Ludmila Tumanova

Ребенок с игрушками


«Игры с игрушками как средство всестороннего развития ребенка»

Юлия Филимонова «Игры с игрушками как средство всестороннего развития ребенка»

Основными атрибутами детских игр являются игрушки различного вида, которые оказывают на него разноплановое, как позитивное, так и негативное, влияние.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия, с которыми надлежит ребенку.

Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи. Так, исследования Коссаковской Е. А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.

Н. К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития

Менджерицкая Д. В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.

Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Основная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.

Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако конкретно – исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр.

Е. А. Аркин заключает свое сравнение: устойчивость детской игрушки, ее универсальность, неизменность ее основных форм и выполняемых ею функций – очевидный факт, и, может быть, именно очевидность этого факта была причиной того, что исследователи не считали нужным останавливаться на нем или подчеркивать его. Странным должно казаться, что ребенок, рожденный и растущий в условиях культуры ХХ в., пользуется сплошь и рядом как источником радостей и орудием для своего развития и самовоспитания той же игрушкой, которая является достоянием ребенка, рожденного от людей, которые по своему умственному развитию близки к обитателям пещер, растущего в условиях самого первобытного существования. И эти дети столь отдаленных друг от друга эпох человечества проявляют свою глубокую внутреннюю близость тем, что они не только получают или сами создают спорные игрушки, но что еще более поразительно, тем, что делают из них одинаковое применение.

Изучение игрового поведения детей связанного с выбором игрушек, показало, что наибольшим успехом у малышей пользуются игрушки – животные В эксперименте игрушки, изображающие животных, избрали 74% детей. В 1,5 – 2,5 года выбирают игрушки мягкие, гнущиеся, из резины, поролона, ткани. Малыши очень любят изображения домашних животных, знакомых персонажей сказок, героев веселых потешек: собачку, кошечку, петушка и курочку, коровку и лошадку, свинку и овечку, уточку).

Ребята более старшего возраста (2,5 – 3 г.) любят играть с плоскостными моделями, изображающими животных. Значительно расширяется номенклатура для избирательности. Теперь малыш отдает предпочтение диким животным – «зверюшкам» (волк, лиса, медведь, кабан, заяц, тигр и т. д.). Привлекают и экзотические животные: слон, крокодил, бегемот «кашелотик – кашелот» и пр. У малышей первые простейшие знания о животных начинают складываться в результате неоднократного наблюдения за ними. Дети замечают, что у всех животных имеются глаза, уши, рот, лапы; они перемещаются в пространстве, едят и пьют; они живые.

Ребята более старшего возраста (2,5 – 3 года) любят играть с плоскостными моделями, изображающими животных. Значительно расширяется номеклатура для избирательности. Теперь малыш отдает предпочтение диким животным – «зверюшкам» (волк, лиса, медведь, кабан, заяц, тигр и т. д.). Привлекают и экзотические животные: слон, крокодил, бегемот «кашелотик – кашелот» и пр. У малышей первые простейшие знания о животных начинают складываться в результате неоднократного наблюдения за ними. Дети замечают, что у всех животных имеются глаза, уши, рот, лапы; они перемещаются в пространстве, едят и пьют; они живые.

Игрушка является важным фактором в психическом развитии ребенка. Игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к коллективным усилиям.

Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется.

Несомненно все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены. Особое внимание должно быть обращено на качество окраски игрушек. Потому что ребенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны никоим образом линять и пачкать рук. Следует, во всяком случае, избегать зеленых красок, в состав которых часто входят ядовитые вещества.

Игрушки требуют, как на этом настаивал Локк, известной дозировки, как в качественном, так и в количественном отношении. До года следует одновременно давать ребенку не более одной игрушки, от года до 2 лет ребенок может располагать одновременно 2 игрушками, затем, по мере того как увеличивается объем его внимания, способность к сосредоточению и определяются индивидуальные влечения, число игрушек может быть увеличено. Однако и в 4 года не следует помещать в поле зрения ребенка более 4–5 игрушек.

Характер игрушек должен меняться не только в зависимости от возраста, он должен меняться и в течение дня в зависимости от состояния ребенка и предшествовавшего времяпрепровождения.

В процессе изучения педагогической литературы по данному вопросу было установлено, что ни педагог ни родители не должны педантически регламентировать занятия детей с игрушками, не должны навязывать ему своих интересов и постоянно указывать, как следует обращаться с каждым предметом и какого его назначение.

Л. Г. Оршанский, отдавший так много любви и энергии изучению игрушки, вполне справедливо протестует против деспотичного стремления взрослых внести в фабрикацию игрушки, как и в игры, свои интересы, искусственную поучительность, оправдывающую их узко утилитарный взгляд на роль игрушки и игры. Можно сделать вывод, что и по отношению к игрушкам, как и по отношению к играм, ребенку должен быть предоставлен максимум свободы при постоянном, по возможности для него неощущаемости контроля.

Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности.

Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. Чтобы развитие ребенка было своевременным и всесторонним, игрушки следует тщательно отбирать. Человечество веками отрабатывало игрушки, которые наилучшим образом соответствовали бы возможностям ребенка определенного возраста и связанного с ним физического и психического развития.

Из всех видов игрушек, мягкая игрушка – самая поздняя. Мягкие игрушки прототипы различных животных, которые заботливые мамы шили своим чадам из лоскутков ткани, набивали ватой, украшали, используя различные навыки рукоделия, вязание и вышивку, появились в XIX в. В конце XIX в. широкое развитие получило кустарное производство мягкой игрушки в промышленных масштабах. Сначала ХХ в. начался бум в производстве мягких игрушек и возник феномен плюшевого мишки, потому что повсеместно во всем мире, самой любимой игрушкой детей и даже взрослых, стал плюшевый медвежонок. Мягкая игрушка популярна и сегодня в XXI в., несмотря на технический прогресс. Сегодня дети играют в компьютерные игры, обожают покемонов и Ферби, но самым верным другом остается потрепанный плюшевый, такой любимый Мишка.

Мягкие игрушки играют особую роль для дошкольника; они оказывают влияние на его эмоциональное и нравственное развитие. Ребенку сначала во всем помогает взрослый, у которого он учится наделять куклу определенными положительными качествами. Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению, и она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Мягкая игрушка выступают в качестве заместителя идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой, игрушке возникает у каждого дошкольника – не только у девочек, но и у мальчиков. Мишка, обезьянка, собачка и др., – объект для общения во всех проявлениях ребенка, партнер по общению в игре. У каждого нормально развивающегося ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый ребенок по-своему привязывается к своей игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.

Исследованиями было установлено, что фактура материала, из которого сделана кукла или зверюшка, играет значительную роль. Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать к игрушечной зверюшке положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие и сорадость. Важное значение имеет также соотношение размеров головы и тела игрушки. Установлено, что определенная пропорция фигуры вызывает покровительственное отношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверушки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза – такие признаки облика игрушки рождают у ребенка прилив нежных чувств.

www.maam.ru

Как выбрать игрушки для развития детей: советы опытной мамы

Мама двоих детей и автор блога о развивающих игрушках Toys are tools Джен Чои рассказывает, почему родители покупают игрушки, которые не развивают детей.

Давным-давно у моего сына были проблемы с речью и мы регулярно приглашали к нему логопеда. Он приходил несколько раз в неделю, приносил с собой огромный мешок разных игрушек, которые поочередно доставал оттуда и использовал, чтобы мой малыш заговорил (там были совершенно обычные кубики, мячики и конструктор). Я внимательно наблюдала, как каждый предмет в руках профессионала становился инструментом развития.

Насмотревшись, как проходят занятия, я тоже решила обзавестись такими игрушками, чтобы самостоятельно заниматься с сыном. Я побежала в ближайший гипермаркет товаров для детей. И что вы думаете? Вышла оттуда через 5 минут с пустыми руками.

То, что там продавалось, совсем не годилось для развития. Игрушки, напичканные разными эффектами: они говорили, пели, танцевали. Логопед объяснил мне, что такие «девайсы» не развивают в ребенке ровным счетом ничего. Они выгодны только родителям, которые хотят, чтобы ребенок от них отвязался. Достаточно дать крохе поющую куклу или машину — и он будет сидеть с ней, словно загипнотизированный… Некоторые родители думают: «Да это же здорово, что ребенок так увлечен игрой». Нет, не увлечен. От взаимодействия с такой игрушкой эффект такой же, как от компьютера или телевизора. Зато мама может спокойно вымыть посуду или проверить e-mail… Выбор за вами.

Идея раннего развития очень популярна среди современных родителей. Для этого надо с пеленок инвестировать в детское образование. Инвестировать в первую очередь заботу и внимание родителей. И покупать нужно такие игрушки, чтобы они требовали вовлечения в игру и ребенка, и взрослого.

Когда вы стоите у прилавка с игрушками, задайте себе вопрос: что ребенок сможет сделать с этим предметом? Если ответ будет «нажимать 2-3 кнопки и слушать песенку», проходите мимо. Для развития малышу необходим деятельностный подход.

Мы должны играть со своими детьми. Ведь в игре мы прорабатываем модели отношений, с которыми малыш столкнется уже во взрослой жизни.

В больших супермаркетах игрушек хоть отбавляй. Но, к сожалению, большинство из того, что предложено, находится там с одной целью — удивить родителя, который клюнет на многофункциональность игрушки и купит ее. Пластиковые кубики с цифрами, деревянные с буквами. А есть сразу с цифрами, буквами и животными. Глаза разбегаются…

Задумайтесь, как играет в кубики трехлетка. Он ставит их друг на друга так, чтобы они не падали, а потом рушит пирамидку. Таким образом, он развивает мелкую моторику, концентрацию внимания, учится понимать, что такое часть и целое. А теперь вопрос: зачем ребенку на этих кубиках цифры и все остальное? Ему легче сосредоточиться и выстроить игру с простыми материалами (например, деревянными или пластмассовыми фигурками), чем с предметами, на которых много отвлекающих картинок.

Приобретите несколько наборов кубиков разной величины. Из-за разного размера малыш будет вынужден брать их разными пальцами, что отлично подготовит руку к письму.

Родители всегда хотят от своего ребенка большего. Этот подход неверный. Я смотрела, как логопед работал с моим сыном, и сделала одно важное наблюдение. Он всегда позволял ему сначала познакомиться и самому исследовать игрушку. Логопед проговаривал все то, что сын делал с игрушкой. Потом рассказывал, что делает он. Какие-то простые задания он дал сыну тогда, когда увидел, что он готов к ним. При этом он никогда не торопил моего мальчика, был к нему терпелив, никогда не делал за него. Даже если какое-то упражнение занимало много времени.

Для работы он использовал магнитные конструкторы (с дополнительными деталями — колесами, пропеллерами, светящимися блоками), которые подвигают малыша к экспериментам и социальному взаимодействию. Играя в них вместе с родителями и друзьями, ребенок формирует навыки общения, развивает речь. Кроме этого, геометрические строительные блоки развивают у малышей чувство симметрии, пропорции, умение распознавать объемные и плоские фигуры. И все это через игру! С помощью магнитного конструктора можно познакомить ребенка с компонентами природы (снежинка, молекула углерода и даже ДНК).

Наиболее частый вопрос, который я получаю от читателей своего блога: «Что делать, если ребенок больше не хочет играть с игрушкой?».

Конечно, в наш век мы привыкли покупать много лишних вещей, и детские игрушки не исключение. Нужно немного ограничить себя в потреблении (не только детских товаров).

Нежелание играть может быть вызвано не только перенасыщением, но и обыкновенным отсутствием вдохновения. Вспомните себя: бывает музыка, которую вы слушаете, когда у вас определенное настроение… Так же и ребенок не всегда хочет играть даже с самой интересной, красивой и развивающей игрушкой.

Попробуйте подойти к этой проблеме с другой стороны. Когда я вижу, что мои дети игнорируют любимые игрушки, я просто начинаю играть с ними сама. Я даже не приглашаю их присоединиться ко мне, но они всегда это делают. Они садятся рядом и говорят: «Мама, смотри, что я придумал!» Вдохновение возвращается — без каких-либо разговоров, нравоучений. Все, что вам нужно сделать — самим заинтересоваться этой игрой. Вот увидите, это сработает!

Источник

letidor.ru

Дети и игрушки. Как отношение ребенка к игрушкам влияет на взрослую жизнь

Понаблюдайте, как ведет себя ребенок с игрушками... Такое поведение влияет на его взаимоотношения с внешним миром и отношение к деньгам в будущем.

Что должны знать родители, формируя у ребенка отношение к игрушкам:

  • Игрушки - это ресурс ребенка. Для взрослых ресурс деньги, для ребенка же игрушки. Дети должны сами решать, как им обходиться со своим ресурсом. Делиться им или нет. Задача взрослых научить ребенка взаимоотношениям с другими детьми, в том числе и как обходиться с игрушками, но не заставлять подчиняться воле родителей.
  •  
  • Через игрушки ребенок выстраивает свои взаимоотношения с внешним миром. Если ребенку нельзя получить желаемую игрушку, в будущем это будет расценено им, как запрет на изобилие. Фразы “У тебя и так много игрушек”, “Нет, я не разрешаю новую игрушку покупать”, “Ты можешь выбрать только одну игрушку в месяц” и т.д. - способствуют тому, что ребенок принимает ограничение. Оно укореняется внутри него и неосознанно будет звучать в голове “Хватит, у тебя уже есть, тебе  достаточно”. Это внутреннее ограничение, сформированное в раннем детстве, мешает взрослому получать желаемое и достигать большего.
  •  
  • Заставляя ребенка делиться, вы, в первую очередь, заботитесь о своем облике, о том, чтобы быть хорошими в глазах других, не думая о благополучии ребенка. “А то как же так? Мой ребенок жадина, это ж значит я плохая мать.” А заставив своего ребенка отдать игрушку другому на площадке, репутация налажена - официально хорошая мать. Знакомо? Игрушки - ресурс ребенка, это его право - делиться ими или нет. Это не значит, что ребенка нужно растить с позиции жадности, воспитательная работа остается на стороне родителей. Но рекомендовать и разъяснять ребенку, как он может поступить и что взамен ему дадут новую интересную игрушку - это одно, а заставлять его - другое.
  •  
  • Если ребенок отбирает игрушки у других. Не говорить ребенку твердое “нельзя брать”. Научите его меняться, договариваться, получать желаемое через коммуникации. А не просто запрещать, ограничивая ребенка, без разъяснений. Это “нельзя” выйдет за пределы детской площадки и укоренится в его голове.
  •  
  • Запрет на покупку новых игрушек или правило покупки по принципу “раз в месяц”. Не стоит вводить шаблоны, так вы формируете у ребенка ограничивающее убеждение. Запреты только усугубляют ситуацию, ограничения лишают стремления к большему. Взрослый, который получал в детстве желаемое, считает, что он многого достоин и оно по праву его.  Он действует, ожидая результата и отдачи. И наоборот, взрослый, который вырос в ограничениях, не ждет ничего большего, и даже получая большее, чувствует себя не комфортно, желая кому-то отдать или поделиться “лишним”.

Конечно, у каждого правила есть исключения, и все же стоит ребенку с детства помогать формировать такие убеждения, которые в будущем будут способствовать его благополучию.

Как быть с тем фактом, что количество игрушек в доме значительно возрастает? Игрушками, которыми ребенок не играет или которые уже не соответствуют его возрасту, можно предложить поделиться с другими, сделать благородный поступок. Поделиться тем, что ему уже не надо, поделиться своими ресурсами с теми, кто нуждается или более в них заинтересован, например, детками из детдома, интерната или из многодетных семей. А может у ваших знакомых есть дети меньшего возраста?... Место старых игрушек в будущем займут новые. Как правило, дети спокойно соглашаются на это и бегут перебирать свои игрушки, решая что оставить, а чем поделиться. Если все же ребенку тяжело дается эта задача, не стоит на него давить. Пусть вначале он отложит одну-две игрушки, через неделю вернитесь снова к сортировке. Ему проще будет выделять по несколько игрушек из своей “коллекции”, чем расстаться сразу со многими.

А как же тот факт, что потакая желаниям ребенка, его можно избаловать? Используйте свою мудрость и знания. Разговаривайте с ребенком, объясняйте ему, помогайте познавать мир и учите радоваться жизни и тому, что у него есть. Если не замещать потребность в любви игрушками и не потакать сиюминутным капризам ребенка, то вам вряд ли удастся его избаловать.

Если игрушек очень много, когда практически вся комната заполнена игрушками. Уберите часть из них, спрячьте от глаз ребенка. Оставьте только те игрушки, которые ребенок выберет себе для игры. Когда они ему надоедят, дайте ребенку возможность выбрать новые. Так желание новых игрушек будет менее сильным, а потребность в новизне будет перекрываться за счет “забытых”, хранящихся отдельно. Тем не менее, все они его и он их законный обладатель. Конечно, маркетинг работает достаточно хорошо и периодические вспышки с желанием купить новую игрушку будут возникать, но их количество значительно снизится. Меняйте игрушки по просьбе ребенка или когда видите, что другие ему уже надоели и интерес к ним ослабел.

И еще, начните активно работать над собой, меняя свое поведение и отношение к вещам.  Вы слышали о зеркальных нейронах?  Это нейроны головного мозга, которые возбуждаются, как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим людьми. Гипотетически механизм зеркальных нейронов создан эволюционно для ускоренной адаптации детёныша, опираясь на авторитет родителя, доверие к нему. И несмотря на то, что ученые еще продолжают изучать зеркальные нейроны, и определять их влияние на человека, поведение родителей дети копируют достаточно быстро и четко. А ограничивающие убеждения, навязанные ребенку родителями, меняют его мировоззрение. Задумайтесь над тем, какое будущее вы ходите для своего ребенка и каким должно быть ваше поведение и отношение к вещам уже сейчас.

Также стоит помнить, формируя у ребенка отношение к игрушкам, о голосе мамы в его голове в будущем,. Если этот голос постоянно говорит “нельзя”, “тебе это не нужно”, “я сказала нет”, “хватит с тебя того, что есть” и пр., каким будет будущее у этого уже взрослого ребенка? Жизнь в запретах и отказах, другими словами “тебе достаточно того, что у тебя есть”.

Вспомните, какими были ваши отношения с игрушками? Какой голос вы слышите в своей голове?  Что родители разрешали, а что запрещали? Как это отразилось на вашей взрослой жизни?

Помните: от того, какими есть отношения у вашего ребенка с игрушками сейчас, зависит то, каким будет благополучие ребенка в будущем, будет ли он разрешать себе изобилие и чувствовать себя достойным больших средств.

Фото - Bru-nO

Как научить ребенка убирать свои игрушки?

Как научить ребенка одеваться самостоятельно?

mybabe.info

Узнай, кем станет твой ребенок, по игрушкам, в которые он играет

То, с чем играет твой ребенок, может определить его судьбу. Стоит ли отнимать у мальчика помаду и автомат Калашникова?

Гай Серегин

18 апреля 2014

Пока остается открытым вопрос: выбирает ли ребенок игрушки исходя из собственных, пока скрытых, предпочтений или эти предпочтения возникают как раз оттого, что ему чаще всего покупают игрушки именно данного вида.

Психологи в целом дают утвердительный ответ на оба варианта. С их точки зрения, человек составляет представление об окружающем мире и своем месте в нем довольно рано: к пяти-шести годам его мировоззрение уже фактически сформировано. Это именуется термином «импринтинг». Именно благодаря импринтингу большинство людей так консервативны. Вот как все происходит.

Новорожденный появляется на свет совершенным инопланетянином и доверчиво принимает условия новой игры. «Ах, вот как у вас тут все интересно устроено! Собачка говорит «ав-ав», киса говорит «мяу-мяу», а папа говорит «Дайте мне яду и пять минут покоя». По небу плывут белые подушки, в лесу растут елки и живут медведи, дворник дядя Петя смешно пахнет, а девочек нужно бить лопаткой по голове, потому что они дуры и ябеды». Пять-шесть лет знания о мире текут в нашу голову широким потоком, после чего мы говорим: «Ну хватит, я понял все ваши странные правила, давайте же теперь играть по-настоящему!» Отныне все новые идеи с трудом будут встраиваться в прочную систему базовых, импринтинговых знаний. Роль, которую в этих базовых знаниях исполняют детские игрушки, огромна. Именно их дети используют в качестве моделей для проверки поступающих сведений. Катая зайку на паровозике или расстреливая огнедышащих мокрожаборогов из лазерной рогатки, ребенок создает сценарии своих действий в любой возможной в будущем ситуации. Так что весь этот разноцветный хлам с отломанными ногами в его комнате — это огромная лаборатория, в которой дитя конструирует свою биографию.

Теоретически (учти, гарантий мы не даем!) ты можешь повлиять на этот процесс, приобретая ребенку те игрушки, которые будут вести его в желаемом тебе направлении. Чтобы было понятно направление, мы провели от каждой игрушки стрелочки в сторону того, кем может стать твой ребенок, если он увлекается именно этой штукой. Заметь, мы проявили гуманность: в целом положительных вариантов развития событий у нас несколько, а неприятный приговор — только один.

Любовь ко всему, что на колесиках и умеет быстро делать «вжик-вжик», появляется неспроста. Это ответ на внутренний протест, который ребенок испытывает из-за необходимости существовать в столь жалком, медлительном и неуклюжем теле. Это тело не умеет летать, ему нужно то какать, то писать, а если оно врежется в стенку с разбега, то потом долго будет плакать. Кроме того, оно такое маленькое, а все взрослые вокруг здоровые и крутые. Новость о том, что мы умеем совершенствовать наши чахлые тела при помощи машин, приводит ребенка в восторг: отныне он может часами ползать по полу, катая перед собой самосвал размером с крысу и издавая звуки ревущего мотора (очень похожие). Известный американский детский психолог Джон Холт советует родителям маленьких автолюбителей уделять больше внимания детскому спорту. Такой «комплекс физической неполноценности», если машинки сами с ним не справятся, может привести к ряду психологических проблем во взрослом возрасте. Например, к маниакальному стремлению накачать гору мышц или прокачать своего виртуального супердвойника до 80-го уровня. Кстати, любовь к машинкам с детства — это чисто мужское. Девочки куда спокойнее относятся к игрушечным автомобильчикам, потому что большинство из них не слишком беспокоится о недостатке собственной мощи, а спокойно сидит на ручках у папы и показывает пальчиком, что нужно сделать, кого достать со шкафа и какую бяку прогнать.

Оружие

Не важно, шпага это из швабры, лук из березы или настоящий огнемет из лучшего китайского пластика. В любом случае это волшебная палочка для мгновенного уничтожения проблем. Нервные мамы очень любят рассказывать по телевизору, какая это глупость — дарить детям оружие, пусть даже игрушечное, и развивать в невинных крошках агрессию. Их можно успокоить: агрессивным детям оружие ни к чему. Агрессивные дети дерутся кулаками и первыми подвернувшимися под руку предметами, не воображая, что табуретка у них в руке, — это пылающий магический Эскалибур. Больше всего игрушечное оружие любят как раз дети неагрессивные, зато обладающие богатой фантазией, которая мгновенно переносит их из детской на далекие планеты, в криминальные районы или в кровавое прошлое, где они играют в борьбу за выживание. Как и машинки, пистолетики и пулеметики свидетельствуют о том, что ребенок не очень уверен в том, что выиграл бы в такой борьбе, случись она по-настоящему. В будущем он не будет ввязываться в проблемы, зато с удовольствием понаблюдает за ними со стороны, рассуждая, как это все можно было бы замечательно решить.

Солдатики

Глядя, как твой сын расставляет свои многотысячные полки (от былинных дружинников на правом фланге до дивизии «Мертвая голова» в арьергарде, по соседству с индейцами), не торопись гордо думать, что у тебя растет будущий Суворов. Вероятнее всего, у тебя растет будущий бухгалтер. Чтобы расстрелять всю эту орду за минуту из пластмассовой пушки, ее нужно битый час расставлять. Но в этом-то и вся прелесть. Склонность к систематизированию фактов, к собирательству и коллекционированию, к различению объектов по мельчайшим деталям и объединению их в группы по различным характеристикам говорит об уме последовательном, стремящемся к накоплению сведений. Эти качества полезны и в науке, но особенно они востребованы в юриспруденции, статистике, управлении финансами и т. д. Правда, имей в виду, что без достаточных мотиваций (допустим, в виде кучи родительских денег, потраченных на его образование) такой систематизатор вполне может удовлетвориться карьерой отливщика серийных болванок на каком-нибудьзамшелом заводе. Лишь бы они получались такими восхитительно аккуратными.

Кукла

Это одна из самых сложных, важных и даже в чем-то опасных для ребенка игрушек. Мальчики обычно редко любят ими играть, особенно потому, что с младенчества им внушают: эта штука только для девчонок, а мужчине возиться с куклами стыдно. Тем не менее, если твой сын восхищенно застыл перед стойкой с Барби или пупсиками, не спеши бежать за валерьянкой.

«Ошибочно считается, что девочками, играющими в куклы, движет материнский инстинкт, — пишет сследовательница детской психологии, автор книги «Окна в мир ребенка» Вайолет Оклендер. — Девочка, беседующая с куклой, занимается прежде всего самоанализом, исследованием своей сущности и природы человека вообще». Кукла — это модель человека, в том числе самого ребенка. И именно поэтому куклы-девочки вызывают меньше интереса у мальчиков своей явной половой неидентичностью.

Зато мальчик проводит подобные психологические манипуляции с солдатами, бравыми космонавтами и отважными ковбоями. Поэтому очень желательно, чтобы у него были в детской куклы-мужчины не самогомелкого размера. Оживляя куклу и наделяя ее частью сознания, ребенок, кроме того, обучается важнейшейфункции нашего вида — общению с себе подобными, контакту и передаче информации от личности к личности. «Именно общаясь с куклой, ребенок формулирует нормы поведения, эмоциональные оценки, свои первые общие этические тезисы, — продолжает Оклендер. — Кукла — это всевидящий и всеслышащий, все понимающий объект, который одновременно полностью покорен своему обладателю». Говоря проще, кукла для ребенка — это бог, раб, друг и одновременно это его собственное отражение. В отличие от живого человека — брата, приятеля или родителя, она не обладает собственной волей, что делает ее незаменимым объектом для всякого рода психологических тренировок.

Кстати, частично функции кукол могут исполнять домашние животные, особенно собаки, которые при всей своей нечеловекообразности обладают достаточным разумом, чтобы стать подходящим, на все согласным собеседником.

Плюшевый мишка

Или зайка, собака, лошадка — не важно. Во-первых, дети, которые предпочитают в качестве наперсника модель не человека, а животного и при этом не любят кукол, демонстрируют довольно развившееся чувство видовой самоидентификации. Они с подозрением и даже неприязнью относятся ко всему, что похоже на человека, но человеком не является. Этот важный механизм встроен в большинство живых существ природой с целью регулирования сексуальных контактов со схожими, но непригодными для размножения видами. Объект, по внешним признакам похожий на «своего», но имеющий ряд «чужих» характеристик, вызывает отторже-ние, страх или брезгливость. Кстати, это свидетельствует о здоровом желании продолжения своего рода. Такие дети часто стесняются смотреть на обезьянок, испытывают отвращение к клоунам, боятся людей с физическими нарушениями или представителей других рас. Куклы кажутся им неприятной пародией на человека, поэтому они избегают играть с ними. Во-вторых, важной особенностью игрушечных (да и живых) зверьков являются их мягкость и пушистость, которые очень важны для детей, по какой-либо причине часто испытывающих страх. Прикосновение к мягкому мы воспринимаем как успокаивающее и защищающее, переносящее нас в далекое первобытное младенчество, когда мы спасались от опасностей, крепко вцепившись в роскошные гривы или шерсть наших матерей.

Конструктор

Не торопись закупать литературу о малолетних гениях, посмотрев на собранный из «Лего» Нотр-Дам и действующий «Феррари», свинченный из тех жутких железных пластинок с дырочками, которыми ты сам в детстве только пулял из рогатки в голубей, имевших неосторожность пролетать мимо твоего окна. Большинство малолетних гениев весьма скептически отнеслись бы к перспективе просидеть полдня, вкручивая, согласно инструкции, деталь А в отверстие Б. Недаром конструктор — любимая игрушка детей-аутистов, которых больше всего восхищает, когда из пяти кружочков получается пирамидка, но которые способны впасть в истерику, если кто-нибудь подсовывает туда кружочек неправильного диаметра и портит всю логическую и единственно верную композицию. Удовольствие от того, что все идет по плану, удовлетворение от ожидаемых результатов кропотливой работы свойственно детям-консерваторам, которые могут блестяще показать себя в тех профессиях, где важны собранность, аккуратность, въедливость и строжайшее следование протоколу. Ребенок же с ярко выраженными творческими способностями скорее сложит из разноцветных кубиков уродливую башню, обмажет ее кетчупом, замурует в ней кота и попытается поджечь всю эту конструкцию с целью отправки ее на Луну.

Неигрушки

В два года, когда понятие частной собственности еще недоступно ребенку, он играет с чем попало. Самое главное в предмете для него — новизна и необычность. Но уже в три года ребенок учится понятиям «мое» и «чужое» и начинает рассматривать свои игрушки как законную часть себя. Он предпочитает играть именно с ними и совершает набеги на чуждые владения, только если там завелось что-то ужасно интересное — типа папиного нового ноутбука, который наверняка будет отлично плавать в ванне, если налить туда побольше шампуня. Но некоторые дети, к отчаянию их родителей, продолжают отвергать игрушки, развлекая себя с помощью предметов бытового обихода. В сотый раз упав в обморок при виде рассыпанной по полу муки с красиво выложенным на ней узором из маминых противозачаточных таблеток, родители обычно тащат младенца на прием к психотерапевту, который и объясняет, почему это происходит: от глубокого недоверия к окружающим. Ребенок подозревает, что ему, как маленькому и слабому, подсовывается дрянь (положа руку на сердце, в чем-то этот мелкий скептик прав), а самые клевые вещи родители, конечно, оставляют себе. С однойстороны, такое отрицание собственности может сделать из ребенка будущего борца за свободу и братство во всем мире. Но также не исключено, что вырастет патологический клептоман. Так что почаще приглашай к ребенку гостей, чтобы он, увидев, как пришельцы захватывают его самолетики и заводных лягушек, понял их ценность.

Краски, карандаши, пластилин и глина

В доме может не быть хлеба и целых ботинок, но желательно, чтобы в нем имелись перечисленные выше вещи. Не потому, что ты желаешь вырастить Пикассо или Микеланджело, а потому, что творческие способности пригодятся ребенку на абсолютно любом поприще. Способность к созданию образов и объектов с нуля, практически из ничего, закладывается в самом раннем детстве. Очень важно не дразнить младенца за те страшные мазюки, какие он производит, не обучать его рисовать домики «правильно», не давать разрисовывать книжки-раскраски, в которых за него все уже придумали и нарисовали специально обученные взрослые. Лет до пяти-шести можно вообще не показывать ему целенаправленно картины других художников, не обучать даже азам техники, потому что стать подражателем и копировщиком он всегда успеет, а в детском творчестве куда важнее абсолютная свобода самовыражения. Если ребенок болтает, когда рисует; если он сопровождает порчу бумаги рассуждениями вроде «А тут наши подлетают — тра-та-та! Бух! Убит и падает», то все идет правильно, фантазия зарождается, образы сменяют друг друга, юный демиург создает воображаемые миры. Даже если эти миры заканчиваются большими бурыми закаляками на весь лист, удержись от критических замечаний. Ты просто не видишь, какое кипение жизни происходит там, внутри, под всеми этими кляксами и загогулинами.

Самые странные игрушки

www.maximonline.ru

Почему у каждого ребёнка должна быть любимая игрушка

Игрушки — обязательный атрибут мира детства. При этом плюшевые мишки или куклы нужны ребёнку не только для развлечения. Почему для малыша так важна любимая игрушка? И как она может помочь родителям в воспитательном процессе? На эти вопросы отвечает психолог и игротерапевт Ирина Катин-Ярцева.

Ирина Катин-Ярцева, клинический психолог, игротерапевт

Мишка вместо мамы

У очень многих детей есть любимая игрушка, с которой они не расстаются. У совсем маленьких детей это может быть одеяльце, тряпочка, пустышка: прикосновения к этой вещи напоминают ребёнку материнское тепло. О таких игрушках написаны целые книги, а в некоторых языках для них даже есть отдельное слово. Основная функция такой игрушки — заменять мать в периоды её временного отсутствия, а также помогать ребёнку переходить от слияния с ней к относительной самостоятельности, психическому отделению. Малыш переносит на игрушку чувства к матери, это помогает ему справляться с её отсутствием, совладать со своими переживаниями в тот период, когда он начинает осознавать себя как отдельную личность.

Ребёнок не расстаётся с мишкой или куклой? На определённом этапе это нормально. Он может долго и горько плакать, потеряв её, а также эмоционально реагировать на изменения, происходящие с игрушкой (например, если она потеряла цвет и утратила запах после стирки или сломалась). Это происходит именно потому, что игрушка становится для малыша вместилищем его сильных чувств. В норме к 2−4 годам чувства ребёнка к любимой вещи постепенно становятся менее яркими. Взрослея, он может прибегать к помощи привычной игрушки время от времени: при подготовке ко сну, в одиночестве, в состоянии тревоги или печали.

Иногда родителей пугает жестокое обращение ребёнка с игрушкой: например, если он наказывает мишку, бросает его. Но это нормально, такое поведение отражает присущую людям двойственность по отношению к любимым. Кроме того, это означает, что ребёнок способен выражать свои эмоции на символическом уровне, различая реальную маму, которой он не хочет сделать больно, и неодушевлённый предмет. Если ребёнок сломал игрушку, помогите ему починить её или сделайте это вместе.

Но не всегда привязанность к игрушке — это норма. Стоит насторожиться, если для ребёнка очень важным становится объект, не напоминающий человека или животное: ключи, вилка, палочка, крышка от банки, кусочек пластилина или телефон. Такое часто проявляется в поведении детей с аутистическими чертами. Когда ребёнок повсюду носит с собой целый мешок игрушек, это свидетельствует о высоком уровне тревоги. Если дети 6−7 лет и старше не расстаются с любимой игрушкой, это также сигнал о неблагополучии.

Как игрушки помогают вам в воспитании

Главное назначение любимой игрушки — облегчать для малыша трудные моменты. Поэтому включайте её в ритуал отхода ко сну: пусть ребёнок уложит её спать, пусть она послушает сказку вместе с ним. Если вы на время оставляете ребёнка, любимая игрушка должна быть там, где он сможет её взять.

Игрушка успокаивает

Игрушка может помочь ребёнку даже пережить травму — изменение состава семьи (развод, рождение братика или сестрёнки, смерть близкого) или жизненных обстоятельств (переезд, поступление в детский сад), внезапный сильный испуг (нападение собаки, увиденная авария, пожар). Кроме того, благодаря игрушке малыш сможет подготовиться к неприятному событию (оперативное вмешательство, отъезд мамы).

Чтобы восстановить душевное равновесие, ребёнку важно многократно проиграть случившееся или ожидаемое событие на игрушках.

Вот кукла-мама собирает вещи в роддом, а кукла-ребёнок — грустная. «Куда ты уезжаешь? Когда ты вернешься?» — спрашивает кукла-ребёнок. «Я еду в роддом и пробуду там неделю», — отвечает кукла-мама. Она обещает часто звонить и прислать фото нового малыша. Кукла-мама едет в роддом на машине, там её встречают игрушечные доктора. Она рожает малыша и отдыхает. Что же делает кукла-ребёнок? Вот гуляет с папой, вот помогает готовить ужин, вот соскучилась по маме и рассматривает её фотографии, звонит ей. Кукла-ребёнок грустит и немножко злится на маму, что она уехала. И вот кукла-мама едет с малышом домой. Кукла-ребёнок очень-очень рад! Она обнимает маму и чувствует себя счастливым.

Или, например, куклу-ребёнка покусала собака, и она плачет, злится. Кто же спасёт её? Ах, вот и супергерой, он летит на помощь! Вот сейчас он прогонит эту злую собаку!

Ожидаемые события нужно проигрывать во всех вариантах, которые могут случиться. А уже произошедшие неприятности можно изображать так, как захочет ребёнок. В игре стоит давать малышу полную свободу для проявлений чувств— как светлых, радостных, так и негативных. Чем больше пара ребёнок выпускает в игре, тем меньше вероятность, что он будет так вести себя в жизни.

Если вы всё же беспокоитесь, не перепутает ли ребёнок игру и реальность, можно сказать ему следующее: «Да, понарошку в игре можно делать всё, что нельзя в жизни».

Игрушка обучает

Полезно использовать игрушку для того, чтобы учить ребёнка играть: сначала он совершает с ней предметные действия (искупать куклу, покормить, уложить спать), а затем формируется полноценная сюжетно-ролевая игра (дочки-матери, игра в школу, в кафе, в автосервис, в больницу).

Сама по себе игра — лучший способ помочь ребёнку переработать свои эмоции, адаптироваться к новым условиям и гармонично развиваться. Более того, взаимодействие с разными игрушками стимулирует развитие речи, творчества, воображения, мышления и внимания.

И, конечно, нужно понимать, что любая игрушка — лишь инструмент в этом процессе, она не заменяет полноценного участия взрослого. Роль родителя тут огромна: он может помочь ребёнку понять, какие чувства тот испытывает, проигрывая сценку с куклой.

Например, она капризничает и не хочет идти в садик: «Бедная кукла, она хочет ещё поспать и побыть с мамой, она сердится и расстроена, что её заставляют вставать и одеваться». Малыш понимает, как устроены интересующие его объекты окружающего мира («Будем строить дом… Сначала экскаватор выкопает яму под фундамент…»), какие правила в нём нужно соблюдать («Мишка хочет перейти дорогу, но он должен подождать, пока загорится зелёный свет»).

Когда любимой игрушки нет

В некоторых культурах игрушку новорождённому выбирают и кладут в колыбель родители. В других ребёнок сам выбирает себе игрушечного друга. Вы можете предложить ему несколько вариантов, но решение остаётся за ним, главное — не заменять выбранное им по своей воле.

Часто родители просто не отмечают как любимую игрушку одеяльце или пустышку, но эти вещи вполне могут выполнять такие функции. А иногда бывает так, что ребёнку просто не нужна любимая игрушка, потому что вместо игры с неодушевлённым предметом ему позволено делать всё, что он хочет, с мамой.

Поэтому особенно важно соблюдать баланс между своими интересами и потребностями ребёнка. С одной стороны, нужно быть внимательными и чувствительными к малышу, стараться дать ему необходимый комфорт. С другой, помните, что ваш комфорт и жизненные силы — залог выживания и здоровья ребёнка. Когда вы поступаетесь для него чем-то жизненно важным — сном, едой, терпите боль — это вызывает у вас гнев.

Лучше помочь малышу пережить фрустрацию, слезы и раздражение, побыть с ним в этот момент, чем копить злость на него. Проговаривайте вслух ваши и его чувства.

  • «Ты хочешь, чтобы я прямо сейчас взяла тебя на руки, но сначала я хочу поесть. Тебе придётся немножко подождать. Да, я вижу, что ты сердишься, очень сердишься! Сейчас я доем и возьму тебя на ручки, покачай пока твоего любимого кролика».

  • «Нет, меня нельзя бить. Я чувствую, что ты просто в ярости! Ты можешь побить игрушку, подушку, да, вот так, сильно-сильно!»

  • «Ты не можешь уснуть, и поэтому плачешь, а я слишком устала, чтобы тебя качать. Я просто положу тебя, а мишку — тебе под бочок. Ты плачешь, потому что сердишься и обессилен, тебе так грустно. Но мы оба вполне можем это пережить, и я побуду рядом, а мишка обнимет тебя».

Пусть игрушка будет не только другом для ребёнка, но и помощником для родителей!

Читайте также:

История игрушек: от калейдоскопа до куклы Барби

Эти игрушки обязательно должны быть у каждого ребенка

Почему играть в куклы полезно: 3 истории из практики арт-терапевта

Фото: George Rudy/Oksana Kuzmina/Evgeny Atamanenko/Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

11 крутых игрушек, которые вы можете изготовить с детьми прямо сейчас

  • 20 рекламных кампаний, у создателей которых отличное чувство юмора

  • 20 метких твитов о людях, которые не пытаются ничего из себя строить

  • 8 популярных вещей, истинный смысл которых известен только единицам

  • 17 брендов, которые предоставляют на свою продукцию пожизненную гарантию

  • 22 метких твита от людей, которые поняли самую суть жизни

  • Как маркетологи навязывают женщинам абсурдные тренды красоты

  • 25 читательниц AdMe.ru, которые устроили конкурс красоты среди мам прямо в комментариях

  • 15 российских актеров, которые отважились сыграть великих людей прошлого (И многие справились с блеском)

  • Журналистка рассказала о том, как боролась с диктатурой здорового питания. Читать всем любителям калорийной пищи

  • 18 человек, которые думали, что работа их уже ничем не удивит. Но они ошибались

  • 15 сильных снимков, после которых нужно выдохнуть, чтобы прийти в себя

  • 15 снимков, которые оставляют зрителей в состоянии легкого ступора

  • Почему культовые пары мировой литературы не эталон идеальной любви, а их отношения далеки от романтизма

  • В Китае появилось гиперреалистичное приложение по замене лиц. От его возможностей становится слегка не по себе

  • Художник нарисовал историю Русалочки на новый лад. И она нравится нам даже больше классической версии

  • 16 ляпов из советских фильмов, которые проглядели режиссеры. А мы заметили

www.adme.ru


Смотрите также

Объявление

Если у Вас есть ещё какие-либо интересные материалы (тексты, фото, видео, аудио), связанные с творческой жизнью Людмилы Тумановой, поделитесь ими со всеми нами, её многочисленными поклонниками.

Обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону: 8-922-56-101-83