Ludmila Tumanova

Занимательный материал по математике для дошкольников


Занимательный математический материал как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста

Мария Хаймина Занимательный математический материал как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей «Занимательный математический материал как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста»

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

Роль несложного занимательного математического материала определяется на основе: учёта возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановки.

Используется занимательный материал с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений, математических сказок, они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.

При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывании хода, предугадывании результата, предложение решения). В ходе поиска, выдвижении гипотез, решения дети проявляют и догадку, т. е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность, безусловно, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и мыслительного обдумывания.

Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольника виде деятельности – в игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, воображение, символическая функция сознания. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

Занимательный математический материал рассматривается как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. Такой материал мы включаем, как в основную часть занятия по формированию элементарных математических представлений так используем и в конце занятия, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. Занимательные математические игры мы используем и для организации самостоятельной деятельности детей.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении. В процессе игры дошкольники считают, складывают, вычитают, более того, решают логические задачи. Обучая ребенка в игре, мы стремимся, чтобы радость от игры перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

В детском саду, исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, существует разнообразный элементарный занимательный математический материал, который можно классифицировать, выделив в нем условно три основные группы:

Первый вид занимательного математического материала – это развлечения. В процессе развлечения дети закрепляют ранее приобретённые знания, умения и навыки. Но все это происходит в обстановке, которая отличается от еженедельных занятий по развитию элементарных математических представлений. Развлечения проводятся с использованием нарядных костюмов, праздничного украшения зала, музыки, песен. Это доставляет детям радость.

В таких развлечениях используются различные виды занимательного материала: задачи в стихотворной форме, задачи-шутки, загадки с цифрами и о цифрах, математические сказки, логические упражнения, головоломки с палочками и геометрическими фигурами, ребусы, лабиринты и т. д. Развлечения могут быть с элементами драматизации. Они строятся или на основе сюжета каких-либо сказок, мультфильмов или организуются встречи с разными героями. Дети могут сами исполнять роли. Сюжеты для инсценирования должны быть простыми по форме, доступными по содержанию. Лучше всего этим требования отвечают известные сказки: «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.

Также могут проводиться развлечения с элементами сюжетно-ролевой игры. Это различные «путешествия» (на поезде, ковре-самолёте, на космической ракете) и др. Здесь, как и в игре, дети воспроизводят в ролях все то, что они видели в окружающей жизни и деятельности взрослых. Но это происходит строго по сценарию, в отличие от сюжетно-ролевой игры. В сценарий развлечения включается занимательный математический материал. Ведущим является воспитатель. Можно проводить развлечения в виде соревнования.

Такие развлечения желательно проводить регулярно, так как они доставляют детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности, поддерживают интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь, способность производить действия в уме, развивают элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

Второй вид занимательного математического материала – это математические игры и задачи. Игра есть средство познания ребёнком действительности и одно из самых привлекательных для детей занятий. При ознакомлении детей с новой игрой разработаны этапы, каждый из которых несёт в себе определённые цели и задачи.

1 этап – это внесение новой игры в группу. Цель этого этапа – знакомство с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

2 этап – это игра. Цель этого этапа – развивать логическое мышление, представление о множестве, умение выделять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходство и различия объектов, познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов, развивать пространственные отношения, познавательные процессы, мыслительные операции.

3 этап – это самостоятельная игра детей с развивающим материалом. Цель этого этапа – развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию. В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно посредством этих игр развивать мыслительную активность.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Третий вид занимательного математического материала – это развивающие (дидактические) игры и упражнения. Важным средством формирования мыслительной деятельности ребенка, его интеллекта является игра. В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей это: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича, Колумбово яйцо, Танграм, кубики для всех, Волшебный круг, Монгольская игра, кубики по Никитину, игра-головоломка Пифагор, счётные палочки, шахматы, дроби, логические задачи, словесные игры, загадки, загадки-шутки, головоломки, математические сказки и т. д. Эти игры помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к действию с геометрическими фигурами, величинами.

Таким образом, математические представления детей совершенствуются. Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое поисковое поведение. С одной стороны ребёнку предлагаем пищу для подражания, а с другой стороны – предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях.

Игры и упражнения применяем в определённой системе. Постепенно игры усложняем как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имеют проблемно-практический характер.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике, и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

Для того чтобы работа воспитателя с детьми была плодотворной, педагогу следует пользоваться несколькими принципами. Это:

1. Принцип деятельности – включение ребенка в учебно-игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

2. Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

3. Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе.

4. Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

5. Принцип доминирования интересов.

6. Принцип психофизической комфортности – заключается в снятии по возможности стрессовых факторов.

7. Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными способностями, восприятием.

Это означает, что воспитателю необходимо создать определённые педагогические условия для работы с ребёнком. Для того чтобы были реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно. Для эффективного решения образовательных задач очень важно оснастить группу детей необходимыми игровыми пособиями. В игровой комнате отводится специально оборудованное место (стол, стулья, свободный доступ, где концентрируются все игры и пособия – необходимо создать «Уголок занимательной математики».

Уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребёнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду. Уголок занимательной математики решает такие задачи как:

1. Целенаправленное формирование у детей 4 – 7 лет интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.

2. Воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации полезного досуга, способствовать развитию творчества.

Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципов доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне.

Художественное оформление уголков должно отвечать их назначению, привлекать и заинтересовывать детей.

Руководство самостоятельной математической деятельностью в уголке занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм. Всю работу в уголке педагог организует с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Он предлагает ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно - волевого развития, проявления активности. Привлекает малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит свои успехи. Тот, кто составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.

- Перечень занимательного математического материала для младшей группы: дидактические игры (мозаика); предметы различной величины (матрёшки, пирамидки); объёмные тела; макеты квадратов, шаров, треугольников; счётный материал (не очень мелкие игрушки).

- Перечень занимательного математического материала для средней группы: дидактические игры; предметы различной величины (матрёшки, пирамидки); оборудование для измерения деятельности (песок, весы, часы, линейка, метр, рулетка); дидактические пособия (блоки Дьенеша); трафареты; счётный материал (палочки, матрёшки, грибочки, мелкие игрушки); лото.

- Перечень занимательного математического материала для старшей группы: Дидактические игры; Шашки, шахматы; Разнообразное лото; Блоки Дьенеша; Палочки Кюизенера; Игры на классификацию; Мозаики; Строительные наборы; Игры на составление узоров; Лабиринты; Схемы; Игры для ориентировки на листе бумаги; Игры В. Воскобовича; Настольно-печатные игры; Занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной форме, стихи-шутки, задачи-шутки, головоломки.

- Перечень занимательного математического материала для подготовительной группы: дидактические игры; дидактические материалы; шашки, шахматы; оборудование для измерения деятельности (песок, весы, часы, линейка, метр, рулетка); головоломки, головоломки с палочками; разнообразные лото; рамки вкладыши; блоки Дьенеша; Палочки Кюизенера; Игры на классификацию; Мозаики; Строительные наборы; Игры на составление узоров; Лабиринты; Игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур силуэтов; Игры для ориентировки на листе бумаги; Игры на передвижение; Игры В. Воскобовича; Настольно-печатные игры; Занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной форме, стихи-шутки, задачи-шутки, головоломки; Математические сказки.

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определённом этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.

Таким образом, методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы) способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

При использовании занимательного математического материала дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, потому что эмоционально вовлечены в занятие.

www.maam.ru

Занимательный материал по ФЭМП для младших дошкольников

Наталья Черникова Занимательный материал по ФЭМП для младших дошкольников

Занимательный игровой математический материал рассматривается как одно из дидактических средств, способствующих развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. Успех обучения во много зависит от наглядного материала, который используется на занятиях.

Наглядный материал мы часто изготавливаем сами. Сейчас в интернете можно найти большое количество цветных картинок. Мы их распечатываем, ламинируем и используем в работе с детьми.

Изготавливаем своими руками дидактические пособия из подручных материалов с целью накопления сенсорного и математического опыта у младших дошкольников, для решения таких задач, как:

- способствовать проявлению интереса к играм и материалам, с которыми можно практически действовать: накладывать, совмещать;

- осваивать простые связи и отношения: больше (меньше) по количеству, столько же;

-овладевать умением ориентироваться в небольшом пространстве: сверху (снизу, справа (слева);

- уравнивать группы предметов (столько же, увеличивать и уменьшать группы предметов (3-5 предметов);

- осваивать приёмы наложения и приложения, проявлять интерес к сосчитыванию небольших групп предметов (3—5 предметов).

Вот ряд пособий, которые мы используем в работе с детьми для решения данных задач.

Дидактические пособия «Счётные пеналы»

Выполнены из картона. Под закладкой, которая свободно двигается, находятся предметы в количестве 5 штук. Очень удобно сосчитывать предметы, ориентироваться в пространстве: «слева», «справа».

Дидактическое пособие «Веер знаний»

Наклеили картинки на пособие, купленное в магазине, с изображением цифр и предметов, разных по количеству. Очень удобно находить соответствие цифры и количества и соединять нужные картинки за счёт того, что части пособия подвижны.

Дидактическое пособие «Червивое яблоко»

Картинки распечатаны, наклеены на картон, заламинированы. Дети накладывают на пустые точки пластмассовые круги. Считают их, соотносят количество с цифрой.

Дидактический раздаточный материал

Картинки также распечатаны, наклеены на картон. Можно использовать для сравнения предметов по количеству, сосчитывания предметов.

Дидактический материал «Количество и цифра»

Наглядный материал также распечатан, заламинирован. На демонстрационном материале есть цифра и предметы. Дети называют цифру, считают количество предметов, соотносят его с цифрой.

www.maam.ru

Занимательный математический материал

светлана тубасова Занимательный математический материал

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание.

Занимательный материал в обучении математике делится на 3 условные группы:

1. Развлечения:

- головоломки «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур создаётся сюжетное изображение

- «Змейка», «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб» и другие игрушки-головоломки, состоящие из объемных геометрических тел, вращающихся или складывающихся определенным образом;

- лабиринты— упражнения, сочетающие в себе зрительный и мыслительный анализ, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки (например: «Как мышонку выбраться из норки?», игры на пространственное преобразование, различные загадки, задачи в стихотворной форме. задачи- шутки, ребусы, кроссворды, математические фокусы. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения) закрепляют ранее приобретённые знания, умения и навыки.

2. Математические (логические) игры и задачи, упражнения (с блоками, кубиками на включение, нахождение, шашки, шахматы, словесные игры, логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил; задачи на нахождение признаков отличия или сходства, на поиск недостающей фигуры.

3. Развивающие (дидактические) игры и упражнения (с наглядным материалом, словесные) «Найди такой же формы?»

использование игрового занимательного материала и игр на занятиях по ФЭМП делает возможным выполнение математических заданий на высоком познавательном уровне.

Существует и ещё один вид занимательного математического материала – это математическая сказка. Народные и авторские сказки, которые дети от многократного чтения знают уже наизусть, - это бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. (теремок, репка, колобок, красная шапочка, «Про козлёнка, который умел считать до десяти») Сказка «Три медведя» - это математическая супер сказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький, соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками, ложками.

Педагогические требования к занимательному математическому материалу как дидактическому средству.

1. Материал должен быть разнообразным (развитие и совершенствование количественных, пространственных и временных представлений у детей) Разнообразными должны быть занимательные задачи по способам решения. Разнообразные формы организации работы с этим материалом: индивидуальные и групповые, в свободной самостоятельной деятельности и на занятиях, в детском саду и дома и т. д.

2. Занимательный материал должен использоваться в определенной системе, предполагающей постепенное усложнение задач, игр, упражнений.

3. Организуя деятельность детей необходимо сочетать методы прямого обучения с созданием условий для самостоятельных поисков способов решения.

4. Должен отвечать разным уровням общего и математического развития ребенка, варьировать задания, методические приемы и формы организации.

5. Использование занимательного математического материала должно сочетаться с другими дидактическими средствами по формированию у детей элементарных математических представлений.

www.maam.ru

Информационный проект «Занимательный материал для дошкольников по математике (1 часть)»

Елена Сорокина Информационный проект «Занимательный материал для дошкольников по математике (1 часть)»

Информационный проект «Занимательный материал для дошкольников по математике»

(1 часть)

Проект направлен на формирование у детей интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, обращать внимание на проблему.

Вид проекта. Долгосрочный.

Участники проекта. Воспитатели, родители.

Цель проекта. Донести до внимания воспитателей и родителей дидактический материал, позволяющий сформировать интерес к решению логических и арифметических задач.

Задачи проекта.

1. Подбор дидактического материала для составления картотеки по математике.

2. Оказание помощи воспитателям и родителям в активизации мыслительных процессов детей при организации занятий и самостоятельной деятельности старших дошкольников.

Предполагаемый результат. Формирование и совершенствование общих умственных способностей: логика мысли, рассуждение и действие, гибкость мыслительного процесса, смекалка и сообразительность, пространственные представления, через занимательный материал по математике.

Актуальность.

Большой интерес у ребят вызывают задачи на смекалку, головоломки, различные занимательные игры. В таких занятиях формируются очень важные личностные качества ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку, в ходе решения которой дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает качества, которые впоследствии будут необходимы для профессионального мастерства.

Любому виду занимательного материала, значительную важность придают игровые элементы. Этот материал можно разделить на три основные группы: развлечения, математические (логические) игры и задачи, дидактические игры и упражнения.

Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий. Например: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?», «Мельница» и другие. Такие игры, как «Выращивание дерева», «Чудо-мешочек» предлагают строгую логику действий.

Дидактические игры и упражнения различны по форме и содержанию. Но все они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, упражняют ребят в счете и вычислениях.

Занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения являются эффективным средством развития и обучения детей дошкольного возраста как на занятиях математикой, так и во внеурочное время.

Предлагаю вашему вниманию небольшую картотеку игр для детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Цепочка примеров» (игра предлагается для индивидуальной работы)

Цель. Упражнять детей в умении производить арифметические действия.

Ход игры. Две группы участников садятся на стулья – одна против другой. Один ребенок берет мяч, называет простой арифметический пример: 3+2 – и бросает мяч кому-нибудь из другой группы. Тот, кому брошен мяч, дает ответ и бросает мяч игроку из первой группы. Поймавший мяч продолжает пример, в котором надо произвести действие с числом, являющимся ответом в первом примере. Участник игры, давший неверный ответ или пример, выбывает из игры. Выигрывает группа детей, у которой осталось больше игроков.

Дидактическая игра «Отгадай число»

Цель. Закрепить умение детей сравнивать числа.

Ход игры. По заданию ведущего ребенок должен быстро назвать число (числа) меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т. д. Ребенок, выполнивший условия игры, получает флажок. При делении детей на две группы, ответивший неправильно, выбывает из игры.

Дидактическая игра «Только одно свойство»

Для игры необходимо изготовить специальный набор геометрических фигур. В него входят четыре фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) четырех цветов маленького размера. В этот же набор включается такое же количество перечисленных фигур указанных цветов, но больших по размеру. Таким образом, для игры на одного участника необходимо 16 маленьких геометрических фигур четырех видов и четырех цветов и столько же больших.

Цель. Закрепить знание свойства геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывать ее.

Ход игры. У двоих играющих детей по полному набору фигур. Начинающий игру кладет на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить рядом фигуру, отличающуюся от нее только по одному признаку. Так, если первый положил на стол желтый большой треугольник, то второй кладет желтый большой квадрат или синий большой треугольник и т. д. Неправильным считается ход, если второй играющий положит фигуру, не отличающуюся от первой или отличающуюся от нее более чем на один признак. В этом случае фигуру у игрока забирают. Проигрывает тот, кто первый останется без фигур.

Дидактическая игра «Числовой ряд»

Цель. Закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.

Ход игры. Двое детей, сидящих за одним столом, раскладывают перед собой лицевой стороной вниз карточки с цифрами от 1 до 10. При этом каждому из детей дается определенное количество карточек с цифрами (например, до 13). Некоторые из цифр встречаются в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности берет карточку с цифрой. Открывает ее и кладет перед собой. Затем первый играющий открывает еще одну карточку. Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, ребенок кладет карточку левее первой, если больше – правее. Если же он возьмет карту с числом, уже открытым им, то возвращает ее на место, а право хода передается соседу. Выигрывает тот, кто первым выложил свой ряд.

Дидактическое упражнение «Назови число»

Цель. Упражнять детей в умении производить устные вычисления.

Ход игры. Взрослый говорит: «Я могу отгадать число, которое ты задумал. Задумай число, прибавь к нему 6, от суммы отними 2, затем еще отними задуманное число. К результату прибавь 1. У тебя получилось число 5.»

Логическая задача «Сколько взять конфет?»

Цель. Упражнять детей в соотнесении условия задачи с результатом.

Ход игры. Предлагается условие задачи: «В пакете лежат конфеты двух сортов. Наугад берут несколько конфет. Какое наименьшее количество конфет нужно взять, чтобы среди них оказались хотя бы две конфеты одного сорта?» (Не менее 3.) Задача решается путем логического размышления.

www.maam.ru

Презентация на тему: "Занимательный материал в бучении дошкольников элементарной математике".

Реализация ФГОС в ДОУ требует нового подхода к организации воспитательно-образовательного процесса.

В соответствии с новыми требованиями программные образовательные задачи реализуются:

  • в совместной деятельности взрослого и ребёнка,
  • самостоятельной деятельности детей.

Одна из основных задач - это повысить результативность и качество образовательного процесса.

Новый документ ставит во главу

индивидуальный подход к ребенку по средствам игры.

Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Игровой метод в организации непосредственно образовательной деятельности становится наиболее актуальным.

Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка, к тому же существует просто огромное количество математических игр и игр - обучалок для детей. Дело в том, что детская память избирательна.

Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало.

Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаивают.

Поэтому основная задача педагогов сделать так, чтобы детям было интересно заниматься математикой. Тогда маленькие непоседы и сами не заметят, как научатся математическим представлениям.

И гровая деятельность - ведущая деятельность детей дошкольного возраста.

В процессе игры допустимо свободное общение и взаимодействие детей друг с другом, проявление разнообразных интеллектуальных эмоций, опора на детский опыт, разрешение ошибок и противоречий, которые неизбежно возникают при освоении чего-то нового, неизведанного.

В игровой деятельности ребенок находится в позиции «равноправного партнера» по отношению ко взрослому, что способствует укреплению уверенности в себе, в своих интеллектуальных возможностях.

Задачи на смекалку, головоломки,

занимательные игры, вызывают

у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструк-тивные умения.

Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок- дает основание для их классификации.

Разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем три основные группы.

Занимательный математический материал

Дидактические

игры и упражнения

Развлечения

Математические

(логические)

игры, задачи, упражнения

Из всего многообразия головоломок

наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте ( 5-7 лет) головоломки с палочками. Их называют задачи на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобра-зование одних фигур в другие.

В дошкольном возрасте используются самые простые

головоломки.

Необходимо иметь наборы

обычных счетных палочек ,

чтобы составить из них

наглядные задачи-головоломки

Составление треугольников

и квадратов

  • Отсчитать 5 палочек и подумать, как можно из них составить 2 равных треугольника

3 треугольника так, чтобы получилась новая фигура-

четырехугольник

квадрата из 7 палочек

квадрат и 2 равных треугольника

Более сложные задания

на перестроение фигур

Это задачи, в которых для изменения фигуры надо переложить определенное количество палочек или убрать определенное количество.

В процессе решения таких задач

дети должны овладеть такими

мыслительными операциями, в

результате которых можно

представить мысленно различные преобразования, проверить их, затем, отбросив неверные, искать и пробовать новые ходы решения.

  • В фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4 палочки, оставив один прямоугольник

квадратов, убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 равных квадрата

  • В данной фигуре переложить 2 палочки, чтобы получилось 3

равных треугольника

  • Переложить 2 палочки так,

чтобы фигура, похожая на корову,

« смотрела» в другую сторону

Логические упражнения

и задачи-

это задачи, на нахождение пропущен-

ной фигуры, продолжение ряда фигур,

знаков, на поиск чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающей в ряду фигуры ( нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры)

В работе с детьми 5-7 лет

используются простые логические

упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять

последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать.

Эти задачи наглядно представлены в виде чертежа, рисунка, иллюстрированы предметами.

  • Какая фигура здесь лишняя

и почему?

мышления, смекалки и сообразительности способствует обучение детей решению логических задач

на поиск недостающих

в ряду фигур

Из нижнего ряда выбери недостающую фигуру

Из нижнего ряда выбери недостающую

фигуру

Вставь недостающую фигуру

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур.

Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры:

Они интересны детям и взрослым.

Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта

« Танграм»- одна из несложных игр.

Её называют головоломкой из картона. Игра проста в изготовлении. Квадрат, размером 8Х8 см из картона ( пластика), одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезать на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить много изображений.

Более сложной и интересной для

ребят деятельностью является

воссоздание фигур по образцам

контурного характера.

Воссоздание фигур по контурным образцам требует зрительного членения формы той или иной плоскостной фигуры на составные части, т.е. на те геометрические фигуры, из которых она составлена.

Фигура-

силуэт

домика

Фигура - силуэт бегущего гуся

Квадрат, размером, 7х7 см раз-резан так, что получается 7

геометрических фигур: 2 разных по размеру квадрата,2 маленьких треугольника, 2 больших ( в сравнении с маленькими) и 1 четырехугольник

( параллелограмм).

Квадрат, размером 10х10 см разрезается на 11 частей. В результате получается: 2 квадрата, 4 треугольника, 5 прямоугольников ( 4 маленьких и 1 большой).

При составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.

Овал, размером 15х20 разрезают

на 10 частей, в результате чего получается: 4 треугольника ( 2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры ( большие и маленькие) , имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной.

Круг разрезается на части, ориен-

тиром при разрезании служит центр круга. Получается 7 частей, из которых равны между собой 2 части, похожие на овал, и 2 части, имеющие сходство с треугольником; остальные 3 части – разные по форме и размеру.

Круг разрезается на 10 частей.

В результате получается 4 равных треугольника, остальные части, попарно равные между собой, сходны с фигурами треугольной формы, но одна из сторон у них имеет закругление. Из частей игры удобно составлять человечков, птиц, ракеты и другие фигуры.

Это такие фигуры, которыми

на шахматной доске можно закрыть 5 соседних клеток. Всего 12 фигур. Каждая из них состоит из 5 примыкающих друг к другу равных квадратов.

Из многообразия математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи-шутки.

В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простые математические отношения:

  • Два конца, два кольца, а посредине гвоздик.
  • Четыре братца под одной крышей живут.
  • Пять братцев в одном домике живут.
  • В году у дедушки 4 имени. Кто они?

Это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны.

  • Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?

( двое)

  • У трёх братьев по одной сестре.

Сколько всего детей в семье?

( четверо)

  • У бабушки Даши внучка Маша, кот

Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?

( одна внучка Маша)

  • Два числа – 1 и 3, быстро их сложите и ответ скажите
  • На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные синицы. Сколько синиц?
  • На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе?
  • Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
  • Горело 7 свечей. 2 свечи погасли Сколько свечей осталось?
  • Если стол выше стула, то стул…….

( ниже стола)

  • Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа………

( вышел позже Саши)

  • Если правая рука справа, то левая……

( слева)

  • Если река глубже ручейка, то ручеек……

( мельче реки)

Ежик по лесу шел, на обед грибы нашел:

Два - под березой, один – у осины.

Сколько их будет в плетеной корзине?

Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать

Кто их может сосчитать?

  • Ну-ка, сколько всех ребят на горе катается?

Трое в саночках сидят, один дожидается.

Плачет Ира, не унять, очень грустно Ире.

Стульев было ровно пять, а теперь четыре.

Начал младший брат считать.

  • Раз, два, три, четыре, пять.
  • Не реви! –
  • Сказал малыш.-
  • Ведь на пятом ты сидишь.

В настоящее время среди теоретиков и практиков дошкольного образования более принятыми являются взгляды на то, что

*математику нужно всячески «увеселять », чтобы ребенок « не устал от математики»,

*что каждые 5–10 мин занятия от математики надо « отдыхать», т.к. дети испытывают большое умственное напряжение,

* не следует заставлять детей сидеть на занятии смирно, статичная поза утомляет ребенка.

Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных (специализированных) программ - программ по одному или нескольким направлениям развития ребенка.

  • Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных (специализированных) программ - программ по одному или нескольким направлениям развития ребенка.

Презентацию подготовила

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 3 «Соловушка»

Преснякова Евгения

Николаевна

г. Рыльск

2016г

multiurok.ru


Смотрите также

Объявление

Если у Вас есть ещё какие-либо интересные материалы (тексты, фото, видео, аудио), связанные с творческой жизнью Людмилы Тумановой, поделитесь ими со всеми нами, её многочисленными поклонниками.

Обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону: 8-922-56-101-83