Ludmila Tumanova

Упражнения для профилактики плоскостопия


Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия у детей и взрослых

Главная » Методики » Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия у детей и взрослых

7191 1

Такое нарушение, как плоскостопие, довольно серьезное, и в большинстве своем его легче предупредить, чем потом пытаться лечить. Чем старше больной, тем меньше вероятности исправить такой дефект стопы.

Плоскостопие — это тяжёлая ортопедическая болезнь. К сожалению, запущенные случаи нарушения часто вызывают масштабные расстройства здоровья, а иногда приводят к инвалидности.

Стопа ребенка более склонна к деформации, но она может легко возвращается в нормальное положение. Стопа взрослого поддается изменению медленнее, но и привести в норму ее существенно труднее.

Выявление отклонения зиждется на результатах осмотра ортопедом. Окончательно диагноз определяется после изучения рентгена.

Но первые проявления можно увидеть самостоятельно:

  • обувь стоптана по внутренней поверхности;
  • ноги быстро утомляются при движении и долгом стоянии;
  • к концу дня наблюдается усталость в ногах, судороги, тяжесть;
  • отеки в лодыжках;
  • трудно ходить на каблуках;
  • приходится покупать обувь размером больше из-за ширины.

Если появились эти признаки, стоит поспешить с лечением. Плоскостопие – очень серьезное отклонение, которое ускоряет износ всей системы опоры и движения.

Наиболее важна профилактика плоскостопия именно у детей, потому что у взрослых оно появляется из-за отсутствия мер и лечебной гимнастике в раннем возрасте.

Чем чаще всего вызвана вальгусная деформация стоп у детей, в чем особенности заболевания и его лечения.

Ушиб ребра чреват серьезными последствиями, если своевременно не оказать первую помощь. Какие симптомы сопровождают травму вы можете узнать в нашем материале.

Общие правила профилактики

Предупредить болезнь можно, придерживаясь следующих правил:

  1. Нужно побольше ходить босиком. При возможности следует отправиться на природу, и уделите несколько минут хождению босиком по траве, земле, гальке, хвойным иголкам. Это полезно всем людям с самого раннего возраста.
  2. Следует давать ногам отдых. Это, в основном, касается взрослых. Нужно непременно найти время, буквально пять минут, чтобы позволить ногам отдохнуть.
  3. Ношение правильной обуви. Это имеет отношение к предупреждению нарушения у детей. Для них необходимо покупать обувь, которая плотно удерживает ногу, которая не слетает и не давит. Пятка крохи должна быть удерживаться плотным задником. На подошве должен быть бугорок по центру (это дает возможность стопе перекатываться).
  4. Необходимо выполнять упражнения от плоскостопия. Выделяя несколько минут в день, можно предупредить развитие нарушения. В качестве зарядки можно применять коврик для массажа. Так же для стоп необходим массаж.
  5. Нужно следить за осанкой и правильным положением стоп при ходьбе, а так же при стоянии. Стопы должны быть расположены почти параллельно друг другу и опираться на наружные края подошвы.

Профилактика плоскостопия у взрослых

С годами отклонение может появиться из-за продолжительного ношения неправильной обуви (тесной или на высоких каблуках). Зачастую образуется нарушение, и деформируются пальцы ног в важные периоды жизни.

Это возраст, когда малыш начинает ходить, время активного роста, период полового созревания, беременность. Сюда же относится время климакса и старческого возраста у обоих полов.

Поэтому предупреждение плоскостопия важно независимо от возраста.

Задача взрослого состоит в укреплении мышечного аппарата, массаже стоп и голени в профилактических целях.

Упражнения от плоскостопия у взрослых необходимо выполнять сидя, ноги опустить на пол под углом 90º, руки опущены — это исходное положение. При выполнении скорость средняя, дыхание свободное.

Комплекс упражнений:

  1. 20 раз поднять и опустить носки стоп.
  2. Поднять и опустить пятки. Выполнить 20 раз.
  3. Ноги соединены. 20 раз развести и соединить носки ног. Стопы от пола не отрывать.
  4. 20 раз разъединить и соединить пятки без отрыва ног от пола.
  5. Одновременно поднять носок одной ноги и пятку другой, потом наоборот. Темп быстрый, 20 повторов.
  6. Не отрывая ступни, развести носки, затем развести пятки, и таким способом передвинуть ноги на 8 «шажков», после вернуться в начальное положение. Выполнить 6 раз. Темп медленный.
  7. Подложить под стопы палку сечением 5 — 8 сантиметров. Покатать стопы по палке в течение 2 минут. Ступни плотно прижимать к предмету. Скорость средняя.
  8. Своды стоп поставить на палку, соединить вместе. Разводить и соединять стопы, не отрывая сводов от снаряда. В среднем темпе выполнить 20 раз.
  9. Под стопы поместить мячик из резины. В среднем темпе покатать мяч от носков до пяток 1 минуту. Прокатывая мяч, ступни не должны отрываться от мяча.
  10. Стопы стоят на полу. Подогнуть пальцы и, не отрывая от пола, переместить пятки вперед. «Проползти» таким способом стопами 8 счетов, а затем вернуться назад, выполняя обратные движения, подгибая пальцы и выталкивая пятку. Выполнять упражнение со средней скоростью.

Профилактика нарушения у детей и подростков

Профилактика нарушения у детей начинается с первого года жизни. В этот период она будет состоять в предупреждении и лечении рахита и иных неврологических болезней, которые могут вызвать плоскостопие.

В момент, когда малыш сделает первые шаги, необходимо задуматься о подборе детской обуви. Исследования специалистов из Индии доказывают, что те, кто провел детство босиком, в несколько раз реже имеют плоскостопие, чем те, кто с малых лет носил обувь.

Ходить малышу босиком по траве – полезно, а вот ходить босиком по ровному и твердому полу крайне вредно.

Но, несмотря на упражнения, ребенку при плоскостопии следует носить специальные стельки супинаторы в период проведения всего комплекса. Это даст возможность сохранить результат гимнастики.

В период упражнений для профилактики плоскостопия важно также выработать у школьников правильную осанку. Для этого следует оборудовать классы специальными партами.

Желание родителей с раннего времени научить малыша стоять и ходить совершенно ни к чему. Также следует бороться с активными попытками девочек-подростков носить каблуки или обувь с зауженным носком.

Упражнения от плоскостопия для подростков и детей:

  1. Ходить на носках на прямых ногах, руки на талии.
  2. Ходить на внешнем крае стопы, руки там же.
  3. Ходить на месте. Носки не отрывать, отрывать пятки как можно выше.
  4. Положить на полу толстую веревку. Пусть ребенок двигается по ней приставными шагами боком.
  5. Сидя на стульчике, катать ногами палку.
  6. Сидя, катать, маленький мяч вперед-назад обеми ногами по очереди.
  7. Перекаты с носки на пятку, стоя на полу или на палке.
  8. Ходить перекатом с пятки на носок.
  9. Ходить по неровной поверхности.
  10. Встать на носки и приседать, держась за опору.
  11. В емкость положить гладких речных камешков и налить теплой воды. Посадить малыша, ножки опустить в воду. Пусть он перебирает их, захватывает пальчиками. В конце процедуры пусть походит по камням.
  12. Перед кроваткой положить резиновый коврик с неоднородной поверхностью, пусть она будет «колючей». Первое, что сделает малыш утром — простые, но крайне важные, упражнения при плоскостопии у детей.

Выводы

Профилактика и специальные упражнения для стопы при плоскостопии сегодня крайне необходимы. Тем, кто слишком нагружает ноги, нужен расслабляющий массаж и отдых.

Тем, кто ведет малоподвижный образ жизни либо целыми днями пребывает в одной позе – требуется стимулирующий массаж и процедуры для работы незадействованных мышц тела.

Видео: Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия у детей

Комплекс упражнений укрепит мышцы ног детей и не позволит прогрессировать заболеванию. Походка станет красивой, устойчивой, а здоровые ноги откроют больше возможностей и обогатят вашу жизнь.

osteocure.ru

Упражнения для профилактики плоскостопия у детей и взрослых

Полезные упражнения при плоскостопии Методы профилактики плоскостопия у детей и взрослых Плоскостопие и методы профилактики Профилактика плоскостопия у детей до 6 лет Различные виды упражнений для стоп Упражнения для предупреждения плоскостопия Меры профилактики плоскостопия для детей

Профилактике плоскостопия у детей следует уделять большое внимание ввиду распространения заболевания среди малышей. Уже в детском саду воспитатели предлагают детям ряд комплексных упражнений, игр и занятий, направленных на профилактику болезни ног. Детский возраст более податлив к корректировке стоп, патологию проще предупредить, чем лечить во взрослом возрасте. Какие упражнения для профилактики плоскостопия будут эффективны детям и взрослым, расскажет статья.

Плоскостопие и методы профилактики

Основы профилактики

Существует ряд правил проведения профилактики плоскостопия у детей и взрослых:

  • Ходьба босиком. Ортопеды рекомендуют как можно больше ходить по траве, камням, земле, полу дома;
  • Выполнять комплекс упражнений для профилактики плоскостопия ежедневно, несколько раз в день. Идеальным вариантом будет совместное занятие детей и родителей в утренние и вечерние часы;
  • Совмещать упражнения стоит с массажем ног. Родители могут делать самостоятельно массажный комплекс, либо обратиться к профессионалу;
  • Приобретать малышу только правильную обувь. Она не обязательно должна быть ортопедической. Специализированную стоит носить только при подозрении на развивающееся плоскостопие. Она должна быть удобной, с мягкой толстой подошвой. С подросткового возраста обязательное присутствие в ней супинатора. Высота каблука не должна превышать 4 см. Во время ходьбы и в спокойно положение обувь должна крепко удерживать ногу, но не давить и не натирать ее. Обращать стоит внимание на подошву, стельку. На них должен присутствовать бугорок;
  • Ортопеды советуют всем следить за осанкой. Это позволит предупредить патологию позвоночника, опорно-двигательного аппарата;
  • Взрослым необходимо ежедневно давать ногам отдых. Достаточно через каждые 3-4 часа позволять им расслабляться.

Соблюдение простых правил обеспечит предупреждение плоскостопия у детей и взрослых.

Внимание!

Особую роль играет профилактика плоскостопия для дошкольников. Возраст от 3 до 6 лет – самый податливый для коррекции стопы. В этот период начинает активно развиваться опорно-двигательный аппарат.

Профилактика плоскостопия у дошкольников

Современные детские сады имеют множество преимуществ в реализации профилактики плоскостопия для детей 2-3 лет, малышей старшего дошкольного возраста. Существует много методик, игр, занятий с детьми, помогающих предупредить недуг:

  • Выполнение упражнений для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста. Они начинают утро с зарядки, в обеденное время приходят на занятия по физкультуре;
  • Во многих детских садах сегодня имеются бассейны. Детям достаточно 1-2 занятия в неделю;
  • Детские сады оснащены специальными приспособлениями для предупреждения плоскостопия у детей. Это массажные ортопедические коврики, мячи;
  • ЛФК (лечебная физкультура) – неотъемлемая часть в предупреждении болезни ног. Она стимулирует активность стопы.
Профилактика плоскостопия у детей до 6 лет

Проводить профилактику плоскостопия дошкольника могут не только воспитатели в детском саду, но и взрослые самостоятельно в домашних условиях. Необходимо выполнять простые правила, помогающие предотвратить патологию у ребенка. Ортопеды советуют родителям:

  • Обратить внимание на обувь, которую носит ребенок 2-5 лет. Она должна крепко держать стопу, иметь выступ в районе свода, быть удобной и подходить по размеру;

Обратите внимание!

Многие родители предпочитают брать обувь на размер больше для малышей, так как детская нога растет быстро. Делать этого не стоит. Это повышает риск деформации стопы, так как нога находится несколько часов в неправильном положении.

  • Хорошим правилом будет выполнение ежедневных или еженедельных закаливаний (они должны проводится по согласию малыша, для детей 3-5 лет идеально подходит ходьба босиком по ортопедическому ковру);
  • Дети должны больше бывать на свежем воздухе, летом ходить босиком, после ванны использовать контрастный душ.

Нагрузка на ноги детей должна соответствовать возрастным особенностям развития: росту, весу, массе тела.

Комплекс упражнений для детей

Выполнять упражнения дети могут совместно с родителями. Они не представляют большой сложности для взрослого. Гимнастика для профилактики плоскостопия – ключевой момент в предупреждении заболевания. Выполнять движения следует под контролем взрослого.

Упражнения для детей 2-3 лет

  • Набрать в тазик теплой воды, не превышающий 38 градусов и не ниже 36, можно добавить морскую соль. В таз опустить камни, лучше, если они будут различные по размеру. Ребенок должен опустить ноги в емкость с водой, поиграть с камнями. Перебирать их пальцами, перемещать с одного места в другой, после походить минут 5 по ним самостоятельно, без помощи взрослого;
  • Ходьба босиком с чередованием движений: поднятие на носки, опускание на пятки. Можно попрыгать на носочках, сменять деятельность ходьбой на пятках. Такие простые движения стимулируют мышцы, позволяют укреплять ступни малыша;
  • Положить под ноги малыша маленький мячик с шипами. Он самостоятельно, без помощи взрослого, катает его от пятки к носку и в обратном направлении.

Важно!

Каждое упражнение ребенку 2-3 лет следует выполнять не более 5 раз. Проводить комплекс упражнений рекомендуется в утренние часы, когда ноги ребенка не устали.

Комплекс упражнений для детей 4-7 лет

Для детей данного возраста приемлемо выполнение игровых упражнений:

  • Игра «Захвати мяч». Проводиться в положении сидя, на стуле. На пол ставится мяч небольшого диаметра, который можно захватить ногами. При помощи ступни ребенок должен, не вставая со стула, обхватить мяч, приподнять ноги до уровня колен, пронести с помощью ног мяч влево, потом вправо, положить на место. Выполнять 3- 5 раз;
  • Игра «Составь фигуру». Можно использовать яйца из киндеров-сюрпризов, карандаши, либо другие предметы, которые можно ухватить пальцами ног. Исходное положение сидя. Ребенок старается с помощью представленных ему предметов сложить определенную фигуру, перетаскивая их только пальцами ног;
  • «Построй башню». В положении сидя с помощью стоп поставить кубики друг на друга для получения большой башни. Чем выше будет башня, тем лучше.

Детям более старшего возраста (от 7 лет), можно предложить следующий комплекс упражнений:

  • В положении стоя, ноги прямо, параллельно друг другу, взять в руки палку, вытянуть ее вперед, нагнуться вниз, чтобы предмет коснулся пола (нельзя во время выполнения задания подниматься на носки, при правильном выполнении должно чувствоваться напряжение в голени и стопе);
  • Лечь на пол, ноги прямо, взять любой предмет пальцами ног, поднять его вверх, опустить обратно на пол (лучше всего подходят предметы: небольшое одеяло, карандаш, гимнастическая палка);
  • Выполнить чередующуюся ходьбу на носках, на пятках, перекаты, на внешней стороне стопы.

Проводить каждое упражнение стоит не более 5-7 раз в зависимости от возраста ребенка.

Методы профилактики плоскостопия у детей и взрослых

Комплекс упражнений для взрослого

Упражнения укрепляют мышцы голени, выравнивают осанку, укрепляют подошву. Выполнять их может любой взрослый после консультации специалиста. Все комплексы можно разделить по основному исходному положению.

В положении сидя на стуле:

  • Производить стопами круговые движения влево, вправо;
  • Не сгибая колени, не приподнимаясь от стула, натянуть носки к себе, от себя;
  • Работа с пальцами ног: сгибание, разгибание;
  • Поставить ноги на пол, разводить носки в стороны, не отрывая пяток;
  • С помощью пальцев поиграть с воображаемым песком, сгребать и пересыпать;
  • Захват пальцами ног различных предметов, передвижение их перед собой;
  • Катать подошвой предмет с выпуклыми шипами, иглами и т.д.

Во время ходьбы:

  • Пройтись по бревну босиком;
  • Простая спокойная ходьба по полу с чередованием поднятия на носки, пятки, ходьба по внутренней стороне стопы;
  • Ходьба гусиным шагом в течение 3 минут.

В положении стоя:

  • Простоять 40 секунд на внешней стороне подошвы, опустить ноги на пол;
  • Приподняться на носочки, пятки;
  • Перекаты с носки на пятку;
  • Наклоны вперед, ноги прямые, вместе, достать рукой до пола, не отрывая стопы;
  • Приседания, не отрывая пятки от пола.

Для профилактики плоскостопия следует выполнять комплекс ежедневно 2 раза утром и вечером. Каждое движение – 10 раз. Если во время движений ощущается сильная боль, следует проконсультироваться со специалистом.

Упражнения в профилактике плоскостопия играют важную роль. Они помогают укрепить стопу, мышцы, голеностопный сустав, предупреждают развитие патологических процессов.

nogivnorme.ru

Упражнения и игры для профилактики плоскостопия дошкольников.

Упражнения и игры для профилактики плоскостопия

дошкольников.

В последнее время у детей дошкольного возраста все чаще встречается плоскостопие, а родители нередко проявляют достаточно легкомысленное отношение к этому заболеванию. Однако при кажущейся «безобидности» плоскостопие отрицательно сказывается на общем состоянии ребенка и может привести к различным тяжелым заболеваниям. Стопа—это опора, фундамент всего организма. Изменение формы стопы вызывает повышенную утомляемость и боль при ходьбе, провоцирует «встряску» костей нижнего отдела позвоночника, поэтому очень часто оно является причиной нарушений осанки. Плоскостопие может полностью нарушить амортизацию стопы, в результате вся нагрузка при ходьбе придется на голень и тазобедренный сустав, что в дальнейшем может привести к развитию артроза.

Активное формирование функции опорно-двигательного аппарата ребенка происходит до 6 лет. После этого плоскостопие вылечить намного сложнее. Именно по этой причине так важно проводить профилактику плоскостопия у дошкольников. С того момента когда ребенок начинает вставать на ножки, необходимо укреплять мышечно-связочный аппарат голени и стопы, воспитывать навык правильной ходьбы (не разводя носков), следует познакомить родителей и педагогов с методами профилактики плоскостопия, включить игры и упражнения для профилактики плоскостопия в план оздоровительной работы детского сада, объяснять родителям (памятки в группах раннего возраста, консультации и беседы, информация на стендах групп и сайте) и педагогам значение проведения работы по профилактике плоскостопия. Имейте в виду: все упражнения и игры проводятся без обуви.

■ СПРАВКА

Плоскостопие — заболевание, выражающееся в деформации (расплющивании, опускании) свода стопы. Возникает тогда, когда нагрузка на своды стопы оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства, своды стоп опускаются, расплющиваются — возникает плоскостопие.

Правила профилактики плоскостопия у ребенка

  1. При обучении ходьбе использовать специальную обувь (высокая пятка, застежка на голеностопе, наличие супинатора, гибкая подошва).

  2. Запрещать ходить без обуви по плоским поверхностям: ковер, пол, кафель и др.

  3. Запрещать спрыгивать с высоты более 20 см.

  4. Учить прыгать мягко на носках, работая стопой.

  5. Планомерно укреплять мышечно-связочный аппарат голени и стопы, используя специальные игры и игровые упражнения.

Задачи по профилактике плоскостопия.

    1. Развивать мышечно-связочный аппарат голени и стопы.

    2. Формировать навык правильной ходьбы и осанки.

    3. Познакомить родителей и педагогов с упражнениями, играми и правилами для профилактики плоскостопия.

    4. Укреплять физическое и психическое здоровье детей.

    5. Расширять совместный двигательный опыт педагогов, родителей и детей.

Виды деятельности, в которых проводится профилактика плоскостопия.

      1. Утренняя гигиеническая гимнастика.

      2. Совместная деятельность (педагог и дети, родители и дети).

      3. Свободная двигательная деятельность.

      4. Физкультурные мероприятия.

      5. Бодрящая гимнастика.

  1. ЛФК

Оборудование

        1. Ребристые дорожки со следами (ширина 30 см, длина 180 см).

        2. Балансировочные подушки-полусферы с массажными элементами (диаметр 20 см).

        3. Массажные пазлы (30 х 20 см).

        4. Простынки (40 х 20 см) и платочки (размер любого носового платка).

        5. Набивные мячи (вес 500 г).

        6. Массажные мячи (разных диаметров).

        7. Мелкие предметы для сбора стопами (цветные пробки, желуди, мелкие детали конструктора).

        8. Мячи надувные (диаметр 20 см).

        9. Канаты и шнуры (ширина 1-3 см, разной длины).

        10. Коробки или емкости.

        11. Обручи (диаметр 70-100 см).

Упражнения для профилактики плоскостопия

(стихи для упражнений и игр написаны С.В. Силантьевой)

И.п. — сед на ковре или стуле, под правой стопой массажный мяч любого диаметра, спина прямая.

Этот мячик так хорош! (Катать стопой мяч вперед-назад.)

Он на ежика похож.

Буду ножки укреплять (катать мяч стопой по кругу) —

Мячик ножками катать. Выполнить то же другой ногой.

И.п. — сед на ковре, ноги согнуть, стопа упирается в стопу, руки на колени, спина прямая.

Жили-были лягушата (руками надавливать на колени и соединять колени вместе). Озорные, как ребята.

Они лапки разминали (упор руками сзади в пол; скользя внешней стороной стоп, разгибать и сгибать ноги). Силу лапок показали.

Могли комариков поймать (приподнять ноги, похлопать стопами):

Раз, два, три, четыре, пять!

И.п. — сидя на стуле или кровати, хват руками за край, спина прямая.

У нашей коровы ножки открыты.

Вместо сапог у коровы копыта. (По очереди ставить ноги вперед на пятки.) По лужам шагает смело всегда,

Ей не страшна дождевая вода. (Шагать носочками вперед-назад.)

И.п. — сед, ноги врозь, упор руками сзади, спина прямая.

Я платок возьму ногой (захватить платок правой стопой),

Поднесу его к другой. (Медленно перенести его к левой ноге.) Я несу платок, не сплю. Коврик я не зацеплю. Выполнить то же другой ногой.

И.п. — сед, ноги скрестно, правая нога сверху, руки на коленях, спина прямая, глаза закрыты.

Ноги скрестно мы сидели (надавливать на колени),

Но не пили и не ели. Спинки ровно мы держали (плечи назад, вытянуться вверх). И о чем-то все мечтали. Повторить упражнение, сменив ноги.

И.п. — сед на стуле или кровати, руки на поясе, спина прямая.

Эта ножка танцует. (Носочком правой ноги начертить кружок.)

Эта ножка рисует. (То же левой ногой.) Раз, два, три, четыре, пять! (Повторить правой и левой ногой.) Нарисуй кружок опять.

И.п. — сед на ковре, упор сзади, согнуть ноги, соединить стопы, спина прямая. Встретились два козленка, Два упрямых ребенка. (Приподнять ноги, давить стопами друг в друга.) Бодались, бодались, Сражались, сражались... Потом они устали. Играть вместе стали. (Опустить ноги, выпрямить, отдохнуть.)

И.п. — сед на стуле или кровати, упор руками о сиденье, спина прямая. Нарисуем мы ногами , как художники, руками. (Рисовать то правым, то левым носочком небольшие картинки в воздухе.) Это высший класс! Получается у нас.

И.п. — то же, на полу перед ногами расстелена простынка.

Соберу простынку ножкой. Словно ребрышки гармошки. (Собрать правой стопой простынку.) Разглажу быстро стопой. И соберу другой ногой. (Разгладить простынку, удерживая край.)

Игры для профилактики плоскостопия

Вдоль стен зала (группы) на полу разложены обручи диаметром 50 см. Дети строятся в круг, размыкаются на вытянутые в стороны руки. Идут вправо, меняя виды ходьбы по указанию взрослого: на носках, пятках, внешних сторонах стоп, высоко поднимая колени, скрестно, перекатом с пятки на носок и т.д. По сигналу «Дождь!» все останавливаются и дружно произносят:

Дождь пошел, и надо нам разбегаться по домам!

Каждый игрок бежит к обручу и встает на его обод, передвигается по нему боком (правым и левым) приставными шагами.

Дети садятся на ковер, упираются руками сзади в пол, переносят набивной мяч весом 500 г, захватив его ногами, то вправо, то влево и произносят: Я сейчас подъемный кран. Он на стройке великан. Груз тяжелый поднимает. Как построить домик — знает.

Сегменты дорожки раскладывают на полу в линию на расстоянии 30-50 см. Дети по очереди, шагая с сегмента на сегмент, переходят на другую сторону группы.

Дети ходят по ребристым дорожкам или между двумя шнурами, меняя виды ходьбы по тексту, и произносят:

Жарким днем лесной тропой (обычная ходьба)

Звери шли на водопой. За мамой-слонихой

Топал слоненок. (Ходьба широким шагом.) За мамой-лисицей

Крался лисенок. (Ходьба на носках.) За мамой ежихой

Катился ежонок. (Ходьба на пятках.) За мамой-медведицей

Шел медвежонок. (Ходьба на внешних сторонах стоп.)

(А. Екимцев)

Игра «Подъемный кран».

Дети садятся на ковер, упираются руками сзади в пол, переносят набивной мяч весом 500 г, захватив его ногами, то вправо, то влево.

Игра «Цапли».

Сегменты дорожки раскладывают по всей площади группы. Дети под бубен ходят между ними. По сигналу «Цапли!» все встают на сегменты на одну ногу (правую, при повторении — на левую), удерживая равновесие.

Игра «По кочкам».

Полусферы раскладывают по всей площади группы на расстоянии 30-40 см одна от другой. Дети мягко шагают с кочки на кочку на носках в одном направлении друг за другом. На две последние строчки речитатива стоят на кочке на двух ногах. После небольшого отдыха передвигаются на другую сторону группы

Игра «Космическая карусель». По углам группы (зала) кладут четыре обруча диаметром 70-100 см на расстоянии не менее 2 м от стены. Дети делятся на четыре подгруппы. Каждая встает на один из обручей (средней частью стопы), строясь таким образом в круг. Все берутся за руки. По сигналу дети начинают двигаться по обручам в правую сторону приставными шагами — карусели вращаются. На свисток все перебегают на противоположную сторону, занимая другие карусели. Команда, первая взявшаяся за руки и вставшая на обруч, получает очко.

Мы походим на носках,

А потом на пятках,

Мы идем, как ребятишки

И как косолапый мишка.

Для игры можно использовать дорожки.

Сегменты дорожки раскладывают по всей площади группы. Дети под бубен ходят между ними. По сигналу «Цапли!» все встают на сегменты на одну ногу (правую, при повторении на левую), удерживая равновесие.

Цапля на одной ноге, может час стоять в реке.

Сегменты дорожки раскладывают по кругу на расстоянии 50-70 см. Дети в носках под бубен бегут (прыгают галопом или с ноги на ногу, идут заданным способом) по кругу вправо или влево. На сигнал «Стоп!» они быстро встают на ближайший сегмент, топчутся на месте. Я бегу, бегу, бегу, Не споткнусь, не упаду! А услышу «Стоп!»— Сделаю топ-топ!

Дети идут в колонне по одному, чередуя обычную ходьбу и ходьбу на носках. Ча-ча-ча! (Обычная ходьба.) Печка очень горяча! (Ходьба на носках.) Чи-чи-чи! (И т.д.) Печет печка калачи! Чу-чу-чу!

Будет всем по калачу! Чо-чо-чо! Осторожно, горячо!

Для игры можно использовать дорожки.

Полусферы раскладывают по всей площади группы на расстоянии 30-40 см одна от другой. Дети мягко шагают с кочки на кочку на носках в одном направлении друг за другом. На две последние строчки речитатива стоят на кочке на двух ногах. После небольшого отдыха передвигаются на другую сторону группы.

Раз — шажок, два — шажок. Раз — кружок, два — кружок. Шагают носочки. С кочки на кочку. Раз, два, три, четыре, пять — Будут ножки отдыхать.

Дети прыгают на носке одной ноги, на каждую строчку меняя ноги. Кузнечик прыг да скок

С травинки на цветок.

С цветка на землю вмиг.

И снова скок да прыг.

Посередине группы кладут канат. Детям предлагают представить себя канатоходцами в цирке. Они идут по канату, стараясь шагать точно по нему. По канату я иду. Ни за что не упаду!

Дети кружатся на носочках, стоя на сегменте дорожки (вправо, влево) и стараясь удержаться на нем. Вот как кружится юла: Раз, два, три — и все дела.

Дети идут по дорожке, не разводя носков (можно выложенной шнурами, по следам).

Здесь глубокая трясина,

Вся вода покрыта тиной.

Есть лишь узкая дорожка.

Я шагаю понемножку.

Осторожненько пойду

И трясину перейду.

По углам группы (зала) кладут четыре обруча диаметром 70-100 см на расстоянии не менее 2 м от стены. Дети делятся на четыре подгруппы. Каждая встает на один из обручей (средней частью стопы), строясь, таким образом в круг. Все берутся за руки. По сигналу дети начинают двигаться по обручам в правую сторону приставными шагами — карусели вращаются. На свисток все перебегают на противоположную сторону, занимая другие карусели. Команда, первая, взявшаяся за руки и вставшая на обруч, получает очко. Выигрывает команда, получившая больше очков.

По группе раскладывают мелкие предметы (части конструктора, пробки, желуди). Детям дают коробки. Они ходят по группе, захватывают стопами предметы и собирают их в коробки.

Захвачу предмет стопой

И возьму его с собой:

Я несу, за ним слежу,

И в коробку положу.

Детям предлагают отправиться в зоопарк и изобразить, как ходят различные животные. Например: утки — ходьба на пятках, жираф — поднять руки вверх (шея жирафа) и идти, вытягиваясь вверх и т.д. Для игры можно использовать дорожки.

  • «Козлята» (молдавская народная игра).

Посередине группы двумя шнурами обозначают ров. Ширина его колеблется от 10 до 50 см. На одной стороне рва — дом козлят, на другой — полянка. Козлята идут на полянку, подходят ко рву.

Если хочешь быть здоров,

Прыгай с нами через ров!

Козлята перепрыгивают ров мягко на носках в том месте, где могут и идут на полянку. Бегают, прыгают, щиплют травку. На сигнал «Домой!» они возвращаются, снова перепрыгивая ров.

Дети парами садятся друг напротив друга, ноги сомкнуты в коленях и прижаты к животу, упор руками сзади в пол. Каждой паре дают мяч диаметром 20 см. Они ловят мяч руками, а толкают друг другу двумя ногами или одной (то правой, то левой).

Полученные результаты

  1. Укрепление у детей мышечно-связочного аппарата голени и стопы.

  2. Увеличение внимания родителей к профилактике плоскостопия как способа профилактики нарушений осанки и других заболеваний.

  3. Включение игр и упражнений для профилактики плоскостопия в план оздоровительной работы.

  4. Понимание ответственности педагогов за проведение работы по профилактике плоскостопия.

infourok.ru

Комплекс упражнений для лечения и профилактики плоскостопия

Комплекс упражнений для лечения и профилактики плоскостопия

Плоскостопие — это уплощение свода стопы, которое может быть врожденным либо приобретенным. Однажды возникнув, плоскостопие довольно быстро прогрессирует. Чем раньше будет диагностирована проблема и приняты меры лечения и профилактики, тем с большей вероятностью удастся излечить болезнь или приостановить ее развитие.

Профилактика и лечение плоскостопия

Кости человеческой стопы образуют два свода — продольный и поперечный. При правильной постановке ноги нагрузка сначала приходится на пяточный бугор, затем в работу вступает рессорный механизм сводов и завершается шаг отталкиванием от поверхности, которое выполняется головками плюсневых костей и пальцами. Благодаря рессорным (пружинящим) свойствам сводов, тяжесть тела равномерно распределяется по всей площади стоп. Своды гасят силу удара, возникающую при контакте ноги с грунтом, и тем самым снижают нагрузку на структурные элементы стопы. Если своды уплощаются, опорная функция стопы нарушается, что влечет за собой достаточно серьезные последствия для организма:

  • болезненные ощущения в стопах, отеки, повышенная утомляемость ног, изменение походки (неуклюжесть, тяжесть, непластичность) — первая стадия болезни;
  • боль усиливается и иррадиирует в лодыжки, голени и колени — вторая стадия;
  • частые, продолжительные боли в ногах, отечность, образование мозолей, ограничение объема движений стоп, непропорциональное развитие мускулов нижних конечностей, боли в спине, головные боли, трудности с передвижением — третья стадия.

Плоскостопие является врожденным примерно в 3% случаев заболевания. Причиной приобретенного плоскостопия может стать:

  • травма костей и мягких тканей, формирующих стопу, лодыжку и голеностопный сустав;
  • рахит — болезнь с нарушением костеобразования;
  • полиомиелит — приводит к параличам мышц;
  • ослабление связок, костей, мышц стоп и голеней (статическое плоскостопие).

Наиболее часто встречается статическое плоскостопие — более 80% случаев. Оно может быть вызвано избыточным весом, стоячей и сидячей работой, дефицитом физических нагрузок, ношением неудобной обуви. Развиться заболевание может в любом возрасте. У детей его не диагностируют раньше 5-6 лет, так как из-за особенностей отложения жировой ткани даже у здоровых малышей стопы выглядят уплощенными.

Профилактика плоскостопия заключается в выработке правильной походки (без разведения носков), в ношении удобной обуви с каблуком не выше 3-4 см, в массаже стоп и выполнении специальных упражнений. Тем, чья работа связана с длительным пребыванием в положении стоя, следует 3-4 раза в день делать простое упражнение: стопы ставятся параллельно и тяжесть тела переносится на их внешние края, положение фиксируется на 30-40 секунд.

Лечебные мероприятия дают хороший эффект на начальных стадиях деформации стопы. У детей заболевание излечивается полностью, у взрослых замедляется переход в более тяжелые стадии. Чем раньше диагностировано плоскостопие, тем успешнее будет его коррекция. Помимо массажей, ножных ванн, ортопедических стелек, физиотерапии и медикаментозного обезболивания, применяются специальные комплексы упражнений. В арсенале методов для борьбы с плоскостопием лечебная физкультура занимает ключевое место.

Упражнения для лечения плоскостопия у детей

Если врач-ортопед установил, что у ребенка есть предпосылки для развития плоскостопия, необходимо немедленно приступать к лечебно-профилактическим тренировкам. Деформации стопы успешно корректируются до возраста 12-13 лет, пока свод стопы еще не до конца сформирован. Комплекс упражнений, который поможет справиться с болезнью:

  1. Садимся на пол, выпрямляем ноги. Ставим большой палец одной ноги у основания большого пальца другой ноги и начинаем вести его вверх по голени — к коленной чашечке. Поочередно меняя ноги, делаем четыре повторения каждой.
  2. В том же положении — сидя, ноги прямые — вращаем ступнями. Поворачиваем стопы в разных направлениях — и внутрь, и наружу.
  3. Копируем движения гусеницы: подгибаем пальцы ног, передвигаем пятку к пальцам, выпрямляем пальцы и продолжаем в том же духе. В выполнении упражнения должны участвовать обе ноги одновременно.
  4. Остаемся в той же позе: сидя на полу, ноги согнуты. Разводим колени и соединяем подошвы ног. Начинаем уводить ноги вперед, распрямляя их до того момента, пока удается держать сомкнутыми пальцы и пятки.
  5. Продолжаем сидеть на полу с согнутыми ногами. Возле ног кладем кусок ткани, а на нее помещаем достаточно тяжелый предмет. Стараемся, двигая только пальцами, подтянуть ткань с грузом под стопу. Пятки стоят неподвижно. Действуем сначала одной ногой, потом другой.
  6. Садимся на стул или на пол. Поднимаем с пола мелкие предметы, ухватывая их пальцами ног и складывая вместе — в баночки, в коробки или просто кучками. Работаем разными ногами.
  7. Сидя на стуле, кладем у ног мяч. Обхватываем его ступнями и приподнимаем. Повторяем несколько раз.
  8. В том же положении — сидя на стуле — катаем ногой мяч вперед-назад и вправо-влево. Вместо мяча можно использовать скалку.
  9. Сидя на стуле, расставляем стопы на расстояние около 20 сантиметров. Двигаем пятками внутрь и наружу, оставляя пальцы стоять на полу.
  10. Ходим по комнате на наружных ребрах стоп (ступни параллельны), на пятках, на носочках.

Для профилактики и лечения плоскостопия полезно бегать босиком по гальке, траве, песку и другим неровным поверхностям. Можно для этих целей приобрести специальный ортопедический коврик.

Комплекс упражнений для взрослых

В идеале профилактика плоскостопия должна проводиться в течение всей жизни, так как по мере старения мышцы и связки стопы ослабевают и перестают полноценно поддерживать свод. Ситуация усугубляется при сидячей работе и дефиците физических нагрузок. Комплекс упражнений для предотвращения и лечения плоскостопия прост в выполнении и не занимает много времени.

  • В положении стоя. Стопы параллельны, расстояние между ними равно ширине ступни. Ладони лежат на поясе. Все движения повторяются десять раз.
  1. Приподнимаемся на носочки. Опускаемся. Поднимаем сначала одну пятку, потом другую.
  2. Становимся на пятки.
  3. Встаем на внешние края стоп.
  4. Садимся в присед или в полуприсед, опираясь только на носки ног. Руки выпрямляем перед собой, разводим в стороны или поднимаем над головой.
  5. Ставим стопы на гимнастическую палку — поперек снаряда и параллельно друг другу. Выполняем приседы и полуприседы.
  • В положении сидя на стуле. Стопы стоят рядом или на ширине ступни.
  1. Поднимаем пятки — попеременно и вместе. Повторяем то же самое с носками ног.
  2. Отрываем от пола правую пятку и левый носок, затем наоборот — левую пятку, правый носок.
  3. Закидываем правую голень на левое колено. Вращаем ступней в разных направлениях — сначала серия вращений в одну сторону, потом в другую. Меняем ноги.
  4. Берем пальцами ног небольшие предметы, разбросанные по полу, и складываем их вместе.
  5. Ступня «ползет» на манер гусеницы (упражнение №3 из детского комплекса). Выполняем одной и двумя ногами.
  6. Садимся, сложив ноги по-турецки. Сгибаем пальцы и поднимаемся, опираясь на внешние края стоп.
  1. Тянем на себя носки — вместе и по очереди. Сочетаем оттягивание пальцев с поворотом внутрь.
  2. Согнув ноги, соединяем подошвы стоп. Разъединяем и вновь соединяем пятки.
  3. Перемещаем стопу по голени другой ноги, стараясь при этом плотно охватить ее.

Чтобы получить желаемый эффект, лечебные упражнения нужно выполнять ежедневно на протяжении 4-6 месяцев. Для профилактики можно заниматься курсами — несколько занятий в неделю в течение 1-2 месяцев.

Ортопедия : национальное руководство / Под ред. С.П. Миронова, Г.П. Котельникова.. - 2013

Классификация методик коррекции плоскостопия у детей средствами физической культуры / Гаськов Алексей Владимирович, Казанцева Надежда Владимировна // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. - 2014. - 13

medaboutme.ru

Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия

Татьяна Газарян Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия

Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия.

ЦЕЛЬ:

1. Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье.

2. Укреплять здоровье детей, способствовать формированию правильной осанки, профилактика плоскостопия у детей.

3. Продолжать учить выполнять словесные указания педагога.

Комплекс

1 «Перекаты с пятки на носок». И. П. Сидя на стуле, руки на поясе. Выполнять перекаты с пятки на носок. Повторить 10 раз.

2 «Развести пятки в стороны». И. П. Сидя на стуле, стопы на полу, руки на поясе. Развести пятки в стороны, вернуться в И. П. Повторить 5-6 раз.

3 «Стопы на внешнее ребро». И. П. Сидя на стуле, стопы вместе, руки на наружной стороне коленей. Поставит стопы на внешнее ребро, руками оказывать незначительное сопротивление. Повторить 5-6 раз.

4 «Сгребать песок». И. П. сидя на стуле, руки на коленях, пятки на полу. «Сгребать песок» всеми пятью пальцами. Повторить 10-12 раз каждой ногой. Далее «отгребать песок» пальцами по тому же принципу.

5 «Массаж мячом». И. П. Сидя на стуле, руки на поясе. Массажный мяч зажат между стопами. С надавливанием выполнять массаж данной области. Повторить 10-12 раз каждой ногой.

6 «Круговые движение стопой». И. П. Одна нога на мяче, руки на поясе. Выполнять круговые движения стопой, массируя её, затем сменить положение ног. При движении надавливать стопой мяч. Повторить 10-12 раз каждой ногой.

7.«Перекатывать мяч стопой ног к другой ноге». Руками не помогать. И. П. Сидя ноги врозь, руки на поясе. Массажный мяч лежит на полу у носка правой ноги с внутренней стороны. Повторить 10-12 раз каждой ногой.

www.maam.ru

Комплексы упражнений для предупреждения плоскостопия у детей

Нина Евгеньевна Смирнова Комплексы упражнений для предупреждения плоскостопия у детей

Большое значение для осанки и развития движений имеет формирование стопы, предупреждение плоскостопия. Плоская стопа может вызвать изменения скелета, а также нарушить всю работу организма. Ребёнок, страдающий плоскостопием, подвержен быстрому утомлению во время ходьбы и стояния, у него появляются боли. Предупредить плоскостопие можно путём подбора соответствующих упражнений. Целью, которых должно быть развитие и укрепление мышц пальцев ног, самой стопы, голени. Занятия проводятся обязательно босиком и желательно несколько раз в день по 10 минут. Утром во время утренней гимнастики Днём – после дневного сна. Вечером – перед сном. Рекомендуемый курс – 6-9 месяцев. Комплекс №1 (ходьба с различным положением стопы)

1.«Великан» Ходьба на носочках, подняв прямые руки вверх, ладонями внутрь. Мы становимся всё выше, Достаём руками крышу. На носочки поднимись. И макушечкой тянись! Солнце в небе высоко – Дотянуться нелегко. С каждым шагом – выше, выше. Будем к солнышку поближе!

2. «Птички» Ходьба на пятках, руки в «крылышках», локти прижаты к туловищу, лопатки соединены. Руки в «крылышки» сложили. И на пятках походили.

3. «Мишка – Топтышка» Ходьба на наружном своде стопы, руки на поясе.

А теперь походим на наружном своде!

4. «Страус» Ходьба с высоким подниманием колена, руки на поясе.

Ноги страус так легко поднимает высоко!

Идём по страусиному – ноги будут сильными!

5. «Домик» Ходьба, опираясь на руки, колени не сгибать.

Опирайся на руки и не гни колени, В этом упражнении места нет для лени!

6. «Уточка» Ходьба в полуприседе, руки на коленях, спина прямая.

Я сейчас как уточка похожу минуточку.

7. Буква «Т» Ходьба с разворотом стопы в виде буквы «Т»

А теперь – внимание: буква «Т» - задание!

Комплекс №2 «Здоровые стопы»

Упражнения, способствующие формированию стопы.

Тренируем ножки мы,

Знаем упражнения.

Чтобы стопы укрепить,

Надобно терпение.

1. И. п. – сидя на стуле. Выполнять круговые движения в голеностопном суставе. Вращения производить от наружного края стопы к внутреннему.

2. И. п. – тоже. Сгибать и разгибать пальцы ног, раздвигать и сдвигать их.

3. И. п. – сидя на полу, опираясь руками сзади Захватывать пальцами ног разные мелкие предметы: палочки, карандаши, шарики, верёвку и приподнимать их.

4. И. п. – тоже. Захватить пальцами ног предметы, подтянуть ноги к себе, затем выпрямить их, переложить предметы вправо и влево.

5. И. п. – тоже. Карандаш (мел, палочку) захватить всеми пальцами ноги, повернуть стопу наружным краем книзу и рисовать на полу (песке) прямые линии, кружочки и т. д.

6. И. п. – тоже. Захватить носок пальцами ноги, натягивать его на другую ногу, другая нога «старается» влезть в носок.

7. И. п. – тоже. Собрать стопами верёвку, растянутую на полу перед ребёнком (длина 2 – 2,5 метра)

8. Тоже упражнение, но верёвку собрать пальцами ног.

9. И. п. – тоже. Сесть друг против друга. Перекатывать друг другу мячик, отталкивая его ногами (стопами).

10. И. п. – тоже. Передавать мяч ногами (стопы обхватывают мяч)

11. И. п. – тоже. Передавать мешочек с песком (одной стопой придерживать мешочек снизу, другой – сверху).

12. И. п. – тоже. Катать стопами гимнастическую палку вперёд и назад.

13. Ходьба по гимнастической палке боковым приставным шагом. Прямо – «ёлочкой»(с разведением стоп) и с разнообразным положением рук (внизу, в стороны, на поясе, за головой). Во время ходьбы сохранять правильную осанку.

14. Ходьба по массажному коврику или самомассаж стоп «колючим» мячиком.

www.maam.ru


Смотрите также

Объявление

Если у Вас есть ещё какие-либо интересные материалы (тексты, фото, видео, аудио), связанные с творческой жизнью Людмилы Тумановой, поделитесь ими со всеми нами, её многочисленными поклонниками.

Обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону: 8-922-56-101-83