Ludmila Tumanova

Своими руками карточки домана


Карточки домана. Методика Домана от А до Я

Карточки Домана для самых маленьких являются одной из самых популярных, и в то же время спорных методик.

Вокруг методики Домана ходит множество различных мнений, как о вреде, так и о пользе для развития ребенка. В этой статье мы познакомимся поближе с основными понятиями, рассмотрим все “за” и “против”  и вы поймете, нужна ли такая методика вашему малышу.

В конце статьи вы сможете скачать карточки Домана и другие полезные материалы по методике.

Содержание

И начнем мы с небольшого знакомства с автором методики.

Историческая справка

Гленн Доман (1919-2013) — американский врач физиотерапевт, автор методики раннего развития. После окончания вуза плотно занялся изучением развития  мозга детей.

Как и известная Мария Монтессори, Гленн начал свои исследования на “особых” детях с поражениями центральной нервной системы, ДЦП и умственной отсталостью . Детям показывали карточки Домана с изображениями, словами и точками, постепенно увеличивая их количество.

Карточки воздействовали на здоровые и активные участки мозга. Опыты показали, что долгосрочное стимулирование мозга таким способом положительно сказывалось на больных и через несколько месяцев дети начинали развиваться и даже догоняли в развитии здоровых детей.

Позднее методику стали применять на здоровых детях и она стала известной во всем мире.

8 основных принципов обучения “по Доману”

Гленн Доман считал, что максимальная умственная активность проявляется в возрасте до 6 лет. И если правильно заниматься ранним развитием с самого рождения, то ребенок может стать гением.

Мозг ребенка с рождения сам настроен на то, чтобы впитывать всю поступающую информацию как губка. А чтобы ребенок максимально развивался, эту потребность мозга нужно постоянно удовлетворять регулярными упражнениями.

Основные принципы методики:

  • Ребенок с рождения сам хочет получать знания и нет необходимости его заставлять
  • Главные учителя и педагоги для ребенка — это его родители. Никто не сможет обучать ребенка лучше, чем папа и мама
  • Начинать заниматься с ребенком нужно как можно раньше. Чем раньше — тем лучше.
  • Обучение должно проводится ежедневно
  • Если ребенок в данный момент не настроен на обучение — то следует провести занятия позднее, когда ребенок будет готов
  • Новый материал нужно вводить регулярно
  • Если во время занятия у ребенка пропал интерес — следует прекратить занятие
  • Занятие следует закончить до того, как ребенку самому захочется его прекратить

Суть методики

Если говорить о методике в целом, то она вовсе не ограничивается показом карточек. Автор разработал целый ряд физических упражнений для малышей.

Опыт работы с особыми детьми показал, что физическое развитие напрямую связано с умственной деятельностью и развитием в целом. В методике даже есть понятие “двигательный интеллект”, которое говорит о взаимосвязи физического и умственного развития.

Физические упражнения — залог развитого интеллекта

Доман рекомендует с самого рождения не ограничивать кроху в движении и всячески помогать ему в этом. Одним из приспособлений для развития физической активности ребенка является трек для ползания.

По сути, трек — это горка с бортиками, которая помогает освоить процесс ползания. Трек должен быть достаточно “скользким”, чтобы сила трения не мешала  малышу осваивать передвижение.

Нужно ежедневно, без пропусков заниматься физическими упражнениями с ребенком:

  • крутить, вертеть, подбрасывать и покачивать малыша в разных плоскостях, развивая чувство равновесия и вестибулярный аппарат
  • вставать на ножки с поддержкой
  • плавать с поддержкой
  • тренировать захват пальчиками, а когда малыш ухватится за ваш палец или специальный деревянный стержень, нужно потянуть руку вверх, пытаясь приподнять корпус ребенка
  • подставлять руку, когда кроха пытается оттолкнуться ногами

Постепенно, вместе с ростом ребенка и его физических способностей, можно подключать более сложные упражнения, такие как:

  • вис на перекладине с поддержкой
  • ползание на четвереньках
  • ходьба с поддержкой

Карточки домана для самых маленьких

Существует три вида карточек Домана:

  • Карточки со словами — для обучения чтению
  • Карточки с точками — математические карточки
  • Карточки с изображениями — энциклопедические карточки

Карточки со словами представляют собой карточки, на которых изображены слова красным крупным шрифтом.

Математические карточки — это карточки с красными крупными точками, расположенными хаотично. Количество точек на карточке от 1 до 100.

Энциклопедические карточки — карточки с картинками.Именно эти карточки многим известны как “карточки Домана”

Энциклопедические карточки представляют собой квадратные карточки размером 28х28см. На карточках крупное цветное изображение предмета или животного на белом фоне, под ним красным крупным шрифтом — название того, что изображено на карточке.

Доман выделил 10 основных разделов карточек:

  • биология
  • география
  • искусство
  • литература
  • музыка
  • история
  • математика
  • языки (иностранные)
  • физиология человека
  • естествознание

В каждый раздел входят различные категории. Набор карточек состоит из определенной категории. Я приведу несколько примеров, чтобы было проще понять смысл.

Пример 1: раздел “биология”, категория и набор карточек “собаки”, карточки в наборе: лабрадор, шарпей и т.д.

Пример 2: раздел “музыка”, категория “музыкальные инструменты”, карточки в наборе: скрипка, арфа и т.д.

Пример 3: раздел “математика”, категория “геометрические фигуры”, карточки в наборе: квадрат, треугольник и т.д.

Как видите, количество карточек достаточно большое. Существуют тысячи различных наборов и десятки тысяч отдельных карточек.

Когда и как показывать карточки Домана?

На вопрос “когда можно начинать показывать карточки?” методика дает однозначный ответ: чем раньше — тем лучше, т.е буквально с первых месяцев жизни ребенка.

Раннее начало показа энциклопедических карточек (с картинками) дает больше шансов на то, что ребенку будут интересны карточки в дальнейшем. Некоторые родители, которые начали применять методику достаточно поздно ( от 1,5 лет) говорили о низком интересе ребенка.

А те, кто начал показ карточек в 2-3 месяца говорят об обратном эффекте: повышенный интерес ребенка к обучению на протяжении длительного времени.

Если говорить о карточках только со словами (для обучения чтения) или математических карточках с точками, то их следует применять от 1 года.

Подготовка к началу обучения

Перед показом карточек следует запомнить несколько простых правил:

  • игру следует начинать только тогда, когда ребенок к этому готов. Он должен быть выспавшимся, бодрым, в хорошем расположении духа, сытым и отдохнувшим после кормления. Эти же критерии должны соблюдать и вы)
  • место для занятий также является важным моментом: в интерьере не должно быть ярких и броских элементов, которые будут отвлекать ребенка
  • постарайтесь ограничить пространство для обучения от резких и отвлекающих звуков, а лучше вообще создать тишину

Для начала показа нужно выбрать одну категорию карточек. Именно категорию, а не произвольный набор карточек различных тематик.

Показ определенной категории карточек обусловлен логическими взаимосвязями. Автор методики утверждает, что при показе 10 не связанных между собой карточек ребенок получит только 10 блоков информаци.

Однако если показать 10 карточек одной категории, т.е. когда карточки во взаимосвязи, то в памяти ребенка запишется более 3 600 000 логических взаимосвязей. Об этом Глен говорит в своей книге “Как дать ребенку энциклопедические знания”.

Механизм показа карточек

Показывать карточки следует на расстоянии вытянутой руки (не менее 45см). Начните энергично и радостно: “Сегодня я бы хотела показать тебе грибы” и приступайте к показу карточек.

Далее быстро (как только сможете) показывайте карточки ребенку. В первые дни знакомства с категорией карточек при показе следует говорить: “ Этот гриб — подберезовик. Это — белый гриб. А вот это — рыжик.”

Когда ребенок привыкнет — можно исключить название категории и произносить только названия карточек. Но когда вы будете вводить в обучение новую категорию карточек — снова начинайте знакомить ребенка с названием категории.

Показ карточек должен происходить очень быстро — максимум 10-15 секунд на одну карточку. В идеале 1 секунда на показ карточки и несколько секунд на то, чтобы произнести название.В начале это может показаться трудным, но вы быстро привыкните и наберете нужный темп)

Скорость — очень важный параметр показа. Именно при скоростном показе карточек активируется правое полушарие мозга, развивается фотографическая память, скорость реакции мозга и образное мышление. По словам автора быстро показать небольшое количество карточек гораздо лучше, чем медленно и много.

Рекомендуется заканчивать показ карточек до того, как этого захочет ваш ребенок. Если вы почувствуете, что у ребенка пропадает интерес, он начинает капризничать или отвлекаться — значит самое время подводить занятие к концу.

Со временем вы поймете, сколько в среднем карточек ребенок сможет изучить до того, как устанет, и найдете тот самый момент, чтобы закончить чуть раньше.

Начало занятий и введение новых карточек

Хочу заметить, что на самом деле алгоритм показа не столь жесткий и суровый, как его многие описываю)

Для того, чтобы приступить к урокам, нужно выбрать 5 категорий карточек. Из каждой категории возьмите в работу 5 карточек.5 категорий по 5 карточек = 25 карточек для старта.

Доман не рекомендует брать карточки и категории, которые уже хорошо известны ребенку. Так что если вы решите начать с чего-нибудь знакомого для малыша — смело выбрасывайте эту идею из головы и берите свежие и неизведанные категории и карточки.

Показывать карточки нужно не менее трех раз в день. Когда вы поймете, что ребенок легко справляется с потоком информации, можно постепенно вводить в обучение новые категории. Каждую новую категорию нужно показывать так же 3 раза в день. Всего в обучении не должно быть больше 10 категорий одновременно.

Далее автор методики рекомендует попробовать добиться оптимальной скорости показа одной карточки в 2 секунды — секунда на показ карточки и секунда на произнесение названия.

Когда вы достигните 10 категорий в день в режиме быстрого показа (2 секунды на карточку), можете постепенно изымать карточки и заменять их свежими. Когда в категории обновятся все карточки — можно заменить изученную категорию на новую.

Жизненный цикл одной карточки

Одну карточку показывают до 30 раз. В среднем это 10 дней (по 3 показа в день). Это максимальный цикл. Если вы видите, что ребенок легко усваивает информацию, а у вас есть силы и желания на подготовку свежих материалов, обновляйте карточки почаще, скажем, один раз в пять дней.

Не выбрасывайте карточки, которые прошли свой цикл. Они еще пригодятся для “программы знаний”. Складывайте карточки в картотеку.

Программа знаний — новая жизнь старых карточек

Если вы решите применять методику Домана на постоянной основе, то у вас довольно быстро накопится огромная масса карточек в картотеке, которые малыш уже изучил.Если эти карточки немного доработать, то мы получим энциклопедические карточки для программы знаний.

Программа знаний — это еще одна часть методики Домана. Она заключается в том, что вы зачитываете ребенку различные факты о том, что изображено на карточке.

Сам Доман говорит,что эту информацию можно преподносить ребенку тремя способами:

  • просто зачитывать
  • показывать ребенку в распечатанном виде (крупным шрифтом)
  • зачитывать, показывая ту самую карточку, о которой идет речь

В нашем случае мы будем использовать самый интересный и удобный, на мой взгляд, способ — это зачитывание фактов с показом карточек. Теперь давайте подробнее рассмотрим эти самые факты.

Факты для карточек программы знаний

Факты представляют собой диапазон информации по каждой карточке: от самой простой к самой сложной. Самому простому факту присваивается первая ступень, факту посложнее — вторая ступень и т.д.

Чтобы было проще понять суть давайте рассмотрим определенный пример: возьмем раздел “биология” и набор карточек “домашние животные”.

На карточке “кошка” факты будут располагаться примерно следующим образом:

  1. Кошка живет вместе с людьми
  2. Домашние кошки произошли от диких кошек
  3. Кошка — хищное животное
  4. Средняя длина тела кошки — 60см
  5. Средний срок жизни кошки — 14 лет
  6. Кошка относится к классу млекопитающие
  7. Среди млекопитающих у кошки лучше всех развиты органы чувств
  8. Обоняние кошки в 14 раз сильнее человеческого
  9. Скелет кошки состоит из 240 костей

Количество фактов, их сложность и порядок расположения выбирается индивидуально, в зависимости от ваших предпочтений и доступной информации по карточке. Желательно, если факты будут располагаться в порядке возрастания сложности. Первый факт — самый простой, последний — самый сложный.

Факты о карточке в наше время искать несложно — достаточно зайти в википедию, там коротко и лаконично приведено много полезной и достоверной информации. Именно оттуда проще всего взять факты.

Затем факты нужно распечатать и приклеить на обратной стороне карточки. Еще проще их сразу выписать ручкой или маркером на карточку.

Рекомендации для подбора фактов:

  • Достоверность факта. Не берите информацию, если сомневаетесь в ее верности
  • Точность факта. Факт должен констатировать и утверждать, а не предполагать. “Борис Ельцин — первый президент РФ” — это хороший факт. А вот “ Борис Ельцин был плохим президентом” — это уже не факт, а предположение или личное мнение
  • Факт должен быть ясным и недвусмысленным

Будет хорошо, если некоторые факты будут затрагивать другие категории и карточки. Это обусловлено все теми же взаимосвязями, как и между карточками одной категории.Берите понятную и интересную информацию, по возможности добавляйте немного юмора — это повысит заинтересованность малыша.

Схема занятий по программе знаний

Когда карточки из картотеки будут подготовлены к программе знаний и будут заполнены интересными фактами — можно приступать к обучению.

Для начала потребуется 5 категорий по 5 карточек в каждой (25 карточек). Карточки программы знаний следует показывать также, как и энциклопедические карточки, 3 раза в день.

Только теперь при показе вместо названия мы будем зачитывать факт. Соответственно погоня за скоростью показа отойдет на второй план — главное громко и внятно произносить факты.

Начинаем с первой ступени — с самого первого и простого факта. При показе всех пяти категорий и 25 карточек мы называем только один первый факт о том, что изображено на карточке.

После пяти дней обучения, когда ребенок достаточно хорошо изучит материал, можно заменить карточки в категориях на новые. Таким образом каждые 5 дней будут вводиться новые 25 карточек.

Средний цикл показа для одной ступени программы — 15 показов (5 дней по 3 показа). Если вы заметите, что ребенок осваивает карточки быстрее, то можно ускорить изъятие старых и ввод новых карточек.

Вводить показ новых категорий, как при показе энциклопедических карточек, не следует. Во-первых показ карточек программы знаний занимает больше времени и вы рискуете просто не успеть. А во-вторых из-за ступенчатости фактов будет легко запутаться.

Работайте с пятью категориями, меняя карточки один раз в 5 дней. Когда вы отработаете всю первую ступень фактов по всем карточкам в этих пяти категориях переходите на вторую ступень — к более сложным фактам.

Когда все ступени во всех карточках этих пяти категорий пройдены — можно изъять эти категории и ввести 5 новых категорий.

8 плюсов и 5 минусов методики Домана

Методика Гленна Домана, как и любая известная методика раннего развития, имеет как массу сторонников, так и массу критиков. Давайте рассмотрим самые значительные достоинства и недостатки методики.

Плюсы методики

  1. Обучение не требует много времени и специальных знаний, а в качестве педагогов выступают лучшие учителя для ребенка — родители
  2. Все обучение проходит в домашних условиях
  3. Все материалы для обучения можно быстро и легко изготовить своими руками
  4. Положительное влияние физических упражнений как на физическое, так и на умственное развитие ребенка.
  5. Стимуляция мозговой активности ребенка с раннего возраста. Самый активный период развития мозга человека — до 6 лет. Именно в этот период закладывается “фундамент” знаний
  6. Развитие фотографической памяти, скорости реакции мозга и образного мышления
  7. Освоение ребенком большого количества информации за короткий период времени
  8. Всестороннее развитие. Энциклопедические карточки и программы знаний охватывают огромное количество всевозможных тем.

Минусы методики

  1. Пассивная роль ребенка в обучении. Обучение проходит как бы в одностороннем порядке: вы показываете и говорите, а ребенок просто смотрит и слушает, не принимая полноценного участия
  2. Задействованы только зрительные и слуховые каналы ребенка, в то время как тактильные, обонятельные и осязательные, которые так важны при раннем развитии, игнорируются
  3. Отсутствие творческой составляющей
  4. Отсутствие какой-либо мозговой деятельности, кроме запоминания
  5. Большое количество информации может перегрузить мозг

Карточки Домана своими руками за 5 минут

В покупке готовых наборов карточек лично я не вижу никакого смысла, т.к. сделать карточки своими руками не составит особого труда.

Вам понадобится только принтер и бумага. Бумагу лучше взять поплотнее, ближе к картону. В продаже такие имеются в любом канцелярском магазине. Если нет — то обычная бумага тоже подойдет.

Дальше все просто: скачиваем из интернета карточки и печатаем. Перед тем, как печатать карточки, нужно проверить их на соответствие следующим критериям, взятым из книги Домана:

  • точность: изображение на карточке должно быть хорошего качества и соответствовать реальному объекту
  • дискретность: карточка должна изображать только один объект без задних планов
  • новизна: карточка должна изображать то, что ребенок еще не знает
  • однозначность: точное наименование карточки

Карточки должны быть ясными и хорошо “читаться”. Также они должны быть достаточных размеров. Чаще всего используется размер 28х28 см, но это не обязательный параметр.

Сам Доман по этому поводу говорит следующее: “Не уделяйте слишком много внимания самим карточкам, их изготовлению. Достаточно запастись твердым картоном, на котором должно быть изображение”

Поэтому на одном листе А4 можно расположить одну или две карточки, на ваше усмотрение. Также не забудьте подписать карточки с обратной стороны, чтобы зачитывать название во время показа.

Можно сразу готовить и прописывать с обратной стороны факты об объекте карточки для программы знаний — потом меньше работы будет.

Ламинировать и обматывать карточки скотчем нежелательно — при определенном освещении будут бликовать, затрудняя ребенку просмотр. Не такая уж и ценность эти бумажки, чтобы хранить их для передачи по наследству.

Вот в принципе и весь механизм: скачали — распечатали — нарезали и подписали. Можно начинать обучение. А как правильно обучать ребенка вы уже знаете)

Скачать карточки Домана

Скачать Карточки Домана:Сборник энциклопедических карточек (карточки с картинками)

Скачать книги:Как дать ребенку энциклопедические знания — Гленн ДоманКак научить ребенка читать — Гленн Доман

Заключение

Методика Домана — это не только карточки Домана для самых маленьких, которые помогут познакомить малыша с энциклопедическими знаниями, чтением, иностранными языками и математикой. Это еще и отличный тренажер для физического развития и здоровья малыша.

Родители, которые использовали методику, неоднократно говорили о пользе упражнений и прогрессе в развитии малыша. Однако многие детские психологи относятся к методике как к устаревшей и даже опасной ввиду возможной перегрузки мозга ребенка из-за показа карточек.

При занятиях с ребенком всегда руководствуйтесь здравым смыслом. Не относитесь к инструкциям автора методики как к истине. Относитесь скорее как к рекомендациям, а не жестким правилам. Экспериментируйте и не перегружайте ребенка

Если что то кажется слишком жестким — сбавляйте напор и занимайтесь в комфортном для вас с ребенком режиме. И помните, что раннее развитие должно быть гармоничным и своевременным.

Надеюсь, что вам понравилась эта статья и помогла разобраться в Методике Домана.

Ставьте лайки, делитесь с друзьями. Буду очень рад видеть ваше мнение в комментариях.

skillwood-toys.blog

Карточки Домана своими руками

Карточки Домана своими руками достаточно легко сделать, имея под рукой принтер цветной или черно-белый.

.

Другое дело, где взять большое количество слов?

.

Компания Умница предлагает в своем чемоданчике «Чтение с пеленок» 800 слов. 

.

А я Вам могу предложить расширенный список слов, сделанный в документе Excel.  Их можно распечатать на принтере или просто держать перед глазами, как образец и писать самим фломастерами на бумаге.

.

Карточки Домана своими руками даже очень легко и МОЖНО писать от руки.  Я именно так и поступаю со своей младшей дочкой, ей 1,5 года.  Во первых, это удобно. Во-вторых, быстро. В-третьих, в любом месте и в любом количестве.

.

К примеру, у меня есть стопка рекламок магазина Магнит со скидкой.  Я смело беру эти листы и на обороте пишу необходимые нам слова и словосочетания.  Очень отлично работает.  

.

Скачать список слов можно нажав на ссылку ниже:

.

Список слов  Карточки Домана своими руками

.

Кому нужна МЕТОДИЧКА к чтению с пеленок (как показывать карточки): >>>

.

Ну, а если не хватает времени на изготовление карточек, то всегда можно воспользоваться готовой отличной программой,

посмотреть и скачать которую можно здесь 

http://my-saitt.ru/kartochki-domana-skachat/

.

.

Так же вы можете скачать карточки Домана с картинками для распечатки, 389 карточек

.

.

.

.

.

comments powered by HyperComments

my-saitt.ru

Методика Домана. Как заниматься? И стоит ли? | Скачать карточки

2014-10-09

Сегодня я хочу поговорить об одной из самых известных методике раннего развития – методике Домана. Среди родителей мнения об этой системе довольно противоречивы. Одни говорят о колоссальных успехах, которых они добились при обучении своих деток, другие заявляют о том, что карточки Домана препятствует естественному развитию ребенка, а также требует полного самоотречения со стороны родителей. Кому же верить? Нужно ли заниматься по данной системе? И если заниматься, то как? На все эти вопросы я попытаюсь дать ответы в этой статье.

Стоит ли заниматься по методике Домана?

Сама я очень долго скептически относилась к обучению по Доману. Была убеждена, что для ребенка тяжело и противоестественно десятки раз в день просматривать карточки, вместо того, чтобы познавать реальный мир. Именно такой аргумент выдвигают противники методики — «Лучше водите малыша по комнате и показывайте ему предметы в реальной жизни, чем картинки».

Пытаясь понять, что же все-таки будет лучше для моей дочери, я знакомилась с разными методиками раннего развития, читала отзывы родителей о них, в том числе ближе познакомилась с системой Домана. Отзывы об этом методе поразили меня. Я узнала, что занятия по методу Глена Домана настолько способствуют активизации и развитию мозга, что поднимают на ноги детей, которые раньше не могли ходить по причинам, связанным с повреждениями мозга. Да и здоровым детям занятия также дают огромный толчок в развитии.

Глен Доман доказал, что мозг растет и развивается только в том случае, если он работает. И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки, тем выше будет его интеллект. Учеными установлено, что до трех лет формируется 70-80% клеток нашего мозга, поэтому очевидно, что качество мозговой активности в первые три года не может не сказаться на дальнейшей жизни. Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить гораздо легче, будет хорошая «стартовая площадка», ребенок будет гораздо более восприимчив к знаниям.

Однако методика Домана в чистом виде многим может показаться достаточно «суровой» — бесконечный поток самой разной и порой ненужной информации. Я сама так думаю, если честно:) Поэтому считаю, что обучение по методике должно быть «разумным»: не нужно превращать занятия только лишь в механический показ карточек и сконцентрироваться нужно не на развитии фотографической памяти (показывая ребенку все поряд), а на развитии мышления ребенка. Как это делать, читайте чуть ниже.

Среди доводов против обучения по методу Глена Домана можно встретить такие: «пичкание» малыша информацией слишком перегрузит его, будет мешать развиваться естественно, каким-либо образом повлияет на психику; занятия лишат ребенка эмоциональности, будут препятствовать нормальному человеческому общению и так далее. Все эти высказывания можно признать верными только лишь в случае, если вы будете слишком фанатично подходить к обучению по Доману, с утра до ночи показывая ребенку картинки, и игнорируя какие-либо другие методы развития. На самом же деле обучение по методике занимает не так много времени и совсем не исключает других игр и нормального человеческого общения, а самое главное — его всегда можно адаптировать под ваши желания — число показов в день сократить, а темы, освещаемые в карточках, брать только те, которые вы считаете интересными и полезными для малыша.

Разумный подход к методике

Итак, по моему мнению, заниматься по методу Домана нужно! Но необходимо придерживаться двух основных принципов:

1. Не нужно гнаться за количеством, стремясь показать как можно больше самых разных карточек, лучше ориентироваться на качество.

Что я имею ввиду под качеством карточек? А это значит, что для обучения лучше брать только ту информацию, которая интересна ребенку в данный момент времени, а главное ту, которую вы сможете в ближайшее время закрепить на примерах реальной жизни, картинках в книгах или в играх. Неоднократно по Таисии я замечала, что просмотренная и неиспользованная информация забывается ею очень быстро. Уже через пару месяцев она и не вспомнит, что я ей показывала гладиолусы и хризантемы. А вот если вскоре после просмотра, например, картинок с животными почитать про них стихи, сходить в зоопарк или поиграть в лото «Животные», результат будет совершенно другой — мало того, что информация прочно укладывается у ребенка в голове, так мы еще и здорово развиваем ассоциативное мышление! А это очень ценно и полезно для малыша.

Мне кажется дочка даже в лице меняется, когда мы начинаем обсуждать то, что ранее проходили по карточкам, видно, что в этот момент в голове у нее происходит активный мыслительный процесс («Ага, этот тигр в клетке и есть тот тигр, что я видела на картинке»), а глаза так и светятся — видно, что ей очень интересно:) Говорю без преувеличения.

Поэтому всю информацию, прежде чем изучать, нужно хорошенько проанализировать. Стоит ли изучать по карточкам 100 цветов, если реально в играх с малышом вы никогда не будете называть их все? Считаю, что вполне можно ограничиться 15-18 цветами. А некоторые темы, возможно стоит полностью исключить. Все зависит от того, во что вы играете и что обсуждаете с малышом. Немного о том, в каком возрасте какие темы интересны ребенку можно почитать здесь.

Количество показов также должно быть разумным. Не обязательно приставать к малышу с карточками по 20 раз на дню. Показывайте карточки в том количестве, которое приемлемо для вас. Если, занимаясь с ребенком, вы все время будете изводить себя мыслью о том, что перегружаете его и даете ему совершенно ненужную информацию, то ребенок обязательно почувствует ваш посыл.

2. Обучение по Доману нужно совмещать с другими играми и занятиями.

Если вы слишком сосредоточитесь на показе и изготовлении карточек, забыв про то, что ребенок нуждается в живом общении, в познании реального мира и его законов, в творческом и музыкальном развитии, вы действительно лишите своего ребенка очень многого.

В чем суть методики Домана?

Итак, что же собой представляет методика Домана? Вообще говоря, демонстрация карточек – это не единственное, что предлагает Доман, но именно они получили наибольшее распространение, поэтому о них здесь и пойдет речь. Суть методики в многократном показе ребенку комплектов карточек с какой-либо информацией. Показывая картинки, вы озвучиваете для малыша, что на них изображено. Несмотря на то, что каждое занятие длится всего несколько секунд, ребенок с легкостью запоминает все, чему вы его учите.

Первый тип карточек Домана – энциклопедические, на них представлены картинки с изображением животных, растениий, музыкальных инструментов, профессий и т.д. и яркие подписи красным шрифтом. Карточки предъявляются ребенку тематическими комплектами, например, сначала изучаем диких животных, потом овощи, транспорт.

Кроме энциклопедических карточек существуют карточки для обучения счету (KoroBoom, My-shop)

и карточки для обучения чтению (KoroBoom, My-shop).

Раньше последователям методики ночами приходилось изготавливать материалы, чтобы на следующий день было, что показать ребенку, сегодня, к счастью, можно приобрести готовые комплекты. Мы, например, учились по большому комплекту «Вундеркинд с пеленок». В этом замечательном наборе есть все самые необходимые темы, на картинках четко выделен изучаемый объект, нет ничего лишнего, и вообще картинки очень красочные. На оборотной стороне есть факты, которые пригодятся, когда вы изучите все основные объекты, изображенные на картинках.

Мне всегда казалось, что показывать карточки в бумажном варианте гораздо удобнее, чем на компьютере (с ними легче соблюдать системный подход по замене изображений, их можно положить на видное место, и тогда про них будет сложно забыть). Но если вы придерживаетесь другого мнения, то вам, должно быть, пригодятся вот такие электронные карточки — КАРТОЧКИ ДОМАНА СКАЧАТЬ. При наличии цветного принтера их также можно распечатать.

Как заниматься?

В разных источниках начинать заниматься предлагается по-разному. Где-то советуют взять 5 комплектов карточек по 5 штук каждый, где-то – 3 комплекта по 10 карточек и т.д., вариантов масса. Я уверена, что каждый вариант рабочий. Для начала выберете любой, какой вам кажется, наиболее адекватным, а впоследствии, глядя на результаты, адаптируете систему под себя и ребенка. Если малышу тяжело просматривать комплект из 10 карточек, он начинает отвлекаться под конец просмотра, то уменьшите количество карточек и наоборот. Мы выбрали для себя вариант с 3 комплектами из 10 карточек. Этот вариант нам подошел.

Далее, по Доману, каждый набор необходимо показывать по 3 раза в день. Каждую картинку ребенок должен видеть 1-2 секунды. За одну демонстрацию показывают только один набор, и временной промежуток между показами должен быть не менее получаса. После десяти дней занятий (т.е. после того, как вы просмотрели набор 30 раз) из каждого набора изымается одна карточка и заменяется на новую, так делается каждый день, пока комплект карточек не исчерпает себя. Здесь нужно заметить, что если в ваших комплектах изначально было по 5 карточек, то вводить новые карточки нужно начинать уже после пяти дней занятий. Если набор полностью изучен, его заменяют на новый.

Кроме этого, Доман предлагает постепенно увеличивать количество комплектов карточек, демонстрируемых ребенку. Чуть ли не до десяти наборов. При этом каждый из них также нужно показывать в день по 3 раза. Только представьте, это нужно 30 раз в день отвлечь ребенка от его важных дел и показать картинки! Такие цифры могут отпугнуть от этой методики многих мам.

Чтобы все не выглядело так страшно, в методических пособиях обычно производят расчет (количество секунд, затрачиваемых на показ, умножают на количество демонстраций в день) и получают, что на показ карточек понадобится всего несколько минут в день. Но не все так просто как кажется, ведь показ картинок – это не единственное, чем вы занимаетесь и о чем помните весь день. Для начала вам элементарно нужно про них вспомнить, затем бросить все, оторвать малыша от игры и показать ему картинки. Это еще хорошо, если вы все время находитесь рядом с ребенком, и карточки все время при вас, но, к сожалению, не у всех мам есть такая возможность.

Поэтому, повторюсь еще раз, не гонитесь за количеством изучаемых комплектов. Главное — чтобы занятия были интересны вам и ребенку, а обучение не превратилось в обузу. НО все же старайтесь заниматься регулярно, не забрасывайте начатое.

Поэкспериментировав, мы с дочкой остановились на таком режиме: в день у нас было не больше 6 демонстраций, т.е. каждый набор за день мы успевали посмотреть по 2 раза. Каждый третий показ в каждый комплект добавляли по одной новой карточке (т.е. у нас новые картинки добавлялись не каждый день, а чуть реже). Первое время я начинала вводить новые карточки после 30 просмотров комплекта. Но впоследствии, все эти нормы меняла. Так, например, довольно быстро стало ясно, что 30 просмотров комплекта – это очень много, дочь начинает скучать. Количество комплектов же у нас всегда оставалось неизменным – 3. Подробнее о нашем опыте обучения по системе Домана вы можете почитать здесь:

МЕТОДИКА ДОМАНА. НАШ ОПЫТ. ЧТО ИЗУЧАТЬ И В КАКИХ КОЛИЧЕСТВАХ?

МЕТОД ДОМАНА. НАШ ОПЫТ. ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОТЕРЯЛ ИНТЕРЕС К КАРТОЧКАМ?

Также вам может быть интересно:

МЕТОДИКА МОНТЕССОРИ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

До встречи на страницах блога! И буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм, Вконтакте, Facebook.

Искренне ваша, Яна Разначенко

jili-blog.ru

Делаем карточки Домана своими руками

С момента рождения ребенка родители прилагают много усилий для того, чтобы разнообразить повседневные занятия и игры ребенка. Если еще вчера малышу было достаточно одной погремушки и пальчиковой игры «сорока», то сегодня он уже следит за вашими губами и изучает картинки любимой книжки. Малыш стремительно познает окружающий его мир. И с каждым днем его словарный запас пополняется новыми звуками, которые превращаются в слова, а позже в предложения.

Приходит время, когда мы думаем о развитии ребенка, решая, какой методике отдать предпочтение. Дело в том, что развивать ребенка можно самостоятельно, главное – наличие времени и желание.

Например, когда вы заметили, что ваш ребенок начинает активно изучать все, что его окружает, значит, ему можно предложить карточки Домана. В магазинах есть разные наборы карточек Домана, но, как правило, нет тех, которые ты бы хотела купить. И если уже так случилось, что вы не приобрели карточки или пока не хотите тратить на них деньги, то попробуйте в домашних условиях апробировать методику Домана.

Напечатайте несколько изображений. А лучше откройте книгу с деревьями, цветами или животными, посмотрите, что нравится малышу. Когда вы определились с темой, то можно приступить к изготовлению карточек в домашних условиях, пусть они и будут отличаться от домановских критериев. Ставьте сначала задачу на познание окружающего мира и показывайте ребенку его разнообразие, а потом постепенно дойдете и до чтения по Доману, если оно вам подходит.

Картинки по вашей теме находите в интернете, сохраняете и перед тем, как будете их печатать, подписываете – лук, картофель, морковь, перец и т. д. Можно печатать в размере 10 на 15.

Карточки Домана показываем ребенку и рассматриваем их, а также развешиваем по квартире. Эффективность методики вы сможете оценить самостоятельно.

А вот наши самодельные карточки Глена Домана:

nattik.ru

Карточки домана скачать бесплатно. Сделать карточки самому

Недавно, в своих архивах нашла карточки Домана, я их нашла в интернете и скачивала для первого ребенка.  А сейчас у меня младшая как раз в том возрасте (2 года), когда эти карточки будут интересны. Я начала их распечатывать и показывать ей. Ей очень понравилось, хоть она все эти предметы, нарисованные на карточках уже знает.

.

1 ДОМ — 22 карточки

2 БУКВЫ — 33 карточки

3 ЕДА — 24 карточки

4 ЖИВОТНЫЕ — 43 карточки

5 ИГРУШКИ — 12 карточек

6 ИНСТРУМЕНТ — 8 карточек

7 ЖИВОТНЫЕ-МАЛЫШИ — 14 карточек

8 КУХНЯ — 17 карточек

9 МУЗЫКА — 11 карточек

10 НАСЕКОМЫЕ — 12 карточек

11 ОВОЩИ — 13 карточек

12 ОДЕЖДА — 16 карточек

13 ПРАЗДНИК — 5 карточек

14 ПРИРОДА — 9 карточек

15 ПТИЦЫ — 19 карточек

16 СЛАДОСТИ — 16 карточек

17 ТВОРЧЕСТВО — 8 карточек

18 ТЕЛО — 14 карточек

19 ТЕХНИКА — 10 карточек

20 ТРАНСПОРТ — 9 карточек

21 УЛИЦА — 17 карточек

22 ФОРМЫ — 8 карточек

23 ФРУКТЫ — 21 карточка

24 ЦВЕТА — 8 карточек

25 ЧИСЛА 1-10 — 10 карточек

26 ЧИСЛА 11-20 — 10 карточек

.

.

Я даже поступила очень хитро. Наш ближайший продуктовый магазин всегда оставляет неиспользованные рекламные листовки. Их формат бывает разный и 10 х 14, и  21 х 14.  Я набрала тысячи таких листовок и на них, на маленьких 10 х 14 распечатала все эти карточки Домана. 

.

.

Мы раскладываем их на полу и Даша любит через них прыгать, потом я прошу принести в разном порядке карточки и она все приносит. А когда начнет ползать и все сама называет их.

.

А старшие мои очень любят такую игру по методике Шичиды.  Это максимальное запоминание карточек в цепочке. Я придумываю смешную историю, например, «Однажды ХОЛОДИЛЬНИК скушал ДИВАН и полетел к БАНАНУ в гости…..» и т.д.  При проговаривании слов ХОЛОДИЛЬНИК, ДИВАН и БАНАН, я ложу карточку с их изображением.

.

При этом стоит невероятно громкий смех, и в таких историях они могут запоминать до 25 карточек подряд. После разложения всей истории на полу (это 20-25 карточек в несколько рядов), я быстро собираю и перемешиваю все карточки. Потом прошу детей восстановить всю историю заново. И они сидят и хохочут повторно не сделав ни одной ошибки в порядке карточек.

.

Наша цель дойти до 40 карточек за одну историю — это идеальная память. При чем каждый раз история новая и никогда не повторяется. А начинали они в 5ти карточек и цепочке.

.

Если вы хотите подробнее узнать о методике развития правого полушария у детей с рождения, вы можете пройти СЮДА.  

.

А сейчас пока скачайте карточки Домана и, по возможности, распечатайте их 

Карточки домана скачать бесплатно

.

Так же есть полный набор просто слов, скачать которые вы можете скачать и распечатать. Там набор более 1000 слов.

.

.

.

comments powered by HyperComments

my-saitt.ru

Как сделать карточки Глена Домана своими руками | Сделай сам!

Глен Доман – врач реабилитолог, нейрохирург и физиотерапевт. Путем кропотливой работы с маленькими пациентами, у которых поражения нервной системы благоприобретенные или врожденные, доктор выработал собственную методику.

Целью таких методик является стимулирование резервных клеток мозга. Из практики стало видно, что детки, занимающиеся по Доману, ни капли не отстают в развитии, а в чем то и перегоняют своих здоровых сверстников.

Автор методики, предложил непосредственно, развивать всех детей, не обязательно с отклонениями.

Суть метода Домана

По научным исследованиям мозга младенца, Доман сделал вывод: « Интенсивность развития мозга, зависит от интенсивности его работы». Что это означает? Чем больше родители будут уделять внимания на развитие малыша, буквально с пеленок, тем он раньше и стремительней начнет развиваться. Пик активности мозга до 3-х лет (до этого возраста малыш усваивает и запоминает 70% информации, остальные 30% за всю оставшуюся жизнь).

Как сделать карточки Домана?

Что из себя представляют карточки Домана:

  • плотный картонный лист, с обязательным белым фоном. Как известно белый цвет не отвлекает малыша.
  • верхняя часть — это предмет или явление (четкий, правдивый рисунок, можно и мультяшный).
  • нижняя часть — это слово, написанное красным цветом, которое обозначает явление или предмет.

Сам рисунок или изображение должен быть четким. Слово в обязательном порядке написано красным цветом, так как автор заявляет, что именно красный цвет раздражает неразвитые клетки головного мозга малыша и стимулирует к запоминанию.

Как заниматься по методу Домана?

Приступить к занятиям можно с возраста 1 месяц. К кроватке или коляске привязываем веревку и на нее прищепками (белого цвета) цепляем карточки, по 2-3 штуки и оставляем на 2-3 минуты. Такие занятия проводим во время бодрствования карапуза. Занятия проводим до 20 раз в день. Карточки меняем. Изучение начинаем с более привычного, например, части тела. Вы наверное подумали, что малыш в таком возрасте ничего не понимает, вы глубоко ошибаетесь – с месяца у детей появляется фокусирование зрения.

Когда малыш сядет, карточки можно раскладывать перед ним и сосредотачивать внимание на одной не больше 2 секунд. Заниматься в день нужно уже чуть больше — по 15 занятий и постоянно увеличивать время занятий, дойдя к году – до 7 секунд, на одну карточку. Каждый день изучаем одну тематику.

Карточки Домана своими руками

Каждый родитель, для своего чада желает лучшего! Занятия будут более эффективны ели вы сделаете весь подручный материал своими руками. Делать это не сложно. Можно обойтись подручными материалами.

Методика Глена Домана своими руками:

Шаг 1. Покупаем хороший и качественный картон. Картон должен быть белого цвета, без вкраплений. Для младенцев размер должен быть 28 см. на 28 см., для детей с полугода и старше можно делать и меньше.

Шаг 2. Расчерчиваем и вырезаем. Для каждой темы по 10 карточек. То есть: части тела – 10 штук, фрукты – 10 штук и так далее.

Шаг 3. Подбираем соответствующие для темы рисунки. Это могут быть фото, вырезки из журналов, распечатка из всемирной паутины или что-то другое по вашему желанию и вашей фантазии.

Шаг 4. Аккуратно наклеиваем. Совет: клей лучше выбрать обычный ПВА, а еще лучше если вы сварите клейстер ( 2 ложки муки и 6 ложек воды, на огонь до закипания с тщательным помешиванием). Маленькие детки, очень часто все тянут в рот – лучше если карточки Глена Домана своими руками вы сделаете без добавления различных химических примесей.

Шаг 5. На нижней части карточки должно быть написано описание изображения. Высота букв должна быть 7,5 сантиметра, шрифт 1, 5 сантиметра. Обязательное условие – надпись красного цвета. Вы можете использовать трафарет, писать сами или например вырезать из глянца.

Например: на картинке изображена коза, внизу пишем КОЗА – ничего лишнего.

Шаг 6. По желанию сзади карточки модно приклеить два явления, таких как: коза на лугу или коза кушает и прочее, но уже без надписи.

Шаг 7. Таким же образом готовим и все буквы алфавита и цифры. Например : сверху клеим арбуз, внизу пишем букву А, сзади карточки: девочка кушает арбуз или бахча где произрастает арбуз. Цифры: сверху мяч, внизу цифру один, на следующей две пирамидки и внизу цифру — 2.

Как мы с вами видим, методика элементарна. И на ваш вопрос: как сделать карточки Домана, получен исчерпывающий ответ.

По отзывам счастливых родителей, можно сделать выводы о том, что занятия по данной методике из деток делает вундеркиндов, но стоит не забывать, к занятиям нужно прилагать не только желание но и любовь.

Достоинства метода Домана:

  • развитие у малышей фотографической памяти.
  • восприятие и переваривание информации в больших объемах — это первая ступенька к хорошей обучаемости в школе.
  • получение энциклопедических знаний и развитие памяти.

(Visited 3,048 times, 3 visits today)

www.sdelaysam.net


Смотрите также

Объявление

Если у Вас есть ещё какие-либо интересные материалы (тексты, фото, видео, аудио), связанные с творческой жизнью Людмилы Тумановой, поделитесь ими со всеми нами, её многочисленными поклонниками.

Обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону: 8-922-56-101-83