Ludmila Tumanova

Я в гневе бью ребенка что делать


Я ударила ребёнка: три истории о том, как научиться справляться с гневом

Когда мы говорим о родителях, которые бьют детей, мы представляем монстров с ремнём. Сорваться может каждый, даже самый гуманный человек, особенно если усталость и гнев накатывают. Мы попросили трёх мам на условиях анонимности рассказать, как получилось, что они били своих детей и как смогли с этим справиться. А психолог Екатерина Маркова посоветовала, что делать в похожих ситуациях.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Агрессия в режиме стресса

Когда человек, например, женщина в декрете, находится в стрессе, у него начинает активно работать лимбическая система. Это древняя система в мозге человека, цель которой — обеспечить безопасность и выживание. Режим, который включается в ситуациях повышенного риска, каковой является и стресс. То есть в стрессе лимбическая система входит в активный режим. И начинают превалировать агрессия или страх: человек может видеть везде опасность, всё воспринимать преувеличенно негативно и отвечать агрессивно на все эти выдуманные опасности.

«Моей дочери 3,9, она настойчивая, ранимая, чувствительная, точно знает, что хочет. Два месяца назад у нас с мужем появился второй ребёнок. Естественно, терпения стало меньше. Я начала орать на неё и представляю в эти моменты, как избиваю дочь. Иногда я вижу, как сильно тяну её за ухо, выливаю суп на голову или опускаю лицом в тарелку.

Иногда одеваемся на улицу, мне нужно всё сделать быстро и четко, а ей — скакать и убегать после каждой надетой вещи. Сначала говорю, объясняю, потом строго и грозно говорю. Но мысленно представляю, как сильно бью её ногами».

На молодой маме часто лежит сильная нагрузка. Из-за длительного стресса она становится раздражительной и агрессивной. Поэтому в первую очередь ей нужно уделять внимание себе, отдыхать, переключаться. В ситуациях, когда она чувствует, что не выдерживает и начинает представлять, как она бьёт ребёнка ногами, лучше просто выйти из комнаты и найти что-то для себя: выйти на балкон, выпить вина, полежать, включить музыку, посмотреть одну серию сериала, включив детям телевизор. Пускай дети сидят в комнате одни, главное, чтоб у них была безопасная среда.

Очень хороша библиотерапия — читать побольше и что-нибудь интересное, либо слушать в аудиоформате. Спорт очень здорово помогает снизить стресс и градус раздражения: включайте, например, дома видео и занимайтесь йогой, пока дети спят.

Дети часто не воспринимают инструкции

Если ребёнок не слушает и не слышит, и нужно много раз повторять, важно создать некий якорь, чтобы эффективно привлекать внимание ребёнка. Иногда дети просто не воспринимают аудиоинформацию. Тогда можно подойти, взять за руки, присесть, посмотреть в глаза и дать инструкцию. Тогда ребёнок возвращается в наш мир и начинает слышать.

Можно спросить ребёнка: «Ты меня слышал? Понял? Повтори, пожалуйста, что я сказала». У детей не все системы восприятия достаточно сформированы, поэтому они часто не воспринимают инструкции. Это никак не связано лично с мамой, с её неэффективностью или ошибками в поведении. Это просто нюансы развития ребёнка и его восприятия.

«Мы делаем уроки, как правило, вместе. Шёл второй или третий час… В докладе куча ошибок. Я сказала, что, если он не будет переписывать правильно и стараться, мне придётся порвать лист, и всё начать заново. Он в слёзы, потом начал злиться. Сжал кулаки, начал кричать, что я плохая. Я порвала листок. Он попытался замахнуться, я сорвалась и толкнула его. Он упал и заплакал.

К сожалению, часто скандалы у нас именно из-за уроков, либо когда он отказывается что-то сделать, а я прошу уже 20 минут. В итоге, я не выдерживаю и срываюсь. Иногда ситуация накладывается на проблемы в отношениях с мужем. Я нервничаю, а отказ сына слушаться и делать уроки провоцируют скандал.

Потом я подхожу, извиняюсь, говорю, что я неправа и не имела права его трогать. Он сначала отворачивается. Может заплакать от обиды, а потом мирится».

Мы в России живём во всеобщем родительском неврозе. К сожалению, дети тоже сильно перегружены. Три часа домашнего задания — очень много для ребёнка. Сильная перегруженность интеллектуальной деятельностью может вызвать симптомы депрессии. Нарушаются когнитивные функции в целом — внимание, фокусировка, память, даже моторика. Большинство родителей этого не понимают.

Фраза «Всё порву, что ты сделал!» в корне неправильна, потому что ребёнок старался, а за любое старание нужно не наказывать, а поощрять. Даже если он сделал ошибку, но старался, это нужно отметить. Но происходит по-другому, потому что мама сама очень устала и эмоционально реагирует.

В такой ситуации нужно признать неправоту и извиниться. Однако если это происходит часто и родитель постоянно извиняется, ребёнок может скопировать такую модель: неправильно себя вести и считать, что нормально просто потом за это извиниться.

Чувство вины как симптом невроза

Признак высокого уровня стресса у родителей — экзальтированное чувство вины за вполне понятные человеческие реакции и при этом неспособность изменить эти реакции. Нужно обязательно прорабатывать это чувство вины, задавать себе вопросы: «Почему я это сделал? Потому что я такой плохой, и я не умею контролировать свои эмоции? Или я умею их контролировать, но не всегда? Я просто человек, иногда я могу сорваться».

Такие вопросы могут помочь оправдать себя и простить свою неидеальность. Это будет полезно и для ребёнка: принимая свои недостатки, мама может придумать новые тактики взаимодействия с ним.

«Я после вторых родов, месяц третий, наверно, всегда раздражённая и уставшая. Дочке 4,5 года. Мы куда-то собирались, и что-то ей не нравилось. То шарф, то ещё что-то. Мне показалось, что слишком это всё долго и неуместно. Тогда я оттолкнула её, девочка ударилась спиной о дверь. Была в куртке, шапке, поэтому физически всё в порядке было. Я тогда даже не сразу поняла, что сделала. И это было началом.

Когда дочка кричала в ответ или говорила грубость, я позволяла себе треснуть ей по губам. Она плакала, я иногда уходила, потом возвращалась и просила прощения. Иногда сразу обнимала и извинялась, говорила, что я очень устала. Потом наступил момент, когда при моём крике она закрывалась руками, пугалась. Это было выходом для меня, я стала с ней проговаривать, почему она боится и почему я так себя веду. Мы стали вместе искать способы доносить чувства и мысли друг другу. Я дала слово не поднимать на неё руку. Спустя полгода я один раз не сдержала слово, шлёпнула по губам за хамство. Я признала ошибку, дочь простила, «потому что ты действительно перестала». К счастью, это прекратилось, больше года — полутора назад и больше не повторялось».

Маме нужно поставить для себя чёткие границы. Очевидно, она испытывает большую вину за телесное наказание, и её смущает, что ребёнок начал её бояться. В перечисленных ситуациях она не хочет напугать ребёнка, но выплескивает свои эмоции.

Если она всё-таки не смогла себя проконтролировать в определённый момент и ударила ребёнка по губам или толкнула, то важно сказать следующее: «Я сожалею! Обижать тебя неправильно. Никто не должен этого делать». И потом нужно объяснить, почему мама это сделала. Например: «Я это сделала, потому что разозлилась. Разозлилась на то, что ты меня не слушаешь. Ещё я разозлилась, потому что очень устала. Когда я злюсь, я плохо контролирую свои эмоции. Иногда мне трудно их сдерживать».

Фото: Shutterstock

mel.fm

Лекарство от агрессии, или Как не бить своего ребенка?

Вы хватаете своего ребенка и начинаете неистово лупить. В голове звучит барабанная дробь, проносятся мысли: «Господи, что я делаю?! Она же ребенок. Это всего лишь игрушки». Но дело уже сделано. Малышка рыдает в истерике на полу, кричит, что ей больно. Вы оборачиваетесь к ней с глазами полными ненависти и, как-бы оправдываясь, орете: «Ты сама виновата, нечего было меня провоцировать»...

0 7648 15 Июля 2016 в 13:41

«Господи, да что же это такое? Я больше не могу это терпеть! Ну почему ты такая упрямая?! Или ты просто тупая и не понимаешь, что я тебе говорю? Раз не понимаешь, значит тебе нужно всыпать хорошенько ремня. Сейчас ты получишь так, что мало не покажется. Что ты нарываешься? Убирай игрушки! Я последний раз тебя прошу! Или ты думаешь, что я буду за тебя это делать? Даже не надейся! Не хочешь убирать, я сейчас возьму большой пакет, сгребу все в одну кучу и вынесу на помойку. Улыбаешься? Ах ты…»

Вы хватаете своего ребенка и начинаете неистово лупить. В голове звучит барабанная дробь, проносятся мысли: «Господи, что я делаю?! Она же ребенок. Это всего лишь игрушки». Но дело уже сделано. Малышка рыдает в истерике на полу, кричит, что ей больно. Вы оборачиваетесь к ней с глазами полными ненависти и, как-бы оправдываясь, орете: «Ты сама виновата, нечего было меня провоцировать».

Игрушки так и остаются неубранными. Вы с чувством полной беспомощности уходите из комнаты, громко хлопнув дверью, чтобы не видеть и не слышать детского плача. Затем начинаете перемывать всю посуду в раковине или гладить белье или мыть полы, в общем что-то делать физически, чтобы как-то прийти в себя, успокоиться.

Пытаетесь оправдать себя мысленно, но здравый смысл твердит свое. С вами происходит что-то не то. Вы же любите своего ребенка. Любите больше всего на свете. Вы так ждали ее появления в своей жизни. И вы вроде бы все делаете правильно для ее воспитания. Но когда она не слушается, происходит какой-то щелчок в голове, и из заботливой мамочки вы превращаетесь в монстра, как в фильмах ужасов.

Есть ли универсальный совет для всех мам?

Что обычно советуют нам современные психологи в таких ситуациях? Например, постараться направить агрессию по отношению к ребенку в другое русло. В частности, предлагается бить детские игрушки, подушку, стену или при приступе агрессии начать прорабатывать неприятные мысли, чувства и воспоминания.

Или даже завести календарь, в котором рекомендуется отмечать дни, в которые вы срываетесь и кричите на ребенка, чтобы увидеть эмоциональный фон, создаваемый для роста своего чада. Также предлагается поощрять себя за каждый день без крика и рукоприкладства, например, внеплановым походом в салон красоты или на сеанс массажа.

Однако у всех этих советов есть один существенный недостаток: они не работают на практике. Потому что никаким образом не устраняют причину такого вашего состояния, а лишь предлагают хоть как-то понизить амплитуду его выражения.

И в тот момент, когда на вас накатывает очередной приступ агрессии к ребенку, становится совершенно невозможно остановиться, даже на какое-то время и, к примеру, уйти в другую комнату, чтобы начать осмысливать происходящее. Даже когда в голове есть понимание, что это неправильно и ребенок совершенно не заслуживает такого отношения к себе, рука все равно поднимается, и вы начинаете его бить.

Почему именно я бью своего ребенка?

Понять в действительности, что именно происходит с нами и почему мы не можем себя контролировать в таких ситуациях, нам помогает Системно–векторная психология Юрия Бурлана. Она помогает человеку найти причину своих плохих состояний и устранить их. Вслед за причиной уходит и следствие.

Системно-векторная психология вводит понятие восьми векторов. Вектор – это совокупность врожденных психических свойств и желаний, Она определяет то, как мы видим и воспринимаем этот мир, систему ценностей, таланты и способности, поведение и реакции, жизненный сценарий. У одного человека может быть один или несколько векторов. Заложенные в нас свойства способны развиваться до окончания подросткового периода. А после пубертата мы всю жизнь реализуем их.

В данной ситуации нас интересуют обладатели анального вектора. Необходимо отметить, что люди с анальным вектором имеют в своем багаже очень много прекрасных качеств и талантов. В потенциале из них получаются самые лучшие в мире мужья и жены, отцы и матери.

Верность, честность, порядочность, справедливость, дружба, уважение, почет - все это так же входит в систему ценностей людей с анальным вектором. Аналитические способности, склонность к систематизации, хорошая память – тоже их отличительные черты.

Однако, в каждом векторе могут быть фрустрации из-за отсутствия достаточной реализации своих врожденных свойств. В анальном векторе нехватка реализации может выразиться через проявление неконтролируемой агрессии.

В чем причина агрессии?

Дело в том, что сегодня обстоятельным и неспешным от природы обладателям анального вектора непросто вписаться в быструю ритмичную кожную фазу развития человечества. Анальные ценности: почет, уважение, прямолинейность, семейственность уже не играют прежней роли в мире индивидуализма, потребления, гибкости и материального успеха.

А это означает, что обладатели анального вектора часто ощущают себя невостребованными, так как далеко не всегда могут проявить в должной степени свои природные свойства. Отсутствие полноценной реализации на работе и в социуме, ненаполненные желания, чувство бессилия, обиды на жизнь, сексуальная неудовлетворенность часто вынуждают человека к проявлению негативных состояний наружу, в отношении окружающих. Чаще всего от этих «выплесков» негатива страдают наши близкие, с которыми плотнее всего происходит контакт, и конечно же самые беззащитные - наши дети.

Как правило, мамы, обладательницы анального вектора, выливают свои плохие состояния именно на своих любимых деток. Это может быть и вербальный садизм: крики, унижения, оскорбления, и прямое рукоприкладство. Сначала это шлепки, потом по нарастающей сильное до боли сжатие руки или локтя, дергание за руку, далее по нарастающей, избиение, удары кулаком по спине и затылку, попытка удушения.

Последствия битья для кожного ребенка, или Как воспитать вора

Последствия для ребенка бывают разными, в зависимости от его векторального набора, но всегда трагичными. Для детей с кожным вектором систематические унижения и избиения - это «залог» развития мазохистского сценария и жизненного сценария на неудачу, склонности к воровству.

Кожный ребенок самый адаптивный, он быстрее всех приспосабливается к любым, даже негативным изменениям. В ответ на унижения и боль его организм вырабатывает естественные опиаты. Для того, чтобы смягчить страдание. А потом ребенок уже неосознанно стремится к повторению подобного опыта получения опиатов. Для получения очередной «дозы» он даже может провоцировать родителей и окружающих на наказание. Так, постепенно он учится получать удовольствие от боли и унижений, бессознательно ищет их в своей жизни и успешно находит.

В итоге он получает во взрослом возрасте неспособность устроить свою жизнь, постоянные проблемы с работой, партнером по парным отношениям, притягивание к себе различных неприятностей. Битые кожные девочки могут даже стать проститутками, мальчики – ворами и «лузерами».

Последствия битья для ребенка с анальным вектором. Когда Жизнь остается в прошлом

Битые дети с анальным вектором, которые в своем потенциале самые послушные дети на земле - это гарантированная обида на вас на всю жизнь. Большинство таких детей проносят это чувство до самой старости. Со временем эта обида обрастает рядом других претензий к вам лично, к обществу в целом и может придавить вашего ребенка своим грузом на всю жизнь.

Такой человек не будет способен адекватно оценивать окружающий мир. А тяжесть обид, которые обладатель анального вектора не может забыть, поскольку у него самая лучшая в мире память, не даст ему нормально жить и двигаться в будущее. Он может превратиться в человека, который сидит на диване, постоянно ворчит и обижается, а то и вынашивает планы мести. Словом, делает все что угодно, но не живет полноценной жизнью.

К тому же у мальчиков с анальным вектором часто обида на мать переносится и на всех женщин, что делает невозможным создание гармоничных отношений со своей женой. Она априори будет плохой. Ведь он «всех их знает, все они одинаковые».

Хочешь не дать своему ребенку развиться? Бей его!

Битый ребенок теряет способность развивать свои свойства, так как не чувствует самое важное от своей мамы. Это чувство защищенности и безопасности. Это базовое ощущение, самое главное, что родители должны дать своим детям.

Когда родители поднимают руку на ребенка, он теряет это чувство защищенности и безопасности. Это стресс, сильнейшая травма, от которой он перестает развиваться.

И для того, чтоб вернуть себе чувство защищенности и безопасности, малыш вынужден начать преждевременно выполнять свою видовую роль. Причем делает он это архетипично, по первобытному принципу, поскольку не успел развиться. Так, как когда-то делали наши далекие предки. Кожный человек, например, добывал пищу всеми возможными способами, которые были адекватными для тех далеких времен. Однако в современном мире мы называем подобную добычу воровством.

Кожный ребенок начинает «добывать» так, как умеет. То есть воровать. Ребенок с анальным вектором становится непослушным упрямцем, жестоким по отношению к животным, детям, окружению. Уретральный убегает из дома, зрительный остается в страхах, звуковой уходит в себя, закрываясь от мира.

Как же быть мамам?

Разумеется, ни одна здравомыслящая мама не хочет убивать будущее своего ребенка. А сдерживать свои желания и долгое время ограничивать себя не получается, так как наше внутреннее состояние, наши психологические страдания сильнее нашей силы воли и доводов разума. Это хорошо наблюдаемо.

Поэтому необходимо попытаться понять, какая именно нехватка в психическом состоянии мамы управляет поведением женщины, что именно является причиной агрессии. Снять эти фрустрации можно, поняв причины их возникновения и начав реализовывать свои природные свойства и таланты.

Отличные результаты уже прошедших тренинг женщин с аналогичной проблемой говорят сами за себя:

Когда у мамы уходят плохие состояния, то это автоматически гармонизирует состояние ребенка. Ведь он «считывает» ее настроение. К тому же у женщины пропадает желание бить, унижать своего ребенка, кричать на него. При этом меняется восприятие не только себя и своих желаний, но и других людей.

Где выход?

Там, где есть понимание происходящего, уже нет места гневу, агрессии, раздражению. Либо они становятся управляемыми, и вы получаете способность самостоятельно с ними справляться. Кроме того, вы учитесь отслеживать свои желания, понимаете, откуда они берутся. А значит, желания перестают управлять вами. Это дает огромную свободу выбора поступков и решений в жизни.

Приходит четкое осознание, почему ребенок ведет себя именно так, а не иначе. Почему вы реагируете на его поведение именно таким образом. Вы начинаете понимать, как можно подводить ребенка к нужному вам результату, а каких реакций и действий от него ждать и добиваться вовсе бессмысленно. Ведь теперь вы знаете его внутренние свойства и таланты.

Видеть каждый день счастливые глаза своего ребенка, полные любви и доверия к вам, а не испуганные заплаканные глазки загнанного зверька – это стремление каждой любящей мамы!

Приходите на бесплатные онлайн-лекции по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана и учитесь делать себя и ваших детей счастливыми. Регистрируйтесь здесь: https://www.yburlan.ru/training

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

www.yburlan.ru

А вы бьете своего ребенка? | Социум | Наша Психология

Я не только детский и семейный психолог, я еще и мать троих детей. Представьте себе розовощекого младенца, семилетнего мальчика с хитрющими глазищами и подростка, который уже перерос свою маму. Умилительная картина, верно? А теперь тот же младенец, только бьющийся полчаса в истерике из-за того, что вы не хотите давать ему свой телефон. Глаза у семилетки хитрые потому, что он во время художественных прыжков с дивана сломал пульт. А подросток вернулся домой в девять вечера как ни в чем не бывало, когда вы уже допивали третий пузырек валерьянки и заканчивали обзванивать его класс с вопросом «Где он может быть?». Правда, совсем другая картина?

В нашем обществе не принято признаваться, что мы сердимся на детей. До сих пор еще считается, что со злостью родителей обязательно нужно бороться. «Неужели нельзя быть спокойнее? Все-таки ты здесь взрослый». Написано множество статей, отчего нельзя на детей кричать и тем более бить их. Читаешь и начинаешь верить, что хотя бы автор книги действительно всегда сохраняет ангельскую невозмутимость.

Иллюзии, что я буду походить на мать из рекламного ролика, с улыбкой встречающую любые шалости ребенка, разбились в первые же месяцы после рождения моего первенца. Как пишут американские педагоги Адель Фабер и Элейн Мазлиш: «Я была идеальной матерью, пока у меня не появились дети» (1). Для меня было большим открытием, когда я впервые не чувствовала ни нежности, ни желания приласкать, а лишь раздражение: «Тепло, сухо, накормлен, на руках таскаю уже час, на больного не похож, чего орать-то?» Обычно я выходила из себя, если сын долго плакал. Уже потом я поняла, что плач – один из основных способов общения в возрасте до года. Чем сильнее я «заводилась», тем больше беспокоился сын. Самым трудным периодом для меня был кризис трех лет. Сложно сохранять спокойствие, сталкиваясь с бесконечным упрямством и непослушанием. Это сейчас я знаю, что по-другому ребенок не станет самостоятельным. Но даже потом мне все равно было непросто себя контролировать, когда среднему сыну пошел четвертый год.

ВСЕ ЛЮДИ ДЕЛАЮТ ЭТО

Приглядевшись к своим знакомым, я обратила внимание, что раздражение испытывают все, только выражают его по-разному. В Интернете я нашла множество ссылок на тему «Я бью своего ребенка». И вот что интересно: раз за разом материнские признания находят отклик у пользователей форумов в стиле «Как мы тебя понимаем». Хотя осуждения тоже звучит немало, вслед за одной историей рассказывают другую, и вот уже исповедь становится коллективной. Участники форумов отмечают, что им стало легче, когда они узнали: на детей сердятся все. Начав консультировать родителей в детском саду, я поняла, что для многих постоянное недовольство своим ребенком – серьезная помеха и проблема не меньшая, чем его капризы.

Но сама постановка вопроса неверна. Отрицательные эмоции – неотъемлемая часть работы здоровой психики. Эмоции и чувства нельзя оценивать с точки зрения морали или этики. Вопрос лишь в том, что мы с ними делаем потом.

СТИМУЛ – РЕАКЦИЯ

Раздражение, злость, гнев осуждаются именно потому, что люди зачастую не способны распорядиться их энергией во благо, разрушая отношения с близкими или портя собственное здоровье. Вот как может проявляться родительский гнев:

«Очень злюсь, когда слышу капризы и нытье. Завожусь почти сразу. До рукоприкладства не дохожу, но закричать на ребенка могу очень громко»;

«Когда капризы или истерика продолжаются долго и он никак не успокаивается, несмотря на мои мирные действия, я затаскиваю сына в ванную и закрываю дверь»;

«Когда сержусь, могу в гневе сломать его игрушку»;

«Дошло до того, что шлепаю его со всей своей силы, вкладывая всю злость, и, прости господи, в такие моменты думаю, что даже убила бы! Да, верю, что жутко даже читать, но… сколько себя осуждаю, а какое громадное чувство вины, и… страх (и за него, и за себя)».

Все это выглядит малопривлекательно, особенно если учесть, что некоторые высказавшиеся – мамы грудничков. Чтобы разобраться, что делать, и не доводить себя до греха, давайте задумаемся, с какой цепочкой реакций мы имеем дело.

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Оно может быть благостным: выспался, отдохнул, посмотрел хорошую комедию. А может – и не очень: усталость после бессонной ночи или рабочего дня, неприятности, просто «замотанность» от большого количества дел или чувство голода. Мы только в начале цепочки, но, поверьте, все эти факторы очень влияют на то, ударим мы ребенка или нет. А значит, можно лечь пораньше спать, вовремя поесть, найти возможности себя порадовать. И, конечно, внимательно следить за собой, чтобы ребенок не стал громоотводом.

СТИМУЛ

Ребенок что-то натворил и тем самым вызвал у вас раздражение, которое, как внутренний барометр, сообщает нам: «Обрати на это свое внимание!» В противном случае мы никогда бы не поняли, что детей нужно воспитывать. На силу раздражения влияют неожиданность стимула и его продолжительность. Если старший лупит малыша, мы возмутимся гораздо больше, чем если он обольется супом. Вы будете сильно разгневаны, если, считая ребенка кристально честным, вдруг узнаете, что он что-то украл у одноклассника. Важно, продолжается «плохое поведение» или нет. Если у вас при этом и первоначальное состояние было не слишком радужным, то шансы у ребенка испытать на себе всю силу вашей ярости повышаются.

ОЦЕНКА СИТУАЦИИ И ПЕРВАЯ РЕАКЦИЯ

Дальше вы задаете себе два вопроса: «Что делать?» и «Что делать прямо сейчас?». Некоторые стимулы могут быть заметны, но не слишком значимы, и взрослый скажет: «Ничего страшного». В этом случае реакция раздражения, едва зародившись, затухает. Но если стимул серьезен, то вы возмущены поступком своего отпрыска. Отрицательная эмоция снова имеет большое значение: она помогает «удержать» ситуацию, не отвлекаясь на что-то другое. И вот на этом этапе нужно сказать ему: «Я тобой недоволен!» Если вы осознаете свои чувства и говорите о них ребенку, то, скорее всего, до рукоприкладства вы не дойдете.

НАКОПЛЕНИЕ

Если вы не смогли справиться с ситуацией, то велика вероятность того, что скоро вы взбеситесь, особенно если ребенок продолжает делать вам назло. На этом этапе вы еще можете с ним разговаривать, и в этом половина успеха. Неэффективно бросаться обвинениями: «Ты что, дурак так себя вести?» – или требовать «прекратить немедленно». Но накал страстей можно снизить, если выразить то, что чувствует, по вашему мнению, ребенок, и отрыться ему в том, что испытываете вы. Как ни крути, все-таки лучше напряженный разговор, чем порка.

РАЗРЯДКА И СПАД РАЗДРАЖЕНИЯ

Если же вы не смогли совладать с собой, то вы «разрядитесь» в сильном крике, поломанных вещах или в драке. А будете затем испытывать чувство вины, понимая, что снова направили силу своей эмоции не против проблемы, а против ребенка.

Помните: на каждом этапе из этой цепочки вы можете остановиться, чтобы снизить интенсивность своего раздражения, не позволив перейти ему в трудно контролируемый гнев. Злость, негодование и бешенство – это нормальная реакция на провоцирующее поведение ребенка, но не перейти через грань – вам вполне по силам.

ВНИМАНИЕ: «ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ»!

Когда раздражение становится постоянным фоном общения родителя и ребенка, оно перестает нести свою положительную нагрузку. Мною было замечено, что после агрессивной разрядки родители испытывают вину, начинают себя корить, обещают «больше никогда». Но только до следующего раза. Все это очень напоминает «круг насилия»: период нарастания напряжения – агрессивная разрядка – чувство вины – «медовый месяц» – нарастание напряжения. Во время «медового месяца» мамы стараются вести себя особенно ласково, задаривают ребенка подарками и разрешаю больше, чем следовало бы. Но напряжение начинает накапливаться с каждым разом все быстрее, периоды «медового месяца» сокращаются, и вот уже эпизоды избиений ребенка перестают быть эпизодами. А чувство вины с каждым разом все уменьшается.

Для домашнего насильника (будь то родитель, бьющий ребенка, или муж, издевающийся над женой) характерна позиция «сам виноват». Родитель-агрессор может часами рассказывать обо всех «злодеяниях» ребенка, за которые он не заслуживает ничего, кроме порки. Удары, тычки, толчки, оскорбления становятся привычным делом. И если от мужа, избивающего жену, можно уйти и развестись, то куда деться ребенку?

Помните: круг насилия замыкается лишь тогда, когда родитель ищет себе оправдание («слишком устаю», «никто не помогает», «меня тоже били») и перекладывает ответственность на ребенка («заслужил»), причем «заслужить» ребенок может в любом возрасте, даже не достигнув года.

Эмоции, раздражение, злость и гнев стеничны, иначе говоря связаны со значительной выработкой энергии. Они дают силу, которую нам нужно куда-то израсходовать. Раздражение, злость и гнев плохи лишь неверным способом их применения. Они дают нам энергию, и нам вполне по силам направить ее для решения проблемы, а не против ребенка.

(1) Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили. М. : Эксмо, 2010.

Каждый раз, когда ребенок плохо себя ведет, вспоминайте эту простую истину.

Часто проказы ребенка оказываются почти анекдотами из жизни. Но ваша задача – посмотреть на его поведение глазами юмориста-сатирика сразу. В этом случае вы не станете драматизировать ситуацию и не «сорветесь».

Если чувствуете, что «заводитесь», уйдите на несколько минут в ванную комнату, включите воду и просто лейте ее на руки. Это позволит переключиться, а также разорвет цепочку «ваше раздражение – его капризы».

Подойдите к зеркалу и посмотрите на свое перекошенное лицо: вы себе нравитесь?

Помогает: чистить ванну до блеска, рубить дрова, резать салат, полоть грядки, гладить белье, мыть посуду. Вы получаете шанс обдумать, как именно поговорить с ребенком, чтобы он вас понял.

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей

8 800 2000-122, www.ya-roditel.ru

Московская служба психологической помощи населению

Бесплатные консультации не только онлайн, по телефону, но и очно.

Бесплатные психологические тренинги: «Современные родители: конструктивное взаимодействие с подростком»; «Отцы и дети: психологические основы взаимопонимания».

Татьяна Попова, детский психолог

Родители оправдывают физическое насилие необходимостью наказаний. Я согласна, что наказания – это очень важно, но наказания и рукоприкладство не имеют ничего общего. Чаще всего родители бьют детей от бессилия. Бессилия перед собственными невыносимыми чувствами (гнев, злость, обида, разочарование), ощущением беспомощности в попытках оказать воздействие на ребенка. Беспомощность вообще невыносимое чувство, и часто оно не осознается. Поэтому родители объясняют свои срывы чем угодно (чаще особенностями ребенка), но только не тем, что им самим не хватает психических ресурсов, чтобы совладать со своим состоянием. Проблема не в том, что человек злится на ребенка и чувствует, что готов его «прибить», а в том, что не справляется с задачей переработки этих чувств. Ему не хватает терпения, выдержки, эмоциональной зрелости. Важный момент: если родитель, будучи ребенком, подвергался физическому насилию, то ему будет сложно избежать повторения этого в воспитании своих детей.

агрессиявоспитание ребенказапретные чувствазлостьнасилиераздражение

www.psyh.ru

Бью ребенка. Как избавиться от гнева? - Православный журнал "Фома"

Вопрос читателя: 

Батюшка, подскажите, кому молится от страсти гнева. Все бы хорошо, но в порыве могу ударить ребенка за любой каприз. Ему нет еще и года.  Ударю, потом плачу, корю себя, и все по новой.  Спрашивала у священника, но мне на это сказали, что это нехорошо по христианским меркам и  по человеческим. И на этом все. Все это я прекрасно понимаю. И не знаю, как справиться, боюсь, если обращусь к психиатру, она сообщит в органы опеки, они к нам уже приходили просто с проверкой по другому поводу. Подскажите, как укротить эту страсть? Сама я не в силах. И не с кем ребенка оставить. Муж нескоро с вахты приедет. Если можете, помолитесь обо мне грешной.

Татьяна

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 

Христос Воскресе! Дорогая Татьяна, ситуацию Вы оцениваете совершенно правильно и совесть подсказывает Вам, что это надо прекращать. Вопрос в том, почему Вы бьете малыша? Что такого происходит в Вашей жизни, что внутри копится раздражение, которое выплескивается таким образом? Или Вы в принципе человек очень невоздержанный и резкий? Что Вам мешает действовать и чувствовать по-другому? Думаю, что обратиться к психологу, специалисту, который поможет Вам разобраться в себе, было бы нелишним. Или попробуйте понять сама, что именно Вам мешает. При этом постарайтесь, помолившись Богу, Божией Матери, попросив помощи у святых, раз и навсегда запретить себе выражать свое недовольство по отношению к ребенку подобным образом. Ударьте подушку, а лучше – заметьте, когда в Вас возникает гнев, и переведите этот порыв на что-то другое – убрать что-то, пройтись, пробежаться. Говорят, что в таких случаях помогает про себя (или вслух) досчитать, к примеру, до 10. Пока досчитаете, порыв пройдет и Вы более трезво и спокойно оцените ситуацию. Кроме того, дети очень быстро привыкают к каким-то нашим проявлениям. Скоро резкие удары перестанут действовать на малыша, он по-прежнему будет капризничать. Так что, помимо всего прочего, этот способ “воспитания” еще и очень неэффективный и травмирующий Вас обоих.

Вы пишете, что “не в силах”. Может быть, Вы очень устали? Подумайте, нет ли возможности попросить кого-то о помощи Вам? Хотя бы раз в неделю или в две приглашать няню, подругу, родственницу, чтобы она побыла с ребенком, а Вы бы отдохнули? Может быть, Ваше поведение – результат сильной усталости, недосыпа и так далее? Займитесь собой, приведите прежде всего себя в спокойное состояние, ищите возможности отдыхать и восстанавливать силы. Это очень-очень важно! И, конечно же, обращайтесь с молитвой к Богу, Божией Матери и святым, прибегайте к церковным Таинствам. Бороться с тем, что не нравится в себе, помогает исповедь: в этом Таинстве человеку подается благодать Божия, которая помогает исцелить душу и восстановить ее силы, мир и покой.

Храни Вас Бог!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке фрагмент фото memekode/www.flickr.ru

(11 votes, average: 4,64 out of 5) Загрузка...

foma.ru

Вопрос экспертам: что делать, если не сдержался и ударил ребенка

Бить детей нельзя, это скажет любой психолог. Но случается и так, что мама или папа без всякого намерения, просто в порыве гнева, может ударить своего ребенка.

Несмотря на то, что ситуация, казалось бы, незамысловатая, родители отличаются весьма противоречивыми точками зрения. Кто-то считает, что физическое наказание — это норма, кто-то сделает вид, что ничего не случилось, кто-то будет молча испытывать угрызения совести, а кто-то будет активно пытаться загладить свою вину…

Мы обратились к психологам, чтобы выяснить, какая родительская реакция может считаться адекватной в таком случае.

Комментирует Оксана Самылина, ведущий психолог сети детских клубов Монтессори «Созвездие».

Случайный удар — это бессознательная реакция родителя на сложившуюся ситуацию, срочная помощь нужна обоим — и маме, и ребенку.

В первую очередь помощь нужна раздраженной маме, у которой голова идет кругом и дрожат руки. Все уже произошло, и не стоит себя корить — иначе появятся чувство вины и угрызения совести. Такое случается, и наша задача — прожить ситуацию и найти способы ее изменить. Ребенок будет или плакать, или злиться, или обижаться.

Если вы немного успокоились, обнимите малыша, вместе поплачьте. Слезы помогут выплеснуть эмоции, и вам станет легче.

Не стоит подходить к ребенку, если вы еще в гневе: есть опасность, что вы снова накричите на малыша или опять ударите его, потому что эмоциональный накал слишком высок. Лучше всего уединиться на какое-то время. Разрешите себе попрыгать, порычать, порисовать на бумаге карандашами, побить подушку, порвать газету — это принесет быструю разрядку.

Когда почувствуете облегчение, смело идите к ребенку. Можете его обнять, поцеловать, успокоить, а потом предложить какое-то совместное интересное занятие. Важно, чтобы оно было увлекательным для вас обоих.

Что делать дальше? С ребенком необходимо поговорить о ситуации.

Очень важно ему описать ваши чувства, которые стали причиной такого поведения.

При общении обязательно акцентируйте внимание на вашем поведении, а не на негативных качествах ребенка, иначе вы можете прописать в его подсознании «ты плохой». Извинитесь и пообещайте, что больше такого не повторится. И, естественно, сдержите свое слово. Учитесь контролировать свои эмоции, это на самом деле не так уж и сложно.

Комментирует Наталия Минаева, преподаватель Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС, кандидат психологических наук.

Извиниться надо перед ребенком любого возраста. А перед ребенком, который уже понимает речь, — это обязательно.

И необходимо объяснить причины своего поведения, но не оправдываясь. Объяснить свое эмоциональное состояние:

«Я был расстроен», «Плохо себя чувствую», «Сожалею о том, что произошло».

Извиняться и объяснять свое состояние важно, не оправдываясь: ты знаешь, ты меня довел до такого состояния.

Чем старше ребенок, как мне кажется, тем больше объяснений ему нужно. Желателен какой-нибудь тактильный контакт — обнять или прижать к себе.

Комментирует Анна Павлова, психолог-консультант.

Человек, которого бьют в детстве, усваивает такую модель поведения: чтобы выразить свое отношение, можно ударить — в том числе того, кого любишь.

Поэтому помимо того, что нужно «снять» испуг, который ребенок получил от вашего удара, и попросить прощения, необходимо договориться о том, как родитель в дальнейшем может выражать свой гнев.

Рекомендую следующие действия:

• Нужно объяснить, что произошло и какие чувства испытывал взрослый человек перед шлепком.

• Необходимо попросить ребенка поделиться своими переживаниями и страхами.

• Нужно попросить прощения и сказать, что мама/папа постарается вернуть доверие и уважение ребенка.

• Сказать «Я тебя люблю».

• Нужно договориться о том, как взрослый может реагировать на неприятное поведение ребенка.

Определить, какое наказание за озорство ребенок примет без стресса.

Здесь важен возраст ребенка. Если он может выразить словами свою боль и унижение от поступка родителя, то смело можно использовать предложенную схему. А малыша нужно просто обнять и сказать, что вы его любите.

• Завершить ситуацию нужно каким-то совместным позитивным действием: «Всё, больше не сердимся друг на друга? Пойдем вместе сделаем вкусный обед! / Погуляем, покормим птиц! / Сходим в магазин» и так далее.

Негативный опыт надо «закрыть» положительным поступком.

Комментирует Анастасия Приставкина, психолог, профессиональный коуч, гештальт-терапевт, член ассоциации практических психологов и коучей.

У каждого человека есть границы — ментальные и физические. К последним относится наша кожа — самый большой орган человека, он же ближайший к внешнему миру. При ударе происходит нарушение физических границ.

Часто дети своим поведением нарушают ментальные границы родителей. А те, в свою очередь, от бессилия и неумения выражать эмоции могут ударить сына или дочь.

И первое, что нужно сделать родителю, это осознать собственную нетерпеливость или неумение объясняться с ребенком словами.

Затем важно извиниться за удар. Если этого не сделать, малыш усвоит, что в ситуации бессилия он может применять физическую силу.

Объясните, что заставило вас так разозлиться и почему, какие действия малыша нарушили вашу границу и повлекли за собой гнев. Обязательно проверьте, как вас ребенок понял.

Попросите его пересказать ситуацию, чтобы убедиться, что он понял вас правильно.

И вместе придумайте правила поведения, чтобы таких ситуаций больше не повторялось.

Фото: Shutterstock

letidor.ru

я бью своего ребенка, он меня раздражает. Помогите как разорвать этот круг

Добра всем!

Добра всем!

У меня трое детей, но злит меня только старший- 7 лет. Он меня раздражает и я вспыхивают и могу ударить. Откуда такое не понимаю, меня не били в детстве, лишь пару раз брат ударил. Он меня раздражает во многом, еще с детства. С того момента как он начал ходить в 8 месяцев без рук, при этом бил мои руки чтоб не держала его за руку, бил если обнимал или целовала. Не любил ласку с детства. Меня это дико обижало- родить, а он с грудничкового уже во мне не нуждается. Потом начались проблемы с вечным бегаем на дорогу под машины. Не утащить, не уговорить не возможно было отойти от дороги. С детьми не находил общий язык из-за проблем с речью. До 4 лет ни слова не говорил. Сейчас в свои 7 лет говорит достаточно хорошо, словарный запас низкий, тяжело ему объяснить что-то, а в остальном проблем нет. Бесит меня многое: что не пожалеете если болею, упадет братик, не вспомнит поделиться с кем-то лишней конфетой. Не предложит помочь, а при этом 3-летка помогает, а старший ноет , что устал. Уроки заставляю с криком делать, Лего месяц каждый день просила складывать в ящик, но так и валяется по всему столу, кухне и полу и мы все спотыкаемся и раним ноги. В школе начал воровать: пристыдили, но снова украл. Друзей много, миролюбиво и все всем прощает. Его бьют друзья, а он сдачу не дает- тоже бесит его трусость. Много объясняю ему, часто по душам говорю, объясняю, что обижает, что не радует, что портит себе будущее. Что с братом обижай его испортит отношения, а он вечно его высмеивает, что тот маленький. Что не даст сдачи будут обижать. На секции отлавала- бокс, карате, но не пошло хоть и хвалят вроде. Ничем заниматься не любит, ничего ему не интересно. Лишь Лего , мультики и игры на телефоне. Постоянно хамит и огрызается- это меня мега бесит и злит. Вечно ноет, что обделен и то не купили что- то, то у кого-то лучше. То кричит что гулять не разрешаю когда прошу пойти домой после 4 часов гульки. Уроки усадить тяжело, делает тип ляп хоть пишет лучше всех в классе, да он так во всем- тяп-ляп. Говорит незачем стараться, мол ну и что ему с похвалы. Думала платить за хорошее, но тогда вообще душу продаст. Запуталась ((((( В общем все с криком , претензиями. Что будет дальше, я его боюсь ( Как наладить отношения, как сделать их нежнее ( беседы не дают результата или лишь на 10 минут). С другими детьми полное понимание, и помогают и прислушиваются не без шалостей конечно. Явно, что-то упустила, бьюсь, бьюсь, а добрых отношений не выходит. Как на войне каждый день с ним (((

05 мая 2015 в 02:33

Мнения, высказанные в этой теме, передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию администрации.

sovet.kidstaff.com.ua


Смотрите также

Объявление

Если у Вас есть ещё какие-либо интересные материалы (тексты, фото, видео, аудио), связанные с творческой жизнью Людмилы Тумановой, поделитесь ими со всеми нами, её многочисленными поклонниками.

Обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону: 8-922-56-101-83