вред ребенку. Специалисты обращают внимание на то, что вначале ребенок овладевает ползанием, а уж потом садится. Можно посоветовать маме ненадолго высаживать ребеночка в детский стульчик, чтобы разнообразить движение.

В 6 месяц жизни у малыша начинают резаться зубки, что может причинять ему беспокойство, так как чешутся десны – от этого карапуз очень беспокоится, плачет. Взрослые помогут ребенку преодолеть этот непростой период, снять негативные ощущения, если предложат специальный прорезыватель для зубов. Их изготавливают из различных материалов: дерева, пластика, резины. Они бывают разной формы: круглые, овальные, с ручкой. Какой лучше ‒ выберет сам малыш, если ему предложить их несколько.

Специально разработанное приспособление поможет унять боль в деснах, поэтому рекомендуется запастись одним или несколькими еще до начала активной фазы прорезывания

Какие умения и навыки есть у крохи?

В возрасте 5,5 месяцев малыш уже много чего умеет. Наблюдая за своим ребенком, внимательные родители замечают, что он очень активен в приобретении новых умений и навыков. Достижениями малыша становятся следующие действия:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: лучшие развивающие игры для детей 5-ти месяцев
  1. Перевороты со спинки на животик и обратно.
  2. Подтягивание на руках, попытки сеть и ползти.
  3. Гуление, причем очень активное и мелодичное.
  4. В гулении могут узнаваться некоторые слоги: «ба», «па», «ма».
  5. Рассматривание окружающих предметов, проба деснами и зубками. В целях безопасности ребенка родители должны приобрести специальные детские игрушки.
  6. Узнавание взрослых, которые общаются с ним. Знакомые лица и голоса с радостью узнает, чужих боится, настороженно смотрит, выражая беспокойство.
  7. Может сосредотачиваться на предметах некоторое время.

Совет мамам: стоит активно поучить ребенка переворачиваться, если он еще не делает этого. Можно самим потренировать ребенка переворачиваться через прямую ножку и вытянутую ручку. Родители не должны беспокоиться по этому поводу, пока мама не обратится за консультацией к педиатру. Специалист назначит гимнастику и массаж, которые будут очень полезны для крохи, так как укрепляют мышцы и активизируют двигательную деятельность.

ИНТЕРЕСНО: здоровое развитие ребенка в 1,5 года

Для развития речевой активности и пополнения «словарного запаса» нужно больше разговаривать и общаться с малышом, тогда он будет удивлять своих родителей все новыми и новыми достижениями.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какими должны быть навыки у ребенка в 4 месяца?

Все о питании ребенка

Для малыша в 5,5 месяцев питание организуется так же, как и в предыдущем периоде. Находясь на грудном вскармливании и при питании молочной смесью, он кушает 5 раз в сутки. Ближе к 6-месячному возрасту можно подумать о прикорме, который пока активно не вводится в рацион крохи – в скором времени это уже будет необходимо сделать. Консультация педиатра в этом вопросе не помешает.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: чем нужно можно кормить ребенка в 5 месяцев?

Детям, находящихся на искусственном вскармливании, постепенно вводится прикорм в виде кефирчика или кашки по совету специалиста. Для более детального ознакомления с организацией прикорма малыша-искусственника в этом возрастном периоде можно изучить представленный примерный график кормления.

Режим кормления (рекомендуем прочитать: правильный режим дня месячного ребенка на грудном вскармливании)Рацион питания (прикорм)
6.00Молочная смесь или кефир
10.00Различные кашки (рисовая, кукурузная, гречневая, овсяная) 150 г, творог 40 г, яблочный сок 100 мл
14.00-14.30Овощной супчик 150 г или овощное пюре, заправленное растительным масло 150 г
19.00Молочная смесь или кефир 200 мл
22.30Молочная смесь или кефир 200 мл
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: рекомендованный педиатрами режим дня для 7-месячного ребенка Пять месяцев – самое время для ввода разнообразного прикорма, в том числе каш – незаменимого источника витаминов группы В

Какие игры и занятия можно предложить крохе?

Ребенок в этом возрасте активно бодрствует, что дает больше возможностей для общения и воспитания (см. также: каким должен быть режим дня 4-месячного ребенка?). Чтобы не упустить важные моменты в жизни малыша, взрослым стоит активно организовать малышу интересное бодрствование. В этом помогут развивающие игры и игрушки. Что можно предложить крохе?

  • Конечно же, это должны быть двигательные занятия – например, популярная игра в «прятки, или ку-ку», когда взрослый прячется под простынку, и зовет ребенка, а он весело смеется.
  • Можно разнообразить игру, спрятавшись за дверью или шкафом, закрыть глазки и лицо малыша его ручками. Такая простая забава нужна не только для общения, но и для умственного развития крохи. Она заставляет кроху активно включаться в игру, что пригодится ему в дальнейшем.

Какие игрушки могут его заинтересовать?

  • неваляшка музыкальная,
  • звенящие погремушки,
  • мячик с колокольчиком,
  • браслеты на ножки с колокольчиками,
  • пирамидки,
  • куклы бибабо,
  • сенсорный коврик.

Главное требование к игрушкам – безопасные материалы и своевременная гигиеническая обработка. Видео уроки помогут родителям уточнить, какие еще навыки желательно приобрести малышу для перехода на следующий возрастной этап в 6 месяцев.

vseprorebenka.ru

Ребенок 5 месяцев

  • Что умеет
  • Массаж
  • Развитие
  • Прикорм
  • Вес
  • Рост
  • Режим дня

В 5 месяцев дети умеют издавать различные смешные звуки. Первый лепет малыша становится предшественником развития речи и коммуникации. Младенец получает огромное удовольствие от пускания пузырьков из рта.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

Существуют навыки, которыми обладает средне статический малыш в 5 месяцев. Физическое и психическое развитие зависит от состояния здоровья ребенка. Недоношенный младенец отстает от нормы на 1-2 месяца. После года, они полностью догонят сверстников. Ниже представленный примерный список умений, которыми должен владеть доношенный младенец в данном возрасте.

В пять месяцев дети умеют

  • Крепко держать игрушку, тянутся за ней, издавать громкие звуки погремушкой;
  • Тянуть ноги ко рту, кусать пальцы ног;
  • Уверенно поднимать головку лежа на животике;
  • В положении лежа, выпрямлять руки вертикально;
  • Переворачиваться с животика на спинку и, наоборот, в обе стороны, или одну;
  • Учатся ползать (попытки).

Способности девочек

Девочка в 5 месяцев умеет произносить слога. Она плавно переходит от гуления к лепетанию. Имитирует речь. Пытается сама сесть. Сажать их рекомендуют после 7 месяцев. Организм малышки еще не окреп. Ранее сидение пагубно влияет на органы малого таза.

Навыки мальчиков

Мальчики в 5 месяцев по натуре подвижней от девочек. Он лучше ориентируются в пространстве. Следит за движущимся предметом, старается его поймать. Умеет сидеть. Хотя все же, желательно, поддерживать, чтобы не было большой нагрузки на позвоночник.

Гимнастика и массаж для пятимесячного младенца

С маленькими детками следует ежедневно заниматься зарядкой. Гимнастические упражнения развивают физические навыки малыша. Профилактический массаж укрепляет мышцы. Можно делать массаж самому, но, в начале, лучше обратиться к опытному детскому массажисту. Ниже предлагаем посмотреть видео:

Развитие ребенка в 5 месяцев

Пятый месяц жизни ребенка проходить в ярких красках эмоционального развития. Появляется выраженная реакция на общения со взрослыми. Кроха подарит ответную улыбку на нежный голос, но заплачет, услышав громкий строгий голос. Попытки перевернуться на живот становятся успешными. При гулении появляются согласные звуки: ма, па, ла. Горловые звуки похожи на пение. Пытается подражать, агукая в ответ.

Как развивать

5 месячный ребенок начинает активно исследовать окружающие предметы. У малыша появляется интерес к игрушкам для психического развития и моторики. Развивающие игры с младенцем должны быть направлены на изучение формы, цвета и звука. Среди игрушек появляются фавориты. Самыми любимыми станут:

  1. мобиль (музыкальная карусель);
  2. неваляшка;
  3. молоток с пищалкой;
  4. разные по цвету и звучанию погремушки.

Музыкальная карусель, подвешенная над кроваткой, перестает быть предметом пассивного наблюдения. При попытках дотянуться, схватить движущуюся фигуру, улучшается координация движений. Любимая игра — бросать на пол погремушки.

Развитие недоношенных детей

Для недоношенного младенца, который отстает в физическом развитии, пятимесячный возраст становится переломным. Начинается процесс «выравнивания». Показатели веса и роста приближаются к норме. К пяти с половиной месяцам, недоношенный ребенок должен уметь:

  • хорошо держать голову;
  • находить взглядом источник звука;
  • активно двигаться;
  • гулеть и агукать;
  • отвечать на улыбку.

Особенности развития носят субъективный характер. Отставая в одном, перегонит сверстников в другом.

Комаровский о развитии пятимесячных детей

Доктор Комаровский, комментируя пользу занятий физкультурой, массажа, посещения бассейна с детьми этого возраста сказал, что развитие малыша зависит от психофизиологического состояния мамы. Дайте ей выспаться, помогите сделать домашние дела. И тогда она подарит любовь и тепло, которую не заменит ни одна игрушка или дорогая процедура.

Первый прикорм с 5 месяцев

Многим родителям советуют в 5 месяцев начинать вводить малышу новые продукты, но ВОЗ утверждает, что ребенок не нуждается в прикорме, кроме материнского молока, до 6 месяцев. Грудное и искусственное вскармливание  полностью обеспечивает организм ребенка всеми необходимыми витаминами и минералами к данному возрасту.

Когда начинать давать прикорм

Ребенок проявит анатомические признаки готовности к прикорму, такие как:

  • интерес к еде;
  • должен держать голову прямо;
  • язык рефлекторно выталкивает твердую пищу. Этот рефлекс защищает от аспирации;
  • уметь проталкивать пищу в заднюю часть рта.
  • нижняя губа должна хорошо двигаться.

Желудочек ребенка должен созреть для прикорма и вырабатывать определенные ферменты.

Что можно давать пятимесячному малышу из еды

5 месячному ребенку можно дать (только одно из выбранных) чайную ложечку пюре из кабачка, цветной капусты, детские каши (овсяная, кукурузная, гречневая) и соки (яблочный). Эти продукты наиболее благоприятны для первого знакомства ребенка со взрослым питанием.

Сколько каши давать ребенку в 5 месяцев

Начинать давать каши нужно детям, которые плохо набирают вес. Молочные каши следуют давать, если мама уверена, что ее ребенок не аллергик, а так безмолочные. Начинать с чайной ложечки и смотреть за реакцией малыша, с каждым днем удваивая порцию. Заставлять кушать младенца нельзя. Каждый кроха будет по разному съедать количество каши в пределах 80-150 грамм.

Статья: все о начале прикорма.

Реакция организма ребенка на первый прикорм подскажет маме о правильности выбранного продукта и времени. Малыш выталкивает пищу языком, скорее всего, он не готов к прикорму. Не волнуйтесь, в кратчайшие сроки, он еще захочет попробовать.

Наш совет: готовьте огромный слюнявчик и приятного аппетита!

Сколько должен весить ребенок в 5 месяцев

Вес девочек (кг)

месяц очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий
4 4.4 5 5.7 6.4 7.3 8.2 9.3
5 4.8 5.4 6.1 6.9 7.8 8.8 10
6 5.1 5.7 6.5 7.3 8.2 9.3 10.6

Вес мальчиков (кг)

месяц очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий
4 4.9 5.6 6.2 7 7.8 8.7 9.7
5 5.3 6 6.7 7.5 8.4 9.3 10.4
6 5.7 6.4 7.1 7.9 8.8 9.8 10.9

Рост ребенка в 5 месяцев

Рост девочек (см)

месяц очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий
4 55.6 57.8 59.9 62.1 64.3 66.4 68.6
5 57.4 59.6 61.8 64 66.2 68.5 70.7
6 58.9 61.2 63.5 65.7 68 70.3 72.5
Рост мальчиков (см)
месяц очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий
4 57.6 59.7 61.8 63.9 66 68 70.1
5 59.6 61.7 63.8 65.9 68 70.1 72.2
6 61.2 63.3 65.5 67.6 69.8 71.9 74

Примерный режим дня ребенка в 5 месяцев

  • 6:00-8:00 Подъем. Завтрак. Утренние процедуры. Бодрствование;
  • 8:00-10:00 Сон. Возможна прогулка;
  • 10:00-12:30 Кормление. Время занятий гимнастикой и развивающими играми;
  • 12:30-14:30 Сон;
  • 14:30-17:00 Кормление. По распорядку активное время провождения.
  • 17:00-19:00 Прогулка с возможным сном;
  • 19:00-21:00 Вечерние спокойные занятия перед сном. Купание.
  • 21:30 Ужин. Спокойной ночи! Малыш дай маме отдохнуть хоть ночью…
Календарь развития ребенка до года:
  • 1 месяц
  • 2 месяца
  • 3 месяца
  • 4 месяца
  • 6 месяцев
  • 7 месяцев

enkid.ru


Смотрите также

Объявление

Если у Вас есть ещё какие-либо интересные материалы (тексты, фото, видео, аудио), связанные с творческой жизнью Людмилы Тумановой, поделитесь ими со всеми нами, её многочисленными поклонниками.

Обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону: 8-922-56-101-83