Ludmila Tumanova

Шахматы для детей кружки


Программа кружка " Юный шахматист"

Пояснительная записка

Шахматы – одна из самых популярных в мире игр, причём с каждым днём она становится всё более популярней. Люди самых разных возрастов во всём мире с большим энтузиазмом играют в шахматы: в школах, клубах, парках и даже по Интернету.

Данная программа разработана для детей 7 – 10 лет, которая также подходит для работы со школьниками, обучающимся по новым федеральным государственным стандартам и направлена на реализацию задач внеурочной деятельности в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Наполняемость 1 группы составляет 8 -15 человек.

В кружке «Юный шахматист» дети ознакомятся с геометрией шахматной доски, названиями шахматных фигур и их игровыми возможностями. А также пополнят словарный запас специальными шахматными терминами и применят их на практике, научатся играть в шахматы и шашки, соблюдая правила игры и используя разнообразные тактические приёмы.

Предполагается использование таких форм работы, как отгадывание загадок, ребусов на шахматную тему, чтение сказок о шахматах, выполнение творческих заданий, практические занятия по игре в шахматы с целью закрепления теоретического материала, опросы для проверки пройденного материала. В связи с возможным возникновением разных непредвиденных обстоятельств допускаем корректировку программы.

Актуальность программы состоит в её востребованности, в требованиях современного общества к личности, которая должна быть всесторонне развита, чему и способствует игра в шахматы. Она развивает ребёнка умственно, развивает логическое мышление, воспитывает усидчивость, приучает к культурному проведению свободного времени, толерантному отношению к сопернику по игре и другим окружающим.

Данная программа модифицированная. При её разработке были использованы методики: Петрушиной Н.М. (методика проведения занятий с участием сказочных персонажей); Кострова В. и Давлетова Д. (практические занятия по изложению шахматного материала с использованием тренировочных и закрепляющих упражнений с учётом возрастных особенностей детей); Костенюк А. и Костенюк Н. (методика обучения шахматам детей 5-6 лет), Кормишкина А. и Болибока И. (методические рекомендации по изучению материала шахмат для самых маленьких через игру, стихи, загадки); Вольфа П. (методические рекомендации по изучению шахматной стратегии через примеры и упражнения, материал о гроссмейстерах всех времён, составлен шахматный словарь); Пожарского В. (методика преподавания шахмат и анализ ряда проблем, возникающих у детей- шахматистов на пути от новичка до мастера, и способы их преодоления).

Цель:

- формирование образованной культурной личности средством шахматной игры.

Задачи:

  1. Научить играть в шахматы.

  2. Ознакомить со специальными шахматными терминами, применять их на практике.

  3. Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику по игре.

Факторы риска:

- изменение смены в школе;

- изменение расписания занятий и уроков;

- эпидемии;

- отключение электроэнергии;

- проведение развлекательных программ;

- актированные дни.

Характеристика программы:

  1. По характеру деятельности – образовательная.

  2. По педагогическим целям – образовательная, познавательная, развивающая.

  3. По возрастным особенностям – 7 – 10 лет.

  4. По временным показателям – 3 года.

  5. По наполняемости – 8 – 15 человек.

В конце учебного курса воспитанники должны знать:

1.Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.

2.Основные шахматные термины.

3.Имена и краткие биографические сведения о знаменитых гроссмейстерах.

В конце учебного курса воспитанники должны уметь:

1.Играть в шахматы, соблюдая правила.

2.Пользоваться шахматными часами.

3.Понимать и применять игровые шахматные термины.

Материально – техническое оснащение:

- набор шахмат – 8 наборов;

- магнитная шахматная доска – 1 шт.;

- магнитные шахматные фигуры – 2 набора;

- шахматные часы – 7 шт.;

- стенды информационные – 2 шт.;

- ручки;

- блокнот.

1 год обучения

(1 час в неделю)

Задачи:

  1. Научить играть в шахматы.

  2. Ознакомить со специальными шахматными терминами.

  3. Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику по игре.

В конце 1 учебного года воспитанники должны знать:

  1. Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.

  2. Основные шахматные термины.

В конце 1 учебного года воспитанники должны уметь:

  1. Играть в шахматы, соблюдая правила.

  2. Пользоваться шахматными часами.

  3. Понимать игровые шахматные термины.

Содержание программы

(1год обучения)

(1 час в неделю)

Вводное занятие (1ч.) – знакомство с техникой безопасности на занятиях шахматами, с противопожарной безопасностью, и правилами поведения шахматиста.

Шахматная теория (24 ч.) – знакомство с геометрией шахматной доски, правилами передвижения и взятия шахматных фигур, с рокировкой, решением шахматных задач на постановку мата в 1 ход разными фигурами.

Повторение и закрепление (4 ч.) – повторение и закрепление изученного на прошлых занятиях.

Практическая работа (3 ч.) – выполнение разнообразных упражнений направленных на закрепление знаний геометрии шахматной доски, правил передвижения и взятия шахматных фигур, выполнение рокировки.

Итоговое занятие (1 ч.) – подведение итогов обучения за год, анализ работы на занятиях, результаты контрольных опросов.

2 год обучения

(1 ч в неделю )

Задачи:

  1. Научить играть в шахматы и шашки.

  2. Ознакомить со специальными шахматными терминами.

  3. Знать имена известных отечественных и зарубежных гроссмейстеров.

  4. Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику по игре.

В конце 2 учебного года воспитанники должны знать:

  1. Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.

  2. Основные шахматные термины.

  3. Имена знаменитых гроссмейстеров.

В конце 2 учебного года воспитанники должны уметь:

  1. Играть в шахматы, соблюдая правила.

  2. Читать и записывать ходы.

  3. Пользоваться шахматными часами.

  4. Понимать игровые шахматные термины.

Тематический план

3 год обучения

(1 час в неделю)

п/п

Тема занятий

Теория

1.

Вводное занятие

1 ч.

2.

Шахматная тактика (теория)

30 ч.

3.

Итоговое занятие

1 ч.

4.

ЗУН

3 ч.

5.

Всего:

35 ч.

Содержание программы

(для детей 7-10 лет)

Вводное занятие (1 ч.) – знакомство с целями и задачами обучения, с техникой безопасности на занятиях, правилами противопожарной безопасности во время пребывания в ЦДТ и правилами поведения в ЦДТ.

Шахматная тактика (71 ч.)

Теоретическая часть – ознакомить с записью шахматных передвижений, пополнять словарь новыми шахматными терминами, ознакомить с 10 правилами дебюта, видами разных дебютов (детский мат, испанский дебют), ознакомить с постановкой мата одинокому королю разными фигурами, ознакомить с такими шахматными комбинациями, как отвлечение и завлечение, двойной удар, учить решать задачи на мат в 1 ход, знакомство с биографиями и заслугами чемпионов мира по шахматам разных лет.

Практическая часть – отрабатывать навыки ведения разных дебютов (детский мат, испанский и итальянский дебют), учить записывать шахматную партию, отрабатывать навыки постановки мата одинокому королю разными фигурами, отрабатывать навыки применения шахматных комбинаций - отвлечение и завлечение, двойной удар, пользоваться шахматными часами.

Итоговое занятие (1 ч.) – подвести итоги работы за год путём сравнительного анализа срезов знаний, участия в соревнованиях, конкурсах, викторинах.

ЗУН (3 ч.) – проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу. Анализ срезов, работа над ошибками.

2 год обучения

(для детей 7-10 лет)

Задачи:

  1. Научить играть в шахматы.

  2. Ознакомить со специальными шахматными терминами.

  3. Знать имена известных отечественных и зарубежных гроссмейстеров.

  4. Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику по игре.

В конце 2 учебного года воспитанники должны знать:

  1. Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.

  2. Основные шахматные термины.

  3. Имена знаменитых гроссмейстеров.

В конце 2 учебного года воспитанники должны уметь:

  1. Играть в шахматы , соблюдая правила.

  2. Читать и записывать ходы.

  3. Пользоваться шахматными часами.

  4. Понимать игровые шахматные термины.

Тематический план

2 год обучения

(4 часа в неделю)

для детей 7 – 10 лет

п/п

Тема занятий

Теория

1.

Вводное занятие

2 ч.

2.

Шахматная тактика (теория)

30 ч.

3.

Итоговое занятие

2 ч.

4.

ЗУН

1 ч.

5.

Всего:

35 ч.

Содержание программы

2 год обучения

Вводное занятие – знакомство с целями и задачами обучения, с техникой безопасности на занятиях, правилами противопожарной безопасности во время пребывания в ЦДТ и правилами поведения в ЦДТ.

Шахматная тактика

Теоретическая часть – ознакомить с записью шахматных передвижений, пополнять словарь новыми шахматными терминами, ознакомить с 10 правилами дебюта, видами разных дебютов (детский мат, испанский дебют), ознакомить с постановкой мата одинокому королю разными фигурами, ознакомить с такими шахматными комбинациями, как отвлечение и завлечение, двойной удар, учить решать задачи на мат в 1 ход, знакомство с биографиями и заслугами чемпионов мира по шахматам разных лет.

Практическая часть – отрабатывать навыки ведения разных дебютов (детский мат, испанский и итальянский дебют), учить записывать шахматную партию, отрабатывать навыки постановки мата одинокому королю разными фигурами, отрабатывать навыки применения шахматных комбинаций - отвлечение и завлечение, двойной удар, пользоваться шахматными часами.

Итоговое занятие – подвести итоги работы за год путём сравнительного анализа срезов знаний, участия в соревнованиях, конкурсах, викторинах.

ЗУН – проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу. Анализ срезов, работа над ошибками.

3 год обучения

(1ч внеделю)

Задачи:

1.Развивать логическое мышление.

2.Совершенствовать навыки игры в шахматы и шашки, используя разные тактики игры.

3.Продолжать знакомство со специальными шахматно – шашечными терминами, применять их на практике.

4.Знать имена известных отечественных и зарубежных гроссмейстеров, их заслуги.

5.Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику.

В конце 3 года обучения воспитанники должны знать:

1.Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.

2.Основные шахматно – шашечные термины.

3.Имена и краткие биографические сведения о знаменитых гроссмейстерах.

4.Различные варианты тактики ведения игры.

В конце 3 года обучения воспитанники должны уметь:

1.Играть в шахматы и шашки, соблюдая правила.

2.Читать и записывать ходы.

3.Пользоваться шахматными часами.

4.Понимать и применять игровые шахматные и шашечные термины.

5.Использовать различные тактики ведения игры.

Тематический план

3 год обучения

(1 час в неделю)

п/п

Тема занятий

Теория

1.

Вводное занятие

2 ч.

2.

Шахматная тактика

23ч.

3.

Шахматная стратегия

2ч.

4.

Шашечная тактика

1ч.

5.

Плеяда великих

1ч.

6.

Решение логических задач

1ч.

7.

Отгадывание ребусов и кроссвордов

1ч.

8.

Итоговое занятие

1ч.

9.

ЗУН

3ч.

10.

Всего:

35ч.

Содержание программы

3 год обучения

1час в неделю

Вводное занятие – знакомство с целями и задачами обучения, с техникой безопасности на занятиях, правилами противопожарной безопасности во время пребывания в ЦДТ и правилами поведения в ЦДТ.

Шахматная тактика

Теоретическая часть – знакомство с такими тактическими приёмами как вилка, связка, шах разных видов, пополнять словарь новыми шахматными терминами.

Практическая часть – отработка тактических приёмов (вилки и связки разных видов), учить пользоваться шахматными часами, записывать шахматную партию.

Шахматная стратегия

Теоретическая часть – знакомить с использованием таких стратегических приёмов как рокировка, слабые и сильные поля, секретами использования стратегии разных фигур, пополнять словарь новыми шахматными терминами.

Практическая часть – отработка шахматной стратегии, учить пользоваться шахматными часами, записывать шахматную партию.

Шашечная тактика

Теоретическая часть – знакомить с решением шашечных задач.

Практическая часть – отработка шашечной тактики, отрабатывать навыки игры в разные виды шашек (уголки, поддавки, столбовые).

Плеяда великих – знакомство с биографиями и заслугами чемпионов мира по шахматам разных лет.

Решение логических задач

Теоретическая часть – знакомство с разными видами логических задач и способами их решения, способствовать развитию логического мышления.

Практическая часть – учить решать логические задачи разного вида разными способами.

Отгадывание ребусов и кроссвордов

Теоретическая часть – знакомство с разными видами ребусов, кроссвордов, принципами их отгадывания и составления, развивать память, повышать

интеллектуальный уровень воспитанников.

Практическая часть – учить разным способам разгадывания ребусов и кроссвордов

разными способами.

Итоговое занятие – подвести итоги работы за год путём сравнительного анализа срезов знаний участия в соревнованиях, конкурсах, викторинах.

ЗУН – проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу. Анализ срезов, работа над ошибками.

Указатель используемой литературы при разработке данной программы:

1.Вольф П. «Шахматы. Шаг за шагом» - 2003 г. – М.; ЗАО НПП «Ермак».

2. «Внешкольник» №8/2004 г., с. 2 – 4 «О развитии шахматного образования в системе образования РФ».

3.Костров В., Давлетов Д. «Шахматный учебник» - 2005 г. – С.-П.; издательский дом «Литера», 1 и 2 часть.

4. Костров В., Давлетов Д. «Рабочая тетрадь к шахматному учебнику» - 2005 г. – С.-П.; издательский дом «Литера».

5. Костров В., Давлетов Д. «Уроки шахмат» - 2006 г. – М.; ООО «Издательство Астрель».

6.Петрушина Н.М. «Шахматный учебник для детей» - 2008 г. – Ростов-на-Дону; «Феникс».

7.Пожарский В. «Школа шахмат» - 2008 г. - Ростов-на-Дону; «Феникс».

Рекомендуемая литература для воспитанников:

1.Вольф П. «Шахматы. Шаг за шагом» - 2003 г. – М.; ЗАО НПП «Ермак».

2.Костров В., Давлетов Д. «Шахматный учебник» - 2005 г. – С.-П.; издательский дом «Литера», 1 и 2 часть.

3. Костров В., Давлетов Д. «Рабочая тетрадь к шахматному учебнику» - 2005 г. – С.-П.; издательский дом «Литера».

4. Костров В., Давлетов Д. «Уроки шахмат» - 2006 г. – М.; ООО «Издательство Астрель».

5.Петрушина Н.М. «Шахматный учебник для детей» - 2008 г. – Ростов-на-Дону; «Феникс».

6.Пожарский В. «Школа шахмат» - 2008 г. - Ростов-на-Дону; «Феникс».

Методическое обеспечение.

При разработке данной программы использовались методики таких авторов:

  1. Костров В, Давлетов Д. – представляют специальный курс шахматных уроков для всех любителей шахмат, желающих научиться игре, а также желающих совершенствовать своё мастерство. Для самых маленьких начинающих шахматистов разработали серию игровых занятий по обучению азам, а для умеющих играть предлагают углубить свои знания при помощи изложения теоретического материала, сопровождаемого примерами из практики с выполнением определённых задач.

  2. Петрушина Н.М. – цель серии весёлых уроков, разработанных автором, более 20 лет преподающего детям азы и премудрости шахматной игры, помочь малышам 5-10 лет усвоить основы шахмат. Малыш вместе с Белочкой – Умелочкой, Лисичкой, Сорокой – Белобокой в сказочной стране сделает первые шаги к славе великих гроссмейстеров.

  3. Кормишкин А., Болибок И. – разработали серию занятий по шахматной азбуке для первоклассников с использованием стихов о шахматах, что необычно и увлекательно для детей.

  4. Вольф П. (двукратный чемпион США по шахматам, международный гроссмейстер) – излагает учебную информацию об основах шахматной игры, о тактике и стратегии, построенную по принципу «от простого к сложному», сотни диаграмм с примерами и упражнениями, которые наглядно показывают как нужно играть в той или иной ситуации, квалифицированные советы и рекомендации по игре с компьютером и участию в турнирах по Интернету, интригующие факты из жизни величайших шахматистов прошлого и восходящих шахматных звёзд.

  5. Пожарский В. – анализирует необходимые условия для воспитания успешного спортсмена – шахматиста и тренерские проблемы, раскрывает методику преподавания шахмат и анализ ряда проблем, возникающих у детей – шахматистов на пути от новичка до мастера, и способы их преодоления. Публикует около 300 шахматных этюдов различной степени трудности.

Для реализации разработанной программы планируется использование таких форм работы, как теоретические занятия по изучению тактики и стратегии шахмат и шашек, проведение шахматно – шашечных турниров, работа на компьютере (при наличии), практические занятия по игре в шахматы и шашки, регулярные проверки знаний, умений и навыков. А также применять такие методы работы, как отгадывание ребусов и кроссвордов, загадок на шахматную тему, решение шахматных этюдов, индивидуальных карточек.

Всё выше перечисленное направлено на развитие логического мышления, памяти, внимания, усидчивости, воспитанию воли, характера. Помогает вести здоровый образ жизни и максимальной реализации творческого потенциала детей.

Способы отслеживания результатов:

1.Тестирование по терминологии.

2.Проведение конкурсов и викторин.

3.Проведение шахматно – шашечных турниров.

4.Участие в городских и окружных турнирах.

5.Проверки ЗУН промежуточные и по полугодиям.

Календарно – тематическое планирование

1 год обучения

№ за-

нятия

Тема занятия

1.

Вводное занятие. Техника безопасности, противопожарная безопасность, правила поведения на занятиях. В стране шахматного короля.

2.

Волшебная доска. Геометрия шахматной доски. Центр.

3.

Волшебная доска. Горизонталь, вертикаль, диагональ.

4.

Волшебная доска. Цифры и буквы.

5.

Практическая работа.

6

Повторение и закрепление изученного.

7

Шахматные фигуры.

8

Шахматные фигуры.

9

Начальное положение.

10

Шахматная фигура Ладья. Знакомство.

11

Шахматная фигура Ладья. Практическая работа.

12

Повторение и закрепление изученного.

13

Шахматная фигура Слон. Знакомство.

14

Шахматная фигура Слон. Практическая работа.

15

Повторение и закрепление изученного.

16

Ладья против слона.

17

Шахматная фигура Ферзь. Знакомство.

18

Практическая работа. Мониторинг уровня компетентности обучающихся за 1 полугодие.

19

Шахматная фигура Ферзь. Решение задач.

20

Повторение и закрепление изученного.

21

Шахматная фигура Конь. Знакомство.

22

Шахматная фигура Конь. Практическая работа.

23

Пешка. Знакомство.

24

Пешка. Практическая работа.

25

Шахматная фигура Король.

26

Шах.

27

Шах и мат.

28

Мат в один ход.

29

Практическая работа. Промежуточный мониторинг уровня компетентности обучающихся.

30

Мат в один ход.

31

Ничья и пат. Знакомство.

32

Ничья и пат. Практическая работа.

33

Рокировка.

Календарно – тематическое планирование

2 год обучения

(1 час в неделю)

№ заня-

тия

Тема занятия

1.

Вводное занятие. Техника безопасности, противопожарная безопасность и правила поведения в ЦДТ. Шахматная сказка.

2.

Геометрия шахматной доски. Шахматная нотация.

3.

Практическое занятие по игре в шахматы.

4.

Вильгельм Стейниц. Запись шахматных ходов.

5.

Практическое занятие по игре в шахматы.

6.

Как начинать шахматную партию. Начало шахматной партии.

7.

Практическое занятие по игре в шахматы.

8.

Эмануил Ласкер. Рокировка и всё о ней.

9

Как записывать шахматную партию.

10

Практическое занятие по игре в шахматы.

11

Хосе Рауль Капабланка. Основные законы дебюта. Ловушки. «Детский мат».

12

Практическое занятие по игре в шахматы.

13

Кто сколько стоит (ценность фигур).

14

Практическое занятие по игре в шахматы.

15

Александр Алёхин. Как избежать зевков?

16

Практическое занятие по игре в шахматы. Мониторинг уровня компетентности обучающихся.

17

Повторение и закрепление изученного.

18

Что такое шах, мат и пат.

19

Решение задач на постановку шаха, мата и пата.

20

Практическое занятие по игре в шахматы.

21

Махгилис (Макс) Эйве. Мат одинокому королю. Линейный мат. Мат двумя ладьями.

22

Практическое занятие по игре в шахматы.

23

Оформление задач на мат.

24

Практическое занятие по игре в шахматы.

25

Линейный мат ферзём.

26

Михаил Моисеевич Ботвинник. Линейный мат ладьёй.

27

Практическое занятие по игре в шахматы.

28

«Квадратный» мат ладьёй.

29

Практическое занятие по игре в шахматы.

30

Окончание. Король с пешкой против короля.

31

Практическое занятие по игре в шахматы.

32

Тигран Вартанович Петросян. Изучение дебюта. Испанская партия.

33

Практическое занятие по игре в шахматы.

34

Пешечные окончания. Правила квадрата.

35.

Практическое занятие по игре в шахматы.

Календарно-тематическое планирование

3 год обучения

1 час в неделю

№ за-

нятия

Тема занятия

1.

Вводное занятие. Техника безопасности, противопожарная безопасность и правила поведения в ЦДТ. Шахматная нотация и некоторые правила.

2.

Ценность фигур. Виды преимущества.

3.

Реализация материального преимущества.

4.

Тактика. Теория тактики. Жертва. Практическое занятие по игре в шахматы.

5.

Приёмы нападения. Связка.

6.

Отгадывание ребусов и кроссвордов. Работа на компьютере. Решение шахматных задач.

7.

Связка. Как от неё избавиться?

8.

Двойной удар. Практическое занятие по игре в шахматы.

9.

Повторение и закрепление изученного. Мониторинг уровня компетентности обучающихся.

10

Рентгеновский удар.

11

Практическая работа по игре в шахматы.

12

Открытое нападение.

13

Вскрытый и двойной шах.

14

Как решать задачи. Американский проблемист Сэмуэль Ллойд, жизнь и творчество.

15

Контрудар и промежуточный удар. Классификация комбинаций. Простые комбинации.

16

Комбинационные удары: уничтожение и завлечение противника.

17

Завлечение и перекрытие. Работа на компьютере. Решение шахматных задач.

18

Освобождение пространства и блокировка.

19

Вскрытие линии и захват поля. Повторение и закрепление изученного.

20

Проверь себя при помощи тестирования «Угадай ход мастера». Отгадывание ребусов и кроссвордов.

21

Стратегия. Тематические комбинации.

22

Классификация пешечных комбинаций. Практическое занятие по игре в шахматы.

23

Прорыв и проведение пешки.

24

Пешечный таран и тычок. Работа на компьютере. Решение шахматных задач.

25

Пешечный клин.

26

Крайняя вертикаль. Повторение и закрепление изученного.

27

Шашки. Правила игры.

28

Практическое занятие по игре в шашки.

29

Уголки, поддавки и столбовые шашки. Практическое занятие по игре в шашки.

30

Повторение и закрепление изученного.

31

Работа на компьютере. Решение шахматных задач.

31

Тематические комбинации. Приём разрушения прикрытия короля.

32

Отгадывание ребусов и кроссвордов. Практическое занятие по игре в шахматы.

33

Шахматный словарь. Мониторинг уровня компетентности обучающихся

34

Виды ничьих. Классификация приёмов защиты.

35

Повторение и закрепление изученного.

Мониторинг уровня компетентности обучающихся.

1 год обучения

Нулевой срез знаний

Опросник.

  1. Расставить пешки на 2,5,7 горизонтали.

  2. Расставить пешки на вертикали а, с, f.

  3. Расставить пешки по любой диагонали.

  4. Расставить шахматные фигуры в начальное положение.

  5. Разложить в правильной последовательности буквы латинского алфавита, которые на шахматной доске обозначают вертикали.

Практическая работа: расставить шахматные фигуры в начальное положение.

Срез знаний за 1 полугодие.

Опросник.

  1. Какого цвета должно быть ближнее к вам левое поле, если вы играете белыми фигурами: а)любого; б)чёрного; в)белого.

  2. Как правильно называются фигуры:

а)король, б)царь, в)падишах; а)дама, б)ферзь, в)королева; а)ладья, б)тура, в)башня; а)офицер; б)гонец, в)слон; а)лошадь, б)конь, в)скакун; а)пешка, б)фишка, в)шашка.

  1. Количество фигур в шахматах: а)король-1,2,3; б)ферзь-1,2,3; в)ладья-1,2,3; г)слон-1,2,3; д)конь-1,2,3; е)пешка-2,6,8.

  2. Линия, идущая по доске слева направо, называется: а)прямой; б)отрезком; в)горизонталью.

  3. Линия, идущая по доске снизу вверх, называется: а)дорожкой; б)линейкой; в)вертикалью.

  4. Линия, идущая из одного угла доски к другому, называется: а)углом; б)зигзагом; в)диагональю.

Практическая работа: расставить шахматные фигуры в начальное положение.

Промежуточный срез знаний во 2 полугодии.

Опросник.

  1. Как ходит и делает взятие ладья? а)по диагонали ; б) по горизонтали и вертикали; в) как хочет.

  2. Как ходит и делает взятие слон? а)по диагонали ; б) по горизонтали и вертикали; в) как хочет.

  3. Как ходит и делает взятие ферзь? а)по диагонали ; б) по горизонтали и вертикали; в) как хочет.

  4. Как ходит и делает взятие конь? а)по диагонали ; б) по горизонтали и вертикали; в) буквой г.

  5. Двойной удар-это: а) ход на 2 поля; б) нападение 1 фигуры сразу на 2 и более фигур противника; в)вилка.

  6. Шахматные слоны бывают: а)плохие и хорошие; б)белопольные и чернопольные; в)злые и добрые.

Практическая работа: сыграть в игру «Курочка и зёрнышки», «Ферзь в тире», «Ладья против слона»

Итоговая аттестация.

Опросник.

  1. Шах – это: а) нападение на короля; б) ход фигуры; в) конец шахматной партии.

  2. Способы защиты от шаха: а) закрыться другой фигурой; б) срубить нападающую фигуру; в) сдаться.

  3. Мат-это: а) конец шахматной партии; б) шах, от которого нет защиты; в) ход короля.

  4. Рокировка –это: а) двойной удар; б) ничья; в) специальная защита короля, когда король движется к ладье через клетку и ладья перепрыгивает через него.

Практическая работа: сыграть партию в шахматы.

2 год обучения

Нулевой срез знаний

  1. Какая фигура при записи обозначается буквой Кр: а)король, б)конь, в)пешка.

  2. Как защитить короля от шаха: а)закрыться другой фигурой, б)отойти королём на безопасное поле, в)срубить нападающую фигуру, г)сразу сдаться.

  3. Какие есть способы защиты фигуры от нападения: а)ответное нападение, б)перекрыть нападение, в)сдаться без боя, г)объявить невозможный ход.

  4. Что такое вилка: а)нападение сразу на 2 фигуры, б)взятие фигуры, в)окончание партии, г)ряд клеток сверху вниз.

  5. Какой сильнейший шахматист был родом из Америки: а)Стейниц, б)Морфи, в)Ананд.

Практическая работа: сыграть партию в шахматы с часами.

Срез знаний за 1 полугодие

  1. Двойной удар – это: а)то же что и вилка; б)в результате одного хода 2 фигуры атакуют 1 фигуру противника; в)два хода подряд.

  2. Вскрытый шах – это: а)одна из фигур нападает на какую – либо фигуру противника, а вторая открывшаяся при этом фигура шахует короля; б)шах при отступлении; в)шах при нападении 2 фигур.

  3. Двойной шах – это: а)нападение 1 фигуры на 2 фигуры противника; б)когда король оказывается под шахом одновременно 2 фигур; в)шах после 2 ходов.

  4. Отвлечение – это: а)ситуация, в которой вы заставляете соперника переместить ту или иную фигуру для того, чтобы использовать слабость его позиции; б)отступление от центра; в)разговор во время игры.

  5. Промежуточный ход – это: а)ход между 2 полями; б)ход, который делается противником между 2 ходами, которые должны быть следовать один за другим; в)ход между 2 фигурами.

Практическая работа: сыграть в шахматы с часами.

Промежуточный срез знаний во 2 полугодии

  1. Один из способов поставить мат, называется:

а) слабость последней горизонтали б) удушающий мат в) сицилианская защита.

  1. Сколько ходов даётся до конца партии, если у одного из игроков остался 1 король?

а) 50 б) 25 в) 3.

а) начало шахматной партии б) середина шахматной партии в) конец шахматной партии.

4. Когда шашка выполняет обыкновенный ход, это называется:

А) битый ход б) тихий ход в) ударный ход.

Практическая работа: сыграть в шахматы 1 партию с записью и с часами.

Итоговая аттестация

  1. Отвлечение – это: а)рассказывание сопернику анекдотов; б)тактический приём, при котором фигура, вынужденная прейти на другое поле, престаёт выполнять важные защитные функции; в)добровольный отказ от материала с какой-либо целью.

  2. Слабое поле – это: а)поле, которое контролируется одним и не контролируется другим игроком; б) атака соперника двумя фигурами после одного хода; в)противостояние королей.

  3. Открытый центр: а)ряд чёрно-белых полей слева направо; б)особый ход короля; в)означает, что в центральной части доски нет пешек, блокирующих друг друга.

  4. Изолированная пешка: а)самая передняя пешка в пешечной цепи; б)пешка, которая находится далеко от всех своих фигур; в)группа одноцветных пешек.

  5. Размен:а)взятие в процессе игры противниками фигур друг друга равных или почти равных по своей стоимости; б)начало шахматной партии; в)набор заранее подготовленных игроком вариантов игры.

  6. Кто сейчас является чемпионом мира по шахматам: а)Карпов; б)Каспаров; в)Ананд.

Практическая работа: сыграть партию в шахматы с шахматными часами, соблюдая правила игры, записывая первые 20 ходов.

3 год обучения

Нулевой срез знаний

  1. Виды преимущества: а) материальное, б) ростовое, в) динамическое.

  2. Жертва - это: а) добровольное предоставление противнику материального преимущества ради получения других выгод; б) остановка игры на перерыв, г) добавление игрового времени противнику.

  3. Приёмы нападения: а) угроза и взятие, б) нападение и жертва, в) двойной удар.

  4. Нападение ладьи, слона, ферзя на фигуру или пешку противника, прикрывающую более ценный объект, это: а) двойной удар, б) связка, в) жертва.

  5. Двойной удар можно назвать: а) грабли, б) вилка, в) трилка.

Практическая работа: сыграть партию в шахматы с часами и записью.

Срез знаний за 1 полугодие

  1. Удар, вынуждающий фигуру соперника занять неудачное поле, называется: а) завлечение, б) отвлечение, в) уничтожение.

  2. Распожение собственной фигуры или пешки на месте пересечения ударов дальнобойных фигур соперника с целью нарушения их взаимодействия - это: а) перекрытие, б) завлечение, г) отвлечение.

  3. Освобождение линии или поля с темпом от своих фигур, мешающих нанести решающий удар - это: а) освобождение пространства , б) нападение , в) двойной удар.

  4. Когда фигура противника занимает поле, необходимое другой его фигуре для защит от угроз, это: а) двойной удар, б) связка, в) блокировка.

  5. Стремительное продвижение пешки для создания позиционных выгод: а) пешечный тычок, б) вилка, в)отвлечение .

Практическая работа: сыграть партию в шахматы с часами и записью.

Промежуточный срез знаний во 2 полугодии

  1. Виды ничьих: а)вечный шах; б)пат; в)правило отказа.

  2. Крепость – это: а)когда слабейшая сторона спасается путём создания неприступной позиции; б)добровольная сдача короля; в)отказ от игры.

  3. Запирание – это: а)лишение противника ферзя; б)лишение подвижности какой-либо фигуры противника; в)захват центра пешками.

  4. Виды сложных комбинаций: а)коневые; б)дальнобойные; в)смешанные.

  5. Приёмы защиты: а)контратака; б)профилактика; в)троекратное повторение.

Практическая работа: сыграть в шахматы 1 партию с записью и с часами.

Итоговая аттестация

  1. В шахматные законы не входят: а) централизация; б) активность фигур; в)пешечные островки.

  2. Каким ходом обычно начинают партию: а)е2-е4; б)в2-в4; в) d2-d4.

  3. Захват и развитие, атака, комбинация – это этапы: а) ориентира; б)нападения; в) дебютной подготовки.

  4. Атака не бывает: а) пешечная и фигурная; б) комбинированная; в)неожиданная.

  5. Успешно атаковать последнюю горизонталь могут: а)ферзь и ладьи; б)кони и слоны; в) пешки.

Практическая работа: сыграть партию в шахматы с шахматными часами и записью, соблюдая правила игры .

kopilkaurokov.ru

Шахматные кружки для детей: как правильно выбрать?

День добрый, дорогой друг!

Итак, вы приняли решение занять ребенка шахматами. Следующий вопрос: Какие бывают шахматные кружки для детей и как сделать правильный выбор, чтобы занятия приносили и пользу и радость ребенку?

Шахматные кружки есть практически в каждой школе.

Если такой кружок имеется в школе, где учиться ваш ребенок, казалось бы и обсуждать нечего, — вот оно, оптимальное решение. И все же, кружок кружку рознь.

Намедни встретил старого знакомого – шахматиста. Андреем зовут, перворазрядник. Разговорились. Чем занимаешься? — На пенсию вышел. Веду шахматный кружок в школе, где учится внук.

— Какую программу используешь?- как бы в шутку спросил я. Глаза Андрея округлились:

— Да какая еще программа? Я сам с усам. Ребята играют, я подсказываю, объясняю.

— На демонстрационной доске?

— Да нет, так на игровых досках. Хлопотно конечно с ними. Балуются, иногда фигуры летают совсем не по доске. Возраст разный, уровень разный. Даю сеансы, это как-то урезонивает их на время.

Такой вот кружок «умелые руки» получается. Андрей неплохой парень и сносный шахматист. Однако организация работы в его школьном кружке как-то не впечатлила.

На что обратить внимание при выборе кружка?

Перед тем как принять решение об «отдаче» ребенка в школьный кружок, рекомендую выяснить ряд моментов.

Дифференциация по возрасту и силе игры

Желательно, чтобы в кружке занимались дети примерно одинакового возраста и уровня игры.

При правильной постановке кружковой работы в школе обычно организуют как минимум две группы:

  • Начальная группа. Дети младшего возраста, не умеющие играть или только начинающие знакомство с шахматами.
  • Группа совершенствования. Здесь ребята постарше которые уже освоили основные премудрости шахмат.

Материально- техническая база

Шахматы это не горные лыжи или бобслей, но инвентарь в нашем деле также имеется. Шахматные столики, специальные часы, бланки для записи партий, демонстрационная доска.

Для школьного шахматного кружка примерная комплектация нехитрая: 15 комплектов фигур, одна демонстрационная доска, бланки для записи партий. Шахматные столики желательны, но некритичны. Небольшая библиотека книг. Естественно помещение.

Если все это есть, — уже неплохо. Если нет, например демонстрационной доски, — это дурной знак. Это означает, что тренер или дилетант, или ему «по барабану». Ибо весь этот нехитрый скарб легко приобрести или даже сделать на уроках труда.

Учебная программа и план занятий

Попросите показать учебную программу. Любой уважающий себя педагог такую программу имеет. Более того, администрация школы должна это требовать.

Просто попросите показать.  Обычно такая программа выглядит примерно так:

 

И наконец, самое главное:

Кто ведет занятия?

Роль наставника, тренера – ключевая. Ведет занятия просто человек, умеющий играть в шахматы или квалифицированный опытный педагог, — две большие разницы. При всем моем уважении к моему знакомому Андрею, я точно знаю, что тренер и организатор обучения он никакой.

Плохой наставник может все испортить. Самое неприятное то, что даже при наличие способностей у ребенка к шахматам, они могут оказаться нереализованными при слабой постановке работы с детьми.

Более того, если в кружке бардак, — у ребенка может возникнуть стойкая ассоциация между шахматами и этим самым бардаком.

Если в городе есть специализированный шахматный кружок или секция, к примеру в «Доме молодежи» или тому подобных организациях, -  это может быть лучшим выбором. По крайней мене, дилетанта в роли наставника там держать не будут.

Другое дело, что такие занятия не всегда удобны для родителей по  разным причинам. Далеко добираться, например. Да мало ли что…

Школа онлайн

Еще один важный момент. Ваша роль как родителя в обучении ребенка не менее, а скорее более важна, чем роль тренера и формата и атрибутов кружка.

Ребенок воспитывается в семье. Совместить обучение на стороне и воспитания дома, как я полагаю, задача непростая.

Главное в этом деле не навредить. Чтобы не получилось так, что занятия в школьном или специализированном кружке не приносят ни радости ни пользы. К сожалению, такая ситуация далеко не редкость.

А посему, заслуживает пристального внимания дистанционный формат обучения шахматам.

Школа «Шахматы с Жориком» предоставляет вам и вашему ребенку все необходимые возможноcти и инструменты.  Для того, чтобы занятия проходили с максимальной пользой и удовольствием.

Опытный квалифицированный наставник, поверенная временем программа, игровой формат обучения, индивидуальный подход.

Да и ребенок будет под присмотром и контролем. Начальный этап обучения шахматам лучше построить именно так.  Хотя бы для того, чтобы не отбить интерес.

Через какое-то время, по мере развития шахматных способностей и умений, уже можно подумать о «выходе в свет». Так или иначе, очная игра за доской необходима и обязательна. И будет правильнее, если ребенок начнет играть «в реале» уже более менее подготовленным.

Кстати, где и с кем играть, в каких турнирах, — также вопрос не праздный. И с этим вопросом специалисты школы «Шахматы с Жориком» также вам помогут.

Через школу шахмат развитие вашего ребенка будет проходить поступательно, правильными шагами, с максимальной пользой и удовольствием.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного дня!

chessmatenok.ru

Кружки по шахматам для детей в Москве

Шахматный кружок для детей может стать отличной альтернативой современным развлечениям. Опытные педагоги в «Лабиринтах шахмат» сумеют заинтриговать и увлечь ребенка одной из древнейших стратегических игр. Благодаря комплексному подходу к обучению и серьезному опыту (мы работаем с 2006 года) мы не только учим детей играть, но и прививаем им истинную любовь к шахматам, развиваем системное мышление, улучшаем психологическую устойчивость.В Москве шахматные кружки от «Лабиринтов шахмат» представлены 22 филиалами по всему городу.

Шахматы – кружок для дошкольников

Свои первые шаги в мире шахматных фигур наши воспитанники могут сделать в возрасте 3 лет. Опытные педагоги практикуют индивидуальный подход и от каждого ребенка требуют лишь то, что ему реально по силам. Группы подбираются таким образом, чтобы в них собирались примерно равные по силе и возрасту дети. Шахматные праздники для маленьких шахматистов и регулярные турниры внутри школы и общегородского масштаба превращают «Лабиринты шахмат» в место, куда дети идут с большим удовольствием.

Нужен шахматный кружок для взрослых?

Если Вам интересны шахматы и Вы ищите для себя постоянных соперников сравнимого уровня, возможность прибавить в игре или просто приятно провести время за шахматной доской – обращайтесь к нашим администраторам, мы определенно сможем помочь в исполнении Ваших пожеланий!

chesslabyrinth.ru

Конспект занятия по шахматам для детей 4–5 лет в центре дополнительного дошкольного образования «Разумом одерживать победу»

Сахно Константин Юрьевич Конспект занятия по шахматам для детей 4–5 лет в центре дополнительного дошкольного образования «Разумом одерживать победу»

Пример занятия по шахматам для детей в центре дополнительного дошкольного образования.

Суть шахмат – «Разумом одерживать победу».

Древняя мудрость.

Название занятия: «Сказка про шахматных коней».

Группа: Дети 4 – 5 лет, 5 человек.

Название группы: «Храбрые пешки».

Девиз группы: «Прочнее мы орешка – хотя мы просто пешки!».

Цель: закрепить и систематизировать знания и умения игры в шахматы.

Задачи:

Развивающая –

-формируем и развиваем у ребёнка систему знаний, умений, навыков;

- развиваем высокий уровень к самообучению и самообразованию;

- формируем особый стиль умственной деятельности, основанный на исследовательской активности и самостоятельности.

Обучающая –

- продолжаем учить детей игре в шахматы;

- учим детей играть шахматной фигурой - конь.

Воспитательная –

- воспитываем навыки работы в коллективе;

- приобщаем детей к лучшим традициям «Русской шахматной школы», под девизом: «Мы все одна семья!».

Психологическая-

- положительный эмоциональный настрой на игру, с учетом психологических особенностей детей.

Оборудование: шахматные доски (турнирные) в количестве – 5 шт.

Организационный момент.

Время проведения занятия 30 мин. + 5 мин. Динамическая пауза.

Начало:

Дети заходят в аудиторию и встают полукругом перед педагогом.

Педагог предлагает детям вспомнить материал предыдущих занятий:

- расположение шахматной доски относительно к игроку:

- поднимаем правую руку вверх – Качаем ею. Белая клетка - правая рука. Поднимаем левую руку вверх – качаем ею. Чёрная клетка – левая рука.

- глаза закрыли и сосредоточились. Проходим к шахматным доскам.

Дети рассаживаются за столы, и педагог продолжает занятие.

- Мы познакомились с пешками, как они ходят, по шахматной доске (просит показать, рубят другие фигуры (просит показать, доходя до последней горизонтали (педагог просит детей показать последнюю горизонталь на шахматной доске) и превращаются пешку в любую другую фигуру кроме Короля.

А сегодня я расскажу Вам сказку про новую шахматную фигуру, очень важную в шахматном королевстве –Коня.

В шахматном царстве-государстве, жили - были Король с Королевой (педагог показывают фигуры белого Короля и Королевы - ферзя и ставит их на место на шахматной доске).

Приехал к ним в гости другой Король с Королевой (показывает фигуры черного Короля и Королевы - ферзя и ставит их на место на шахматной доске).

Черное и белое королевство дружили между собой, проводили шахматные турниры. У Черного Короля были красивые черные кони (показать фигуры черных коней, Король ценил и заботился о них.

А у Белого Короля коней не было и Черный Король решил подарить Белому Королю маленьких белых жеребят, которые недавно появились на свет.

Белые Король и Королева лелеяли и холили жеребят. Через какое-то время выросли из них большие и крепкие кони (педагог показывает фигуры белых коней). Король с Королевой радовались, сами кормили и поили их. И самое главное учили их правильно ходить по шахматной доске. Это оказалось не очень сложно (показываем и рассказываем -как ходит конь на доске).

Педагог предлагает детям расставить черные и белые пешки и добавить на шахматную доску белых и черных коней (закрепили визуально). Продолжаем повествование сказки:

- Однажды Король поехал на охоту. Долго ходил по лесу, не нашёл ни одной новой шахматной фигуры, да ещё и заблудился. Солнышко село, а Король не возвращается. Забеспокоилась Королева. Кони увидели беспокойство Королевы и отправились на поиски короля. Не долго искали его, а когда Короля нашли - Король обрадовался и все вместе вернулись в шахматное королевство. С тех пор кони прочно заняли своё место на шахматной доске в шахматном королевстве.

На другой день устроили пир с гостями из другого шахматного королевства. (Поставить всех коней, Королей и Королев – ферзей на шахматную доску).

Итог: Я там был, мёд пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!

Педагог предлагает динамическую паузу.

Дети взяли в руки по пешке и встали в полукруг, педагог -читая стихотворение вместе с детьми делает упражнения:

Мы устали, засиделись, Одна рука вверх, другая вниз,

Нам размяться захотелось. Рывками менять руки.

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот, Повороты корпусом.

А потом наоборот.

Приседанья начинаем, Приседания.

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

И в последний раз присели,

А теперь на место сели. Дети садятся.

Закрепляем материал по изучению шахматных коней через игры - «Пешки и конь».

В первой игре используются пешки – ими играют дети, и конь - им играет педагог. Задача игры: пешками поймать коня.

Во второй игре педагог и дети меняются фигурами с прежней задачей – поймать коня.

Детям предлагается - «Весёлая минутка» - отгадать несколько загадок про шахматы:

Дети выходят на середину аудитории педагог читает загадку:

Не поймешь,

куда он скачет: прыг, скок,

а следом вбок.

И конечно,

это он –

очень-очень

хитрый…

(конь).

Педагог просит детей движениями показать как прыгает конь.

В конце игры, педагог просит повторить девиз группы и благодарит участников игры.

www.maam.ru

Кружковая работа по обучению детей игре в шахматы «В стране Шахматных чудес»

Ирина Шишкина Кружковая работа по обучению детей игре в шахматы «В стране Шахматных чудес»

Кружкавая работа по обучению детей игре в шахматы

«В стране Шахматных чудес».

Руководитель:

воспитатель Шишкина И. А.

Введение.

«Шахматы - это пробный камень человеческого ума».

И. Гете.

«Шахматная игра – не просто праздное

развлечение. С ее помощью можно приобрести

или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума,

полезных в человеческой жизни».

Бенджамин Франклин.

В каждом из малышей живет гений, которого надо только разглядеть. Пробуя и узнавая новые вещи, человек растет, и чем больше знаний он получит в детстве, тем насыщеннее и интереснее будет его жизнь. Навыки, полученные в детстве, остаются в памяти навсегда, поэтому так важно уделить особое внимание разно-стороннему развитию ребенка.

Кружковая работа по обучению детей игре в шахматы, направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и

умственного развития личности ребенка.

Цель кружковой работы:

Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; расширять кругозор, учить думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы); создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.

Задачи: 1. Популяризация шахматной игры среди детей.

2. Организация здорового досуга.

3. Развитие логического мышления и способности к самостоятельному принятию решений.

4. Развитие природных задатков, творческих и специальных способностей детей.

Перспективный план работы кружка.

Месяц: СЕНТЯБРЬ

1. Тема: «В стране шахматного королевства»

Программные задачи: Познакомить детей с историей возникновения шахмат.

Пробудить интерес к шахматной игре. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.

Познакомить с новыми понятиями — «шахматная доска», «белые и черные поля», «центр» шахматной доски.

2. Тема: «Волшебная доска»

Программные задачи: Продолжать знакомство с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнерами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии, «диагональ». Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.

Начать знакомство с «шахматным» алфавитом. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Месяц: ОКТЯБРЬ

3. Тема: «Шахматные фигуры»

Программные задачи: Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король, учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.

4. Тема: «Шахматные фигуры»

Программные задачи: Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.

5. Тема: «Начальное положение»

Программные задачи: Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий.

6. Тема: «Шахматная фигура Ладья»

Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры».

Месяц: НОЯБРЬ

7. Тема: «Шахматная фигура Ладья»

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ладья», вспомнить место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие». Закрепить новые знания посредством дидактических игр.

8. Тема: «Шахматная фигура Ладья»

Программные задачи: Закрепить полученные знания детей о шахматной фигуре «ладья» в игровой практике на шахматной доске; упражняться в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперед.

9. Тема: «Шахматная фигура Слон»

Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «слон». Место слона в начальном положении. Белопольные и чернопольные слоны. Ход слона.

10. Тема: «Шахматная фигура Слон»

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чернополъные слоны. Показать детям, как слон выполняет взятие. Закрепить полу-ченные знания посредством дидактических игр

Месяц: ДЕКАБРЬ

11. Тема: «Ладья против слона» (игровая практика)

Программные задачи: Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске. Упражняться в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске, учить детей предвидеть ход событий на доске и, в соответствии с этим, выбирать методы защиты или нападения.

12. Тема: «Шахматная фигура Ферзь»

Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Место ферзя в начальной позиции. Ход ферзя.

13. Тема:«Шахматная фигура Ферзь»

Программные задачи продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», вспомнить место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь. Познакомить детей с правилами взятия ферзем. Закрепить полученные знания посредством дидакти-ческих игр.

14. Тема: «Шахматная фигура Ферзь» (игровая практика)

Программные задачи: Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей следовать правилам ведения шахматной партии: делать ходы поочередно, учитывая ход соперника и предвидя ответный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.

Месяц: ЯНВАРЬ

15. Тема: «Шахматная фигура Конь»

Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «конь». Место коня в начальной позиции. Ход коня, взятие.

16. Тема: «Шахматная фигура Конь» (продолжение темы)

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «конь», вспомнить полученные знания на предыдущем занятии (место коня в начальной позиции, ход коня, взятие). Упражняться в ходе коня и во взятии. Учить детей пра-вильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу.

Месяц: ФЕВРАЛЬ

17. Тема: «Шахматная фигура Конь» (игровая практика)

Программные задачи: Закреплять полученные детьми знания о шахматной фигуре «конь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей правильно взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, вспоминать и применять полученные знания о шахматных фигурах (ладье, слоне, ферзе) в процессе игры.

18. Тема: «Пешка»

Программные задачи: Познакомить детей с «пешкой». Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.

19. Тема: «Шахматная фигура Пешка»

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». Познакомить с новым понятием — «превращение пешки». Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.

20. Тема: «Шахматная фигура Король»

Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «король». Место короля в начальной позиции. Ход короля. Взятие.

Месяц: МАРТ

21. Тема: «Шахматная фигура Король»

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король», вспомнить знания, полученные на предыдущем занятии (место короля в начальной позиции, ход короля, взятие). Дать новое понятие — «контролируемое» поле. Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-упражнений: учить детей правильно понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

22. Тема: «Шах»

Программные задачи: Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять новые знания посредством индивидуальных игр-заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно ее решать.

23. Тема: «Шах и мат»

Программные задачи: вспомнить значение понятия «шах». Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать.

24. Тема: «Ничья и пат»

Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями — «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции.

Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать учебную задачу и самостоятельно ее решать.

Месяц: АПРЕЛЬ

25. Тема: «Рокировка»

Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями: «рокировка», «длинная и короткая рокировка». Познакомить с правилами рокировки. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.

26. Тема: «Шахматная партия»

Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями — «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «ценность фигур» (выгодный и невыгодный размен фигур или пешек). Учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения партнеров во время шахматной игры.

27. Тема: «Шахматная партия»

Программные задачи: продолжать знакомить детей с правилами ведения шахматной игры, показать несколько вариантов разыгрывания дебютов, закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр-заданий.

28. Тема: «Шахматная партия»

Программные задачи: продолжать знакомить детей с правилами ведения партии, с основными дебютными принципами, познакомить с новыми понятиями «ловушка», «детский мат».

Месяц: МАЙ

29. Тема: «Шахматные часы»

Программные задачи: познакомить детей с часами, которыми пользуются шахматисты во время партии. Познакомить с новыми понятиями: «шахматные» часы, «время, отведенное на партию», «контроль времени».

30. Тема: ШАХМАТНЫЙ ДОСУГ

Программные задачи: Активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы.

31. Тема: ШАХМАТНЫЙ КАРНАВАЛ

Программные задачи: Создать у детей ощущение загадочности, неожиданности доставить радость от игры в шахматы; развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях; активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы; учить анализировать игру

www.maam.ru


Смотрите также

Объявление

Если у Вас есть ещё какие-либо интересные материалы (тексты, фото, видео, аудио), связанные с творческой жизнью Людмилы Тумановой, поделитесь ими со всеми нами, её многочисленными поклонниками.

Обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону: 8-922-56-101-83