Ludmila Tumanova

Задержка речи у ребенка 4 лет лечение


Коррекция задержки развития у четырёхлетних малышей

Последнее обновление статьи: 17.05.2019

С самого рождения в процессе своего развития ребёнок постоянно издаёт какие-либо звуки. Обычно к 2 годам большинство детей используют простые фразы, а к 4 годам – свободно разговаривают. Каждый ребёнок развивается по-разному, но если отклонение от норм слишком большое, то тут уже идёт разговор о задержках в развитии.

Когда следует обращаться к врачу?

Когда ребёнок 4 лет медленными темпами осваивает свой родной язык, то это может быть показателем задержки развития речи. По статистике у мальчиков эта проблема встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.

К 4 годам ребёнок должен произносить полноценные предложения, даже если некоторые звуки у него звучат неправильно. Малыши 4 лет, у которых отстаёт развитие речи, разговаривают, но хуже своих сверстников. Обычно у них небольшой словарный запас, они разговаривают короткими фразами, редко используют прилагательные и почти не задают вопросы. Чаще всего их речь ограничена “ма”, “па”, “дай”. В тяжелых случаях слов совсем нет, только отдельные звуки.

Если у ребёнка наблюдается задержка речевого развития, это может отрицательно сказаться на формировании психики. У него возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Всё это ведёт к неправильному эмоциональному развитию.

Показаться врачу следует, если ребёнок в 4 года:

  • произносит непонятные слова;
  • плохо понимает, что говорят взрослые;
  • разговаривает очень быстро или чересчур медленно;
  • не может самостоятельно составлять фразы, поэтому употребляет услышанные из мультфильмов или телепередач;
  • не может самостоятельно составить предложение из нескольких слов.
Немедленной консультации педиатра требуют случаи, когда у малыша наблюдаются проблемы с жеванием и проглатыванием пищи, а также повышенное выделение слюны.

Чтобы поставить точный диагноз, необходимо показать малыша трём узким специалистам – логопеду, неврологу и психологу. Невролог может направить на проведение процедуры сканирования мозга.  Порой отставание в речевом развитии связано с возникновением проблем со слухом, что вызывают такие заболевания, как отит, аденоидит, тугоухость. Поэтому рекомендуется обследовать ребёнка ещё и у отоларинголога. Но в первую очередь необходимо отвести малыша педиатру, чтобы он проанализировал возникшую проблему и выдал направления ко всем нужным специалистам.

Особенности проявления задержки речевого развития у детей 4 лет

Чтобы понять, как проявляются проблемы с речью у ребёнка 4 лет, следует знать основные этапы и нормы развития речи у маленьких детей:

1 этап. Рождение. Первая речевая реакция малыша на этот мир – это крик новорожденного, по громкости и звучанию которого педиатр может сделать выводы о состоянии его здоровья.

2 этап. От рождения до года жизни. В этот период речевой аппарат детей подготавливается к говорению. Он делится на такие периоды:

  • 1,5- 2 месяца – “гуление”;
  • с 5-6 месяцев – лепет;
  • с 8-9 месяцев – лепет первых слов;
  • с 9-12 месяцев – появление первых слов.

Обычно девочки начинают произносить слова раньше, чем мальчики. В год у детей около 10 активных слов (мама, папа, дядя и другие) и около 200 пассивных (значения которых он знает, но произнести их не может).

3.  этап. “Лексический взрыв”. Начинается после достижения 1,5 лет. В этот период слова из пассивного словаря переходят в активный. У некоторых детей этот период начинается чуть позже – с 2 лет.

4. Этап. 2-2,5 года. В этот период у детей начинает получаться строить предложения, состоящие из 3-4 слов.

5.  этап. 3-4 года. В это время происходит формирование связной речи. Ребёнок начинает активно применять наречия, прилагательные и местоимения, словарный запас составляет около 500 слов.

6. Этап. С 4 лет. Запас слов – 1000-1500. Ребёнок уже умеет отвечать на вопросы, менять интонацию, составлять предложения как минимум из 4 слов.

В норме отклонения от этих показателей развития могут составлять 2-3 месяца у девочек и 4-5 месяцев – у мальчиков.

Причины задержки развития речи у детей 4 лет

Если ребёнку 4 лет поставлен диагноз задержки речевого развития, то к его лечению необходимо приступать моментально. Однако перед этим необходимо выявить причины его появления.

Факторами, которые провоцируют задержку речевого развития ребёнка могут быть:

  • Болезни мамы в процессе вынашивания плода, полученные травмы, отравления и проникновение инфекции.
  • Гипоксия плода, то есть его кислородное голодание в утробе.
  • Тяжёлые роды, которые случились преждевременно ил произошли слишком стремительно, рождение с обвитием пуповины вокруг шеи.
  • Травмы в процессе родов (особенно верхних отделов позвоночника)
  • Перенесение тяжёлых заболеваний или травм в раннем детстве.
  • Наследственные заболевания, которые способны привести к нарушению структуры мозга.
  • Плохой психологический климат в семье, проблемы в воспитании (чрезмерная опека или наоборот равнодушное отношение, жестокое обращение).
  • Тяжёлые психологические травмы.
  • Употребление матерью алкоголя при беременности.

Проблемы с развитием речи могут вызвать такие заболевания:

  1. Врождённые аномалии центральной нервной системы.
  2. острая или хроническая ишемия головного мозга, возникающая из-за кислородного голодания.
  3. Эпилепсия.
  4. Гидроцефалия (водянка мозга).
  5. ДЦП.
  6. Высокое внутричерепное давление.
  7. Опухоль головного мозга.

Если у малыша имеются какие-либо показания, которые могут поспособствовать возникновению проблем с речевым развитием, стоит начинать усиленно с ним заниматься с самого раннего возраста, чтобы можно было избежать этих проблем.

Порой дети не хотят начинать разговаривать, когда не видят в этом смысла. Зачем напрягаться и учится произносить правильно слова, когда родители и так предугадывают все желания, не развивая его личную активность, или с лёгкостью понимают что ему необходимо по жестам и невнятным звукам?

С некоторыми малышами родственники просто очень редко разговаривают и они не развиваются в этом плане. С маленькими детьми необходимо всё время разговаривать, комментировать каждое своё действие, объяснять события, которые происходят вокруг.

Когда малыш находится в слишком информативной среде, где он постоянно получает большие объёмы информации, которые ему сложно усвоить в силу своего возраста, он перестаёт её воспринимать, прислушиваться к окружающим звукам и пытаться воспроизводить их, и в результате отстаёт в развитии.

Одна из физических причин появления проблем с разговорной речью – слабо развитые органов артикуляции (неба, губ и языка).

Способы лечения задержки речевого развития в 4 года

Лечение любых проблем с речью – очень сложный процесс, но он способен привести к результату, если подойти к этому вопросу вовремя и основательно. Если не заняться этой проблемой своевременно, то ребёнка в 7 лет придётся отправить в спецшколу.

Иногда врачи назначают лечение медикаментами. Лекарства выписываются только после проведения комплексного обследования и принимаются строго по предписанным дозам и под постоянным наблюдением детского невропатолога. Эти медикаменты активируют деятельность речевых зон. Ни в коем случае нельзя самостоятельно давать ребёнку препараты. Обычно в качестве медикаментов выписывают Пантогам,  Ноотропил, Энцефабол, Нейромультивин, Кортексин, Когитум, Лекцитин.

Если у малыша нет противопоказаний, то для восстановления функционирования конкретных зон головного мозга назначают физиотерапию, а именно:

  • магнитотерапию;
  • массаж;
  • электрорефлексотерапию.

Медикаментозное лечение и физиотерапия в обязательном порядке должны сопровождаться работой опытного специалиста, который для каждого маленького пациента разрабатывает индивидуальный план занятий и проводит их в игровой форме.

Роль родителей в лечении проблем развития речи

Если ребёнок отстаёт в развитии, его родителям в первую очередь необходимо обратить внимание на атмосферу, которая царит дома. Возможно в семье часто происходят ссоры, слышатся крики и ругань. Малыш всё это воспринимает. Возможно родители тормозят развитие ребёнка тем, что часто им недовольны, давят на него, постоянно одёргивают, не верят в его способности. В этом случае стоит пересмотреть своё отношение к малышу и другим членам семьи, постараться всем вместе помочь ему.

Родители должны уделять много внимания малышу с речевыми проблемами, часто общаться и заниматься с ним, верить в то, что у него всё получится.

На развитие речи положительно влияют следующие занятия:

  1. Пальчиковые игры, которые развивают мелкую моторику рук. Включают в себя сбор пазлов, конструкторов (Лего, например), кубиков, лепку из пластилина (или теста), рисование карандашом или пальчиковыми красками.
  2. Подвижные игры. Физическое развитие ребёнка неразрывно связано с умственным. С малышом можно играть в мяч, бегать с ним наперегонки (разумеется, поддаваясь). Нелишним будет проведение ежедневной зарядки, уроков танцев и т.п.
  3. Музыкальные игры. Они оказывают позитивное влияние на развитие внимания. Ребёнок сосредотачивается и старается держать ритм. Вместе с малышом угадываются виды музыкальных инструментов по издаваемым ими звукам, животных по их голосам и т.д.
  4. Игры на развитие зрительного внимания и памяти. В процессе используются карточки с изображениями животных или различных предметов, геометрическими фигурами.
  5. Массаж. Общеукрепляющий массаж ребёнку могут делать мама или папа. Профессиональный массаж рекомендуется доверить детскому массажисту.

Задержка развития речи – очень опасная вещь, которая может привести к другим неприятным последствиям. Чтобы этого избежать, нужно уделять ребёнку максиму внимания с самого рождения, даже если на тот момент у него нет никаких предпосылок к возникновению проблем в будущем. Если регулярно заниматься с малышом с учётом его индивидуальных особенностей, то он будет развиваться в соответствии со среднестатистическими нормами. Если же ребёнку в 4 года поставлен диагноз задержки речевого развития, ни в коем случае нельзя откладывать лечение и пускать всё на самотёк, дабы не испортить малышу всю жизнь.

rebenokrazvit.ru

Задержка речевого развития у детей 3 и 4 лет: причины, признаки и методы лечения

Вызвать врача

Задержка речевого развития у детей (ЗРР) – сложное заболевание, при котором развитие речи значительно отстает от принятых возрастных норм. Несмотря на то, что каждый малыш индивидуален, к 3-4 годам он должен внятно и связно говорить. ЗРР отмечается в том случае, когда интеллектуальное развитие ребенка соответствует его возрасту, а речь значительно отстает. Это заболевание эффективно лечат у детей до 7 лет. Как же вовремя его распознать?

Нормы развития детской речи

У каждого ребенка свой темперамент, своя наследственность. На его развитие влияет множество факторов. Приведенные нормы являются относительными: если развитие речи малыша отклоняется на несколько месяцев, переживать не следует. Также нужно учитывать, что мальчики обычно начинают говорить на 5 месяцев позже девочек. На приведенные данные нужно ориентироваться, чтобы выяснить, соответствует ли речь крохи его возрасту.

Малыш должен уметь:

  • к году произносить не менее 10 слов, понятных ему самому и близким людям (при этом ребенок должен знать название простых предметов и известных ему действий);
  • к 2 годам говорить короткими предложениями (из 2-3 слов), его словарный запас увеличивается до 100 слов;
  • в 2,5 года правильно (или почти правильно) произносить около 300 слов, знать и называть свое имя, использовать прилагательные, задавать несложные вопросы;
  • к 3 годам составлять небольшой рассказ из нескольких предложений, правильно употреблять все части речи (слова ребенка должны быть понятны посторонним людям), его словарный запас увеличивается до 1000 слов;
  • на 4 году жизни строить предложения более чем из 4 слов, правильно произносить почти все звуки, менять интонацию, отвечать на вопросы.

К специалисту следует обращаться, если к 3-4 годам ребенок непонятно даже для родителей произносит слова, не понимает взрослой речи, говорит слишком быстро или медленно, часто употребляет фразы из мультфильмов, не способен составить предложение из 3 слов. Если наряду с этими признаками присутствует повышенное слюноотделение, трудности с жеванием и глотанием, необходимо немедленно посетить врача. Вовремя начатое лечение ЗРР дает малышу все шансы ничем не отличаться от своих сверстников к началу школьной учебы.

Полезно:  Выбираем развивающие коврики для малышей

Причины проблемы

Все причины задержки речевого развития ребенка специалисты делят на 2 группы. К физиологическим факторам относятся те, которые связаны со здоровьем малыша. Лечение ЗРР, вызванной такими проблемами, всегда проходит сложнее и требует помощи разных специалистов. К социальным относятся те причины, которые зависят от окружения малыша, особенностей его воспитания.

Физиологические причины ЗРР:

  • нарушение слуха;
  • проблемы со зрением;
  • слабое развитие органов артикуляции: языка, губ, мягкого неба;
  • поражение головного мозга;
  • травмы или серьезные заболевания в период новорожденности;
  • заболевания, вызванные внутриутробными травмами;
  • проблемы во время беременности матери, употребление ею алкоголя;
  • преждевременные или трудные роды;
  • некоторые врожденные заболевания: синдром Дауна, ДЦП, гиперактивность, аутизм;
  • наследственность.

Социальные факторы:

  • недостаточное внимание, уделяемое ребенку, когда ему не с кем разговаривать;
  • невнятная речь родителей и окружающих людей;
  • чрезмерная опека родителей, ведущая к лишению мотивации говорить;
  • частые эмоциональные стрессы;
  • постоянная работа телевизора, наличие посторонних звуков, окружающих ребенка;
  • общение в семье на нескольких языках.

Почему нужно обращаться к врачу?

Если не начать необходимое лечение задержки речевого развития самое позднее в 7 лет, ребенок будет заметно отставать от сверстников в школьном возрасте. Такому малышу придется посещать только специализированную школу. Родителям будет необходимо всегда наблюдать за состоянием ребенка. Повышение умственной или физической нагрузки, заболевания (даже легкие), прививки могут привести к ухудшению его самочувствия и вызвать нарушение сна, головную боль, носовое кровотечение, истерику, снижение памяти, агрессию.

Лечение нарушений в речевом развитии проводит не только логопед. Этот специалист занимается лишь постановкой звуков у детей 4-5 лет. Что же делать, если ребенок более младшего возраста разговаривает с явными нарушениями речи? Откладывать диагностику и лечение нельзя ни в коем случае.

После выяснения причин задержки речевого развития устранением проблемы может заняться специалист. С 3-летними детьми работают дефектологи, психологи, невропатологи, психиатры, корректологи. При наличии у ребенка врожденного неврологического заболевания невропатолог может начать его лечение уже в годовалом возрасте. Детей 4-5 лет внятно и грамотно говорить учат логопеды.

Полезно:  Какая обувь нужна для малыша до года?

Методы лечения

Родители всегда интересуются – со скольких лет малыша нужно лечить? По мнению врачей, лечение следует начинать, как только появились первые подозрения на патологию. С детьми 3-4 лет уже могут работать все специалисты, занимающиеся развитием речи. Существует несколько методов лечения ЗРР.

Медикаментозный способ заключается в принятии ребенком определенных лекарств. Все препараты назначаются детским невропатологом после тщательного обследования. Такие лекарства активизируют деятельность речевых зон и «подпитывают» нейроны головного мозга. Ни в коем случае нельзя самостоятельно давать ребенку те или иные препараты, их должен назначать только врач.

Физиотерапия включает в себя магнитотерапию и электрорефлексотерапию. Эти процедуры позволяют восстанавливать функционирование определенных зон головного мозга, которые отвечают за словарный запас, умственные способности, дикцию. Их можно применять с 2 лет. Противопоказаниями являются эпилепсия, судорожный синдром, психические расстройства.

Лекарственная терапия и физиотерапия обязательно должны сопровождаться работой педагога-корректолога, иначе они окажутся малоэффективными. Специалисты работают с детьми от 3 лет и помогают исправлять дефекты развития, предупреждают возможное возникновение речевого торможения, учат справляться с трудностями в процессе лечения. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план лечебных занятий в форме игры.

Как помочь врачам?

Лечение будет более успешным, если специалистам будут помогать родители. Ребенок проводит с ними большую часть времени, поэтому регулярные занятия с мамой и папой дадут огромный положительный эффект. Чтобы определить, какую работу родителям необходимо ежедневно проводить с ребенком, следует проконсультироваться со специалистом.

Хорошие результаты приносят следующие упражнения.

  1. Пальчиковые игры. Развитие ручной моторики улучшает и функционирование артикуляционного аппарата. С 2-3 лет ребенку полезно собирать пазлы, конструктор, играть с кубиками, мозаикой, шнуровкой, вкладышами, лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на леску.
  2. Подвижные игры. Для развития речи полезны игры, направленные на умение ориентироваться в пространстве, ловко двигаться, изменять скорость и направление движения. Хорошо, если все действия ребенка будут сопровождаться словами.
  3. Музыкальные игры. Они отлично развивают внимание, учат сосредотачиваться, улавливать изменение тембра, ритма. Можно угадывать голоса животных, различные музыкальные инструменты, с детьми постарше – названия мелодий.
  4. Развитие зрительного внимания. Для улучшения речи незаменимы игры с разноцветными предметами, геометрическими фигурами, специальными карточками.
  5. Массаж. Он необходим в том случае, если ЗРР вызвана отклонениями в психофизическом развитии ребенка. Профессиональный массаж лучше доверить специалисту, а общеукрепляющие движения под силу делать и родителям.
Полезно:  Развиваем память и внимание ребенка

Полезные рекомендации родителям

Любое занятие требует системного подхода, поэтому ему нужно уделять внимание ежедневно. В процессе лечения обязателен контроль специалиста. Малыша 3 лет необходимо показывать дефектологу 1 раз в неделю. Ребенку 4 лет потребуется дважды в неделю встречаться со специалистами. Чтобы усилить эффект лечения, при общении с ребенком соблюдайте несложные правила:

  • не говорите при малыше о его проблеме, не стесняйтесь его речи;
  • вызывайте у крохи желание подражать взрослому в речи, эмоциях;
  • озвучивайте все действия, которые вы или ребенок совершаете, не бойтесь повторений одних и тех же слов;
  • используйте простые предложения (из 3-4 слов), когда общаетесь с крохой;
  • читайте малышу доступные для его понимания сказки, стихотворения;
  • ограничьте или вовсе исключите просмотр телевизора;
  • пойте с малышом песни ежедневно хотя бы по 5 минут;
  • развивайте дыхательную систему малыша: учите его играть на дудочке, губной гармошке, выдувать мыльные пузыри;
  • не принуждайте кроху к занятиям, делайте это в форме игры;
  • массируйте детские ручки и пальчики специальным массажером, для этого можно использовать еловые или сосновые шишки;
  • если ребенок устал, отложите занятия на более благоприятное для него время;
  • всегда поощряйте улучшение речевого развития малыша.

Самые «продвинутые» методы лечения могут быть малоэффективными, если ребенок развивается в неблагоприятной среде. Для стимуляции его речевого развития необходимы дополнительные методы, например дельфинотерапия, иппотерапия. Эффект лечения может усилить даже общение ребенка с домашним животным. Главное – помнить: чем раньше будет начата коррекция речи, тем быстрее и проще будет достигнут результат.

Adblockdetector

agushkin.ru

Ребенок не говорит в 3-4 года: что делать

Задержку речи определить может родитель с самого раннего возраста, особенно если она обусловлена внутренними факторами (родовой травмой, тугоухостью, аутизмом, ДЦП и т.д.).

В 3 года ребенок имеет большой словарный багаж из примитивных слов, составляет предложения и отвечает на вопросы.

Если малыш:

  • Реагирует на ваши просьбы;
  • хорошо слышит;
  • узнает близких.

Значит, общаться он не хочет из-за лени. Зачем напрягаться, если вы понимаете его без слов и беспрекословно выполняете любой каприз?

Если вы замечаете, что:

  1. Малыш разговаривает заученными фразами из мультиков.
  2. Не знает, как называется большинство окружающих вещей.
  3. Лепечет на неизвестном языке.
  4. Не может связывать буквы в слово.
  5. Не задает вопросов.

Это признаки отставания в развитии речи.

Детей с ЗРР могут иметь и отставание психологического развития. У них всегда открытый рот и выделяется много слюны. Они гиперактивны, невнимательны, не могут долго усидеть на месте и не интересуются играми со сверстниками.

Почитать в тему:

evrikak.ru

Что делать, если ребенок не говорит в 4-5 лет — лечим задержку речевого развития у малыша

Глубже воспринимать окружающий мир ребенку помогает речь. Формирующаяся речь улучшает личностное развитие, мышление, восприятие действительности. Ребенок, не умеющий говорить в 4 года, не сможет делать выводы, объединять похожие явления, обобщать, различать, рассуждать.

Мой сын практически не говорит. Какое-то время я не понимала этого, думала, что он еще маленький и вот-вот начнет. На плановом осмотре нам поставили диагноз ЗРР.

Как формируется речь у ребенка, или когда дети начинают говорить?

Подготовительный этап (первый год)

С самого рождения у ребенка начинается формирование речи. 1 этапом овладения ею, можно считать первые звуки (гуление), крик и даже плач. Здоровый малыш издает громкий, чистый с коротким вздохом и протяжным выдохом крик. Он имеет разные интонации. С криком и плачем задействованы все отделы периферического речевого аппарата (дыхательный, артикуляционный, голосовой).

Гулить начинает с двух месяцев. Такие голосовые проявления у малыша и есть начальный показатель развития речи.

К третьему месяцу гуление переходит в лепет. Лепет представляет собой сочетание звуков. Складывать буквы в слоги ребенок начинает в возрасте полугода.

К 7 – 9 месяцам появляются более разнообразные звуковые сочетания, которые он повторяет за взрослым. Темп, тон и интонацию в дальнейшем он легко перенимает.

Для формирования и появления к концу первого года жизни первых слов важно, чтобы в 10 – 11 месяцев малыша сопровождала правильная речь родителей и окружающих.

Период начального овладения языком (от двух до трех лет)

Немаловажным периодом для развития речи ребенка является возраст от 2 до 3 лет. Понимание и словарный запас у него возрастает.

Происходит заметный скачок в развитии речи (50 – 1 200 слов). Но она не совсем совершенна. Чтобы легко было выражать свои мысли, и прибавился словарный запас, постарайтесь проговаривать все действия, которые вы совершаете вместе с ним.

Важно формировать правильное произношение.

Дошкольный (от 3 – 7 лет)

Словарный запас у детей 4 – 6 лет достигает от 3 000 – 4 000 слов. Речь становится обогащенной. Однако иногда дети придают аналогичным словам назначение предметов. Например, лопатка – копатка, вертолет — вентолет и др. Появляется опыт общения, формирование чувства языка, а также развивается способность к созданию собственных уникальных слов (словотворчество).

К четырем годам он должен различать все звуки. К этому времени он обычно чисто говорит и правильно произносит звуки. Контекстная речь формируется постепенно. Дети к концу дошкольного возраста самостоятельно пересказывают сказки, рассказы, состоящие из 40 — 50 предложений. Описывают какие-либо события, свои впечатления и переживания.

Как определить задержку речевого развития у ребенка в раннем возрасте – изучаем признаки и симптомы ЗРР

Если до четырех лет ребенок не разговаривает самостоятельно, либо формирование речи не соответствует возрасту, то ставится диагноз – задержка речевого развития.

Признаки ЗРР:

С рождения до трех месяцев:

  • На звучание игрушки, голос не реагирует.
  • Не поворачивается в сторону источника звука.
  • Неестественно протекает доречевой период (редко агукает и гулит, мало звучность, однотипность произносимых звуков).

От 4 до 7 месяцев:

  • На звуки все еще не реагирует (нет лепета и гуления).
  • К издающим звуки игрушкам не проявляет интерес.
  • Практически не откликается на жестикулирование взрослых.

От 8 месяцев до 1 года:

  • Не произносит повторяющихся открытых слогов (ба-ба, ла-ла) и не пытается говорить наипростейшие слова из 2-3 букв.
  • На звук нет реакции.
  • На просьбы показать, где у деда ушки, нос, глазки и т. д., нет соответственного ответа.
  • Не проявляет реакции на свое имя, на вопрос: «Где папа?» в ответ не смотрит в его сторону.
  • Не радуется во время совместных игр, не играет в пальчиковые игры.

От 1 до 2 лет:

  • Неактивно повторяет и не произносит простых слов, не понимает их.
  • Ограниченный словарный запас.
  • На вопросы, например: «Как тебя зовут? Что тебе дать?» не поступает даже однозначного ответа.
  • Аморфное лепетание с использованием только односложных слов (ням, ля, па, биби).
  • На предложение указать некоторые детали у известных персонажей, не может этого сделать. Например: «покажи, где у медведя лапы?»

От 2 до 3 лет:

  • Не может строить словосочетания из 2 и больше слов, словарный запас ограничен 20 и меньше словами.
  • Может говорить только фразами из мультфильмов, часто повторяет слова взрослых.
  • Даже с родными неохотно идет на речевой контакт.
  • Не может указать: вверх, вниз, вперед, назад.
  • По-прежнему используются аморфные слова, а звукоподражания не воспроизводятся.
  • Просьбу: «Возьми мяч и брось маме» не может выполнить (берет другой предмет или бросает другому человеку).

Перечисленные признаки говорят о ЗРР, которую необходимо корректировать до пятилетнего возраста.

Почему ребенок не разговаривает в 4-5 лет – разбираемся в причинах задержки речевого развития

Я спросила у логопеда: «Моему сыну уже 4, а он использует для общения всего лишь несколько простейших слов, в то время как его однолетки рассказывают стихи и пересказывают короткие сказки. Почему же он не говорит?»

Специалист смог полноценно ответить на этот вопрос и выделить основные причины задержки:

  • А когда заговорили вы и ваш муж? Поинтересуйтесь у своих родителей об этом. Если один из родителей поздно начал разговаривать, то это может передаться по наследству, и у ребенка будет наблюдаться задержка. Но если ему уже 3 года и больше, а он не может складывать слова в простые предложения, то лучше обратиться к врачу.
  • После тяжелой болезни или недоношенности организм ослабевает, формирование нервной системы замедляется, речь отстает в развитии.
  • Для постоянного пополнения словарного запаса нужно понимать речь тех, кто его окружает. Ослабленный слух затрудняет этот процесс. Нарушение слуха может привести к заторможенному интеллектуальному развитию, следовательно, и речи.
  • Проблемное протекание родов (гипоксия, родовая травма) также может привести к ЗРР.
  • Чрезмерное игнорирование ребенка приводит к тому, что он перестает говорить. Родители не помогают ему развивать речевую активность, очень редко разговаривают с ним. Однако при излишнем внимании к своему малышу, родители могут столкнуться с той же проблемой. У него нет надобности в разговорах, когда он может просто указать жестом на желаемую вещь.
  • Постоянные стрессы, неблагоприятные условия жизни, резкая смена места проживания, частые ссоры родителей могут нарушить психику, из-за этого он перестанет говорить.

Ребенок не говорит в 4-5 лет, что делать – лечение ЗРР у детей

Если своевременно выявить задержку и подойти к лечению комплексно с привлечением квалифицированных логопедов, проведением лечебных курсов массажа и участием родителей, возможен успешный результат.

Медикаментозное лечение

ЗРР связана с комплексом причин, иногда она основана на дисфункции мозга (нарушения мозгового кровообращения), поэтому проводят сопутствующее лечение. Специалисты назначают ноотропные препараты, выписывают средства для «питания» нейронов мозга – «актовегин», «кортексин», «нейромультивит», «лецитин».

«Когитум» подхлестывает деятельность речевых зон. Данные лекарства должны рекомендовать квалифицированные специалисты.

Физиопроцедуры

Магнитотерапия, электрорефлексотерапия стимулируют центр головного мозга, который отвечает за речевую активность, дикцию, словарный запас, интеллект. Есть противопоказания применения электрорефлексотерапии, нужна консультация специалиста.

Массаж и упражнения

Специальный логопедический массаж обязателен для развития навыков речи, способствует выработки правильного звукопроизношения.

Некоторые мамы по окончанию курса массажа выполняют упражнения сами. К примеру, простой массаж щек круговыми движениями при помощи махровых варежек быстро поддается взрослым. Главное не повредить нежную детскую кожу.

Легко пощипывайте щеки и делайте упражнение «поцелуй». Для этого мама пальцами совмещает губы малыша, издавая звук поцелуя «м-м-м», ребенок должен повторить за мамой. Если малышу нравится, то можно активно использовать похлопывания пальцами: по губам, подбородку и щекам.

Упражнение, сопровождающее пение гласных звуков с длительными плавными движениями рук:

Плавное движение обеими руками:

  • «у» — вперед.
  • «о» — в стороны и вверх.
  • «и» — в стороны.
  • «э» — в стороны и вниз.
  • «а» — широко разведены руки вперед и стороны.
  • «ы» — приседаем, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях.

Массаж и упражнения способствуют нормализации мышечного тонуса лица и активизируют артикуляционный аппарат.

Логоритмика

Логоритмика – зарифмованные упражнения, сопровождающиеся музыкой с движениями. Логоритмические уроки нравятся детям, они веселые и интересные, проводятся в игровой форме. В процессе игры дети взаимосвязаны с родителями, происходит процесс обучения и развития. Применяя такой метод, стимулируется активность мышления, развивается и формируется связная речь.

Виды упражнений:

В начале занятий можно провести упражнение связанной с ходьбой и маршировкой, чтобы формировалась координация рук и ног.

  • Стихи с двигательной активностью

Каждая строчка стиха содержит определенные движения. Малыш поддерживает быстрый темп и переключается с одного действия на другое. Это веселое занятие, они изображают животных, или подражают им.

Упражнения на артикуляцию также могут проводиться в форме игры. Увлеченный ребенок даже не замечает, что идет обучение. Во время артикуляционных упражнений или игр вызывается у него определенный звук. Движение артикуляционного аппарата (гортани голосовых складок, языка, мягкого и твердого неба, губы) не должны быть напряженными, но быть активными, точными, ритмичными. Такие упражнения сопровождаются специальными текстами в стихотворной форме. Которые будут корректировать звукопроизношение. Развивать мышцы губ и языка.

Пальчиковые игры, сопровождаемые чтением народных стихов, формируют тонкие движения пальцев рук. Простые и самые известные из них знакомы многим родителям. К примеру, потешки про сороку-белобоку или ладушки, которые дети с удовольствием проделывают. Двигательная активность кистей рук и пальцев влияет на развитие речи. Также вырабатывается умение слушать, улавливается ритм и повышается активность речи. Выявлена такая закономерность: если движение рук развито и соответствует возрасту, то развитие речи в пределах нормы.

Работа с дефектологом

Выполняются упражнения в форме игры. Они развивают мыслительную деятельность, мелкую моторику, внимательность, память. Дефектолог также корректирует тенденции развития болезни. Множество методик, которые применяют квалифицированные дефектологи, не должны остаться без внимания родителей. Выбирайте их с помощью специалиста и регулярно занимайтесь по индивидуальному плану.

Альтернатива

Любой альтернативный метод лечения подбирается индивидуально для каждого.

Возможны такие виды лечения как иппотерапия (реабилитация с помощью лечебной верховой езды на лошади), дельфинотерапия.

Долгие и упорные занятия со многими специалистами пошли нам на пользу. С каждым годом речь у моего малыша становится лучше, и я радуюсь его успехам.

Оцените автора - (7 оценок, среднее: 4,43 из 5) Загрузка...

www.odnadama.ru

ЗРР у детей: симптомы и лечение. Как помочь заговорить ребенку

Задержка речевого развития (ЗРР) — особенность, которая встречается у 10% дошкольников, причем у мальчиков в 4 раза чаще. Каковы особенности ЗРР у детей, симптомы, лечение?

Задержка развития речи обычно ставится, когда речь есть, но не соответствует возрасту. Эта проблема находится на границе медицины и педагогики. Для подтверждения диагноза необходимо пройти специальную комиссию, которая включает в себя прием нескольких врачей: невролога, психиатра, лора, логопеда и педиатра.

Возрастные особенности развития речи и их отставание

Выявить отклонения и задержку речевого развития можно самостоятельно у детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет. Для этого рассмотрим, как формируется речь с рождения.

Различают периоды развития коммуникации:

  1. 0-1 год. Этот период еще называют подготовительным. В 3-6 месяцев появляются первые звуки: гуление, лепет, подражание взрослому. К первому году родители замечают слова.
  2. 1 год. Малыш уверенно говорит 10 простых слов. Мама, папа, баба и др. Начинается развитие пассивного словарного запаса.
  3. 1,5-2 года. Слова из пассивного запаса переходят в активное применение. К 2 годам произносит простые предложения, состоящие из двух слов.
  4. 2,5 года. Предложения становятся более информативными из 3-4 слов.
  5. 3-4 года. Дошкольник повторяет сложные фразы, отвечает на вопросы, рассуждает. У детей 3 лет словарный запас уже 1000 слов, а в 4 года — до 1500.
  6. 5-6 лет. В этом возрасте дети активно общаются друг с другом, могут обосновать свои действия, пересказывают и составляют рассказ по картинке. В 6 лет словарный запас насчитывает порядка 3000 слов.

Важно! Возрастные границы речевого развития — величина среднестатистическая. Для девочек считается нормой отставание речи на 2-3 месяца от принятых сроков. Для мальчиков 5-6 месяцев.

Как проявляется задержка речевого развития

Отставания в развитии речи начинает проявляться еще в младенчестве. Опасение должны вызывать следующие симптомы.

В два года:

  • нет новых слов. Для общения использует несколько слов, а по возрасту их должно быть уже 50;
  • не повторяет и не запоминает новые слова;
  • не знает названия окружающих его предметов, частей тела;
  • не может составлять предложения даже из двух слов.

В три года:

  • не говорит предложения из трех слов;
  • говорит неразборчиво;
  • говорит очень быстро или наоборот медленно;
  • нет смысловых ответов на вопросы;
  • не может составить рассказ по картинке.

Если у вашего ребенка имеются некоторые из перечисленных пунктов, то это повод обратиться к специалистам. Только они могут поставить диагноз ЗРР, дать его расшифровку и объяснить что это такое. Задержка речи в логопедии — это не приговор, а начало серьезной работы. Рассмотрим причины, препятствующие развитию речи.

Важно! Ранняя диагностика и грамотно подобранное лечение врачом-неврологом и своевременная помощь логопеда помогут решить проблему.

Причины, вызывающие задержку речевого развития

Задержка развития речи — сигнал, который посылает нервная система, когда ее функции нарушены. Поэтому важно принимать лекарственные препараты, которые назначает невролог.

Причины отставания речи могут быть как врожденными, связанными с анатомическими особенностями. Так и приобретенными, влияние на которые оказывает окружение малыша.

Распространенными причинами появления ЗРР являются медицинские и социальные факторы. Давайте подробнее рассмотрим, что заключается в каждом из них.

Медицинские причины

В эту группу можно отнести следующие источники:

  • Генетические. Доказано, что на речь ребенка влияет то, как развивались его родители. Если один из них поздно заговорил, то на генном уровне это могло передаться и малышу.
  • Пренатальные (внутриутробные) поражения ЦНС (центральной нервной системы).
  • Повышенный или пониженный тонус мышц губ и языка. И, как следствие, неправильная артикуляция речи.
  • Родовые травмы.
  • Гипоксия во время родов.
  • Срок родов. У недоношенных и переношенных детей риск развития ЗРР выше.
  • Осложнения и болезни уха, глухота.
  • Инфекционные заболевания в младенчестве.
  • Различные травмы.
Читайте также:  Задержка психоречевого развития детей с элементами аутизма

Социальные причины

К группе социальных факторов, приводящих к задержке речевого развития у детей, относятся:

  • Нехватка общения. Слишком занятые или отстраненные родители, которые мало разговаривают с малышом.
  • Ребенок часто болеет и не общается со сверстниками.
  • Родители разговаривают на двух языках одновременно.
  • В семье конфликты. Родители часто ругаются, устраивают разборки. Дети растут в постоянном эмоциональном стрессе.
  • Чрезмерная гиперопека. Все действия ребенка предупреждаются заранее, нет возможности свободно развиваться.
  • Вседозволенность. Специалисты (невролог, психиатр и окулист) запрещают детям до года, а лучше и до двух, показывать мультфильмы. Двухлетним малышам не рекомендуют включать видео продолжительностью, более 20 минут. Нервная система ребенка не готова воспринимать много информации. Она начинает перевозбуждаться, вызывая у детей страх и неконтролируемые истерики.

Важно выявить и устранить причины, отрицательно влияющие на развитие детской психики. Потому что отставание речи задерживает общее развитие психики ребенка.

Как помочь ребенку с ЗРР

Что делать? Это самый первый вопрос, который возникает у родителей детей с задержкой развития речи. Начинаем с поиска причины, которая препятствует развитию речи. Здесь также идет подразделение на те же группы, относящиеся к медицине и соцуму.

Медицинская помощь

Работа с причинами, повлиявшими на задержку развития речи, начинается с обращения к специалисту. Грамотный невролог сможет вовремя заметить симптомы ЗРР и назначить лечение. Поэтому не пренебрегайте осмотром у врача в 3, 6, 9 и 12 месяцев.

Бывает так, что на ваш взгляд на приеме не происходит ничего необычного. Но специалист может заметить незначительные отклонения даже в 6-9 месяцев и вовремя назначить лечение.

Ноотропные препараты бывают двух видов действия: стимулирующие и успокаивающие, назначает их только врач. Никогда не покупайте детям лекарства, которые помогли вашим знакомым.

Различные терапии, логопедический и общий массаж помогут ребенку заговорить в одно время со сверстниками. Это поможет ему не отставать от них.

Социальная помощь

Для лечения ЗРР у детей в домашних условиях очень важно решить вопрос влияния окружения. Нужно начать больше времени уделять детям, общению с ними. Родителям нужно адекватно оценить внутреннюю обстановку в семье.

Ребенок нуждается в счастливой гармоничной семье. И только от вас зависит каким он вырастет.

Также хорошим подспорьем будет найти логопеда, специализирующегося на вашей проблеме. А также, возможно, и записаться на консультацию к семейному психотерапевту.

Запишитесь в группы по логоритмике, индивидуальные развивающие занятия, которые помогут “разговорить” малыша.

Важно! Вовремя проведенная диагностика и начало лечения при ЗРР, позволяют улучшить и развить речевые способности у детей.

Плодотворное сотрудничество родителя с неврологом и логопедом разовьют коммуникативные навыки ребенка. Чтобы запустить речь, нужно создать условия, в которых ребенку придется что-то требовать, просить и высказываться.

Не предугадывайте его желания, проговаривайте вместе с ним все действия. Выполняйте рекомендации специалистов. Больше хвалите малыша и успех вам будет гарантирован.

ЗРР у детей: симптомы и лечение. Как помочь заговорить ребенку Ссылка на основную публикацию

kakgovorit.ru

Задержка речевого развития у детей 2-4 лет: что делать, лечение

Развиваясь, ребенок начинает издавать разные звуки. По мере роста они становятся похожими на слоги и со временем переходят в слова. Длительность в речевом развитии детей различна. Кто-то начинает «агукать» уже в шесть месяцев, а кто-то до 2 лет не издает, кроме плача, ни звука. Если у ребенка наблюдается отставание от речевых норм – это повод начать беспокоиться, так как есть вероятность возникновения такого заболевания, как задержка речевого развития. Сущность этого заболевания и признаки его проявления должны знать все мамы и папы. Чем раньше оно будет выявлено, тем эффективнее пройдет лечение.

Отставание в развитии речи определяется у детей к трем годам. Оно характеризуется отсутствием речевых звуков к одному году, фрагментной речи к двум годам и связной речи к трем годам. Задержка выявляется в среднем у 3 — 10% детей. Это заболевание может негативно повлиять на развитие психики, памяти, воображения, мышления, внимания и формирование межличностных отношений малыша. Поэтому родители, у чьих чад оно выявлено, должны обратиться за консультацией к педиатру.

Причины возникновения заболевания

Данное заболевание обычно само по себе не появляется. Задержке способствуют, с одной стороны, причины биологического характера:

  • осложненная беременность;
  • патологии плода;
  • внутриутробные инфекции;
  • травмы при родах;
  • недоношенность либо переношенность;
  • высокое внутричерепное давление у новорожденного;
  • наследственность;
  • физические увечья;
  • задержка развития головного мозга;
  • патологии слухового аппарата;
  • плохое развитие мышц лица;
  • медленное развитие нервной системы.

С другой стороны, с задержкой речи могут быть связаны длительные психические расстройства, вызванные отсутствием возможности удовлетворения необходимых потребностей – сна, пищи, общения с матерью и отцом. Негативное воздействие оказывает и гиперопека: среда, в которой речевое общение ребенка не востребовано, так как родители предупреждают все его желания, не развивая в нем личную активность. Очень вредно малышу находиться в слишком информированной среде, в которой он постоянно сталкивается с большим объемом информации, не соответствующей его возрасту. В результате малыш перестает прислушиваться к звукам и осмысливать их значение, пытается произносить фразы и выполнять артикуляционные упражнения, которые не имеют отношения к развитию речи.

Характерные симптомы

Помочь ребенку смогут также и специальные игры.

Наличие задержки в речевом развитии могут определить и родители, так как именно они постоянно находятся с детьми и следят за тем, какие звуки они произносят. Для этого необходимо ознакомиться с основными возрастными нормами:

  • 2 — 4 месяца. Ребенок начинает издавать отдельные звуки, гласные звуки с задержкой («у-у-у», «о-о-о», «а-а-а», «э-э-э») и потом гулить (плавный переход одного звука в другой, например, «а-а-э-э-о-о», «а-а-у-у-э-э»). При этом ребенок реагирует на обращение взрослых – улыбается, плачет, агукает;
  • 5 — 8 месяцев. В этот период у ребенка наблюдается звучное гуление, к гласным звукам начинают добавляться согласные и появляться определенные слоги. Ребенок совершенствует произвольный лепет, совмещает гласные и согласные, а также ведет со взрослыми своеобразный диалог, при этом прислушиваясь время от времени к их произношению. Не исключено, что в этот период ребенок может целенаправленно произносить слоги, например, попросить что-либо;
  • 9 — 12 месяцев. Ближе к году ребенок пытается делать сочетания звуков, например, «ма-ма-ма», «ня-ня-ня», «па-па-па»;
  • 1 — 1,5 года. На данном этапе наблюдается реакция на собственное имя и имена близких, а также слова, обозначающие окружающие предметы;
  • 1,5 — 2 года. Ребенок уже может выговаривать простые словосочетания и предложения, просьбы («хочу пить», «дай игрушку»);
  • 2 — 3 года. В этом возрасте можно услышать небольшие предложения, четко и без дефектов произнесенные слова.

Зная такие нормы, можно самостоятельно определить, отстает малыш в развитии речи либо нет. Если имеются определенные отклонения до 3 лет, нужно обратиться к педиатру. Он точно определит, стоит ли беспокоиться о речевой задержке и даст необходимые рекомендации.

Кстати, симптомы гиперактивности у ребенка: ненормально повышенная физическая активность, рассеянность, неусидчивость, импульсивность и плохая память, более подробнее — читайте в соответствующей статье.

Домашние средства от испуга ребенка, которые доказали свою эффективность- травы, настойки и сборы. Ну и конечно психологическая работа с ребенком.

Как диагностировать задержку?

Для диагностирования задержки развития речи могут потребоваться консультации с неврологом, отоларингологом, психиатром, логопедом, психологом и дефектологом. При обнаружении возможных признаков заболевания необходимо сперва обратиться к педиатру. Врач проанализирует соматический статус, определит возможные отклонения в речевом развитии и направит к необходимому специалисту.

Невролог определяет микроорганические поражения мозга. При этом проводятся ЭХО-ЭГ, ЭЭН, сканирование артерий мозга. Отоларинголог назначает обследования для определения наличия отита, тугоухости и аденоидов.

Логопед делает анализ анамнестических сведений, формирования моторики ребенка, речевого и слухового аппарата, особенностей коммуникативной деятельности. У детей до 12 месяцев определяется голосовая и доречевая активность. После 1 года специалист выясняет время появления слов, объем словаря, активность речи, а также фрагментную и связную речь.

Полный анализ снижения активности становления речи состоит из следующих обследований:

  • определение моторики лицевых мышц для выявления неспособности совершать движения языком;
  • оценка слуха ребенка и определение возможных проблем. Обследование проводит сурдолог;
  • тестирование. Проводятся тесты по шкале Гриффитс, шкале Бейли, по шкале раннего речевого развития и денверский тест;
  • беседа с родителями по методике Комаровского о задержке с целью определения, какие методы они используют для общения с ребенком;
  • определение уровня осознания и воспроизведения звуков;
  • определение стимуляции формирования речи. Проводится анализ информации о домашнем воспитании и окружении;
  • может потребоваться обследование деятельности головного мозга. Для этого проводятся ЭКГ, МРТ и ЭХО-ЭГ.

Лечение заболевания

Если задержка речевого развития выявляется у малыша своевременно, заболевание быстро и легко вылечивается. Многие мамы и папы полагают, что если дефектолог проведет курс по нормализации произношения звуков, этого будет достаточно. Это совершенно неправильно. Исправление формирования речи предполагает комплексное лечение:

  • медикаментозная терапия. Ребенку могут быть назначены медицинские препараты («Ноотропил», «Нейромультивин», «Лекцитин», «Когитум», «Кортексин», «Актовегин») для стимуляции кровообращения мозга и улучшения его интегративной функции. Лекарственные средства назначаются исключительно врачом. Самолечение задержки исключается;
  • лечебная терапия. Участки мозга, отвечающие за активность произношения, умственные возможности, словарный запас и дикцию, подвергают воздействию тока небольшой силы. Такая процедура позволяет активизировать их деятельность, стимулировать речевое развитие и познавательные процессы;
  • альтернативная терапия. В отдельных случаях доктор может назначить дельфинотерапию и иппотерапию;
  • коррекция дефектолога. При использовании наглядных, практических и технических средств реабилитации, постоянных игровых упражнений исправляются негативные тенденции речевого созревания, предупреждаются второстепенные отклонения;
  • логопедический массаж. Проводится массаж определенных участков языка, щек, губ, а также рук и ушей. В исключительных случаях назначается массаж Приходько, Краузе, Новиковой;
  • домашние занятия. Кроме лечебных мероприятий, рекомендуется и дома заниматься с ребенком, например, различными упражнениями для укрепления языка, мышц лица, слухового аппарата. Это могут быть различные звуковые подражания, песни, сказки, упражнения для мышц лица и моторики рук и другие. Занятия с ребенком должны носить регулярный характер.

Какие могут быть последствия?

Несвоевременное лечение либо его отсутствие могут привести к следующим последствиям:

  • большому отставанию интеллектуального и психического развития от сверстников;
  • трудностям с посещением образовательных учреждений. Обычно детям с неразвитой речью показана вспомогательная школа.

В заключение

Если вы заметили, что ваш ребенок плохо разговаривает, в то время, как его сверстники уже могут выговаривать небольшие предложения, стоит обратиться за помощью к специалистам. Очень важно установить причину задержки. В противном случае провоцирующий фактор не будет устранен, и лечение ребенка не даст положительных результатов. При обнаружении признаков задержки становления речи необходимо пройти комплексное обследование, чтобы определить точный диагноз.

Заболевание легче предупредить, чем заниматься его лечением и использовать дорогостоящие медицинские препараты. Поэтому родителям необходимо чаще общаться со своим чадом. Ребенок, растущий в атмосфере любящего родительского внимания, редко испытывает сложности с развитием речи.

Как лечить задержку речевого развития у ребенка Ссылка на основную публикацию

lechimkrohu.ru


Смотрите также

Объявление

Если у Вас есть ещё какие-либо интересные материалы (тексты, фото, видео, аудио), связанные с творческой жизнью Людмилы Тумановой, поделитесь ими со всеми нами, её многочисленными поклонниками.

Обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону: 8-922-56-101-83