Ludmila Tumanova

Заборчик артикуляционная гимнастика


Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Упражнение «ЛЯГУШКА»

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке.

Краткое описание упражнения: Широко улыбнуться, зубы сомкнуть. Удерживать губы в таком положении под счет от одного до десяти.

Упражнение «ЗАБОРЧИК»

Цель: вырабатывать умение обнажать зубы, развивать круговые мышц губ.

Краткое описание упражнения: Широко улыбнуться, верхнюю губу приподнять, а нижнюю опустить так, чтобы максимально обнажить зубы, зубы сомкнуть. Удерживать губы в таком положении под счет от одного до десяти.

Упражнение «ХОБОТОК»

Цель: развивать круговые мышц губ.

Краткое описание упражнения: Губы плотно сомкнуть и с напряжением вытянуть вперед до предела. Удерживать губы в таком положении под счет от одного до десяти.

Упражнение «БЕГЕМОТИК» («Окошко»)

Цель: научить удерживать рот широко открытым. Активизировать круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Научить опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам.

Краткое описание упражнения: Улыбнуться, широко открыть рот. Расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам. Удерживать позицию на счет до 5.

Следить, чтобы губы были растянуты, зубы должны быть видны, корень языка опущен, язык располагается в полости рта симметрично. Повторить 5-10 раз.

Упражнение «БЛИНЧИК» («Лопаточка»)

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном расслабленном положении

Краткое описание упражнения: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до десяти. Если язычок не становится широким и распластанным, предложите ребенку пошлепать язык губами, произнося звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ…

Упражнение «ИГОЛОЧКА»

Цель: Развивать умение выдвигать язык изо рта, напрягая мышцы, удерживать заданное положение.

Описание: Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 сек.

Упражнение «ЗМЕЙКА»

Цель: Развивать умение выдвигать язык изо рта, напрягая мышцы, а затем убирать язык, удерживая заданное положение. Улучшение координации и переключаемости речевого аппарата.

Описание: Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким (так, будто хотим поставить им точку). Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.

Упражнение «ГОРКА»

Цель: Развивать координацию языка.

Описание: Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 10-15 секунд.

Упражнение «Прятки»

Ц е л ь: Развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами, развивать подвижность и пластичность языка.

Описание: Открыть рот, улыбнуться. Зубы разомкнуть. Кончиком языка упереться в нижние резцы, боковые края прижать к верхним боковым зубам. Спинка широкого языка приподнимается и «выкатывается » вперед - «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка убирается обратно вглубь рта и опускается вниз - «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз.

Упражнение «ЁЖИК ФЫРКАЕТ»

Цель: Выработка сильной воздушной струи, идущей посередине языка.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу (упражнение «Блинчик»), слегка приподнять боковые края язычка (как в упражнении «Дудочка»). С силой выдыхая воздух, многократно произносить звук Ф-Ф-Ф.

Следить за тем, чтобы при подъёме боковых краёв языка равномерно поднимались обе половинки языка;

Упражнение «МАШИНА С СИРЕНОЙ»

Цель: отрабатывать положение языка близкое к нормальной артикуляции звука С. Вырабатывать воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: Улыбнуться, обнажив зубки. Длительно произносить звук И, изменяя громкость произнесения (тихо – громче – громко – тихо и т. д.)

Упражнение «ПАРУС»

Цель: вырабатывать умение находить правильное положение языка, удерживать язык за верхними зубами, растягивать подъязычную связку.

Описание: Широко раскрыть рот, кончик языка поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении около 5 - 10 секунд (под счет от одного до десяти). Выполняем упражнение 2-3 раза.

Упражнение «КАЧЕЛИ»

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, вырабатывать умение удерживать широкий распластанный язык за верхними и нижними зубами.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать язык в таком положении под счет от одного до пяти. Затем поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Упражнение «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Цель: Укреплять мышцы передней части языка, вырабатывать движение широкой передней части языка вверх.

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Обязательно следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). Язык должен быть широким, а боковые края его должны касаться углов рта.

Упражнение «СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»

Цель: вырабатывать умение удерживать артикуляционный уклад, необходимый для произнесения звука С. Укреплять мышцы передней части языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык «Блинчиком» на нижнюю губу. Удерживать неподвижный язык в таком положении под счет от одного до пяти. Затем язык (широкий и распластанный) убираем в рот за нижние зубы. Зубы сомкнуть, губки растянуть в улыбку. Повторить 5-10 раз.

Упражнение «МЕСИМ ТЕСТО»

Цель: Вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами. Самомассаж языка.

Описание: Губы в положении улыбки. Зубы слегка приоткрыты. Кончик языка проталкиваем между зубами, покусывая его. Язык становится широким и тонким. Выдвигаем его вперед до предела, затем убираем его обратно в рот, продолжая покусывание. Упражнение повторить 3—4 раза.

Упражнение «РАСКАТЫВАЕМ ТЕСТО»

Цель: Вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами. Самомассаж языка.

Описание: Губы в положении улыбки. Зубы плотно сжаты. Кончик языка проталкиваем между сжатыми зубами. Язык становится широким и тонким. Выдвигаем его вперед до предела. Упражнение повторить 3—4 раза.

Упражнение «ФУТБОЛ»

Цель: Вырабатывать плавную, длительную непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф-Ф-Ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить за тем, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубки. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не звук Х.

Упражнение «ИНДЮК»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, развивать подвижность его передней части.

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится звук, похожий на БЛ-БЛ-БЛ…(как индюк болбочет).

Следить за тем, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Упражнение «МАЛЯР»

Цель: Отрабатывать движения языка вверх, вырабатывать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком широкого языка твердое небо, делая движения языком вперед назад ( от горлышка к зубкам и обратно). Следить за тем, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны. Кончик языка должен доходить до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, а не высовываться изо рта. Повторить упражнение 10-15 раз.

Упражнение «ЛОШАДКА»

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к небу, а затем падал вниз. Цокать с переменным темпом (то медленно, то быстро).

Следить за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна – работает только язык.

Упражнение «ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, учить детей удерживать кончик языка за зубами.

Описание:

А) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубки с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, а потом делая движения снизу вверх.

Б) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, а потом делая движения снизу вверх.

В) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубки с внешней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Следить за тем, чтобы губы были неподвижны, находились в положении улыбки. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Упражнение «ПОСЧИТАЕМ ЗУБКИ»

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, учить детей удерживать кончик языка за зубами.

Описание:

А) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «посчитать» нижние зубки с внутренней стороны, дотрагиваясь и толкая каждый зуб.

Б) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «посчитать» верхние зубки с внутренней стороны, дотрагиваясь и толкая каждый зуб.

Следить за тем, чтобы губы были неподвижны, находились в положении улыбки.

Упражнение «ГРИБОК»

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к твердому небу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку).

Следить за тем, чтобы губы были в положении улыбки. Это упражнение повторять 5-10 раз.

Упражнение «ГАРМОШКА»

Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается уздечка). Губы находятся в положении улыбки.

Следить за тем, чтобы губы, при открывании рта, были неподвижны.

Также при открывании рта не должна провисать одна из сторон языка.

Выполнять это упражнение нужно медленно 5 -10 раз.

Упражнение «УТЮЖОК»

Цель: Активизировать кончик языка на бугорках (альвеолах).

Описание: Рот приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживать бугорки (альвеолы), находящиеся за верхними зубами: назад - вперед. Упражнение проводить 15 - 20 раз.

Упражнение «КАТАЕМ ШАРИК»

Цель: Активизировать кончик языка, Укреплять боковые мышцы языка.

Описание: Губы сомкнуты. Напряженный кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала в одном направлении (по часовой стрелке) - 5—6 кругов, затем в другом направлении (против часовой стрелки) - 5—6 кругов. Скорость движения языка можно менять.

Упражнение «СПРЯЧЕМ КОНФЕТКУ»

Цель: развивать мышцы языка, развивать умение владеть языком.

Описание: Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

Выполнять это упражнение 10 -15 раз.

Упражнение «ЧАСИКИ»

Цель: Развивать мышцы языка, развивать умение владеть языком.

Описание: Рот приоткрыть, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно тянуться то к правому, то к левому уголкам рта.

Следить за тем, чтобы работал только язык – нижняя челюсть и губы должны быть неподвижны. Повторить 10-15 раз.

Упражнение «НАРИСУЕМ КРУГ»

Цель: вырабатывать умение владеть языком, развивать подвижность языка, укреплять мышцы языка.

Описание: Рот открыть. Облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Облизывать губы сначала справа налево, затем направление поменять.

Сделать 5 «кругов» в одну сторону, затем 5 в другую.

Упражнение «ОХОТНИК ИДЕТ ПО БОЛОТУ»

Цель: Развивать умение опускать боковые края и выдыхать воздушную струю в щели между боковыми краями языка и коренными зубами.

Описание: Зажать широкий кончик языка передними зубами (слегка), выдыхать воздух через щеки, во время выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударять себя по щекам, в результате чего слышится хлюпающий звук. (Так хлюпает у охотника под ногами, когда он в больших резиновых сапогах идет по болоту.)

Это упражнение повторить 7-10 раз, т. е. сделать 7-10 выдохов с «хлюпанием».

Упражнение «ПАРОХОД ГУДИТ»

Цель: Вырабатывать подъем задней части спинки языка вверх, произнося определенные гласные звуки.

Описание: Зажать широкий передний край языка передними зубами и в таком положении длительно произносить звук Ы-Ы-Ы…

Упражнение «ПОЙМАЙ МЫШКУ»

Цель: Вырабатывать подъем задней части спинки языка вверх, произнося гласные звуки.

Описание: Длительно произносить звук А-А-А, затем зажать широкий передний край языка передними зубами (поймали мышку за хвостик), и, в таком положении, продолжить произнесение звука А-А-А …

Упражнение «Собачка-кусачка»

Цель: Вырабатывать подъем задней части спинки языка вверх, необходимый для произнесения звука Л.

Описание: Длительно произносить звук А-А-А, покусывая (зажимая и отпуская) широкий передний край языка передними зубами.

Упражнение «ДУДОЧКА»

Цель: укреплять боковые мышцы языка, учить детей удерживать язык в форме трубочки, развивать речевое дыхание.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу (как описано в упражнении «Блинчик»). Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку (не надувая щеки).

Повторить 5-10 раз, т. е. 5-10 раз из «Блинчика» сделать «Дудочку» и соответственно 5-10 раз подуть.

Если ребенку трудно поднять боковые края языка, то можно помочь ему положив по средней линии язычка спичку или черенок чайной ложки и слегка надавив. Губки при этом округлить (как при произнесении звука О).

Упражнение «ЧАШЕЧКА»

Цель: Укреплять боковые мышцы языка и мышцы передней части языка, вырабатывать умение удерживать язык в форме чашечки.

Описание: Широко открыть рот. Широкий, распластанный язык положить на нижнюю губу (как описано в упражнении «Блинчик»). Передним и боковыми краями широкого языка потянуться к верхним зубам, но не дотрагиваться до них. Язык приобретает форму углубления – «чашечки». Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10.

Следить за тем, чтобы язык не дрожал.

Упражнение: «ФОКУС»

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму «чашечки» и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык в форме «чашечки» на верхнюю губу. Язык слегка сильнее высунуть вперед и плавно подуть на небольшой кусочек ваты, лежащий на кончике носа. Воздух при этом должен идти посередине языка и вата полетит вверх.

Следить за тем, чтобы боковые края языка были прижаты к верхней губе (посередине образуется щель, по которой идет воздушная струя).

Упражнение «БАРАБАН»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Развивать подвижность языка, растягивать подъязычную уздечку.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д…

Следить за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а рот не закрывался. Звук Д должен носить характер четкого удара и не должен быть хлюпающим. Звук Д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

А) Звук Д произносить медленно и четко.

Б) Темп произнесения звука Д постепенно увеличивать.

В) Произнося звук Д в быстром темпе, производить колебательные движения (поглаживания) из стороны в сторону по нижней поверхности языка. Движения производить черенком чайной ложки, чистым(!) пальцем или соской, надетой на палец ребенка.

Упражнение «ПУЛЕМЕТ»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение делать кончик языка напряженным. Развивать подвижность кончика языка. Растягивать подъязычную связку.

Описание: Это упражнение выполняется аналогично упражнению «Барабан», с той лишь разницей, что вместо произнесения звука Д, надо произносить звук Т. Звук Т произносить отчетливо.

Упражнение «ЖУК ЖУЖЖИТ»

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в форме «чашечки» за верхними зубами. Укреплять мышцы языка. Вырабатывать воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: Рот открыть. Язык в форме «чашечки» поднять вверх. Боковые края языка прижать к боковым зубам. Передний край языка должен оставаться свободен.

А) В таком положении языка длительно произносить звук Ж-Ж-Ж…

Б) Произнося звук Ж-Ж-Ж, производить колебательные движения (поглаживания) из стороны в сторону по нижней поверхности языка чистым(!) пальцем, или соской, надетой на палец ребенка, или черенком чайной ложки.

Упражнение «КОМАРИК ЗВЕНИТ»

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка. Вырабатывать воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: Рот открыть. Язык в форме поднять вверх.

А) В таком положении языка длительно произносить звук З-З-З…

Б) Произнося звук З-З-З, производить колебательные движения (поглаживания) из стороны в сторону по нижней поверхности языка чистым(!) пальцем, или соской, надетой на палец ребенка, или черенком чайной ложки.

pandia.ru

Активная артикуляционная гимнастика: 20 артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой

Функциональная нагрузка выражается в утрированном, четком выполнении всех заданий, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции. Упражнение 1. «Забор».

Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.

Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5. Упражнение 2. «Окно». Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.

Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.

Упражнение 3. «Мост». Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы. Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5. Это упражнение очень значимо. Если ребенок выполнит правильно и удержит эту позу перед зеркалом длительно, то это сигнал к тому, что свистящие звуки будут поставлены очень быстро. Если не получается, то нужно погладить язык шпателем, похлопать по нему для расслабления мышц языка, пассивно шпателем удержать язык распластанным. В ряде случаев проводят логопедический массаж, направленный на ослабление гиперкинезов, активизацию или релаксацию мышечного тонуса органов артикуляции. Упражнение 4. «Парус». Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], [л]. Методические рекомендации: ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и   широким, определялась подъязычная связка. Удержать под счет до 5. Язык поднят кверху. Упражнение 5. «Трубочка». Цель: выработать активность и подвижность губ. Методические рекомендации: из положения «Забор» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мышца собирается в морщинки. Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась. Контролировать рукой. Удержать под счет до 5. Упражнение 6. Чередование: «Забор» — «Трубочка». Цель: добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую. Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 5—6 раз в разном темпе, определяемом логопедом. Начинать в медленном темпе. Рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность подбородка. Упражнение 7. «Лопата». Цель: выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготовки шипящих звуков. Методические рекомендации: последовательно выполнять упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5. Язык на губе. Упражнение 8. «Лопата копает» Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка». Методические рекомендации: выполнить последовательно следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Выполнить упражнение в медленном темпе 3—4 раза. Кончик языка загибается вверх. Упражнение 9. «Вкусное варенье». Цель: сформировать: верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз. Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2—3 раза в медленном темпе. Движения языка сверху вниз по верхней губе.   Упражнение 10-а. «Теплый ветер». Цель: вызывание шипящих звуков по подражанию. Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздушную струю. Если упражнение не получается, то проводят упражнения №18, №20. Подуть на язык. Кистью ощутить теплую струю воздуха. Упражнение 10-б. «Жук». Цель: вызывание звука [ж] по подражанию. Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Теплый ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Тактильно-вибрационный контроль осуществляется рукой, расположенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибрацию гортани. Исходным положением является упражнение № 10-а «Теплый ветер». Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок. Упражнение 11. «Цокает лошадка».

Цель: выработать тонкие дифференцированные движения кончиком языка для звука [р].

Методические рекомендации: из положения «Парус» при широко открытом рте цокать языком. Челюсть неподвижна. (Удерживается рукой. Выполнить 5—6 раз.)

Язык за верхними зубами. Рука держит подбородок, чтобы он не двигался во время щелканья.

Упражнение 12. «Молоток». Цель: подготовка артикуляции для звука [р] и вибрации кончика языка. Методические рекомендации: из положения «Парус» стучать языком и произносить звук [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта. Примечание: если исправляется горловой звук, то произносится звук [т]. Следить, чтобы не было назального оттенка, не напрягался голос и не поднималась нижняя челюсть. Постучать со звуком [д, т] 5—6 раз. Кончик языка стучит вверху по альвеолам со звуком [д] или [т]. Упражнение 13. «Дятел». Цель: формировать вибрацию кончика языка для звука [р].

Методические рекомендации: из положения «Парус» и «Молоток» произносить звук [д] в ускоренном темпе. Серии ударов языком по альвеолам напоминают стук дятла: «Д — ддд», «Д — ддд» (один удар и несколько ударов в быстром темпе). Выполняется 3— 5 таких серий.

Упражнение 14. «Пулемет». Цель: закрепить вибрацию кончика языка для звука [р]. Методические рекомендации: из положения «Парус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воздушную струю, как толчок воздуха: «Д — ддд» + толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка — «дрр». Выполнить интенсивно 5 раз. Если не получается по подражанию, то добавляют упражнение №20. Язык вверху стучит по альвеолам со звуками «Д — ддд».

После произнесения «Д — ддд» — сильно подуть на язык.

Упражнение 15-а. «Холодный ветер». Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка. Вызывание звука [с] по подражанию. Методические рекомендации: из положения «Мост» вернуться к упражнению «Забор» и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха. Выполнять 3—4 раза. Если по подражанию не получается, то применяют механическую помощь для вызывания звука [с]. Подуть на язык. Кисть под подбородком. Ощутить холодную струю воздуха. Упражнение 15-б. «Комар». Цель: вызывание звука [з] по подражанию. Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Холодный ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Тактильно-вибрационный контроль осуществляется рукой ребенка, расположенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибрацию гортани. Исходным положением является упражнение № 15-а «Холодный ветер». Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок. Упражнение 16-а. «Пароход». 1-й вариант: Цель: подготовка артикуляции для звука [л]. Методические рекомендации: из положения «Мост» выполнить упражнение «Лопата». Закусить кончик языка (зубы должны быть видны) и длительно произносить звук [ы] 2—3 секунды.

Кончик языка прикушен верхними и нижними резцами.

Упражнение 16-б. «Пароход». 2-й вариант: Методические рекомендации: из положения упражнения «Окно» произносить длительный звук [а] и неоднократно прижимать кончик языка к середине верхней губы (упражнение «Вкусное варенье»). Слышатся слоги: ла—ла—ла. Повторить 5 раз. Упражнение 17. «Пароход гудит». Цель: вызвать звук [л] смешанным способом.

Методические рекомендации: выполнять упражнение «Пароход». Попросить ребенка открыть рот и произнести звук [а]. Слышится слог «ла». Повторить 3—4 раза.

Упражнение 18. «Маляр». Цель: растянуть подъязычную связку для звуков [р], [л], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твердого нёба.

Методические рекомендации: из положения «Парус» продвигать язык по нёбу в передне-заднем направлении 3—4 раза. Челюсть должна оставаться неподвижной (контролируется рукой). Язык движется по нёбу вперед-назад.

Упражнение 19. «Качели». Цель: дифференцировать нижнее и верхнее положение языка, что необходимо для дифференциации свистящих и шипящих звуков.

Методические рекомендации: из положения «Парус» перейти к упражнению «Мост». Чередовать 5—6 раз в темпе, заданном логопедом.

Упражнение 20. «Фокус». Цель: сформировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р]. Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги (3x1 см) и сдуть ее. Выполнить 2—3 раза. Язык на верхней губе, дуть на кончик носа. Эти упражнения являются базовыми, из которых в дальнейшем будут складываться комплексы для коррекции конкретных звуков. Комплексы упражнений 1 комплекс упражнений для свистящих (дорсальная позиция) «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор» — «Холодный ветер» №1     №2   №3  №1   №15 2 комплекс упражнений для шипящих (какуминальная позиция) «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает»  №1     №2  №3  №7   №8 — «Вкусное варенье» — «Фокус» — «Теплый ветер» №9        №20  №10 3 комплекс упражнений для «р» (альвеолярная позиция) «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Цокает лошадка» — №1  №2   №3    №4   №11 — «Молоток» — «Дятел» — «Пулемет» №12    №13     №14   4 комплекс упражнений для «л» (альвеолярная позиция) «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Пароход» — №1     №2  №3  №7     №16 — «Пароход гудит» №17

Для формирования кинестетической основы артикуляционных движений проводят дифференцированные упражнения.

Материал взят из книги Архиповой Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М.: АСТ: Астрель, 2008.

      
      
     

www.logopedplus.ru

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также укрепление мышц языка, губ, мягкого неба. Проводить гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом (ребенок должен видеть свое и ваше лицо) и ежедневно. Только в этом случае занятия принесут желаемый результат.Упражнения делятся на статические, динамические и упражнения для губ. Каждое упражнение имеет свое название и, желательно, чтобы ребенок запомнил названия выполняемых упражнений. С одной стороны ему так интереснее, с другой – вам не надо каждый раз объяснять способ выполнения, а достаточно сказать: «Давай поиграем в лошадку» или «Давай сделаем горку». Все упражнения можно сопровождать стихами – так будет еще интересней.

Статические упражнения:

Лопаточка

Цель: Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном состоянии.Описание: Рот открыт, губы в улыбке, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.Рекомендации:

1) Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на зубы.

2) Язык не высовывается далеко, он должен лишь накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться уголков рта.

«Язык лопаткой положи и спокойно подержи. Язык надо расслаблять и под счет его держать: раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать».

Чашечка.

Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.Описание: Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты к верхней губе, но не касаются ее. В таком положении удерживать под счет от 3 до 10.

Рекомендации:

1) Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

«Язык широкий положи, его края приподними – получилась чашечка, почти круглая она. В рот ее ты занеси и края к зубам прижми».

Иголочка.

Цель: напряжение и расслабление мышц языка.Описание: Рот приоткрыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Рекомендации: Обратить внимание ребенка на напряжение языка и неприятные ощущения при этом. Затем язык возвращается на место и расслабляется.

«Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю. Острый кончик потяну, до пяти считать начну: раз, два, три, четыре, пять! Иголку я могу держать…»

Горка

Цель: активизация мышц языка.Описание: кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта. Проделать от одного до 10-15 раз.

«Вот так горка! Что за чудо! Язык выгнулся упруго: кончик в зубы упирается, бока кверху устремляются».

Динамические упражнения:

Часики.

Цель: активизация мышц языка.Описание: Открыть рот, высунуть язык изо рта в форме «иголочки», не прикасаясь к зубам. Медленно касаться узким кончиком языка то правого, то левого уголка губ(как маятник у часов). Темп выполнения наращивается постепенно.

«Влево – вправо, влево – вправо, мой язык скользит лукаво: словно маятник часов, покачаться он готов».

Лошадка.

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).Рекомендации:

1) Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2) Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.

3) Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

«Я лошадка Серый Бок! Я копытцем цок да цок. Я копытцем постучу, цок-цок-цок-цок. Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок-цок.

Качели.

Цель: учиться удерживать широкий язык за верхними, а потом за нижними зубами.Описание: Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык положить за нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны.Рекомендации: Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

«На качелях я качаюсь: вверх-вниз, вверх-вниз, я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

Почистим зубы.

Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.Рекомендации:

1) Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

2) Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

3) Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

«Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри… Не болели, не темнели, не желтели чтоб они».

Грибок.

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку.Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

Рекомендации:

1) Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

2) Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.

3) При повторении упражнения надо открыть рот шире.

«Звукознайкин в лес пошел, и большой грибок нашел.

Вот и нет волнушки на лесной опушке».

Гармошка.

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается «уздечка»). Губы в улыбке. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и шире и все дольше удерживать его в верхнем положении.Рекомендации:

1) Следить, чтобы губы были неподвижны.

2) Открывать и закрывать рот, удерживая его все дольше в верхнем положении под счет от 3 до 10.

3) Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

«К небу язычок прижми, челюсть ниже опусти. Рот прикрой, потом открой, гармонист ты неплохой».

Вкусное варенье.

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука «ш».Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Рекомендации:

1) Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх (можно придерживать ее пальцами.

2) Язык должен быть широким, боковые края его касаются уголков рта.

3) Если язык суживается, вернитесь к упражнению «Наказать непослушный язык».

«Ох и вкусное варенье! Жаль осталось на губе - язычок я подниму и остатки оближу».

Упражнения для губ:

Улыбочка

Цель: Укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы (чтобы показать ребенку как правильно это сделать, произнесите про себя звук «и»). Удерживать под счет от 1 до 5-10.Рекомендации:

1)  Следите, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась и не натягивалась на верхние зубы.

2)  Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить тек: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

«Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем… А сейчас раздвинем губы - посчитаем наши зубы».

Трубочка

Цель: вырабатывать движение губ вперед.Описание: Зубы сомкнуты «заборчиком». Вытянуть вперед сомкнутые «трубочкой» губы. Какое-то время удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. (Чтобы при показе у вас лучше получалось, надо беззвучно произнести звук «у»).Рекомендации:

1) Следить, чтобы при вытягивании губ вперед, не открывался рот, зубы должны быть сомкнуты.

2) Если ребенок не умеет вытягивать губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфеты, находящейся на расстоянии 2 сантиметров и взять ее губами.

«Подражаю я слону: губы хоботом тяну… Даже если я устану, их тянуть не перестану. Буду долго так держать, свои губы укреплять».

Рупор.

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении.Описание: Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть выдвинуты вперед, как при звуке «о». Верхние и нижние резцы видны.Рекомендации: Если ребенок затрудняется выполнить упражнение, расскажите ему о том, «как губки поссорились и отвернулись друг от друга: одна смотрит на нос, а другая на бороду».

«Сложи ладошки рупором, их к губкам поднеси, и четко, громко говори:

«О» (повествовательно).

«О» (восклицательно)!«О» (огорченно)…«О» ( вопросительно)?

«О» (удивленно)?!

Бублик

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении.Описание: Рот приоткрыт. Губы округлены, как при звуке «а».

«Бублик мы изобразили – плавно губы округлили, их теперь нельзя смыкать: бублик надо удержать».

Следует знать, что предложенные упражнения являются общими и способствуют развитию движений органов речи. Для постановки же каждого конкретного звука необходим специально подобранный комплекс упражнений, формирующий артикуляционный уклад этого звука.

Подпишитесь на рассылку:

Поиск

Вики

Архив

Здоровье

Русский язык

Спорт

Литература

pandia.ru

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это целый комплекс упражнений, направленных на то, чтобы помочь ребенку улучшить работу артикуляционных органов, увеличить силу и объем движений, выработать точность положения языка, губ в произношении определенного звука.

Упражнения на звуки С, Ц, З

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет включает в себя комплекс на произношение свистящих звуков С, Ц, З.

  • «Заборчик». Улыбнуться и показать ряды сжатых зубов. Верхний ряд должен расположиться точно над нижним. Положение удерживается до 7 секунд. Повтор 5 раз.
  • «Слоник». Зубы сжать, а губы в это время вытянуть вперед трубочкой. Держать до 7 секунд. Повтор 4-5 раз.
  • Упражнения «Заборчик» и «Слоник» чередуются. При этом нижняя челюсть неподвижна. Повтор 5 раз.
  • «Чистим зубки». Улыбаясь, широко открыть рот. Язычок за зубами двигается влево, вправо (сначала скользит по верхнему ряду, потом по нижнему). Нижняя челюсть неподвижна. Повтор 5 раз.
  • «Больной пальчик». Слегка зажать губами высунутый кончик язычка, выдыхать воздух так, чтобы он проходил посередине – дуть на палец. Вдох глубокий, плавный выдох. Повтор 4-5 раз.
  • «Горка». Показать зубки, широко улыбнуться. Кончик языка должен опираться на нижние зубы. При этом спинка языка приподнимается вверх. Удерживать положение до пяти. Повтор 5 раз.
  • «Ледяная горка». Повторить «Горку» и надавить указательным пальчиком, сдерживая сопротивление язычка. Удержаться до пяти. Повтор 4-5 раз.

Упражнения на звуки Ж, Ш, Щ, Ч

На эти звуки артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет подразумевает повторение упражнений «Заборчик» и «Слоник» и дополнительно включает следующие:

  • «Непослушный язычок». Плоский кончик языка шлепать губами, произнося одновременно «пя-пя-пя-пя…». Повтор при этом 5 раз.
  • «Блин на тарелке». Кончик языка расположить на нижней губе. Произнесим «пя» один раз, не двигать язычком, рот немного приоткрыт. В таком положении находиться 5-10 секунд. Повтор 5 раз.
  • «Вкусное варенье». Облизывать верхнюю губу. Нижний ряд зубов при этом должен быть виден, для этого оттянуть вниз нижнюю губу. Повтор 5 раз.
  • «Индюк». Глубокий вдох, рот приоткрыт, нужно кончиком языка в быстром темпе двигать взад-вперед по верхней губе, при этом произнося «бл-бл-бл…». Звук тянется до 7 секунд.
  • «Дуем на челку». Кончик языка поднять вверх над губой, дуть вверх. Щеки надуваются, воздух проходит через середину язычка. Повтор 5 раз.
  • «Чашечка». Улыбнуться широко, показать зубы, язык высунуть, сложить таким образом, чтобы он напоминал чашку. Удерживать до 10 секунд. Повтор 5 раз.

Упражнения на звуки Л, Р

Повторить упражнения «Заборчик» и «Слоник». Затем чередовать эти два упражнения.

Повторить упражнение «Чистим зубки».

упражнение «Вкусное варенье».

  • «Маляр». Рот широко открыть. Язычок – это кисточка. Красим потолок (небо) – двигаем язычком вперед, назад, влево, вправо. Кисточка не должна отрываться от потолка. Язычок не выскакивает за зубки. Повтор 6 раз.
  • «Лошадка». Рот чуть приоткрыть, показать зубы, улыбнуться. Начинаем цокать языком попеременно быстро - медленно. Делаем для отдыха короткие паузы. Язык присасывается к небу, затем шлепается вниз. При этом нижняя челюсть не двигается.
  • «Грибок». Рот приоткрыть, показать зубки. Цокнуть языком, а затем присосать его к небу, удерживать до 10 секунд. Уздечка – ножка гриба, язык – шляпка. Повтор 3 раза.
  • «Гармошка». Повторяем «Грибок», при этом удерживая язык, открываем широко рот, после чего сжимаем зубы. Чередуем. Повтор до 8 раз.

Упражнения для губ и щек

Дыхательная и артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста очень важна для развития и становления артикуляционного аппарата. В игровой форме выполняйте с детьми следующие упражнения для губ и щек:

  • Массаж щек. Растирайте и похлопывайте щечки. Аккуратно покусывайте их изнутри. Упражнение выполняется во время купания или умывания.
  • «Сытый хомячок». Губы сомкнуть, а зубы разжать. Набрать воздуха, щеки надуты. Сначала обе, потом поочередно. Удерживать по 5 секунд.
  • «Голодный хомячок». Все наоборот. Щечки втягивать внутрь, можно помогать руками.
  • «Лопнул шарик». Глубоко вдохнуть, губы сомкнуты. Щеки раздуть и хлопнуть по ним руками, чтобы выпустить воздух.

«Птенчик». Рот широко раскрыть, набрать воздуха, как бы зевая. Следите, чтобы язык был расслаблен. Полный выдох. Повтор 3 раза. «Слоник». Вдохнуть, вытянуть губы и на выдохе произносить «у-у-у-у…». Держать до 5 секунд. Повтор 3 раза.

Упражнения для нижней челюсти

Артикуляционная гимнастика для детей 3 лет включает в себя упражнения для подвижности нижней челюсти:

  • «Птенец». Открывать, закрывать широко открытый рот. При этом губы улыбаются, а «птенчик»-язычок сидит за нижними зубами. Выполнять упражнение ритмично под счет.
  • «Акулы». Приоткрыть рот. На счет «один» - челюсть вправо, «два» - на место, «три» - челюсть влево, «четыре» - на место», «пять» - челюсть вперед, «шесть» - на место. Движение выполнять очень плавно и медленно.
  • Имитируем жевание с открытым, потом с закрытым ртом.
  • «Обезьянка». Открыть рот, челюсть тянется вниз, одновременно язык максимально вытягивается вниз.
  • «Силач». Открыть рот. Представить, что на бороде висит груз. Закрываем рот, представляя сопротивление. Расслабиться. Повторить. Можно создавать препятствие руками.

Упражнения для языка

Артикуляционная гимнастика для языка для детей представлена следующими упражнениями:

  • «Лопатка». Малыш видит картинку с лопатой. Приоткрывает рот в улыбке. Широкий язык держится на нижней губе. Держать язычок 30 секунд, нижнюю губу не поджимать.
  • «Чистим зубки». Рот слегка открыт, улыбаемся. Кончиком язычка проводим изнутри по зубкам, отдельно дотрагиваемся до каждого. Сначала в одну сторону. Отдохнули. Теперь в другую.
  • «Часики». Малыш видит изображение часов с маятником. Рот широко открыт. Языком поочередно касаться одного уголка рта, затем другого. Нижняя челюсть - неподвижна.
  • «Лошадка». Щелкать язычком, как лошадка копытцами. Начинать упражнение медленно, ускоряя темп (лошадка поскакала быстрее). Работать должен только язык, челюсть не движется. Можно придерживать подбородок руками. Повторить 6 раз.
  • «Поймать мышку». Открыть рот, улыбнуться. Язык лопаткой положить на нижней губе. Произнося «а-а-а-а.», аккуратно прикусить кончик язычка. Мышка попалась. Повтор 5 раз.
  • «Орешки». Рот закрыт. С напряжением касаемся язычком внутренней стороны щек. То справа, то слева. При этом удерживать положение по 5 секунд. Пальчиками снаружи контролировать движения, придерживать язык. Повтор 6 раз.

Артикуляционная гимнастика для детей (сказки)

Все дети любят играть. На игре построено множество методик по обучению. Не исключение и артикуляционная гимнастика. Многими преподавателями используется артикуляционная гимнастика для детей в стихах и сказках. Малыши с удовольствием включаются в игру. «Сказка о Язычке». Жил в своем домике Язычок. Кто знает, что это за домик? Отгадайте.

В этом домике красные двери,

А рядом с ними - белые звери,

Эти зверушки очень любят плюшки.

Кто догадался? Этот домик – наш ротик.

В домике двери то закрываются, то открываются. Вот так (вместе открываем, закрываем рот).

Озорной Язычок на месте не сидит, часто выбегает из своего домика (язычок высунуть).

Вышел Язычок погреться, позагорать на солнышке (язык «лопатой» на нижней губе).

Подул ветерок, Язычок ежится (свернуть трубочкой), зашел в домик, закрыл дверь (спрятать язык, губы закрыты).

На дворе стало пасмурно, забарабанил дождь. (Бьем по зубам языком, произнося при этом «д-д-д-д.»).

Дома Язычку не скучно. Он напоил молоком котенка. (Открыть рот, водим языком по верхней губе). Котенок облизнулся и сладко зевнул. (Провести языком по губам и широко раскрыть рот).

Язычок взглянул на часики «тик-так». (Рот открыт, язык кончиком дотрагивается поочередно до уголков рта). Котик свернулся в клубок и уснул. «Пора спать», - решил Язычок. (Спрятать язык за зубами и сомкнуть губы).

multiurok.ru

Активная артикуляционная гимнастика 20 артикуляционных упражнений с функциональ¬ной нагрузкой

Активная артикуляционная гимнастика

20 артикуляционных упражнений с функциональ­ной нагрузкой

Функциональная нагрузка выражается в утриро­ванном, четком выполнении всех заданий, с макси­мальной амплитудой движений органов артикуляции.

Упражнение 1. «Забор».

Цель: подготовить артику­ляцию для свистящих звуков, активизировать губы.

Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребен­ка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние

и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ре­бенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.

Рис. 1. «Забор»

Упражнение 2. «Окно».

Цель: уметь удерживать от­крытым рот с одновременным показом верхних и нижних зу­бов.

Методические рекомендации: из положения «Забор» медлен­но открывать рот. Зубы долж­ны быть видны. Удержать под счет до 5.

Рис. 2. «Окно»

Упражнение 3. «Мост».

Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.

Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.

Это упражнение очень зна­чимо. Если ребенок выполнит правильно и удержит эту позу перед зеркалом длительно, то это сигнал к тому, что свистя­щие звуки будут поставлены очень быстро. Если не получа­ется, то нужно погладить язык шпателем, похлопать по нему

для расслабления мышц языка, пассивно шпателем удержать язык распластанным. В ряде случаев прово­дят логопедический массаж, направленный на ослаб­ление гиперкинезов, активизацию или релаксацию мышечного тонуса органов артикуляции.

Рис. 3. «Мост»

Упражнение 4. «Парус».

Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], [л].

Методические рекомендации: ребенок последовательно вы­полняет следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним

резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким, опре­делялась подъязычная связка. Удержать под счет до 5. Язык поднят кверху.

Рис. 4. «Парус»

Упражнение 5. «Трубочка».

Цель: выработать активность и подвижность губ.

Методические рекомендации: из положения «Забор» вытя­нуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мыш­ца собирается в морщинки.

Рис. 5. «Трубочка»

Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась. Контролировать рукой. Удержать под счет до 5.

Упражнение 6. Чередование: «Забор» — «Трубочка».

Цель: добиться ритмичного, точного переключе­ния с одной артикуляции на другую.

Методические рекомендации: из положения «За­бор» выполнить движение «Трубочка». Такие пере­ключения выполнить 5—6 раз в разном темпе, опре­деляемом логопедом. Начинать в медленном темпе. Рука под подбородком, чтобы контролировать непо­движность подбородка.

Рис. 6. «Забор» — «Трубочка»

Упражнение 7. «Лопата».

Цель: выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготов­ки шипящих звуков.

Методические рекомендации: последовательно выполнять уп­ражнения «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5. Язык на губе.

Рис. 7. «Лопата»

Упражнение 8. «Лопата копает».

Цель: подготовить артику­ляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Ча­шечка».

Методические рекомендации: выполнить последовательно следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Выполнить упражнение в медленном темпе 3—4 раза.

Кончик языка загибается вверх.

Рис. 8. «Лопата копает»

Упражнение 9. «Вкусное варенье».

Цель: сформировать: верхний подъем языка в форме «Чашеч­ки», удерживание языка на верх­ней губе и выполнение облизы­вающего движения сверху вниз.

Методические рекомендации: из положения «Лопата копает»

широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2—3 раза в мед­ленном темпе.

Движения языка сверху вниз по верхней губе.

Рис. 9. «Вкусное варенье»

Упражнение 10-а. «Теплый ветер».

Цель: вызывание шипящих звуков по подражанию.

Методические рекомендации: из положения «Вкусное ва­ренье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с аль­веолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть гу­бы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздуш­ную струю. Если упражнение не получается, то проводят упражнения №18, №20. Подуть на язык.

Кистью ощутить теплую струю воздуха.

Рис. 10-а. «Теплый ветер»

Упражнение 10-б. «Жук».

Цель: вызывание звука [ж] по подражанию.

Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Теплый ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Так­тильно-вибрационный контроль осуществляется рукой, распо­ложенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибрацию гор­тани. Исходным положением является упражнение № 10-а «Теплый ветер».

Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок.

Рис. 10-б. «Жук»

Упражнение 11. «Цокает ло­шадка».

Цель: выработать тонкие дифференцированные движения кончиком языка для звука [р].

Методические рекомендации: из положения «Парус» при ши­роко открытом рте цокать язы­ком. Челюсть неподвижна. (Удерживается рукой. Выпол­нить 5-6 раз.)

Язык за верхними зубами. Рука держит подборо­док, чтобы он не двигался во время щелканья.

Рис. 11. «Лошадь цокает»

Упражнение 12. «Молоток».

Цель: подготовка артикуля­ции для звука [р] и вибрации кончика языка.

Методические рекомендации: из положения «Парус» стучать языком и произносить звук [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта. Примечание: если исправляется горловой звук, то произносится звук [т]. Следить, чтобы не было назального оттенка, не напря­гался голос и не поднималась нижняя челюсть. Пос­тучать со звуком [д, т] 5—6 раз.

Кончик языка стучит вверху по альвеолам со зву­ком [д] или [т].

Рис. 12. «Молоток»

Упражнение 13. «Дятел».

Цель: формировать вибрацию кончика языка для звука [р].

Методические рекомендации: из положения «Па­рус» и «Молоток» произносить звук [д] в ускоренном темпе. Серии ударов языком по альвеолам напоми­нают стук дятла: «Д — ддд», «Д — ддд» (один удар и несколько ударов в быстром темпе). Выполняется 3— 5 таких серий.

Рис. 13. «Дятел»

Упражнение 14. «Пулемет».

Цель: закрепить вибрацию кончика языка для зву­ка [р].

Методические рекомендации: из положения «Па­рус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воз­душную струю, как толчок воздуха: «Д — ддд» + тол­чок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка — «дрр». Выполнить интенсивно 5 раз. Если не получается по подражанию, то добавляют упраж­нение №20.

Язык вверху стучит по альвеолам со звуками «Д — ДДД».

После произнесения «Д — ддд» — сильно подуть на язык.

Рис. 14. «Пулемет»

Упражнение 15-а. «Холодный ветер».

Цель: закрепить нижнее по­ложение языка для свистящих звуков и выработать направ­ленную воздушную струю по средней линии языка. Вызыва­ние звука [с] по подражанию.

Методические рекомендации: из положения «Мост» вернуть­ся к упражнению «Забор» и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха. Выполнять 3—4 раза. Если по подражанию не получается, то применяют механическую помощь для вызывания звука [с]. Подуть на язык.

Кисть под подбородком. Ощутить холодную струю воздуха.

Рис. 15-а. «Холодный ветер»

Упражнение 15-б. «Комар».

Цель: вызывание звука [з] по подражанию.

Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Холодный ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Так­тильно-вибрационный контроль осуществляется рукой ребенка, расположенной на гортани. Ре­бенок должен ощутить вибра­цию гортани. Исходным поло­жением является упражнение № 15-а «Холодный ветер».

Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок.

Рис. 15-6 «Комар»

Упражнение 16-а. «Пароход». 1-й вариант:

Цель: подготовка артикуляции для звука [л].

Методические рекомендации: из положения «Мост» выполнить упражнение «Лопата». Закусить кончик языка (зубы должны быть видны) и длительно про­износить звук [ы] 2—3 секунды.

Кончик языка прикушен верхними и нижними резцами.

Рис. 16-а. «Пароход»

Упражнение 16-б. «Пароход». 2-й вариант: Методические рекомендации: из положения упраж­нения «Окно» произносить длительный звук [а] и не­однократно прижимать кончик языка к середине верхней губы (упражнение «Вкусное варенье»). Слы­шатся слоги: ла—ла—ла. Повторить 5 раз.

Рис. 16-б. «Пароход»

Упражнение 17. «Пароход гудит».

Цель: вызвать звук [л] смешанным способом.

Методические рекомендации: выполнять упражнение «Пароход». Попросить ребенка открыть рот и произнести звук [а]. Слышится слог «ла». Повторить 3—4 раза.

«Пароход» звук — Ы

«Пароход гудит» звук — А

Рис. 17

Упражнение 18. «Маляр».

Цель: растянуть подъязычную связку для звуков [р], [л], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твер­дого нёба.

Методические рекомендации: из положения «Парус» продвигать

язык по нёбу в передне-заднем направлении 3-4 раза. Челюсть должна оставаться неподвижной (контроли­руется рукой). Язык движется по нёбу вперед-назад.

Рис. 18. «Маляр»

Упражнение 19. «Качели».

Цель: дифференцировать ниж­нее и верхнее положение языка, что необходимо для дифферен­циации свистящих и шипящих звуков.

Методические рекомендации: из положения «Парус» перейти к упражнению «Мост». Чередо­вать 5—6 раз в темпе, заданном логопедом.

Рис. 19. «Качели

Упражнение 20. «Фокус».

Цель: сформировать сильную правильно направленную воздуш­ную струю для шипящих звуков и звука [р].

Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая по-

лоска бумаги (3 х 1 см) и сдуть ее. Выполнить 2—3 раза. Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.

Эти упражнения являются базовыми, из которых в дальнейшем будут складываться комплексы для коррекции конкретных звуков.

Рис. 20. «Фокус

infourok.ru


Смотрите также

Объявление

Если у Вас есть ещё какие-либо интересные материалы (тексты, фото, видео, аудио), связанные с творческой жизнью Людмилы Тумановой, поделитесь ими со всеми нами, её многочисленными поклонниками.

Обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону: 8-922-56-101-83